Распоряжение Администрации Алтайского края от 13 октября 2009 г. N 331-р
Постановлением Правительства Алтайского края от 9 января 2018 г. N 4 настоящее распоряжение признано утратившим силу с 10 января 2018 г.
В соответствии с законом Алтайского края от 07.11.2006 N 117-ЗС "О государственном прогнозировании, индикативном планировании и программировании социально-экономического развития Алтайского края":
1. Утвердить прилагаемые Сценарные условия социально-экономического развития Алтайского края на 2010 год и на период до 2012 года (далее - "Сценарные условия").
2. Органам исполнительной власти Алтайского края при разработке проектов прогнозов социально-экономического развития Алтайского края, краевых и ведомственных целевых программ, других планово-прогнозных документов руководствоваться Сценарными условиями.
3. Предложить органам местного самоуправления при разработке прогнозов социально-экономического развития на среднесрочную перспективу и корректировке комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований руководствоваться Сценарными условиями.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Алтайского края, начальника Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края Щетинина М.П.
Губернатор Алтайского края |
А.Б.Карлин |
Сценарные условия
социально-экономического развития Алтайского края
на 2010 год и на период до 2012 года
(утв. распоряжением Администрации Алтайского края от 13 октября 2009 г. N 331-р)
Сценарные условия социально-экономического развития Алтайского края на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов (далее - "Сценарные условия") разработаны на основе сценарных условий и основных макроэкономических параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на указанный период, итогов социально-экономического развития Алтайского края в 2008 году и 1 полугодии 2009 года, с учетом оценки негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса на развитие экономики и возможного эффекта от реализации антикризисных мер.
Сценарные условия учитывают цели и приоритеты, соответствующие комплексной программе социально-экономического развития Алтайского края, одобренной постановлением Администрации края от 28.12.2007 N 622, а также определяют прогнозные параметры развития Алтайского края на ближайшие три года (приложение).
Основные тенденции социально-экономического развития Алтайского края
в 1 полугодии и оценка параметров 2009 года
В 1 полугодии 2009 года финансовый кризис продолжил негативное влияние на экономику Алтайского края.
Продолжилось сокращение инвестиций в основной капитал, объемов выпуска промышленной продукции, перевозок грузов транспортом предприятий всех видов экономической деятельности, грузооборота, внешнеторгового оборота, оборота розничной торговли, снижение реальной заработной платы и реальных денежных доходов населения края, сохраняется высокий уровень безработицы.
В промышленности на фоне стабилизации производства в добывающем секторе, тенденций замедления темпов спада в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды усилился спад выпуска промышленных товаров предприятиями обрабатывающих производств. Исключение составляет производство пищевых продуктов и производство кожи, изделий из кожи и обуви (прирост соответственно на 14,6% и 24,4%).
Индекс промышленного производства за январь-июнь текущего года составил 89,3%, к концу года он оценивается на уровне 91,5%, в том числе в обрабатывающих производствах - 90,6%. Наиболее сильное его снижение ожидается в целлюлозно-бумажном производстве, производстве прочих неметаллических изделий и производстве транспортных средств и оборудования. Вместе с тем в производстве пищевых продуктов, на которое приходится более 30% продукции обрабатывающего сектора, ожидается прирост не менее 15%.
Основные показатели развития экономики в 2009 году
(в % к соответствующему периоду предыдущего года)
|
2009 год |
||
1 квартал |
1 полугодие |
оценка года |
|
Индекс потребительских цен, за период Индекс промышленного производства, в том числе обрабатывающие производства Продукция сельского хозяйства Инвестиции в основной капитал Оборот розничной торговли Объем платных услуг Реальные располагаемые денежные доходы населения Реальная заработная плата |
106,0 93,4 87,7 107,5 92,3 102,1 102,9 100,1
97,3 |
108,2 89,3 86,7 107,9 82,3 93,4 101,0 95,4
96,7 |
113,2 91,5 90,6 107,7 90,5 94,7 101,2 96,0
95,7 |
Инвестиции в основной капитал за I полугодие 2009 года сократились на 17,7% по сравнению аналогичным# периодом прошлого года, а по крупным и средним предприятиям еще более существенно - на 22,3%. Значительно снизились объемы капитальных вложений в добычу полезных ископаемых, среди обрабатывающих производств - в производство транспортных средств и оборудования, химическое производство. Однако в целом по году оценка инвестиционного спада уменьшена (90,5%) в результате ожидания более высокого уровня инвестиций во втором полугодии 2009 года. Предполагается, что принимаемые Правительством Российской Федерации меры по снижению рисков банковского кредитования дадут эффект, и темпы роста объемов инвестиционных кредитов во втором полугодии будет выше.
