Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 ноября 2019 г. N 53-АПА19-40
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Котович Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рыбинский коммунальный комплекс" о признании не действующим приказа Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 14 декабря 2017 г. N 394-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии по сетям общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Коммунсервис" (Бирилюсский район, с. Новобирилюссы, ИНН 2405415783) по апелляционной жалобе Министерства тарифной политики Красноярского края на решение Красноярского краевого суда от 17 июня 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Рыбинский коммунальный комплекс" Лазицкой И.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Рыбинский коммунальный комплекс" (далее - ООО "Рыбинский коммунальный комплекс") обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим приказа Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 14 декабря 2017 г. N 394-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии по сетям общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Коммунсервис" (Бирилюсский район, с. Новобирилюссы, ИНН 2405415783).
Решением Красноярского краевого суда от 17 июня 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство тарифной политики Красноярского края обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ООО "Рыбинский коммунальный комплекс" и прокуратурой Красноярского края представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав представителя административного истца, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется, в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования в сфере теплоснабжения), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования), Правила установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона "О теплоснабжении", Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э.
Тарифы в сфере теплоснабжения - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (пункт 23 статьи 2 Закона о теплоснабжении).
Согласно пунктам 13, 14, 15, 16, 20, 28 и 33 Правил регулирования цен (тарифов) установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов).
Из материалов дела следует, что между МО Тинский сельсовет Нижнеингашского района Красноярского края (арендодатель) и ООО "Рыбинский Коммунальный Комплекс" заключены договоры аренды от 16 июня 2015 г. N 1, N 2, N 3, N 4, N 5, 6 и от 17 июня 2016 г. N 1, N 2, N 3, согласно которым, арендодатель передал, а арендатор принял во временное владение и пользование имущество муниципального образования Тинского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края для осуществления деятельности по теплоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению.
03 июля 2017 г. администрацией Тинского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края опубликовано извещение N 030717/5817822/01 о проведении торгов на право заключения договоров аренды муниципального имущества, предназначенного для осуществления деятельности по теплоснабжению.
01 сентября 2017 г. между администрацией Тинского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края и обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Коммунсервис" (далее - ООО "Управляющая компания "Коммунсервис") подписан договор аренды муниципального имущества Тинского сельсовета Нижнеингашского района, для осуществления деятельности по теплоснабжению, для потребителей Тинского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края.
По жалобе ООО "Рыбинский коммунальный комплекс" комиссия УФАС по Красноярскому краю 22 августа 2017 г. выдала администрации Тинского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края предписание N 14361 на основании решения от 21 августа 2017 г. N 270-18.1 в течение 15 дней аннулировать торги.
Распоряжением администрации Тинского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края 05 сентября 2017 г. аннулированы торги в виде открытого конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества Тинского сельсовета Нижнеингашского района, для осуществления деятельности по теплоснабжению, для потребителей Тинского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края.
Соглашением от 14 декабря 2017 г. администрация Тинского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края и ООО "Управляющая компания "Коммунсервис" расторгли договор от 01 сентября 2017 г.
Решением УФАС по Красноярскому краю от 11 января 2019 г. N 38-15-18 администрация Тинского сельсовета, ООО Управляющая компания "Коммунсервис" и ООО Тепловая Генерирующая компания "Энергия" признаны нарушившими абзац 1 и пункт 4 статьи 16 ФЗ "О защите конкуренции", в части заключения антиконкурентных соглашений, направленных на обеспечение приоритетного доступа указанных обществ на рынок оказания услуг по теплоснабжению, водоснабжению/водоотведению в территориальных границах поселка Тинской, посредством заключения договоров аренды N 7 и 8 от 01 сентября 2017 г.; договоров аренды N 1,2, 3, заключенных 10 июля 2018 г.; договоров аренды N 4, 5, 6, заключенных 10 августа 2018 г., без проведения публичных процедур, в нарушение порядка, установленного Федеральным законом от 07 мая 2013 г. N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", статьи 41.1 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", что непосредственно влияет на конкуренцию, а также свидетельствует о нарушении публичного порядка, обеспечивающего конкуренцию, и предоставляет необоснованные преимущественные условия получения муниципального имущества - объектов теплоснабжения, водоснабжения/водоотведения вышеуказанными хозяйствующими субъектами, а также доступа на товарные рынки оказания услуг по теплоснабжению, водоснабжению/водоотведению в территориальных границах поселка Тинской.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 01 февраля 2019 г., вступившим в законную силу 17 апреля 2019 г., договор аренды муниципального имущества администрации Тинского сельсовета Нижнеингашского района для осуществления деятельности по теплоснабжению для потребителей Тинского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края от 01 сентября 2017 г., заключенный между администрацией Тинского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края и ООО "УК "Коммунсервис", признан недействительным, как заключенный в нарушение указанного выше законодательства.
