Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением
Правительства
Кировской области
от 20.12.2019 N 687-п
Государственная программа
Кировской области "Управление государственным имуществом"
Паспорт
государственной программы Кировской области "Управление государственным имуществом"
Ответственный исполнитель Государственной программы |
министерство имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области |
Соисполнители Государственной программы |
отсутствуют |
Наименования подпрограмм |
отсутствуют |
Наименования проектов |
отсутствуют |
Цель Государственной программы |
совершенствование механизмов управления и распоряжения государственным имуществом |
Задачи Государственной программы |
оптимизация структуры и состава государственного имущества; создание условий для управления и распоряжения государственным имуществом; повышение эффективности управления и распоряжения государственным имуществом |
Срок реализации Государственной программы |
2020 - 2024 годы |
Целевые показатели эффективности реализации Государственной программы |
доля объектов государственного имущества, учтенных в реестре государственного имущества, в общем количестве выявленных и подлежащих учету объектов государственного имущества; доля учтенных неиспользуемых и высвобождаемых объектов государственного имущества, информация о которых актуализирована балансодержателями, для которых определена целевая функция, от общего количества учтенных неиспользуемых объектов государственного имущества; доля объектов государственного имущества казны, вовлеченных в хозяйственный оборот, в общем количестве объектов государственного имущества казны |
Ресурсное обеспечение Государственной программы |
общий объем финансирования, предусмотренный на реализацию Государственной программы, за счет средств областного бюджета составляет439879,30 тыс. рублей |
1. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Эффективное управление государственным имуществом является одним из важных условий развития экономики. Управление государственной собственностью заключается в целенаправленной, скоординированной деятельности органов федеральной, региональной и муниципальной власти, юридических и физических лиц. Эффективное управление государственной собственностью позволяет максимизировать результаты владения, использования и распоряжения объектами государственного имущества в рамках законодательно установленных ограничений.
По состоянию на 01.01.2019 государственное имущество Кировской области представлено: 20 областными государственными унитарными предприятиями, 436 областными государственными учреждениями, 19 открытыми акционерными обществами, акции которых находятся в собственности Кировской области, 2209 земельными участками.
Основными направлениями использования государственного имущества Кировской области являются:
передача в оперативное управление областным государственным учреждениям (областным казенным предприятиям);
передача в хозяйственное ведение кировским областным государственным унитарным предприятиям;
передача в аренду;
передача в безвозмездное пользование;
передача в собственность, в том числе передача в федеральную собственность и собственность муниципальных образований Кировской области в соответствии с выполняемыми полномочиями, передача в собственность иных лиц (приватизация);
передача земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, аренду и собственность.
Так как управление государственной собственностью носит целенаправленный характер, для эффективной реализации государственной политики в сфере земельно-имущественных отношений следует учитывать как специфику объектов государственной собственности, так и полный комплекс правомочий собственника таких объектов. Таким образом, управление государственным имуществом Кировской области с точки зрения эффективности и результативности должно осуществляться целесообразно по отношению к объектам, субъектами, методам и достигаемым результатам.
Реализация правомочий собственника требует объективных и точных сведений о составе, количестве и качественных характеристиках имущества. Наличие правоустанавливающих документов, ведение единого, полного учета объектов - важнейшие условия управления государственным имуществом Кировской области. Эти условия приобретают особую значимость в процессе оптимизации структуры государственной собственности Кировской области.
Потребность проведения технической инвентаризации (паспортизации), государственной регистрации прав и учета объектов недвижимого имущества различных категорий связана с необходимостью получения документированной информации об объектах учета для целей его использования: совершения сделок, решения судебных споров, статистического учета, организации эксплуатации, хозяйствования и обслуживания, определения технического состояния и затрат на капитальный ремонт, реконструкцию и строительство объектов, управления имуществом, оценки.
С целью оптимизации структуры основных фондов, подготовки учреждений и предприятий к реорганизации и принятия решений об использовании объектов недвижимости необходимо наличие оформленных прав на объекты недвижимости в установленном законодательством порядке.
