Уставный суд Санкт-Петербурга в составе председателя Н.Ф. Гуцан, судей Е.А. Бушева, М.А. Матвеевой, И.В. Тимофеева, А.В. Шевченко,
с участием представителя заявителя А.Л. Сметанина, представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга П.Ю. Чилипенка, представителей Губернатора Санкт-Петербурга В.В. Гункина, Т.С. Петровской,
руководствуясь положениями пункта 5 статьи 50 Устава Санкт-Петербурга, пункта "а" статьи 3, статей 30, 63, 78, 79 и 80 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу Санкт-Петербурга отдельных положений пункта 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 04 декабря 2013 года N 690-120 "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге".
Поводом к рассмотрению дела послужила жалоба Жилищно-строительного кооператива 866. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу Санкт-Петербурга оспариваемые заявителем законоположения.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Е.А. Бушева, выступления представителя заявителя А.Л. Сметанина, представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга П.Ю. Чилипенка, представителей Губернатора Санкт-Петербурга В.В. Гункина, Т.С. Петровской, исследовав представленные документы и иные материалы дела, Уставный суд Санкт-Петербурга
установил:
1. Определением Уставного суда Санкт-Петербурга от 25 июня 2019 года N 005/19-1 принята к рассмотрению жалоба Жилищно-строительного кооператива 866 о соответствии Уставу Санкт-Петербурга отдельных положений пункта 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 04 декабря 2013 года N 690-120 "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 690-120).
Согласно положениям пункта 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга N 690-120 лицо, на имя которого открыт специальный счет (далее - владелец специального счета), ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в орган государственного жилищного надзора документы, подтверждающие сведения, обязанность представления которых установлена Жилищным кодексом Российской Федерации.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 184 Санкт-Петербурга от 09 октября 2018 года по делу об административном правонарушении N 5-363/2018-184 заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающей ответственность за непредставление в государственный орган, осуществляющий государственный надзор, сведений, представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности.
Как следует из постановления мирового судьи, в судебном заседании представитель заявителя пояснил, что в срок, установленный Законом Санкт-Петербурга N 690-120, направил в Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга документ, содержащий сведения, предусмотренные частью 3 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно полученному заявителем сообщению Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, извлечь из документа информацию, в том числе сведения о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в многоквартирном доме, а также сведения о размере остатка средств на специальном счете за второй квартал 2018 года, не представилось возможным. Повторно документ, содержащий указанные сведения, направлен заявителем в Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга после истечения установленного срока. Признавая заявителя виновным в совершении указанного правонарушения, мировой судья указал, что у заявителя имелась возможность представить пригодный для прочтения документ до установленного срока, однако этого сделано не было.
Постановление мирового судьи по делу заявителя оставлено без изменения решением Фрунзенского районного суда города Санкт-Петербурга от 22 ноября 2018 года по делу N 12-565/2018.
По мнению заявителя, правовое регулирование, предусмотренное положениями пункта 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга N 690-120, не соответствует Уставу Санкт-Петербурга, положениям его статей 11 (подпункты 1 и 2 пункта 1), 44 (пункт 1, подпункты 1 и 11 пункта 3).
В обоснование своей позиции заявитель указал, что обязанность владельца специального счета представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, сведения о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в многоквартирном доме, о размере остатка средств на специальном счете предусмотрена положениями статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации. Срок исполнения обязанности установлен положениями пункта 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга N 690-120 (ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом). Порядок представления сведений до настоящего времени на законодательном уровне не закреплен.
