Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства
Тюменской области
от 13 декабря 2019 г. N 485-п
Паспорт
государственной программы Тюменской области
Наименование программы |
Реализация государственной национальной политики |
Сроки реализации программы |
2019 - 2025 годы |
Ответственный исполнитель программы |
Комитет по делам национальностей Тюменской области (КДН ТО) |
Соисполнители программы |
Отсутствуют |
Связь с документом стратегического планирования Тюменской области |
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Тюменской области от 25.05.2009 N 652-рп). Стратегическая цель - рост уровня жизни населения вследствие инновационного социально-ориентированного развития Тюменской области на основе оптимального использования природно-экономического, производственного, научно-технического, кадрового потенциала и конкурентных преимуществ, совершенствования пространственной организации производительных сил области. Приоритет - Повышение уровня и качества жизни населения (повышение безопасности жизни населения). Задача - обеспечение безопасности населения от угроз национальных конфликтов. |
Цель программы |
Обеспечение межнационального, межконфессионального согласия и общественно-политической стабильности в регионе |
Приложение N 1
к паспорту
Показатели
государственной программы Тюменской области "Реализация государственной национальной политики"
N п/п |
Наименование показателя, единица измерения, направленность |
Базовое значение |
Значения в период реализации программы |
||||||
2018 год (Факт) |
2019 год (Оценка) |
2020 год (План) |
2021 год (План) |
2022 год (План) |
2023 год (План) |
2024 год (План) |
2025 год (План) |
||
Цель. Обеспечение межнационального, межконфессионального согласия и общественно-политической стабильности в регионе | |||||||||
Целевые показатели | |||||||||
1. |
Количество протестных акций на национальной и религиозной основе, ед., О |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2. |
Доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений в общей численности граждан, проживающих в Тюменской области *, %, П |
85,2 |
не менее 74,7 |
не менее 77,9 |
не менее 77,9 |
не менее 77,9 |
не менее 77,9 |
не менее 77,9 |
не менее 77,9 |
3. |
Доля граждан, положительно оценивающих состояние межконфессиональных отношений в Тюменской области *, %, П |
85,8 |
не менее 76,2 |
не менее 79,7 |
не менее 79,7 |
не менее 79,7 |
не менее 79,7 |
не менее 79,7 |
не менее 79,7 |
4. |
Оценка населением области уровня общественно-политической стабильности в регионе *, %, П |
81,0 |
не менее 79,2 |
не менее 80,7 |
не менее 80,7 |
не менее 80,7 |
не менее 80,7 |
не менее 80,7 |
не менее 80,7 |
Дополнительные показатели | |||||||||
5. |
Количество участников мероприятий, направленных на укрепление общероссийского гражданского единства, чел., П |
21 255 |
26 550 |
26 850 |
27 150 |
27 450 |
27 750 |
28 050 |
28 350 |
6. |
Численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России, чел., П |
29 550 |
32 650 |
32 750 |
33 050 |
33 350 |
33 700 |
34 050 |
33 350 |
* Оценочное и плановые значения на период 2019 - 2025 годы определены исходя из фактически достигнутых значений в среднем за 2014 - 2018 годы.
Приложение N 2
к паспорту
Финансовое обеспечение
государственной программы Тюменской области "Реализация государственной национальной политики"
N п/п |
Наименование мероприятия / проекта/мероприятия проекта |
Объем финансового обеспечения в период реализации программы, тыс. рублей |
Главный распорядитель средств областного бюджета |
||||||
2019 год (план) |
2020 год (план) |
2021 год (план) |
2022 год (план) |
2023 год (план) |
2024 год (план) |
2025 год (план) |
|||
Всего по программе, из них |
336 726,7 |
207 270,6 |
139 869,4 |
140 043,5 |
139 430,0 |
139 430,0 |
139 430,0 |
|
|
средства федерального бюджета |
1 402,1 |
1 276,6 |
442,4 |
613,5 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
в т.ч. расходы на управление |
не предусмотрены |
||||||||
средства областного бюджета |
335 324,6 |
205 994,0 |
139 427,0 |
139 430,0 |
139 430,0 |
139 430,0 |
139 430,0 |
||
в т.ч. расходы на управление |
19 953,0 |
19 366,0 |
19 366,0 |
19 366,0 |
19 366,0 |
19 366,0 |
19 366,0 |
||
Справочно: внебюджетные средства |
не предусмотрены |
||||||||
Цель программы "Обеспечение межнационального, межконфессионального согласия и общественно-политической стабильности в регионе" | |||||||||
Всего расходы по цели программы |
316 773,7 |
187 904,6 |
120 503,4 |
120 677,5 |
120 064,0 |
120 064,0 |
120 064,0 |
|
|
в т.ч. из средств федерального бюджета |
1 402,1 |
1 276,6 |
442,4 |
613,5 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
1. |
Мероприятие. Государственная поддержка мероприятий национально-культурного развития, социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов |
8 970,1 |
9 834,2 |
9 000,0 |
9 000,0 |
9 000,0 |
9 000,0 |
9 000,0 |
КДН ТО |
в т.ч. из средств федерального бюджета |
970,1 |
834,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
2. |
Мероприятие. Информационно-пропагандистская работа с населением области в этнической среде |
2 000,0 |
2 000,0 |
2 000,0 |
2 000,0 |
2 000,0 |
2 000,0 |
2 000,0 |
КДН ТО |
3. |
Мероприятие. Государственная поддержка мероприятий в этнической среде, включая поддержку и популяризацию русского языка, языков народов, населяющих Тюменскую область |
9 124,1 |
7 300,0 |
7 300,0 |
7 300,0 |
7 300,0 |
7 300,0 |
7 300,0 |
КДН ТО |
4. |
Мероприятие. Обеспечение прав коренных малочисленных народов, содействие развитию народных промыслов и ремесел в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов |
8 288,0 |
8 323,4 |
8 326,4 |
8 500,5 |
7 887,0 |
7 887,0 |
7 887,0 |
КДН ТО |
в т.ч. из средств федерального бюджета |
432,0 |
442,4 |
442,4 |
613,5 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
5. |
Мероприятие. Поддержка мероприятий казачьих обществ в деле возрождения традиционной казачьей культуры |
2 504,5 |
2 940,0 |
2 940,0 |
2 940,0 |
2 940,0 |
2 940,0 |
2 940,0 |
КДН ТО |
6. |
Мероприятие. Содействие возрождению и сохранению историко-культурного наследия, духовных ценностей народов России (проведение научно-практических конференций, конкурсов, "круглых столов", семинаров, рабочих встреч и совещаний). Подготовка методических и информационно-аналитических материалов по вопросам государственно-конфессиональных отношений |
1 125,0 |
1 380,0 |
1 380,0 |
1 380,0 |
1 380,0 |
1 380,0 |
1 380,0 |
КДН ТО |
7. |
Мероприятие. Государственная поддержка общественно значимых культурно-просветительских мероприятий религиозных организаций |
260 585,7 |
149 752,0 |
83 182,0 |
83 182,0 |
83 182,0 |
83 182,0 |
83 182,0 |
КДН ТО |
8. |
Мероприятие. Поддержка мероприятий общественных объединений, направленных на достижение общегражданских целей |
20 342,1 |
5 525,0 |
5 525,0 |
5 525,0 |
5 525,0 |
5 525,0 |
5 525,0 |
КДН ТО |
9. |
Мероприятие. Поддержка мероприятий, направленных на развитие потенциала молодежи и его использованию в интересах укрепления единства российской нации, упрочения мира и согласия |
3 834,2 |
850,0 |
850,0 |
850,0 |
850,0 |
850,0 |
850,0 |
КДН ТО |
Распределение средств по главным распорядителям бюджетных средств | |||||||||
Комитет по делам национальностей Тюменской области |
336 726,7 |
207 270,6 |
139 869,4 |
140 043,5 |
139 430,0 |
139 430,0 |
139 430,0 |
|
Приложение N 3
к паспорту
Характеристика
национальных, межнациональных государственно-конфессиональных, общественно-политических отношений Тюменской области
Ситуация в сфере национальных, межнациональных, государственно-конфессиональных отношений в Тюменской области характеризуется как стабильная, прогнозируемая, управляемая и сохраняет позитивную динамику развития благодаря эффективно проводимой работе по обеспечению этноконфессионального согласия в Тюменской области.
