Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к закону Алтайского края "Об утверждении
краевой целевой программы "Подготовка
квалифицированных рабочих кадров для
различных отраслей экономики Алтайского
края" на 2008-2012 годы"
Краевая целевая программа
"Подготовка квалифицированных рабочих кадров
для различных отраслей экономики Алтайского края"
на 2008-2012 годы
25 декабря 2009 г.
Об учреждении именных стипендий Губернатора Алтайского края для обучающихся в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования см. Постановление Администрации Алтайского края от 21 сентября 2009 г. N 393
О краевой целевой программе "Подготовка квалифицированных рабочих кадров для различных отраслей экономики Алтайского края" на 2008-2012 годы см. Постановление Администрации Алтайского края от 8 октября 2008 г. N 421
Законом Алтайского края от 25 декабря 2009 г. N 111-ЗС в раздел "Паспорт" настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона и распространяющие свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г.
Паспорт
краевой целевой программы "Подготовка квалифицированных
рабочих кадров для различных отраслей экономики Алтайского края"
на 2008-2012 годы
Наименование программы |
краевая целевая программа "Подготовка квалифицированных рабочих кадров для различных отраслей экономики Алтайского края" на 2008-2012 годы (далее - программа) |
Основание для разработки программы |
закон Алтайского края от 3 декабря 2004 года N 54-ЗС "Об образовании в Алтайском крае"; |
закон Алтайского края от 31 декабря 2004 года N 69-ЗС "О начальном профессиональном и среднем профессиональном образовании" | |
Государственный заказчик программы |
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
Основные разработчики программы |
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи; |
управление Алтайского края по труду и занятости населения; | |
управление Алтайского края по строительству и архитектуре; | |
управление Алтайского края по промышленности и энергетике | |
Цель программы |
создание эффективного механизма управления формированием, сохранением, воспроизводством, развитием потенциала квалифицированных рабочих кадров, обеспечивающего развитие экономики и социальной сферы Алтайского края |
Задачи программы |
приведение структуры подготовки квалифицированных рабочих кадров в системе начального профессионального образования в соответствие с кадровой потребностью регионального рынка труда; |
управление качеством подготовки выпускников краевых государственных образовательных учреждений начального профессионального образования; | |
модернизация образовательных программ, учебно-лабораторной и социально-бытовой базы краевых государственных образовательных учреждений начального профессионального образования; | |
создание условий для трудоустройства, адаптации и дальнейшего профессионального роста выпускников; | |
совершенствование профориентационной работы | |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы |
доля учащихся, принятых на обучение в краевые государственные образовательные учреждения начального профессионального образования по договорам с организациями; |
доля учащихся, принятых на обучение в краевые государственные образовательные учреждения начального профессионального образования, с которыми заключены ученические договоры; | |
количество педагогических работников краевых государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, прошедших стажировку на базе профильных организаций; | |
доля учащихся, принятых на обучение в краевые государственные образовательные учреждения начального профессионального образования, осваивающих современные производственные технологии на оборудовании или имитаторах, сосредоточенных в ресурсных центрах; | |
коэффициент обновления учебно-производственного, лабораторного оборудования и машин в краевых государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования; | |
доля краевых государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, реализующих инновационные образовательные программы; | |
доля трудоустроенных выпускников краевых государственных образовательных учреждений начального профессионального образования в общем количестве выпускников; | |
доля выпускников краевых государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, принятых на работу по договорам с организациями, в общем числе трудоустроенных; | |
доля выпускников общеобразовательных школ, ориентированных на выбор рабочих профессий при планировании карьеры, в общем числе выпускников | |
Срок реализации программы |
2008-2012 годы |
Исполнители основных мероприятий программы |
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи; |
управление Алтайского края по труду и занятости населения; | |
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края; | |
управление Алтайского края по строительству и архитектуре; | |
управление Алтайского края по промышленности и энергетике; | |
управление Алтайского края по транспорту, дорожному хозяйству и связи; | |
управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры; | |
управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству; | |
управление пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности Алтайского края; | |
региональные и территориальные отраслевые объединения работодателей (по согласованию) | |
Объемы и источники финансирования программы |
финансирование программы осуществляется за счет средств: |
краевого бюджета - в соответствии с законом Алтайского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период; | |
федерального бюджета - в виде субсидии на осуществление государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы; | |
внебюджетных источников. | |
Общий объем финансирования программы составляет 346355 тыс. руб., в том числе: | |
из краевого бюджета - 162639 тыс. руб., в том числе по годам: | |
2008 год - 40559 тыс. руб.; | |
2009 год - 42990 тыс. руб.; | |
2010 год - 18745 тыс. руб.; | |
2011 год - 30055 тыс. руб.; | |
2012 год - 30290 тыс. руб.; | |
из федерального бюджета - 55000 тыс. руб., в том числе в 2008 году - 30000 тыс. руб.; в 2009 году - 25000 тыс. руб. | |
из внебюджетных источников - 128716 тыс. руб., в том числе по годам: | |
2008 год - 31216 тыс. руб.; | |
2009 год - 23500 тыс. руб.; | |
2010 год - 24000 тыс. руб.; | |
2011 год - 25000 тыс. руб.; | |
2012 год - 25000 тыс. руб. | |
Объемы финансирования мероприятий программы определяются при разработке и утверждении краевого бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период и могут корректироваться в соответствии с возможностями краевого бюджета | |
Ожидаемые результаты реализации программы |
создание нормативно-правовых условий для формирования краевого заказа на подготовку рабочих кадров и увеличение к 2012 году до 85 процентов доли принятых на обучение в краевые государственные образовательные учреждения начального профессионального образования по заявкам работодателей; |
приведение к 2010 году номенклатуры профессий начального профессионального образования в соответствие со структурой спроса на рынке труда; | |
увеличение к 2012 году до 100 процентов доли выпускников по основным образовательным программам учреждений начального профессионального образования, аттестованных с участием работодателей; | |
создание к 2012 году 14 базовых площадок и 7 ресурсных центров; | |
увеличение к 2012 году численности безработных граждан, обученных в учреждениях начального профессионального образования, до 2000 человек; | |
увеличение к 2012 году объема привлеченных внебюджетных средств на модернизацию учебно-лабораторной и социально-бытовой базы краевых государственных образовательных учреждений начального профессионального образования до 25000 тыс. руб. |
1. Используемые в программе понятия и термины
Базовая площадка - статус, присвоенный управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи на определенный срок краевому государственному образовательному учреждению начального профессионального образования, реализующему проекты развития начального профессионального образования по приоритетным направлениям и модернизации учебно-лабораторной и социально-бытовой базы образовательного учреждения.
