Распоряжение Администрации Алтайского края от 21 июля 2008 г. N 288-р
Постановлением Правительства Алтайского края от 9 января 2018 г. N 4 настоящее распоряжение признано утратившим силу с 10 января 2018 г.
В соответствии с законом Алтайского края от 07.11.2006 N 117-ЗС "О государственном прогнозировании, индикативном планировании и программировании социально-экономического развития Алтайского края":
1. Утвердить прилагаемые Сценарные условия социально-экономического развития Алтайского края на 2009 год и на период до 2011 года (далее - "Сценарные условия").
2. Органам исполнительной власти Алтайского края при разработке прогнозов, целевых программ и корректировке комплексной программы социально-экономического развития Алтайского края руководствоваться Сценарными условиями.
3. Предложить органам местного самоуправления при разработке прогнозов социально-экономического развития на среднесрочную перспективу и корректировке комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований руководствоваться Сценарными условиями.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Алтайского края, начальника Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края Щетинина М.П.
Губернатор Алтайского края |
А.Б.Карлин |
Сценарные условия
социально-экономического развития Алтайского края на 2009 год
и на период до 2011 года
(утв. распоряжением Администрации Алтайского края от 21 июля 2008 г. N 288-р)
Сценарные условия социально-экономического развития Алтайского края разработаны исходя из задач Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу, стратегических направлений и приоритетов, обозначенных в комплексной программе социально-экономического развития Алтайского края, одобренной постановлением Администрации края от 28.12.2007 N 622, а также с учетом итогов социально-экономического развития Алтайского края в 2007 году и в первом квартале 2008 года. Сценарные условия определяют основные факторы и параметры развития края на ближайшие три года (приложение).
Характеристика вариантов развития Алтайского края на период до 2010 года
Сценарные условия социально-экономического развития Алтайского края в 2009-2011 годах выполнены в двух вариантах. Различия в вариантах базируются на изменении динамики конкурентоспособности бизнеса; эффективности реализации мер Правительства Российской Федерации и Администрации края по усилению инновационного характера экономики и ее диверсификации; уровне поддержки социального развития.
Вариант 1 (инерционный) отражает развитие экономики в условиях сохранения инфраструктурных ограничений, снижения ценовой и технологической конкурентоспособности продукции; предполагает реализацию начатых масштабных проектов, при этом новые масштабные проекты не инициируются, что тормозит инвестиционную активность. Темпы прироста валового регионального продукта снизятся с 10,5% в 2008 году до 6-8% в 2010-2011 годах, инвестиций - с 24,5% до 14-16%, реальных располагаемых доходов населения - с 11% до 9,2-10%.
Вариант 2 (инновационный) предполагает реализацию мероприятий по переходу на инновационную модель развития и ориентируется на улучшение конкурентоспособности экономики на основе динамичного развития обрабатывающих высокотехнологичных секторов и территориально-производственных кластеров, а также на создание новой, более эффективной технологической базы, которая бы позволила в последующем осуществить технологический прорыв в ведущих видах деятельности и секторах услуг региона. Инновационный вариант предусматривает сохранение высокой инвестиционной активности и реализацию в полном объеме важнейших проектов и программ развития секторов экономики с использованием механизма частно-государственного партнерства.
Выбор инновационного варианта развития позволит сохранить средние темпы прироста ВРП в прогнозном периоде на уровне 9,6% в год, инвестиций - 19,7%, реальных располагаемых доходов населения - 12,7% в год.
Инновационный сценарий развития Алтайского края в полной мере будет способствовать достижению среднесрочной цели социально-экономического развития Алтайского края, обозначенной в комплексной программе: создание предпосылок для кардинального повышения качества жизни населения края и условий для перехода экономики на инновационный путь развития.
В качестве основного для разработки параметров краевого бюджета на 2009-2011 годы предлагается второй вариант прогноза.
Сценарии социально-экономического развития Алтайского края на среднесрочную перспективу формируются под влиянием внешних и внутренних условий (факторов).
Внешними условиями (факторами), оказывающими наибольшее воздействие на социально-экономические процессы в Алтайском крае, являются параметры инфляции, уровень цен и тарифов на услуги естественных монополий, рост мировых цен на продовольствие, динамика обменного курса рубля, налоговые условия, таможенно-тарифная политика, а также меры Правительства Российской Федерации на 2009-2011 годы, направленные на снижение уровня цен на продовольствие, рост заработной платы работников бюджетной сферы, улучшение пенсионного обеспечения граждан и социального обслуживания. Кроме того, к внешним факторам воздействия на социально-экономическое развитие Алтайского края можно отнести меры Правительства Российской Федерации по реформированию межбюджетных отношений в рамках совершенствования региональной политики.
В качестве внутренних условий (факторов) учитывается демографическая ситуация, создание системы подготовки кадров, эффективность реализации механизмов инвестиционной и инновационной политики органов исполнительной власти Алтайского края, скорость создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, игорной зоны, реализации крупных инвестиционных проектов и осуществление мероприятий по реформированию социальной сферы Алтайского края, реализации федеральных и региональных целевых программ. Существенные изменения могут произойти в социально-экономическом развитии Алтайского края в случае принятия Правительством Российской Федерации решения о создании на территории края особой аграрной зоны.
Внешние условия (факторы),
формирующие сценарии социально-экономического развития
Алтайского края
Наиболее важным внешним фактором прогнозов социально-экономического развития края являются показатели инфляции. Формирование в 2007 году - начале 2008 года тенденции к опережающему росту цен на сельскохозяйственные и продовольственные товары может превратиться в долгосрочную тенденцию. В 2008 году ожидаемый уровень инфляции в Алтайском крае оценивается не менее 113% по отношению к декабрю 2007 года, что на 2,5-4 процентных пункта выше показателя, предложенного в параметрах прогноза Российской Федерации (109-110,5%).
На последующие годы прогнозируется снижение темпов инфляции: в 2009 году до 107,5%, в 2010 году - до 107% (по обоим вариантам). В 2011 году тенденция снижения продолжится только по 2 варианту - 106,8%, первый вариант не исключает ускорения инфляции до 108,5% в связи со слабой результативностью мер по развитию конкуренции (особенно на продовольственных и сельскохозяйственных рынках), а также недостатком инструментов сдерживания роста тарифов естественных монополий в условиях их дерегулирования.
