Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 ноября 2019 г. N 48-АПА19-19
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Котович Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Трансэнерго" о признании недействующими пунктов 2 и 3 постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 13 ноября 2018 г. N 70/3 "Об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения АО "Трансэнерго" на 2019 год" по апелляционным жалобам акционерного общества "Трансэнерго", Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области на решение Челябинского областного суда от 28 июня 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя акционерного общества "Трансэнерго" Блинова К.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
акционерное общество "Трансэнерго" (далее - АО "Трансэнерго", общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 2 и 3 постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - Министерство) от 13 ноября 2018 г. N 70/3 "Об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения АО "Трансэнерго" на 2019 год".
Решением Челябинского областного суда от 28 июня 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено частично.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО "Трансэнерго" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить в части отказа в удовлетворении требования о признании недействующим пункта 3 оспариваемого нормативного правового акта.
Министерство также обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просят указанный судебный акт отменить в части удовлетворения требования о признании недействующим пункта 2 оспариваемого нормативного правового акта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя общества, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Государственное регулирование платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) и Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021 "О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации" (далее - Основные положения).
Также на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта действовали Методические указания по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 28 апреля 2014 г. N 101-э/3, которые подлежали применению при расчете платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения.
В силу абзаца 3 статьи 23.2 Закона о газоснабжении затраты газораспределительной организации на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов газового хозяйства, включаются в расходы газораспределительной организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и (или) предусмотренных частью второй статьи 17 данного закона специальных надбавок к указанным тарифам, а также платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Состав расходов газораспределительных организаций, включаемых в состав платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, определяется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 26.22 Основных положений, подпунктами "а" и "б" Методических указаний плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 15 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности), или 5 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для прочих заявителей), устанавливается в размере не менее 20 тыс. руб. и не более 50 тыс. руб. при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 м и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа) в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой газоснабжения территории поселения (если имеется). Указанные минимальный и максимальный уровни платы за технологическое присоединение начиная с 2015 г. ежегодно индексируются на прогнозный среднегодовой уровень инфляции, определенный прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на тот же период, на который устанавливается плата за технологическое присоединение.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подпункты "а" и "б" пункта 5 Методических указаний
При этом газораспределительная организация в соответствии с методическими указаниями по регулированию платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, рассчитывает объем средств для компенсации своих расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению в ходе технологического присоединения указанной категории заявителей.
Указанные расчеты представляются в регулирующий орган, который в своем решении отражает размер экономически обоснованной платы и, в случае возникновения, соответствующие выпадающие доходы газораспределительной организации от присоединения указанного газоиспользующего оборудования.
Из материалов дела следует, что АО "Трансэнерго" обратилось в Министерство с заявлением от 28 сентября 2018 г. N 350-02-18/2908 об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения АО "Трансэнерго" на 2019 год, а также размера выпадающих доходов, возникающих в результате применения платы за технологическое присоединение для заявителей, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 5 Методических указаний.
Пунктом 2 оспариваемого постановления установлена плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 5 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для прочих заявителей, не намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности), к сетям газораспределения АО "Трансэнерго" при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения АО "Трансэнерго" с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии, составляет не более 200 метров, и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа) в размере 26028,90 руб. (с учетом НДС).
Согласно расчету административного ответчика указанный размер платы получен путем индексации 20 тыс. руб. на прогнозный среднегодовой уровень инфляции, определенный прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на период 2015-2019 гг.
Удовлетворяя административное исковое заявление в части пункта 2 оспариваемого нормативного правового акта, суд первой инстанции исходил из нарушения порядка расчета платы за технологическое присоединение, предусмотренного пунктами 5 и 8 Методических указаний, и сделал вывод о неправомерном установления платы в минимально возможном размере без учета экономически обоснованной платы.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на правильном применении правовых норм и соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Пунктом 5 Методических указаний предусмотрено, что органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на очередной календарный год устанавливаются:
а) плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 15 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности), при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии, составляет не более 200 м и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа) в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой газоснабжения территории поселения (если имеется);
б) плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 5 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для прочих Заявителей, не намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности), при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии, составляет не более 200 м и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа) в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой газоснабжения территории поселения (если имеется).
Согласно пункту 8 Методических указаний плата за технологическое присоединение для случаев, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 5 данных Методических указаний, устанавливается в размере не менее 20 тыс. руб. и не более 50 тыс. руб. исходя из размера экономически обоснованной платы, определяемой на следующий календарный год по формуле, учитывающей плановую сумму всех расходов газораспределительной организации (далее - ГРО), указанных в пункте 9 Методических указаний, по осуществлению технологического присоединения в случаях, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 5 Методических указаний, на следующий календарный год; эффективную ставку налога на прибыль, определяемую с учетом результатов деятельности ГРО в прошлые периоды, а также оценки доходности других видов деятельности ГРО на очередной календарный год как отношение планового значения налога на прибыль к плановому значению прибыли до налогообложения, отражаемому ГРО в бухгалтерском учете, на очередной календарный год (но не выше размера ставки налога на прибыль, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации); плановое количество технологических присоединений в случаях, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 5 Методических указаний, на следующий календарный год.
В случае если плата за технологическое присоединение для случаев, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 5 Методических указаний, устанавливается дифференцированно и размер экономически обоснованной платы, определяемой на следующий календарный год по формуле составляет менее 50 тыс. руб., размер экономически обоснованной платы на следующий календарный год определяется по формуле отдельно для случаев, указанных в подпункте "а" и подпункте "б" пункта 5 Методических указаний.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 11 Основных положений государственное регулирование цен на газ, включая розничные цены на газ и розничные цены на сжиженный газ, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа его поставщиками, и тарифов на услуги по его транспортировке, а также платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, осуществляется путем установления фиксированных цен (тарифов) или их предельных уровней исходя из возмещения газораспределительным организациям экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием услуг по технологическому присоединению к газораспределительным сетям.