Протестных акций, публичных конфликтов на этнической и религиозной основе в области нет. В Тюменской области нет этнических анклавов. В регионе не допускаются случаи, ведущие к пространственной сегрегации и проявлениям социальной исключительности мигрантов.
Вместе с тем, вопросы этноконфессиональных, общественно-политических отношений приобретают все большую актуальность в Российской Федерации и Тюменской области. Обусловлено это, прежде всего, спецификой и деликатностью этнических, религиозных чувств граждан, важной их ролью в системе нравственных координат.
В регионе создана необходимая нормативная правовая база по реализации государственной политики в сферах этноконфессиональных и общественно-политических отношений в соответствии с федеральным законодательством в сфере государственной национальной политики.
Сформированная нормативная правовая база детально регламентирует организационную, кадровую, финансовую, научно-аналитическую, информационно-пропагандистскую и иные составляющие деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению этноконфессионального согласия.
На фоне современных вызовов и угроз, имеющих как внешнее, так и внутрироссийское измерение, актуальной становится цель укрепление межнационального согласия, межконфессионального согласия, обеспечение общественно-политической стабильности, развитие институтов гражданского общества; гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений; обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; успешная социальная и культурная адаптация иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграция в российское общество; сохранение и поддержка этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества; укрепление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации).
Вышеуказанная цель соответствует приоритетным задачам развития Российской Федерации, которые определены Федеральным законом от 22.10.2013 N 284-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений", Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666, Стратегией противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 28.11.2014 Пр-2753, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683, государственной программой Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 N 1532.
Основными задачами государственной программы Тюменской области являются:
- обеспечение равноправия граждан и реализации их конституционных прав;
- совершенствование взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
- формирование гражданского самосознания, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, воспитание культуры межнационального общения, основанной на уважении чести и национального достоинства граждан, традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
- содействие этнокультурному и духовному развитию народов, населяющих Тюменскую область;
- сохранение и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации и языков народов, населяющих Тюменскую область;
- осуществление социальной и культурной адаптации иностранных граждан и их интеграции в российское общество;
- обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений;
- информационное обеспечение реализации государственной национальной политики Российской Федерации в Тюменской области.
Достижение поставленных задач осуществляется по следующим направлениям деятельности в рамках постановления Правительства Тюменской области от 18.05.2005 N 30-п "Об утверждении Положения о Комитете по делам национальностей Тюменской области":
1. Содействие этнокультурному развитию народов Тюменской области и профилактика экстремизма в этнической среде.
2. Гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений.
3. Реализация мероприятий национально-культурного развития в этнической среде.
4. Содействие возрождению и сохранению историко-культурного наследия, духовных ценностей народов России
5. Государственная поддержка общественно полезных (значимых) программ (мероприятий) некоммерческих организаций, национально-культурных автономий и иных национальных общественных объединений в форме субсидий.
6. Содействие социально-экономическому развитию коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Тюменской области.
7. Поддержка и популяризация русского языка, языков народов, населяющих Тюменскую область.
8. Развитие российского казачества в Тюменской области.
9. Этнокультурное развитие цыган, их интеграция в тюменское сообщество, преодоление общественных стереотипов в отношении цыганского населения.
10. Социально-культурная адаптация и интеграция мигрантов. Противодействие социальной исключенности мигрантов, пространственной сегрегации.
11. Реализация мероприятий по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Тюменской областью.
12. Реализация мероприятий по развитию потенциала молодежи и его использованию в интересах укрепления единства российской нации, упрочения мира и согласия.
В Тюменской области проживают представители свыше 150 этнических групп населения (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года), обладающих отличительными особенностями материальной и духовной культуры, в том числе: русские - 83,8% (1 066 066 чел.), татары - 8,1% (109 193 чел.), украинцы - 1,3% (16 988 чел.), казахи - 1,0% (13 232 чел.), немцы - 0,9% (12 048 чел.), чуваши - 0,7% (8 623 чел.), азербайджанцы - 0,7% (8 282 чел.), армяне - 0,6% (7 594 чел.), белорусы - 0,4% (4 465 чел.).
Решение этнокультурных проблем в условиях этнического многообразия России требует системного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, некоммерческих организаций, иных общественных объединений и других субъектов этнокультурной деятельности.
Всего в Тюменской области (без учета автономных округов) осуществляет свою деятельность более 118 около 113 региональных и местных национальных общественных объединений. Количество их с каждым годом постоянно возрастает, что свидетельствует о расширении их сферы влияния, об актуализации национального фактора в общественном сознании.
