Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНЫ
Распоряжением Министерства
просвещения Российской Федерации
от 5 декабря 2019 г. N Р-122
Методические рекомендации
по созданию и функционированию региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, созданные с учетом опыта фонда "Талант и успех" в рамках реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование"
13 декабря 2019 г.
Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2019 г. N 1295 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 и признании утратившими силу абзацев второго, четвертого и пятого пункта 13 изменений, которые вносятся в Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2017 г. N 1519", в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. от 5 декабря 2019 г. N Пр-2346, Стратегией научно-технического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 (далее - Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации), и Концепцией подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2018 г. N 2245-р (далее - Концепция подготовки спортивного резерва), а также в целях достижения результата 1.8. "Созданы региональные центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, с учетом опыта Образовательного фонда "Талант и успех"" федерального проекта "Успех каждого ребенка" паспорта национального проекта "Образование", утвержденного 18 марта 2019 г. N 3 протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, и направлены на обеспечение организационного, аналитического и методического сопровождения мероприятий по созданию и развитию региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, созданные с учетом опыта Образовательного Фонда "Талант и успех" (далее - региональные центры), создаваемых за счет средств софинансирования из федерального бюджета.
В рамках реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка", включенного в национальный проект "Образование", к 2024 году региональные центры будут функционировать во всех субъектах Российской Федерации с охватом не менее 5% обучающихся по образовательным программам основного и среднего общего образования в конкретном регионе. Численность детей, охваченных мероприятиями регионального центра, будут рассчитывать относительно данных численности детей (контингенте), обучающихся по общеобразовательным программам 5-11 классов в общеобразовательных организациях, расположенных на территории региона, на отчетный год, предшествующий отчетной дате.
Применение настоящих методических рекомендаций не является требованием, подлежащим контролю при проведении проверок в организациях, реализующих образовательные программы, органами государственного контроля (надзора).
Раздел 1 общие изменен с 13 декабря 2019 г. - Распоряжение Минпросвещения России от 13 декабря 2019 г. N Р-128
I. Общие положения
Образовательная деятельность региональных центров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" с целью формирования национальной системы выявления и развития молодых талантов Российской Федерации, принципы которой определены:
Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 г.;
Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 г. N Пр-827;
Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р (далее - Стратегия развития воспитания);
Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года N 326-р (далее - Стратегия государственной культурной политики);
Стратегией научно-технического развития Российской Федерации.
Деятельность региональных центров по направлению "Спорт" осуществляется в соответствии с нормативно-правовой базой, определяющей порядок работы со спортивно одаренными детьми и направленной на формирование в Российской Федерации единой системы подготовки спортивного резерва:
Федеральный закон от 4 декабря 2007 г N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
Концепция подготовки спортивного резерва до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2018 года N 2245-р (далее - Концепция подготовки спортивного резерва);
Приказ Министерства спорта Российской федерации от 30 октября 2015 года N 999 "Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации";
федеральные стандарты спортивной подготовки.
Основными целями создания региональных центров являются:
выявление проявляющих выдающиеся способности детей и молодежи, проживающих в субъекте Российской Федерации, сопровождение и мониторинг их дальнейшего развития;
координация, организация и проведение олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов и спортивных мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, уровня результатов и достижений в избранном виде спорта*(1) , интереса к научной (научно-исследовательской), творческой, спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений;
разработка и реализация программ по направлениям "Искусство", "Наука" и интенсивных программ по направлению "Спорт"*(2) для детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности;
обеспечение индивидуальной работы с детьми и молодежью, проявившими выдающиеся способности, по формированию и развитию их познавательных интересов, построению индивидуальных образовательных маршрутов, в том числе тьюторской и (или) тренерской поддержки;
формирование и развитие партнерской сети из промышленных предприятий, научных и образовательных организаций, организаций культуры и спорта, общественных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации, для обеспечения сопровождения и дальнейшего развития детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности;
проведение исследований, способствующих формированию образовательной политики субъекта Российской Федерации в области выявления, сопровождения и дальнейшего развития проявивших выдающиеся способности детей и молодежи, в соответствии с задачами социально-экономического, научно-технологического, промышленного и пространственного развития субъекта Российской Федерации;
информирование общественности о целях и задачах работы с проявившими выдающиеся способности детьми и молодежью, возможностях по развитию их талантов и способностей в субъекте Российской Федерации.
