Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1 изменено с 1 января 2019 г. - Решение Мамонтовского районного Совета народных депутатов Алтайского края от 14 августа 2019 г. N 41
Приложение N 1
к решению Мамонтовского районного
Совета народных депутатов
Алтайского края
от 29.08.2017 г. N 30
Экономически обоснованные
коэффициенты для определения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Мамонтовский район Алтайского края и государственная собственность на которые не разграничена
14 августа 2019 г.
Аренда является одним из способов решения хозяйственных задач и в этом смысле она естественным образом дополняет другие средства и способы социального, экономического и производственного развития. Формирование в Российской Федерации частной собственности на землю вовсе не решает всех проблем в области землепользования; у значительного круга физических лиц и организаций, публичных образований всегда существует потребность во временном обладании земельными участками либо в сдаче их в аренду для извлечения дохода (компенсации расходов на содержание). Именно поэтому аренда земельных участков была и остается популярной формой организации производственно-экономического процесса; в частности, Правительство Российской Федерации, осознавая необходимость в развитии арендных отношений, предусматривает меры по формированию рынка аренды земли как неотъемлемого сегмента общего рынка товаров, работ и услуг, осуществляет комплекс мероприятий "по расширению возможностей аренды земли". Постановлением администрации Алтайского края от 24.12.2007 года N 603 утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядке, условиях и сроках ее внесения. Действие Положения распространяется на земельные участки, находящиеся в государственной собственности Алтайского края и государственная собственность на которые не разграничена, а также, в случаях, предусмотренных действующими нормативными документами, на земельные участки, не прошедшие государственный кадастровый учет. Основой для определения размеров арендной платы за землю является её кадастровая стоимость. Порядком предусмотрены также случаи, когда применяется рыночная стоимость арендной платы. При этом размер годовой арендной платы не может быть меньше размера земельного налога соответствующего земельного участка. Размер арендной платы устанавливается из расчета на год за единицу площади. За землю сельскохозяйственного назначения и за земли других категорий арендная плата определяется из расчета стоимости в рублях за 1 квадратный метр.
Размер арендной платы на год для юридических лиц за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, право постоянного (бессрочного) пользования которыми переоформлено на право аренды в соответствии с правилами пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", определенный по правилам настоящей статьи, не может превышать:
1) 0,3 процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
2) 1,5 процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте;
3) 2 процентов кадастровой стоимости в отношении прочих арендуемых земельных участков.
Главной целью постановления администрации Алтайского края от 24.12.2007 года N 603 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядке, условиях и сроках ее внесения" является установление единых правил определения и внесения арендной платы за пользование земельными участками, более эффективное использование земельных ресурсов края и обеспечение полного и своевременного поступления арендных платежей.
Актуальность разработки экономического обоснования.
Сегодня местные органы власти придают огромное значение возрастающей роли земельных отношений в общем комплексе экономических реформ. Наделенные определенными полномочиями в области земельных отношений органы местного самоуправления планируют использование земельных ресурсов, а так же получаемые при этом платежи за землю. Целью разработки экономического обоснования является обоснование коэффициентов, применяемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков в зависимости от функционального использования на территории муниципального образования Мамонтовский район Алтайского края.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать нормативно-правовую базу в данной области исследования;
- провести анализ современного использования земель и исследовать состояние муниципальных земельных ресурсов;
- обосновать коэффициенты.
Объект исследования - арендные платежи за земельные участки муниципального образования Мамонтовский район Алтайского края. Предметом исследования являются коэффициенты, применяемые для определения размера арендной платы за использование земельных участков в зависимости от функционального использования на территории муниципального образования Мамонтовский район Алтайского края.
В данной разработке использовались следующие методы исследования: метод статистического анализа данных, сравнительный метод и нормативно-правовых документов.
1. Нормативно-правовое регулирование арендной платы за землю. Согласно Земельному кодексу Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Порядок определения размера арендной платы, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, таким образом, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления.
В результате чего постановлением Администрации Алтайского края от 24.12.2007 N 603 (далее - Постановление) принято Положение о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядке, условиях и сроках ее внесения.
Данным Постановлением органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края рекомендовано, в частности:
- при установлении размеров арендных платежей, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, государственная собственность на которые не разграничена, руководствоваться утвержденной на территории края кадастровой стоимостью земель, а также указанным Положением;
- с учетом результатов инвентаризации земель привести в соответствие с правилами землепользования и застройки функциональное использование земельных участков, предоставляемых в аренду, и арендные платежи за их использование;
- утвердить решениями представительных органов муниципальных образований величину коэффициента, учитывающего вид разрешенного (функционального) использования земельного участка.
В соответствии со ст. ст. 22 и 65 Земельного кодекса РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582) утверждены:
- Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
- Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Правила).
Принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель и их разрешенного использования. В соответствии с этим, ключевое слово здесь - доходность. Между тем постановление Правительства РФ "Об основных принципах определения арендной платы" предусматривает, что плата за землю должна соответствовать доходности участка с учетом категории земель и их разрешенного использования. А кадастровая стоимость земли, по которой с 23.11.2015 рассчитываются платежи, уже учитывает доходность участков.
Коэффициенты,
применяемые для расчета арендной платы за земли населенных пунктов, находящиеся на территории муниципального образования Мамонтовский район Алтайского края
N |
Вид разрешенного использования |
Коэффициент К |
1 |
Земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки; |
0,0082 |
2 |
Земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки; |
0,0082 |
3 |
Земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок; |
0,0432 |
4 |
Земельные участки, предназначенные для дачного строительства, садоводства и огородничества; |
0,0185 |
5 |
Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; Земельные участки для размещения нестационарных торговых объектов; |
0,0185 |
0,0975 | ||
6 |
Земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц; |
0,0185 |
7 |
Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения; |
0,0185 |
8 |
Земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения; |
0,0041 |
9 |
Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок; |
0,0198 |
10 |
Земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов; |
0,0185 |
11 |
Земельные участки, предназначенные для размещения портов, водных, железнодорожных вокзалов, автодорожных вокзалов, аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, автостанций; |
0,0018 |
12 |
Земельные участки, занятые водными объектами, находящимися в обороте; |
0,0185 |
13 |
Земельные участки, предназначенные для размещения железно-дорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов; |
0,0185 |
Земельные участки для размещения объектов сотовой связи в селе Мамонтово; |
1,2 |
|
Земельные участки для размещения объектов сотовой связи в других селах; |
2,3 |
|
14 |
Земельные участки, занятые особо охраняемыми территориями и объектами, городскими лесами, скверами, парками, городскими садами; |
0,0185 |
15 |
Земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования: |
|
- сельскохозяйственные угодья (пашни, сенокосы, пастбища, залежи, многолетние насаждения); |
0,007 |
|
- размещение строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, и иных объектов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения |
0,13 |
|
16 |
Земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными |
- |
|
объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережные; |
|
17 |
Земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии. |
0,0185 |
Для расчета арендной платы за использование земель населенных пунктов применяем коэффициент К1 (коэффициент, устанавливаемый в зависимости от категории, к которой относятся арендаторы), равный для физических лиц - 1, для юридических лиц - 1,1.
Коэффициенты,
применяемые для расчета арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся на территории муниципального образования Мамонтовский район Алтайского края
|
Удельный показатель кадастровой стоимости руб./кв. м |
Коэффициент, устанавливаемый в зависимости от вида разрешенного использования (К) |
Коэффициент, устанавливаемый в зависимости от категории, к которой относятся арендаторы (К1) |
Земли с/х назначения, пригодные под пашню, сенокосы, пастбища, занятые залежами, многолетними насаждениями, и т.д. (1 категория), из них: |
|
|
|
Пашня |
2,01 |
0,0302 |
0,659 |
Сенокосы |
2,01 |
0,0094 |
0,4 |
Пастбища |
2,01 |
0,0081 |
0,15 |
Земли с/х назначения, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемые для производства, хранения и первичной переработки с/х продукции (3 категория) |
3,8 |
0,02 |
6,3 |
Земли с/х назначения, занятые водными объектами и используемые для предпринимательской деятельности (4 категория) |
4,8 |
0,3 |
0,028 |
Прочие земли с/х назначения, в том числе болота, земли, занятые оврагами, песками и т.д.(6 категория) |
0,19 |
0,4 |
0,9 |
Для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения принимаются к расчету результаты ГКОЗ НП, утвержденные постановлением Администрации Алтайского края от 26 марта 2014 N 145.
Для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения по всем видам деятельности принимаем для расчета коэффициент К, равный 0,0075.
Данное положение не противоречит Земельному кодексу РФ, постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей; разграничения государственной собственности; земельное законодательство. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ст. 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 6.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации.
Таким образом, из анализа приведенного выше законодательства следует, что Правительство Алтайского края, реализуя полномочия, предоставленные субъекту Российской Федерации федеральным законодательством, вправе принимать данный нормативный правовой акт, а именно постановление Администрации Алтайского края от 24.12.2007 года N 603 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядке, условиях и сроках ее внесения".
Данными нормами не нарушаются и основные принципы определения размера арендной платы, установленные федеральным законодательством, поскольку:
1) размер арендной платы устанавливается с учетом удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв. м земельного участка, площади земельного участка и величины от кадастровой стоимости по видам функционального использования земель, что соответствует требованиям принципа экономической обоснованности определения размера арендной платы земель;
2) размер арендной платы устанавливается в соответствии со ставками арендной платы в зависимости от категории земель и (или) вида использования земельного участка.
