Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением Правительства
Алтайского края
от 13.12.2019 г. N 494
Государственная программа
Алтайского края "Развитие образования в Алтайском крае"
Паспорт
государственной программы Алтайского края "Развитие образования в Алтайском крае"
Ответственный исполнитель программы |
Министерство образования и науки Алтайского края |
Соисполнители программы |
отсутствуют |
Участники программы |
Министерство социальной защиты Алтайского края; Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края; управление Алтайского края по труду и занятости населения; краевые государственные организации, подведомственные Министерству образования и науки Алтайского края; органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (по согласованию); муниципальные (бюджетные и автономные) общеобразовательные организации (по согласованию) |
Подпрограммы программы |
подпрограмма 1 "Развитие дошкольного образования в Алтайском крае"; подпрограмма 2 "Развитие общего образования в Алтайском крае"; подпрограмма 3 "Развитие дополнительного образования детей и сферы отдыха и оздоровления детей в Алтайском крае"; подпрограмма 4 "Развитие среднего профессионального образования в Алтайском крае"; подпрограмма 5 "Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации и развитие кадрового потенциала Алтайского края"; подпрограмма 6 "Совершенствование управления системой образования в Алтайском крае"; подпрограмма 7 "Создание новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения в Алтайском крае"; подпрограмма 8 "Защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" |
Региональные проекты, реализуемые в рамках программы |
национальный проект "Образование": региональный проект "Современная школа"; региональный проект "Успех каждого ребенка"; региональный проект "Поддержка семей, имеющих детей"; региональный проект "Цифровая образовательная среда"; региональный проект "Учитель будущего"; региональный проект "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)"; национальный проект "Демография": региональный проект "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" |
Цель программы |
повышение доступности качественного образования, соответствующего потребностям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина |
Задачи программы |
обеспечение доступности и качества дошкольного образования, в том числе за счет создания дополнительных мест; повышение качества общего образования посредством обновления содержания, технологий обучения и материально-технической базы; создание равных возможностей для позитивной социализации и успешности каждого ребенка с учетом изменения культурной, социальной и технологической среды; обеспечение региона квалифицированными рабочими, служащими и специалистами среднего звена в соответствии с потребностями экономики Алтайского края; создание условий для развития кадрового потенциала Алтайского края; совершенствование механизмов управления системой образования Алтайского края для повышения качества предоставления государственных (муниципальных) услуг, которые обеспечивают взаимодействие граждан и образовательных организаций с органами управления образованием, внедрение цифровых технологий в сфере управления образованием; создание в Алтайском крае новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения; обеспечение защиты прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, содействие их семейному устройству и интеграции в общество |
Индикаторы и показатели программы |
доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет (отношение численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования); доля обучающихся общеобразовательных организаций по новым федеральным государственным образовательным стандартам общего образования; доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием; доля выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общей численности выпускников образовательных организаций, обучавшихся по образовательным программам среднего профессионального образования; доля руководящих и педагогических работников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, своевременно прошедших повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в общей численности руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций; доля государственных и муниципальных образовательных организаций, использующих цифровые технологии в административно-управленческой деятельности (в том числе для учета контингента и движения обучающихся, формирования отчетности); удельный вес численности обучающихся, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в общеобразовательных организациях (всего); доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных в замещающие семьи, в общем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Срок и этапы реализации программы |
2020-2024 годы без деления на этапы |
Объем финансирования программы |
общий объем финансового обеспечения государственной программы Алтайского края "Развитие образования в Алтайском крае" (далее - "программа") составляет 119624421,8 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 26790104,1 тыс. рублей; 2021 год - 25083183,8 тыс. рублей; 2022 год - 24228028,5 тыс. рублей; 2023 год - 21761052,7 тыс. рублей; 2024 год - 21762052,7 тыс. рублей; из них: общий объем средств федерального бюджета - 5163406,9 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 2077981,3 тыс. рублей; 2021 год - 1846782Д тыс. рублей; 2022 год - 1238643,5 тыс. рублей; общий объем средств краевого бюджета - 114305950,8 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 24587280,9 тыс. рублей; 2021 год - 23218495,8 тыс. рублей; 2022 год - 22977068,7 тыс. рублей; 2023 год - 21761052,7 тыс. рублей; 2024 год - 21762052,7 тыс. рублей; общий объем средств местного бюджета - 155064,1 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 124841,9 тыс. рублей; 2021 год - 17905,9 тыс. рублей; 2022 год - 12316,3 тыс. рублей. Объем финансирования подлежит ежегодному уточнению в соответствии с законами о федеральном и краевом бюджетах на очередной финансовый год и на плановый период |
Ожидаемые результаты реализации программы |
обеспечение доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет (отношение численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного Образования) на уровне 100%; увеличение доли обучающихся общеобразовательных организаций по новым федеральным государственным образовательным стандартам общего образования до 100%; увеличение доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, до 80%; увеличение доли выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общей численности выпускников образовательных организаций, обучавшихся по образовательным программам среднего профессионального образования, до 65%; обеспечение доли руководящих и педагогических работников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, своевременно прошедших повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в общей численности руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций на уровне 98,8%; увеличение доли государственных и муниципальных образовательных организаций, использующих цифровые технологии в административно-управленческой деятельности (в том числе для учета контингента и движения обучающихся, формирования отчетности), до 98%; увеличение удельного веса численности обучающихся, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в общеобразовательных организациях (всего) до 97,1%; увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных в замещающие семьи, в общем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 90%. |
1. Общая характеристика сферы реализации программы
В основу социальной политики Алтайского края положена системная работа по поддержке базовых общественных институтов, поэтому особое внимание уделяется реализации национальных проектов, направленных на улучшение жизни граждан.