Одной из особенностей прогноза цен и тарифов на товары (услуги) естественных монополий на 2009-2011 годы является одновременное повышение регулируемых тарифов и свободных цен в либерализуемых секторах в условиях постепенного расширения доли свободного рынка.
Темпы роста цен (тарифов) на услуги естественных монополий в течение прогнозируемого периода в связи с принятым решением о доведении их до уровня экономически обоснованных затрат будут превышать установленный Правительством Российской Федерации уровень инфляции.
(в % к уровню декабря предыдущего года) | ||||
Товары (услуги) естественных монополий |
Темпы роста цен |
|||
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Электроэнергия |
110 |
112 |
112,5 |
113,5 |
доля свободного рынка |
22 |
44 |
73 |
77,5 |
для всех категорий потребителей |
116,7 |
126 |
122 |
118 |
доля регулируемого рынка |
78 |
56 |
27 |
22,5 |
регулируемые тарифы в среднем для конечных потребителей |
112 |
111,3 |
113-114 |
116 |
регулируемые тарифы для населения |
114 |
117 |
120 |
125 |
Природный газ |
|
|
|
|
в том числе для всех категорий потребителей |
128,6 |
119,9 |
128 |
140 |
для населения |
125 |
125 |
130 |
140 |
Железнодорожные перевозки грузов |
116,3 |
117,1-118,7 |
109,7-113,7 |
110-114 |
Железнодорожные перевозки пассажиров |
114 |
113 |
112 |
114 |
Тепловая энергия |
118 |
118,5 |
118 |
120 |
Решения Правительства Российской Федерации о реализации реформы электроэнергетики являются основными предпосылками для роста цен и тарифов на электроэнергию, начиная с текущего года. В целом в 2009-2011 годах прогнозируется рост средних цен на электроэнергию на свободном рынке в 1,8 раза. При этом доля электроэнергии, реализуемой по нерегулируемым государством ценам, повысится с 22% (от всей отпущенной электроэнергии) в 2008 году до 78% в 2011 году. В регулируемом секторе рост тарифов на электроэнергию в Алтайском крае прогнозируется ниже установленного в Российской Федерации: 119% в 2009 году для конечных потребителей и 125% - для населения.
Из-за увеличения в 2009 году темпов роста регулируемых тарифов на электроэнергию по сравнению с предыдущим прогнозом планируется пересмотр величины субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике и заключение ими уточненных соглашений с Минпромэнерго России и ФСТ России о поэтапном доведении цен (тарифов) на розничных рынках электрической энергии до экономически обоснованного уровня.
Учитывая принятые Правительством Российской Федерации решения о необходимости перехода в 2011 году к равнодоходности поставок газа ОАО "Газпром" на внутренний и внешний рынки, в среднесрочной перспективе планируется ускоренный рост тарифов на природный газ, который составит в 2009-2011 годах 2,1 раза.
В связи с более высоким ростом цен на газ и тарифов на электроэнергию тарифы на тепловую энергию увеличатся в пределах, необходимых для покрытия возрастающих затрат на энергоносители и на реализацию инвестиционных программ теплоснабжающих организаций в субъектах Российской Федерации, ориентированных на сокращение значительных потерь в теплосетях, создание новой инженерной инфраструктуры.
С 2010 года предусмотрена отмена регулирования на федеральном уровне предельных индексов повышения тарифов на коммунальные услуги (кроме тепловой энергии). При этом прогнозируется, что рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги не превысит 19,5-20% в год. Такая динамика тарифов предполагает реализацию новых подходов к регулированию поставок энергии, газа коммунальным хозяйствам в сочетании с мерами по стимулированию повышения их эффективности. Дополнительный рост расходов населения на оплату коммунальных услуг, вызванный повышенной динамикой тарифов, для малообеспеченных слоев населения будет компенсирован соответствующей адресной поддержкой, заложенной в параметры федерального бюджета на 2009-2011 годы.
Темпы роста тарифов на услуги железнодорожного транспорта установлены, прежде всего, с учетом роста реальной заработной платы работников железнодорожного транспорта, а также включения в тариф грузовых перевозок части инвестиционных расходов, необходимых для реализации дополнительных проектов по развитию железных дорог. В целом за 2009-2011 годы тарифы на железнодорожные перевозки грузов в регулируемом секторе возрастут в 1,4-1,5 раза, на пассажирские перевозки - в 1,4 раза.
Прогноз изменения тарифов на услуги связи учитывает доведение их до уровня экономически обоснованных затрат с учетом нормативной прибыли, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N 637 "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи". В прогнозный период планируется прирост тарифов на услуги телеграфной связи - 25% ежегодно; на услуги почтовой связи в 2009-2010 годах - 20%, в 2011 году - 15%.
В соответствии с основными направлениями налоговой политики на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов изменения налоговых условий будут направлены на ускорение технологического обновления и развитие малого бизнеса, стимулирование частных расходов на образование, здравоохранение и жилье:
внедрение дополнительных механизмов ускоренной амортизации основных средств и, прежде всего, технологического оборудования;
упрощение и совершенствование налогообложения и налогового администрирования малого бизнеса;
включение в затраты компаний расходов на профессиональную подготовку и переподготовку сотрудников, что уменьшает налогооблагаемую прибыль;
увеличение объема вычетов из подоходного налога, связанных с расходами физических лиц на образование и здравоохранение, добровольное пенсионное обеспечение и оплату процентов по ипотечным кредитам.
Приоритетным направлением таможенно-тарифной политики в среднесрочной перспективе является стимулирование импорта производств (вместо импорта товаров) на территорию России путем диверсификации ставок таможенных пошлин. Будут установлены минимальные пошлины на материалы, сырье, комплектующие и максимальные - на готовые изделия, что создает более привлекательные условия для изготовления товаров на таможенных территориях по сравнению с их импортом и способствует организации (переносу) производств на российские территории. Кроме того, усилится регулирующая функция таможенного тарифа для защиты внутренних рынков, а также стимулирование развития производственно-технологической кооперации путем развития "таможенных режимов переработки".
Политика Правительства Российской Федерации по увеличению заработной платы в 2009-2011 годах будет строиться на реализации следующих мер:
доведение минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения, повышение его с 1 января 2009 года до 4330 рублей;
введение новых систем оплаты труда работников бюджетной сферы, направленных на стимулирование высоких конечных результатов деятельности.
