Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 9
к постановлению
администрации области
от 17.12.2019 N 1403
Приложение N 30
к Государственной программе развития
сельского хозяйства и регулирования
рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия Тамбовской области
Подпрограмма
"Развитие сельскохозяйственной кооперации и малых форм хозяйствования" (далее - подпрограмма)
Паспорт подпрограммы
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Управление сельского хозяйства области |
Программно-целевые и проектные инструменты (ведомственные целевые программы, федеральные (региональные) проекты) подпрограммы |
Федеральный (региональный) проект "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации" |
Цель подпрограммы |
Развитие сельскохозяйственной кооперации и малых форм хозяйствования |
Задачи подпрограммы |
Создание условий для увеличения количества субъектов малых форм хозяйствования в сельской местности; оказание финансовой, организационной, юридической, иной поддержки сельскохозяйственным кооперативам и МФХ, в том числе ЛПХ, включая сопровождение реализуемых ими проектов; развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов по переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, снабжению, обслуживанию, оказанию услуг и другим видам деятельности; развитие информационно-консультационного обслуживания МФХ, обучение сельских жителей вопросам создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов, новым технологиям, организации производства сельскохозяйственной и несельскохозяйственной продукции; создание на базе малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных кооперативов демонстрационных хозяйств по различным направлениям деятельности; обеспечение взаимодействия с органами местного самоуправления, иными органами власти и организациями в целях оказания поддержки сельскохозяйственным кооперативам и МФХ, в том числе ЛПХ |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы, их значения на последний год реализации |
Количество вовлеченных в субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), осуществляющие деятельность в сфере сельского хозяйства, в том числе за счет средств государственной поддержки, в рамках федерального проекта "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации" - 1494 человека *; количество работников, зарегистрированных в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, принятых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в году получения грантов "Агростартап" - 344 человека *; количество принятых членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов (кроме кредитных) из числа субъектов МСП, включая личных подсобных хозяйств и крестьянских (фермерских) хозяйств, в году предоставления государственной поддержки - 965 единиц *; количество вновь созданных субъектов МСП в сельском хозяйстве, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные потребительские кооперативы - 185 единиц *; количество крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, получивших государственную поддержку, в том числе в рамках федерального проекта "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации" - 157 единиц * - значения показателей указаны нарастающим итогом с начала реализации федерального (регионального) проекта "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации" |
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
2020 - 2024 годы |
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы в 2020 - 2024 годах за счет всех источников составит 593,6191 млн. рублей в том числе: в 2020 году - 57,7464 млн. рублей; в 2021 году - 73,7510 млн. рублей; в 2022 году - 101,7680 млн. рублей; в 2023 году - 171,7005 млн. рублей; в 2024 году - 188,6532 млн. рублей; за счет средств федерального бюджета - 532,7466 млн. рублей, в том числе: в 2020 году - 52,0181 млн. рублей; в 2021 году - 66,3960 млн. рублей; в 2022 году - 91,2393 млн. рублей; в 2023 году - 153,8931 млн. рублей; в 2024 году - 169,2001 млн. рублей; за счет средств бюджета Тамбовской области - 10,8724 млн. рублей, в том числе: в 2020 году - 1,0616 млн. рублей; в 2021 году - 1,3550 млн. рублей; в 2022 году - 1,8620 млн. рублей; в 2023 году - 3,1407 млн. рублей; в 2024 году - 3,4531 млн. рублей; за счет средств внебюджетных источников - 50,0001 млн. рублей, в том числе: в 2020 году - 4,6667 млн. рублей; в 2021 году - 6,0000 млн. рублей; в 2022 году - 8,6667 млн. рублей; в 2023 году - 14,6667 млн. рублей; в 2024 году - 16,0000 млн. рублей |
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы
Подпрограмма направлена на развитие сельскохозяйственной кооперации и малых форм хозяйствования, увеличение количества действующих сельскохозяйственных кооперативов, создание новых рабочих мест в сельской местности, на создание социально - экономических условий для развития на территории области субъектов МСП и личных подсобных хозяйств (далее - ЛПХ), на обеспечение доступности малых форм хозяйствования (далее - МФХ) к рынкам снабжения и сбыта, услугам по переработке продукции, а также на повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках.