Ключевой особенностью эффективного управления и распоряжения государственным имуществом является создание автоматизированной информационной системы на основании единого комплекса программных компонентов, поддерживающих решение задач по автоматизации процессов поиска, сбора, обработки и хранения информации об объектах государственного имущества, а также отвечающих всем современным требованиям, предъявляемым к автоматизированным информационным системам в части технической защищенности, помехоустойчивости, репликации данных и информационного взаимодействия с иными автоматизированными информационными системами. Указанный тип информационных систем позволяет организовать прием учетной информации от предприятий и учреждений в электронном виде с ее последующей автоматической обработкой в максимально оперативном режиме, так как отсутствие актуальных данных о показателях экономической деятельности предприятий снижает эффективность принятия управленческих решений и является существенной проблемой в управлении государственным имуществом.
В связи с этим необходимо осуществить создание и внедрение современной информационной системы по управлению государственным имуществом Кировской области (далее - АИС "УГИ"). Данная информационная система должна быть разработана как комплекс взаимосвязанных программных компонентов с единой базой данных по объектам и субъектам управления.
Мероприятия в сфере автоматизации процессов управления государственным имуществом направлены на формирование единой системы учета и управления государственным имуществом, обеспечивающей механизмы сбора, консолидации и представления информации для принятия управленческих решений и анализа эффективности результатов управления объектами государственного имущества.
При этом именно эффективное управление, целевое использование и сохранность государственного имущества способствует экономическому росту региона.
Согласно статистическим данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области земельный фонд Кировской области составляет 12034,7 тыс. гектаров, из которых 10108,6 тыс. гектаров (84%) - земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. В установленном порядке право собственности Российской Федерации зарегистрировано на земельные участки общей площадью 7448,8 тыс. гектаров (преимущественно земли лесного фонда), право государственной собственности Кировской области - на 266,7 тыс. гектаров (преимущественно на земли сельскохозяйственного назначения), право муниципальной собственности - на 322,7 тыс. гектаров. Не разграничены в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации земельные участки общей площадью 2070,4 тыс. гектаров.
Таким образом, значительная часть земельных ресурсов относится к собственности публичных образований, при этом основным земельным ресурсом, относящимся к собственности Кировской области, являются земли сельскохозяйственного назначения.
В связи с этим неотъемлемой составляющей структурных преобразований экономики Кировской области является развитие земельных отношений, направленное на создание оптимальной системы эффективного государственного управления и распоряжения земельными ресурсами в Кировской области.
В целях увеличения доходов от поступления арендных платежей за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Кировской области, а также налоговых поступлений в соответствующие бюджеты муниципальных образований Кировской области за пользование земельными участками необходимо осуществление совместно с Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области мероприятий, направленных на выявление земельных участков, используемых без правоустанавливающих документов.
По состоянию на 01.01.2019 в реестре государственной собственности Кировской области учитывается 2209 земельных участков общей площадью 268 тыс. гектаров, из которых вовлечено в хозяйственный оборот 1372 земельных участка общей площадью 52,5 тыс. гектаров, что составляет 62% земельных участков, учитываемых в реестре, и 19,5% от общей площади земельных участков.
Такой незначительный объем площади земельных участков, находящихся в государственной собственности и вовлеченных в хозяйственный оборот, относительно удельного показателя количества предоставленных земельных участков объясняется тем, что площадь земель сельскохозяйственного назначения в общей структуре земельного фонда Кировской области составляет 257 тыс. гектаров (95,8%). При этом в хозяйственный оборот вовлечены земельные участки общей площадью 43,5 тыс. гектаров, что составляет 17%.
С учетом данного факта, а также низкого уровня заинтересованности граждан и юридических лиц в приобретении на каком-либо праве земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Кировской области, мероприятия по эффективному использованию таких земельных участков приобретают особую актуальность.