Выполнение задачи по доведению социальной пенсии до прожиточного минимума пенсионера, а также другие дополнительные меры будут способствовать улучшению пенсионного обеспечения граждан. К 2011 году средний размер пенсии превысит прожиточный минимум пенсионера по первому и второму вариантам прогноза соответственно на 36 и 55% (в 2007 году - на 3,4%).
Будет продолжена ежегодная индексация пособий семьям с детьми, рассчитываемая исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного законом о федеральном бюджете, а также реализация мер поощрения семей, воспитывающих детей. Кроме того, предполагается разработка и осуществление дополнительных адресных мер по поддержке незащищенных слоев населения в связи с прогнозируемым увеличением цен (тарифов) на услуги естественных монополий.
Внутренние условия
для формирования вариантов социально-экономического развития
В 2009-2011 годах социально-экономическое развитие Алтайского края будет определяться следующими основными факторами и тенденциями:
усиление инфляционной угрозы в условиях продолжающего роста тарифов на товары и услуги естественных монополий, цен на продовольствие;
начавшимся сокращением населения трудоспособного возраста в сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров;
усилением конкуренции как на внутреннем, так и на внешних рынках;
необходимостью модернизации основных фондов реального сектора экономики;
необходимостью преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт);
усилением потребности в активизации инновационно-инвестиционного компонента роста.
Внутренние факторы все в большей степени будут определять как уровень, так и устойчивость темпов экономического роста. В связи с этим значительно возрастает роль инвестиционного климата в крае и экономической политики, проводимой Администрацией края.
1. Изменение основных макроэкономических параметров
прогноза социально-экономического развития
Алтайского края
В рамках первого варианта прогноза, при сохранении условий экономической деятельности на уровне существующих, темпы роста экономики составят 106-108% в 2009-2011 годах.
В достижении параметров роста валового регионального продукта не ниже 108,8-110,3% в год, соответствующих второму варианту развития, особая роль отводится повышению инвестиционной активности и существенному увеличению эффективности экономики,#
Инновационный сценарий (вариант 2) в отличие от инерционного (варианта 1) предполагает:
1) активизацию мер по повышению конкурентоспособности продукции алтайских предприятий, снижению издержек, внедрению эффективных технологий, продвижению продукции на внутренние и внешние рынки;
2) ускорение развития транспортной инфраструктуры и значительное расширение генерирующих и сетевых мощностей в энергетике края;
3) формирование инновационной системы края, увеличение объема инвестиций, направляемых на развитие человеческого капитала;
4) сохранение высоких темпов инвестиционной активности, реализация инновационных, инфраструктурных и бизнес-проектов, в том числе с эффективным использованием бюджетных инвестиций;
5) проведение активной социальной политики, направленной на более широкое привлечение бюджетных и частных ресурсов к решению социальных задач, повышение отдачи от их использования.
Общий эффект ускорения экономического роста увеличивается по сравнению с первым вариантом развития на 2,3 процентных пункта прироста ВРП в 2009 году и до 2,8 процентных пункта в 2011 году.
Вклад основных факторов роста экономики в ВРП
|
(темпы прироста ВРП, %) |
||
|
Прогноз |
||
2009 год |
2010 год |
2011год |
|
Прирост ВРП в 1 варианте (инерционный) |
8,0 |
8,0 |
6,0 |
Прирост ВРП во 2 варианте (инновационный) |
10,3 |
9,8 |
8,8 |
Разница в темпах прироста ВРП - всего, в том числе по факторам роста экономики: вклад дополнительных инвестиций в производственную инфраструктуру и туризм; вклад дополнительных инвестиций в диверсификацию экономики и инновационный сектор; вклад дополнительного роста доходов населения; вклад других факторов роста экономики |
2,3 |
1,8 |
2,8 |
|
|
|
|
0,6 |
0,6 |
0,7 |
|
1,2 |
0,8 |
1,5 |
|
0,4 |
0,3 |
0,4 |
|
0,1 |
0,1 |
0,2 |
Рост инвестиций в инфраструктурные отрасли и в развитие туризма обеспечит 0,6-0,7 процентного пункта дополнительного прироста ВРП в год. Основной вклад в относительное увеличение темпов экономического роста внесет диверсификация экономики и ускоренный рост инвестиций в инновационный сектор. Данный фактор может обеспечить 0,8 до 1,5 процентного пункта дополнительного прироста ВРП в год. Более активная социальная политика и дополнительный рост доходов населения повысят темпы роста экономики на 0,3-0,4 процентного пункта ежегодно.
Рост конкурентоспособности продукции алтайских производителей и степень выхода ее на внешние рынки позволяет прогнозировать увеличение объемов экспорта товаров в 2011 году на 19,9% по сравнению с 2008 годом. Объем импорта в прогнозный период увеличится на 27,7% в основном за счет роста импорта машин, оборудования и транспортных средств. Активизации внешнеэкономической деятельности Алтайского края в прогнозный период будет способствовать создание на территории края Центра приграничного сотрудничества.
Инновационная составляющая экономического роста в 2009-2011 годах будет характеризоваться значительным увеличением бюджетного и частного финансирования секторов образования и здравоохранения. Инвестиционные вложения в сферу образования повышаются с 0,6% ВРП в 2008 году до 0,9% в 2011 году. Этот рост связан с началом реализации системы преобразований, направленных на развитие научных исследований в вузах, внедрение инновационных программ в образовании, на модернизацию системы подготовки и переподготовки профессиональных кадров и развитие системы непрерывного образования. Увеличение инвестиционных расходов на здравоохранение с 1,0% ВРП в 2008 году до 1,6% в 2011 году позволит улучшить качество предоставления базовых медицинских услуг, а также сохранит тенденцию к расширению предложения высокотехнологичных услуг.
2. Инвестиционная политика
В 2008-2011 годах инвестиционная активность в экономике будет оставаться на высоком уровне. Объем инвестиций в основной капитал по первому (инерционному) варианту в 2011 году возрастет в 1,5 раза к уровню 2008 года и может составить около 133,0 млрд рублей; по второму варианту - в 1,7 раза, 143 млрд. рублей.
