Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 ноября 2019 г. N 5-КГ19-147
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Жубрина М.А. и Гуляевой Г.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 ноября 2019 г. кассационную жалобу Вашурина Юрия Александровича на решение Солнцевского районного суда г. Москвы от 20 декабря 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 сентября 2018 г.
по делу N 2-4188/2017 Солнцевского районного суда г. Москвы по иску Вашурина Юрия Александровича к федеральному государственному бюджетному учреждению "Всероссийский научно-методический геронтологический центр" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании договора расторгнутым, признании уведомления законным, принуждении к заключению нового договора, компенсации морального вреда, направлении материалов в правоохранительные органы.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М., объяснения Вашурина Ю.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу представителя государственного бюджетного учреждения г. Москвы "Научно-методический геронтологический центр "Переделкино" Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы Антоновой М.В.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Вашурин Юрий Александрович 15 ноября 2017 г. обратился в суд с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Всероссийский научно-методический геронтологический центр" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее также - Всероссийский геронтологический центр, геронтологический центр), в котором просил:
признать договор о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста или инвалидов от 25 июня 2012 г., заключенный между Всероссийским геронтологическим центром и Вашуриным Ю.А., не соответствующим нормам законодательства в сфере социального обслуживания граждан, а также расторгнутым;
признать не противоречащим нормам действующего законодательства направленное в адрес Вашурина Ю.А. уведомление администрации Всероссийского геронтологического центра от 12 января 2015 г. по вопросам утраты силы с 1 января 2015 г. договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста или инвалидов от 25 июня 2012 г. и заключения с ним нового договора с учетом требований вступившего в силу с 1 января 2015 г. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
обязать Всероссийский геронтологический центр составить Вашурину Ю.А. индивидуальную программу предоставления социальных услуг в течение десяти рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу и заключить с ним договор о предоставлении социальных услуг в соответствии с новым правовым регулированием в течение одного дня после подписания сторонами индивидуальной программы предоставления социальных услуг;
взыскать компенсацию морального вреда в сумме 100 000 руб., причиненного Вашурину Ю.А. в результате незаконных виновных действий (бездействия) сотрудников Всероссийского геронтологического центра;
направить материалы судебного разбирательства по делу Солнцевского районного суда г. Москвы N 2-2400/17 по иску представителя Всероссийского геронтологического центра к Вашурину Ю.А. о взыскании задолженности за социальное обслуживание в форме стационарного социального обслуживания в органы дознания и (или) Следственный комитет Российской Федерации или в Счетную палату Российской Федерации для выяснения степени вины сотрудников и директоров Всероссийского геронтологического центра в нарушении прав и свобод граждан, получающих социальные услуги в стационарной форме в данном центре.
В обоснование заявленных требований Вашурин Ю.А. указывал, что 25 июня 2012 г. между Всероссийским геронтологическим центром в лице директора Архипова И.В. и Вашуриным Ю.А., ... года рождения, заключен договор о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста или инвалидов (далее - также договор от 25 июня 2012 г.), по условиям которого геронтологический центр обязался принять Вашурина Ю.А. на стационарное обслуживание, а Вашурин Ю.А. - вносить ежемесячную плату за стационарное обслуживание в размере 75 процентов от установленного размера его пенсии. Вашурин Ю.А. полагал, что заключенный с ним договор от 25 июня 2012 г. не соответствует нормам законодательства в сфере социального обслуживания граждан.
В связи со вступлением в силу с 1 января 2015 г. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" Всероссийский геронтологический центр 12 января 2015 г. уведомил Вашурина Ю.А. о том, что договор о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста или инвалидов от 25 июня 2012 г. утратил силу и в течение января 2015 г. геронтологическим центром будет принято решение о возможности заключения с Вашуриным Ю.А. договора с учетом требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". Однако действий по заключению нового договора сотрудниками Всероссийского геронтологического центра ни в январе 2015 г., ни в последующие месяцы 2015 года, 2016 года совершено не было.