Важнейшими элементом в системе работы по реализации государственной национальной политики является Координационный Совет национальных общественных объединений и национально-культурных автономий Тюменской области ("Ассамблея народов Тюменской области"), объединяющий на добровольной основе руководителей 35 национальных общественных объединений и национально-культурных автономий, представляющих, в том числе и интересы местных (районных и городских) национальных общественных объединений.
Подраздел "Поддержка и популяризация русского языка, языков народов, населяющих Тюменскую область"
Вопросам изучения, сохранения и развития русского языка, как государственного, и как средства межнационального и международного общения, посвящена многоплановая деятельность большого числа профессиональных и общественных организаций Тюменской области.
С 1976 года - на 10 лет раньше, чем в других регионах страны - в Тюменской области начали проводить Международную конференцию, посвященную празднованию Дней славянской письменности и культуры, на которой ежегодно выступают свыше 200 российских и зарубежных ученых, занимающихся изучением русской словесности и её духовных основ в широком контексте поликультурного пространства. Так, в 2019 году была организована и успешно проведена 42-я Международная научно-практическая конференция, посвященная 1150-летию со дня преставления святого равноапостольного Кирилла, 250-летию русского поэта, баснописца И.А. Крылова, 185-летним юбилеям знаменитых уроженцев Тобольска - великого русского учёного-энциклопедиста Д.И. Менделеева и выдающегося живописца В.Г. Перова, 175-летию со дня рождения И.Я. Словцова - основателя Тюменского краеведческого музея, 75-летию образования Тюменской области и 30-летней годовщине возрождения Тобольской духовной семинарии.
На Круглых столах, пленарных и секционных заседаниях рассматриваются вопросы философии культуры и словесности, состояния русского языка как хранителя национальной ментальности и российского культурного кода, русской словесности в поликультурном пространстве, исторического развития и современного положения, а также когнитивные аспекты изучения языка и культуры и преподавания русского языка как родного и как иностранного.
Вопросам изучения русского языка посвящается проводимая в Тюменском государственном университете при поддержке областного Союза журналистов, Общества русской культуры и Тюменского отделения Союза писателей России Всероссийская научно-практическая конференция "Русский язык как фактор стабильности государства и нравственного здоровья нации". На конференции рассматриваются доклады на темы: "Русский язык как государственный: проблемы и перспективы", "Экология языка": понимание метафоры и современная языковая ситуация", "Современные лингвистические учебники", "Русский язык как нравственный потенциал государства и нации", "Человек в зеркале языка и литературы", "Сибирский колорит" русского слова" и другие.
Кроме того, в Тюменской области ежегодно проводятся дни русской культуры, День Пушкина, Кирилло-Мефодиевские чтения. В рамках Рождественских, а затем Филофеевских образовательных чтений, которые проводятся на протяжении 25 лет в Тюменской области, работают круглые столы и секции, на которых рассматриваются такие вопросы, как сохранение и изучение языков и культур, русский язык как инструмент межкультурного диалога, актуальные проблемы филологии в XXI веке и другие.
N п.п. |
Наименование мероприятий |
1. |
Дни русской культуры в Тюменской области |
2. |
Проведение образовательных мероприятий, посвященных дню русского языка и дню рождения А.С. Пушкина |
3. |
Кирилло-мефодиевские чтения |
4. |
Дни славянской письменности и культуры |
5. |
Филофеевские образовательные чтения на тему: "Сохранение и изучение языков и культур, русский язык как инструмент межкультурного диалога, актуальные проблемы филологии в XXI веке" |
6. |
43 Международная научно-практическая конференция, посвященная празднованию Дней славянской письменности и культуры |
7. |
Всероссийская научно-практическая конференция "Русский язык как фактор стабильности государства и нравственного здоровья нации" |
8. |
Фольклорная экспедиция "Русская сибирская деревня" |
9. |
Фестиваль - конкурса "От белой ромашки до красной рябины" |
10. |
Молодежный фестиваль в студенческой среде на тему: "Русский язык - язык межнационального бюджета" |
11. |
Дополнительная образовательная программа "Русский язык как иностранный: практикум по межкультурной коммуникации (для иностранных преподавателей высших учебных заведений)" |
12. |
Программа повышения квалификации "Преподавание русского языка как иностранного: методы и технологии" |
13. |
Курсы повышения квалификации "Русский язык в образовательных учреждениях стран-участников СНГ: инновационные методы и технологии обучения русскому языку как иностранному" |
14. |
Курсы повышения квалификации "Русский язык за рубежом: многообразие методик и практик" |
Изучение родных языков
Важнейшим показателем характеристики этнокультурной ситуации является наличие условий для изучения родных (национальных) языков. Сохранение и развитие языкового многообразия является неотъемлемой частью их этнокультурного развития. Язык является основой этнической самоидентификации, отражает исторический опыт, является инструментом социализации, выражения и передачи этнокультурных традиций.
В Тюменской области на базе муниципальных и общественных этнокультурных центров организованы курсы татарского, чувашского, чеченского, казахского, армянского, корейского языков.
В 77 общеобразовательных учреждениях изучают родной язык и традиции народов. В 51 школе 4 060 школьников изучают родной язык и литературу как отдельный учебный предмет.
В Тюменской области из 200 тысяч обучающихся общеобразовательных школ 85% составляют русские, 8,6% - татары, 1,2% - казахи, по 1% - украинцы, азербайджанцы, армяне, 0,7% таджики, 0,4% - немцы, узбеки, 0,2% - чеченцы, чуваши, ингуши, 0,1% - цыгане. Также в школах региона обучаются дети других национальностей.
Реализуются специально разработанные учебные курсы, обеспечивающие интересы и потребности участников образовательного процесса, в том числе этнокультурные, за счет часов вариативной части учебного плана.
В ближайшее время планируется возведение тридцати трех (33) новых школ, 17 из которых - с этнокультурным компонентом в местах компактного проживания татарского населения.
В целях сохранения родных языков в Тюменской области действует система печатных и электронных СМИ национальных общественных объединений и религиозных организаций: газета "Янарыш" /Возрождение" (язык издания - русский, татарский), газета "Хикмет" (язык издания - русский, татарский), газета "Таван" (язык издания - русский, чувашский), радиоканал "Татар РАДИОСЫ Тюмень" (язык вещания - татарский, русский).
Согласно учебным планам общеобразовательных учреждений 10% учебного времени отводится на изучение национально-регионального компонента Тюменской области, который реализуется модульно в содержании всех предметных курсов.
