Решение Барнаульской городской Думы от 27 марта 2009 г. N 73
"Об итогах социально-экономического развития города в 2008 году"
Решением Барнаульской городской Думы от 26 марта 2010 г. N 261 настоящее Решение признано утратившим силу
Анализ ситуации показывает, что развитие экономики в 2008 году было неравномерным. До середины 2008 года экономика города развивалась динамично. Во втором полугодии проблемы в финансовой сфере начали оказывать негативное влияние на экономическое развитие города, что выразилось в замедлении темпов роста отдельных секторов городского хозяйства.
Вместе с тем, по итогам 2008 года развитие экономики города характеризуется положительной динамикой в сфере промышленного производства, жилищного строительства, на потребительском рынке, ростом инвестиционной активности и денежных доходов граждан, снижением уровня безработицы, улучшением ситуации в демографической сфере и миграционных процессах.
За 2008 год крупными и средними предприятиями города отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на сумму 76,3 млрд.рублей, что на 17,5% превышает показатель 2007 года.
Обрабатывающими производствами, а также сферой производства и распределения электрической энергии, газа и воды отгружено продукции на сумму 37,4 млрд.рублей. Доля промышленного производства в общей структуре экономики города составила 49,0%.
Динамичный рост отмечен во всех сферах городского хозяйства: обрабатывающих производствах (117,6%), строительстве (119,9%), оптовой и розничной торговле (123,9%), гостиниц и ресторанов (121,1%), транспорта и связи (118,6%), рынка недвижимости (127,3%), образования (112,8%), здравоохранения (121,8%), предоставления коммунальных и социальных услуг (111,0%).
За 2008 год индекс производства промышленной продукции в городе по полному кругу составил 104,6% (по крупным и средним предприятиям 103,1%).
Оценка итогов деятельности промышленных предприятий Алтайского края, Сибирского федерального округа и Российской Федерации показывает, что темп роста промышленного производства в г. Барнауле превышает среднероссийский, окружной и краевой показатели.
Индекс производства промышленной продукции
Показатель (%) |
Барнаул |
Край |
Округ |
Россия |
Индекс производства промышленной продукции (по полному кругу предприятий) |
104,6 |
103,7 |
104,0 |
102,1 |
Ниже уровня прошлого года сработали предприятия по добыче полезных ископаемых - 72,4%, металлургического производства и производства готовых металлических изделий (84,7%), по производству электрооборудования, электронного и оптического оборудования (91,5%), производству резиновых и пластмассовых изделий (95,9%), прочих неметаллических минеральных продуктов (91,8%), по производству пищевых продуктов (92,1%).
Рост отмечен в сфере производства машин и оборудования (101,9%), транспортных средств и оборудования (133,0%), обрабатывающих производствах (103,5%), а также в целлюлозно-бумажном производстве, в издательской и полиграфической деятельности (144,1%), производства и распределения электроэнергии, газа и воды (101,4%), текстильном и швейном производствах (106,2%), кожи, изделий из кожи и производстве обуви (114,0%), химического производства (217,0%).
В 2008 году рост индекса промышленного производства наблюдался в 3-х районах города. Снижение индекса отмечено в Железнодорожном и Индустриальном районах. Наиболее высокие темпы роста - в Центральном (112,1%) и Октябрьском (108,9%) районах.
Индекс производства промышленной продукции по районам города
Район |
2007 год |
2008 год |
Железнодорожный |
113,8 |
83,1 |
Индустриальный |
107,8 |
95,0 |
Ленинский |
118,6 |
102,5 |
Октябрьский |
102,2 |
108,9 |
Центральный |
116,9 |
112,1 |
В январе-декабре 2008 года в экономику и социальную сферу города привлечено 24,1 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что на 5,5% в сопоставимых ценах выше 2007 года. В 2008 году в г. Барнауле введены дошкольные образовательные учреждения на 520 мест, высшее учебное заведение на 4546 кв. метров общей площади учебно-лабораторных зданий, больничное учреждение на 370 коек, амбулаторно-поликлиническое учреждение на 25 посещений в смену, канализационные сети и коллектор протяженностью 6,03 километра.
Из бюджета города в 2008 году на инвестиционные расходы выделено 684,7 млн. рублей. На софинансирование инвестиционных проектов из федерального и краевого бюджетов привлечено 302,5 млн.рублей, что на 8% больше, чем в 2007 году.