Предложенные в конце 2016 года и в феврале 2017 г. Всероссийским геронтологическим центром Вашурину Ю.А. проекты договоров о предоставлении социальных услуг Вашурин Ю.А. подписывать отказался, так как, по его мнению, содержание данных договоров не соответствовало требованиям Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", в том числе в части объема и стоимости услуг, оказываемых геронтологическим центром. Не была подписана Вашуриным Ю.А. и индивидуальная программа предоставления социальных услуг от 9 февраля 2017 г., поскольку указанный в ней объем социально-бытовых услуг по обеспечению мягким инвентарем был уменьшен по сравнению с получаемыми Вашуриным Ю.А. услугами этого вида ранее и не содержал предоставление одежды, обуви и нательного белья.
Полагая свои права как получателя социальных услуг в стационарной форме нарушенными, Вашурин Ю.А. просил признать расторгнутым договор о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста или инвалидов от 25 июня 2012 г. и обязать ответчика заключить с ним новый договор о предоставлении социальных услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
Вашурин Ю.А. также ссылался на то, что в результате незаконных виновных действий (бездействия) сотрудников Всероссийского геронтологического центра ему причинен моральный вред, выразившийся в том, что он, пожилой человек и инвалид, не получает гарантированные ему государством социальные услуги и находится в стрессовой ситуации из-за того, что на протяжении длительного времени он вынужден обращаться к ответчику с требованиями о разъяснении ему объема и стоимости социальных услуг и о заключении с ним договора о социальном обслуживании с учетом нового правового регулирования.
Решением Солнцевского районного суда г. Москвы от 20 декабря 2017 г. в удовлетворении исковых требований Вашурина Ю.А. отказано.
Определением Солнцевского районного суда г. Москвы от 23 июля 2018 г. ответчик федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский научно-методический геронтологический центр" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации заменен на правопреемника - государственное бюджетное учреждение г. Москвы "Научно-методический геронтологический центр "Переделкино" Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы (л.д. 120).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 сентября 2018 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Вашуриным Ю.А. ставится вопрос о передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, как незаконных.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. от 29 апреля 2019 г. удовлетворено заявление Вашурина Ю.А. о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи кассационной жалобы, Вашурину Ю.А. восстановлен срок подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации на решение Солнцевского районного суда г. Москвы от 20 декабря 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 сентября 2018 г.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 21 июня 2019 г. судьей Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 14 октября 2019 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм материального и процессуального права в части отказа в удовлетворении исковых требований Вашурина Ю.А. о признании договора от 25 июня 2012 г. не соответствующим нормам законодательства в сфере социального обслуживания граждан, об обязании Всероссийского геронтологического центра составить Вашурину Ю.А. индивидуальную программу предоставления социальных услуг и заключить с ним договор о предоставлении социальных услуг с учетом требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", о взыскании компенсации морального вреда.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Вашурин Ю.А., ... года рождения, является получателем пенсии за выслугу лет.
25 июня 2012 г. между федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-методический геронтологический центр" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в лице директора учреждения Архипова И.В. (исполнитель) и Вашуриным Ю.А. (заказчик) заключен договор о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста или инвалидов N 32-Д-12. С этой даты и по настоящее время Вашурин Ю.А. постоянно проживает в геронтологическом центре и ему предоставляются социальные услуги в форме стационарного обслуживания.
Пунктом 2.1 договора от 25 июня 2012 г. за стационарное обслуживание Вашурина Ю.А. в геронтологическом центре предусмотрена ежемесячная плата в размере 17 109 руб., что составляет 75 процентов от установленного ему размера пенсии.
С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", регулирующий в том числе отношения по предоставлению гражданам социальных услуг в стационарной форме.
Вашурин Ю.А. неоднократно обращался в адрес Всероссийского геронтологического центра по вопросу перезаключения договора от 25 июня 2012 г. с учетом требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
В ответ на обращения Вашурина Ю.А. письменным уведомлением Всероссийского геронтологического центра от 12 января 2015 г.
Вашурину Ю.А. разъяснено, что в связи со вступлением в силу с 1 января 2015 г. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" действующий договор от 25 июня 2012 г. прекращает действие с 1 января 2015 г. и в течение января 2015 г. будет принято решение о возможности заключения с ним договора с учетом требований нового закона.