С целью сохранения и развития культур и языков народов, населяющих Тюменскую область, в соответствии с запросом родителей и обучающихся в общеобразовательных учреждениях созданы условия для удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей. В школах реализуются 3 модели этнокультурного образования:
- изучение родного языка как учебного предмета;
- изучение родного языка и литературы через вариативную часть учебного плана и внеурочную деятельность;
- изучение культуры и традиций народов через внеклассную работу.
В ряде школ реализуются специально разработанные учебные курсы, обеспечивающие интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные, за счет часов вариативной части учебного плана.
Доля школ с этнокультурным компонентом составляет 16%.
В регионе сформировалась система организации и проведения во всех школах области Международного дня родного языка (более 60 тыс. участников ежегодно), региональной Декады межнационального согласия и единства. В связи с этим в общеобразовательных учреждениях области проходят: музейные уроки, экскурсии, уроки-презентации, уроки-диспуты, встречи людей разных поколений, викторины, литературно-музыкальные композиции, фестивали национальных культур.
Ежегодно педагоги школ участвуют в конкурсных мероприятиях, которые позволяют решать ряд задач, обеспечивающих повышение престижа профессии учителя родного языка, поддержку творчески работающих профессионалов, трансляцию наиболее эффективных методик в обучении языкам, а также способствуют укреплению социальных связей, чувства духовного единства и родства в многонациональном учительском корпусе.
Подраздел "Социально-культурная адаптация и интеграция мигрантов. Противодействие социальной исключенности мигрантов, пространственной сегрегации"
Последние годы характеризуются изменением этнического состава населения области вследствие активных миграционных процессов.
Работа по адаптации мигрантов и их интеграции в тюменское сообщество ведется на основе взаимодействия органов власти и руководителей некоммерческих организаций, национальных общественных объединений, религиозных организаций в формате регулярных рабочих встреч, совещаний, многочисленных мероприятий национально-культурного развития. При этом в приоритетном порядке к решению вопросов социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов привлекаются работодатели, использующие иностранную рабочую силу.
Мониторинг и контроль миграционных процессов в Тюменской области осуществляются с учетом полномочий межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников в Тюменской области, межведомственной комиссии по оказанию содействия добровольному переселению в Тюменскую область соотечественников, проживающих за рубежом, межведомственной комиссии по противодействию экстремизму, антитеррористической комиссии Тюменской области и других коллегиально-совещательных органов.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 602 "Об обеспечении межнационального согласия" на базе Института гуманитарных наук Тюменского государственного университета создан Центр адаптационных коммуникаций и тестирования мигрантов, в котором с сентября 2012 года. осуществляется языковая и общекультурная подготовка приезжих, проводятся контрольные мероприятия с выдачей сертификатов государственного образца, дающих, в том числе, право на получение гражданства РФ. Занятия проводят высококвалифицированные преподаватели Тюменского государственного университета. Организационное содействие осуществляют руководители областных национальных общественных объединений.
В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 22.02.2018 N 130 Тюменский государственный университет проводит тестирование по русскому языку как иностранному и выдает сертификаты государственного образца, подтверждающие владение тем или иным уровнем языка.
Продолжается сотрудничество с Российским университетом дружбы народов в рамках государственной системы тестирования, с 2015 года Центр адаптационных практик и тестирования осуществляет прием комплексного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации у иностранных граждан, желающих получить патент, разрешение на временное проживание или вид на жительство. Ежемесячно тестирование проходят более 800 человек. В Тюменском индустриальном университете (далее - ТИУ) вопросами проведения тестирования иностранных граждан/трудовых мигрантов по русскому языку как иностранному занимается Региональный Центр тестирования ТИУ.
В высших и средних специальных учебных заведениях региона с целью адаптации студентов-мигрантов и предупреждения межнациональных конфликтов осуществляется комплекс мероприятий, предусматривающих:
- профилактику экстремизма с учетом особенностей поликультурной среды;
- осуществление системы мониторинга политических, национальных, религиозных установок студентов и преподавателей, наблюдение за студенческими настроениями в сети Интернет, в ходе учебного и вне учебного процессов;
- организацию индивидуальной работы со студентами, склонными к проявлению экстремизма, с привлечением кураторов, психологов, других специалистов, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия;
- проведение работы, способствующей социально-культурной адаптации и самореализации студентов разных национальностей. В ряде учебных заведений на постоянной основе действуют общественные объединения, задачей которых является развитие межнационального диалога в студенческой среде;
- вовлечение студентов в студийную, секционную, клубную, отрядную работу, активизирующую социальную, интеллектуальную, художественную, спортивную деятельность.
Важной составной частью этой работы является проведение профилактических встреч конкретных этнических групп студентов с руководством ВУЗов, СУЗов, представителями и активом национальных общественных объединений, авторитетными гражданами диаспор.
Используются возможности национальных общественных объединений по распространению среди соотечественников норм и правил бытового и общественного поведения, принятых в регионе, стране, ведется совместная профилактическая работа по недопущению проявлений национализма и религиозной нетерпимости, противодействию социальной исключенности мигрантов, пространственной сегрегации. Данные общественные объединения активно содействуют органам власти в преодолении различных негативных проявлений в иммиграционном сообществе, возникающих преимущественно на бытовой основе и содержащих в себе потенциальную угрозу нормальному общественному развитию.
Социально-культурной и общественной адаптации иммигрантов, удовлетворению их культурных потребностей, установлению контактов с местным населением и представителями различных этнических групп, проживающими в Тюменской области, способствуют многочисленные мероприятия национально-культурного развития (характера), проводимые национальными общественными объединениями, такие как: Дни национальных культур (русской, татарской, казахской, чувашской, узбекской, еврейской, корейской, немецкой, молдавской, узбекской, украинской, белорусской, народов Северного Кавказа и Закавказья и других культур), национальных праздников, областные фестивали национальных культур "Мост дружбы", "Радуга", "Тан йолдызы" - "Утренняя звезда", татарского фольклора "Тугарэк уен", культурно-познавательные проекты для учащейся молодежи и историко-мемориальные мероприятия, которые являются реальным фактором обеспечения межнационального согласия, создания условий для национальной самореализации граждан, формирования их общероссийской гражданской и духовной общности, позитивного общественного сознания, атмосферы братской дружбы и единения народов.
Важнейшим показателем характеристики этнокультурной ситуации является наличие условий для изучения родных (национальных) языков. Сохранение и развитие языкового многообразия является неотъемлемой частью их этнокультурного развития. Язык является основой этнической самоидентификации, отражает исторический опыт, является инструментом социализации, выражения и передачи этнокультурных традиций.