В 2008 году средства, предусмотренные на реализацию адресной инвестиционной программы г. Барнаула, направлялись на строительство жилого дома N 16 в квартале 2001, реконструкцию гимназии N 74 по ул. 40 лет Октября, 19 под семейное общежитие, строительство ЛЭП 0,4 кВ по ул. Панова в с. Лебяжье, капитальный ремонт и реконструкцию бесхозяйных объектов, разработку проектов планировок территорий и подготовку правил землепользования и застройки, проектирование ремонта и реконструкции городских улиц, строительство и реконструкцию светофорных объектов, строительство и реконструкцию сетей освещения, строительство разворотно-отстойной площадки для кольцевого общественного транспорта "Спартак-2", строительство сооружений механического обезвоживания осадка КОС-1 и системы канализования кварталов 1051, 2000, 2001, реконструкцию МОУ "Открытая сменная общеобразовательная школа N 20" по ул. Г.Исакова, 173а под детский сад, строительство детского сада N 25 на 260 мест в микрорайоне 2002 и детского ясли-сада на 330 мест в квартале 2000, разработку и привязку проектно-сметной документации детского ясли-сада на 330 мест в кварталах 2000, 2001, строительство спортивного зала по ул. Профинтерна, 53а, строительство средней школы в квартале 2000, капитальный ремонт бассейна МОУ ДОД ДЮСШ "Рубин", строительство спортивного центра с универсальным игровым залом по ул. А.Петрова, 146г и др.
В 2008 году осуществлено строительство 35,5 км газовых сетей высокого и низкого давления, переведено на природный газ 3,5 тыс. квартир и частных домовладений.
В 2008 году крупными и средними предприятиями получен положительный сальдированный финансовый результат 2791,4 млн. рублей (за соответствующий период предыдущего года прибыль 2505,1 млн.рублей). Удельный вес прибыльных организаций составил 72,5%.
По состоянию на 01.01.2009 уровень официально зарегистрированной безработицы к трудоспособному населению составил 0,7%.
В службе занятости на учете состоит 6697 человек, из них 3021 человек - в статусе безработного.
Потребность в работниках для замещения свободных рабочих мест, заявленная организациями в службу занятости по состоянию на 01.01.2009, составила 1768 вакансий.
В 2008 году сохранилась позитивная динамика повышения заработной платы. Среднемесячная заработная плата одного работника по полному кругу предприятий выросла на 22,1% и составила 12080 рублей. Среднемесячная заработная плата одного работника крупных и средних предприятий увеличилась в 2008 году на 23,8% и составила 13995 рублей.
Среднемесячная заработная плата работников
по крупным и средним предприятиям за 2008 год
Район |
2008 год |
в % к соответствующему периоду прошлого года |
Железнодорожный |
16283 |
126,5 |
Индустриальный |
10876 |
121,1 |
Ленинский |
10207 |
124,2 |
Октябрьский |
14904 |
121,8 |
Центральный |
15091 |
126,3 |
г. Барнаул |
13995 |
123,8 |
Сравнительный анализ темпов роста заработной платы работников по полному кругу предприятий показывает, что г. Барнаул уступает краевым и среднероссийским показателям.
Показатель |
Барнаул |
Край |
Россия |
Среднемесячная заработная плата (руб.) |
12080 |
9665 |
17112* |
Темп роста среднемесячной заработной платы (%) |
122,1 |
123,8 |
125,2 |
* предварительная оценка
В целом необходимо отметить, что темп роста заработной платы работников города замедлился во втором полугодии в связи с негативными тенденциями в экономике, вызванными ухудшением ситуации в финансовом секторе.
По данным Алтайкрайстата просроченная задолженность по заработной плате работникам по состоянию на 1 января 2009 года составила 3020 тыс.рублей.
В январе-декабре 2008 года среднемесячные денежные доходы населения выросли на 31% и составили 17,8 тыс.рублей. В результате доля населения с доходами ниже прожиточного минимума уменьшилась по сравнению с прошлым годом на 0,7% и составила 13,4% от общей численности жителей города.
В 2008 году потребительский рынок города продолжил свое динамичное развитие. Оборот розничной торговли составил 92,7 млрд.рублей или в сопоставимых ценах 112,7%. Оборот общественного питания вырос на 13,6%. Населению оказано платных услуг в сопоставимых ценах на 11,7% больше, чем в 2007 году.
