Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния
Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы" разработана на основе Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года, утвержденной Законом Республики Саха (Якутия) от 19.12.2018 2077-З N 45-VI "О стратегических направлениях социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)".
Основные направления развития системы социальной защиты населения сосредоточены на создании условий для ослабления негативных тенденций в жизнедеятельности различных категорий населения, в первую очередь, граждан пожилого возраста, семей с детьми, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов. Важным условием остается усиление адресности оказываемой поддержки и сохранение социальной стабильности в обществе.
В настоящее время социальная поддержка и социальное обслуживание граждан старшего возраста, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, удовлетворение их жизненных потребностей является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).
Система социального обслуживания населения республики включает в себя 94 учреждения, в том числе:
35 управлений социальной защиты населения с отделениями, осуществляющими социальное обслуживание на дому, и отделениями помощи семье и детям;
20 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, в том числе 5 психоневрологических;
детский дом-интернат для умственно-отсталых детей;
19 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних;
7 реабилитационных центров для инвалидов и детей - инвалидов;
республиканский комплексный центр социального обслуживания населения;
республиканский техникум-интернат профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов;
ресурсный центр социальной защиты "Победа";
городской специализированный дом ребенка;
8 муниципальных казенных учреждений "Центр помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей".
Учреждениями социального обслуживания ежегодно предоставляются различные виды социальных услуг более 100 тысячам человек, главным образом, пожилым и инвалидам. Наиболее востребованной социальной услугой является обслуживание на дому. Социально-бытовые услуги на дому получают свыше 5 тысяч человек (в среднем по республике 2,16% от общего числа пенсионеров), медицинские и специализированные социальные услуги - более 80 одиноких престарелых граждан.
Действующая сеть учреждений социального обслуживания не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах. По домам-интернатам для престарелых и инвалидов, психоневрологическим и специальным домам-интернатам обеспеченность населения против нормативного количества коек составляет 81,2%, по местам в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей - 36%.
Материально-техническая база учреждений состоит из зданий постройки 60 - 80-х годов, из них 39,8% в деревянном исполнении, что не соответствует требованиям пожарной безопасности и санитарным нормам, степень износа некоторых зданий составляет 90 - 100%. Здания не типовые, количество их не соответствует потребностям, в результате отмечается большая скученность проживающих.
Количество учреждений социального обслуживания с круглосуточным пребыванием людей, здания которых находятся в ветхом состоянии, составляет 13 учреждений, в том числе: 3 психоневрологических дома-интерната, 1 - филиал комплексного центра социального обслуживания, 9 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.
В современных условиях необходима модернизация системы социального обслуживания путем развития стационарзамещающих технологий по предоставлению социальных услуг, внедрению системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидов, условий для сопровождаемого проживания инвалидов, в том числе малыми группами, патронажной службы, поддержки семейного ухода. В настоящее время активно реализуется институт приемной семьи для пожилых, осуществляет свою деятельность специальный дом для людей пожилого возраста и инвалидов, расширяется сеть социального обслуживания пожилых граждан с привлечением негосударственного сектора.
Оптимизация сети учреждений социального обслуживания предполагает закрытие стационарных учреждений, расположенных в деревянных зданиях, укрупнение учреждений, затратных по содержанию при малой комплектности и загруженности.
В последние годы сеть домов-интернатов подверглась реформированию: в 14 улусах (районах) закрылись дома-интернаты, находящиеся в деревянных зданиях, созданы 6 межулусных домов-интернатов в улусах (районах) и в г. Якутске. Это привело к возникновению проблем по переводу престарелых из улусных домов-интернатов в другие города и улусы (районы), обеспечиваемые были оторваны из привычных условий проживания, питания, общения, с родных мест, что, несомненно, повлияло на психологическое здоровье пожилых граждан. В свою очередь, сохраненные дома-интернаты, расположенные в каменных построениях, оказались перенаселенными.
С 2010 года введены в эксплуатацию здания, отвечающие требованиям пожарной безопасности по степени огнестойкости Жиганского, Усть-Янского, Оймяконского, Алданского, Нюрбинского домов-интернатов для престарелых и инвалидов, Олекминского психоневрологического дома-интерната, Амгинского и Олекминского реабилитационных центров для инвалидов и детей-инвалидов, Республиканского реабилитационного центра ветеранов Великой Отечественной войны и локальных боевых действий в г. Якутске, комплексного центра социального обслуживания населения в г. Якутске.
В 2017 - 2018 годы введены в эксплуатацию здания Мирнинского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних "Харысхал", Нюрбинского республиканского реабилитационного центра для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, Республиканского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья станет диагностическим, методическим и координационным центром, что позволит упорядочить и обеспечить научно-методический подход в данной области.
