Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением
Правительства
Кировской области
от 20.12.2019 N 686-п
Государственная программа
Кировской области "Развитие лесного хозяйства"
Паспорт
государственной программы Кировской области "Развитие лесного хозяйства"
Ответственный исполнитель Государственной программы |
министерство лесного хозяйства Кировской области |
Соисполнители Государственной программы |
отсутствуют |
Наименования подпрограмм |
отсутствуют |
Наименование проекта |
региональный проект "Сохранение лесов Кировской области" |
Цель Государственной программы |
повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов |
Задачи Государственной программы |
обеспечение эффективной охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также рационального, многоцелевого и неистощительного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия; обеспечение эффективного государственного управления лесами и устойчивого развития лесного сектора экономики; обеспечение лесного хозяйства квалифицированными кадрами |
Срок реализации Государственной программы |
2020 - 2024 годы |
Целевые показатели эффективности реализации Государственной программы |
лесистость территории Кировской области; отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины; объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда; доля специалистов лесного хозяйства, прошедших повышение квалификации, в общей численности работников лесного хозяйства |
Ресурсное обеспечение Государственной программы |
общий объем финансирования - 14708237,46 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 2086431,40 тыс. рублей; средства областного бюджета - 644560,30 тыс. рублей; средства внебюджетных источников - 11977245,76 тыс. рублей |
1. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Кировская область является одним из крупных лесных регионов европейской части Российской Федерации. Площадь земель, занятых лесными насаждениями, на территории Кировской области на 01.01.2019 составляла 7542,6 тыс. гектаров (62,6%), в том числе 7447,5 тыс. гектаров - земли лесного фонда.
Общий запас лесных насаждений на 01.01.2019 составлял более 1130,09 млн. куб. метров, из них хвойные насаждения - 631,96 млн. куб. метров, мягколиственные насаждения - 495,90 млн. куб. метров, твердолиственные насаждения - 2,23 млн. куб. метров.
Допустимый объем изъятия древесины (расчетная лесосека) на 01.01.2019 составлял 15,1 млн. куб. метров. Ежегодное освоение расчетной лесосеки колеблется в диапазоне 45 - 65%. По объемам заготовки древесины Кировская область занимает 5-е место среди субъектов Российской Федерации. В 2018 году объем заготовки древесины составил 10,4 млн. куб. метров, или 61,2% от расчетной лесосеки. Это максимальный показатель объема заготовки древесины за 2009 - 2018 годы.
В результате интенсивных лесозаготовок площадь спелых и перестойных хвойных насаждений за 2018 год уменьшилась по сравнению с 2017 годом на 13,1%, их запас - на 5,8%. В мягколиственных хозяйственных секциях площадь спелых и перестойных древостоев увеличилась на 15,2%, их запас - на 23,9%.
Для реабилитации лесных земель необходимо проведение интенсивных лесовосстановительных мероприятий, в том числе мероприятий по увеличению доли искусственного лесовосстановления на площадях, где отсутствует подрост ценных лесных пород. В 2017 году лесовосстановительные работы выполнены на площади 37,2 тыс. гектаров, в 2018 году - на площади 36,3 тыс. гектаров. Из общего объема лесовосстановительных мероприятий в 2017 году арендаторами лесных участков проведено лесовосстановление на площади 37,1 тыс. гектаров, в 2018 году - на площади 35,5 тыс. гектаров (в том числе искусственное лесовосстановление - на площади 6,0 тыс. гектаров в 2017 году и на площади 5,3 тыс. гектаров в 2018 году).
В рамках государственного задания, доведенного до Кировского областного государственного специализированного автономного учреждения "Кировская база авиационной и наземной охраны лесов", искусственное лесовосстановление (создание лесных культур методом посадки и посева) в 2017 году проведено на площади 53,6 гектара, в 2018 году - на площади 160 гектаров.
Остается высокой доля гибели созданных лесных культур старших возрастов, основной причиной которой является снижение объема ухода за ними в молодом возрасте.
Низкой остается доля заготавливаемых семян лесных растений с ценными наследственными свойствами. Доля лесных культур, созданных посадочным материалом с улучшенными наследственными свойствами, в общем объеме искусственного лесовосстановления не превышает 4,0%. Кроме того, в Кировской области отсутствует специализированный лесной селекционно-семеноводческий центр по выращиванию улучшенного посадочного материала с закрытой корневой системой.
Интенсивное использование лесов, снижение площади лесовосстановления и ухудшение его качества оказывают негативное влияние на экономическую и экологическую ценность лесов.