Ресурсный центр - статус, присвоенный управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи на определенный срок краевому государственному образовательному учреждению начального профессионального образования, достигшему значимых научно обоснованных позитивных результатов профессионального обучения, обладающему потенциалом для развития региональной системы профессионального образования и ресурсами для повышения квалификации инженерно-педагогических работников и учащихся однопрофильных образовательных учреждений.
Контрольные цифры приема - плановые показатели численности принимаемых на обучение за счет средств краевого бюджета по профессиям и срокам обучения, установленные краевому государственному образовательному учреждению начального профессионального образования.
Профильные управления - органы исполнительной власти Алтайского края, осуществляющие разработку и реализацию государственной политики в соответствующей области: Главное управление сельского хозяйства Алтайского края, управление Алтайского края по строительству и архитектуре, управление Алтайского края по промышленности и энергетике, управление Алтайского края по транспорту, дорожному хозяйству и связи, управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, управление пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности Алтайского края.
2. Характеристика проблемы
и обоснование необходимости её решения программными методами
В последние годы в экономике Алтайского края констатируется уверенная динамика роста показателей по основным направлениям. Повышается уровень промышленного производства (индекс физического объема промышленной продукции в 2007 году составил 108,9 процента), сохраняется увеличение объемов производства в организациях обрабатывающих производств (110 процентов) и положительная динамика в производстве сельскохозяйственной продукции (108 процентов). Растет инвестиционная активность в экономике (128,8 процента). Отмечается устойчивое повышение объемов работ по виду деятельности "Строительство" (126,8 процента). Увеличивается оборот розничной торговли (115,3 процента) и объем платных услуг населению (111,9 процента). В 2007 году численность официально зарегистрированных безработных в крае находилась в пределах 56,3 - 77,3 тыс. человек (в 2006 году - в пределах 68,0 - 85,7 тыс. человек). На начало 2008 года уровень зарегистрированной безработицы по отношению к численности экономически активного населения снизился по сравнению с началом прошлого года на 1,1 процента и составил 4,7 процента.
В 2007 году на рынок труда края в поисках работы вышло порядка 30 процентов трудоспособного населения, или 430 тыс. человек, из них каждый второй нуждался в содействии в трудоустройстве и воспользовался услугами службы занятости. Как и в предыдущие годы, из числа обратившихся в службу занятости большую часть составили женщины (около 60 процентов) и молодежь в возрасте 16-29 лет (более 23 процентов).
К числу актуальных проблем в сфере занятости населения Алтайского края относятся:
качественное и количественное несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда Из общего числа вакансий, поступивших от работодателей в органы государственной службы занятости населения края в 2007 году, около 85 процентов приходится на рабочие профессии, большинство из которых связаны с использованием неквалифицированного труда, каждая третья вакансия - с заработной платой ниже прожиточного минимума, каждая вторая - с заработной платой ниже среднекраевого уровня, что затрудняет их заполнение. Число граждан, ищущих работу, более чем в два раза превышает потребность в рабочей силе;
отсутствие стабильных экономических рычагов в развитии сельскохозяйственного производства в коллективных и личных подсобных хозяйствах граждан и, как следствие, дефицит постоянных рабочих мест в районах с преимущественным развитием сельского хозяйства. В сельской местности сосредоточено только 17,0 процентов вакансий, заявляемых работодателями в органы государственной службы занятости населения края, причем более половины из них приходится на временные и общественные работы, в то время как более 75 процентов безработных, зарегистрированных в крае, проживает в сельской местности;
снижение качества рабочей силы (старение кадрового состава и сокращение высококвалифицированных рабочих на предприятиях);
несоответствие объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования разного уровня структуре рынка труда. Отношение численности подготовленных молодых специалистов с высшим и средним профессиональным образованием к числу подготовленных молодых рабочих с начальным профессиональным образованием составляет 2:1 (см. таблицу 1), т.е. на одного рабочего готовится два специалиста (руководителя). Реальная структура занятых на производстве в среднем составляет 1:5, т.е. на пять человек рабочих профессий приходится один специалист (руководитель).