Согласно учебным планам общеобразовательных учреждений 10% учебного времени отводится на изучение национально-регионального компонента Тюменской области, который реализуется модульно в содержании всех предметных курсов.
Представители национально-культурных объединений вошли в состав управляющих советов 31-го общеобразовательного учреждения.
Важной является и информационно-пропагандистская работа в средствах массовой информации (30-тью изданиями ежегодно публикуется более 1 500 материалов), мониторинг публикаций в СМИ и сети Интернет на наличие в них проявлений экстремизма и радикализма, в том числе с использованием федеральной системы мониторинга межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций, а также выявление реальных и потенциальных субъектов подобной деятельности.
N п/п |
Наименование мероприятия |
1. |
Обучающие семинары для сотрудников органов местного самоуправления и работодателей по вопросам адаптации и интеграции трудовых мигрантов в российское сообщество |
2. |
Предупредительно-профилактическая работа путем осуществления рабочих встреч, бесед с мигрантами при участии должностных лиц, ответственных в сфере межнациональных отношений, представителей национальных общественных объединений, институтов гражданского общества, работодателей, привлекающих иностранную рабочую силу |
3. |
Мероприятия, направленные на социальную и культурную адаптацию и интеграцию иностранных граждан, включающие обеспечение иностранных граждан информационно-методическими материалами |
4. |
Рассмотрение миграционных вопросов в ходе заседаний региональных и местных коллегиальных совещательных органов в сфере межнациональных отношений и профилактики экстремизма |
5. |
Заседания рабочей группы по вопросам социально-культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Тюменской области |
6. |
Участие мигрантов в организации и проведении: - областных национальных фестивалей "Мост Дружбы", "Радуга"; - Дней национальных культур в Тюменской области; - мероприятий в этнической среде |
7. |
Курсы для иностранных граждан "Языковая и культурная адаптация в русскоязычной среде" |
8. |
Курсы по подготовке к комплексному экзамену по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации |
9. |
Курсы повышения квалификации "Технологии межкультурной коммуникации в полиэтнической образовательной среде" |
10. |
Региональная межвузовская студенческая олимпиада по русскому языку как иностранному |
11. |
Олимпиада по русскому языку для детей мигрантов |
12. |
Курсы для родителей мигрантов "Механизмы адаптации детей в российской школе" |
Подраздел: "Российское казачество"
В Тюменской области по состоянию на 1 октября 2019 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области зарегистрировано 17 казачьих обществ с общей численностью 2 451 казак (в том числе с членами семей), из них: 16 казачьих обществ входят в состав Южно-Тобольского отдельского казачьего общества Сибирского войскового казачьего общества. Все 16 казачьих обществ внесены в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (далее - ГРКО):
Южно-тобольское отдельское казачье общество
Богандинское хуторское казачье общество
Казанское хуторское казачье общество
Тюменское городское казачье общество
Мининское хуторское казачье общество
Ялуторовское станичное казачье общество
Вагайское хуторское казачье общество
Нижнетавдинское хуторское казачье общество
Уватское хуторское казачье общество
Заводоуковское хуторское казачье общество
Тобольское станичное казачье общество
Викуловское хуторское казачье общество
Омутинское хуторское казачье общество
Сорокинское хуторское казачье общество
Ишимское хуторское казачье общество
Хуторское казачье общество "Тюменский православный казачий учебный центр" города Тюмени.
В Тюменской области продолжают свою деятельность общественные организации казаков - Тюменская областная общественная организация казаков, Тюменское региональное отделение "Союз казаков России", Общественная организация "Казачья дружина г. Тюмени", Общественная организация "Добровольная казачья пожарная дружина "Заслон", общественная организация "Казачья дружина г. Тобольска" и другие
Во всех 26 муниципальных образованиях Тюменской области созданы муниципальные рабочие группы по делам казачества, на областном уровне координирует данную деятельность рабочая группа по делам казачества при Губернаторе Тюменской области.
В регионе последовательно осуществляется государственная поддержка деятельности, направленной на сохранение казачьей художественной культуры. Созданы условия для развития казачьего самодеятельного творчества, оказывается господдержка в приобретении сценических костюмов и инструментария для казачьих коллективов, обмундирования и казачьей амуниции.
Ежегодно казачьи общества и организации казаков принимают активное участие в культурных мероприятиях федерального, регионального и муниципального уровня, в том числе:
- областной национальный фестиваль-конкурс детского художественного творчества "Радуга";
- областной фестиваль национальных культур "Мост дружбы";
- областной фестиваль казачьей культуры "Благовест";
- открытый межрегиональный чемпионат по рубке шашкой "Казарла";
- мероприятия, посвященные Дням памяти атамана Ермака Тимофеевича;
- концертные программы, посвященные государственным праздникам России;
- интеллектуальные викторины, посвященные Дням воинской славы России и многие другие мероприятия.
На базе Тюменского государственного университета создан Межрегиональный научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона, который организует и проводит в регионе Всероссийские научно-практические конференции, межрегиональные "Круглые столы", по результатам которых издаются сборники научных материалов.
В 2019 учебном году действуют 7 казачьих специализированных групп добровольной подготовки к военной службе (г. Ялуторовск, г. Ишим, Ярковский, Нижнетавдинский, Казанский районы), общая численность обучающихся - 140 человек.
Обучение молодежи осуществляется в рамках дополнительной общеобразовательной программы "Добровольная подготовка казачьей молодежи к военной службе". В рамках программы предусматриваются теоретические и практические курсы по огневой, тактической, инженерной, строевой подготовке, военной истории Отечества, учебно-тренировочные выходы. Также в учебные планы указанных казачьих групп вводятся дополнительные учебные дисциплины: история российского казачества, владение традиционным холодным казачьим оружием, конно-верховая подготовка.
В целях предоставления государственной службы членам реестровых казачьих обществ заключены и действуют 12 соглашений с территориальными органами федеральных органов государственной власти, исполнительными органами государственной власти региона, местного самоуправления, учреждениями и организациями.