Заявитель также указал, что согласно положениям Закона Санкт-Петербурга от 26 апреля 2006 года N 221-32 "О жилищной политике Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 221-32) порядок представления лицом, на имя которого открыт специальный счет, сведений, обязанность представления которых предусмотрена Жилищным кодексом Российской Федерации, устанавливается Правительством Санкт-Петербурга (подпункт 9_11 пункта 2 статьи 4). В настоящее время указанный порядок в части, касающейся представления соответствующих сведений в орган государственного жилищного надзора, Правительством Санкт-Петербурга не установлен и регулируется распоряжением Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 24 марта 2014 года N 20-р "Об утверждении Порядка ведения реестра уведомлений о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, реестра специальных счетов, а также предоставления сведений о поступлении взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома на специальный счет и на счет регионального оператора" (далее - распоряжение Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга N 20-р). При этом порядок, утвержденный распоряжением Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга N 20-р, не позволяет владельцу специального счета удостовериться в том, что направленные им документы поступили в Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга в виде, пригодном для их использования, до истечения срока представления соответствующих сведений и, следовательно, обязанность им исполнена надлежащим образом.
Заявитель полагает, что возложение на владельца специального счета обязанности, предусмотренной положениями пункта 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга N 690-120, в отсутствие надлежащим образом установленного порядка (механизма) ее исполнения нарушает принцип определенности правового регулирования, порождает произвольное применение норм закона. Действующее в Санкт-Петербурге правовое регулирование, важным элементом которого являются оспариваемые положения Закона Санкт-Петербурга N 690-120, не обеспечивает владельцу специального счета ясный, понятный правовой механизм исполнения обязанности, предусмотренной положениями части 3 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации. Кроме того, положения пункта 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга N 690-120 не исключают такого их применения, при котором владелец специального счета, представивший документы в Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга, признается не исполнившим свою обязанность в случае, когда документы поступили в виде, не позволяющем извлечь содержащуюся в них информацию.
По мнению представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга П.Ю. Чилипенка, каких-либо оснований для признания положений пункта 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга N 690-120 не соответствующими Уставу Санкт-Петербурга не имеется, поскольку порядок представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора сведений, обязанность представления которых установлена Жилищным кодексом Российской Федерации, утвержден органами государственной власти Санкт-Петербурга в законном порядке и в соответствии с полномочиями, которыми наделены соответствующие органы государственной власти.
Представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга указал, что Конституция Российской Федерации относит жилищное законодательство к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (пункт "к" части 1 статьи 72). В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании Жилищного кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним других федеральных законов. В целях реализации полномочий, предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации положениями части 3 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации, в Санкт-Петербурге принят и действует Закон Санкт-Петербурга N 690-120. В статье 4 Закона Санкт-Петербурга N 690-120 законодатель установил сроки представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, подтверждающих сведения, обязанность представления которых установлена Жилищным кодексом Российской Федерации, а также определил, что форма документа, содержащего сведения, предусмотренные в пункте 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга N 690-120, утверждается (определяется) органом государственного жилищного надзора. Во исполнение пункта 3 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга N 690-120 распоряжением Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга N 20-р утверждены требования к форме документа, представляемого владельцем специального счета. Указанные требования распространяются на документы, составляемые как в письменном, так и в электронном виде.
По мнению представителей Губернатора Санкт-Петербурга В.В. Гункина и Т.С. Петровской, оспариваемые заявителем положения Закона Санкт-Петербурга N 690-120 соответствуют Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и Уставу Санкт-Петербурга, приняты в пределах полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга и по своему содержанию отвечают критерию формальной определенности, обеспечивая единообразное понимание и применение указанного акта.
Представители Губернатора Санкт-Петербурга указали, что Закон Санкт-Петербурга N 690-120 принят в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и определяет обязательные требования к порядку и сроку представления сведений, предусмотренных положениями части 3 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации. Положениями Закона Санкт-Петербурга N 690-120 установлено, что необходимые сведения представляются ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом (пункт 2 статьи 4); сведения представляются в виде документов, формы которых утверждает (определяет) орган государственного жилищного надзора (пункт 3 статьи 4). Во исполнение Закона Санкт-Петербурга N 690-120 Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга издано распоряжение N 20-р, которым утверждены требования к форме документа, представляемого владельцем специального счета. Указанные требования распространяются на документы, составляемые как в письменном, так и в электронном виде. В соответствии с положениями части 3 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок представления указанных в ней сведений может быть установлен только законом субъекта Российской Федерации. Следовательно, такой порядок не может быть установлен Правительством Санкт-Петербурга.