Таблица 1
Структура подготовки кадров в учреждениях профессионального образования
|
2000 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
Подготовлено специалистов с высшим профессиональным образованием* |
8043 |
11414 |
12903 |
13423 |
14392 |
12290 |
Подготовлено специалистов со средним профессиональным образованием |
9890 |
11758 |
11713 |
11760 |
11764 |
11721 |
Подготовлено рабочих и служащих с начальным профессиональным образованием |
16599 |
16092 |
16013 |
13129 |
12518 |
12164 |
* Без учета подготовки специалистов в филиалах высших учебных заведений
На количество подготавливаемых в крае квалифицированных рабочих, служащих и специалистов оказывает существенное влияние баланс распределения выпускников общеобразовательных школ по уровням профессионального образования, который за последние годы смещен в сторону высшей школы (см. таблицу 2).
Сложившаяся демографическая ситуация (уменьшается количество выпускников школ) и стремление молодежи к получению высшего и среднего специального образования приводит к сокращению перспективного контингента системы профессионального образования и в первую очередь начального профессионального. За последние 3 года план приема в учреждения начального профессионального образования постоянно сокращается: 2004 год - 14500 человек; 2005 год - 10500 человек; 2006 год - 10175 человек. В ближайшие 3-4 года количество выпускников девятых классов сократится на 25 процентов, а число мест, предоставляемых вузами абитуриентам, будет равным числу выпускников одиннадцатых классов. Отсюда следует, что приток учащихся в учреждения начального профессионального образования будет продолжать сокращаться, в первую очередь это коснется училищ, расположенных в сельской местности.
Таблица 2
Баланс распределения выпускников общеобразовательных школ
по уровням профессионального образования (в процентах)
|
2000 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
Доля выпускников школ, продолживших обучение в вузах |
35,6 |
34,8 |
36,3 |
39,3 |
42,4 |
44,6 |
Доля выпускников школ, продолживших обучение в средних специальных учебных заведениях |
31 |
32,8 |
33,2 |
34 |
33,8 |
33,3 |
Доля выпускников школ продолживших обучение в профессиональных училищах и лицеях |
33,4 |
32,4 |
30,5 |
26,7 |
23,8 |
22,1 |
В крае сформирована и функционирует подведомственная управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи сеть краевых государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, включающая в себя 52 профессиональных училища и 10 профессиональных лицеев, всего 62 учреждения. Кроме этого, на территории края работает 4 федеральных учреждения начального профессионального образования, подведомственных Федеральному агентству по образованию. В учреждениях начального профессионального образования по различным формам обучения на бюджетной и платной основах ежегодно обучаются около 24 тыс. человек по 73 профессиям для производства и сферы обслуживания. В профессиональных училищах и лицеях имеется 50 общежитий, 70 библиотек, 53 здравпункта, 63 столовые, 82 спортивных и тренировочных зала, 60 спортивных площадок, 369 учебно-производственных мастерских, 276 лабораторий, 43 автотрактородрома и полигона. В системе начального профессионального образования работают 2800 инженерно-педагогических работников, из них 75 процентов аттестованы на квалификационные категории.
Тридцать три учебных заведения расположены в районных центрах и селах Алтайского края и осуществляют подготовку рабочих кадров сельскохозяйственного профиля. Эти училища имеют учебные хозяйства, площади земельных угодий которых составляют 22 тыс. гектаров, в том числе 20,2 тыс. гектаров пашни.
Ежегодно увеличивается финансирование краевых государственных образовательных учреждений начального профессионального образования. Так, в сравнении с 2006 годом объем средств краевого бюджета для краевых государственных образовательных учреждений начального профессионального образования увеличился на 97560,5 тыс. руб. и в 2007 году составил 791675,2 тыс. руб. Также в краевом бюджете планируются средства на обновление учебной техники и оборудования на общую сумму 10-15 млн. руб. ежегодно, начиная с 2007 года.
Управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи в 2006 году принят программный документ "Приоритетные направления развития начального профессионального образования Алтайского края на 2006-2008 годы", который определил целью развития начального профессионального образования Алтайского края проведение структурно-содержательной модернизации сети учреждений начального профессионального образования в направлении опережающего удовлетворения потребности рынка труда края квалифицированными кадрами. Как результат совместной работы с отраслевыми управлениями, службой занятости, работодателями меняется структура приема на обучение. Например, в плане приема на 2007 год по сравнению с 2006 годом на 25 процентов выросло количество принимаемых на обучение по профессиям обрабатывающих производств и на 20 процентов снизилось по профессиям сферы обслуживания и общественного питания. Исходя из приоритетности профессий для экономики Алтайского края сокращен прием на обучение по профессиям: "Бухгалтер", "Коммерсант в торговле", "Парикмахер", "Портной", "Продавец" и увеличена доля обучающихся по профессиям металлообработки, строительства и сельского хозяйства.
На состояние системы начального профессионального образования оказывают влияние следующие факторы:
устаревшая нормативно-правовая база основной деятельности краевых государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, в том числе по организации производственного обучения и расчета штатной численности работников;
снижение численности выпускников общеобразовательных школ, желающих получить начальное профессиональное образование в профессиональных училищах;
отсутствие целостной системы профориентационной работы, единой региональной политики в области профориентации молодежи органов исполнительной власти всех уровней, учреждений профессионального образования, работодателей;
отсутствие сбалансированной системы управления структурой профессионального образования в крае и формирования заказа на подготовку кадров разного уровня профессионального образования;
затратность оснащения учебно-производственным и лабораторным оборудованием учебных мастерских, необходимых для открытия новых профессий, востребованных экономикой края;
отсутствие общественного управления механизмами развития начального профессионального образования;
ускорение технического перевооружения предприятий края высокотехнологичным оборудованием и катастрофическое на этом фоне старение учебно-материальной базы учреждений начального профессионального образования.
