Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 ноября 2019 г. N 5-КА19-47
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.
судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гришина Артемия Петровича на определение судьи Нагатинского районного суда г. Москвы от 10 сентября 2018 года и определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 28 марта 2019 г. об отказе в принятии административного искового заявления Гришина А.П. о признании незаконным отказа Департамента городского имущества г. Москвы от 24 июля 2018 года N ДГИ-ГР-30588/18-1 в постановке Гришина А.П. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в составе членов семьи Гришина А.П., возложении обязанности поставить его на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения Гришина А.П., поддержавшего доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
15 июня 2018 года Гришин А.П. обратился в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением о постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в составе членов своей семьи.
Письмом Департамента городского имущества г. Москвы от 24 июля 2018 года N ДГИ-ГР-30588/18-1 Гришину А.П. в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях отказано.
Гришин А.П. считая, что данный отказ нарушает его право на улучшение жилищных условий обратился в суд с административным иском о признании его незаконным, возложении обязанности на Департамент городского имущества г. Москвы поставить его на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Определением судьи Нагатинского районного суда г. Москвы от 10 сентября 2018 года в принятии указанного административного искового заявления отказано.
Определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 28 марта 2019 года определение судьи первой инстанции оставлено без изменения.
Определением судьи Московского городского суда от 23 мая 2019 года Гришину А.П. отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В кассационной жалобе, поданной административным истцом в Верховный Суд Российской Федерации, ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных определений.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 9 августа 2019 года материал истребован в Верховный Суд Российской Федерации, определением от 18 октября 2019 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие основания имеются.
В силу пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено названным кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Суды в порядке, предусмотренном Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (пункт 2 части 2).
Суды в порядке, предусмотренном Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (часть 3).
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.
Отказывая в принятии административного искового заявления, судья первой инстанции исходил из того, что административное исковое заявление Гришина А.П. подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку между сторонами имеется спор о праве на улучшение жилищных условий, который подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Между тем судьей не учтены следующие обстоятельства.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Пунктом 3 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
Постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2014 года N 521-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы Департаментом городского имущества города Москвы в сфере жилищных отношений" утвержден административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
Согласно пункту 2.3.1 указанного регламента полномочия по предоставлению государственной услуги по рассмотрению заявлений о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляются Департаментом городского имущества г. Москвы.
При таких обстоятельствах Департамент городского имущества г. Москвы реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов.
При рассмотрении заявления Гришина А.П. о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях Департамент городского имущества города Москвы действовал как орган, наделенный публичными функциями в силу положений законодательства.
Таким образом, требования административного истца вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве, поскольку спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон.
При таком положении определение судьи Нагатинского районного суда г. Москвы от 10 сентября 2018 года и определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 28 марта 2019 года нельзя признать законными, в связи с чем, они подлежат отмене.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
определение судьи Нагатинского районного суда г. Москвы от 10 сентября 2018 года и определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 28 марта 2019 года отменить.
Материал по административному исковому заявлению Гришина А.П. о признании незаконным отказа Департамента городского имущества г. Москвы от 24 июля 2018 года N ДГИ-ГР-30588/18-1 в постановке Гришина А.П. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в составе членов семьи Гришина А.П., возложении обязанности поставить его на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях направить в суд первой инстанции для рассмотрения со стадии принятия.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 ноября 2019 г. N 5-КА19-47
Текст определения опубликован не был