Основными задачами региональных центров являются:
консолидация ресурсов образовательных организаций, организаций культуры и спорта, иных организаций, работающих с проявившими выдающиеся способности детьми и молодежью, организация мероприятий, способствующих их выявлению, сопровождению и мониторингу их развития;
реализация мероприятий по выявлению проявляющих выдающиеся способности детей и молодежи, проживающих в субъекте Российской Федерации, сопровождению и мониторингу их дальнейшего развития в первую очередь через реализацию дополнительных общеобразовательных программ и модулей программ спортивной подготовки;
разработка и дальнейшая реализация образовательных программ по направлениям "Искусство", "Наука" и интенсивных программ по направлению "Спорт", в том числе в формате интенсивных профильных смен, с использованием собственной инфраструктуры (а также инфраструктуры, переданной в управление или используемой в рамках кластерного взаимодействия), программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения;
участие в формировании региональной политики в области развития таланта в соответствии с приоритетами Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, национального проекта "Образование", Стратегии развития воспитания, Стратегии государственной культурной политики и Концепции подготовки спортивного резерва;
взаимодействие с индустриальными и технологическими компаниями, научными и образовательными организациями, организациями культуры и спорта, общественными организациями, осуществляющими свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации, в том числе посредством реализации образовательных программ в сетевой форме, спортивных программ в форме кластерного взаимодействия субъектов спортивной подготовки, сопровождение и дальнейшее развитие проявивших выдающиеся способности детей и молодежи, организация стажировок, практик для них, а также содействие в их трудоустройстве после получения профессионального образования;
реализация дополнительных профессиональных программ для педагогических и управленческих кадров по методикам и практикам работы с проявившими выдающиеся способности детьми и молодежью;
создание и развитие информационных ресурсов для проявивших выдающиеся способности детей и молодежи, а также работающих с ними педагогических работников;
анализ данных и разработка предложений по индивидуальному развитию детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности, включая сбор информации о победителях и призерах олимпиад, конкурсов и иных мероприятий, а также данных о достижениях детей, сведения о которых включены в Государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности и (или) получателях грантов Президента Российской Федерации, а также выпускниках Образовательного центра "Сириус";
создание инфраструктуры для реализации развития интенсивных профильных образовательных программ и интенсивных спортивных программ для проявивших выдающиеся способности детей и молодежи, в том числе из других субъектов Российской Федерации;
анализ, обобщение и формирование лучших практик работы с детьми, в том числе распространение опыта реализации дополнительных общеобразовательных программ, интенсивных профильных образовательных программ, а также интенсивных спортивных программ на территории субъекта Российской Федерации;
мониторинг и формирование сводной аналитической отчетности о реализации в субъекте Российской Федерации мер по выявлению детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности, сопровождению и мониторингу их дальнейшего развития;
обмен опытом по выявлению, поддержке, сопровождению и развитию проявивших выдающиеся способности детей и молодежи с другими региональными центрами.
С учетом целей и задач основными видами деятельности регионального центра является:
реализация интенсивных профильных образовательных программ по направлениям "Наука" и "Искусство", а также профильных интенсивных программ по направлению "Спорт", для проявивших выдающиеся способности детей и молодежи (далее - программы по направлениям "Наука", "Искусство" и "Спорт");
организация и проведение общественно значимых мероприятий в сфере образования, науки, культуры и спорта.
Региональным центром также могут быть реализованы другие виды деятельности, в том числе: реализация дополнительных образовательных программ для взрослых; основных образовательных программ (в том числе в качестве партнера при сетевой форме реализации), программ спортивной подготовки или их модулей; проведение исследований, в том числе научных, и другие.