Проанализировав положения федерального и краевого законодательства, можно сделать вывод, что положение указанных норм устанавливающих порядок расчета размера арендной платы и его индексации принято в пределах полномочий органом государственной власти субъекта Российской Федерации, прав и законных интересов арендаторов не нарушают, поскольку требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, не противоречат.
2. Способы определения размера арендной платы
Пунктом 2 Правил предусмотрено применение одного из четырех способов определения размера арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации:
- на основании кадастровой стоимости земельных участков; - по результатам торгов (конкурсов, аукционов);
- в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Минэкономразвития России, данный способ определения арендной платы в настоящее время неприменим по причине отсутствия соответствующих нормативных документов Минэкономразвития России;
- на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Первый способ - определение арендной платы на основании кадастровой стоимости земельного участка - применяется тогда, когда арендаторы земельных участков имеют право на применение льготного порядка или льготных ставок налогообложения. При этом арендная плата рассчитывается в процентах к кадастровой стоимости и дифференцирована по пяти группам арендаторов. С течением времени кадастровая стоимость земельных участков может меняться. В связи с этим возникают основания для пересмотра договора аренды в части размера арендной платы. Поэтому при заключении договора аренды земельного участка органы исполнительной власти предусматривают (в таком договоре) возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом коэффициента-дефлятора в году (как это делается в отношении земельных участков, арендная плата по которым определяется на основании их рыночной стоимости), в котором был произведен перерасчет, не проводится.
Второй способ. По результатам торгов, конкурсов или аукционов арендная плата определяется в случае, когда право на заключение договора аренды земельного участка приобретается в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации, на торгах (конкурсах, аукционах). Уточним: имеются в виду результаты конкретных торгов, конкурса или аукциона по конкретному участку. В данном случае п. 4 Правил содержит только одну оговорку: "Если земельный участок предоставлен в аренду для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, арендная плата определяется на аукционе в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации".
Третий способ. В соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Минэкономразвития России, арендная плата должна рассчитываться в отношении исчерпывающего перечня земельных участков. Это участки, которые могут быть предоставлены для размещения:
- автомобильных дорог, в том числе их конструктивных элементов и дорожных сооружений, производственных объектов (сооружений, используемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог);
- инфраструктуры железнодорожного транспорта общего и не общего пользования;
- линий метрополитена;
- линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений;
- трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водо-снабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
- объектов, непосредственно используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
- нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов;
- гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики;
- объектов космической инфраструктуры;
- объектов, расположенных в пределах территории особой экономической зоны;
- аэродромов, вертодромов и посадочных площадок, аэропортов, объектов единой системы организации воздушного движения;
- инфраструктуры морских и речных портов, перегрузочных комплексов (терминалов), гидротехнических сооружений, пунктов отстоя судов и объектов, обеспечивающих безопасность судоходства.
Как уже отмечалось, Минэкономразвития России соответствующие нормативные акты не разработаны. Следовательно, и в отношении перечисленных видов земельных участков должны применяться общие нормы гражданского законодательства или (при наличии соответствующих оснований) другие способы определения арендной платы, установленные Правилами.
Четвертый способ. Расчет арендной платы на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности, применяется в отношении всех других видов участков, не входящих в перечисленные выше категории. При этом годовой размер арендной платы равен части рыночной стоимости земельного участка, соответствующей ставке рефинансирования ЦБ РФ, действующей на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка. Причем рыночная стоимость земельного участка, должна быть определена на основании результатов оценки, проведенной не позднее чем за шесть месяцев до заключения договора аренды земельного участка.
3. Особенности определения коэффициентов по видам функционального использования земель.
Согласно постановлению Администрации Алтайского края от 24.12.2007 года N 603 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядке, условиях и сроках ее внесения", размер арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования Мамонтовский район Алтайского края и государственная собственность на которые не разграничена, в год, определяется по формуле:
,
где:
- сумма арендной платы за полный год, руб.; S - общая площадь земельного участка, кв. м;
- удельный показатель кадастровой стоимости, руб./кв. м (утверждается постановлением Администрации Алтайского края);
- коэффициент, устанавливаемый в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка (утверждается решением Мамонтовского районного Совета народных депутатов Алтайского края);
- коэффициент, устанавливаемый в зависимости от категории, к которой относятся арендаторы (утверждается решением Мамонтовского районного Совета народных депутатов Алтайского края).