По прогнозу в 2011 году более 66% общего объема инвестиций будет распределяться по 4 основным видам экономической деятельности: транспорт и связь, сельское хозяйство; обрабатывающие производства и жилищное строительство.
В инновационном варианте прогноза более высокие темпы роста инвестиций в основной капитал по сравнению с первым вариантом будут обеспечены за счет дополнительных капитальных вложений в энергетику, транспорт, агропромышленный и машиностроительный комплексы, жилищное строительство, образование и здравоохранение. Предполагается, что в указанных секторах экономики начнется реализация ряда новых проектов и программ, финансирование которых будет осуществляться как из государственных источников, так и за счет частных средств.
В среднесрочной перспективе планируется реализация ряда крупных инвестиционных проектов в приоритетных секторах экономики края.
В сфере туризма и развлечений в рамках проекта создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь" будут построены 10 гостиниц в среднем на 200 номеров каждая, а также молодежная гостиница и коттеджи. На строительство объектов внешней инфраструктуры ОЭЗ "Бирюзовая Катунь" за счет средств бюджетов всех уровней будет направлено за 2009-2011 годы около 5,1 млрд. рублей. В рамках проекта по созданию игорной зоны "Сибирская монета" предполагается создание 5 игорно-развлекательных комплексов с общим объемом финансирования более 30 млрд.руб. В течение 2009-2011 годов будет осуществляться также строительство объектов инфраструктуры (транспортной, коммунальной, энергетической, а также газоснабжения и связи), общей для обеих зон. На эти цели планируется направить около 14 млрд. рублей в виде инвестиций. Данные средства предполагается привлечь как из государственных, так и из внебюджетных источников финансирования.
В сельском хозяйстве планируется завершить строительство птицеводческого комплекса мощностью 36 тыс. тонн мяса птицы в год общей стоимостью 3,6 млрд. рублей в год, а также начать реализацию проекта развития семеноводческой отрасли в Алтайском крае стоимостью 3,2 млрд. рублей и строительство крупных свинокомплексов. Особое значение для Алтайского края в среднесрочной перспективе имеет проект создания особой аграрной зоны "Алтайское Приобье", реализация которого, при условии принятия Правительством Российской Федерации соответствующего решения, позволит уже в 2009 году удвоить общий объем инвестиций в крае.
Среди обрабатывающих производств реализация наиболее крупных инвестиционных проектов предполагается в машиностроительном комплексе края, в производстве пищевой продукции, в стройиндустрии и фармацевтической промышленности.
В машиностроении - это, в первую очередь, создание мощностей и организация производства гусеничного многофункционального трактора А-600 в г. Рубцовске стоимостью 2,1 млрд. рублей и проект модернизации ОАО "Алтайвагон", который предполагает как развитие Рубцовского филиала, производящего крупное литье, так и развитие головного предприятия, создание на его базе сибирского испытательного центра вагоностроения (ИЦ "Сибирь"); общая стоимость проекта свыше 8,7 млрд. рублей.
В производстве пищевой продукции планируется реконструкция Ребрихинского мелькомбината в современное предприятие по глубокой комплексной переработке пшеницы, стоимостью 6,4 млрд. рублей; создание агропромышленного холдинга "Марьино поле" (4,04 млрд. рублей).
В рамках создания биофармацевтического кластера с центром в наукограде Бийске планируется создание новых производств и предприятий с объемом производимой продукции более 8,0 млрд.руб. Инвестиции могут составить примерно 2,2 млрд. рублей.
В стройиндустрии предполагается строительство двух крупных предприятий: нового цементного завода в Локтевском районе мощностью 1 млн. тонн цемента в год стоимостью 7,0 млрд. рублей и завода по производству высококачественных древесно-стружечных плит мощностью 70 тыс.куб.м. и стоимостью 0,34 млрд. рублей в рамках реализации проекта по утилизации отходов лесопиления и нетоварной древесины от рубок ухода за лесом. Кроме того, планируется строительство автоматизированного бетонного завода в г. Новоалтайске.
Крупные проекты будут реализованы в добывающем секторе экономики края. В среднесрочной перспективе планируется создание первой очереди горно-рудного кластера в Алтайском крае на базе Корбалихинского, Рубцовского и Зареченского рудников с последующим освоением Степного, Таловского, Белорецкого и Инского месторождений с общим объемом инвестиций более 30 млрд.рублей. Предполагается реализация проекта по созданию КЭС мощностью 600 МВт и увеличению объема добычи угля на Солтонском месторождении до 2000 тыс.тонн в год общей стоимостью 29,6 млрд. рублей.
Развитие транспортной инфраструктуры будет осуществляться в соответствии с Программой развития автомобильных дорог Алтайского края до 2010 года, являющейся составной частью федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России", а также в рамках необходимого финансирования для решения задачи транспортного обеспечения особых экономических зон.
Планируется строительство обходов г. Бийска, г. Барнаула, г. Рубцовска на автомобильных дорогах М-52 "Чуйский тракт", ввод 30-40 км автомобильных дорог с твердым покрытием, ремонт дорожной сети, мостов, аэропортов.
В прогнозируемом периоде за счет средств ОАО "РЖД" планируется завершить строительство железнодорожного моста через р. Обь у города Камня-на-Оби, реконструировать ряд объектов железнодорожной инфраструктуры, в том числе Бийский железнодорожный вокзал, приобрести новый подвижной состав. На авиационном транспорте - осуществить реконструкцию аэропортового комплекса в г. Бийске; капитально отремонтировать взлетно-посадочную полосу аэропорта Барнаул и начать строительство аэровокзала в г. Барнауле за счет средств федерального бюджета с целью приведения в соответствие с требованиями федеральных авиационных правил и улучшения сервисного обслуживания пассажиров.
Прогнозируемое с учетом реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" увеличение расходов населения на приобретение жилья также обеспечит рост объемов инвестиций, осуществляемых за счет средств, полученных от долевого участия в строительстве жилья и газификации домовладений. Всего за 2009-2011 годы планируется ввести в строй 2,75-2,98 млн.кв.м жилья.
В структуре инвестиций постепенно будет снижаться доля собственных средств предприятий и увеличиваться объем привлеченных средств с использованием как традиционного банковского кредитования, так и средств государственных институтов развития. Финансирование инвестиций в основной капитал за счет банковских средств увеличится с 11,8% в 2007 году до 16% в 2011 году.