Лесные массивы Кировской области продолжают испытывать негативное воздействие различных факторов. В 2017 году лесопатологическое обследование проведено на площади 13,4 тыс. гектаров, в 2018 году - на площади 11,5 тыс. гектаров, локализация и ликвидация очагов вредных организмов проведена на площадях 3,6 тыс. гектаров и 3,1 тыс. гектаров соответственно.
Проведение лесопатологических обследований направлено на своевременное выявление повреждений лесов вредными организмами и другими неблагоприятными факторами, принятие соответствующих решений по назначению санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах. Однако санитарно-оздоровительные мероприятия проводятся не в полном объеме и несвоевременно в связи с недостаточным финансированием, а также сложностью и длительностью процедуры их документального оформления, что приводит к дальнейшему распространению очагов болезней и в долгосрочной перспективе к наступлению еще более негативных последствий.
Одной из проблем, сдерживающих эффективное лесопользование, охрану и воспроизводство лесов, является отсутствие достоверной информации о наличии лесных ресурсов. Документы лесоустройства - источник информации о лесных ресурсах и состоянии лесов, необходимой для проектирования мероприятий, направленных на рациональное использование, воспроизводство, охрану и защиту лесов, повышение их продуктивности и устойчивости.
За период с 2014 по 2016 год лесоустройство было проведено в 8 лесничествах Кировской области на площади 1283 тыс. гектаров (16% площади лесного фонда). На остальной территории лесоустройство в границах лесничеств проводилось в период 1996 - 2003 годов. Таксация лесов, проведенная арендаторами лесных участков, не отражает в полном объеме информации о состоянии лесов на территории Кировской области.
Несвоевременное проведение лесоустроительных работ и инвентаризации лесов приводит к искажению сведений о количестве и качестве древесных насаждений на лесных участках, что не позволяет планировать мероприятия по развитию лесной отрасли.
Не менее важной проблемой является создание эффективной системы мер обеспечения пожарной безопасности в лесах и тушения лесных пожаров.
На протяжении последних 10 лет (с 2009 по 2018 год) на территории лесного фонда Кировской области зафиксирован 1461 лесной пожар. Площадь, пройденная огнем, превысила 8,2 тыс. гектаров.
Наиболее эффективным вариантом организации системы обнаружения и тушения лесных пожаров в Кировской области является сочетание авиационного и наземного способов их обнаружения и тушения.
В связи с недостаточным финансированием мероприятий по проведению мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров в период с 2011 по 2014 год доля обнаружения лесных пожаров силами авиационных подразделений Кировского областного государственного специализированного автономного учреждения "Кировская база авиационной и наземной охраны" составила 42,8%, в 2015 - 2018 годах указанный показатель снизился в 1,3 раза и составил 31,8% от количества зарегистрированных пожаров.
Успешность тушения возгораний зависит от оперативности их обнаружения, а также от времени доставки сил и средств пожаротушения к месту лесного пожара. Недоукомплектованность пожарно-химических станций лесопожарной техникой, недостаток средств на ее содержание и обновление не позволяют специализированным учреждениям региона успешно бороться с лесными пожарами в условиях высокого класса пожарной опасности.
Непринятие мер по формированию системы обнаружения и тушения лесных пожаров, укомплектованию специализированных лесопожарных учреждений специалистами, современными системами связи, новой пожарной техникой может привести к ухудшению пожарной обстановки в лесах Кировской области, увеличению количества крупных лесных пожаров.
Также одной из важнейших проблем лесной отрасли является сокращение финансирования лесного хозяйства, что не позволяет в полном объеме осуществлять переданные субъекту Российской Федерации полномочия. Финансирование переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений за счет средств федерального бюджета в 2018 году по сравнению с 2016 годом снизилось на 12% и составило 313744,6 тыс. рублей, за счет средств областного бюджета увеличилось на 30,9% и составило 50331,2 тыс. рублей.
Решение вышеуказанных проблем требует проведения скоординированных мероприятий в рамках реализации данной Государственной программы.
Успешная реализация Государственной программы потребует активного участия федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти Кировской области в комплексном урегулировании проблемных вопросов в сфере лесных отношений.
Основными прогнозируемыми результатами Государственной программы являются:
повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;
повышение ресурсного потенциала лесов;
обеспечение решения задач по предупреждению возникновения и распространения лесных пожаров;
улучшение технического обеспечения противопожарной охраны лесов;
улучшение состояния естественной природной среды обитания человека и животных;
улучшение полезных функций лесов в целях реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду;
обеспечение создания новых рабочих мест.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации Государственной программы, сроки реализации Государственной программы
Приоритеты государственной политики в сфере функционирования и развития лесного хозяйства определяются исходя из положений:
Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.09.2018 N 1989-р;
Основ государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.09.2013 N 1724-р;
Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Целью Государственной программы является повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
обеспечение эффективной охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также рационального, многоцелевого и неистощительного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия;
обеспечение эффективного государственного управления лесами и устойчивого развития лесного сектора экономики;
обеспечение лесного хозяйства квалифицированными кадрами.