В системе начального профессионального образования Алтайского края до 2006 года в течение 15 лет не обновлялась материально-техническая база. Средний процент износа учебной техники и оборудования составляет 85 процентов. В результате прошедших в 2006-2007 учебном году краевых совещаний руководителей краевых государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, руководителей промышленных, строительных, сельскохозяйственных предприятий и руководителей профильных управлений Алтайского края установлено, что существует спрос на некоторые профессии, обучение которым в учреждениях профессионального образования не осуществляется в массовом порядке. Существует потребность в подготовке кадров по новым профессиям и увеличении масштабов и структуры вторичного обучения (переподготовка и повышение квалификации) при слабой заинтересованности работодателей в повышении квалификации работающих и их переподготовке на устаревшей учебной базе учреждений начального профессионального образования.
В связи с расширением спектра используемых в промышленности материалов и технологий, автоматизацией производства изменился характер реализации профессиональных функций в традиционных профессиях. Развитие современной промышленности остро обозначило проблему качества рабочего труда в условиях современного производства. Внедрение новых технологий, техники и оборудования повышает уровень требований к знаниям и умениям выпускников краевых государственных образовательных учреждений начального профессионального образования. Содержание профессионального образования стало напрямую связано с качеством подготовки учащихся в профессиональных училищах. Одной из ключевых проблем в повышении качества начального профессионального образования является формирование четкой системы критериев определения уровня квалификации и качества подготовки учащихся. Критерии должны быть сформированы совместно с работодателями.
Инновационным подходом в решении проблемы качества подготовки будет создание базовых площадок и ресурсных центров на базе профессиональных училищ и лицеев сельскохозяйственного, строительного и машиностроительного профиля. Это учебные заведения с достаточной учебно-лабораторной и социально-бытовой базой, развитыми отношениями с однопрофильными образовательными учреждениями, результативным социальным сотрудничеством с работодателями и имеющие спрос на образовательные услуги у населения. В ресурсных центрах планируется сконцентрировать новую технику, станки и другое учебно-лабораторное оборудование, на котором будут проходить обучение учащиеся однопрофильных учреждений.
Реализация мероприятий программы направлена на все субъекты системы начального профессионального образования, органы исполнительной власти Алтайского края, органы местного самоуправления, что позволит проводить единую политику в реализации начального профессионального образования, обеспечит решение проблемы подготовки кадров и качества профессионального образования. Решение задач программы невозможно осуществить только в рамках текущего финансирования, направленного исключительно на сохранение краевых государственных образовательных учреждений начального профессионального образования.
Применение программно-целевого метода позволит избежать таких негативных последствий и рисков, как:
усиление деградации материальной инфраструктуры начального профессионального образования, что в будущем может потребовать принятия экстренных мер по ее восстановлению;
отсутствие условий для развития независимых форм оценки качества образования;
понижение конкурентоспособности выпускников начального профессионального образования;
дисбаланс рынков труда и образовательных услуг;
нарастание дефицита квалифицированного персонала, особенно основных рабочих профессий на всех предприятиях обрабатывающей промышленности.
3. Основная цель и задачи программы
Основной целью является создание эффективного механизма управления формированием, сохранением, воспроизводством, развитием потенциала квалифицированных рабочих кадров, обеспечивающего развитие экономики и социальной сферы Алтайского края. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
1. Приведение структуры подготовки квалифицированных рабочих кадров в системе начального профессионального образования в соответствие с кадровой потребностью регионального рынка труда.
Основным направлением решения этой задачи является разработка регламента формирования краевого заказа на подготовку квалифицированных рабочих кадров для различных отраслей экономики Алтайского края путем формирования отраслевых заказов. Отраслевые заказы должны стать условием участия работодателей в модернизации начального профессионального образования и опережающего удовлетворения их потребностей в квалифицированных рабочих кадрах.
2. Управление качеством подготовки выпускников краевых государственных образовательных учреждений начального профессионального образования.
Одним из основных условий повышения качества подготовки рабочих кадров является создание условий, обеспечивающих управление формированием квалификационных требований и процедурами оценивания соответствия подготовки выпускников этим требованиям. На начальном этапе реализации программы предполагается создание отраслевых координационных советов, разработка нормативных и методических документов по организации производственного обучения на учебных участках предприятий с предоставлением мест практики на современной технике и оборудовании.
3. Модернизация образовательных программ, учебно-лабораторной и социально-бытовой базы краевых государственных образовательных учреждений начального профессионального образования.
Основными направлениями решения этой задачи являются:
модернизация материально-технической базы краевых государственных образовательных учреждений начального профессионального образования;
создание в профессиональных училищах и лицеях базовых площадок, ресурсных центров;
организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров;
организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации инженерно-педагогических кадров для краевых государственных образовательных учреждений начального профессионального образования;
создание условий для использования опыта отдельных образовательных учреждений по реализации инновационных образовательных программ и коллективного доступа к уникальным или дорогостоящим образовательным ресурсам;
обновление нормативно-правовой базы основной деятельности краевых государственных образовательных учреждений начального профессионального образования.