Анализ развития потребительского рынка
Показатель (%) |
Барнаул |
Край |
Округ |
Россия |
Индекс физического объема оборота розничной торговли, % |
112,7 |
112,0 |
111,5 |
113,0 |
Индекс физического объема платных услуг |
111,7 |
110,7 |
108,0 |
104,9 |
Сравнительная оценка итогов развития потребительского рынка показывает, что общегородские темпы роста оборота розничной торговли превышают краевые и окружные, но уступают среднероссийским показателям. Вместе с тем, по уровню развития платных услуг г. Барнаул опережает край, округ и Россию в целом.
В 2008 году улучшилась ситуация в демографической сфере. Число родившихся увеличилось на 744 человека, число умерших сократилось на 62 человека. В результате естественная убыль населения города снизилась на 806 человек или 65,4% и составила 424 человека.
Анализ развития демографических процессов
Показатель (на 1000 человек населения) |
Барнаул |
Край |
Россия |
Коэффициент рождаемости |
11,8 |
12,2 |
12,1 |
Коэффициент смертности |
12,4 |
15,0 |
14,7 |
Естественный прирост (убыль (-)) населения |
-0,7 |
-2,8 |
-2,6 |
В 2008 году изменилась ситуация в сфере миграционных процессов - миграционная убыль сменилась миграционным приростом, который составил 816 человек. Число прибывших в город в сравнении с 2007 годом увеличилось на 3,4%, выбывших за его пределы снизилось на 14,9%.
В результате взаимного влияния демографических и миграционных факторов впервые за последнее время численность населения города не только не снизилась, а выросла на 391 человек#.
Анализ выполнения индикативного плана социально-экономического развития г. Барнаула на 2008 год, включающего 135 целевых индикаторов, показывает, что удалось достигнуть пороговых значений 84,4% индикаторов, в том числе по 50 индикаторам (что составляет 37% от общего количества) отмечено превышение пороговых значений.
Оценка эффективности реализации 14 муниципальных целевых программ за 2008 год показывает, что из 132 целевых показателей программ достигнуты 109, что составляет 82,5%.
Не достигли плановых значений отдельные фактические показатели реализации следующих программ: "Основные направления развития образования г. Барнаула на 2007-2010 годы", "Основные направления развития здравоохранения", "Молодежь Барнаула (2007-2010 гг.)", "Развитие физической культуры и спорта в городе Барнауле на 2007-2008 годы", "Культура Барнаула (2007-2009 годы), "Улучшение жилищных условий граждан г. Барнаула на период 2007-2009 гг.", "Благоустройство г. Барнаула в 2007-2009 гг.", "Строительство и модернизация сетей теплоснабжения и локальных котельных до 2010 года", "Программа газификации г. Барнаула на 2007-2009 гг.", "Программа энергоресурсосбережения в г. Барнауле 2008-2010 годов".
В полном объеме достигнуты и превышены целевые показатели "Программы противопожарной устойчивости г. Барнаула на 2007-2010 гг." и "Программы по усилению борьбы с преступностью в г. Барнауле на 2007-2009 гг.".
В рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-Ф "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" на ремонт 422 многоквартирных домов направлено 446 млн.рублей. Кроме того, по муниципальной программе ремонта жилищного фонда в 2008 году выполнены работы в объеме более 97 млн.рублей.
За отчетный период дорожно-эксплуатационными предприятиями города отремонтировано 599,5 тыс.кв.метров дорог, в том числе: капитальный ремонт - 344,8 тыс.кв.метров; текущий ремонт - 150,1 тыс.кв.метров; ремонт внутриквартальных проездов - 104,6 тыс.кв.метров. Проведен ремонт важнейших магистралей города - просп. Красноармейского и Змеиногорского тракта, начат ремонт просп. Ленина.
В результате выполнения мероприятий по озеленению города посажено 8,2 тыс. деревьев (104% к соответствующему периоду 2007 г.) и 11 тыс. кустарников (113% к соответствующему периоду 2007 г.), построено 30 новых зеленых уголков. Также проведена омолаживающая обрезка 3760 деревьев, снесено 1200 аварийных дерева.
За 2008 год объем расширения и реконструкции сетей наружного освещения составил 23 км (148,5% соответственно к 2007 г.).
Для улучшения технических возможностей организации дорожного движения построено и реконструировано 22 светофорных объекта (147% к соответствующему периоду 2007 г.), изготовлено и установлено дорожных знаков соответственно 1673 и 1136 (100% и 148,5% соответственно к 2007 г.).