До 2024 года в крае будет реализовано 7 региональных проектов в сфере образования: "Современная школа", "Успех каждого ребенка", "Поддержка семей, имеющих детей", "Цифровая образовательная среда", "Учитель будущего", "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)", "Новые возможности для каждого". В продолжение содержательной части региональных проектов реализуется портфель "10 инициатив Губернатора для развития образования Алтайского края".
Министерство образования и науки Алтайского края является соисполнителем регионального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" национального проекта "Демография".
Реализация государственной программы Алтайского края "Развитие образования и молодежной политики в Алтайском крае" в предыдущие годы позволила достичь. всех заявленных показателей, значительно укрепить и обновить материально-техническую базу образовательных организаций, заложить основы новой образовательной модели.
Современные подходы к развитию содержания дошкольного образования определили его неотъемлемой частью общего образования. Принятые за последние 3 года в регионе меры позволяют говорить о позитивных изменениях в системе дошкольного образования. Алтайский край входит в число регионов Российской Федерации, наиболее успешно решающих проблемы обеспечения доступности и вариативности дошкольного образования. В крае реализуются стандарты дошкольного образования, исполняются требования к образовательной программе, новой образовательной среде, результатам образования. Вместе с тем проблема доступности услуг дошкольного образования для детей до 3 лет остается актуальной.
Продолжаются процессы совершенствования структуры и содержания основного общего образования. Региональная сеть общеобразовательных организаций видоизменяется с сохранением показателя охвата учащихся образовательными услугами: охват детей программами общего среднего образования ежегодно составляет свыше 99,9% (численность обучающихся - более 266 тыс. человек).
Развитие системы общего образования осуществляется в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов, в том числе для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, благоприятного прогноза роста численности учащихся в системе общего образования, диверсификации образовательных услуг в соответствии с индивидуальными запросами потребителей образовательной услуги в Алтайском крае.
В регионе организована работа по выявлению и поддержке одаренных и высокомотивированных обучающихся через участие во всероссийских олимпиадах, межрегиональных соревнованиях и других мероприятиях.
Вместе с тем в крае существует сегмент общеобразовательных организаций (как сельских, так и городских), демонстрирующих низкие учебные результаты на всех уровнях общего образования. Это общеобразовательные организации, работающие со сложным контингентом обучающихся - детьми из семей с низким социально-экономическим статусом, детьми, имеющими трудности в освоении образовательных программ. Для успешного обучения и социализации указанной категории детей необходимы специальные ресурсы (финансовые, кадровые, организационные), позволяющие в том числе обеспечить возможность проведения дополнительных занятий с такими учащимися, осуществлять психологическое и социально-педагогическое сопровождение, тъюторство.
Несмотря на системную работу по созданию новых мест в общеобразовательных организациях, результатом которой стала организация обучения в одну смену более 80% школьников, остаются актуальными задачи ликвидации второй смены, а также предоставления качественного образования обучающимся со сложными нарушениями в развитии и. подготовки необходимого количества специалистов для организации обучения данной категории детей.
Отмечается дифференциация школ по состоянию материально-технической базы, уровню развития инфраструктуры, укомплектованности профессиональными педагогическими кадрами. Также при переходе на новое содержание образования, обусловленное введением федеральных государственных образовательных стандартов, требуется эффективное использование новых форм и технологий образовательного процесса, включая информационные и коммуникационные технологии.