При разработке программ регионального центра по направлениям "Наука", "Искусство", "Спорт" необходимо использовать имеющийся региональный опыт реализации образовательных и спортивных программ и мероприятий с детьми, проявившими выдающиеся способности, опыт Образовательного Фонда "Талант и успех" и других ведущих образовательных организаций, организаций культуры и спорта. Обязательным условием является привлечение экспертного совета регионального центра к разработке образовательных программ и интенсивных спортивных программ. К разработке и реализации программ также могут привлекаться ведущие образовательные и научные организации, в том числе образовательные организации высшего образования, организации культуры и спорта.
Методические рекомендации включают:
типовую форму соглашения между руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и Образовательным Фондом "Талант и успех" о сотрудничестве в области развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи в субъекте Российской Федерации, включая создание регионального центра (приложение 1);
типовой проект плана ("дорожной карты") создания регионального центра (приложение 2);
таблицу базовых индикаторов эффективности деятельности региональных центров (приложение 3);
примерный перечень категорий и должностей регионального центра (приложение 4);
примерный перечень средств обучения по направлениям "Наука", "Искусство", "Спорт" (приложение 5).
2. Формирование плана ("дорожной карты") создания регионального центра
В целях реализации мероприятий по созданию регионального центра высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивается заключение соглашения о сотрудничестве между субъектом Российской Федерации и Образовательным Фондом "Талант и успех" в области развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи в субъекте Российской Федерации (далее - Соглашение).
Решением руководителя высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяется рабочая группа по созданию и развитию регионального центра (под руководством заместителя руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее - рабочая группа). Персональный состав рабочей группы, а также порядок ее деятельности определяются руководителем рабочей группы. В число постоянных членов рабочей группы обязательно входит руководитель (кандидат на должность руководителя) регионального центра.
Основной функцией рабочей группы является обеспечение эффективного процесса принятия решений, в том числе межведомственного характера, решение проблемных вопросов, требующих участия (принятия решений, распорядительных актов) высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
План ("дорожная карта"), соответствующий типовой форме согласно приложению 3 к настоящим рекомендациям, разрабатывается рабочей группой и утверждается актом высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее, чем в тридцатидневный срок с момента заключения Соглашения, в том числе путем внесения изменений в дорожную карту создания и открытия регионального центра, утвержденную в рамках конкурсного отбора субъектов Российской Федерации на предоставление субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на создание регионального центра.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту настоящего раздела допущена опечатка. Имеется в виду "приложению 2"
В случае включения в план ("дорожную карту") мероприятий, не включенных в типовую форму согласно приложению 3 к настоящим рекомендациям, и (или) в случае существенных изменений плана относительно типовой формы, план ("дорожная карта") согласовывается с Образовательным Фондом "Талант и успех" (далее - Фонд) путем обмена официальными письмами.
Обязательством субъекта Российской Федерации является открытие регионального центра в финансовом году, являющимся годом предоставления соответствующей субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации. В случае, если Соглашение о сотрудничестве между Фондом и высшим органом исполнительной власти субъекта РФ, предусматривающее создание регионального центра в рамках Поручения Президента России Пр-2346 от 1 декабря 2016 года (далее - Соглашение), было заключено до 1 января 2020 года, рабочая группа обеспечивает реализацию мероприятий плана ("дорожной карты") в части определения площадки регионального центра, формирования и утверждения состава Попечительского совета регионального центра, проведения его первого заседания, утверждения Попечительским советом ключевых направлений работы регионального центра и состава Экспертного совета регионального центра, организации обучения управленческих и педагогических кадров по программам и методикам работы с одаренными детьми на площадках ведущих организаций по работе с одаренными детьми, в том числе на базе Образовательного центра "Сириус", в соответствии со сроками и в объеме определенными планом ("дорожной картой") к Соглашению.