25 мая 2016 г. директор Всероссийского геронтологического центра (в ответ на письмо Вашурина Ю.А. от 26 апреля 2016 г.) письменно проинформировал Вашурина Ю.А. о том, что заключенный с ним до вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" договор о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста или инвалидов от 25 июня 2012 г. сохраняет действие по настоящее время. Договор о предоставлении социальных услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" между сторонами не заключен в связи с отказом Вашурина Ю.А. от предоставляемых Всероссийским геронтологическим центром социальных услуг и несогласием Вашурина Ю.А. с размером платы за оказанные услуги.
Приказом Всероссийского геронтологического центра от 22 августа 2016 г. N 45 были утверждены формы договоров о предоставлении социальных услуг (в приказе именуются как договоры на стационарное социальное обслуживание).
От подписания предложенных ему Всероссийским геронтологическим центром проектов договора о предоставлении социальных услуг и индивидуальной программы предоставления социальных услуг от 9 февраля 2017 г. Вашурин Ю.А. отказался, уведомив об этом в письменной форме геронтологический центр со ссылкой на то, что они не соответствуют требованиям Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
Письмом директора Всероссийского геронтологического центра от 1 марта 2017 г. Вашурину Ю.А. сообщено, что его отказ от подписания в новой редакции договора о предоставлении социальных услуг (в письме именуется как договор о стационарном социальном обслуживании) не является препятствием для оказания социальных услуг в форме стационарного социального обслуживания, которые предоставляются ему на основании действующего договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста или инвалидов от 25 июня 2012 г. Также в письме разъяснено, что социально-бытовые услуги, предоставляемые Вашурину Ю.А. геронтологическим центром, не включают предоставление одежды и обуви.
На основании распоряжения Правительства Москвы от 12 декабря 2017 г. N 703-РП "О принятии федерального государственного бюджетного учреждения "Всероссийский научно-методический геронтологический центр" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации" федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский научно-методический геронтологический центр" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации было передано в собственность города Москвы, в ведомственное подчинение Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, его наименованием изменено на государственное бюджетное учреждение города Москвы "Научно-методический центр "Переделкино" Департамента и социальной защиты населения города Москвы.
Разрешая спор в части исковых требований ВашуринВашурина Ю.А. о признании договора от 25 июня 2012 г. не соответствующим законодательству в сфере социального обслуживания граждан, суд первой инстанции отказал в их удовлетворении, указывая на отсутствие для этого правовых оснований, поскольку договор от 25 июня 2012 г. Батуриным Ю.А. не оспаривается путем признания его недействительным в порядке статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (о недействительности сделки, нарушающей требования закона или иного правового акта).
Отказывая в удовлетворении исковых требований Вашурина Ю.А. о признании договора от 25 июня 2012 г. расторгнутым, об обязании Всероссийского геронтологического центра составить Вашурину Ю.А. индивидуальную программу предоставления социальных услуг и заключить с ним договор о предоставлении социальных услуг с учетом положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", суд первой инстанции исходил из того, что Вашурин Ю.А. до настоящего времени пользуется услугами Всероссийского геронтологического центра, то есть договор от 25 июня 2012 г. стороны продолжают исполнять, в связи с чем пришел к выводу, что договорные отношения между сторонами не прекратились, а отказ Вашурина Ю.А. от подписания договора о предоставлении социальных услуг, поименованного Всероссийским геронтологическим центром как договор о стационарном социальном обслуживании, и индивидуальной программы предоставления социальных услуг не препятствует оказанию ему ответчиком социальных услуг в форме стационарного социального обслуживания по договору от 25 июня 2012 г. При этом суд первой инстанции сослался на статью 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", указав, что в соответствии с данной нормой условия договора от 25 июня 2012 г. сохранили свою силу.
Дополнительно суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьей 421, 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации о гражданско-правовом договоре, порядке его заключения, изменения и расторжения, отметил, что Вашуриным Ю.А. не представлено доказательств направления оферты (проекта договора) в адрес геронтологического центра, следовательно, у Вашурина Ю.А. не имелось оснований для обращения в суд с иском о понуждении геронтологического центра заключить с ним договор о предоставлении социальных услуг, поскольку геронтологический центр не уклонялся от заключения договора о предоставлении социальных услуг.