В соответствии с Порядком арендная плата представляет собой неналоговый вид доходов соответствующих бюджетов, установленный действующим законодательством. Основой для определения размеров арендной платы за землю является кадастровая стоимость земель, утвержденная в установленном действующим законодательством порядке. При этом размер годовой арендной платы не может быть меньше размера земельного налога соответствующего земельного участка, рассчитанного исходя из применения максимальной ставки земельного налога для таких земель, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации. Таким образом, для нормативных актов органов местного самоуправления, устанавливающих размер арендной платы за землю характерно установление зависимости между арендной платой и кадастровой стоимостью. При этом существенным моментом становится установление коэффициентов к кадастровой стоимости по каждому виду использования земельных участков, что требует экономического обоснования. Для установления кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения проводится государственная кадастровая оценка земель, которая основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости. Оценка сельскохозяйственных угодий вне черты городских и сельских поселений осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода. Оценка иных категорий земель вне черты городских и сельских поселений осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода или исходя из затрат, необходимых для воспроизводства и (или) сохранения и поддержания ценности их природного потенциала. Государственная кадастровая оценка участков в составе земель населенных пунктов проведена на основании статистического анализа рыночных цен с учетом факторов, оказывающих наибольшее влияние на стоимость земельных участков. Эти факторы утверждены постановлениями администрации Алтайского края от 23.11.2015 N 472 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края" и от 26.10.2012 N 578 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Алтайского края". При проведении работ исполнителем были соблюдены все предусмотренные соответствующей методикой требования, в том числе:
- состав первичных данных формировался на основе статистической и иной информации, используемой в своей деятельности оценщиками, землеустроительными, градостроительными и иными службами;
- основные факторы, влияющие на оценку недвижимости, в том числе земельных участков, учитывались со всей полнотой и ответственностью;
- полученные результаты кадастровой стоимости земель соответствовали сложившемуся в период оценки уровню цен по продаже земельных участков в Мамонтовском районе Алтайского края;
- результаты оценки представлены в легко воспринимаемом виде, что облегчает их проверку и использование.
Результатами работ являются удельные показатели кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов по видам функционального использования. В отношении материалов по государственной кадастровой оценке земель были проведены все предусмотренные действующими нормативными правовыми актами процедуры рассмотрений и согласований. Полученные результаты оценки проверены филиалом Федеральной кадастровой палаты Росреестра по Алтайскому краю на соответствие Методике государственной кадастровой оценки земель.
Расчет коэффициентов осуществлялся с учетом следующих обстоятельств:
- Доходы населения на территории Мамонтовского муниципального района за последние пять лет увеличились на 47,8%.
- Уровень инфляции за период 2011-2016 составил 52,2% - Индекс потребительских цен 2011/2016-1,58.
В качестве ориентиров, способствующих объективному и единообразному определению конкретных значений коэффициентов, использовались такие критерии как:
- характер деятельности субъектов, арендующих земельные участки; - срок аренды земельного участка;
- иные критерии.
Данные критерии сформулированы на основе анализа законодательства субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов, они универсальны и могут быть использованы при обосновании значений коэффициентов независимо от финансово-экономических особенностей муниципального образования.
4. Социально-экономический анализ муниципального образования Мамонтовский район Алтайского края.
Мамонтовский район расположен в центральной лесостепной зоне Алтайского края и граничит с Ребрихинским, Романовским, Завьяловским, Алейским, Новичихинским и Тюменцевским районами. Площадь района составляет 2305,2 кв. км.
Общая численность населения района на 01.01.2017 года составляет 22311 человек. Плотность населения 10 чел. на 1 кв. км.
Районный центр - с. Мамонтово - расположен на берегу озера Большое Островное на расстоянии 45 километров от ст. Корчино Кулундинской ветки Западно - Сибирской железной дороги и на расстоянии 191 км от краевого центра города Барнаула.
В административном отношении район разделен на 13 муниципальных образований. В районе находится 22 населенных пункта, которые сообщаются автомобильными дорогами с асфальтовым и гравийным покрытием. Рельеф местности - равнинный с общим едва заметным уклоном к югу. Высота над уровнем моря - 186 м. Климат резкоконтинентальный. Почвы района представлены 50 типами и подтипами.
Площадь лесов - 20131 га, где всю хозяйственную деятельность ведет ООО "Ребрихинский лесхоз" (Кадниковское лесничество), ООО "Новичиха лес" (Мамонтовский лесхоз, в состав которого входят 4 лесничества (Гуселетовское лесничество находится на территории Романовского района) и Буканский питомник.
На территории района проходят три уникальных ленточных бора: Барнаульский, Кулундинский, Касмалинский. В лесах произрастает более 30 видов древесно-кустарниковой растительности и более 50 видов трав. Основная деревообрабатывающая порода: сосна.
На территории района расположен государственный заказник площадью 8 тыс. га в Касмалинском бору, выделен с 1963 г. с целью сохранения и поддержания экологического баланса.
Водные ресурсы Мамонтовского района представлены густой сетью озер (22 крупных), речек (4) и прудов. Общая площадь открытых водоёмов -10159 га. Озера остаточного происхождения занимают ложбины древнего стока вод. В большинстве озер вода пресная.
Охотугодья в районе составляют 296 га, 20% территории которых относятся к зонам воспроизводства.