3. Коллегиальные органы управления регионального центра
В целях сопровождения процесса создания и функционирования регионального центра субъектом Российской Федерации своевременно формируется не менее двух коллегиальных органов управления:
Попечительский совет регионального центра;
экспертный совет регионального центра.
Попечительский совет регионального центра является ключевым органом управления развитием регионального центра. В этой связи руководителем попечительского совета определяется руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации.
Персональный состав попечительского совета регионального центра утверждается распорядительным актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Наличие и полномочия попечительского совета отражаются в уставе организации, на базе которой создается региональный центр.
В состав попечительского совета могут входить:
представители федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
ведущие ученые, педагоги, спортсмены и спортивные тренеры, деятели культуры и спорта, руководители научных и образовательных организаций различных типов, а также учреждений культуры и спорта;
руководители ведущих индустриальных и технологических компаний субъекта Российской Федерации;
руководители спортивных федераций субъекта Российской Федерации; руководители ведущих культурных центров субъекта Российской Федерации; представители федеральных экспертных организаций в области работы с одаренными детьми, в том числе представители Образовательного Фонда "Талант и успех".
Основными функциями попечительского совета являются:
определение приоритетных направлений образовательной и спортивной деятельности регионального центра, в том числе направленностей (тематик) реализуемых программ по направлениям "Наука", "Спорт", "Искусство" с учетом приоритетных направлений, предусмотренных Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, Стратегией пространственного развития, Концепцией подготовки спортивного резерва, а также планами социально-экономического, культурного и спортивного развития субъекта Российской Федерации;
назначение (одобрение) руководителя регионального центра и досрочное прекращение (представление о прекращении) его полномочий;
определение основных направлений организационного, управленческого и финансового развития и функционирования регионального центра, формирование рекомендаций руководителю регионального центра по вопросам деятельности регионального центра;
формирование и утверждение состава постоянно действующего экспертного совета;
утверждение по представлению экспертного совета критериев отбора обучающихся и руководителей программ по направлениям образовательной и спортивной деятельности регионального центра;
согласование (по представлению руководителя регионального центра) основных параметров организационной структуры регионального центра.
Возложение функций попечительского совета на иные органы управления региональным центром или органы государственной власти субъекта Российской Федерации противоречит модели регионального центра, создаваемого с учетом опыта Образовательного Фонда "Талант и успех", а также описанной в настоящих рекомендациях.
Экспертный совет является коллегиальным органом, основными функциями которого является содержательное, программное и методическое обеспечение деятельности регионального центра, в том числе содержательное и методическое обеспечение разработки и реализации программ по направлениям "Наука", "Искусство", "Спорт" и иных мероприятий.
Состав экспертного совета регионального центра может состоять из:
выдающихся педагогов, ученых, спортсменов и спортивных тренеров, деятелей спорта, культуры и искусства;
представителей ведущих школ и центров дополнительного образования;
представителей научных организаций и образовательных организаций высшего образования;
представителей индустриальных и технологических компаний;
представителей спортивных клубов, федераций, региональных центров спортивной подготовки и других организаций в области спорта;
представителей культурных центров субъектов Российской Федерации, ведущих учреждений культуры.
В экспертный совет регионального центра могут входить, в том числе, представители из других субъектов Российской Федерации, готовые принимать активное участие в работе регионального центра.
Персональный состав экспертного совета утверждается решением попечительского совета регионального центра и отображается в протоколе заседания.