Для нужд муниципальных предприятий благоустроительного комплекса произведена закупка 56 единиц коммунальной техники, заключены контракты на поставку еще 3 единиц.
Объем перевозки пассажиров горэлектротранспортом составил 86 млн. человек (98% к 2007 г.).
Для обеспечения нужд города в 2008 году муниципальный заказ размещен на сумму 5266 млн.рублей, экономия бюджетных средств составила 331,3 млн.рублей, эффективность закупочных процедур - 5,9%.
Анализ деятельности бюджетных учреждений города в 2008 году показывает, что в целом за отчетный период потребление энергоресурсов произошло в пределах установленных лимитов. Экономия по электроэнергии составила 3360,9 тыс.кВт ч, по тепловой энергии - 37,7,0 тыс. Гкал, что в денежном выражении суммарно составляет 38,5 млн. рублей.
В рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в январе - декабре 2008 года в городе введено в эксплуатацию 384105 кв.метров жилья, что составляет 60,8% от общего ввода жилья по краю и 107,0% к уровню 2007 года. В городской местности введено 56,9% общей площади жилья, в сельской местности - 43,1%.
Ввод в действие жилых домов по районам города, кв. метров
|
2008 год |
2008 год в % к 2007 году |
Всего по городу |
384105 |
107,0 |
в том числе по районам: |
|
|
Железнодорожный |
29347 |
в 2,1 р. |
Индустриальный |
199997 |
86,2 |
Ленинский |
37370 |
в 2,0 р. |
Октябрьский |
16157 |
в 2,5 р. |
Центральный |
101234 |
115,5 |
В рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" в 2008 году привлечено финансовых средств на выплаты медицинскому персоналу в объеме 171,9 млн. рублей (за 2007 год - 146,0 млн. рублей), оплачено талонов родовых сертификатов в родильных домах и женских консультациях на сумму 86,8 млн. рублей (за 2007 год - 48,7 млн. рублей).
В рамках дополнительной диспансеризации в 2008 году планировалось осмотреть 36,1 тыс. человек. В 2008 году диспансеризации подлежало все работающее население, имеющее полисы обязательного медицинского страхования. С начала диспансеризации осмотрено 39,0 тыс. человек, что составило 108,0 % от плана на год.
В рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" в 2008 году победителями краевого конкурса стали 9 городских школ (в 2007 году - 12 школ). Наибольшее количество школ-победителей находится в Ленинском (3 школы) и Индустриальном (3 школы) районах города.
В 2008 году в конкурсе лучших учителей из 139 (в 2007 году - 135 педагогов, в 2006 году - 112 педагогов) принявших участие в конкурсе педагогов победителями реализации проекта стали 43 барнаульских педагога (в 2007 году - 42, в 2006 году - 41).
В рамках реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" за 12 месяцев 2008 года на развитие личных подсобных хозяйств выдано 16 кредитов на сумму 1,8 млн. рублей (за 12 месяцев 2007 года выдано 38 кредитов на сумму 5,8 млн. рублей).
На основании вышеизложенного городская Дума решила:
1. Информацию об итогах социально-экономического развития города за 2008 год принять к сведению.
2. Предложить администрации города активизировать работу по привлечению финансовых ресурсов из федерального и краевого бюджетов на объекты городского хозяйства в рамках реализации комплекса антикризисных мероприятий.
3. Рекомендовать главам администраций районов города, комитетам администрации города:
3.1. Обеспечить выполнение плана действий, направленных на оздоровление экономики и социальной сферы города;
3.2. Принять меры по мобилизации дополнительных доходов и оптимизации расходов бюджетных средств;
3.3. Уделить особое внимание вопросам создания новых рабочих мест.
4. Решения городской Думы от 28.03.2008 N 723 "Об итогах социально-экономического развития города в 2007 году" и от 01.09.2008 N 798 "Об итогах социально-экономического развития города за первое полугодие 2008 года" считать утратившими силу.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Решения Барнаульской городской Думы N 798 следует читать как "26 августа 2008 г."
5. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на комитет по экономической политике и собственности (Попов В.П.).
Глава города |
В.Н.Колганов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Барнаульской городской Думы от 27 марта 2009 г. N 73 "Об итогах социально-экономического развития города в 2008 году"
Текст решения официально опубликован не был
Решением Барнаульской городской Думы от 26 марта 2010 г. N 261 настоящее Решение признано утратившим силу