В системе образования Алтайского края реализована возможность формирования культуры здоровья обучающихся: организованы отдых и оздоровление более 65% детей в лагерях различного типа; численность учащихся, пользующихся горячим питанием, ежегодно увеличивается и составляет более 96% от общей численности обучающихся.
Требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования предполагают интеграцию основного и дополнительного образования. В регионе в 100% общеобразовательных организаций предоставляются услуги по реализации дополнительных общеобразовательных программ. Охват детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными общеобразовательными программами составляет более 70%. Вместе с тем система дополнительного образования детей требует существенных изменений в части развития сети образовательных организаций, расширения спектра и содержания образовательных программ, совершенствования их программно-методического и кадрового обеспечения. Отмечается необходимость обеспечения соответствия услуг дополнительного образования изменяющимся потребностям населения: создание площадок дополнительного образования и детского творчества естественнонаучной, инженерной и технической направленности.
Главная задача в области профессионального образования - обеспечение соответствия структуры и качества образовательных услуг в системе подготовки кадров соответствующим потребностям регионального рынка труда. Основные направления работы - это повышение качества подготовки выпускников, профориентационная деятельность, профессиональная подготовка и переподготовка безработных граждан. Вместе с тем новых решений требуют вопросы развития государственно-частного партнерства и взаимодействия с работодателями в части подготовки кадров для экономики.
Для формирования единого научно-методического пространства осуществляется сотрудничество с образовательными организациями высшего образования, научными и иными организациями, расширяется спектр направлений взаимодействия с представителями бизнеса. Трудовые ресурсы Алтайского края, подготовленные научными и научно-образовательными учреждениями различных профилей, характеризуются высоким профессиональным уровнем и способны удовлетворить потребность развивающейся экономики в научных исследованиях и высококвалифицированных кадрах для реализации инновационных проектов и размещения новых производств. Несмотря на признание достижений вузов края на федеральном уровне, они остаются недостаточно привлекательными для талантливой молодежи региона. В Алтайском крае существует проблема недостатка в обеспечении ряда отраслей экономики квалифицированными кадрами в первую очередь по приоритетным направлениям развития, что требует значительного повышения активности научной и инновационной деятельности вузов, в том числе осуществляемой в партнерстве с зарубежными университетами.
Остается актуальной планомерная работа по улучшению кадрового потенциала отрасли и формированию системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров. Всего в системе образования Алтайского края (кроме высшего) трудится около 40 тыс. работников. Доля учителей пенсионного возраста составляет 21,7%, доля учителей в возрасте до 35 лет - 20,6%. Обновление педагогического корпуса происходит недостаточными темпами. С целью повышения престижа педагогической профессии, привлечения выпускников образовательных организаций высшего образования и среднего профессионального образования педагогического профиля для работы в муниципальных (государственных) общеобразовательных организациях Правительством Алтайского края принимаются меры, направленные на поднятие социального статуса педагогических работников, повышение профессиональной компетентности педагогических и управленческих кадров.
Ежегодно 35% педагогических работников проходят курсы повышения квалификации. Однако отстающая от реальных потребностей отрасли система переподготовки и повышения квалификации не позволяет осуществлять развитие кадрового потенциала, способного обеспечить современное содержание образовательного процесса в соответствии с новыми образовательными стандартами.
Неотъемлемой частью системы менеджмента качества образования является его мониторинг. В Алтайском крае разработана нормативная база, регулярно проводятся исследования результатов обучения, в том числе на платформе международных измерительных материалов, которые позволяют получать информацию о состоянии качества предоставляемых услуг. Однако анализ полученных результатов и корреляция образовательных программ вызывают затруднения у педагогов и руководителей.
Важным направлением деятельности Министерства образования и науки Алтайского края является работа по обеспечению реализации полномочий по опеке и попечительству. Необходимо усовершенствовать организационно-управленческие механизмы, усилить кадровый потенциал, модернизировать центры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исполнение всех мероприятий программы позволит органам исполнительной власти края и образовательным организациям своевременно и в полном объеме выполнить все возложенные на них обязательства, реализовать систему действий, направленную на повышение качества и эффективности работы.
