Определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 28 ноября 2019 г. N 211-КА19-16
Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Сокерина С.Г.,
судей Замашнюка А.Н., Дербилова О.А.
при секретаре Жиленковой Т.С.
с участием прокурора Иванова Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании по кассационной жалобе административного истца Аделова Артура Зиннатовича на решение Спасск-Дальнего гарнизонного военного суда от 15 февраля 2019 г. и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 24 апреля 2019 г. административное дело об оспаривании сержантом запаса Аделовым А.З. действий командира войсковой части 11388, связанных с увольнением с военной службы и решения начальника 1 отдела федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - 1 отдел ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ) об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Сокерина С.Г., изложившего обстоятельства административного дела, содержание решения и последующих судебных постановлений, мотивы кассационной жалобы и вынесения определения о возбуждении кассационного производства, и мнение прокурора Иванова Е.В., полагавшего необходимым кассационную жалобу удовлетворить частично, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации
установила:
решением Спасск-Дальнего гарнизонного военного суда, оставленным без изменения в апелляционном порядке, отказано в удовлетворении требований административного искового заявления Аделова, в котором он оспорил приказы командира войсковой части 11388 от 5 июня 2017 г. N 96 л/с и от 25 июля 2017 г. N 96 с/ч о досрочном увольнении с военной службы по состоянию здоровья и исключении его из списков личного состава части, а также решение начальника 1 отдела ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ от 18 сентября 2018 г. об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Определением судьи Тихоокеанского флотского военного суда от 10 июля 2019 г. в передаче кассационной жалобы административного истца для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.
В кассационной жалобе Аделов выражает несогласие с состоявшимися судебными актами, просит их отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы Аделов утверждает, что перед его увольнением с военной службы командование было обязано уточнить вопрос о предпринятых мерах по реализации военнослужащим права на обеспечение жильём, поскольку в своем рапорте он указал, что не согласен с увольнением без предоставления жилого помещения. При этом обращает внимание, что является ветераном боевых действий, имеет общую продолжительность военной службы более 22 лет, постоянным жильем не обеспечен и проживает с семьей в служебном жилом помещении.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 29 октября 2019 г. кассационная жалоба Аделова вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих находит жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются такие существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Из материалов дела следует, что Аделов, заключивший первый контракт о прохождении военной службы 28 мая 1998 г., и с 2008 года обеспеченный служебным жилым помещением по месту её прохождения, приказом командира войсковой части 11388 от 5 июня 2017 г. уволен с военной службы на основании подп. "в" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и с 25 сентября 2017 г. исключён из списков личного состава воинской части.
До исключения из списков личного состава воинской части 25 сентября 2017 г. административный истец в уполномоченное структурное подразделение жилищного органа Министерства обороны для принятия на учёт нуждающихся в жилых помещениях не обращался, подав соответствующее заявление в 1 отдел ФГКУ "Востокрегионжилье" лишь 3 июля 2018 г., в удовлетворении которого ему было отказано.
Вместе с тем в рапорте на увольнение с военной службы от 2 марта 2017 г., адресованном командиру воинской части, Аделов указал, что просит не увольнять его с военной службы до обеспечения жильём или жилищной субсидией.
Суды обеих инстанций, отказывая в удовлетворении требований административного истца, исходили из того, что он до исключения из списков личного состава воинской части 25 сентября 2017 г. в уполномоченное структурное подразделение жилищного органа Министерства обороны для принятия на учёт нуждающихся в жилых помещениях не обращался и на момент увольнения с военной службы был обеспечен жилым помещением.
Однако данный вывод судов основан на неправильном толковании норм материального права и противоречат материалам дела.
В соответствии с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законодательстве гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законодательством нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
По смыслу ст. 59 и п. "г" ст. 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения жильем.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
При возникновении соответствующих оснований военнослужащие по своему усмотрению принимают решения о необходимости реализации вышеуказанных жилищных гарантий, и эти решения оформляются соответствующим образом.
Из копии рапорта Аделова на имя командира войсковой части 98656 от 2 марта 2017 г. следует, что он просил уволить его с военной службы по состоянию здоровья в связи с признанием в декабре 2016 года военно-врачебной комиссией негодным к военной службе. При этом Аделов выразил своё несогласие с увольнением до обеспечения его жильём или жилищной субсидией.