По состоянию на 01.01.2019 на территории Тамбовской области зарегистрировано 2 184 крестьянских (фермерских) хозяйств, порядка 207 212 ЛПХ и 33 сельскохозяйственных потребительских кооператива, которые в совокупности являются достаточно крупным сегментом агропромышленного комплекса области и базой для создания и нормального функционирования сельскохозяйственной потребительской кооперации.
Согласно информации, предоставленной управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тамбовской области общая площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 2 783,3 тыс. га.
Сведения о землепользовании субъектов МСП и ЛПХ приведены в таблице 1.
Таблица 1
Сведения о землепользовании
Наименование показателя |
тыс. га |
в % от всех с/х земель региона |
Площадь земель К(ф)Х |
441,70 |
15,87 |
Площадь земель ЛПХ * |
73,85 |
2,65 |
Площадь земель сельскохозяйственных организаций - субъектов МСП * |
779,40 |
28,00 |
* по данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи за 2016 год
На территории области насчитывается, около 110 ЛПХ, имеющих в пользовании земли площадью более 2,5 га. В основном, земли используются для выращивания зерновых культур на корм скоту, а также для ведения овощеводства.
В Тамбовской области МФХ играют значительную роль в производстве сельскохозяйственной продукции, продовольственном обеспечении, наполнении региональных и локальных продовольственных рынков.
Валовая продукция сельского хозяйства в 2018 году на 27,9% сформирована за счет ее производства в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах (далее - КФХ), включая индивидуальных предпринимателей. Доля указанных категорий хозяйств в общем объеме производства составила:
картофель - 78,4%;
овощи - 87,0%;
молоко - 62,3%;
скот и птица на убой (в живом весе) - 7,4%;
яйца - 77%.
При этом, на 1 мая 2019 года, поголовье крупного рогатого скота, к аналогичному периоду 2018 года, в КФХ и ЛПХ сократилось на 4,7%, в том числе коров - на 0,8%, овец и коз - на 4,1%.
Основными видами деятельности КФХ являются разведение мясного и молочного скота, птицеводство яичного и мясного направлений, растениеводство и ягодоводство.
Выручка КФХ за 2018 год составила 11 179,2 млн. руб.
В регионе отмечается ежегодное снижение активности граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и прежде всего в сфере молочного скотоводства. В первую очередь, это обусловлено следующими факторами:
- тенденцией урбанизации. Сокращение численности сельского населения в абсолютных показателях: в среднем за 2013 год - 98,7% к аналогичному периоду 2012 года, - 5,9 тыс. чел.; в среднем за 2014 год - 98,5% к аналогичному периоду 2013 года, - 6,75 тыс. чел.; численность сельского населения на 01.01.2016 составила 418,6 тыс. чел. (98,1% к уровню 2015 года, - 8,2 тыс. чел.);
- наличием в сельской местности вновь созданных рабочих мест с достойной оплатой труда в рамках реализованных инвестиционных проектов, что приводит к отсутствию потребности в расширении подсобного хозяйства;
- необходимостью привлечения потребительского кредита для большинства граждан, проживающих в сельской местности, на приобретение скота по завышенной процентной ставке.
Для достижения финансовой устойчивости МФХ, с 2012 по 2016 год предоставлялись субсидируемые кредиты для ЛПХ.
На данный момент ЛПХ региона исключены из мероприятий господдержки, а потому реализация мероприятий подпрограммы придаст импульс по переходу ЛПХ в КФХ.