По мнению суда первой инстанции, представленные Всероссийским геронтологическим центром Вашурину Ю.А. для подписания договор о предоставлении социальных услуг и индивидуальная программа предоставления социальных услуг, от подписания которых Вашурин Ю.А. отказался, были составлены в строгом соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований Вашурина Ю.А. о компенсации морального вреда, мотивировав свое решение тем, что компенсация морального вреда может быть присуждена лишь при нарушении личных неимущественных прав, в частности, таких как жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, а также при нарушении имущественных прав потребителя или работника по трудовому договору; возможность компенсации морального вреда по заявленным Вашуриным Ю.А. требованиям закон не предусматривает.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении исковых требований Вашурина Ю.А. о признании договора от 25 июня 2012 г. не соответствующим нормам законодательства в сфере социального обслуживания граждан, об обязании геронтологического центра составить Вашурину Ю.А. индивидуальную программу предоставления социальных услуг и заключить с ним договор о предоставлении социальных услуг в соответствии с нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", а также о компенсации морального вреда основаны на неправильном толковании и применении норм материального права к спорным отношениям и сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
1. Отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов на момент поступления Вашурина Ю.А. во Всероссийский геронтологический центр (2012 год) регулировались Федеральным законом от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (далее - Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ).
Одной из форм социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ является стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования).
В соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ Правительством Российской Федерации было принято постановление от 17 апреля 2002 г. N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 244).
Пунктом 1 указанного постановления было установлено, что плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, включающая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и учреждениями. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.
Абзацем тринадцатым пункта 3 Положения о порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, в полустационарных и стационарных условиях государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. N 473 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 244), было предусмотрено, что ежемесячная оплата социальных услуг, предоставляемых в стационарных условиях, производится в размере, не превышающем 50 процентов разницы между получаемой пенсией или среднедушевым доходом и прожиточным минимумом, установленным для соответствующего региона.
В целях реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 244 постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2002 г. N 35 были утверждены Положение о порядке заключения, изменения и расторжения договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов (приложение N 1) и форма примерного договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов (приложение N 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 г. N 1151 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 244) был утвержден федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, в числе которых предусматривались услуги по организации питания, быта, досуга, в частности предоставление мягкого инвентаря (одежды, обуви, нательного белья и постельных принадлежностей) согласно утвержденным нормативам (абзацы второй, третий пункта 2 данного постановления).
Изложенные выше нормы действовали на момент заключения между Всероссийским геронтологическим центром и Вашуриным Ю.А. договора от 25 июня 2012 г. и утратили силу с 1 января 2015 г. в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и изданием постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 581 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" соответственно. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2002 г. N 35 утратило силу с 1 января 2015 г. в связи принятием приказа Министерства труда и социальной защиты от 10 ноября 2014 г. N 874н "О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг".
Нормы права, регулирующие до 1 января 2015 г. отношения по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе порядок заключения, изменения и расторжения договора о стационарном обслуживании указанных лиц, существенные условия данного договора, определение размера оплаты услуг по договору о стационарном обслуживании, суд первой инстанции при разрешении исковых требований Вашурина Ю.А. о признании договора от 25 июня 2012 г. не соответствующим законодательству в сфере социального обслуживания граждан не применил, фактические и юридические основания названных исковых требований не выяснил.
Отказывая в удовлетворении данного искового требования, суд первой инстанции указал лишь на то, что Вашуриным Ю.А. не заявлялось требование о признании сделки недействительной в соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, тем самым фактически уклонился от рассмотрения заявленных Вашуриным Ю.А. исковых требований.
Между тем в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, пределы осуществления гражданских прав определены в статье 10 указанного кодекса, а способы защиты в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, при этом, по смыслу положений статей 11 (судебная защита гражданских прав) и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (право на обращение в суд) в их совокупности, определение способа защиты нарушенного права принадлежит лицу, обратившемуся в суд за такой защитой, то есть истцу. Вашурин Ю.А. по настоящему делу обратился с исковыми требованиями о признании договора от 25 июня 2012 г. не соответствующим законодательству в сфере социального обслуживания граждан, следовательно, эти требования подлежали разрешению судом.
Статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 5 и 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 г. N 11 "О подготовке дел к судебному разбирательству", под уточнением обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, следует понимать действия судьи и лиц, участвующих в деле, по определению юридических фактов, лежащих в основании требований и возражений сторон, с учетом характера спорного правоотношения и норм материального права, подлежащих применению. В случае заблуждения сторон относительно фактов, имеющих юридическое значение, судья на основании норм материального права, подлежащих применению, разъясняет им, какие факты имеют значение для дела и на ком лежит обязанность их доказывания (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела.
Приведенные нормы процессуального закона судом первой инстанции соблюдены не были. Вследствие этого обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения исковых требований Вашурина Ю.А. о признании договора от 25 июня 2012 г. не соответствующим законодательству в сфере социального обслуживания граждан, с учетом норм права, регулирующих спорные отношения, судом первой инстанции не определены и не установлены, данные исковые требования не разрешены.
Суд апелляционной инстанции, рассматривая дело по апелляционной жалобе Вашурина Ю.А., не исправил нарушений, допущенных судом первой инстанции.
2. С 1 января 2015 г. правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (часть 1 статьи 1 этого закона).
В Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" даны понятия для целей этого закона, в том числе получателя социальных услуг (гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги) и поставщика социальных услуг (юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание) (пункты 3 и 4 статьи 3 закона); закреплены права получателей социальных услуг (статья 9 закона); определены понятия индивидуальной программы социального обслуживания и требования к ее содержанию (статья 16 закона), договора о предоставлении социальных услуг и его существенных условий (статья 17 закона), форм социального обслуживания (статья 19 закона), видов социальных услуг (статья 20 закона), а также установлен порядок определения размера платы за предоставление социальных услуг (статья 32 закона).
Статьей 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" предусмотрены переходные положения, в соответствии с которыми утвержденный органом государственной власти субъекта Российской Федерации в связи с принятием данного федерального закона перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации, не может быть сокращен по сравнению с установленным в субъекте Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2014 года перечнем социальных услуг, предоставляемых организациями социального обслуживания в субъекте Российской Федерации (часть 2 этой статьи).
В рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу названного федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с этим федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года (часть 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации").
В соответствии с положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" были приняты ряд нормативных правовых актов, в том числе приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 ноября 2014 г. N 874н "О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг", постановление Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 г. N 1075 "Об утверждении правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно", постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 1236 "Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг".
Отношения, возникающие в сфере социального обслуживания населения города Москвы, регулируются Законом города Москвы от 9 июля 2008 г. N 34 "О социальном обслуживании населения и социальной помощи в городе Москве" (в редакции Закона города Москвы от 24 декабря 2014 г. N 66), постановлением Правительства Москвы от 24 марта 2009 г. N 215-ПП "О порядке оказания в городе Москве адресной социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации", постановлением Правительства Москвы от 26 декабря 2014 г. N 829-ПП "О социальном обслуживании граждан в городе Москве", приказом Департамента социальной защиты населения города Москвы от 30 декабря 2014 г. N 1171 "Об организации работы по реализации положений постановления Правительства Москвы от 26 декабря 2014 г. N 829-ПП "О социальном обслуживании граждан в городе Москве", приказом Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 28 сентября 2015 г. N 865 "Об утверждении тарифов на социальные услуги".
Нормативные положения, регламентирующие отношения по предоставлению гражданам социального обслуживания в стационарной форме, не были применены судами первой и апелляционной инстанций к спорным отношениям при рассмотрении исковых требований Вашурина Ю.А. об обязании геронтологического центра заключить с ним договор о предоставлении социальных услуг в соответствии с нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", вследствие этого не определены и не установлены обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения данных исковых требований, спор в части этих исковых требований разрешался судом со ссылкой только на нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о гражданско-правовом договоре, что не может быть признано правильным.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд (часть 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Эти обязательные требования процессуального закона, как усматривается из текстов обжалуемых судебных постановлений, судами при разрешении исковых требований Вашурина Ю.А. об обязании Всероссийского геронтологического центра (в настоящее время государственное бюджетное учреждение г. Москвы "Научно-методический геронтологический центр "Переделкино" Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы) составить ему индивидуальную программу предоставления социальных услуг и заключить с ним договор о предоставлении социальных услуг в соответствии с нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" не выполнены, действительные правоотношения сторон спора не установлены.