В районе незначительные запасы полезных ископаемых осадочного происхождения: глина, пески, сапропели.
В Мамонтовском районе насчитывается 153 памятника - объекта культурного наследия. Из них 2 памятника архитектуры, 47 - военно-исторических, 104 - археологии (4 - федерального значения).
Район имеет аграрное направление. Сельское хозяйство является ведущей отраслью экономики. Земельные ресурсы позволяют вести расширенное воспроизводство, на основе повышения продуктивности полей и ферм. Сельскохозяйственной деятельностью в районе занимаются 66 крестьянских (фермерских) хозяйств, включая ИПБОЮЛ, 12 сельхозпредприятий различных форм собственности. Число личных подсобных хозяйств более 8000, из которых 860 товарных личных подсобных хозяйств.
В структуре производства сельхозпродукции в равных долях занимает отрасль растениеводство и животноводство. Основная специализация сельхозпредприятий района: производство растениеводческой продукции, в основном зерновых культур, мясомолочное скотоводство.
Посевная площадь сельскохозяйственных культур в 2016 году во всех категориях хозяйств составила 117,5 тыс. га. Учитывая спрос на рынке, сельхозтоваропроизводители скорректировали структуру посевных площадей.
В связи с благоприятными погодными условиями в посевную и уборочную кампанию валовое производство зерновых и зернобобовых культур (в весе после доработки) всего по району составило 132,5 тыс. тонн, это на 10,4% выше уровня прошлого года.
На долю крестьянских (фермерских) хозяйств приходится около 60% посевных площадей зерновых культур. Кроме зерновых культур хозяйства, предприниматели района занимаются возделыванием подсолнечника, кукурузы, гречихи, гороха, рапса, льна и др., площади посева данных культур незначительны и колеблются по годам в зависимости от спроса.
Сельское хозяйство в районе характеризуется следующими проблемами: недостаточные темпы технологической модернизации, недостаточные темпы социального развития сельских территорий.
Промышленность района.
Основная номенклатура выпускаемой промышленной продукции: хлеб и хлебобулочные изделия, мука, мясо, включая субпродукты I категории (с учетом промышленного забоя), сыры жирные, продукты быстрого приготовления, масло животное, а также выработка тепловой энергии, деловая древесина, пиломатериалы, валяная обувь, производство мебели.
По итогам 2016 года в сфере промышленного производства крупными и средними предприятиями района отгружено промышленной продукции на сумму 158,2 млн. руб., темп роста к соответствующему периоду прошлого года 102,5%, индекс промышленного производства составил 104,5%.
За отчетный период снижено производство: хлеба и хлебобулочных изделий на 7%, полуфабрикатов мясных (мясосодержащих) на 18,3%, масла сливочного на 13,3%, пиломатериалов на 32,1%.
Наряду с этим наращивается производство продукции по производству: сыров и продуктов сырных - 2,3%, мяса и мясопродуктов на 33,7%, производство асфальтобетонных смесей на 47,6%, бревен хвойных пород на 36,5%, древесины топливной - 47,3%.
Торговля.
Социально-экономическое развитие Мамонтовского района тесно взаимосвязано с эффективным функционированием инфраструктуры потребительского рынка. Вклад потребительского рынка в экономику района, в создание новых рабочих мест становится все более весомым. Сегодня население, занятое в торговле, общественном питании представляет большой социальный слой населения, реальную экономическую силу.
Главное направление в отрасли торговли - это формирование системы, направленной на увеличение товарооборота и одновременном снижении издержек, повышение уровня торгового обслуживания населения за счет эффективного использования оборотных средств, материальной заинтересованности работников в результатах своего труда.
В 2016 году объем продаж потребительских товаров в розничной торговой сети крупных и средних организаций увеличился по сравнению с 2015 годом на 6,1% и составил 518,57 млн. руб.
Оборот общественного питания по крупным и средним организациям составил 6,6 млн. руб. Объем услуг общественного питания увеличился по сравнению с прошлым годом на 13,2%.
На территории Мамонтовского района расположено 213 стационарных магазина в том числе, 49 торговых точек использует прогрессивные формы обслуживания (самообслуживание); 18 точек общественного питания.
На территории районного центра Мамонтово постоянно работает розничный рынок и действующая универсальная ярмарка.
За счет эффективной работы торговых предприятий всех форм собственности ежегодно укрепляется материально-техническая база отрасли торговли.
Средства потребительской кооперации и частных структур вкладываются в строительство и реконструкцию объектов торговли, перепрофилирование действующих предприятий с учетом спроса населения, оснащение их современным оборудованием, внедрение новых прогрессивных технологий и т.д.
Использование современных способов управления, совершенствование форм торговли и предоставления услуг позволило повысить уровень обслуживания покупателей, расширить ассортимент предлагаемых товаров.