4. Создание условий для трудоустройства, адаптации и дальнейшего профессионального роста выпускников.
Основными направлениями решения этой задачи являются:
укрепление взаимодействия органов исполнительной власти Алтайского края и органов местного самоуправления с краевыми государственными образовательными учреждениями начального профессионального образования и работодателями в вопросах трудоустройства молодежи по месту проживания;
создание условий для формирования с участием работодателей механизмов поддержки молодых рабочих - выпускников краевых государственных образовательных учреждений начального профессионального образования и их закреплению на рабочих местах;
создание условий для формирования организационных структур в составе краевых государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, выполняющих маркетинговые функции.
5. Совершенствование профориентационной работы.
На начальном этапе реализации программы предполагается проведение первоочередных мероприятий по созданию условий для организации управляемых процессов профориентации учащихся общеобразовательных школ, направленных на повышение мотивации молодежи к трудовой деятельности и профессиям, востребованным на рынке труда.
Основными направлениями решения этой задачи являются:
разработка нормативно-правовых актов, регламентирующих профессиональную ориентацию в учреждениях общего и профессионального образования;
мониторинг социально-психологических и профессиональных намерений молодежи и анализ факторов, влияющих на их формирование;
внедрение методов профессиональной диагностики в школах края, совершенствование технологий информационного обеспечения, активное использование возможностей средств массовой информации;
развитие системы пропаганды рабочих профессий, востребованных в Алтайском крае, использование потенциала работодателей в этом вопросе.
Выполнение задач обеспечивается путем реализации программных мероприятий (таблица 4).
Нумерация таблиц приводится в соответствии с источником
Законом Алтайского края от 25 декабря 2009 г. N 111-ЗС в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона и распространяющие свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г.
4. Перечень программных мероприятий
Таблица 4 | ||||||||||
N п/п |
Наименование мероприятия |
Сумма затрат (тыс. руб.) |
Источники финансирования |
Исполнитель |
Ожидаемый результат от реализации мероприятия |
|||||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
всего |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1) Приведение структуры подготовки квалифицированных рабочих кадров в системе начального профессионального образования в соответствие с кадровой потребностью регионального рынка труда | ||||||||||
1 |
Осуществление мониторинга состояния и использования трудовых ресурсов Алтайского края |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
управление Алтайского края по труду и занятости населения |
оценка количественных и качественных характеристик трудового потенциала региона. Формирование управленческих решений по выявленным проблемам |
2 |
Информация об изменениях:См. текст пункта 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Разработка регламента формирования краевого заказа на подготовку рабочих кадров и подачи работодателями заявки на подготовку рабочих кадров за счет средств краевого бюджета, создание межведомственной комиссии по согласованию объёмов и профилей подготовки краевого заказа на подготовку кадров |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи, управление Алтайского края по труду и занятости населения |
создание нормативно-правовых условий формирования краевого заказа на подготовку рабочих кадров |
4 |
Формирование и корректировка прогнозных показателей потребности предприятий и организаций различных отраслей экономики края в рабочих кадрах |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
управление Алтайского края по труду и занятости населения |
определение потребности в рабочих кадрах по укрупненным профессионально-квалификационным группам |
5 |
Проведение социальной экспертизы краевых целевых и ведомственных программ, инвестиционных проектов и внесение в них изменений, касающихся кадрового обеспечения их реализации, в том числе рабочими кадрами |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
профильные управления, управление Алтайского края по труду и занятости населения |
определение потребности в кадрах, необходимых для реализации программ и инвестиционных проектов, и источников их кадрового обеспечения |
6 |
Формирование заказа на подготовку рабочих кадров |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
профильные управления |
определение потребности в подготовке кадров по отраслевой структуре, заключение ученических договоров |
2) Управление качеством подготовки выпускников краевых государственных образовательных учреждений начального профессионального образования | ||||||||||
1 |
Создание отраслевых координационных советов по подготовке рабочих кадров и организация их деятельности |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
профильные управления, региональные отраслевые объединения работодателей (по согласованию), управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
обеспечение взаимодействия между учреждениями профессионального образования, работодателями, профильными управлениями по решению проблем в сфере подготовки кадров для отдельных отраслей экономики |
2 |
Заключение трехсторонних соглашений с профильными управлениями, объединениями работодателей по организации изучения требований работодателей к качеству подготовки выпускников учреждений профессионального образования и процедурам его оценки |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи, профильные управления, региональные отраслевые объединения работодателей (по согласованию) |
установление требований работодателей к качеству подготовки выпускников учреждений профессионального образования |
3 |
Разработка методики и проведение социологического обследования для оценки удовлетворенности участников образовательного процесса образовательной средой учреждений начального профессионального образования |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
выявление факторов, препятствующих улучшению качества профессионального образования |
4 |
Разработка положения о предоставлении организациями (предприятиями) оснащенных рабочих мест для производственного обучения и производственной практики и организации учебного участка (полигона) на предприятии |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
управление Алтайского края по промышленности и энергетике, профильные управления, региональные объединения работодателей (по согласованию) |