Основные задачи экспертного совета:
организация экспертизы программ регионального центра по направлениям "Наука", "Искусство" и "Спорт";
участие в поиске, отборе и привлечении экспертных организаций, специалистов в области науки, искусства и спорта, преподавателей для реализации программ по направлениям "Наука", "Искусство" и "Спорт" и проведения иных мероприятий регионального центра;
представление на утверждение попечительскому совету критериев отбора обучающихся (для зачисления на образовательные программы) и руководителей образовательных и спортивных программ, программ по направлению "Искусство" регионального центра;
анализ потребностей, формирование предложений по ресурсному, материально-техническому, инфраструктурному и кадровому обеспечению программ регионального центра, а также по развитию образовательной и спортивной инфраструктуры регионального центра для создания оптимальной среды по работе с детьми в области науки, искусства, спорта;
определение форм и механизмов взаимодействия детей и молодежи, обучающихся по программам регионального центра, с ведущими педагогами, учеными, деятелями в области искусства и культуры, представителями спортивной отрасли и организации-партнеров с целью их дальнейшего профессионального развития;
анализ результативности и эффективности реализации программ регионального центра по направлениям "Наука", "Спорт", "Искусство";
участие в формировании и экспертизе перечня мероприятий регионального центра;
участие в формировании программ дополнительного профессионального образования педагогических, тренерских и управленческих кадров для работы с проявившими выдающиеся способности детьми и молодежью.
Возложение функций экспертного совета на иные органы управления региональным центром или органы государственной власти субъекта Российской Федерации противоречит модели регионального центра, создаваемого с учетом опыта Образовательного Фонда "Талант и успех", а также описанной в настоящих рекомендациях.
Состав попечительского совета и экспертного совета в обязательном порядке публикуются на сайте регионального центра.
Раздел 4 изменен с 13 декабря 2019 г. - Распоряжение Минпросвещения России от 13 декабря 2019 г. N Р-128
4. Формирование инфраструктуры регионального центра
Региональный центр может быть создан в виде отдельного юридического лица или структурного подразделения существующего юридического лица. Организационно-правовая форма регионального центра определяется Концепцией создания и развития регионального центра в субъекте Российской Федерации, утвержденной распорядительным актом высшего исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации.
Инфраструктура регионального центра должна соответствовать направлениям работы, утвержденным его попечительским советом. Имущественный комплекс регионального центра может находиться в государственной, муниципальной или частной собственности и использоваться центром на праве собственности, оперативного управления, безвозмездного пользования и/или долгосрочной аренды.
Имущественный комплекс регионального центра должен включать в себя инфраструктурные объекты, позволяющие организовать работу по выявлению и сопровождению одаренных детей, в том числе: кампус (доступную инфраструктуру) для проживания детей, коворкинг (от 30 рабочих мест), лекторий (от 60 человек), зону для проектной деятельности (вместимостью не менее 10-12 человек), кабинеты для аудиторных занятий, лаборатории, спортивные и хореографические залы и другие специализированные помещения (например, сцену, художественную мастерскую и т.д.) по направлениям деятельности регионального центра (не менее 400 мест суммарно), административно-хозяйственные зоны (серверную, зону ресепшн, медиатеку и т.д.), общественные пространства.
Инфраструктура регионального центра должна включать доступ к Интернету не менее 100 мб/с на каждые 500 обучающихся, оборудование для видеоконтента.
Составной частью имущественного комплекса регионального центра может являться мобильная платформа с лабораторией естественнонаучного и технического блока для работы с талантливыми детьми в муниципальных образованиях.
Рекомендуется зонирование помещений согласно современным и актуальным стандартам зонирования общественных пространств (единый стиль брендирования, открытые пространства, энергосберегающие технологии, возможность делать надписи на стенах и др.).
Обязательным является обеспечение соответствия требованиям Роспотребнадзора для организаций, в которых оказываются услуги по дополнительному образованию детей (СанПиН 2.4.4.3172-14), Сводам Правил по доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения (СП 59.13330.2012 и СП 138.13330.2012).
Спортивные программы регионального центра могут проводиться только на инфраструктурных объектах, включенных во Всероссийский реестр объектов спорта (за исключением спортивных программ по шахматам, шашкам, го и другим интеллектуальным видам спорта). Крупные спортивные инфраструктурные объекты (футбольные поля, ледовые катки, гребные каналы, велотреки, бассейны и т.п.) могут использоваться для реализации спортивных программ регионального центра на основе кластерного взаимодействия субъектов спортивной подготовки.