Препятствием для оформления правоотношений на земельные участки является необходимость установления границ земельных участков, в случае если такие границы подлежат уточнению, а также потребность в усовершенствовании нормативно-правовой базы, закрепляющей порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Кировской области.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации Государственной программы, сроки реализации Государственной программы
Приоритеты реализуемой в Кировской области политики в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Кировской области определяются исходя из положений:
Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах";
Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях";
Закона Кировской области от 03.03.2008 N 222-ЗО "О порядке разграничения имущества, находящегося в собственности муниципальных образований, расположенных на территории Кировской области";
Закона Кировской области от 06.10.2008 N 287-ЗО "О порядке управления и распоряжения государственным имуществом Кировской области";
постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность";
Стратегии социально-экономического развития Кировской области.
В связи с этим и с учетом текущего состояния сферы управления и распоряжения государственным имуществом Кировской области определены цели и задачи Государственной программы.
Целью Государственной программы является совершенствование механизмов управления и распоряжения государственным имуществом.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач Государственной программы:
оптимизация структуры и состава государственного имущества;
создание условий для управления и распоряжения государственным имуществом;
повышение эффективности управления и распоряжения государственным имуществом.
Целевыми показателями эффективности реализации Государственной программы являются:
доля объектов государственного имущества, учтенных в реестре государственного имущества, в общем количестве выявленных и подлежащих учету объектов государственного имущества;
доля учтенных неиспользуемых и высвобождаемых объектов государственного имущества, информация о которых актуализирована балансодержателями, для которых определена целевая функция, от общего количества учтенных неиспользуемых объектов государственного имущества;
доля объектов государственного имущества казны, вовлеченных в хозяйственный оборот, в общем количестве объектов государственного имущества казны.
Сведения о целевых показателях эффективности реализации Государственной программы приведены в приложении N 1.
Методика расчета значений целевых показателей эффективности реализации Государственной программы приведена в приложении N 2.
Срок реализации Государственной программы: 2020 - 2024 годы.
3. Обобщенная характеристика мероприятий, проектов Государственной программы
Для достижения цели и решения задач Государственной программы планируется реализация комплекса следующих основных мероприятий.
3.1. На решение задачи "Оптимизация структуры и состава государственного имущества" направлена реализация следующих отдельных мероприятий:
"Формирование оптимального состава государственного имущества";
"Содержание имущества казны Кировской области";
"Использование государственного имущества в экономическом обороте".
3.1.1. Отдельное мероприятие "Формирование оптимального состава государственного имущества" включает в себя следующие мероприятия:
совершенствование системы учета, мониторинга и контроля использования государственного имущества с применением современных информационно-аналитических систем и программных комплексов;
постановка на кадастровый учет и проведение технической инвентаризации объектов недвижимого имущества;
осуществление государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества;
проведение проверок использования государственного имущества;
передача в собственность Российской Федерации и муниципальных образований Кировской области государственного имущества Кировской области, необходимого для обеспечения реализации полномочий федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области и не используемого для обеспечения исполнения полномочий органов государственной власти Кировской области и осуществления деятельности областными государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями;
принятие в собственность Кировской области федерального и муниципального имущества, фактически используемого или подлежащего использованию в целях обеспечения исполнения полномочий органов государственной власти Кировской области и осуществления деятельности областными государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями;
разграничение государственной собственности на землю;
закрепление, изъятие, передача государственного имущества Кировской области;
согласование списания государственного имущества Кировской области;
отчуждение (передача) движимого имущества казны Кировской области;
перевод земель и земельных участков из одной категории в другую;
реализация преимущественного права выкупа земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
изъятие земельных участков для государственных нужд Кировской области.
3.1.2. Отдельное мероприятие "Содержание имущества казны Кировской области" включает в себя следующие мероприятия:
ведение реестра неиспользуемых и высвобождаемых объектов государственного имущества Кировской области;
ведение реестра государственного имущества казны Кировской области;
изъятие неиспользуемого государственного имущества Кировской области;
передача государственного имущества казны Кировской области на ответственное хранение.
Финансирование данного отдельного мероприятия осуществляется при условии выделения средств областного бюджета.