МФХ на селе, к которым относятся и КФХ, сталкиваются с проблемами сбыта сельскохозяйственной продукции, в основном, в связи с наличием мелких товарных объемов, ее транспортировки к рынкам сбыта из - за наличия больших расстояний между населенными пунктами и участниками агропродовольственного рынка, слабо развитой инфраструктурой товарного обеспечения.
Создание на территории области субъектов МСП и развитие кооперативных отношений позволит поднять социально-экономический статус сельских территорий на новый уровень, приблизить условия жизнедеятельности сельского населения к городским стандартам.
Социально-экономическая значимость заключается в активном участии субъектов МСП, в жизни сельских территорий, на которых они осуществляют свою деятельность, укрепляя ее социальную инфраструктуру и культурно-бытовую сферу.
Субъектами МСП, включая кооперативы, создаются дополнительные рабочие места, увеличиваются поступления в местные бюджеты.
В регионе сельскохозяйственная кооперация, являясь важнейшим фактором устойчивого развития сельских территорий, находится далеко от полного раскрытия своего экономического и организационного потенциала, так как в области имеется значительная по численности группа сельскохозяйственных товаропроизводителей, относящихся к субъектам МСП, граждан, не охваченных кооперативной инфраструктурой произведенной сельскохозяйственной продукции.
Из 33 зарегистрированных потребительских кооперативов фактически осуществляют хозяйственную деятельность 13 кооперативов, то есть большое количество кооперативов не смогли осуществлять или были вынуждены прекратить свою деятельность.
Основным направлением деятельности большинства СПоК области является производство молока (кроме сырого) и молочных продуктов.
В части реализации производимой продукции 6 кооперативов осуществляют розничную торговлю, 10 - оптовую.
Выручка потребительских кооперативов области за 2018 год составила 74,178 млн. руб.
На сегодняшний день основными причинами, которые тормозят развитие субъектов МСП как по стране в целом, так и в Тамбовской области в частности, являются следующие.
- недостаток первоначального капитала, низкая доступность кредитных ресурсов;
- трудности с объединением сельхозтоваропроизводителей;
- дефицит профессиональных услуг для сельскохозяйственной кооперации;
- отсутствие эффективной системы сбыта как ключевого звена в товаропроизводящей цепи;
- слабая материально-техническая база;
Все вышеперечисленное свидетельствует об актуальности вопросов определения путей развития МФХ в агропромышленном комплексе в целях создания благоприятных экономических условий для повышения эффективности их деятельности, выравнивания конкурентной среды в агробизнесе.
Без решения всех перечисленных проблем МФХ не смогут быть конкурентоспособными и, в большинстве своем, будут вынуждены прекратить деятельность уже в первые два года своей деятельности.
Государственная поддержка МФХ в агропромышленном комплексе является важным фактором обеспечения рентабельности малого сельскохозяйственного производства, повышения доходов и уровня жизни сельского населения, обеспечения занятости и самозанятости, устойчивого развития сельских территорий.
Реализация Подпрограммы обусловлена необходимостью помочь фермерам в создании и развитии КФХ и их закреплении в аграрном секторе экономики, а также увеличения доходов и снижения издержек малых сельскохозяйственных товаропроизводителей через их участие в сельскохозяйственной потребительской кооперации.
Решение обозначенных проблем целесообразно осуществлять программно-целевым методом, применение которого позволит обеспечить комплексное решение наиболее проблемных вопросов в сфере малого предпринимательства в сельской местности.