Южно-Тобольским отдельским казачьим обществом заключены соглашения с Управлением МВД России по Тюменской области, Федеральным казенным учреждением "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Курганской и Тюменской областям", Главным управлением МЧС России по Тюменской области, Военным комиссариатом Тюменской области, региональным отделением ДОСААФ России Тюменской области, Департаментом лесного комплекса Тюменской области, Комитетом по делам национальностей Тюменской области, Департаментом по спорту Тюменской области, ГОУ ДОД ТО областным детско-юношеским центром "Аванпост", МАУ ДО Детский морской центр "Алый парус", Департаментом безопасности жизнедеятельности администрации города Тюмени, а также с Тобольско-Тюменской епархией Русской православной церкви.
Вопросы обеспечения общественной и национальной безопасности играют важнейшую роль в жизни современного общества и государства. В региональном реестре УМВД по состоянию на 01.09.2019 года числится 5 народных казачьих дружин численностью 101 казак.
В Тюменской области созданы организационные, материально-технические, финансовые условия для возрождения и становления казачества в целях самореализации и самоорганизации казаков, совершенствования государственной и иной службы российского казачества, вовлечения в решение задач социально-экономического и общественного развития региона, формирования позитивного общественного мнения в отношении казачества.
N п.п. |
Наименование мероприятий |
1. |
Областной национальный фестиваль-конкурс детского художественного творчества "Радуга" |
2. |
Областной фестиваль казачьей культуры "Благовест" |
3. |
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием на тему: "Современное казачество России: опыт, традиции в подготовке молодежи к службе Отечеству" |
4. |
Проект "Дорогами памяти атамана Ермака Тимофеевича" |
5. |
Интеллектуальные викторины, посвященные Дням воинской славы России и государственным праздникам Российской Федерации |
6. |
Участие в смотре-конкурс на звание "Лучший казачий кадетский класс Уральского федерального округа" |
7. |
Советы атаманов и Круги Сибирского войскового казачьего общества |
8. |
Отчетно-выборный круг и Совет атаманов Общероссийской общественной организации "Союз казаков" |
9. |
Конно-спортивный праздник "Кубок Ермака" |
10. |
День образования Сибирского казачьего войска |
11. |
Полевые сборы казачьих кадетских классов и личного состава казачьих обществ ЮТОКО |
Подраздел: "Содействие социально-экономическому развитию коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Тюменской области"
В регионе сформирован единый механизм по реализации государственной национальной политики в отношении коренных малочисленных народов Российской Федерации. Разработан и реализуется межведомственный план мероприятий по реализации в Тюменской области Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации при участии некоммерческих организаций, иных общественных объединений коренных малочисленных народов Севера.
С 2010 года непосредственно в стойбищах ежегодно проводятся медицинские профилактические осмотры всех без исключения лиц из числа коренных малочисленных народов Севера. Диспансеризация коренных малочисленных народов осуществляется в соответствии с региональным стандартом медицинского осмотра коренных малочисленных народов Севера.
К коренным малочисленным народам Российской Федерации в Тюменской области в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены 102 человека, проживающих в 14 стойбищах в отдаленных труднодоступных населенных пунктах Уватского муниципального района (согласно Списку лиц, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, проживающим в Уватском муниципальном районе, а также лиц, не относящимся к коренным малочисленным народам Севера, но проживающих в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности на территории Уватского муниципального района и ведущих традиционный образ жизни). Школьники обучаются в общеобразовательных учреждениях: МАОУ "Демьянская СОШ им. А. Копотилова" и МАОУ "Уватская СОШ". В период обучения воспитанники размещаются в пришкольном интернате, в котором созданы все условия для полноценного проживания и обучения.
С 2012 года на плановой основе осуществляются регулярные вертолетные перевозки между стойбищами и районным центром. Важной формой социальной поддержки является ежегодное приобретение продуктов питания и товаров первой необходимости для лиц из числа коренных малочисленных народов Севера.
Подраздел "Этнокультурное развитие цыган, их интеграция в тюменское сообщество, преодоление общественных стереотипов в отношении цыганского населения"
Исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления Тюменской области проводится работа по нормализации социально-экономических аспектов жизни цыганского населения, снятию (либо смягчению) возникающих проблемных ситуаций, интеграции цыган в общественную жизнь.
Вовлечению цыган в межкультурный диалог, установлению взаимопонимания способствует проведение профилактической работы с представителями цыганских таборов, а также участие самодеятельных цыганских коллективов в областном фестивале национальных культур "Мост дружбы", областном фестивале детского национального художественного творчества "Радуга", проведение Дней цыганской культуры в рамках целевого проекта "Дни национальных культур народов Тюменской области".
Подраздел: "Поддержка соотечественников, проживающих за рубежом"
В Тюменской области ведется целенаправленная работа по поддержке русскоязычного населения за рубежом, сохранению и развитию языкового и культурного наследия, расширению всесторонних взаимовыгодных связей с соотечественниками в рамках реализации Сводного комплексного Плана основных мероприятий по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом на период до 2020 года, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации".
В Тюменской области наряду с удовлетворением этнокультурных запросов в приоритетном порядке осуществляется государственная поддержка мероприятий, пропагандирующих идеи общероссийской гражданской идентичности, единства российской нации.
Ежегодно проводится 6 областных национальных фестивалей, свыше 50 национальных праздников, множество мероприятий в рамках целевого проекта "Дни национальных культур народов Тюменской области".
Развитие этнокультурного потенциала народов России, проживающих в Тюменской области, социализация этнокультурных сообществ, их интеграция в гражданское общество, межэтническое и межрелигиозное сотрудничество, противодействие социальной исключенности мигрантов, пространственной сегрегации экстремизму играют важную роль в укреплении общественно-политической и социально-экономической стабильности российского общества.
Подраздел "Содействие возрождению и сохранению историко-культурного наследия, духовных ценностей народов России. Профилактика проявлений экстремизма в религиозной сфере"
Ситуация в религиозной сфере в Тюменской области характеризуется как стабильная, имеющая положительную динамику развития. Ее особенностью является:
- отсутствие протестных акций на религиозной основе;
- активное участие религиозных организаций в реализации общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий;
- усиление социальной направленности в деятельности религиозных организаций;
- реализация религиозными организациями программ духовно-нравственного просвещения и воспитания;
- конструктивное взаимодействие религиозных организаций и органов государственной власти, органов местного самоуправления, в том числе в целях профилактики экстремистских проявлений на религиозной основе.
В регионе отсутствуют устойчивые религиозные группы, способные вести или ведущие системную деятельность по укоренению в общественном сознании экстремистских и террористических концепций, призывающие к насильственным действиям в отношении граждан в связи с их религиозной или национальной принадлежностью.