Инфраструктура регионального центра должна обеспечивать его доступность для всех целевых аудиторий (включая лиц с ограниченными возможностями здоровья), эргономичность, трансформируемость (мультифункциональность) помещений, надлежащую звукоизоляцию.
Перечень средств обучения и подготовки (включая высокотехнологичное оборудование), которыми могут быть оснащены региональные центры, в том числе за счет средств субсидии из федерального бюджета, определяется рабочей группой (при необходимости - с участием попечительского и (или) экспертного советов). К формированию перечня средств обучения и подготовки, включая высокотехнологичное оборудование, могут привлекаться ведущие образовательные и научные организации субъекта Российской Федерации, организации культуры и спорта.
Перечень средств обучения и подготовки рекомендуется формировать с учетом выбранных направлений деятельности регионального центра, основываясь на современных и актуальных моделях оборудования, спортивного инвентаря и экипировки.
При проведении закупок оборудования и средств обучения для оснащения региональных центров необходимо руководствоваться актуальными нормами законодательства Российской Федерации, в том числе в части предоставления приоритета товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими юридическими лицами.
При формировании в региональном центре перечня средств обучения и воспитания по программам направления "Наука" можно использовать соответствующие перечни средств обучения, разработанные для наиболее родственных видов деятельности той же направленности, в частности определенных приказом Минобрнауки России от 30 марта 2016 г. N 336 "Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания", отображенных в примерных перечнях средств обучения для отдельных дополнительных общеразвивающих программ, реализуемым в рамках отдельных направленностей для выборочных дополнительных общеразвивающих программ (приложение к Методике определения высокооснащенных мест для реализации программ в системе дополнительного образования детей, утвержденной заместителем министра образования и науки Российской Федерации В.Ш. Кагановым 01.06.2017 года).
При формировании в региональном центре перечня спортивного оборудования и экипировки необходимо руководствоваться Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2019 г. N 1188-р "Об утверждении Стратегии развития спортивной индустрии до 2035 г. и комплекса мер по формированию современной отрасли спортивной индустрии на 2019-2020 г.г.". Минимальный перечень спортивного оборудования, инвентаря и экипировки определяется на основе требований федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта, программы по которым реализуются в региональном центре.
Примерный средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ по направлениям "Наука", "Искусство", "Спорт" в региональном центре представлены в Приложении 5. Примерный перечень не является исчерпывающим.
При оснащении региональных центров музыкальными инструментами, звуковым оборудованием и материалами рекомендуется учитывать опыт реализации национального проекта "Культура" по обеспечению качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры, созданию культурной среды, а также требования российского законодательства в части ограничений на закупку музыкальных инструментов и звукового оборудования иностранного производства.
Конкретный перечень приобретаемых средств обучения и оборудования должен определяться региональным центром исходя из содержания реализуемых и запланированных к реализации программ и мероприятий по направлениям "Наука", "Искусство", "Спорт", которые прошли необходимую экспертизу в экспертном совете регионального центра.
В случае реализации мероприятий по созданию регионального центра, в том числе за счет средств субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, средства субсидии направляются на софинансирование расходного обязательства субъекта Российской Федерации на приобретение средств обучения, спортивного инвентаря и экипировки, в том числе мебели и высокотехнологичного оборудования для регионального центра, а также обновление инфраструктурного комплекса в соответствии с настоящими методическими рекомендациями (не более 10% от общего объема расходного обязательства), за исключением капитальных вложений в объекты.
Порядок, цели и условия предоставления субсидии, требования к исполнению результатов субсидии определяются отдельным соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации.
