Письмо Минфина России от 17 декабря 2019 г. N 02-02-05/98728
Министерство финансов Российской Федерации в связи с поступающими запросами главных администраторов средств федерального бюджета по вопросам осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2020 года сообщает следующее.
В целях совершенствования организации и осуществления внутреннего финансового контроля и аудита были внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) (26 июля 2019 года принят Федеральный закон N 199-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита").
В соответствии с внесенными в Бюджетный кодекс изменениями:
1) Правила осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2014 N 193 (далее - Правила), признаются утратившими силу с 1 января 2020 г. (принято постановление Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2019 г. N 1409 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации");
2) бюджетное полномочие главного администратора (администратора) бюджетных средств по осуществлению внутреннего финансового контроля в качестве отдельного бюджетного полномочия исключено из состава бюджетных полномочий, определяемых Бюджетным кодексом.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 1.10 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452, руководитель федерального органа исполнительной власти несет ответственность, в том числе, за организацию и осуществление внутреннего финансового контроля в федеральном органе исполнительной власти.
Кроме того, согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса внутренний финансовый аудит осуществляется, в том числе, в целях оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля.
Таким образом, внутренний финансовый контроль, определяемый Бюджетным кодексом в качестве внутреннего процесса главного администратора (администратора) бюджетных средств и осуществляемый в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий, является составной частью каждого бюджетного полномочия главного администратора (администратора) бюджетных средств.
Минфин России в соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса продолжит осуществлять методическое обеспечение осуществления внутреннего финансового контроля, однако издание нормативного правового акта, в котором будут установлены обязательные и единые для всей бюджетной системы Российской Федерации требования к организации и осуществлению внутреннего финансового контроля, не предусмотрено.
Таким образом, в части правового регулирования осуществления внутреннего финансового контроля с учетом отмены Правил с 1 января 2020 г. исключается обязанность главных администраторов (администраторов) бюджетных средств издания (использования) нормативных правовых актов по внутреннему финансовому контролю.
Это означает, что главный администратор (администратор) бюджетных средств вправе самостоятельно определить порядок осуществления внутреннего финансового контроля с учетом необходимости соблюдения требований к исполнению бюджетных полномочий.
Главные администраторы (администраторы) бюджетных средств вправе издать ведомственный (внутренний) акт, обеспечивающий осуществление внутреннего финансового контроля, в том числе определяющий особенности совершения контрольных действий (указанный акт может быть (но не обязан) издан с учетом подходов, действующих в ранее изданном нормативном правовом акте главного администратора (администратора) бюджетных средств, регулирующем осуществление внутреннего финансового контроля), либо главные администраторы (администраторы) бюджетных средств вправе пользоваться ведомственными (внутренними) актами, определяющими порядок выполнения бюджетных процедур, с учетом их актуализации (при необходимости) в части определения совершаемых контрольных действий при выполнении бюджетных процедур.
С 1 января 2020 года внутренний финансовый аудит будет осуществляться в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита.
В настоящее время федеральные стандарты внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита" и "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита" утверждены приказами Минфина России от 21 ноября 2019 года N 196н и от 21 ноября 2019 года N 195н, а федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита" подготовлен для представления на государственную регистрацию. Указанные документы размещены на официальном сайте Минфина России в разделе: "Бюджет/Внутренний финансовый контроль и аудит в государственном секторе / Нормативные правовые акты и методические рекомендации".
Кроме того, до конца текущего года планируется утверждение федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование внутреннего финансового аудита" (в настоящее время проект приказа размещен на официальном сайте www.regulation.gov.ru).
Исходя из пункта 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26.07.2019 N 199-ФЗ) ведомственные (внутренние) акты по вопросам внутреннего финансового аудита принимают и издают только главные администраторы (администраторы) бюджетных средств, осуществляющие внутренний финансовый аудит.
Это означает, что администраторы бюджетных средств, передавшие полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита, ведомственные (внутренние) акты по вопросам внутреннего финансового аудита не издают.
До завершения государственной регистрации федеральных стандартов внутреннего финансового аудита главные администраторы (администраторы) бюджетных средств вправе продолжить пользоваться своими ведомственными (внутренними) актами, обеспечивающими осуществление внутреннего финансового аудита, с одновременным проведением работы по признанию утратившими силу нормативных правовых актов главных администраторов (администраторов) бюджетных средств, регулирующих осуществление внутреннего финансового аудита.
При этом в связи с признанием утратившими силу с 1 января 2020 года Правил, по мнению Минфина России, план проведения аудиторских мероприятий на 2020 год может быть составлен и утвержден до начала очередного финансового года с учетом положений федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита" (в части указанного содержания плана).
Годовую отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита за 2019 год с учетом положений пунктов 55-57 Правил рекомендуется сформировать до 1 февраля 2020 года.
|
А.М. Лавров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
С 1 января 2020 г. вступают в силу поправки к БК РФ, касающиеся внутреннего финансового контроля (ВФК) и аудита (ВФА). Минфин подготовил разъяснений по данному вопросу.
В частности, ведомство указало, что после названной даты главные администраторы (администраторы) бюджетных средств не обязаны издавать (использовать) нормативные правовые акты по ВФК. Они вправе самостоятельно определить порядок проведения ВФК с учетом необходимости соблюдения требований к исполнению бюджетных полномочий.
До завершения госрегистрации федеральных стандартов ВФА главные администраторы (администраторы) бюджетных средств вправе продолжить пользоваться своими ведомственными (внутренними) актами.
План проведения аудиторских мероприятий на 2020 г. может быть составлен и утвержден до начала очередного финансового года с учетом федерального стандарта "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита" (в части содержания плана).
Годовую отчетность о результатах ВФА за 2019 г. рекомендуется сформировать до 1 февраля 2020 г.
Письмо Минфина России от 17 декабря 2019 г. N 02-02-05/98728
Текст письма опубликован не был