Целевыми показателями эффективности реализации Государственной программы являются:
лесистость территории Кировской области;
отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины;
объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда;
доля специалистов лесного хозяйства, прошедших повышение квалификации, в общей численности работников лесного хозяйства.
Сведения о целевых показателях эффективности реализации Государственной программы приведены в приложении N 1.
Методика расчета значений целевых показателей эффективности реализации Государственной программы приведена в приложении N 2.
Срок реализации Государственной программы - 2020 - 2024 годы.
3. Обобщенная характеристика отдельных мероприятий, проектов Государственной программы
3.1. На решение задачи "Обеспечение эффективной охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также рационального, многоцелевого и неистощительного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия" направлена реализация регионального проекта "Сохранение лесов Кировской области" и следующих отдельных мероприятий:
"Организация интенсивного использования лесов с учетом сохранения их экологического потенциала, лесное планирование и регламентирование";
"Организация защиты лесов от вредных организмов и неблагоприятных факторов";
"Организация охраны лесов от пожаров и тушение лесных пожаров".
В рамках указанных отдельных мероприятий Государственной программы осуществляется финансовое обеспечение деятельности Кировского областного государственного специализированного автономного учреждения "Кировская база авиационной и наземной охраны лесов" и Кировского областного государственного специализированного автономного учреждения "Кировский государственный лесохозяйственный центр".
3.1.1. В рамках реализации регионального проекта "Сохранение лесов Кировской области", направленного на достижение целей федерального проекта "Сохранение лесов" национального проекта "Экология", планируются:
оснащение учреждений, подведомственных министерству лесного хозяйства Кировской области (далее - министерство), специализированной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению;
оснащение специализированных учреждений, подведомственных министерству, лесопожарной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране и защите лесов от пожаров;
увеличение площади искусственного лесовосстановления, в том числе проведение мероприятий по подготовке лесных участков под искусственное лесовосстановление, посадка лесных культур, проведение агротехнических уходов за лесными культурами;
обновление информации о наличии земель, не занятых лесными насаждениями и требующих лесовосстановления;
формирование запаса лесных семян для лесовосстановления и лесоразведения на всех участках, на которых были вырублены или погибли лесные насаждения.
3.1.2. В рамках реализации отдельного мероприятия "Организация интенсивного использования лесов с учетом сохранения их экологического потенциала, лесное планирование и регламентирование" планируются:
отвод лесосек для проведения выборочных рубок лесных насаждений;
отвод лесосек для проведения мероприятий по уходу за лесами;
отвод лесосек для проведения сплошных рубок лесных насаждений;
проведение рубок ухода за лесами (рубок прореживания и проходных рубок);
актуализация документов лесного планирования и регламентирования.
3.1.3. В рамках реализации отдельного мероприятия "Организация защиты лесов от вредных организмов и неблагоприятных факторов" планируются:
проведение лесопатологических обследований и локализация очагов вредных организмов;
проведение санитарно-оздоровительных мероприятий;
проведение профилактических мероприятий по защите лесов.
3.1.4. В рамках реализации отдельного мероприятия "Организация охраны лесов от пожаров и тушение лесных пожаров" планируются:
противопожарное обустройство лесов, создание действенной системы профилактики возникновения и распространения лесных пожаров на территории Кировской области, в том числе профилактики их распространения на территории населенных пунктов и на объекты экономики;
проведение мониторинга пожарной опасности на территории лесного фонда Кировской области, осуществление наземной и авиационной охраны лесов;
проведение работ по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда Кировской области.
3.2. На решение задачи "Обеспечение эффективного государственного управления лесами и устойчивого развития лесного сектора экономики" направлена реализация следующих отдельных мероприятий:
"Проведение лесоустройства";
"Обеспечение надзора за соблюдением лесного законодательства";
"Обеспечение создания условий для реализации Государственной программы".
3.2.1. В рамках реализации отдельного мероприятия "Проведение лесоустройства" планируются:
проведение таксации лесов;
проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
3.2.2. В рамках реализации отдельного мероприятия "Обеспечение надзора за соблюдением лесного законодательства" планируются:
осуществление федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах;
организация и осуществление осмотра лесосек.