2. Приоритеты региональной государственной политики в сфере
реализации подпрограммы, цели, задачи, сроки и этапы реализации подпрограммы
Приоритетами в сфере реализации подпрограммы являются:
создание условий для увеличения количества субъектов малых форм хозяйствования в сельской местности;
повышение уровня доходов сельского населения;
вовлечение сельского населения в сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
Целью подпрограммы является развитие сельскохозяйственной кооперации и малых форм хозяйствования в регионе, что будет способствовать достижению цели федерального (регионального) проекта "Создание системы поддержки фермерства и развитие сельской кооперации" - обеспечение количества вновь вовлеченных в субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в сельском хозяйстве Тамбовской области к 2024 году - не менее 1494 человек, создание и развитие субъектов МСП в АПК, в том числе КФХ и сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
создание условий для увеличения количества субъектов малых форм хозяйствования в сельской местности;
оказание финансовой, организационной, юридической, иной поддержки сельскохозяйственным кооперативам и МФХ, в том числе ЛПХ, включая сопровождение реализуемых ими проектов;
развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов по переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, снабжению, обслуживанию, оказанию услуг и другим видам деятельности;
развитие информационно-консультационного обслуживания МФХ, обучение сельских жителей вопросам создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов, новым технологиям, организации производства сельскохозяйственной и несельскохозяйственной продукции;
создание на базе малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных кооперативов демонстрационных хозяйств по различным направлениям деятельности;
обеспечение взаимодействия с органами местного самоуправления, иными органами власти и организациями в целях оказания поддержки сельскохозяйственным кооперативам и МФХ, в том числе ЛПХ;
Реализация подпрограммы предусматривается в 2020 - 2024 годах.
3. Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты подпрограммы
Показателями (индикаторами) реализации подпрограммы являются:
количество вовлеченных в субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность в сфере сельского хозяйства, в том числе за счет средств государственной поддержки, в рамках федерального проекта "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации";
количество работников, зарегистрированных в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, принятых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в году получения грантов "Агростартап";
количество принятых членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов (кроме кредитных) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, включая личные подсобные хозяйства и крестьянские (фермерские) хозяйства, в году предоставления государственной поддержки;
количество вновь созданных субъектов малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
количество крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов, получивших государственную поддержку, в том числе в рамках федерального проекта "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации".
Реализация намеченных мероприятий позволит создать условия для повышения предпринимательской активности сельского населения.
За годы реализации предусматривается вовлечь в малое и среднее предпринимательство не менее 1494 человек, осуществляющие деятельность в сфере сельского хозяйства, при этом, средства государственной поддержки планируется предоставить 157 КФХ и СПоК.
Реализация подпрограммы окажет влияние на улучшение социального положения сельского населения, увеличение занятости, доходности и благосостояния сельского населения. К 2024 году количество работников, зарегистрированных в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, принятых КФХ в году получения грантов "Агростартап" составит не менее 344 человек.
Подпрограмма повлияет на экономическое развитие МФХ и сельскохозяйственной кооперации, на увеличение числа сельскохозяйственных потребительских кооперативов и МФХ, расширение размеров их производства, создание новых рабочих мест. К 2024 году количество вновь созданных субъектов малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве, включая КФХ и сельскохозяйственные потребительские кооперативы составит не менее 185 единиц, а количество принятых членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов (кроме кредитных) из числа субъектов МСП, включая ЛПХ и КФХ составит не менее 965 единиц.
4. Обобщенная характеристика мероприятий подпрограммы
Достижение целей и решение задач подпрограммы планируется за счет реализации основных мероприятий.
4.1. Реализация мероприятий в рамках федерального (регионального) проекта "Создание системы поддержки фермерства и развитие сельской кооперации"
Цель федерального (регионального) проекта "Создание системы поддержки фермерства и развитие сельской кооперации": обеспечение количества вновь вовлеченных в субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в сельском хозяйстве Тамбовской области к 2024 году - не менее 1494 человек, создание и развитие субъектов МСП в АПК, в том числе КФХ и сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Задачей федерального (регионального) проекта является создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации.
Основное мероприятие включает в себя следующие направления поддержки:
4.1.1. субсидии на обеспечение грантовой поддержки реализации проектов по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства "Агростартап"
Осуществление данного направления поддержки нацелено на стимулирование увеличения количества крестьянских (фермерских) хозяйств, количества новых постоянных рабочих мест, созданных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, и прирост объема производства сельскохозяйственной продукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей;
4.1.2. субсидии на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов
Целью реализации данного вида поддержки является повышение привлекательности объединения разрозненных сельхозтоваропроизводителей, в том числе ЛПХ и КФХ, в кооперативы.