По данному делу при рассмотрении исковых требований Вашурина Ю.А. об обязании геронтологического центра составить ему индивидуальную программу предоставлении социальных услуг и заключить с ним договор о предоставлении социальных услуг в соответствии с нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" юридически значимыми подлежащими определению и установлению с учетом исковых требований Вашурина Ю.А., возражений на них ответчика и регулирующих спорные отношения норм материального права, в том числе положений части 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ, не допускающей ухудшение условий предоставления социальных услуг получателям социальных услуг по сравнению с теми условиями, которые были установлены по состоянию на 31 декабря 2014 г., являлись следующие обстоятельства:
когда и какие проекты договора о предоставлении социальных услуг и индивидуальной программы предоставления социальных услуг с учетом требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" были предложены геронтологическим центром Вашурину Ю.А. для подписания, какие условия содержали эти договор и индивидуальная программа, с какими условиями данных договора и индивидуальной программы Вашурин Ю.А. выразил несогласие и по каким основаниям;
какой размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг был определен геронтологическим центром Вашурину Ю.А. в новом договоре о предоставлении социальных услуг, соответствовал ли этот размер новому правовому регулированию в сфере предоставления социальных услуг, в том числе положениям статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и законодательству, регламентирующему отношения в сфере социального обслуживания населения города Москвы;
какие социальные услуги (их виды, объем, периодичность, условия и сроки предоставления), оказываемые геронтологическим центром, были рекомендованы Вашурину Ю.А. по новому договору о предоставлении социальных услуг, и не было ли геронтологическим центром произведено Вашурину Ю.А. ухудшение условий предоставления соответствующих социальных услуг по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 г.
Суды при рассмотрении указанных исковых требований Вашурина Ю.А. в результате неправильного применения норм материального права и существенного нарушения норм процессуального права не определили и не установили названные обстоятельства, имеющие значение для дела, и то, какой стороне надлежит их доказывать, не оценили имеющиеся по делу доказательства, как это предписывает процессуальный закон (статья 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), и по существу исковые требования Вашурина Ю.А. об обязании геронтологического центра составить ему индивидуальную программу предоставления социальных услуг и заключить с ним договор о предоставлении социальных услуг в соответствии с нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" не рассмотрели.
Вместо выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения названных исковых требований, суды ограничились лишь указанием в судебных постановлениях на то, что представленные Всероссийским геронтологическим центром Вашурину Ю.А. для подписания договор о предоставлении социальных услуг и индивидуальная программа предоставления социальных услуг, от подписания которых Вашурин Ю.А. отказался, составлены в строгом соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также на то, что у Вашурина Ю.А. не имелось оснований для обращения в суд с иском о понуждении геронтологического центра заключить с ним договор о предоставлении социальных услуг, так как Вашурин Ю.А. не направлял оферту (проекта договора) в адрес геронтологического центра и геронтологический центр не уклонялся от заключения договора, тем самым произвольно применили статьи 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нарушив требования процессуального закона, касающиеся доказательств и доказывания в гражданском процессе.
Между тем содержащийся в материалах дела проект договора, именуемый как договор о стационарном социальном обслуживании (форма 3) (л.д. 45-49), представляет собой пустой бланк без указания фамилии, имени и отчества получателя социальных услуг, стоимости социальных услуг, без приложения индивидуальной программы предоставления социальных услуг и перечня оказываемых социальных услуг геронтологическим центром. При этом геронтологическим центром не был представлен, а судебными инстанциями не истребован проект договора о предоставлении социальных услуг, предлагавшийся Вашурину Ю.А. для подписания после 1 января 2015 г. и от подписания которого он отказался в связи с несогласием с его условиями.