Представители Губернатора Санкт-Петербурга также указали, что выбор способа представления необходимой информации осуществляется владельцем специального счета самостоятельно, сославшись при этом на определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 сентября 2017 года N 78-АПГ17-14, согласно которому органу государственной власти субъекта Российской Федерации предоставлено право определять порядок представления владельцем специального счета сведений, указанных в части 3 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации, но не способы их представления.
В соответствии с положениями пункта 5 статьи 50 Устава Санкт-Петербурга Уставный суд Санкт-Петербурга по обращениям граждан рассматривает дела о соответствии Уставу Санкт-Петербурга законов Санкт-Петербурга, примененных или подлежащих применению в конкретном деле, рассмотрение которого по существу начато или завершено в суде. Следовательно, оспариваемые заявителем законоположения могут быть предметом рассмотрения Уставного суда Санкт-Петербурга только в той части, в которой они применялись к заявителю в конкретном деле. Согласно положениям пункта 2 статьи 63 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" Уставный суд Санкт-Петербурга принимает постановление только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, легитимность которой подвергается сомнению.
Согласно жалобе заявителя и пояснениям представителя заявителя, данным в судебном заседании, отсутствие надлежащим образом установленного порядка (механизма) исполнения владельцем специального счета обязанности представлять в орган государственного жилищного надзора сведения, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации, связывается заявителем не только с положениями пункта 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга N 690-120, но также с положениями подпункта 9_11 пункта 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга N 221-32 и распоряжения Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга N 20-р.
Указанные заявителем положения Закона Санкт-Петербурга N 221-32, возлагающие на Правительство Санкт-Петербурга полномочие устанавливать порядок представления владельцем специального счета сведений, обязанность представления которых предусмотрена Жилищным кодексом Российской Федерации, были внесены в данный законодательный акт Законом Санкт-Петербурга N 690-120 наряду с другими положениями (подпункты 9_8 - 9_17 пункта 2 статьи 4), определяющими компетенцию Правительства Санкт-Петербурга в области жилищных отношений.
Как следует из пояснительной записки к проекту Закона Санкт-Петербурга N 690-120, принятие Правительством Санкт-Петербурга правовых актов в соответствии с возложенными на него указанным Законом Санкт-Петербурга полномочиями рассматривалось в качестве необходимого условия создания в Санкт-Петербурге системы капитального ремонта.
О том, что целью законодателя Санкт-Петербурга, дополнившего Закон Санкт-Петербурга N 221-32 положениями подпункта 9_11 пункта 2 статьи 4, являлось возложение на Правительство Санкт-Петербурга полномочия устанавливать порядок представления владельцем специального счета необходимых сведений, в том числе, в орган государственного жилищного надзора, свидетельствует и заключение юридического управления Аппарата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 31 октября 2013 года N 2085-юр на проект Закона Санкт-Петербурга N 690-120. При этом в указанном документе, в частности, отмечается, что положения подпунктов 9_8 - 9_17 пункта 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга N 221-32 не соответствуют положениям Жилищного кодекса Российской Федерации. Положения подпункта 9_11 пункта 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга N 221-32 не соответствуют положениям части 3 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации, возлагающим полномочие определять порядок представления владельцем специального счета соответствующих сведений в орган государственного жилищного надзора непосредственно на законодателя субъекта Российской Федерации.
В настоящее время постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25 августа 2014 года N 764 "О реализации Закона Санкт-Петербурга "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге" утвержден Порядок представления лицом, на имя которого открыт специальный счет, предназначенный для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и открытый в кредитной организации, и специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, сведений, обязанность представления которых предусмотрена Жилищным кодексом Российской Федерации. При этом вопросы представления владельцем специального счета сведений в орган государственного жилищного надзора указанным нормативным правовым актом не регулируются.
Распоряжением Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга N 20-р утвержден Порядок ведения реестра уведомлений о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, реестра специальных счетов, а также предоставления сведений о поступлении взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома на специальный счет и на счет регионального оператора.