Темп роста объема платных услуг, оказываемых населению, крупными и средними организациями - 106,6%, и составляет 191,33 млн. руб. Существенного изменения в структуре платных услуг не произошло, по-прежнему около 45% от общего объема услуг приходится на жилищно-коммунальные. Бытовые услуги в районе оказываются частными предпринимателями по ремонту обуви, пошиву и ремонту одежды, парикмахерские, фотоуслуги.
Для стимулирования развития инфраструктуры потребительского рынка в районе осуществляется муниципальная поддержка по развитию субъектов малых форм хозяйствования. В соответствии с действующим законодательством по просьбам руководителей малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей предоставляются в аренду, продаются земельные участки, по возможности здания и сооружения.
В 2016 году количество субъектов малого и среднего бизнеса составило 632 ед. Число индивидуальных предпринимателей составило 511 единицы, что больше уровня прошлого года на 19 единиц. Численность работающих в малом и среднем бизнесе за 2016 год составила 2620 человек или 32,3% от численности занятых в экономике района.
В отраслевой структуре предпринимательства доминирует непроизводственная сфера деятельности - розничная торговля. Требуется расширение присутствия малого и среднего бизнеса во всех отраслях экономики района. Особое внимание необходимо уделить развитию сельского предпринимательства, как одной из оптимальных форм занятости сельского населения.
На территории Мамонтовского муниципального района разработана муниципальная программа "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Мамонтовском районе на 2017-2021 годы".
В бюджете района основная доля доходов приходилась на средства, полученные в рамках межбюджетных отношений (дотации, субвенции, трансферты), в структуре собственных доходов бюджета наибольший удельный вес занимали поступления от налога на доходы физических лиц.
На развитие экономики и социальной сферы района предприятиями и организациями всех форм собственности (по оценке) за 2016 год использовано за счет всех источников финансирования 357,3 млн. рублей.
В районе создана развитая инфраструктура. Транспортная сеть района представлена участком Кулундинской ветки Западно-Сибирской железной дороги и автомобильными дорогами. Железная дорога проходит в 45 км от районного центра. Железнодорожная магистраль дает возможность железно-дорожного сообщения с другими регионами России и ближнего зарубежья, в том числе железнодорожные грузоперевозки.
Сеть автомобильных дорог с твердым покрытием обеспечивает выход на основные трассы Алейск-Павлодар, Кулунда-Барнаул. Протяженность автомобильных дорог 289,9 км, в том числе краевого значения 116,7 км. В районе автомобильные транспортные услуги оказывают индивидуальные предприниматели, которые обеспечивают пассажирские перевозки соединяющие село Мамонтово с населенными пунктами района.
Через районный центр проходит около 10 маршрутов до краевого цента. Грузоперевозки осуществляют индивидуальные предприниматели и два предприятия. В районе имеются 6 автозаправочных станций расположенных на основных трассах.
Связь.
Линейно-технический участок с. Мамонтово, цеха телефонной связи и радиофикации Павловского филиала имеет сеть телефонных станций, общей емкостью более 6,0 тыс. номеров. Сотовую связь осуществляют 3 оператора: "МТС", "Билайн", "Мегафон". В районе функционирует Федеральное Государственное унитарное предприятие "Почта России". 18 почтовых отделений работают на селе. На территории села Мамонтова работают отделение Алтайского Сберегательного банк, региональный филиал ОАО "Россельхозбанка", Алтайский филиал АКБ "Совкомбанк".
Образование.
Система образования Мамонтовского района в 2016 году включает в себя 29 образовательных учреждений (15 общеобразовательных школ, 11 дошкольных учреждений, детско-юношеский центр, ДШИ и ДЮСШ).
Обучением охвачены 100% детей школьного возраста. На начало 2016-2017 учебного года в общеобразовательных учреждениях района обучались 2388 человек.
На сегодняшний день все дошкольные учреждения имеют лицензию на образовательную деятельность. Дошкольным образованием охвачено 974 детей. Проблема обеспеченности местом в ДОУ для детей 3-7 лет решена.
Здравоохранение.
Основой системы здравоохранения на территории Мамонтовского района является КГБУЗ "Мамонтовская центральная районная больница", в которой имеется 6 специализированных отделений, 12 фельдшерско-акушерских пунктов. Работа учреждения направлена на дальнейшее улучшение качества медицинской и лекарственной помощи населению, повышение уровня профессиональных знаний медицинских работников.
Рост заболеваемости увеличивает потребности населения в медицинских услугах и их ресурсном обеспечении.
Во всех населенных пунктах района имеются медицинские учреждения для оказания первичной медицинской помощи.
К услугам жителей района 9 аптек частных предпринимателей.
Культура
В районе сформировалась широкая сеть учреждений культуры - 3 учреждения культурно-досугового типа и 15 филиалов РДК, централизованная библиотечная система, включающая в себя 16 филиалов и детская модельная библиотека. На сегодня в районе работает 101 любительских формирований из них детских - 32.