При выполнении данного отдельного мероприятия осуществляется финансовое обеспечение деятельности Кировского областного государственного казенного учреждения "Кировский центр лесного хозяйства".
3.2.3. В рамках реализации отдельного мероприятия "Обеспечение создания условий для реализации Государственной программы" планируется финансовое обеспечение деятельности министерства.
3.3. На решение задачи "Обеспечение лесного хозяйства квалифицированными кадрами" направлена реализация отдельного мероприятия "Повышение кадрового потенциала лесного сектора экономики", в рамках которого планируются:
финансовое обеспечение деятельности Кировского областного государственного профессионального образовательного бюджетного учреждения "Суводский лесхоз-техникум";
реализация мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), а также выплата стипендий обучающимся в КОГПОБУ "Суводский лесхоз-техникум";
повышение квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства;
развитие школьных лесничеств;
организация и проведение профориентационных мероприятий с молодежью.
4. Ресурсное обеспечение Государственной программы
Общий объем финансирования Государственной программы составит 14708237,46 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 2086431,40 тыс. рублей;
средства областного бюджета - 644560,30 тыс. рублей;
средства внебюджетных источников - 11977245,76 тыс. рублей.
Объем ежегодных расходов, связанных с финансовым обеспечением Государственной программы за счет средств областного бюджета, устанавливается законом Кировской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Финансирование Государственной программы за счет федерального бюджета планируется в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 318 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства".
В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации Кировская область осуществляет отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.
Согласно статье 26.20 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" финансовое обеспечение осуществления полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Внебюджетными источниками финансирования Государственной программы являются средства арендаторов лесных участков, лиц, использующих леса, а также средства от иной приносящей доход деятельности учреждений, подведомственных министерству.
Объемы финансирования Государственной программы по основным направлениям финансирования представлены в таблице 1.
Таблица 1
(тыс. рублей)
Основные направления финансирования |
Объемы финансирования в 2020 - 2024 годах |
|||||
всего |
в том числе по годам |
|||||
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
||
Государственная программа - всего |
14708237,46 |
2854254,86 |
2912319,10 |
2980554,50 |
2980554,50 |
2980554,50 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
капитальные вложения |
141689,00 |
38129,10 |
30066,80 |
24497,70 |
24497,70 |
24497,70 |
прочие расходы |
14566548,46 |
2816125,76 |
2882252,30 |
2956056,80 |
2956056,80 |
2956056,80 |
Ресурсное обеспечение Государственной программы представлено в приложении N 3.
5. Анализ рисков реализации Государственной программы и описание мер управления рисками
На результаты реализации Государственной программы могут оказать существенное влияние негативные факторы. Перечень негативных факторов и способы минимизации рисков представлены в таблице 2.
Таблица 2
Негативный фактор |
Способ минимизации рисков |
Несоблюдение требований лесного законодательства юридическими и физическими лицами при использовании лесов, их охране, защите и воспроизводстве, ухудшение социально-экономи-ческой обстановки в регионе и увеличение количества нарушений в сфере лесного законодательства |
принятие управленческих решений; разъяснительная работа в средствах массовой информации и привлечение общественности к участию в мероприятиях по выявлению и профилактике нарушений лесного законодательства; активное межведомственное взаимо-действие органов исполнительной власти Кировской области |
Гибель лесов вследствие лесных пожаров и вспышек массового размножения вредителей леса |
организационная работа по привлечению дополнительного финансирования за счет средств нераспределенного резерва Федерального агентства лесного хозяйства на проведение реабилита-ционных мероприятий |
Неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиками обязательств по контрактам, выявленное в результате проверок |
мониторинг исполнения государственных контрактов, заключенных в соответствии с Государственной программой; принятие управленческих решений; корректировка мероприятий и показате-лей Государственной программы (при необходимости) |
Аномальные погодные условия и другие чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера |
активная организационная работа по проведению конкурсных процедур на выполнение (оказание) работ (услуг) |
6. Участие акционерных обществ, созданных с участием Кировской области, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации Государственной программы
К реализации регионального проекта "Сохранение лесов Кировской области" и отдельных мероприятий "Организация интенсивного использования лесов с учетом сохранения их экологического потенциала, лесное планирование и регламентирование", "Организация защиты лесов от вредных организмов и неблагоприятных факторов", "Организация охраны лесов от пожаров и тушение лесных пожаров, "Проведение лесоустройства" привлекаются арендаторы лесных участков, которым лесные участки предоставлены в постоянное бессрочное пользование, лесопользователи, заключившие договоры купли-продажи лесных насаждений, и иные лица, использующие леса.
Прогнозируемый объем средств из внебюджетных источников финансирования приведен в приложении N 3.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.