Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 ноября 2019 г. N 53-АЛА19-42
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Котович Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" о признании не действующим в части Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 г. N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" по апелляционной жалобе публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" на решение Красноярского краевого суда от 6 июня 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., объяснения представителя публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" Киселева А.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителей Законодательного Собрания Красноярского края - Стрикис О.А., Губернатора Красноярского края и Правительства Красноярского края - Сироты И.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Законодательным Собранием Красноярского Края 4 декабря 2008 г. принят Закон Красноярского края N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" (далее также - Закон N 7-2542), регулирующий отношения по использованию и охране земель в Красноярском крае в пределах полномочий, предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации Земельным кодексом Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) и иными актами федерального законодательства.
Статья 12 указанного закона устанавливает порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без торгов.
Согласно пункту 8 указанной статьи при заключении договора аренды земельного участка в таком договоре предусматриваются случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата за земельный участок ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды. Изменение в одностороннем порядке арендодателем годового размера арендной платы за земельный участок предусматривается в договорах аренды земельных участков в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости земельного участка. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции в году, в котором произведен перерасчет размера арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка, не производится.
Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее также - ПАО "МРСК Сибири") обратилось в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением о признании пункта 8 статьи 12 Закона N 7-2542 не действующим, в части положений, устанавливающих возможность увеличения арендной платы на размер инфляции в отношении земельных участков, предоставляемых в аренду органами государственной власти Красноярского края и местного самоуправления организациям, осуществляющим социально значимые виды деятельности, в том числе по передаче электрической энергии.
В обоснование требований административный истец указал на несоответствие оспариваемого положения пункту 4 статьи 39.7 ЗК РФ и основным принципам определения арендной платы, закрепленным в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее также - Постановление N 582). Увеличение арендной платы на уровень инфляции в соответствии с пунктом 8 статьи 12 Закона N 7-2542 влечет превышение размера арендной платы над земельным налогом, размер которого составляет 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Красноярского краевого суда от 6 июня 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе ПАО "МРСК Сибири" просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, принять новый судебный акт об удовлетворении административного искового заявления. Не соглашается с выводом суда о несостоятельности своих доводов о том, что с учетом применения при расчете арендной платы коэффициентов К1 и К2 в их максимальном значении 1,5% от кадастровой стоимости увеличение размера арендной платы на уровень инфляции приведет к ее превышению над земельным налогом. Обращает внимание, что при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии расходы на аренду учитываются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество. Полагает необоснованным отклонение доводов относительно необходимости распространения на ПАО "МРСК Сибири" принципа поддержки социально значимых видов деятельности.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, Законодательным Собранием Красноярского края, Губернатором Красноярского края и Правительством Красноярского края представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из данного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.
Согласно статье 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Как следует из подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ установлено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
На территории Красноярского края порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без торгов, установлен статьей 12 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 г. N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае".
В соответствии с пунктом 5 статьи 12 указанного закона расчет годовой суммы арендной платы за использование земельных участков (за исключением арендной платы за использование земельных участков, предоставленных для строительства) производится по формуле как произведение кадастровой стоимости земельного участка, коэффициента, учитывающего вид разрешенного использования земельного участка (К1), и коэффициента, учитывающего категорию арендатора (К2).
Законом Красноярского края от 30 ноября 2017 г. N 4-1187 "О внесении изменений в Закон края "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" (далее - Закон N 4-1187) статья 12 Закона N 7-2542 дополнена пунктом 8, которым установлено ежегодное, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменение в одностороннем порядке арендодателем арендной платы за земельный участок на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемый в части Закон N 7-2542 и вносящий в него изменения Закон N 4-1187 приняты уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия и утверждения, а также официального опубликования, и по этим основаниям не обжалуются.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца об оспаривании пункта 8 статьи 12 Закона N 7-2542, суд первой инстанции пришел к выводу, что само по себе предусмотренное данной нормой изменение арендной платы на уровень инфляции нормативным правовым актам федерального законодательства, в том числе Постановлению N 582, не противоречит.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и основан на правильном толковании норм закона.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по следующим основаниям.