В то же время имеются факторы (явления), негативно влияющие на развитие межрелигиозных, общественно-религиозных и государственно-конфессиональных отношений в Тюменской области, способствующие снижению гражданской лояльности отдельных представителей религиозных объединений, действующих в Тюменской области, а также распространению радикальных религиозных воззрений.
Внешние факторы влияния:
- деструктивная деятельность международных фундаменталистских и экстремистских центров;
- распространение идей радикализма и экстремизма, литературы и агитационных материалов проповедующих ксенофобию в отношении инаковерующих и нерелигиозных граждан;
- активные миграционные процессы.
Внутренние факторы влияния:
- недостаточный образовательный уровень священнослужителей;
- наличие межконфессиональных предубеждений;
- попытки использования религиозного фактора в политических и иных целях;
- попытки придания религиозной окраски конфликтам на бытовой почве.
В целях предупреждения и предотвращения указанных негативных явлений, а также обеспечения межконфессионального согласия и общественно-политической стабильности в регионе, дальнейшего развития сотрудничества органов государственной власти, местного самоуправления и религиозных объединений, в рамках государственной программы предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на:
- укоренение в общественном сознании принципов свободы совести и свободы вероисповедания;
- противодействие распространению религиозной ксенофобии;
- неукоснительное соблюдение законодательства Российской Федерации и Тюменской области;
- повышение правовой и социальной компетентности руководителей и актива религиозных организаций, действующих в Тюменской области;
- поощрение религиозных организаций в осуществлении социального служения.
Предупреждение проявлений религиозного экстремизма в Тюменской области осуществляется путем системной реализации программных мероприятий органами государственной власти и местного самоуправления Тюменской области совместно с религиозными объединениями, институтами гражданского общества, представителями науки, образования и бизнеса, а также территориальными управлениями федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
В результате совместной реализации указанных мероприятий, направленных на возрождение и сохранение историко-культурного наследия и духовных ценностей народов, обеспечение межконфессионального согласия, взаимодействие и укрепление сотрудничества органов государственной власти, местного самоуправления и религиозных объединений, общественно-религиозные и государственно-конфессиональные отношения в Тюменской области носят конструктивный характер.
В религиозных организациях значительно активизировалась практика социального служения в форме непосредственной и адресной помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, детям-сиротам, бездомным, нарко и алкозависимым, лицам, находящимся в местах исполнения наказаний, а также гражданам в лечебных учреждениях.
Возросла роль религиозных организаций традиционных для России конфессий в духовно-нравственном воспитании молодежи в результате их активного участия в реализации комплексного курса "Основы религиозных культур и светской этики" в образовательных учреждениях Тюменской области, деятельности многочисленных воскресных школ и групп по обучению основам религии и религиозному воспитанию своих последователей, а также реализации иных общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий.
Основная форма взаимодействия - это, прежде всего, индивидуальная работа и постоянный диалог с руководителями централизованных и местных религиозных организаций. Результатом работы являются конструктивные взаимоотношения, взаимопонимание, информированность о проблемных вопросах, возникающих у религиозных организаций, и принимаемых мерах.
Важным инструментом данного взаимодействия является деятельность Координационного Совета по вопросам гармонизации межэтнических и межрелигиозных отношений Тюменской области, Координационного совета религиозных организаций мусульман Тюменской области, Совета христианских церквей Тюменской области.
Руководители религиозных организаций традиционных для России конфессий принимают активное участие в работе Общественной палаты Тюменской области и межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Тюменской области.
По состоянию на 11.09.2019 в Тюменской области действует 244 религиозные организации 19 конфессий, в том числе: православных - 92; мусульманских - 93; протестантских - 48; католических - 5, прочих - 6, функционирует 223 объекта религиозного назначения.
Наибольшим числом культовых зданий располагает Тобольская Митрополия Русской Православной Церкви - 107 церквей и молельных домов и мусульманские общины - 84 мечети и молельных дома.
На партнерских условиях религиозным организациям оказывается государственная поддержка при реставрации и восстановлении культовых зданий. Данная финансовая и организационная помощь оказывается в рамках исполнения Перечня поручений Президента Российской Федерации по противодействию экстремизму от 19.02.2013 N Пр-336.
В Тюменской области сформирована и действует система религиозного образования и просвещения, способствующая удовлетворению граждан в свободе совести и вероисповедания, а также обеспечению религиозных организаций подготовленными кадрами священнослужителей.
Сложившейся сетью учреждений духовного образования располагает православие, в том числе:
- Тобольская духовная семинария, образованная в 1743 году. В настоящее время, данное учебное учреждение является крупнейшим духовным образовательным центром от Урала до Дальнего Востока. С 2014 года в семинарии открыта магистратура. В стенах семинарии обучается 168 студентов из 29 епархий. Возглавляет семинарию митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий. Количество преподавателей - 55 человек. Срок обучения - 5 лет. За время деятельности семинария осуществила 27 выпусков в количестве 1076 человек;
- Тюменское духовное училище - образовано в 1761 году. Учебное учреждение возрождено в 1997 году при Тюменском Свято-Троицком монастыре. С 1997 года училище осуществило 21 выпуск учащихся в количестве 296 человек. В настоящее время в училище обучается 26 учащихся, срок обучения - 2 года;
- Тобольская православная гимназия - образована в 1994 году. Учебное учреждение осуществило 25 выпусков в количестве 286 учащихся. В настоящее время в гимназии обучается 234 человека;
- Тюменская православная гимназия - образована в 1999 году. Учебное учреждение осуществило 18 выпусков в количестве 259 учащихся. В настоящее время в гимназии обучается - 263 человека;
- Ялуторовская православная гимназия - образована в 2007 году. В настоящее время в ней обучается 65 учащихся с 1 по 4 класс. Гимназия осуществила 9 выпусков в количестве 109 человек;
- Ишимская православная гимназия образована в 2003 году. В настоящее время в ней обучаются 112 учащихся. За время своей деятельности осуществила 7 выпусков учащихся в количестве 76 человек.
В системе духовного образования в Тюменской области протестантизм представлен Религиозной организацией Духовная образовательная организация высшего образования "Тюменская Библейская Семинария Христиан Веры Евангельской", созданной в 1998 году. Данная организация внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 14.08.2002 г. В настоящее время в Семинарии обучается 180 студентов по 5-летней программе. В 2019 году 44 студента завершили обучение по 2-летней заочной программе на базе 5-летней программы (с присвоением духовной образовательной квалификации Магистр богословия христиан веры евангельской).