2. Приоритеты региональной политики в сфере реализации программы, цели и задачи, описание основных ожидаемых конечных результатов программы, сроков и этапов реализации
2.1. Приоритеты региональной политики в сфере реализации программы
Основными документами, определяющими стратегию развития системы регионального образования, являются:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
указы Президента Российской Федерации:
от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
от 29.05.2017 N 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства";
от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
национальные проекты "Образование" и "Демография", утвержденные президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 N 16);
постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 N 1618-р об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года;
приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
законы Алтайского края:
- от 21.11.2012 N 86-ЗС "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года";
от 04.09.2013 N 56-ЗС "Об образовании в Алтайском крае".
Основные приоритеты региональной образовательной политики:
1) в сфере дошкольного образования:
создание условий для раннего развития детей в возрасте до 3 лет и реализация программ психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье;
сохранение 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет;
реализация мероприятий, направленных на создание дополнительных мест в организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, а также организациях, оказывающих услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста;
развитие вариативных форм дошкольного образования;
2) в сфере общего образования:
внедрение в школах новых методов обучения и воспитания, современных образовательных технологий, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предмету "Технология";
реализация в общеобразовательных организациях федерального государственного образовательного стандарта основного и среднего общего образования, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья;
предоставление обучающимся детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья возможностей доступа к образовательным ресурсам, выбора варианта освоения программ общего образования;
создание условий для выявления и развития творческих и интеллектуальных способностей талантливых детей;
развитие системы комплексного мониторинга качества образования, внешней независимой системы оценки качества образования с участием общественности;
реализация мероприятий, направленных на создание дополнительных мест в общеобразовательных организациях;
реализация инициативы Губернатора Алтайского края "Новое качество образования Алтайского края";
3) в сфере дополнительного образования детей, организации летнего отдыха и оздоровления:
формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
обеспечение соответствия услуг дополнительного образования изменяющимся потребностям населения: создание площадок дополнительного образования и детского творчества естественнонаучной и технической направленности ("Кванториум", "IT-куб");
использование моделей государственно-частного партнерства при реализации мероприятий по дополнительному образованию детей;
совершенствование материально-технической базы организаций дополнительного образования детей при создании новых зон досуга и отдыха; сохранение и укрепление здоровья школьников;
реализация инициатив Губернатора Алтайского края "Люби свой край", "Алтайский край - поколения талантов";
4) в сфере профессионального образования:
модернизация профессионального образования, в том числе с помощью внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ: пересмотр структуры, содержания и технологий реализации образовательных программ с учетом требований работодателей, прогноза рынка труда и экономического развития в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями;
формирование оптимальной сети образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в которых создана материально-техническая и учебно-методическая база для подготовки кадров;
реализация инициативы Губернатора Алтайского края "Кадры нового Алтая";
5) в сфере профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических работников и развития кадрового потенциала Алтайского края:
внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников;
обеспечение условий для повышения квалификации и профессионального развития управленческих и педагогических работников системы образования;
обеспечение роста престижа профессии педагогических и руководящих работников системы образования;
реализация инициатив Губернатора Алтайского края "Современный учитель Алтая", "Молодой педагог Алтайского края", "Директор школы Алтая";
6) в сфере совершенствования системы управления образованием в Алтайском крае:
создание условий для реализации взаимодействия граждан и образовательных организаций с органами управления образованием в цифровом виде;
оптимизация государственных и муниципальных услуг в сфере образования в соответствии с целевой моделью цифровой трансформации;
внедрение межведомственного и внутриведомственного юридически значимого документооборота органов управления образованием, образовательных организаций;
реализация инициативы Губернатора Алтайского края "Электронная (цифровая) школа";
7) в сфере создания современных условий обучения и воспитания:
продолжение модернизации инфраструктуры общеобразовательных организаций, направленной на обеспечение современных условий обучения, в том числе через участие в приоритетных федеральных и ведомственных проектах по обеспечению доступности образования детям раннего возраста, ликвидации второй смены, развитию сельского спорта;
реализация инициатив Губернатора Алтайского края "Новая школа Алтая", "Безопасная школа Алтайского края";
8) в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
целенаправленная работа по реализации приоритетов государственной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, укрепление кадрового потенциала органов опеки и попечительства, повышение их профессиональных компетенций;
расширение сети организаций, осуществляющих подготовку граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами (попечителями), пропаганда семейного устройства детей рассматриваемой категории;
развитие служб сопровождения семей, взявших на воспитание детей-сирот;
создание и поддержание в организациях для детей-сирот благоприятных условий пребывания, приближенных к семейным, способствующих интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию детей;
развитие постинтернатного сопровождения и социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот, организация межведомственного взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, в том числе с негосударственными структурами, в решении проблем социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот.
