Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Правительства Москвы
от 10 декабря 2019 г. N 710-РП
Методические рекомендации
по порядку планирования и проведения учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
1. Общие положения
1.1. Методические рекомендации по порядку планирования и проведения учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях определения единого подхода к порядку планирования и проведения учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (далее - учения (тренировки) и рекомендуются к использованию в органах исполнительной власти города Москвы, органах местного самоуправления городских округов и поселений в городе Москве и организациях независимо от их организационно-правовых форм, расположенных в городе Москве (далее - организации), в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
1.2. Основными задачами учений (тренировок) являются:
1.2.1. Совершенствование навыков лиц, привлекаемых к учениям (тренировкам) при выполнении функциональных обязанностей, при решении задач по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
1.2.2. Совершенствование взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления городских округов и поселений в городе Москве и организаций при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации.
1.3. Виды учений (тренировок):
1.3.1. Командно-штабное учение.
1.3.2. Тактико-специальное учение.
1.3.3. Комплексное учение.
1.3.4. Штабная тренировка.
1.3.5. Объектовая тренировка.
1.4. Цели и периодичность проведения учений (тренировок) определены приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24 апреля 2013 г. N 284 "Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах".
2. Планирование учений (тренировок)
2.1. Учения (тренировки) проводятся в соответствии с планами основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на год в органах исполнительной власти города Москвы, органах местного самоуправления городских округов и поселений в городе Москве и организациях. Учения (тренировки), не включенные в эти планы, могут быть проведены по решению председателя (первого заместителя председателя) Комиссии Правительства Москвы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
2.2. Учения (тренировки) засчитываются по решению руководителя соответствующего учения (тренировки) как проведенные в текущем году:
2.2.1. Для органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления городских округов и поселений в городе Москве и организаций - при их непосредственном участии в отработке задач, поставленных в замысле учений (тренировок), проводимых федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, председателем (первым заместителем председателя) Комиссии Правительства Москвы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
2.2.2. Для органов местного самоуправления городских округов и поселений в городе Москве и организаций - при их непосредственном участии в отработке задач, поставленных в замысле учений (тренировок), проводимых органами исполнительной власти города Москвы.
2.3. При подготовке и проведении учений (тренировок) особое внимание уделяют:
2.3.1. Организации работы по выполнению требований нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
2.3.2. Оценке состояния работы в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в органах исполнительной власти города Москвы, органах местного самоуправления городских округов и поселений в городе Москве и организациях.
2.3.3. Состоянию готовности сил организаций к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
2.3.4. Организации взаимодействия при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций между органами исполнительной власти города Москвы, органами местного самоуправления городских округов и поселений в городе Москве, организациями и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.
2.4. Темы учений (тренировок) определяются с учетом имеющихся сезонных и отраслевых прогнозов возникновения чрезвычайных ситуаций.
3. Организация руководства при проведении учений (тренировок)
3.1. Руководители органов исполнительной власти города Москвы, главы городских округов и поселений в городе Москве и руководители организаций, в которых запланировано проведение учения (тренировки), назначают руководителя учения (тренировки), заместителей руководителя учения (тренировки), штаб (группу) руководства учением (тренировкой) (далее также - руководство учения (тренировки).
3.2. Руководитель учения (тренировки) несет личную ответственность за подготовку и качество проведения учения (тренировки).
3.3. Руководитель учения (тренировки) определяет и утверждает замысел учения (тренировки), определяет порядок разработки необходимых документов в соответствии с приложением 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
3.4. В целях организации контроля за работой привлеченных к учению (тренировке) лиц в качестве обучаемых (далее - обучаемые) и оценки их действий руководителем учения (тренировки) формируется посреднический аппарат. Комплектование посреднического аппарата осуществляется из наиболее подготовленных лиц, не являющихся обучаемыми.