В целях повышения уровня правовой, общекультурной и социальной компетентности имамов мечетей, председателей и активистов местных мусульманских религиозных организаций, в рамках государственной программы Тюменской области на системной основе проводятся учебные курсы, с привлечением преподавателей Российских исламских университетов и институтов г. Казани, и г. Уфы, г. Санкт-Петербурга и г. Москвы, а также ученых Тюменского государственного университета, специалистов Комитета по делам национальностей Тюменской области и территориальных управлений федеральных органов исполнительной власти.
Духовное воспитание и просвещение осуществляется православными религиозными организациями в форме воскресных школ. При православных храмах в 62 воскресных школах обучается 2 103 человека.
При мечетях действует 24 группы по обучению основам ислама, которые посещают более 260 человек.
При протестантских церквях, входящих в состав Совета христианских церквей, действует 27 групп по религиозному обучению и воспитанию. Количество слушателей составляет более 600 человек.
Подраздел "Обеспечение общественно-политической стабильности. Реализация мероприятий по развитию потенциала молодежи и его использованию в интересах укрепления единства российской нации, упрочения мира и согласия"
Ситуация в сфере общественно-политических отношений в Тюменской области характеризуется как стабильная, имеющая в последние годы очевидную позитивную динамику. Общественная жизнь во всех поселениях Тюменской области носит конструктивный характер.
По состоянию на 20.09.2019 в Тюменской области зарегистрировано 2106 некоммерческих организаций, в том числе: 712 - общественных организаций, 127 - профессиональных союзов, 432 - автономные некоммерческие организации, 788 - иных некоммерческих организаций и общественных объединений.
Действуют 47 региональных отделений общероссийских политических партий. В то же время публичную активность проявляет не более пяти партийных объединений.
В целях обеспечения общественно-политической стабильности в Тюменской области последовательно реализуется ряд специальных комплексных целевых проектов, направленных на поддержку институтов гражданского общества, в том числе:
- Общественная палата Тюменской области образована в соответствии с Законом Тюменской области N 29 от 10.06.2010 "Об Общественной палате Тюменской области" в целях содействия согласованию общественно значимых интересов граждан, государственных органов Тюменской области и органов местного самоуправления при рассмотрении наиболее важных вопросов социально-экономического и общественно-политического развития Тюменской области, защиты прав и свобод граждан.
Первое заседание действующего созыва Общественной палаты состоялось 21 апреля 2017 года (срок полномочий созыва до 21 апреля 2020 года).
В состав Общественной палаты входят 102 представителя некоммерческих организаций, иных общественных объединений, религиозных организаций, общественных советов, общественных палат муниципальных образований Тюменской области, которые представляют интересы и объединяют инициативы десятков тысяч жителей региона (многочисленные ветеранские, профсоюзные, патриотические, спортивные, инвалидные организации, землячества и др.).
Общественная палата Тюменской области является дискуссионной площадкой и формой прямого диалога власти, бизнеса и общественности с целью построения конструктивных общественных отношений. Органами Общественной палаты Тюменской области являются Совет и 15 комиссий Общественной палаты. Для изучения, подготовки к рассмотрению вопросов и выработки рекомендаций по основным направлениям деятельности могут создаваться рабочий группы Общественной палаты.
Сегодня региональная Общественная палата стала системообразующим элементом общественного контроля в регионе, авторитетнейшим институтом гражданского общества. При Общественной палате действуют 5 групп общественного контроля в сферах строительства и ЖКХ, спорта и молодежной политики, предоставления государственной поддержки СОНКО, экологии, по вопросам садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Ежедневно в Общественной приемной Общественной палаты Тюменской области ведется прием граждан и их обращений по социально - бытовым вопросам, правовому просвещению, еженедельно проводятся гражданские слушания (г. Тюмень, ул. Котовского, 54).
Результаты мониторингов, гражданских слушаний, актуальные вопросы общественно-политической жизни, деятельности Общественной палаты Тюменской области размещаются на официальном сайте: www.op72.ru, а также в газете "Гражданская трибуна Тюменской области" (издается с 2004 года, периодичность - 1 раз в месяц, тираж - 3000 экз.).
- Координационный совет ветеранов локальных войн, военной службы и членов их семей (действует с 2003 г.) является формой консолидации ветеранских движений, общественных объединений, органов исполнительной власти, составной частью государственной и общественной системы гражданского и патриотического воспитания, способствует распространению инновационных форм и направлений работы, созданию условий для их практической реализации, повышению эффективности и качества реализуемых программ и проектов. Координационный совет объединяет 45 общественных организаций, представляющих около 300 тыс. жителей Тюменской области, содействует увековечению памяти погибших военнослужащих, оказанию помощи и поддержки членам их семей, военно-патриотическому воспитанию молодежи.
В соответствии с задачами, определенными Стратегией противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, комплекс мероприятий по развитию потенциала молодежи и его использованию в интересах укрепления единства российской нации, упрочения мира и согласия включает поддержку инициатив общественных объединений граждан, направленных на формирование гражданского самосознания и профилактику экстремизма в молодежной среде, а также воспитание молодежи на основе традиционных для российской культуры нравственных и патриотических ценностей и пропаганду здорового образа жизни. Это и ставший уже традиционным ежегодный сбор старшеклассников "Школа поликультурного общения", циклы лекций в ВУЗах и ССУЗах области по гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи, проект "Осторожно-экстремизм!", в рамках которого разработана настольная социальная игра "Мой выбор", которая наглядно демонстрирует негативные последствия девиантного и экстремистского поведения для личности и общества, и другие.
В Тюменской области созданы благоприятные институциональные условия для налаживания конструктивного диалога различных социальных и политических сил, общества и органов государственной власти региона, для реализации гражданских инициатив, участия населения в реализации социально полезных программ и мероприятий.
В основу всей организационно-управленческой деятельности, принятия решений по вопросам этноконфессиональных и общественно-политических отношений в Тюменской области положен систематический мониторинг ситуации, процессов и тенденций в курируемых сферах.
Результатом последовательно осуществляемых мер в рамках государственной программы Тюменской области является стабильная на протяжении последних лет тенденция оздоровления общественной атмосферы, выражающаяся в упрочнении единства гражданского согласия во взаимоотношениях между людьми различных национальностей, вероисповеданий, политических предпочтений, существенном снижении протестного потенциала в обществе.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Тюменской области от 13 декабря 2019 г. N 485-п "О внесении изменений в постановление от... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.