Ввиду изложенного выводы судебных инстанций о том, что представленные Всероссийским геронтологическим центром Вашурину Ю.А. для подписания договор о предоставлении социальных услуг и индивидуальная программа предоставления социальных услуг, от подписания которых Вашурин Ю.А. отказался, были составлены в строгом соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, и об отказе в удовлетворении исковых требований Вашурина Ю.А. об обязании геронтологического центра составить ему индивидуальную программу предоставлении социальных услуг и заключить с ним договор о предоставлении социальных услуг в соответствии с нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" являются неправомерными, сделанными с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Приведенные обстоятельства, по мнению Судебной коллегии, свидетельствуют о формальном подходе судебных инстанций к рассмотрению настоящего дела, в котором разрешался спор, связанный с реализацией гражданином, признанным нуждающимся в социальном обслуживании, права на предоставление социальных услуг, что привело к нарушению задач и смысла гражданского судопроизводства, установленных статьей 2 ГПК РФ, и права Вашурина Ю.А. на справедливую, компетентную, полную и эффективную судебную защиту, гарантированную каждому статьей 8 Всеобщей декларации прав человека, пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, пунктом 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации.
3. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит неправомерным вывод судебных инстанций об отказе в удовлетворении исковых требований Вашурина Ю.А. о компенсации морального вреда.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда (абзац третий пункта 4 постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда").
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему от рождения или в силу закона нематериальные блага. В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на личные неимущественные права гражданина и другие нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.
Делая вывод о том, что заявленные Вашуриным Ю.А. исковые требования не касаются нарушения ответчиком его личных неимущественных прав, судебные инстанции не определили правовую природу спорных отношений и не учли, что отношения, вытекающие из договора о предоставлении социальных услуг за плату гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании, связаны не только с имущественными отношениями, но и направлены на создание таким гражданам достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья (состояние физического, психического и социального благополучия человека) и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности.
Согласно статье 22 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение поставщиками социальных услуг нормативных предписаний при реализации гражданами (получателями социальных услуг) права на предоставление им социальных услуг, оказываемых в целях улучшения их жизнедеятельности и (или) расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что предоставление таким гражданам социальных услуг по соответствующему договору неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" получатели социальных услуг имеют право, в частности на уважительное и гуманное отношение, получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также на защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поставщики социальных услуг в силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с названным федеральным законом, другими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, предоставлять социальные услуги получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров, заключенных с получателями социальных услуг или их законными представителями, на основании требований данного федерального закона и не вправе согласно части 2 данной статьи ограничивать права, свободы и законные интересы получателей социальных услуг.
Таким образом, несоблюдение поставщиком социальных услуг в рамках отношений по предоставлению социальных услуг по соответствующему договору прав получателя социальных услуг на их предоставление в соответствии с требованиями законодательства в этой сфере, нарушает не только непосредственно имущественные права получателя социальных услуг, но и влечет нарушение нематериальных благ и личных неимущественных прав такого гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание, что компенсация морального вреда, о взыскании которой заявлено Вашуриным Ю.А. в связи с неправомерными действиями геронтологического центра по несоставлению ему индивидуальной программы оказания социальных услуг и незаключению с ним договора о предоставлении социальных услуг, отвечающих требованиям Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", является одним из видов гражданско-правовой ответственности, то нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 1064), устанавливающие общие основания ответственности за причинение вреда, применимы как к возмещению имущественного, так и морального вреда, причиненного ему, как полагает истец, геронтологическим центром.
В настоящем деле суды первой и апелляционной инстанций неправильно истолковали и применили к спорным отношениям нормы материального права, регулирующие отношения по компенсации морального вреда, причиненного гражданину, вследствие чего пришли к ошибочному выводу о том, что по спорным правоотношениям закон не предусматривает возможности для возмещения компенсации морального вреда.
С учетом изложенного выше решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Вашурина Ю.А., что согласно статье 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 390.14, 390.15, 390.16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Солнцевского районного суда г. Москвы от 20 декабря 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 сентября 2018 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Солнцевский районный суд г. Москвы в ином составе суда.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Жубрин М.А. |
|
Гуляева Г.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 ноября 2019 г. N 5-КГ19-147
Текст определения опубликован не был