Постановлением N 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К числу таких принципов относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Соблюдением указанного принципа является достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.
Применительно к рассматриваемому делу такими ставками и показателями являются указанные в пункте 5 статьи 12 Закона N 7-2542 и в других предусмотренных этой статьей формулах коэффициенты, применяемые к базовой величине - кадастровой стоимости земельного участка.
Оспариваемый административным истцом пункт 8 статьи 12 Закона N 7-2542 никаких ставок и показателей не устанавливает, а предусматривает возможность увеличения в связи с инфляционными процессами размера арендной платы, определенной в экономически обоснованном размере.
Инфляцией является повышение общего (среднего) уровня цен с течением времени и, как следствие, обесценивание денежных средств в результате инфляционных процессов, наличие которых в экономике учитывается федеральным законодателем, в частности, при установлении прогнозируемого уровня инфляции в федеральном законе о федеральном бюджете Российской Федерации на соответствующий год.
К основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, Постановлением N 582 отнесен принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Как правильно указал суд первой инстанции, исходя из анализа названных норм, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 11 утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России) от 29 декабря 2017 г. N 710 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582, согласно которым при определении в порядке определения размера арендной платы расчета арендной платы на основе кадастровой стоимости земельного участка рекомендуется учитывать, что изменение кадастровой стоимости содержит некоторое опережающее повышение стоимости земельного участка, основанное на предположении о вероятности роста кадастровой стоимости в ближайшем будущем, вследствие чего рекомендуется исключить случаи применения поправочных коэффициентов, например коэффициента инфляции, в год изменения кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, следует вывод, что само по себе изменение арендной платы на уровень инфляции не противоречит нормам федерального законодательства, поскольку призвано приводить размер арендной платы в соответствие с текущим уровнем инфляции и системой цен, то есть направлено на сохранение реальной арендной платы на прежнем уровне.
Доводы жалобы о том, что с учетом применения при расчете арендной платы коэффициентов К1 и К2 в их максимальном значении 1,5% от кадастровой стоимости увеличение размера арендной платы на уровень инфляции приведет к ее превышению над земельным налогом, в пределах величины которого арендная плата должна устанавливаться исходя из принципа учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, подлежат отклонению.
ПАО "МРСК Сибири" является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, в том числе на территории Красноярского края.
Пунктом 4 статьи 39.7 ЗК РФ установлено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 данного кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, относятся объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
Согласно пункту 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением N 582, арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Минэкономразвития России, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения в том числе линий электропередачи, линий связи, а также линейно-кабельных сооружений; гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Пунктом 1 приказа Минэкономразвития России от 22 сентября 2011 г. N 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)" установлена ставка арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, которые находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей) либо занятые такими объектами.
Установление подобным способом размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, основывается на социальной значимости объектов, которые расположены на соответствующих земельных участках.
При этом пунктом 8 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением N 582, также предусматривается изменение арендной платы на уровень инфляции.
Поскольку предельный размер ставок арендной платы земельных участков, которые находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены для размещения объектов электроэнергетики либо занятые такими объектами, утвержден приказом Минэкономразвития России, то он является обязательным для всех публичных собственников, в том числе, применительно к рассматриваемому спору, - в отношениях по аренде ПАО "МРСК Сибири" земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без торгов, расположенных на территории Красноярского края.
В этой связи оснований расценивать устанавливающие общие правила для арендаторов указанных выше земельных участков положения пункта 8 статьи 12 Закона N 7-2542 нарушающими права ПАО "МРСК Сибири" оснований не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, они аналогичны позиции административного истца, которой суд дал надлежащую правовую оценку, в связи с чем Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, решение суда вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Красноярского краевого суда от 6 июня 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 ноября 2019 г. N 53-АЛА19-42
Текст определения опубликован не был