3.5. Штаб (группа) руководства учением (тренировкой) является основным органом, обеспечивающим подготовку и проведение учения (тренировки). Штаб (группа) руководства учением (тренировкой) разрабатывает необходимые документы по учению (тренировке), обеспечивает подготовку к учению (тренировке) посреднического аппарата, обучаемых, места проведения практической части учения (тренировки) (далее - район проведения учения (тренировки), а также организует связь.
3.6. Руководству учением (тренировкой) и посредническому аппарату запрещается раскрывать обучаемым замысел учения (тренировки), план-календарь проведения учения (тренировки) и план наращивания обстановки.
4. Подготовка учения (тренировки)
4.1. Подготовка учения (тренировки) включает:
4.1.1. Разработку документов по учению (тренировке) в соответствии с приложениями 1, 2 и 3 к настоящим Методическим рекомендациям.
4.1.2. Организацию материального и технического обеспечения.
4.2. Материальное и техническое обеспечение при подготовке и проведении учения (тренировки) заключается:
4.2.1. В обеспечении руководства учения (тренировки), посреднического аппарата и обучаемых необходимой техникой, автотранспортом, имуществом и другими материальными средствами.
4.2.2. В обеспечении участников учения (тренировки) средствами связи, автоматизированными системами управления и оповещения.
4.2.3. В обеспечении участников учения (тренировки) принадлежностями для работы, а также в организации питания и отдыха.
4.2.4. В техническом обслуживании автотранспорта и другой техники, привлекаемой на учение (тренировку).
5. Организация проведения учения (тренировки)
5.1. Началом учения (тренировки) является время доведения оперативного задания (распоряжения, сигнала на введение режима "повышенная готовность" или "чрезвычайная ситуация" (далее - режимы функционирования), информации о факте и последствиях условной чрезвычайной ситуации).
5.2. Учение (тренировка) может проводиться непрерывно в отведенные временные сроки или с перерывами с объявлением оперативных пауз.
5.3. В целях обеспечения последовательности достижения целей учения (тренировки) и сосредоточения усилий на решении главных вопросов проведение учения (тренировки) может планироваться и проводиться по этапам.
5.4. В ходе проведения учения (тренировки), помимо документов, указанных в приложениях 1, 2 и 3 к настоящим Методическим рекомендациям, обучаемыми могут разрабатываться иные документы (приказы, поручения, указания, распоряжения, справки, донесения, аналитические материалы и другие).
5.5. На первом этапе учения (тренировки) отрабатываются вопросы введения режимов функционирования, проводится оповещение и сбор обучаемых, осуществляется постановка задач, сбор данных по обстановке, их оценка и анализ, проверяются вопросы готовности привлекаемых на учение (тренировку) сил к действиям по предназначению.
При этом особое внимание должно уделяться вопросам развертывания и организации работы систем связи, оповещения и информирования, организации и осуществления практических мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приведения в готовность формирований гражданской обороны и Московской городской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
5.6. В ходе первого этапа учения (тренировки) проверяется:
5.6.1. Наличие разработанных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы планов и документов по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (далее - планирующие и нормативные документы).
5.6.2. Соответствие перечня, формы, содержания документов, разработанных при подготовке учения (тренировки), приложениям 1, 2 к настоящим Методическим рекомендациям, а также соответствие сроков их разработки и порядка согласования приложению 3 к настоящим Методическим рекомендациям.
5.7. При завершении отработки учебных вопросов первого этапа и переходе к очередному этапу учения (тренировки) может объявляться перенос оперативного времени в ходе учения (тренировки) на более позднее относительно текущего астрономического времени с доведением до обучаемых соответствующей обстановки (далее - оперативный скачок).
5.8. В ходе второго и последующих этапов учения (тренировки) отрабатываются вопросы управления силами, привлекаемыми к ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, выполнения мероприятий гражданской обороны, проводятся практические мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
Особое внимание в ходе второго и последующих этапов учения (тренировки) обращается на проведение мероприятий по наращиванию группировки привлекаемых к учению (тренировке) сил, проведению всех видов разведки, организации проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, проведению временного отселения населения, проведению информирования и оповещения населения.