Несмотря на рост инвестиций из федерального бюджета в создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь" и игорной зоны, продолжение реализации на территории края федеральных целевых программ, доля бюджетных инвестиций в их общем объеме снизится с 12,2% в 2007 году до 10% к 2011 году.
Вместе с тем бюджетные ассигнования на образование возрастут к 2011 году почти в 2 раза по сравнению с 2008 годом, что связано с модернизацией и развитием единой образовательной информационной среды. Инвестиции в здравоохранение за три года возрастут в 1,9 раза. Крупным инвестиционным проектом данного сектора является начало строительства в 2008 году Федерального центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования. В результате роста бюджетных ассигнований на образование и здравоохранение их суммарная доля в общем объеме инвестиций возрастет с 10,6% в 2008 году до 12,1% в 2011 году.
Основной акцент региональной инвестиционной политики в текущем и 2009-2011 годах будет сделан на реализацию комплекса мер по повышению инвестиционной привлекательности края, стимулированию инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, использованию моделей частно-государственного партнерства, "институтов развития", предлагаемых Правительством Российской Федерации.
В предстоящий период сохранятся все существующие виды государственной поддержки реального сектора экономики Алтайского края: лизинг техники и оборудования для отраслей реального сектора экономики; субсидирование части банковской процентной ставки, в том числе по инновационным проектам; субсидирование налога на имущество и налога на прибыль.
В 2009 году планируется разработка краевой целевой программы "Повышение инвестиционной привлекательности Алтайского края", реализация которой в последующие годы будет способствовать созданию благоприятных условий для привлечения в край инвестиций.
3. Инновационная политика
Сценарии социально-экономического развития основываются на повышении инновационной активности предприятий и организаций края.
В 2009-2011 годах планируется продолжить создание основных элементов инновационной инфраструктуры, в том числе строительство бизнес-инкубатора инновационного типа в г. Бийске и центра высокотехнологичной медицинской помощи в г. Барнауле (медицинского кластера). Коммерциализации передовых технологий, продвижению продукции и разработок будет способствовать ведение специализированного портала "Алтайский краевой инновационный банк" в Интернете.
Прогнозируемое развитие Межрегионального центра нанотехнологий и инноваций (г. Бийск) будет осуществляться по следующим направлениям:
создание наноструктурных композиционных материалов в процессах высокотемпературного синтеза механоактивированных систем для детонационных покрытий в машиностроении и медицинской технике;
получение слоистых композиционных материалов конструкционного назначения на основе наноструктурированных связующих.
В среднесрочный период в основном завершится организационное формирование биофармацевтического кластера и начнется реализация инновационных проектов. В рамках данного кластера на территории г. Бийска предусматривается внедрение новых производств как на базе действующих предприятий, так и на вновь созданных. К первым относится создание промышленного комплекса по производству аскорбиновой кислоты из местных источников крахмалосодержащего сырья на ООО "Востоквит"; организация производства сухих экстрактов из растительного сырья на ОАО "Эвалар"; ко вторым - организация нового предприятия по производству субстанций антибиотиков цефалоспоринового ряда.
Кроме того, в рамках биофармацевтического кластера планируется организация производства ксероформа (субстанции) на ОАО "Алтайхимпром" в г. Яровое и расширение производства магния карбоната фармакопейного с использованием соды природной Михайловского месторождения на Михайловском заводе химреактивов.
Будут созданы инновационные разработки в сфере биотехнологий, необходимые для производства здоровой и оздоравливающей пищи на базе предприятий АПК.
Планируется участие в конкурсах инновационных проектов и привлечение средств федерального бюджета в рамках реализации федеральных целевых программ научной направленности и совместных соглашений с Российским гуманитарным научным фондом и Российским фондом фундаментальных исследований.
Созданные к 2011 году условия для активизации и развития инновационной деятельности позволят обеспечить повышение уровня инновационной активности предприятий края за 2008-2011 годы не менее чем на 4 процентных пункта.
Второй вариант сценария развития экономики края основывается на более интенсивном использовании в хозяйственной деятельности инноваций, которые в среднесрочной перспективе станут одним из основных источников повышения конкурентоспособности продукции и устойчивого экономического роста края.
4. Структурные сдвиги в экономике
В 2009-2011 годах структурные сдвиги в экономике будут определяться ростом как инвестиционного спроса, так и потребительского.
Темп прироста промышленного производства в 2009-2011 годах в первом инерционном варианте прогнозируется на уровне 4,0-4,5% в год, или 113,4% за период, из-за технологической отсталости и роста издержек. Во втором варианте, с учетом дополнительных мер, направленных на ускорение экономического роста и улучшение конкурентоспособности выпускаемой промышленной продукции, интенсивные структурные сдвиги в пользу высокотехнологичного и информационного секторов, темп роста промышленности составит 6,2-9,0%, или 122,7% за три года. Объем отгруженных товаров собственного производства возрастет к 2011 г. до 293-297 млрд. рублей.
В прогнозный период сохранится тенденция опережающего роста объемов добычи полезных ископаемых (в 1,9 раза к уровню 2008 года) за счет дальнейшего освоения месторождений полиметаллических руд и увеличения добычи нерудных строительных материалов.
Динамично будет развиваться обрабатывающий сектор промышленности. Прирост объемов производства за 2009-2011 годы планируется увеличить по первому варианту на 13,6%, по второму варианту - на 23,2%. Более высокими темпами будут развиваться производства, ориентированные на потребительский спрос, - производство пищевых продуктов, производство прочих неметаллических изделий, обработка древесины и производство изделий из дерева, а также фармацевтическое производство. На высоком уровне сохранятся темпы роста производства машин и оборудования, резиновых и пластмассовых изделий и производства транспортных средств, основу которого составляет вагоностроение.
Умеренными темпами прогнозируется развитие сектора промышленности, включающего производство и распределение электроэнергии, газа и воды, ежегодные темпы прироста которого составят 3,0-4,2%. В прогнозируемом периоде продолжится работа по реформированию алтайской энергетики, внедрению энергосберегающих технологий, строительству газотурбинных станций, газификации края, созданию собственной угледобывающей отрасли.
К 2011 году структурные сдвиги в промышленном производстве будут связаны с увеличением доли добывающего сектора и снижением доли обрабатывающих производств. Доля сектора производства и распределения электроэнергии, газа и воды под влиянием существенного удорожания продукции в среднесрочной перспективе будет увеличиваться.