С 2016 года при участии Пенсионного Фонда Российской Федерации реализуется строительство Томмотского психоневрологического дома-интерната на 395 мест, ввод объекта планируется в 2019 году.
В рамках федерального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения "Старшее поколение" национального проекта "Демография" в Республике Саха (Якутия) с 2019 года начато строительство объекта "Спальный корпус на 150 мест Вилюйского психоневрологического дома-интерната в с. Сосновка Вилюйского улуса (района)". Ввод объекта планируется в 2021 году. При вводе данного объекта будут обеспечены безопасные и комфортные условия предоставления социальных услуг для 105 человек.
С 2020 года планируется строительство объекта "Строительство спального корпуса на 200 мест для стационарного социального обслуживания престарелых и инвалидов в г. Олекминске Олекминского района". Ввод объекта планируется в 2022 году. В результате строительства данного объекта будет сокращено число граждан, проживающих в зданиях V степени огнестойкости, на 156 человек, выведено из эксплуатации 1 (одно) ветхое здание, 1 (одно) не соответствующее требованиям пожарной безопасности здание, а также будут обеспечены безопасные и комфортные условия предоставления социальных услуг для 200 человек.
Очередь в стационарные учреждения для граждан пожилого возраста и инвалидов в 2017 году ликвидирована полностью.
Перечень объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств субсидии из федерального бюджета бюджету субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, направленных на обеспечение безопасных и комфортных условий предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания, приведен в приложении N 5 к государственной программе.
За 2018 год 180 граждан пожилого возраста проживали в приемных семьях в 28 районах республики. Продолжают успешно функционировать 24 социальные мобильные бригады, оказывающие услуги для граждан, проживающих в труднодоступных отдаленных населенных пунктах, школы третьего возраста и активного долголетия в 11 подведомственных учреждениях.
В реестре поставщиков социальных услуг Республики Саха (Якутия) состоит более 45 негосударственных организаций. В настоящее время в г. Якутске осуществляют деятельность 12 негосударственных пансионатов для пожилых граждан и инвалидов, в них оказываются услуги более чем 200 гражданам.
В рамках реализации системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами планируется:
совершенствование порядка выявления граждан, нуждающихся в предоставлении социальных и медицинских услуг;
определение критериев оценки обстоятельств, ухудшающих условия жизнедеятельности граждан пожилого возраста, в целях создания условий для наиболее полного и современного удовлетворения потребностей этих граждан в социальных и медицинских услугах;
социальное обслуживание на дому с привлечением патронажной службы;
развитие и поддержка семейного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидов.
Проблема социального сиротства, семейного неблагополучия, утрата семейных ценностей продолжает оставаться одной из наиболее острых проблем семьи и детства. В то же время формирование устойчивой системы по профилактике социального сиротства, использование новых технологий отечественного и зарубежного опыта социальной работы, организация работы в рамках программно-целевого подхода позволят выйти на более качественный уровень по предоставлению услуг семьям с детьми, улучшению их положения.
Приоритетным направлением деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних также является сохранение родной семьи для детей и подростков, а в случаях, когда это невозможно, оказание содействия органам опеки и попечительства в устройстве этих детей в замещающие семьи.
Ситуация по социальному сиротству детей по республике имеет положительную динамику: общее количество детей, оставшихся без попечения родителей, по сравнению с 2013 годом в 2018 году снизилось на 11%. Сокращается число детей, родители которых лишены родительских прав, по сравнению с 2013 годом в 2018 году снижение показателей составляет свыше 10%.
Выросла доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на семейные формы устройства, к общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 85,9% в 2017 году до 86,4% в 2018 году.
В 2018 году создано 235 приемных семей, в 2016 и 2017 годах данный показатель составлял 221 и 233 соответственно. Наибольшее количество приемных семей создано в Верхневилюйском, Вилюйском улусе, Нерюнгринском, Хангаласском, Горном, г. Якутске.
Обеспечение социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, неразрывно связано с предоставлением мер государственной поддержки для семей, принявших на воспитание детей, лишенных родительского попечения.
За последние три года детские дома были перепрофилированы в центры помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Численность детей, находящихся в центрах (детских домах), сократилась на 15,3% (с 286 детей в 2016 г. до 242 детей в 2018 году).
В современных условиях возрастает роль и значение социально ориентированных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг населению.
Субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) предоставляются социально ориентированным некоммерческим организациям инвалидов и ветеранов на реализацию мероприятий направленных на:
социальную поддержку и защиту инвалидов и ветеранов, создание условий для занятий адаптивной физической культурой, социальную адаптацию и физическую реабилитацию инвалидов и лиц с ослабленным здоровьем;
социальную реабилитацию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Общественными организациями ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов Республики Саха (Якутия) проводятся мероприятия в целях повышения роли ветеранских организаций, привлечения внимания общественности к проблемам людей пожилого возраста, повышения степени информирования общественности о проблеме демографического старения общества, индивидуальных и социальных потребностей пожилых людей, их вкладе в развитие общества, вопросах гражданско-патриотического воспитания.
Отдельные категории граждан: абсолютно слепые, граждане пожилого возраста, семьи с детьми - нуждаются в особом внимании со стороны общества и государства. Поскольку такие категории традиционно относятся к уязвимым слоям населения, для них важным ресурсом благосостояния, поддержки социального статуса и положения является поддержка со стороны государства. Важным условием остается усиление адресности оказываемой поддержки и сохранение социальной стабильности в обществе.
С 2005 года система социальной защиты граждан приведена в соответствие принципу разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, льготы натуральной формы заменены денежными выплатами. Федеральные полномочия переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на реализацию переданных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются из федерального бюджета в виде субвенций. Одновременно органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан.
Меры социальной поддержки, социальная помощь предоставляются в виде денежных выплат, набора социальных услуг, социального обслуживания. Денежные выплаты предоставляются в соответствии с принципом социальной справедливости. Меры социальной поддержки установлены по категориям независимо от места проживания и фактического пользования услугой.
Социальная поддержка семьи и детей представляет собой комплекс целенаправленных мер, реализуемых федеральными, региональными, муниципальными органами власти в интересах семьи и детей. Семья всегда была и остается основным ресурсом устойчивого развития общества, а благополучная семья залогом социальной стабильности.
Введение разнообразных мер поддержки семей с детьми, в том числе учреждение республиканского материнского капитала "Семья", стало катализатором роста рождаемости. За 2010 - 2016 гг. суммарный коэффициент рождаемости населения увеличился с 1,998 до 2,090.
Несмотря на то, что к 2018 году суммарный коэффициент рождаемости снизился до 1,85, по-прежнему сохраняется стабильный рост рождаемости высокой очередности (четвертые и последующие рождения). Доля новорожденных в многодетных семьях составляет около трети всех рождений.
В 2018 году семьям предоставлена возможность использовать средства республиканского материнского капитала "Семья" в двойном размере (279 433,0 руб.) в случае отказа от получения бесплатного земельного участка. Семьи могут направить средства материнского капитала на улучшение жилищных условий, за исключением ремонта жилья.
Проводится системная работа по улучшению качества жизни семей с детьми, принимаются дополнительные меры поддержки семей с низким уровнем доходов, в полном объеме реализуются меры поддержки семей с детьми, в том числе многодетных и малоимущих семей.
В рамках усиления адресной поддержки наиболее нуждающимся гражданам Законом Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2017 г. 1907-З N 1405-V "О ежемесячном пособии на ребенка" увеличены в 1,5 раза размеры ежемесячных пособий на ребенка гражданам, имеющим детей. Установлены дополнительные критерии нуждаемости с учетом имущественного положения семей:
1) на ребенка, проживающего в семье со среднедушевым доходом, величина которого не превышает 0,3 величины прожиточного минимума в среднем на душу населения по зонам республики;
2) на ребенка, проживающего в семье со среднедушевым доходом, величина которого превышает 0,3 величины прожиточного минимума в среднем на душу населения по зонам республики.
В 2019 году принят Закон Республики Саха (Якутия) от 19 июня 2019 г. 2162-З N 235-VI "О статусе многодетной семьи в Республике Саха (Якутия)". Настоящим законом расширяется понятие многодетной семьи путем включения многодетных семей с детьми в возрасте до 23 лет, если они являются студентами, обучающимися по очной форме обучения и (или) проходят военную службу по призыву в рядах Российской Армии. Соответственно, увеличивается охват получателей нескольких мер социальной поддержки.
В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющих детей" семьям, среднедушевой доход которых не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в Республике Саха (Якутия) за II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты, предоставляется ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка с 01 января 2018 года.
В июле 2019 года Государственной Думой Российской Федерации принят Закон от 02 августа 2019 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ежемесячных выплатах семьям, имеющих детей", вступающий в силу с 01 января 2020 года. Настоящий закон изменяет критерий нуждаемости семей при установлении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого или второго ребенка с 1,5-кратной на 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в соответствующем субъекте, увеличивает срок предоставления ежемесячной выплаты до достижения ребенком 3-х лет.
