Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 ноября 2019 г. N 70-АПА19-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Котович Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Гиваргизова Степана Михайловича о признании не действующим в части решения Собрания депутатов муниципального образования поселок Пангоды от 11 декабря 2015 г. N 187 "Об утверждении размера коэффициента аренды (Ка) за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования поселок Пангоды" по апелляционной жалобе Собрания депутатов муниципального образования поселок Пангоды на решение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 июня 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., возражения представителя Гиваргизова С.М. по доверенности Киселева М.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Хвалиной Е.А., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
решением Собрания депутатов муниципального образования поселок Пангоды от 11 декабря 2015 г. N 187 "Об утверждении размера коэффициента аренды (Ка) за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования поселок Пангоды" (далее - Решение N 187) утверждены размеры коэффициента аренды (Ка) за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования поселок Пангоды, согласно приложению.
Гиваргизов С.М., являющийся арендатором расположенного в п. Пангоды земельного участка, предназначенного для размещения торговых помещений смешанного типа, обратился в суд Ямало-Ненецкого автономного округа с административным исковым заявлением о признании Решения N 187 не действующим в части установления коэффициента арендной платы (Ка) в размере 9,5 в отношении земельных участков, предназначенных для размещения объектов оптовой и розничной торговли, указывая на несоответствие оспариваемого положения основным принципам определения арендной платы, закрепленным в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582), и Порядку определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые в аренду без торгов (далее также - Порядок), утвержденному постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 8 октября 2015 г. N 953-П (далее - Постановление N 953-П).
Решением суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 июня 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено: Решение N 187 в части установления коэффициента аренды за земельные участки для размещения объектов оптовой и розничной торговли в размере 9,5 признано не действующим со дня вступления в законную силу судебного акта.
В апелляционной жалобе Собрание депутатов муниципального образования поселок Пангоды просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного искового заявления. Полагает, что выводы суда об отсутствии экономического обоснования и анализа размера коэффициента аренды противоречат обстоятельствам дела. При принятии Решения N 187 Собранием депутатов муниципального образования поселок Пангоды был соблюден принцип экономической обоснованности, в подтверждение чего представлено финансово-экономическое обоснование, в основу которого положены данные о кадастровой стоимости, что, в свою очередь, свидетельствует о проведении оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих на доходность земельного участка.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из данного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.
На основании и во исполнение Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (пункт 4 статьи 2 ЗК РФ).
Согласно статье 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Как следует из подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Подпунктом 15 пункта 1 статьи 3 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 июня 2009 г. N 39-ЗАO "О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе" к полномочиям Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа в области земельных отношений отнесено в том числе установление порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности автономного округа, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов.
Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые в аренду без торгов, утвержден Постановлением N 953-П.
Согласно пункту 2.1 Порядка размер арендной платы за использование земельного участка определяется по договору аренды земельного участка, заключенному с 1 января 2016 г., от кадастровой стоимости по формуле, учитывающей в том числе коэффициент аренды (Ка).
В соответствии с пунктом 2.2 Постановления N 953-П коэффициент аренды (Ка) устанавливается для каждого вида или подвида разрешенного использования земельного участка и не может превышать 10.
Согласно пункту 2.3 Постановления N 953-П в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, указанный коэффициент определяется представительным органом городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения. В случае непринятия представительным органом муниципального образования в автономном округе такого решения коэффициент аренды (Ка) признается равным 1.
С учетом приведенных норм федерального и регионального законодательства суд первой инстанции правомерно признал, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах предоставленной компетенции, что не оспаривается в рамках настоящего дела, как и соблюдение порядка его опубликования.
Решением N 187 утверждены размеры коэффициента аренды за земельные участки, собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования поселок Пангоды, в том числе для земельных участков, предназначенных для размещения объектов оптовой и розничной торговли, в размере 9,5.
Одним из принципов определения арендной платы Постановление N 582 указывает принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 февраля 2017 г. N 424-О, государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
При этом соответствующее приведенным выше требованиям экономическое обоснование для установления оспариваемым решением коэффициента аренды в размере 9,5 для земельных участков, предназначенных для размещения объектов оптовой и розничной торговли, отсутствует.
Само по себе использование при расчете арендной платы кадастровой стоимости в качестве показателя оценки экономических, природных и иных факторов, а также характеризующего доходность и экономическую ценность земельного участка, не может рассматриваться как основание для определения коэффициента арендной платы.
Отсутствие методических рекомендаций по расчету коэффициента аренды, на что ссылается в жалобе административный ответчик, не исключает требования о необходимости экономического обоснования установления указанного коэффициента применительно к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов оптовой и розничной торговли.
При таких данных суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что установление оспариваемым нормативным правовым актом коэффициента аренды (Ка) в размере 9,5 является необоснованным, не связанным с многофакторным анализом доходности земельного участка, что противоречит основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, они аналогичны позиции Собрания депутатов муниципального образования поселок Пангоды в судебном заседании, которой суд дал надлежащую правовую оценку, в связи с чем Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, Судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал представленные документы и, оценив собранные доказательства в их совокупности, правомерно признал нормативный правовой акт не действующим в оспариваемой части, что соответствует положениям части 2 статьи 215 КАС РФ.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Основания для отмены решения суда в апелляционном порядке, предусмотренные статьей 310 КАС РФ, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 июня 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Собрания депутатов муниципального образования поселок Пангоды - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 ноября 2019 г. N 70-АПА19-2
Текст определения опубликован не был