4.1.3. субсидии на обеспечение деятельности и достижение показателей эффективности центров компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров
Осуществление данного направления поддержки нацелено на повышение эффективности работы информационно-консультационных служб и создание центра компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров.
4.2. Обеспечение функций и полномочий Центра компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров
Реализация мероприятия осуществляется в целях софинансирования мероприятия по обеспечению деятельности и достижению показателей эффективности центров компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров, предусмотренного в подразделе 4.1.3 подпрограммы.
5. Обоснование объемов финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы в 2020 - 2024 годах за счет всех источников составит 593,6191 млн. рублей в том числе:
в 2020 году - 57,7464 млн. рублей;
в 2021 году - 73,7510 млн. рублей;
в 2022 году - 101,7680 млн. рублей;
в 2023 году - 171,7005 млн. рублей;
в 2024 году - 188,6532 млн. рублей;
за счет средств федерального бюджета - 532,7466 млн. рублей, в том числе:
в 2020 году - 52,0181 млн. рублей;
в 2021 году - 66,3960 млн. рублей;
в 2022 году - 91,2393 млн. рублей;
в 2023 году - 153,8931 млн. рублей;
в 2024 году - 169,2001 млн. рублей;
за счет средств бюджета Тамбовской области - 10,8724 млн. рублей, в том числе:
в 2020 году - 1,0616 млн. рублей;
в 2021 году - 1,3550 млн. рублей;
в 2022 году - 1,860 млн. рублей;
в 2023 году - 3,1407 млн. рублей;
в 2024 году - 3,4531 млн. рублей;
за счет средств внебюджетных источников - 50,0001 млн. рублей, в том числе:
в 2020 году - 4,6667 млн. рублей;
в 2021 году - 6,0000 млн. рублей;
в 2022 году - 8,6667 млн. рублей;
в 2023 году - 14,6667 млн. рублей;
в 2024 году - 16,0000 млн. рублей
Ресурсное обеспечение мероприятий подпрограммы корректируется в течение периода ее действия с учетом ежегодного утверждения и внесения изменений в бюджет Тамбовской области, а также по факту уточнения сумм средств, привлекаемых из других источников.
6. Механизм реализации подпрограммы
Ответственным исполнителем подпрограммы является управление сельского хозяйства области.
Механизм управления реализацией подпрограммы и контроль за ходом ее выполнения основываются на формах и методах управления, определяемых государственным заказчиком подпрограммы, и направлены на координацию исполнения программных мероприятий, включая мониторинг их реализации, оценку результативности, непосредственный контроль за ходом выполнения мероприятий, подготовку отчетов о реализации, внесение предложений по корректировке подпрограммы.
Механизм реализации предусматривает проведение организационных мероприятий, обеспечивающих выполнение подпрограммы.
Ответственный исполнитель подпрограммы:
несет ответственность за реализацию подпрограммы в целом;
осуществляет текущую работу по координации реализации подпрограммы, обеспечивая согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий;
осуществляет сбор отчетных материалов участников подпрограммы в целях оценки эффективности предоставления субсидий;
формирует в установленные сроки сводный отчет о ходе финансирования и выполнения подпрограммы, представляет его в управление экономической политики администрации области (по ряду мероприятий, реализуемых с участием средств федерального бюджета, - в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации).
Лимит финансирования программных мероприятий на очередной финансовый год уточняется с учетом результатов мониторинга и оценки эффективности выполнения мероприятий подпрограммы в отчетном периоде.
Зам. главы администрации области |
С.В. Иванов |
<< Приложение N 8 |
||
Содержание Постановление администрации Тамбовской области от 17 декабря 2019 г. N 1403 "О внесении изменений в Государственную программу... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.