На территории Мамонтовского района функционирует тематический парк культуры и отдыха имени Горького "Мамонтенок".
7 коллективов имеют звание "народный", в том числе 1 - звание "Детский образцовый коллектив Алтая", 2 - звание "Заслуженный коллектив самодеятельного художественного творчества Алтайского края".
Работу по хранению культурного наследия ведет районный краеведческий музей, в котором хранится 19163 предметов основного фонда и 11766 предметов научно-вспомогательного фонда.
Учреждения культуры района работают по следующим основным направлениям:
- военно-патриотическое воспитание;
- формирование здорового образа жизни;
- работа с детьми, подростками и молодёжью; - эстетическое воспитание;
- организация семейного досуга;
- культурно-досуговая деятельность.
В районе успешно действует и развивается система детского дополнительного образования. Школа искусств - учебное заведение, которое призвано приобщать своих воспитанников к художественному наследию нашей страны, давать детям эстетическое воспитание. Учащиеся школы вырабатывают навыки воспроизводить и выражать через искусство собственное видение красоты окружающего мира. В школе работают два отделения: музыкальное и художественное.
Всего в школе обучается около 150 человек. Дети являются неизменными участниками районных мероприятий. Выступления учеников Мамонтовской школы искусств на краевых конкурсах всегда отмечаются грамотами и дипломами различных степеней.
Физическая культура и спорт.
Численность занимающихся физической культурой и спортом в районе ежегодно растет. В спортивных группах и секциях занимается более 4000 человек, или 19,0% от общей численности проживающих на территории района. В районе действуют 19 спортивных залов, 1 стадион, 42 плоскостных сооружений.
Важным направлением в деятельности органов местного самоуправления были и остаются вопросы обеспечения роста денежных доходов населения, своевременной выплаты заработной платы и других социальных пособий, усиления адресной поддержки малообеспеченных граждан. В системе мер, направленных на повышение роста доходов населения, главное - обеспечение трудоспособного населения рабочими местами, что является не только основным источником доходов населения, но и будущим каждого человека.
Для земельных участков в соответствии с п. 3 д Правил Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 1,5%. Данный показатель не нарушает основных Принципов Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 г. N 582, не противоречит НК РФ (предельный размер арендной платы не должен превышать двукратного максимального размера налоговой ставки (1,5% 2=3%).
Таким образом, установлены и обоснованы коэффициенты и их значения в целях определения рыночно обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю; при этом коэффициенты призваны не допустить дефицит местного бюджета и обеспечить максимальное поступление арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов Мамонтовского муниципального района и арендаторов земельных участков. К тому же при расчетах коэффициентов был учтен принцип необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, которые осуществляются в целях выполнения социальных функций, в интересах государства и общества в рамках целевых программ.
Заключение
В результате проведенной работы были выполнены поставленные перед муниципальным образованием Мамонтовский район Алтайского края задачи, а именно:
- с учетом федерального и регионального законодательства определено и приведено в соответствие с основными принципами определения арендной платы;
- достигнута поставленная цель - обоснование коэффициентов, применяемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков в зависимости от функционального использования.
Таким образом, разработанная методика для экономического обоснования коэффициентов, применяемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков Мамонтовского муниципального района в зависимости от функционального использования, может применяться в начислении арендной платы с 01.09.2017.