расширение возможностей производственного обучения на предприятии |
5 |
Разработка и обновление регионального перечня профессий на основе изменений регионального рынка труда, в том числе дополнение его профессиями высших квалификационных разрядов, получаемых на базе среднего и высшего профессионального образования |
- |
- |
- |
- |
- |
|
|
управление Алтайского края по труду и занятости населения, управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
установление приоритетных и значимых профессий начального профессионального образования для экономики и социальной сферы края |
6 |
Подготовка в учреждениях среднего и высшего профессионального образования высококвалифицированных рабочих в рамках образовательных программ высшего и среднего профессионального образования |
- |
- |
- |
- |
- |
|
|
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
подготовка рабочих с высшими квалификационными разрядами на базе среднего и высшего профессионального образования |
7 |
Переподготовка и стажировка инженерно-педагогических работников учреждений начального профессионального образования |
|
5 |
50 |
50 |
50 |
85 |
краевой бюджет* |
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения |
8 |
Организация профильной подготовки педагогических работников (педагогов профессионального обучения) по отраслям в соответствии с планируемой номенклатурой рабочих профессий и профессий мастеров производственного обучения |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи, государственные высшие профессиональные учебные заведения (по согласованию) |
подготовка преподавателей и мастеров производственного обучения, контрактно-целевой набор по специальности "Профессиональное обучение" |
9 |
Разработка методики проведения общественной экспертизы содержания профессиональных образовательных программ с привлечением работодателей и разработка (корректировка) на ее основе региональных комплектов учебно-методической документации по образовательным программам начального профессионального образования |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи, профильные управления |
корректировка содержания начального профессионального образования в соответствии с требованиями работодателей |
3) Модернизация образовательных программ, учебно-лабораторной и социально-бытовой базы краевых государственных образовательных учреждений начального профессионального образования | ||||||||||
1 |
Создание на базе профессиональных училищ и лицеев базовых площадок по приоритетным направлениям развития профессионального образования и ресурсных центров профессионального образования по профилям: сельское хозяйство, строительство, металлообработка |
15 42 7 82 27 |
5 5 7 5 8 5 0 0 |
13 00 90 00 |
1200 0 1000 0 |
1200 0 100 00 |
46 30 2 45 72 7 |
краевой бюджет* внебюджетные источники |
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
Обеспечение условий для развития учреждений и коллективного доступа к обучению на новой технике и оборудовании. Создание 14 базовых площадок и 7 ресурсных центров |
2 |
Финансирование расходов для командирования учащихся и инженерно-педагогических работников для сопровождения учебной группы в ресурсный центр |
132 |
280 |
500 |
705 |
940 |
2575 |
краевой бюджет* |
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
соблюдение социальных гарантий обучающихся |
3 |
Оснащение краевых государственных образовательных учреждений начального профессионального образования учебно-производственным и лабораторным оборудованием и техникой |
20 51 0 |
2 4 0 2 7 |
80 0 |
1500 0 |
15000 |
753 7 |
краевой бюджет** |
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
повышение качества профессионального образования путем обучения с применением новой техники и оборудования |
4 |
Оснащение краевых государственных образовательных учреждений начального профессионального образования программным и методическим обеспечением |
1790 |
5 4 1 |
10 0 |
- |
- |
24 31 |
краевой бюджет** |
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
повышение качества профессионального образования путем реализации инновационных образовательных программ |
5 |
Ремонт, реконструкция, модернизация учебных, учебно-производственных помещений и лабораторий для размещения нового учебно-производственного и лабораторного оборудования и внедрения новых технологий в краевых государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования |
1200 |
9832 |
13665 |
- |
- |
24697 |
краевой бюджет** |
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
соответствие учебных, учебно-производственных помещений и лабораторий современным требованиям к организации учебного процесса и условиям эксплуатации нового оборудования и внедрения новых технологий |
6 |
Обучение руководящих инженерно-педагогических работников краевых государственных образовательных учреждений начального профессионального образования |
1500 |
600 |
50 |
- |
- |
2150 |
краевой бюджет** |
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
обеспечение условий для получения знаний в области современных технологий обучения |
7 |
Привлечение социальных партнеров к софинансированию и ресурсной поддержке инновационных образовательных проектов учреждений начального профессионального образования |
22 98 9 |
15000 |
15000 |
15000 |
15000 |
82 98 9 |
внебюджетные источники |
профильные управления |
обеспечение ресурсами и повышение качества профессионального обучения |
8 |
Участие в федеральном конкурсе на оказание государстве иной поддержки государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы |
30000 |
2 5 0 0 0 |
- |
- |
- |
55 00 0 |
федеральный бюджет |
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
оснащение ресурсного центра современным учебно-производственным и лабораторным оборудованием |
9 |
Разработка методики установления штатной численности работников краевых государственных образовательных учреждений начального профессионального образования |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
нормативно-правовое обеспечение формирования штата работников |
10 |
Организация дистанционного обучения инженерно-педагогических работников и руководителей образовательных учреждений |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
повышение квалификации преподавателей, мастеров производственного обучения и руководителей |
4) Создание условий для трудоустройства, адаптации и дальнейшего профессионального роста выпускников | ||||||||||
1 |
Разработка и внедрение программ психологического сопровождения профессионального обучения молодежи: психологическое сопровождение процесса адаптации к обучению и производственной практике, обучение эффективному поведению на рынке труда |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи, управление Алтайского края по труду и занятости населения |