Из анализа приведенных норм законодательства не следует, что плата за технологическое подключение подлежит установлению в минимальном либо максимальном размере. Напротив, предусмотрена обязанность регулирующего органа произвести расчет такой платы в экономически обоснованном размере, что, в свою очередь, административным ответчиком вопреки доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не выполнено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции в части признания недействующим пункта 2 оспариваемого нормативного правового акта является правильным.
Вместе с тем Судебная коллегия считает состоятельным довод апелляционной жалобы АО "Трансэнерго" о необоснованном снижении административным ответчиком планового количества подключений "льготной" категории заявителей (с 54 до 44), что повлекло уменьшение размера платы за подключение данной категории заявителей (с 77,49 тыс. руб. до 76,85 тыс. руб.).
Так, пунктом 3 оспариваемого нормативного правового акта установлена экономически обоснованная плата за одно технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения АО "Трансэнерго" для заявителей, указанных в пунктах 1 и 2 настоящего постановления, в размере 76849,00 руб. (без учета НДС).
Согласно пункту 24 Основных положений к заявлению об установлении (изменении) цен (тарифов) прилагаются следующие материалы:
а) расчет цен (тарифов), выполненный в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта)
б) бухгалтерский баланс организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности, на последнюю отчетную дату;
в) постатейное обоснование изменения размера затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), исходя из раздельного учета продукции (услуг) и затрат на ее производство;
г) обоснование необходимой прибыли;
д) планы капитальных вложений указанной организации на соответствующий период с целью учета в структуре цен (тарифов) затрат на привлечение заимствований и других источников финансирования инвестиций согласно этим планам, а также отчеты по использованию инвестиционных средств за предыдущие периоды;
е) сравнительные данные по статьям затрат и размеру балансовой прибыли за предыдущие три года.
Непредставление организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, части материалов, предусмотренных пунктом 24 Основных положений, является основанием для отказа в рассмотрении предложения об установлении (изменении) цен (тарифов) до представления всех материалов (пункт 26 Основных положений).
Из материалов дела следует, что основанием для уменьшения заявленного планового количества подключений послужили выводы Министерства о непредставлении регулируемой организацией документов, подтверждающих протяженность проектируемых газопроводов до границ земельного участка заявителей исполнительными схемами, топографическими картами и техническими условиями, в которых указаны технические параметры подключения (вид используемого материала и способ выполнения работ по созданию объектов газоснабжения, протяженность создаваемых сетей).
Вместе с тем указанные документы ни в Основных положениях, ни в действовавших Методических указаниях не поименованы и, помимо этого, административным ответчиком у общества не запрашивались, принимая во внимание, что при установлении рассматриваемого показателя на предыдущий период регулирования непредставление таких документов не явилось препятствием для расчетов.
Тем самым, ссылка в возражениях Министерства на непредставление газораспределительной организацией каких-либо пояснений относительно увеличения протяженности проектируемых газопроводов в сравнении с техническими условиями к договорам, является несостоятельной, так как у организации сама возможность представления дополнительного обоснования в отсутствие соответствующего запроса в ходе тарифного регулирования объективно отсутствовала.
В апелляционной жалобе различия протяженности в технических условиях к договору и расчетах административный истец объясняет, в частности, географическими особенностями ландшафта и, как следствие, спецификой проведения газопровода на местности.
По мнению Судебной коллегии, неточности, выявленные административным ответчиком в ходе установления регулируемой цены, в данном случае подлежали разрешению путем истребования дополнительных материалов.
Самостоятельный расчет органом регулирования количества плановых подключений на основании фактических данных 2017 года привел к нарушению права административного истца на установление экономически обоснованного значения платы за технологическое присоединение.
Кроме того, требования органа регулирования к газораспределительной организации обосновывать выбор материала производственного объекта, диаметра труб не основаны на нормах законодательства, действовавшего на момент принятия оспариваемого постановления, поэтому не могут произвольно служить основанием для уменьшения предложенных обществом плановых значений.
С учетом изложенного экспертная оценка административного ответчика в этой части является экономически необоснованной и размер платы за технологическое присоединение, установленный в пункте 3 оспариваемого нормативного правового акта, подлежит пересчету.
Судебная коллегия отмечает, что пунктом 4 оспариваемого нормативного правового акта определены выпадающие доходы АО "Трансэнерго", возникающие в результате применения платы за технологическое присоединение, установленной пунктами 1 и 2 оспариваемого постановления, в размере 2617841,63 руб., которые покрываются за счет тарифа на услуги по транспортировке газа по сетям газораспределения АО "Трансэнерго".
Поскольку в расчете выпадающих доходов использованы величины, которые исходя из мотивировочной части настоящего судебного акта подлежат пересчету, то пункт 4 оспариваемого постановления Министерства также подлежит признанию недействующим.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия, то признание отдельных его положений не действующими с момента вступления в силу судебного акта не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
С учетом изложенного Судебная коллегия считает обоснованным признание нормативного правового акта не действующим в части с даты его принятия.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Челябинского областного суда от 28 июня 2019 г. изменить.
Признать постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 13 ноября 2018 г. N 70/3 "Об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения АО "Трансэнерго" на 2019 год" в части пунктов 2, 3, 4 не действующим с даты принятия данного нормативного правового акта.
Обязать Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанное не действующим в части постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 13 ноября 2018 г. N 70/3.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 ноября 2019 г. N 48-АПА19-19
Текст определения опубликован не был