5.9. Практические мероприятия по отработке вопросов защиты населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах проводятся в целях совершенствования навыков управления и взаимодействия, а также тренировки действий привлекаемых сил по предназначению.
5.10. Проведение практических мероприятий учения (тренировки) по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации осуществляется на фоне имитации и обозначения последствий аварий на коммунальных, энергетических сетях, катастроф и стихийных бедствий, очагов химического загрязнения и радиационного заражения. Для имитации условно пораженных лиц выделяется необходимое количество статистов. Для отработки вопросов спасения людей из-под завалов, с верхних этажей горящих зданий или из затопленных подвалов могут использоваться манекены.
5.11. Проведение практических мероприятий учения (тренировки) по вопросам гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, таких как развертывание пунктов выдачи средств индивидуальной защиты, пунктов временного размещения населения, подготовка защитного сооружения к приему укрываемых и другие, целесообразно проводить на реальных объектах с последовательным показом всех элементов этой работы.
5.12. По решению руководителя учения (тренировки) в ходе отработки обучаемыми учебных вопросов могут вноситься необходимые изменения и дополнения в план-календарь проведения учения (тренировки).
Наращивание обстановки осуществляется посредническим аппаратом в соответствии с замыслом учения (тренировки) и на основе ранее разработанного плана-календаря проведения учения (тренировки).
При резких изменениях обстановки после оперативного скачка обучаемым предоставляется время, необходимое для ее уяснения и оценки, принятия решения, постановки задач подчиненным, а также организации их выполнения.
5.13. Основным содержанием работы штаба (группы) руководства учением (тренировкой) и посреднического аппарата в ходе учения (тренировки) являются:
5.13.1. Оценка состояния работы по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, готовности к защите персонала (населения) от чрезвычайных ситуаций.
5.13.2. Рассмотрение (изучение) принятых решений и разработанных обучаемыми документов.
5.13.3. Наращивание обстановки.
5.13.4. Изучение методов работы обучаемых на их рабочих местах.
5.13.5. Контроль за практическими действиями обучаемых в ходе проведения учения (тренировки).
5.13.6. Оценка деятельности обучаемых и задействованных в учении (тренировке) органов управления и сил в целом.
5.13.7. Оценка соответствия планирующих и нормативных документов требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы.
5.13.8. Разбор проблемных вопросов, возникших в ходе подготовки и проведения учения (тренировки).
5.14. В ходе проведения учения (тренировки) руководитель учения (тренировки) или по его поручению заместители руководителя учения (тренировки) могут проводить заслушивания обучаемых по решению учебных вопросов.
5.15. Лица, включенные в состав посреднического аппарата, представляют в установленные руководителем учения (тренировки) сроки донесения в штаб (группу) руководства учением (тренировкой) о действиях обучаемых.
5.16. В донесениях излагаются:
5.16.1. Положительные и отрицательные стороны в работе обучаемых и сил, задействованных в учении (тренировке).
5.16.2. Выводы о слаженности действий, подготовленности обучаемых к выполнению своих функциональных обязанностей и оценка их работы.
5.16.3. Результаты проведенных в ходе учения (тренировки) исследований проблемных вопросов, связанных с выполнением задач в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (далее - исследования).
5.17. Донесения должны быть краткими и содержать конкретный материал с приведением фактов и цифровых показателей, которые обобщаются штабом (группой) руководства учением (тренировкой) и по указанию руководителя учения (тренировки) включаются в разбор учения (тренировки).