Между тем 29 сентября 2017 г. ООО "Управляющая компания "Коммунсервис" обратилось в Региональную энергетическую комиссию Красноярского края с заявлением об установлении тарифа на передачу тепловой энергии для потребителей п. Тинский Нижнеингашского района в размере 2 218,41 руб./Гкал (без НДС) на период с 01 января 2018 г. по 31 декабря 2018 г.
Приказом Региональной энергетической комиссии от 14 декабря 2017 г. N 394-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии по сетям общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Коммунсервис" (Бирилюсский район, с. Новобирилюссы, ИНН 2405415783) установлен для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Коммунсервис" тариф на передачу тепловой энергии на 2018 год.
Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 10 октября 2018 г. N 16-п пункты 1 и 2 приказа РЭК от 14 декабря 2017 г. N 394-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии по сетям общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Коммунсервис" признаны утратившими силу с 01 октября 2018 г.
Оспаривая приказ Региональной энергетической комиссии от 14 декабря 2017 г. N 394-п, административный истец указал, что деятельность общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Коммунсервис" не подлежит тарифному регулированию, поскольку общество не владеет муниципальным имуществом на законном основании: договор аренды N 7 от 01 сентября 2017 года является недействительным.
Удовлетворяя заявленное административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие законных оснований владения имуществом, используемым в регулируемой деятельности, является безусловным основанием для признания не действующим оспариваемого приказа.
Пунктом 15 Правил регулирования установлено, что предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления регулируемой организации об установлении цен (тарифов) (далее - заявление об установлении цен (тарифов)) и необходимых материалов.
Согласно подпункту "а" пункта 16 Правил регулирования к заявлению об установлении цен (тарифов) прилагаются копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное право в отношении недвижимых объектов (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, земельных участках).
Обязательным основанием для установления тарифа является наличие у регулятора во владении и пользовании имущества, используемого для осуществления регулируемого вида деятельности.
В рассматриваемом случае в качестве доказательства владения муниципальным имуществом, участвующим в производственной деятельности, ООО "Управляющая компания "Коммунсервис" представлен вышеупомянутый договор аренды от 01 сентября 2017 г.
Статьей 28.1 Закона о теплоснабжении установлены особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
Согласно части 1 указанной нормы передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
В силу части 3 статьи 28.1 названного Закона в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры, за исключением случая, предусмотренного статьей 28.5 данного Федерального закона (часть 5 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении).
Из материалов дела следует, что установленный Законом о теплоснабжении особый порядок передачи права владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, органом местного самоуправления не соблюден.
Между тем владение на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения в силу пункта 11 статьи 2 Закона о теплоснабжения является условием наличия у организации статуса теплоснабжающей, необходимого в целях дальнейшего государственного регулирования ее производственной деятельности в указанной сфере.
Органу регулирования надлежало проверить представленные правоустанавливающие документы с учетом установленных действующим федеральным законодательством требований.
Поскольку ООО "Управляющая компания "Коммунсервис" не подтвердило законное основание владения и пользования объектами теплоснабжения, у Региональной энергетической комиссии Красноярского края отсутствовали основания для установления тарифа на тепловую энергию.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Красноярского краевого суда от 17 июня 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства тарифной политики Красноярского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 ноября 2019 г. N 53-АПА19-40
Текст определения опубликован не был