Прогнозируемые на 2009-2011 годы объемы промышленного производства в крае будут обеспечиваться реализацией комплекса мероприятий в рамках разрабатываемой новой краевой целевой программы развития промышленного производства в Алтайском крае на 2008-2012 годы, активного использования всех форм государственной поддержки предприятий, развития частно-государственного партнерства в крае и других мероприятий.
Рост мировых цен на продовольствие и повышение спроса на сельскохозяйственную продукцию благоприятно скажется на развитии агропромышленного комплекса края.
Факторами, сдерживающими развитие сельского хозяйства в первом (инерционном) варианте, являются невысокий уровень энерговооруженности и химизации, недостаточный уровень агротехнической культуры, рост цен на материально-технические ресурсы, неразвитость инфраструктуры рынка сельскохозяйственной продукции, дефицит квалифицированных специалистов, проблемы, связанные с обеспечением эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения, упорядочением земельных отношений. Данный вариант предполагает поддержание в 2009-2011 годах умеренной положительной динамики на уровне 1,0-2,6% в год. Общий прирост продукции сельского хозяйства за три года не превысит 5%.
Вторым (инновационным) вариантом предусматривается ускорение интенсификации производства сельскохозяйственной продукции в результате реализации в полном объеме мер, определенных Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы и ведомственной целевой программой "Развитие сельского хозяйства Алтайского края" на 2008 - 2012 годы. Предусматривается расширение масштабов использования прогрессивных ресурсосберегающих технологий возделывания сельскохозяйственных культур, увеличение удельного веса посевных площадей, занятых высокоурожайными сортами, в общих посевах и доли племенного скота в общем его поголовье.
Реализация указанных мер позволит обеспечить увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции в 3 раза по сравнению с первым вариантом прогноза, прирост объемов сельскохозяйственной продукции за 2009-2011 годы составит 15% в целом, в том числе по продукции растениеводства - 16%, по продукции животноводства - 13,5%.
Ожидаемое расширение посевных площадей и рост урожайности окажут влияние на рост объемов производства зерновых культур в среднесрочной перспективе на 17,8%, сахарной свеклы - на 22,5%.
В животноводстве за счет повышения продуктивности животных и создания развитой инфраструктуры по первичной переработке мяса скота и птицы прогнозируемый прирост объемов реализации мяса скота и птицы составит 21,9%, производства молока - 8,5%.
Увеличение объема инвестиций в сельское хозяйство, реализация проектов быстрорастущих производств, а также поддержка крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств будут способствовать развитию конкурентоспособного сельскохозяйственного производства. Высокий мировой и внутренний спрос на зерновые создают условия для инвестирования в развитие зернового комплекса и расширения экспортных возможностей.
В среднесрочной перспективе возможен и третий сценарий развития сельскохозяйственной отрасли края. Он может быть реализован в случае создания на территории края особой аграрной зоны, что позволит максимально полно раскрыть потенциальные возможности региона.
5. Развитие туризма
В период до 2011 года предполагается сформировать организационную и экономическую среду для создания и функционирования на территории Алтайского края туристско-рекреационного комплекса международного значения, ориентированного на максимальное использование природно-ресурсного потенциала и особенностей местности.
Основой комплекса является организация функционирования особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь" и игорной зоны "Сибирская монета" на территории Алтайского района.
В соответствии с концепцией развития особых экономических зон в России туристско-рекреационная зона "Бирюзовая Катунь" станет первым в стране крупным единым курортно-рекреационным комплексом природного и экстремального туризма. В ходе создания зоны предполагается строительство гостиничных комплексов на 3,5 тыс. мест единовременного размещения, горнолыжных спусков, а также автодорог и дополнительной инфраструктуры электро-, водо- и газоснабжения. Планируемый поток туристов через "Бирюзовую Катунь" будет превышать 115 тысяч человек ежегодно.
Масштабным инвестиционным проектом Алтайского края является создание игорной зоны "Сибирская монета", которая в соответствии с решением Правительства Российской Федерации начнет функционировать в 2009 году. По предварительным расчетам, общая стоимость проекта составит более 30 млрд. рублей. Обустройство игорной зоны предполагает разработку эксклюзивных проектов и дизайнерских решений игорных, гостиничных, культурно-развлекательных комплексов.
Кроме того, развитие туризма в крае в среднесрочной перспективе предполагает создание относительно небольших туристических комплексов, отвечающих современным международным требованиям, а также необходимой инфраструктуры в других территориях края.
Развитие Белокурихи будет связано с реализацией инвестиционных проектов по реконструкции коллективных средств размещения и модернизацией лечебной базы, развитием лечебно-оздоровительной специализации и бизнес-инфраструктуры.
Планируется углубление специализации туристического центра "Змеиногорск - Горная Колывань - Горный Чарыш": экологический, культурно-познавательный, оздоровительный, детский туризм, экстрим-туризм, пантолечение. Данная функциональная зона может принимать ежегодно до 150 тыс. туристов.
Развитие туристских центров на Кулундинской равнине (Завьяловский, Славгородский, Бурлинский районы, г. Яровое) будет связано с рыболовным, охотничьим, оздоровительным туризмом на основе местных бальнеологических ресурсов. В перспективе туристический поток может составить до 300 тыс. туристов в год.
По инновационному сценарию туристический комплекс уже в среднесрочной перспективе станет высокоэффективным и конкурентоспособным сектором экономики края. В результате функционирования туристско-рекреационного комплекса в 2011 году возможно увеличение потока приезжающих в край туристов и отдыхающих до 1,0 млн. человек, число занятых в туристическом секторе (с учётом предприятий - поставщиков) возрастёт до 110 тыс.человек, налоговые платежи в региональный бюджет - до 0,29 млрд.рублей в год, доля отрасли туризма в ВРП составит 8%.
В структуре валового регионального продукта края в среднесрочной перспективе будет активно увеличиваться доля и других видов деятельности, относящихся к услугам.
Объемы платных услуг в 2009-2011 годах в зависимости от варианта развития могут возрасти на 33%-45% и составить к концу прогнозного периода 83,1-88,0 млрд. рублей, с учетом осуществления мероприятий по созданию особой экономической зоны туристско-рекреационного типа и игорной зоны. Объем туристических услуг возрастет в 2,0-2,2 раза за период, санаторно-оздоровительных - в 1,3-1,4 раза.