В настоящем деле заявителем оспариваются положения пункта 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга N 690-120. Положения иных правовых актов, связанных с представлением владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора сведений, обязанность представления которых установлена Жилищным кодексом Российской Федерации, фактически приводятся заявителем для обоснования неопределенности оспариваемого им правового регулирования.
С учетом требований заявителя, а также его конкретной правоприменительной ситуации предметом рассмотрения по настоящему делу являются положения пункта 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга N 690-120, согласно которым владелец специального счета в установленный срок представляет в орган государственного жилищного надзора документы, подтверждающие сведения, обязанность представления которых установлена Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно положениям пунктов 1, 2 статьи 63 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" Уставный суд Санкт-Петербурга принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов. Уставный суд Санкт-Петербурга при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
2. Оспариваемые заявителем законоположения регулируют жилищные отношения в сфере контроля за формированием фонда капитального ремонта.
Провозглашая право каждого на жилище (часть 1 статьи 40), Конституция Российской Федерации закрепляет корреспондирующую ему обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления по созданию условий для осуществления данного права (часть 2 статьи 40), которая одновременно выступает в качестве гарантии его реализации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2016 года N 10-П).
Положениями Конституции Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "к" части 1 статьи 72); при этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76).
Приведенные конституционные положения нашли отражение и развитие в Уставе Санкт-Петербурга. Согласно положениям статьи 11 Устава Санкт-Петербурга в совместном ведении Российской Федерации и Санкт-Петербурга находятся защита прав и свобод человека и гражданина, а также жилищное законодательство (подпункты 2, 10 пункта 1); по предметам совместного ведения Российской Федерации и Санкт-Петербурга принимаются законы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (пункт 2).
Согласно положениям части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующим отношения по поводу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанные взносы, наряду с другими поступлениями, предусмотренными положениями части 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, образуют фонд капитального ремонта. В случае если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должен быть определен владелец специального счета - лицо, на имя которого открыт специальный счет (пункт 6 части 1 статьи 167, части 3 и 4 статьи 170). Таковым в соответствии с положениями пункта 2 части 2 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации может быть жилищный кооператив, осуществляющий управление многоквартирным домом.
Закрепляя правовые основы для осуществления капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме за счет взносов собственников помещений, аккумулируемых в фонде капитального ремонта, Жилищный кодекс Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанности по обеспечению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, по организации своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования, а также по осуществлению государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля (пункты 6, 6.1 и 8 статьи 2).
В отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации указанные обязанности конкретизированы положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, в которых федеральный законодатель, определяя основные требования к порядку организации региональных систем капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, наделил субъекты Российской Федерации полномочиями по самостоятельному решению вопросов, связанных с их созданием и функционированием.
Так, согласно положениям части 3 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации (в действующей редакции), регулирующей вопросы контроля за формированием фонда капитального ремонта, законом субъекта Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора сведений о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, сведений о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, сведений о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета, сведений о размере остатка средств на специальном счете, сведений о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров.
Законодатель Санкт-Петербурга, реализуя предоставленные ему полномочия, установил в Законе Санкт-Петербурга N 690-120, что владелец специального счета ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в орган государственного жилищного надзора документы, подтверждающие сведения, обязанность представления которых установлена Жилищным кодексом Российской Федерации (пункт 2 статьи 4); формы документов, содержащих указанные сведения, утверждаются (определяются) органом государственного жилищного надзора (пункт 3 статьи 4). В соответствии с положениями пункта 1.2-1 Положения о Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 ноября 2004 года N 1849, органом, уполномоченным осуществлять государственный жилищный надзор в Санкт-Петербурге, является Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга.
Из системной взаимосвязи приведенных нормативных положений следует, что владелец специального счета в установленный Законом Санкт-Петербурга N 690-120 срок представляет в Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга по утвержденной ею форме документ, содержащий сведения, обязанность представления которых установлена положениями части 3 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации.