5. Формирование организационной структуры регионального центра
5.1. Формирование штатного расписания регионального центра
Определение штатной численности и формирование штатного расписания для обеспечения функционирования регионального центра осуществляется в соответствии с нормами федерального законодательства, касающимися нормирования и оплаты труда в образовательных организациях и организациях, осуществляющих спортивную подготовку, а также в соответствии с нормативными актами субъектов Российской Федерации, на территории которых осуществляют деятельность регионального центра, в том числе:
Трудовым кодексом Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ;
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре";
постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37 "Об утверждении квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих";
приказом Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
приказом Минтруда России от 5 мая 2018 г. N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
постановлением Минтруда России от 30 июня 2003 г. N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры";
приказом Минздравсоцразвития России от 28 ноября 2008 г. N 678 "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих", раздел "Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи";
приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N°761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих", раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования";
приказом Министерства здравоохранения РФ от 1 марта 2016 г. N 134н "О Порядке организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне";
приказом Министерства спорта Российской Федерации от 30 октября 2015 г. N 999. "Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации";
федеральными стандартами спортивной подготовки по видам спорта;
профессиональными стандартами.
Должности, введенные в штатное расписание образовательной организации, как по категориям должностей, так и по количеству штатных единиц должны обеспечивать реализацию целей и задач регионального центра. К работе в центре могут привлекаться специалисты как на основе трудовых договоров, так и на основе договоров гражданско-правового характера, которые предусматривают выполнение работ или оказание услуг.
Региональный центр вправе привлекать к реализации дополнительных общеобразовательных программ лиц, получающих высшее или среднее профессиональное образование.
Примерный перечень должностей, необходимых для реализации целей и задач, приведен в Приложении 4 к настоящим методическим рекомендациям.
5.2. Финансовое обеспечение деятельности регионального центра
Финансовое обеспечение деятельности регионального центра осуществляется за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, внебюджетных средств и (или) собственных средств организации. Определение объемов финансового обеспечения регионального центра может производиться, в частности, на основе Методики определения размера финансового обеспечения деятельности нетиповых образовательных организаций, реализующих программы выявления и поддержки одаренных детей, утвержденной Минпросвещения России за N АН-2/11вн от 10 января 2019 г.*(3), в части спортивных программ - на основании Общих требований по определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере физической культуры и спорта, утвержденных приказом Минспорта России от 08.02.2019 N 83, а также утвержденных Базовых нормативов затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере физической культуры и спорта, отраслевых корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат (утверждается на плановый период в каждом субъекте Российской Федерации).
6. Индикаторы эффективности деятельности регионального центра
В качестве индикаторов эффективности деятельности региональных центров применяются индикаторы, приведенные в приложении 3 к настоящим методическим рекомендациям и отраженные в Конкурсной документации на участие в отборе субъектов Российской Федерации на предоставление субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание центров выявления и поддержки одаренных детей в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", утвержденной Министерством просвещения Российской Федерации*(4) (далее - Конкурсная документация).
Указанные индикаторы являются качественными критериями, имеющими количественное значение для оценки эффективности деятельности регионального центра.
Таблица индикаторов как целевых показателей эффективности деятельности регионального центра напрямую коррелируется с мероприятиями плана ("дорожной карты") создания и работы регионального центра.
В частности, мероприятие "Разработка двухлетнего плана по проведению региональным центром очных программ по направлениям "Наука", "Искусство" и "Спорт" для одаренных детей и молодежи по различным направлениям подготовки (смен), а также проведение очно-заочных образовательных мероприятий" соотносится с индикаторами:
общий объем проведенных интенсивных профильных образовательных программ, в том числе интенсивных спортивных программ;
численность детей, обучающихся в 5-11 классах общеобразовательных организаций, вовлеченных в мероприятия по выявлению и сопровождению одаренных детей;
численность детей, участвующих в программах с применением дистанционных образовательных технологий.
Мероприятие "Проведение других интеллектуальных, творческих, спортивных, конкурсных, образовательных, фестивальных и научно-просветительских мероприятий, способствующих выявлению наиболее мотивированных школьников" соотносится с индикаторами:
численность детей, обучающихся в 5-11 классах общеобразовательных организаций, вовлеченных в мероприятия по выявлению и сопровождению одаренных детей (процентов);
число проведенных региональных мероприятий по выявлению выдающихся способностей и высокой мотивации у детей и молодежи, включая региональный этап Всероссийской олимпиады школьников и Всероссийского конкурса научно-технологических проектов, очные отборочные туры в Образовательный центр "Сириус", региональные и межрегиональные спортивные мероприятия.