Динамичное развитие получит организация сопутствующих туризму платных услуг с учетом их востребованности отдыхающими (услуги автотранспорта и связи, оздоровительные услуги, услуги предприятий по прокату, ремонту туристического снаряжения и инвентаря, фотоуслуги). Реальный объем услуг связи возрастет в 1,8-2 раза за период, транспортных услуг - на 29,5-45,5%, бытовых - на 22,5-34,3%.
Прогнозируется дальнейшее развитие оборота розничной торговли. Оба варианта прогноза предполагают некоторое замедление темпов его роста: с 110,5-111% в 2009 году до 108-110% в 2011 году. По первому варианту прогноза объем торгового оборота может составить в 2011 году 265,1 млрд. рублей с ростом за три года 130,1%, по второму варианту - до 278,7 млрд. рублей и 136,8%.
Стабильные темпы роста основных показателей, характеризующих ситуацию на потребительском рынке края, в течение 2008-2010 годов будут обеспечиваться развитием и расширением сети крупных розничных торговых структур края ("Мария-Pa", "Аникс", "Хелми", "Новэкс", "Раздолье"), федеральных структур на основе договоров франчайзинга, а также других крупноформатных торговых сетей.
6. Демография и занятость населения
В Алтайском крае в период 2009-2011 годов доминирующей тенденцией останется снижение численности постоянного населения. Однако при успешной реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения и мероприятий краевой целевой программа# "Демографическое развитие Алтайского края на 2008-2015 годы" ожидается замедление темпов естественной убыли населения за счет увеличения общего коэффициента рождаемости с 11,3 в 2008 году до 12,8 к 2011 году и снижения уровня смертности, в том числе в результате дорожно-транспортных происшествий.
Ситуация на рынке труда во многом будет формироваться под влиянием демографических ограничений. Несмотря на ожидаемое сокращение в 2009-2011 годах численности трудовых ресурсов на 30,4 тыс.человек, их будет достаточно для обеспечения потребностей экономики края. Численность занятых в экономике, с учетом снижения уровня безработицы, будет иметь тенденцию к росту. В целом за 2009-2011 годы она может увеличиться на 8,9-12,5 тыс. человек. Основное увеличение численности занятых ожидается в обрабатывающих производствах, оптовой и розничной торговле, строительстве, финансовой деятельности, сфере туризма.
Барьером на пути экономического роста в прогнозируемый период будет дефицит квалифицированных кадров рабочих специальностей. С учетом усиления конкуренции за квалифицированную рабочую силу определенное преимущество будут иметь сектора экономики, имеющие более высокую заработную плату. Проблема обеспечения подготовки (переподготовки), повышения квалификации кадров в соответствии с потребностями рынка труда будет решаться в среднесрочной перспективе в рамках краевой целевой программы "Кадры".
7. Уровень жизни населения
В среднесрочной перспективе сохранится тенденция повышения уровня жизни населения края за счет всех составляющих: фонда заработной платы, социальных трансфертов, доходов от имущества, находящегося в собственности, предпринимательской деятельности и прочих доходов. В 2011 году реальные располагаемые денежные доходы населения возрастут на 32,1-43,3% к уровню 2008 года.
Важную статью доходов населения составляют социальные трансферты, в которых основной удельный вес приходится на пенсии. Пенсионеры составляют более четверти общей численности населения края. С учетом реализации мер Правительства Российской Федерации по повышению пенсионного обеспечения средний размер трудовой пенсии за 2009-2011 годы увеличится в реальном выражении на 33,1%.
С интенсивным развитием малого предпринимательства прогнозируется увеличение доходов от предпринимательской деятельности, их доля в денежных доходах населения края возрастет с 15,5% по оценке 2008 года до 20,1% в 2011 году. Предполагается постепенный рост доли доходов от собственности: с 5,5 % в 2008 году до 7,8% в 2011 году.
Ведущим фактором повышения доходов населения по-прежнему будет рост заработной платы - основной источник доходов работающего населения края. Тенденция роста заработной платы будет обусловлена устойчивыми темпами экономического развития, а также введением новых систем оплаты труда работников бюджетной сферы и доведением минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения. Реальная среднемесячная заработная плата, согласно инновационному сценарию развития, возрастет за 2009-2011 годы на 43,5% по отношению к уровню 2008 года. Прогнозируется сохранение превышения темпов роста заработной платы над темпами роста производительности труда в течение всего среднесрочного периода, однако разрыв в темпах постепенно будет снижаться: с 5,2 процентных пункта в 2009 году до 3,5 процентных пункта в 2011 году.
В результате роста доходов населения и адресной поддержки необеспеченных слоев населения уровень бедности снизится с 18,7% в 2008 году до 13,4% в 2011 году. Повышение качества жизни населения выразится в увеличении ожидаемой продолжительности жизни населения края до 69 лет (на 2 года к оценке 2008 года).