В рамках реализации с 2019 года национального проекта "Демография" руководством страны уделено особое внимание поддержке рождаемости в субъектах Дальневосточного региона. В республике в рамках реализуется региональный проект "Финансовая поддержка семей при рождении детей", в рамках которого Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 14 февраля 2019 г. N 367 "О дополнительных мерах, направленных на поддержку рождаемости в Республике Саха (Якутия)" установлены следующие меры поддержки для семей, родивших детей после 01 января 2019 года:
при рождении (усыновлении) первого ребенка семьям оказывается помощь в виде единовременной денежной выплаты в размере 33 812 рублей;
при рождении (усыновлении) второго ребенка установлен региональный материнский капитал в размере 135 907,8 рублей;
при рождении (усыновлении) третьего ребенка или последующих детей семьям предоставляется ежемесячная денежная выплата в размере 16 906 рублей до достижения детьми возраста трех лет.
Повышение эффективности системы социальной поддержки населения требует перехода к активной политике, стимулирующей усилия семьи для обеспечения самостоятельного источника доходов населения и постепенного выхода из состояния бедности.
Предоставление государственной социальной помощи на основе социального контракта имеет особую значимость в улучшении благосостояния наименее социально защищенных групп населения. В целях достижения доли малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь на основе социального контракта не менее 15% от общей численности получателей государственной социальной помощи в 2019 году, расширена практика по оказанию государственной социальной помощи на основе взаимных обязательств по направлению "преодоление трудной жизненной ситуации".
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 21 апреля 2017 г. N 1857 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Республике Саха (Якутия)" является стратегическим документом, определяющим основные направления социальной политики в отношении поддержки нуждающимся категориям граждан, предусматривает обеспечение участия органов местного самоуправления на уровне поселений в принятии решений по определению граждан, особо нуждающихся в социальной поддержке, для оказания государственной социальной помощи на основе социального контракта.
Социальная помощь на основе социального контракта о взаимных обязательствах предоставляется в виде ежемесячной или единовременной денежной выплаты и может быть направлена на поддержку семейной экономики, развитие личного подсобного хозяйства, реализацию комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей и т.д.
В целях повышения уровня и качества жизни неработающих пенсионеров с 2010 года введен новый вид государственной социальной помощи - социальная доплата к пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера, установленная в субъекте Российской Федерации.
Региональная социальная доплата назначается неработающим пенсионерам, проживающим на территории Республики Саха (Якутия), гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, получающим пенсию в Республике Саха (Якутия), общая сумма материального обеспечения которых ниже величины прожиточного минимума пенсионера в Республике Саха (Якутия).
В соответствии с изменениями, введенными в федеральное законодательство, с 01 января 2019 года определен новый порядок предоставления региональной социальной доплаты. В общую сумму материального обеспечения пенсионера включаются размеры пенсии и ЕДВ без учета их индексации, произведенной в текущем году.
Установление доплаты к пенсии способствует доведению до величины прожиточного минимума материального обеспечения неработающих пенсионеров, что положительно сказывается на социальной поддержке данной категории населения, повышает уровень и качество жизни отдельных пенсионеров. Финансирование осуществляется за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и субсидий, предоставляемых из федерального бюджета государственному бюджету Республики Саха (Якутия).
В результате приведения системы социальной защиты граждан в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления федеральные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) как исполнительный орган государственной власти Республики Саха (Якутия) реализовывает следующие федеральные полномочия:
1) выплата государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и лицам, уволенным в связи с ликвидацией организаций (прекращением деятельности);
2) выплата единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, а также ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
3) выплата единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью;
4) оплата жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан;
5) осуществление ежегодной денежной выплаты лицам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России" или "Почетный донор СССР";
6) выплата единовременного пособия и ежемесячной денежной компенсации гражданам при возникновении поствакцинальных осложнений;
7) предоставление отдельных мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации;
8) выплата инвалидам компенсации страховых премий по договорам ОСАГО;
9) ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка.
Органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями в области охраны труда в порядке и на условиях, которые определены федеральными законами и законами Республики Саха (Якутия). Координация реализации муниципальными образованиями основных направлений государственной политики в области охраны труда осуществляется Министерством труда и социального развития Республики Саха (Якутия).
Решение проблемы сохранения жизни и здоровья работающих граждан невозможно без привлечения внимания руководителей предприятий и организаций к внедрению системы управления профессиональными рисками и экономических методов управления охраной труда, пониманию того, что неудовлетворительные условия труда влекут за собой ухудшение состояния здоровья работающих, высокий уровень профессиональной заболеваемости, несчастных случаев и потерь трудоспособности.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено право работника на гарантии и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда. При этом каждый работник может пользоваться одним или несколькими видами компенсаций.