повышение уровня трудоустройства и адаптации молодежи на рабочих местах |
2 |
Формирование механизмов адаптации молодых рабочих - выпускников учреждений профессионального образования и их закрепления на рабочих местах |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
управление Алтайского края по труду и занятости населения, с участием работодателей (по согласованию) |
активизация работы по развитию шефства-наставничества над молодыми рабочими на производстве |
3 |
Заключение базовых договоров между учреждениями начального профессионального образования и работодателями о социальном сотрудничестве |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
профильные управления, управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
развитие социального сотрудничества, сохранение и обновление партнерства учреждений профессионального образования с базовыми предприятиями |
4 |
Содействие занятости выпускников, обратившихся в службу занятости населения, путем организации для них курсов "Новый старт", "Основы поиска работы", "Перспектива", практикума "Первый шаг к карьере" и т.п. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
управление Алтайского края по труду и занятости населения |
повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда |
5 |
Содействие развитию договорных отношений между организациями-работодателями и учреждениями начального профессионального образования, в том числе включению в договоры положений, предусматривающих ресурсное обеспечение подготовки кадров на конкретное рабочее место, предоставление мест и плату учащимся за выполненную работу во время прохождения производственной практики |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
профильные управления, управление Алтайского края по образованию и делам молодежи, с участием работодателей (по согласованию) |
повышение качества производственного обучения, улучшение показателя адаптации выпускников |
5) Совершенствование профориентационной работы | ||||||||||
1 |
Создание краевого межведомственного Совета по вопросам профориентации, координация его деятельности |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
увеличение доли общественных форм управления системой подготовки рабочих кадров |
2 |
Организация в средствах массовой информации кампании по восстановлению положительного имиджа рабочих профессий, в том числе публикаций в средствах массовой информации материалов, направленных на пропаганду рабочих профессий |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
отдел пресс-службы Администрации края, управление Алтайского края по печати и информации, управление Алтайского края по труду и занятости населения |
информирование общественности о состоянии рынка труда и наиболее востребованных профессиях |
3 |
Установление 100 именных стипендий Губернатора Алтайского края для учащихся краевых государственных образовательных учреждений начального профессионального образования |
- |
600 |
580 |
600 |
600 |
2380 |
краевой бюджет** |
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
мотивация к получению начального профессионального образования и достижению лучших результатов обучения |
4 |
Разработка региональной нормативно-правовой базы профессиональной ориентации молодежи и учебно-методического обеспечения, направленного на совершенствование системы профориентации |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи, управление Алтайского края по труду и занятости населения |
нормативно-правовое и организационно- методическое обеспечение осуществления мероприятий по профессиональной ориентации |
5 |
Разработка регламента и мониторинг профессиональных намерений выпускников школ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
наличие анализа мотивов выбора профессии, корректировка работы по профориентации в общеобразовательных школах |
6 |
Проведение конкурсного отбора на премирование лучших учреждений начального профессионального образования, осуществляющих подготовку рабочих кадров, мастеров производственного обучения, учащихся:
5 премий "Лидер года";
20 премий "Лучший мастер производственного обучения";
20 премий "Лучший учащийся" |
-
-
- |
1000
400
100 |
1000
400
100 |
1000
400
100 |
1000
400
100 |
6000 |
краевой бюджет** |
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
поощрение лидеров начального профессионального образования края |
7 |
Проведение предприятиями и организациями мероприятий по профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
профильные управления, региональные и отраслевые объединения работодателей (по согласованию) |
информирование учащихся школ о потребностях рынка труда |
8 |
Издание комплекта методических рекомендаций по вопросам профориентационной деятельности (психолого-диагностических методик) в учреждениях общего образования |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
научно-методическое обеспечение осуществления профориентационных мероприятий |
* - Средства предусматриваются законом о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период в рамках текущего финансирования отраслей.
** - Средства предусматриваются законом о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период отдельной строкой на реализацию мероприятий программы.
Законом Алтайского края от 25 декабря 2009 г. N 111-ЗС раздел 5 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного Закона и распространяющей свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г.
5. Ресурсное обеспечение
Финансирование программы осуществляется за счет средств:
краевого бюджета - в соответствии с законом Алтайского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период;
федерального бюджета - субсидия на осуществление государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы;
внебюджетных источников.
Общий объем финансирования программы составляет 346355 тыс. руб., в том числе:
из краевого бюджета - 162639 тыс. руб., в том числе по годам:
2008 год - 40559 тыс. руб.;
2009 год - 42990 тыс. руб.;
2010 год - 18745 тыс. руб.;
2011 год - 30055 тыс. руб.;
2012 год - 30290 тыс. руб.;
из федерального бюджета - 55000 тыс. руб., в том числе в 2008 году - 30000 тыс. руб.; в 2009 году - 25000 тыс. руб.;
из внебюджетных источников - 128716 тыс. руб., в том числе по годам:
2008 год - 31216 тыс. руб.;
2009 год - 23500 тыс. руб.;
2010 год - 24000 тыс. руб.;
2011 год - 25000 тыс. руб.;
2012 год - 25000 тыс. руб.
Объемы финансирования мероприятий программы определяются при разработке и утверждении краевого бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период и могут корректироваться в соответствии с возможностями краевого бюджета.