Кадастровый номер земельного участка |
Коэффициент, устанавливаемый в зависимости от категории, к которой относятся арендаторы (К1) |
Коэффициент, устанавливаемый в зависимости от вида разрешенного использования (К) |
22:27:030201:572 |
0,659 |
0,00536 |
22:27:030201:22 |
0,659 |
0,02671 |
22:27:030201:18 |
0,659 |
0,02267 |
22:27:030201:573 |
0,659 |
0,01859 |
22:27:030201:820 |
0,659 |
0,02603 |
22:27:030201:553 |
0,659 |
0,02427 |
22:27:030201:557 |
0,659 |
0,02813 |
22:27:030201:1106 |
0,659 |
0,02619 |
22:27:030201:1109 |
0,659 |
0,00536 |
22:27:030201:1137 |
0,659 |
0,00837 |
22:27:031301:1 |
0,659 |
0,03246 |
22:27:031301:2 |
0,659 |
0,03246 |
22:27:031301:3 |
0,659 |
0,03246 |
22:27:031301:1317 |
0,659 |
0,02445 |
22:27:031301:1297 |
0,659 |
0,03246 |
22:27:031301:8 |
0,659 |
0,03132 |
22:27:031301:2308 |
0,659 |
0,03246 |
22:27:031301:1274 |
0,659 |
0,03096 |
22:27:031301:2310 |
0,659 |
0,03246 |
22:27:031301:2311 |
0,659 |
0,03246 |
22:27:031301:1268 |
0,659 |
0,02846 |
22:27:031301:1345 |
0,659 |
0,03211 |
22:27:031301:1325 |
0,659 |
0,00198 |
22:27:031301:1348 |
0,659 |
0,00197 |
22:27:031301:1599 |
0,659 |
0,00198 |
22:27:031301:2304 |
0,659 |
0,00198 |
22:27:031301:1343 |
0,659 |
0,00198 |
22:27:031301:1590 |
0,659 |
0,00613 |
22:27:031301:2289 |
0,659 |
0,03246 |
22:27:031301:1288 |
0,659 |
0,03246 |
22:27:031301:1289 |
0,659 |
0,03246 |
22:27:031301:2288 |
0,659 |
0,03246 |
22:27:031301:2287 |
0,659 |
0,03142 |
22:27:031301:1313 |
0,659 |
0,03185 |
22:27:031301:2296 |
0,659 |
0,00198 |
22:27:031301:2344 |
0,659 |
0,00613 |
22:27:011101:1 |
0,659 |
0,03422 |
22:27:011101:4 |
0,659 |
0,03410 |
22:27:011101:542 |
0,659 |
0,03376 |
22:27:011101:949 |
0,659 |
0,01695 |
22:27:031201:2 |
0,659 |
0,03317 |
22:27:031201:1 |
0,659 |
0,03304 |
22:27:031201:7 |
0,659 |
0,03190 |
22:27:031201:708 |
0,659 |
0,03248 |
22:27:031201:689 |
0,659 |
0,03317 |
22:27:031201:1280 |
0,659 |
0,00627 |
22:27:010201:775 |
0,659 |
0,02370 |
22:27:010201:454 |
0,659 |
0,00448 |
22:27:010201:774 |
0,659 |
0,02371 |
22:27:030801:7 |
0,659 |
0,02837 |
22:27:030801:4 |
0,659 |
0,02837 |
22:27:030801:6 |
0,659 |
0,02808 |
22:27:030801:5 |
0,659 |
0,02895 |
22:27:030801:3 |
0,659 |
0,02843 |
22:27:030801:782 |
0,659 |
0,02707 |
22:27:030801:997 |
0,659 |
0,01276 |
22:27:030801:8 |
0,659 |
0,02837 |
22:27:010601:795 |
0,659 |
0,02976 |
22:27:010601:479 |
0,659 |
0,00888 |
22:27:010601:397 |
0,659 |
0,02936 |
22:27:010801:1449 |
0,659 |
0,03589 |
22:27:010801:17 |
0,659 |
0,02428 |
22:27:011501:1130 |
0,659 |
0,02784 |
22:27:011501:25 |
0,659 |
0,02784 |
22:27:011401:2 |
0,659 |
0,04431 |
22:27:011501:1972 |
0,659 |
0,02784 |
22:27:011501:7 |
0,659 |
0,02784 |
22:27:011501:8 |
0,659 |
0,02784 |
22:27:011501:9 |
0,659 |
0,02784 |
22:27:011501:10 |
0,659 |
0,02784 |
22:27:011501:11 |
0,659 |
0,02536 |
22:27:011501:17 |
0,659 |
0,02784 |
22:27:011501:4 |
0,659 |
0,02784 |
22:27:011501:1203 |
0,659 |
0,00526 |
22:27:011401:1378 |
0,659 |
0,00837 |
22:27:011401:1379 |
0,659 |
0,00837 |
22:27:030501:1447 |
0,659 |
0,02690 |
22:27:030501:1034 |
0,659 |
0,00169 |
22:27:030501:1032 |
0,659 |
0,02772 |
22:27:030501:1035 |
0,659 |
0,01419 |
22:27:011001:1535 |
0,659 |
0,02674 |
22:27:011001:2055 |
0,659 |
0,02674 |
22:27:011001:3 |
0,659 |
0,02674 |
22:27:011001:4 |
0,659 |
0,02674 |
22:27:011001:5 |
0,659 |
0,02674 |
22:27:011001:48 |
0,659 |
0,02674 |
22:27:011001:1540 |
0,659 |
0,01773 |
22:27:011001:2056 |
0,659 |
0,02674 |
22:27:012101:604 |
0,659 |
0,02947 |
22:27:012101:888 |
0,659 |
0,02245 |
22:27:012101:887 |
0,659 |
0,01298 |
22:27:030401:783 |
0,659 |
0,02726 |
22:27:030401:634 |
0,659 |
0,02797 |
22:27:030401:1165 |
0,659 |
0,00838 |
22:27:030901:377 |
0,659 |
0,00139 |
22:27:030901:376 |
0,659 |
0,02710 |
22:27:030901:595 |
0,659 |
0,02759 |
|
|
|
<< Назад |
||
Содержание Решение Мамонтовского районного Совета народных депутатов Алтайского края от 29 августа 2017 г. N 30 "Об утверждении экономически... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.