Развитие образования в Алтайском крае до 2024 года осуществляется в соответствии с требованиями времени, новыми технологиями при использовании потенциала различных институций, сформированных с учетом тенденций развития экономики региона, российского образования в целом.
2.2. Цели и задачи программы
Цель программы: повышение доступности качественного образования, соответствующего потребностям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Задачи программы:
обеспечение доступности и качества дошкольного образования, в том числе за счет создания дополнительных мест;
повышение качества общего образования посредством обновления содержания, технологий обучения и материально-технической базы;
создание равных возможностей для позитивной социализации и успешности каждого ребенка с учетом изменения культурной, социальной и технологической среды;
обеспечение региона квалифицированными рабочими, служащими и специалистами среднего звена в соответствии с потребностями экономики Алтайского края;
создание условий для развития кадрового потенциала Алтайского края; совершенствование механизмов управления системой образования Алтайского края для повышения качества предоставления государственных (муниципальных) услуг, которые обеспечивают взаимодействие граждан и образовательных организаций с органами управления образованием, внедрение цифровых технологий в сфере управления образованием;
создание в Алтайском крае новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения;
обеспечение защиты прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, содействие их семейному устройству и интеграции в общество.
2.3. Ожидаемые конечные результаты реализации программы
В ходе реализации программы планируется достижение следующих конечных результатов:
обеспечение доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет (отношение численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования) на уровне 100%;
увеличение доли обучающихся общеобразовательных организаций по новым федеральным государственным образовательным стандартам общего образования до 100%;
увеличение доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, до 80%;
увеличение доли выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общей численности выпускников образовательных организаций, обучавшихся по образовательным программам среднего профессионального образования, до 65%;
обеспечение доли руководящих и педагогических работников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, своевременно прошедших повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в общей численности руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций на уровне 98,8%;
увеличение доли государственных и муниципальных образовательных организаций, использующих цифровые технологии в административно-управленческой деятельности (в том числе для учета контингента и движения обучающихся, формирования отчетности), до 98%;
увеличение удельного веса численности обучающихся, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в общеобразовательных организациях (всего) до 97,1%;
увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных в замещающие семьи, в общем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 90%.
2.4. Сроки и этапы реализации программы
Реализация программы будет осуществляться в период с 2020 по 2024 год.
3. Обобщенная характеристика мероприятий программы
Программа состоит из основных мероприятий, которые отражают актуальные и перспективные векторы государственной политики в сфере образования Алтайского края.
В программе определены стратегические направления по реализации региональных проектов национального проекта "Образование": "Современная школа" (подпрограммы 2, 8), "Успех каждого ребенка" (подпрограммы 2, 3), "Поддержка семей, имеющих детей" (подпрограмма 1), "Цифровая образовательная среда" (подпрограммы 2, 3, 4, 6), "Учитель будущего" (подпрограмма 5), "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" (подпрограмма 4), национального проекта "Демография": "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" (подпрограмма 1).
Мероприятия подпрограмм, включенных в программу, содержат меры по формированию и финансовому обеспечению государственных заданий, управлению сетью образовательных организаций края, механизмы стимулирования развития муниципальных систем образования, краевых государственных образовательных организаций со стороны краевых органов исполнительной власти. Образовательные организации в рамках реализации соответствующих подпрограмм, в том числе на конкурсной основе, могут получать дополнительные финансовые средства.
В программе предусмотрено проведение традиционных и новых краевых мероприятий, направленных на развитие творческой, научной, спортивной составляющей деятельности обучающихся.
Обеспечение высокого качества образования связано с созданием не только организационных, кадровых, инфраструктурных, материально-технических и учебно-методических условий, но и объективной, охватывающей все уровни образования системы оценки качества. На ее формирование и развитие, участие в международных и национальных исследованиях качества образования, включение общественности в управление образовательными организациями, повышение качества контроля за реализацией образовательных программ направлены основные мероприятия подпрограммы 2.
Перечень мероприятий программы представлен в таблице 2 программы.
4. Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы
Финансирование программы осуществляется за счет средств:
федерального бюджета - в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;
краевого бюджета - в соответствии с законом Алтайского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период;
местного бюджета - в соответствии с решениями представительных органов местного самоуправления о бюджетах муниципальных образований на соответствующий финансовый год и на плановый период;
внебюджетных источников.