Из общего числа работников, которым установлен хотя бы один вид компенсации, имели право на:
проведение медицинских осмотров - 89,5%;
дополнительный отпуск - 75,6%;
оплату труда в повышенном размере - 73,2%;
бесплатное получение молока или других равноценных пищевых продуктов - 43,0%;
досрочное назначение страховой пенсии по старости - 32,4%;
сокращенный рабочий день - 13,4%;
бесплатное лечение и профилактическое питание - 0,4%.
С принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" аттестация рабочих мест по условиям труда с 01 января 2014 заменена специальной оценкой по условиям труда. От результатов специальной оценки условий труда зависит система компенсации для работников, работающих во вредных и опасных условиях труда, и система досрочных пенсий. Оценка условий труда на рабочих местах также является важным механизмом стимулирования работодателей к контролю и улучшению условий труда на рабочих местах, а также созданию эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда.
По сферам деятельности наибольшее количество спецоценки проведено на рабочих местах предприятий, добывающих полезные ископаемые, в сфере строительства, образования, производства, передачи и распределения электроэнергии и здравоохранения.
В целях всестороннего и качественного исследования факторов производственной среды, трудового процесса, расширения охвата мониторингом территории республики в зоне реализации крупных промышленных объектов, обеспечения соответствующего уровня компетентности при сопровождении контрольной и надзорной деятельности в области охраны труда, информирования органов государственной власти, населения республики о состоянии и условиях труда, а также установления льгот и компенсаций работникам создана испытательная лаборатория экспертизы условий труда.
Государственное казенное учреждение "Республиканский информационно-аналитический центр мониторинга условий труда - Исследовательская лаборатория экспертизы условий труда", осуществляющее исполнение государственных функций в целях проведения исследований (испытаний), измерений факторов производственной среды и трудового процесса, обеспечения реализации мониторинга, анализа ситуации, условий труда на территории Республики Саха (Якутия) проводит выборочные измерения (исследования) факторов рабочей среды и рассматривает вопросы формирования перечня рабочих мест, подлежащих оценке, перечня измеряемых и оцениваемых факторов рабочей среды и трудового процесса, а также анализ смет (калькуляций) в целях исключения демпинга цен и контроля за необходимыми реальными затратами на проведение специальной оценки условий труда (СОУТ).
В 2012 году Российской Федерацией ратифицирована Конвенция ООН о правах инвалидов, утвердившая принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов.
Согласно Конвенции о правах инвалидов государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Состояние инвалидности населения наряду с демографическими показателями является одной из основных характеристик общественного здоровья. На 01 января 2019 года в республике проживает 58 472 инвалида, в том числе 6 531 ребенок-инвалид.
В настоящее время улучшение качества и уровня жизни инвалидов, их социальная адаптация, реабилитация, создание благоприятной среды для жизнедеятельности маломобильной группы населения являются важнейшими направлениями социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).
Подпрограммой "Доступная среда" предусмотрена реализация комплекса мероприятий, направленных на решение следующих основных задач:
1) повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения;
2) повышение уровня обеспеченности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, реабилитационными и абилитационными услугами.
В рамках решения задачи по повышению уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения запланированы мероприятия, направленные на обустройство и приспособление указанных объектов и услуг путем оснащения, дооборудования техническими средствами адаптации, а также путем организации альтернативного формата предоставления услуг (дистанционная форма предоставления услуг, изменение режима работы и др.) на объектах социальной защиты и социального обслуживания, органов занятости, здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, транспортной инфраструктуры.
В рамках решения задачи по повышению уровня обеспеченности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, реабилитационными и абилитационными услугами запланированы мероприятия, направленные на развитие ранней помощи, реализацию подготовительного этапа сопровождаемого совместного проживания малых групп инвалидов в отдельных жилых помещениях, в том числе внедрение учебного (тренировочного) сопровождаемого проживания, оснащение реабилитационных учреждений реабилитационным оборудованием, повышение квалификации специалистов, в том числе по ранней помощи и сопровождаемому проживанию инвалидов. С 2019 года планируется оснащать оборудованием для социально-бытовой и социально-средовой адаптации пункты проката технических средств реабилитации и учреждения социального обслуживания.
Организация реабилитационного процесса предусматривает наличие принципиально важных условий для достижения поставленных целей - комплексность и доступность реабилитационных мероприятий, непрерывность реабилитационного процесса, преемственность в работе специалистов и организаций, цикличность проведения курсов реабилитации, профессионализм кадров.
Успех в реализации планов реабилитации достигается только при эффективном межведомственном взаимодействии исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления, тесном сотрудничестве занятых в этой области учреждений и специалистов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.