Приложение
к Сценарным условиям социально-
экономического развития Алтайского края
на 2009 год и на период до 2011 года
Основные показатели
прогноза социально-экономического развития Алтайского края
на 2009-2011 годы
Наименование показателя |
Единица измерения |
2007 год факт |
2008 год оценка |
2009 год прогноз |
2010 год прогноз |
2011 год прогноз |
2011 год в % к 2008 году |
||||
1 вариант |
2 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Численность населения (среднегодовая) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тыс. чел. |
2515,9 |
2501,2 |
2487,5 |
244,7 |
2463,1 |
|
|
||||
Инфляция: к декабрю предыдущего года |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
% |
112,1 |
113,0 |
107,5 |
107,5 |
107,0 |
107,0 |
108,5 |
106,8 |
124,8 |
122,8 |
|
в среднем за год |
% |
109,1 |
114,0 |
109,7 |
109,7 |
107,2 |
107,2 |
108,6 |
107,2 |
|
|
Валовой региональный продукт |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
млн. руб. |
213223 |
278493 |
325436 |
333288 |
379237 |
395226 |
438170 |
462257 |
|
|
|
темп роста |
% |
111,5 |
110,5 |
108,0 |
110,3 |
108,0 |
109,8 |
106,0 |
108,8 |
123,6 |
131,8 |
Промышленное производство |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
млн. руб. |
132248 |
179696 |
211538 |
217456 |
241873 |
252586 |
297046 |
293370 |
|
|
|
темп роста |
% |
108,9 |
109,3 |
104,0 |
109,0 |
104,3 |
106,0 |
104,5 |
106,2 |
113,4 |
122,7 |
в т.ч. по видам деятельности: добыча полезных ископаемых |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
млн. руб. |
2105 |
3572 |
4286 |
5059 |
5176 |
6637 |
6268 |
8292 |
|
|
|
темп роста |
% |
154,8 |
169,4 |
109,9 |
129,8 |
115,0 |
124,9 |
110,0 |
119,9 |
139,0 |
194,4 |
обрабатывающие производства |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
млн. руб. |
109141 |
149405 |
172427 |
177470 |
192469 |
201134 |
230072 |
229663 |
|
|
|
темп роста |
% |
110,0 |
108,9 |
104,0 |
109,5 |
104,3 |
106,0 |
104,7 |
106,2 |
113,6 |
123,3 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
млн. руб. |
21002 |
26719 |
34826 |
34927 |
44228 |
44615 |
60706 |
55415 |
|
|
|
темп роста |
% |
103,6 |
105,4 |
103,2 |
103,5 |
103,0 |
103,6 |
103,2 |
104,2 |
109,7 |
111,7 |
Продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
млн. руб. |
58708 |
69426 |
74629 |
77914 |
80502 |
87228 |
88251 |
97552 |
|
|
|
темп роста |
% |
108 |
103,2 |
101,0 |
104,8 |
101,3 |
104,9 |
102,6 |
104,6 |
105,0 |
115,0 |
и в основной капитал за счет всех источников финансирования |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
млн. руб. |
42681 |
62140 |
81093 |
83190 |
102747 |
109511 |
132710 |
142978 |
|
|
|
темп роста |
% |
128,2 |
124,5 |
116,0 |
119,0 |
115,5 |
120,0 |
114,0 |
120,0 |
152,7 |
171,4 |
Оборот розничной торговли |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
млн. руб. |
132860 |
171450 |
201578 |
204314 |
232463 |
239942 |
265120 |
278717 |
|
|
|
темп роста |
% |
115,3 |
113,0 |
110,5 |
112,0 |
109,0 |
111,0 |
108,0 |
110,0 |
130,1 |
136,8 |
Оборот общественного питания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
млн. руб. |
4255 |
5869 |
7070 |
7425 |
8284 |
9302 |
9485 |
11591 |
|
|
|
темп роста |
% |
113,4 |
114,0 |
109,5 |
115,0 |
108,5 |
116,0 |
107,5 |
117,0 |
127,7 |
156,1 |
Объем платных услуг |
млн. руб. |
34530 |
44050 |
55444 |
57045 |
67600 |
71383 |
83102 |
88008 |
|
|
темп роста |
1 % |
112,3 |
113,2 |
111,3 |
114,5 |
110,0 |
112,9 |
109,0 |
112,2 |
133,4 |
145,0 |
Внешнеторговый оборот |
млн. долларов США |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1290,5 |
1325 |
1358 |
1398 |
1428 |
1487 |
1521 |
1616 |
114,8 |
122,0 |
||
экспорт |
млн. долларов США |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
948,9 |
979 |
1001 |
1028 |
1050 |
1082 |
1109 |
1174 |
113,3 |
119,9 |
||
импорт |
млн. долларов США |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
341,6 |
346 |
357 |
370 |
378 |
405 |
412 |
442 |
119,2 |
127,7 |
||
Прибыль по всем видам деятельности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
млн. руб. |
28899 |
45035 |
49220 |
53595 |
53373 |
62056 |
58861 |
71272 |
130,7 |
158,3 |
|
Денежные доходы на- селения |
млн. руб. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
224581 |
293709 |
354898 |
363976 |
419488 |
443522 |
501429 |
541734 |
170,7 |
184,4 |
||
Реальные располагаемые денежные доходы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
% |
105,0 |
111,0 |
109,2 |
111,5 |
110,0 |
113,2 |
110,0 |
113,5 |
132,1 |
143,3 |
|
Средний размер трудовой пенсии (среднегодовой) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
руб. |
3124,6 |
3802,0 |
4622,6 |
5481,8 |
6384,6 |
167,9 |
|||||
Прожиточный минимум |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
руб. |
3332 |
3965 |
4476 |
4476 |
4879 |
4879 |
5367 |
5315 |
135,4 |
134,0 |
|
Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
% |
20,7 |
18,7 |
17,4 |
17,0 |
16,0 |
15,1 |
14,6 |
13,4 |
- |
- |
|
Фонд заработной платы, всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
млн. руб. |
70902 |
90245 |
109508 |
112701 |
130088 |
136701 |
151911 |
163965 |
168,3 |
181,7 |
|
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
руб. |
7805 |
9924 |
12041 |
12367 |
14302 |
14981 |
16696 |
17955 |
168,2 |
180,9 |
|
Реальная заработная плата |
% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
116,4 |
111,5 |
110,6 |
113,6 |
110,8 |
113,0 |
107,5 |
111,8 |
131,7 |
143,5 |
||
Численность работни- ков |
тыс. чел. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
757,0 |
757,8 |
757,9 |
759,4 |
758,0 |
760,4 |
758,2 |
761,0 |
100,1 |
100,4 |
||
Численность занятого в экономике населения (среднегодовая) |
тыс. чел. |
1105,2 |
1107,5 |
1108,0 |
1110,0 |
1111,8 |
1115,0 |
1116,4 |
1120,0 |
100,8 |
101,1 |
Уровень общей безработицы | |||||||||||
6,5 |
6,4 |
6,3 |
6,2 |
6,2 |
6,1 |
6,1 |
6,0 |
- |
- |
||
% | |||||||||||
Уровень официально зарегистрированной безработицы |
% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4,7 |
4,4 |
4,1 |
3,9 |
3,9 |
3,7 |
3,8 |
3,6 |
- |
- |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Администрации Алтайского края от 21 июля 2008 г. N 288-р
Текст распоряжения официально опубликован не был
Постановлением Правительства Алтайского края от 9 января 2018 г. N 4 настоящее распоряжение признано утратившим силу с 10 января 2018 г.