Общий объем финансирования программы составляет 119624421,8 тыс. рублей, из них:
2020 год - 26790104,1 тыс. рублей;
2021 год - 25083183,8 тыс. рублей;
2022 год - 24228028,5 тыс. рублей;
2023 год -21761052,7 тыс. рублей;
2024 год - 21762052,7 тыс. рублей;
из них:
общий объем средств федерального бюджета - 5163406,9 тыс. рублей, в том числе по годам:
2020 год - 2077981,3 тыс. рублей;
2021 год - 1846782,1 тыс. рублей;
2022 год - 1238643,5 тыс. рублей;
общий объем средств краевого бюджета - 114305950,8 тыс. рублей, в том числе по годам:
2020 год - 24587280,9 тыс. рублей;
2021 год - 23218495,8 тыс. рублей;
2022 год - 22977068,7 тыс. рублей;
2023 год - 21761052,7 тыс. рублей;
2024 год - 21762052,7 тыс. рублей;
общий объем средств местного бюджета - 155064,1 тыс. рублей, в том числе по годам:
2020 год - 124841,9 тыс. рублей;
2021 год - 17905,9 тыс. рублей;
2022 год - 12316,3 тыс. рублей. -
Объем финансирования программы подлежит ежегодному уточнению в соответствии с законами о федеральном и краевом бюджетах на очередной финансовый год и на плановый период.
Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы, представлен в таблице 3 программы.
5. Анализ рисков реализации программы и описание мер управления рисками реализации программы
При реализации поставленных в программе задач осуществляются меры, направленные на снижение последствий возможных рисков и повышение уровня гарантированности достижения предусмотренных программой конечных результатов.
К рискам относятся:
нормативные правовые риски - непринятие или несвоевременное принятие необходимых нормативных правовых актов, влияющих на реализацию мероприятий программы;
организационные и управленческие риски - недостаточная проработка вопросов, решаемых в рамках программы, неадекватность системы мониторинга реализации программы, отставание от сроков реализации мероприятий; ошибочная организационная схема и слабый управленческий потенциал (в том числе недостаточный уровень квалификации для работ с новыми инструментами), несогласованность действий основного исполнителя и участников программы, низкое качество реализации программных мероприятий на муниципальном уровне и уровне образовательных организаций;
финансово-экономические риски - недостаточное финансирование мероприятий программы за счет бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Устранение (минимизация) рисков возможно за счет создания координационного совета по реализации программы и обеспечения постоянного и оперативного мониторинга достигнутых результатов (в том числе социологического), проведения корректировки программы на основе анализа данных мониторинга. Важными средствами снижения рисков являются проведение аттестации и переподготовки управленческих кадров системы образования, а также опережающая разработка инструментов мониторинга до начала реализации программы.
6. Механизм реализации программы
Ответственный исполнитель государственной программы - Министерство образования и науки Алтайского края.
С целью организации и контроля реализации мероприятий программы планируется создание координационного совета, в состав которого войдут представители Минобрнауки Алтайского края, научной общественности, руководители муниципальных органов управления образованием, члены общественных организаций. Координационный совет проводит совещания по анализу, контролю, мониторингу и регулированию процесса реализации программы и ежегодно готовит отчет о ходе реализации и оценке эффективности программы. Мониторинг ориентирован на раннее предупреждение возникновения проблем и отклонений от запланированных параметров в ходе реализации программы, а также на выполнение мероприятий программы в течение года. Мониторинг реализации программы осуществляется ежеквартально. Объектом мониторинга является выполнение мероприятий программы в установленные сроки, сведения о финансировании программы на отчетную дату, степень достижения плановых значений индикаторов программы.
Минобрнауки Алтайского края в рамках программы вправе перечислять бюджетам муниципальных районов и городских округов в порядке межбюджетных отношений межбюджетные трансферты, предусмотренные на ее реализацию. Указанные средства носят целевой характер.
Минобрнауки Алтайского края:
организует реализацию программы, принимает решение о внесении изменений в программу в соответствии с установленными порядком и требованиями;
контролирует выполнение программных мероприятий, выявляет несоответствие результатов их реализации плановым показателям, устанавливает причины недостижения ожидаемых результатов и определяет меры по их устранению;
запрашивает у исполнителей и участников программы информацию, необходимую для проведения мониторинга программы;
готовит ежеквартальные и годовые отчеты о ходе реализации программы, представляет их в установленном порядке и сроки в Министерство экономического развития Алтайского края.
7. Методика оценки эффективности программы
Оценка эффективности программы осуществляется согласно приложению 2 к порядку разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Алтайского края, утвержденному постановлением Администрации Алтайского края от 23.09.2013 N 502.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.