Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 ноября 2019 г. N 51-АПА19-13
административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Котович Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибирь" о признании не действующими в части Генерального плана городского округа - города Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 26 февраля 2010 г. N 245 и Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 09 октября 2012 г. N 834 по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Сибирь" на решение Алтайского краевого суда от 20 мая 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Сибирь" (далее - ООО "Сибирь") обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими Генерального плана городского округа - города Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 26 февраля 2010 г. N 245 в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 22:63:020636:15 одновременно к территории магистральной дороги, зоне зеленых насаждений общего пользования, к территории, в отношении которой функциональная зона не определена и Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 09 октября 2012 г. N 834 в части отнесения указанного участка к двум зонам: общественно-деловой зоне и зоне, территориальное назначение которой не установлено.
Оспаривая нормативные правовые акты, административный истец полагает, что установленное территориальное и градостроительное планирование препятствует использованию, принадлежащего обществу, земельного участка.
Решением Алтайского краевого суда от 20 мая 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Сибирь" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить и принять новое решение об удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Алтайского края представлены возражения.
В судебное заседание представители ООО "Сибирь", Барнаульской городской Думы, комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула, комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула, комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии со статьей 24 и статьей 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), статьей 7, статьей 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генерального плана, правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, входят в круг полномочий представительного органа городского округа.
Решением Барнаульской городской Думы от 26 февраля 2010 г. N 245 утвержден Генеральный план городского округа - города Барнаула Алтайского края. В настоящее время Генеральный плана г. Барнаула действует в редакции решения Барнаульской городской Думы от 28 февраля 2011 г. N 450.
Решением Барнаульской городской Думы от 09 октября 2012 г. N 834 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края. В Правила землепользования и застройки г. Барнаула неоднократно вносились изменения последние внесены 25 апреля 2019 г. N 286.
Как следует из материалов дела ООО "Сибирь" является собственником земельного участка с кадастровым номером 22:63:020636:15, категории земли - земли населенных пунктов - для эксплуатации зданий КЭЧ, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, пр. Сибирский 36, б, площадью 21 227 кв.м, на основании договора купли-продажи от 25 января 2016 г.
Согласно фрагментам Генерального плана г. Барнаула, предложения по территориальному планированию, основной чертеж, указанный земельный участок отнесен частично к функциональной зоне преимущественно общественной застройки, частично в зоне многоэтажной застройки, частично в зоне зеленых насаждений общего пользования, частично - зоне магистральной дороги и частично - на территории общего пользования.
В соответствии с Картой градостроительного зонирования, являющейся приложением 1 к Правилам землепользования и застройки города Барнаула, земельный участок истца находится в территориальной зоне ОД (общественно-деловая зона), а часть участка отнесена к территории общего пользования.
Согласно части 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, иным территориальным зонам.
Частью 2 статьи 85 Земельного кодекса предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Согласно части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса (далее - Градостроительный кодекс) на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон (в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 283-ФЗ).
В соответствии с частью 12 статьи 1 Градостроительного кодекса территории общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В силу части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.
Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, установленная в Правилах землепользования и застройки г. Барнаула в отношении земельного участка истца территория общего пользования не является территориальной зоной, для которой не устанавливается градостроительный регламент, что не нарушает требований статьи 85 Земельного кодекса и статьи 30 Градостроительного кодекса.
Согласно части 4 и 5 статьи 35 Градостроительного кодекса в состав общественно-деловых зон могут включаться: зоны делового, общественного и коммерческого назначения; зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения; зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности; общественно-деловые зоны иных видов.
Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
Вместе с тем, согласно пункту 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
Принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа как основополагающему документу территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития определен частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам, в соответствии с положениями статьи 1 статьи 34 и 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "статьи 1 статьи 34" имеется в виду "пункта 1 статьи 34"
В Градостроительном кодексе отсутствует норма запрещающая нахождение одного земельного участка в различных функциональных зонах.
В данном случае территориальное зонирование земельного участка административного истца, при котором земельный участок расположен в общественно-деловой территориальной зоне, соответствует функциональным зонам, определенным Генеральным планом города и согласуется с нормами градостроительного законодательства.
В соответствии со Схемой развития планировочной структуры и центров обслуживания и Схемой транспортной инфраструктуры, являющимися фрагментами Генерального плана г. Барнаула отображено расположение магистральной дороги и улицы в границах, принадлежащего административному истцу земельного участка.
Постановлением главы администрации г. Барнаула 12 сентября 2013 г. утвержден проект планировки и межевания территории восточнее проспекта Комсомольского в районах улиц Некрасова, Молодежной, Промышленной (бровка откоса надпойменной террасы) и Дмитрова, которым также предусмотрено прохождение улицы Молодежной и переулка Некрасова в границах красных линий, в том числе по территории принадлежащего административному истцу земельного участка.
Пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса в редакции Федерального закона от 2 августа 2019 г. N 283-ФЗ красные линии определены как линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
Исходя из пункта 3.37 СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 1034/пр, улично-дорожная сеть - это система объектов капитального строительства, включая улицы и дороги различных категорий и входящие в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемые с учетом перспективного роста интенсивности движения и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций, границы улично-дорожной сети закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения.
Таким образом, в границах земельного участка истца планируется осуществить строительство дорог и территории общего пользования.
Отнесение части земельного участка истца к землям общего пользования производилось органом местного самоуправления с учетом сложившейся планировки территории по красным линиям в соответствии с документацией по планировке территории.
Определение в Генеральном плане функциональной зоны для объектов местного значения зоны магистральной дороги, отображение и описание ее границ и описание на картах генерального плана соответствует положениям пункта 1 части 4 и пункта 3 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
решение Алтайского краевого суда от 20 мая 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сибирь" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 ноября 2019 г. N 51-АПА19-13
Текст определения опубликован не был