3. Неопределенность оспариваемых положений пункта 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга N 690-120 заявитель связывает с тем, что они не исключают такого их применения, при котором владелец специального счета, представивший документы в Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга, признается не исполнившим свою обязанность в случае, когда документы поступили в виде, не позволяющем извлечь содержащуюся в них информацию.
В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации информация относится к ведению Российской Федерации (пункт "и" статьи 71). Согласно положениям части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации федеральные законы, принятые по предметам ведения Российской Федерации, имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации. Конституция Российский Федерации, утверждая свое верховенство, а также верховенство федеральных законов на всей территории Российской Федерации, одновременно относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации обеспечение соответствия законов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам (часть 2 статьи 4, пункт "а" части 1 статьи 72).
Указанные конституционные положения нашли отражение и развитие в Уставе Санкт-Петербурге, согласно которому Санкт-Петербург - субъект Российской Федерации, город федерального значения, статус которого определяется Конституцией Российской Федерации и Уставом Санкт-Петербурга (пункт 1 статьи 1); территория Санкт-Петербурга является неотъемлемой частью территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 2); в совместном ведении Российской Федерации и Санкт-Петербурга находится обеспечение соответствия законов Санкт-Петербурга Конституции Российской Федерации и федеральным законам (подпункт 1 пункта 1 статьи 11).
В настоящее время отношения, связанные с передачей документированной информации, а также документированной информации, представленной в электронной форме, урегулированы Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ). Указанный Федеральный закон закрепил понятия документированной информации и электронного документа, установив при этом основные признаки передаваемой таким образом информации. Так, в соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона N 149-ФЗ документированной информацией является зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель (пункт 11); под электронным документом понимается документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах (пункт 11_1).
С учетом приведенных положений Устава Санкт-Петербурга, гарантирующих реализацию в Санкт-Петербурге принципов правового государства и принципов федерализма, положения пункта 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга N 690-120 не могут пониматься в отрыве от их места в общей системе конституционно-правового и соответствующего отраслевого регулирования, равно как и места в иерархии правовых норм.
Таким образом, оспариваемые заявителем положения пункта 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга N 690-120 в системе действующего правового регулирования означают, что представляемые владельцем специального счета документы должны содержать необходимую информацию с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель, а представляемые электронные документы - содержать информацию в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах. В рамках положений пункта 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга N 690-120 именно представление документов, отвечающих указанным требованиям, является надлежащим исполнением обязанности по представлению в орган государственного жилищного надзора сведений, предусмотренных частью 3 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного оспариваемые законоположения не являются неопределенными и, следовательно, препятствующими своевременному и надлежащему исполнению владельцем специального счета обязанности представлять в орган государственного жилищного надзора сведения, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации.
Учитывая изложенное, положения пункта 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 04 декабря 2013 года N 690-120 "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге",являющиеся предметом рассмотрения по настоящему делу, не могут быть признаны не соответствующими Уставу Санкт-Петербурга.
Руководствуясь положениями статей 5, 6, 61 - 64, 67, 68 и 82 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", Уставный суд Санкт-Петербурга
постановил:
1. Признать положения пункта 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 04 декабря 2013 года N 690-120 "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге", согласно которым лицо, на имя которого открыт специальный счет, в установленный срок представляет в орган государственного жилищного надзора документы, подтверждающие сведения, обязанность представления которых установлена Жилищным кодексом Российской Федерации, соответствующими Уставу Санкт-Петербурга.
2. Настоящее постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в законную силу немедленно после его провозглашения.
3. Настоящее постановление подлежит опубликованию в течение 14 дней после его провозглашения.
|
Уставный суд |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Уставного суда Санкт-Петербурга от 29 ноября 2019 г. N 005/19-П "По делу о соответствии Уставу Санкт-Петербурга отдельных положений пункта 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 04 декабря 2013 года N 690-120 "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге" по жалобе Жилищно-строительного кооператива 866"
Настоящее постановление вступает в законную силу немедленно после его провозглашения
Текст постановления опубликован в газете "Петербургский дневник" от 12 декабря 2019 г. N 233