Согласно п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента Российской Федерации N 1237 от 16 сентября 1999 г. военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в жилом помещении, без его согласия не может быть уволен с военной службы по состоянию здоровья без предоставления ему жилого помещения либо субсидии для приобретения или строительства жилого помещения по нормам, установленным жилищным законодательством, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
При этом в соответствии с п. 14 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы увольнению военнослужащего должен предшествовать комплекс мероприятий, направленных на соблюдение прав военнослужащих, в том числе, предусмотренных п. 1 ст. 15 и п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которым невозможно произвести увольнение определенной категории военнослужащих, к которой относится заявитель, без выяснения его согласия на увольнение без предоставления им жилых помещений для постоянного проживания.
Порядок деятельности воинских должностных лиц при увольнении военнослужащего установлен приложением N 1 ("Порядок деятельности должностных лиц и органов военного управления по организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации") к приказу Министра обороны РФ от 30 октября 2015 г. N 660 (далее - Порядок).
Согласно п.п. 28 Порядка и приложению N 9 к приказу Министра обороны РФ от 30 октября 2015 г. N 660 командир воинской части обязан провести беседу с военнослужащим о предстоящем увольнении с военной службы и отразить в соответствующем листе беседы вопросы обеспеченности представляемого к увольнению военнослужащего жилым помещением по нормам жилищного законодательства, а также его согласие на увольнение с военной службы.
Совокупность вышеизложенных норм в их взаимосвязи свидетельствует о наличии обязанности командования воинской части провести мероприятия, направленные на соблюдение прав военнослужащих, увольняемых с военной службы, в том числе предписывает разрешать вопрос о предоставлении им жилищных гарантий в рамках специальной системы обеспечения жильём военнослужащих.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что командование провело с Аделовым беседу и каким-либо образом учитывало просьбу истца об обеспечении жильём при увольнении его с военной службы.
С этой целью суду по данным обстоятельствам необходимо было допросить ответственных должностных лиц войсковой части 98656 и истребовать соответствующие документы. Однако этого судом сделано не было.
Боле того, как следует из копии приказа командира войсковой части 11388 N 96 от 5 июня 2017 г. об увольнении с военной службы Аделов был обеспечен служебным жильём по установленным нормам, что свидетельствует об осведомлённости командования об отсутствии у административного истца жилья для постоянного проживания.
Указанные обстоятельства были учтены гарнизонным военным судом как свидетельствующие о фактической обеспеченности Аделова жильём при увольнении с военной службы.
Однако при таких обстоятельствах данный вывод суд противоречит положениям ст. 93 ЖК РФ, в силу которой служебные жилые помещения предоставляются гражданам для проживания на период прохождения службы. Более того, договор найма служебного жилого помещения N 4 от 22 января 2008 г. административным истцом был заключен на срок 5 лет и сведений о его продлении материалы дела не содержат, в связи с чем у суда отсутствовали основания считать истца обеспеченным жилым помещением.
Таким образом, Судебная коллегия приходит к выводу, что отсутствие со стороны командования действий, способствующих реализации жилищных гарантий Аделова, заявившего о своем желании быть обеспеченным жильем до увольнения с военной службы, свидетельствует о нарушении его права на обеспечение жилым помещением.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита охраняемых законом интересов административного истца.
Это обстоятельство в силу ч. 1 ст. 328 КАС РФ является основанием для отмены в кассационном порядке апелляционного определения и решения гарнизонного военного суда и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь ст. 327, ч. 1 ст. 328, п. 2 ч. 1 ст. 329, 330 КАС РФ, Судебная коллегия по делам военнослужащих
определила:
решение Спасск-Дальнего гарнизонного военного суда от 15 февраля 2019 г. и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 24 апреля 2019 г. по административному исковому заявлению Аделова Артура Зиннатовича отменить и направить дело на новое рассмотрение в Спасск-Дальний гарнизонный военный суд.
Председательствующий |
Сокерин С.Г. |
Судьи |
Замашнюк А.Н. |
|
Дербилов О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 28 ноября 2019 г. N 211-КА19-16
Текст определения опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, август 2020 г., N 8 (в извлечении)