Мероприятие "Организация обучения (повышения квалификации, стажировки) для руководства, педагогов и сотрудников регионального центра в Образовательном центре "Сириус" и/или на площадках ведущих организаций, работающих с одаренными детьми, их аттестация" соотносится с индикаторами:
доля сотрудников регионального центра, прошедших обучение (повышение квалификации, стажировку) по программам и методикам работы с одаренными детьми на площадках ведущих организаций по работе с одаренными детьми;
доля педагогов регионального центра, принявших участие в организации образовательных программ или прошедших обучение (повышение квалификации, стажировку) по программам и методикам работы с одаренными детьми на площадке Образовательного центра "Сириус".
При этом процесс достижения показателей эффективности деятельности регионального центра может быть с нарастающим итогом: 50% от минимального значения в 1 год функционирования (год создания) регионального центра, 75% - на второй год функционирования регионального центра, 100% - по итогам третьего года работы регионального центра.
7. Организация взаимодействия регионального центра с промышленными предприятиями, научными и образовательными организациями, организациями культуры и спорта, общественными организациями
Деятельность региональных центров должна выстраиваться в партнерстве с ведущими научными и образовательными организациями, индустриальными и технологическими компаниями, организациями культуры и спорта по следующим направлениям:
реализация с использованием сетевой формы программ по направлениям "Наука", "Спорт", "Искусство" по приоритетным направлениям, определенным Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, Концепцией подготовки спортивного резерва, планами социально-экономического развития регионов, направленными на решение актуальных образовательных и научно-исследовательских задач;
совместное проведение просветительских мероприятий по научно-технологическим направлениям, определенным Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации;
реализация с использованием сетевой формы программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников для работы с проявившими выдающиеся способности детьми и молодежью;
определение высококвалифицированных наставников (кураторов) от культурных, спортивных и научных организаций, индустриальных и технологических компаний, в том числе потенциальных работодателей, реализующих индивидуальные программы дальнейшего сопровождения выпускников регионального центра и Образовательного центра "Сириус".
Для более эффективного взаимодействия и расширения перечня индустриальных и технологических компаний - партнеров регионального центра рекомендуется реализация указанных мероприятий с использованием современных средств визуальных коммуникаций, поддержкой и разработкой программ с применением дистанционных технологий, в том числе в дистанционной образовательной среде "Сириус.Онлайн".
Активное вовлечение в обучение ведущих культурных, спортивных и научных организаций, индустриальных и технологических компаний обеспечит:
обучение через выполнение заказов и проектов реального сектора экономики;
вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность, обучение через опыт активного экспериментирования и ранних специализаций, командной и проектной деятельности;
обучение основам технологического предпринимательства.
Взаимодействие с ведущими научными и образовательными организациями, организациями культуры и спорта, индустриальными и технологическими компаниями - партнерами регионального центра осуществляется в рамках соглашений о сотрудничестве регионального центра.
______________________________
*(1) По направлению "Спорт" в региональных центрах могут реализовываться профильные программы только по признанным в Российской Федерации видам спорта, включенным во Всероссийский реестр видов спорта.
*(2) Интенсивные программы по направлению "Спорт" являются модулями программы спортивной подготовки, реализуемыми на основе кластерного взаимодействия субъектов спортивной подготовки (п. 60 Приказа Минспорта России от 30 октября 2015 года N 999).
*(3) Применение методики является обязательным в соответствии с п. 5 "а" Протокола заседания Попечительского совета Образовательного Фонда "Талант и успех" от I сентября 2018 г. (N Пр-1714 от 18 сентября 2018 г.).
*(4) Официальный сайт Минпросвещения России, https://docs.edu.gov.ru/document/597ab972e59351383ba358107fb8bc91/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.