Таблица 5
Сводные финансовые затраты
по направлениям краевой целевой программы
Источники и направления расходов |
Финансовые затраты в ценах 2007 года (тыс. руб.) |
Примечание |
|||||
всего |
в том числе по годам |
||||||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Всего финансовых затрат, в том числе: |
346355 |
101775 |
91490 |
42745 |
55055 |
55290 |
|
из краевого бюджета * |
49644 |
15559 |
5890 |
2050 |
12955 |
13190 |
|
из краевого бюджета ** |
112995 |
25000 |
37100 |
16695 |
17100 |
17100 |
|
из федерального бюджета |
55000 |
30000 |
25000 |
0 |
0 |
0 |
на условиях софинансирования |
из внебюджетных источников |
128716 |
31216 |
23500 |
24000 |
25000 |
25000 |
средства образовательных учреждений, средства работодателей |
Капитальные вложения, в том числе: |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
из краевого бюджета |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
из федерального бюджета |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
из внебюджетных источников |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
НИОКР, *** |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
из краевого бюджета |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
из федерального бюджета |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
из внебюджетных источников |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Прочие расходы, в том числе: |
346355 |
101775 |
91490 |
42745 |
55055 |
55290 |
|
из краевого бюджета * |
49644 |
15559 |
5890 |
2050 |
12955 |
13190 |
|
из краевого бюджета ** |
112995 |
25000 |
37100 |
16695 |
17100 |
17100 |
|
из федерального бюджета |
55000 |
30000 |
25000 |
0 |
0 |
0 |
на условиях софинансирования |
из внебюджетных источников |
128716 |
31216 |
23500 |
24000 |
25000 |
25000 |
средства образовательных учреждений, средства работодателей |
<*> Средства предусматриваются законом о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период в рамках текущего финансирования отраслей.
<**> Средства предусматриваются законом о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период отдельной строкой на реализацию мероприятий программы.
<**> Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.";
6. Оценка эффективности реализации программы
Оценка эффективности реализации программы осуществляется государственным заказчиком и исполнителями мероприятий. Созданные нормативно-правовые условия формирования краевого заказа на подготовку рабочих кадров позволят увеличить долю принятых на обучение в краевые государственные образовательные учреждения начального профессионального образования по основным образовательным программам по заявкам работодателей до 85 процентов в 2012 году. Номенклатура профессий, по которым обучают в краевых учреждениях начального профессионального образования, в 2010 году будет приведена в соответствие со структурой спроса на рынке труда.
Доля выпускников по основным образовательным программам краевых государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, аттестованных с участием работодателей, в 2012 году составит 100 процентов. Проблемы качества подготовки частично решит создание базовых площадок и ресурсных центров на базе профессиональных училищ и лицеев сельскохозяйственного, строительного и машиностроительного профиля. До 2012 года должно быть создано 14 базовых площадок и 7 ресурсных центров, в том числе по годам реализации программы должно действовать:
в 2008 году - 9 базовых площадок и 3 ресурсных центра;
в 2009 году - 10 базовых площадок и 4 ресурсных центра;
в 2010 году - 11 базовых площадок и 5 ресурсных центров;
в 2011 году - 12 базовых площадок и 6 ресурсных центров;
в 2012 году - 14 базовых площадок и 7 ресурсных центров.
Численность безработных граждан, обученных в учреждениях начального профессионального образования, к 2012 году возрастет до 2000 человек. Объем привлеченных внебюджетных средств на модернизацию учебно-лабораторной и социально-бытовой базы краевых государственных образовательных учреждений начального профессионального образования к 2012 году увеличится до 25000 тыс. руб.
Динамика целевых индикаторов и показателей эффективности реализации программы приведена в таблице 6. Показатели рассчитываются по методике, утверждаемой Администрацией Алтайского края.
Законом Алтайского края от 25 декабря 2009 г. N 111-ЗС в таблицу 6 раздел 5 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона и распространяющие свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г.
Динамика целевых индикаторов
и показателей эффективности реализации программы
7. Система управления реализацией программы
Государственным заказчиком программы является управление Алтайского края по образованию и делам молодежи.
Исполнителями программы являются управление Алтайского края по образованию и делам молодежи, управление Алтайского края по труду и занятости населения, Главное управление сельского хозяйства Алтайского края, управление Алтайского края по строительству и архитектуре, управление Алтайского края по промышленности и энергетике, управление Алтайского края по транспорту, дорожному хозяйству и связи, управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, управление пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности Алтайского края, региональные и территориальные отраслевые объединения (по согласованию).
Исполнители обеспечивают:
выполнение мероприятий программы;
дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы в сфере начального профессионального образования и профессиональной подготовки квалифицированных рабочих кадров для различных отраслей экономики Алтайского края;
формирование бюджетных заявок на финансирование мероприятий программы;
методическое обеспечение деятельности краевых государственных образовательных учреждений начального профессионального образования по подготовке квалифицированных рабочих кадров для различных отраслей экономики Алтайского края.
Межведомственную координацию и оценку реализации программы осуществляет координационный совет по подготовке кадров, состав которого утверждается Администрацией Алтайского края.
Заказчиком-координатором программы выступает управление Алтайского края по образованию и делам молодежи. Заказчик-координатор ежеквартально, в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным, направляет в Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края отчет о ходе выполнения программы.
Исполнители мероприятий программы ежеквартально, в срок до 15 числа каждого месяца, следующего за отчетным, предоставляют информацию о результатах выполнения программных мероприятий заказчику-координатору.
<< Статья 2 Статья 2 |
||
Содержание Закон Алтайского края от 5 декабря 2008 г. N 130-ЗС "Об утверждении краевой целевой программы "Подготовка квалифицированных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.