3.1.3. Отдельное мероприятие "Использование государственного имущества в экономическом обороте" включает в себя следующие мероприятия:
обеспечение поступления в областной бюджет части чистой прибыли областных государственных предприятий, дивидендов от участия Кировской области в хозяйственных обществах;
приватизация государственного имущества Кировской области;
предоставление государственного имущества Кировской области в аренду.
3.2. На решение задачи "Создание условий для управления и распоряжения государственным имуществом" направлена реализация следующих отдельных мероприятий:
"Формирование налоговой базы";
"Создание условий для вовлечения в экономический оборот земельных участков";
"Установление местоположения границ".
3.2.1. Отдельное мероприятие "Формирование налоговой базы" включает в себя следующие мероприятия:
проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Кировской области;
формирование перечня объектов недвижимости, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость;
проведение комплексных кадастровых работ;
предоставление учетно-технических документов в виде архивных копий.
Предоставление субсидии из областного бюджета Кировскому областному государственному бюджетному учреждению "Бюро технической инвентаризации", подведомственному министерству имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области, на проведение государственной кадастровой оценки и предоставление учетно-технических документов в виде архивных копий. Субсидия предоставляется в соответствии с Порядком, утвержденным Правительством Кировской области.
3.2.2. Отдельное мероприятие "Создание условий для вовлечения в экономический оборот земельных участков" включает в себя следующие мероприятия:
проведение кадастровых работ по уточнению границ и (или) площади земельных участков;
осуществление мониторинга использования земель сельскохозяйственного назначения;
осуществление мониторинга состояния земель сельскохозяйственного назначения.
3.2.3. Отдельное мероприятие "Установление местоположения границ" включает в себя следующие мероприятия:
определение границ муниципальных образований Кировской области;
определение частей границ Кировской области, смежных с другими субъектами Российской Федерации.
3.3. На решение задачи "Повышение эффективности управления и распоряжения государственным имуществом" направлена реализация следующих отдельных мероприятий:
"Преобразование областных государственных предприятий";
"Управление развитием объектов государственного имущества";
"Обеспечение реализации Государственной программы и иные мероприятия в сфере управления и распоряжения имуществом".
3.3.1. Отдельное мероприятие "Преобразование областных государственных предприятий" включает в себя следующие мероприятия:
анализ деятельности областных государственных унитарных предприятий;
сокращение количества областных государственных унитарных предприятий;
создание (реорганизация) автономных и бюджетных учреждений.
3.3.2. Отдельное мероприятие "Управление развитием объектов государственного имущества" включает в себя следующие мероприятия:
проведение оценки эффективности деятельности компаний с государственным участием;
осуществление контроля и мониторинга деятельности компаний с
государственным участием;
вовлечение объектов государственного имущества в экономический оборот, в том числе для привлечения инвестиций.
3.3.3. В рамках реализации отдельного мероприятия "Обеспечение реализации Государственной программы и иные мероприятия в сфере управления и распоряжения имуществом" предусматривается финансовое обеспечение деятельности министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области и подведомственного учреждения Кировского областного государственного казенного учреждения "Центр земельно-имущественных отношений".
4. Ресурсное обеспечение Государственной программы
Общий объем финансирования Государственной программы за счет средств областного бюджета составляет 439879,30 тыс. рублей.
Объем ежегодных расходов, связанных с финансовым обеспечением Государственной программы за счет средств областного бюджета, устанавливается законом Кировской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Основными направлениями финансирования Государственной программы являются "Прочие расходы".
Ресурсное обеспечение Государственной программы приведено в приложении N 3.
5. Анализ рисков реализации Государственной программы и описание мер управления рисками
На результаты реализации Государственной программы могут оказать существенное влияние негативные факторы.
Анализ рисков реализации Государственной программы и описание мер управления рисками представлены в таблице.
Таблица
Негативный фактор |
Способы минимизации рисков |
Нормативно-правовой риск - изменение федерального законодательства в сфере управления и распоряжения имуществом |
оперативное реагирование на изменения федерального законодательства в сфере управления и распоряжения имуществом и внесение соответствующих поправок в Государственную программу |
Риск финансового обеспечения |
осуществление прогнозирования и определение приоритетов для первоочередного финансирования Государственной программы |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.