5.18. После отработки всех учебных вопросов каждого из этапов учения (тренировки) руководитель учения (тренировки) объявляет паузу в отработке задач учения (тренировки) (далее - частный отбой), дает указания о подготовке разбора этапа учения (тренировки) и о порядке возвращения в пункты постоянной дислокации. Частный отбой может быть объявлен до завершения этапа учения (тренировки) в случаях: когда действия обучаемых не отвечают поставленным учебным задачам и при грубом нарушении установленных требований безопасности. В этих случаях руководитель учения (тренировки) отдает необходимые указания, а после их выполнения обучаемыми продолжает учение (тренировку).
6. Подведение итогов учения (тренировки)
6.1. Цель подведения итогов учения (тренировки) (далее - разбор) состоит в том, чтобы на основе требований планирующих и нормативных документов, а также всестороннего анализа работы и действий обучаемых определить, в какой степени достигнуты поставленные учебные цели учения (тренировки).
6.2. Метод проведения разбора учения (тренировки) определяется руководителем учения (тренировки) исходя из продолжительности учения (тренировки), числа обучаемых, учебных целей учения (тренировки).
6.3. Разбор учения (тренировки) проводится непосредственно после окончания учения (тренировки). Если требуется дополнительное время для обобщения результатов исследования и других материалов, то разбор учения (тренировки) может быть перенесен на несколько суток после окончания учения (тренировки).
6.4. При подведении итогов прошедшего учения (тренировки) руководитель учения (тренировки) оценивает работу обучаемых, применяя следующую систему градации оценок:
6.4.1. "Отлично" - если обучаемые показали высокую слаженность в действиях, качественно подготовили все документы, в ходе подготовки и проведения учения (тренировки) принимали целесообразные решения, уверенно и непрерывно осуществляли управление, что обеспечило своевременное и в полном объеме выполнение поставленных задач, а также имеются в наличии и отвечают требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы все планирующие и нормативные документы.
6.4.2. "Хорошо" - если обучаемые показали хорошую слаженность в действиях, при разработке документов в ходе подготовки и проведения учения (тренировки) были допущены незначительные недоработки, принимаемые решения отвечали сложившейся обстановке, в управлении подчиненными силами имели место отдельные перебои, которые не оказали существенного влияния на отработку учебных вопросов и выполнение поставленных задач, а также имеются в наличии и отвечают требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы все планирующие и нормативные документы.
6.4.3. "Удовлетворительно" - если обучаемые работали недостаточно слаженно, принимаемые решения не всегда отвечали сложившейся обстановке, в управлении допускались значительные перебои, которые вместе с тем не привели к срыву выполнения подчиненными силами поставленных задач, а также имеются в наличии и отвечают требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы основные планирующие и нормативные документы.
6.4.4. "Неудовлетворительно" - если обучаемые работали неорганизованно, документы, разработанные при подготовке к учению (тренировке), не соответствуют приложениям 1, 2 и 3 к настоящим Методическим рекомендациям, принимаемые решения не отвечали сложившейся обстановке, в связи с чем было сорвано выполнение подчиненными силами поставленных задач, учебные вопросы отработаны не полностью, а также отсутствуют или не отвечают требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы основные планирующие и нормативные документы.
7. Обобщение итогов учения (тренировки)
7.1. По итогам проведенного учения (тренировки) органами исполнительной власти города Москвы, органами местного самоуправления городских округов и поселений в городе Москве и организациями, проводившими учение (тренировку), готовится и оформляется в печатном виде анализ учения (тренировки).
7.2. Отчет о проведении учения (тренировки) с приложением анализа направляется:
7.2.1. При проведении учения (тренировки) органами исполнительной власти города Москвы и подведомственными им организациями, за исключением управ районов города Москвы и организаций, подведомственных префектурам административных округов города Москвы, - в Главное управление МЧС России по г. Москве.
7.2.2. При проведении учения (тренировки) управами районов города Москвы, органами местного самоуправления городских округов и поселений в городе Москве, организациями, подведомственными префектурам административных округов города Москвы, и организациями, не подведомственными органам исполнительной власти города Москвы, - в соответствующие управления по административным округам Главного управления МЧС России по г. Москве.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.