Объем работ по виду деятельности "Строительство" за январь-июнь 2009 года снизился на 37,7%. При этом объемы жилищного строительства не снижаются, за 6 месяцев 2009 года в крае введено 290,2 тыс. кв. м общей площади жилых домов, что на 4,8% больше соответствующего периода 2008 года. Ожидаемый ввод жилья в 2009 году может составить 650 тыс. кв. м.
За январь-июнь реальные располагаемые денежные доходы жителей края составили 95,4%, реальная заработная плата - 96,7%. Во втором полугодии ожидается, что падение показателей уровня жизни приостановится, и в целом по 2009 году реальная заработная плата и реальные располагаемые денежные доходы населения останутся на уровне, фактически сложившемся в первом полугодии. Номинальный размер заработной платы одного работающего в 2009 году оценивается на 9,1% выше уровня 2008 года (10617 рублей).
Снижение доходов населения отражается на динамике показателей потребительского рынка. Оборот розничной торговли за 6 месяцев снизился на 6,6%, общественного питания - на 34,4%, объем платных услуг незначительно превысил уровень 2008 года. Во второй половине года ожидается, что динамика показателей торговли и платных услуг стабилизируется и к концу года начнет медленно восстанавливаться. За 2009 год розничные продажи составят 94,7% в сопоставимых ценах к уровню 2008 года, платные услуги - 101,2%. В общественном питании по итогам года ожидается еще более существенный спад - на 37,5%.
На 1 июля 2009 года статус безработного имели 3,3% от общего количества трудоспособного населения края (на 1 июля 2008 года - 3,1%). По сравнению с аналогичной датой предыдущего года численность официально зарегистрированных безработных увеличилась на 3,9 тыс. человек. Однако в мае-июне, впервые с начала экономического кризиса, уровень официально зарегистрированной безработицы начал снижаться. Численность работников в текущем году может уменьшиться по сравнению с предыдущим годом на 22,5 тыс. человек и составит 730,0 тыс. человек.
Несмотря на спад многих экономических показателей, в производстве сельскохозяйственной продукции тенденция роста не меняется. За первое полугодие 2009 года темп роста объема продукции всех категорий сельхозтоваропроизводителей в сопоставимой оценке к соответствующему периоду 2008 года составил 107,9%. Наибольший прирост отмечается в сельскохозяйственных организациях - 15,6%, в крестьянских (фермерских) хозяйствах - 3,7%.
В растениеводстве сбор зерновых культур предварительно оценивается на уровне 4,5 млн. тонн, что позволяет ожидать прирост производства растениеводческой продукции не менее чем на 8,7%. За счет ввода во II полугодии новых животноводческих комплексов ожидается улучшение ситуации в животноводческой отрасли, прирост производства продукции которой оценивается не ниже 6,6% В целом рост объема производства валовой продукции сельского хозяйства в текущем году оценивается на уровне 107,7%.
С апреля 2009 года наметилась тенденция замедления инфляции: за первый квартал потребительские цены выросли на 6%, за второй квартал - на 2,2%. В целом за январь-июнь 2009 года инфляция составила 8,2% против 8,6% за аналогичный период прошлого года. Во втором полугодии ожидаются умеренные темпы роста потребительских цен, что позволяет оценивать уровень инфляции по итогам года не выше 13,2%. Это на 1,2 процентных пункта выше показателя, предложенного в параметрах прогноза Российской Федерации (112%).
Под влиянием снижения инвестиционного и потребительского спроса, низкой оценки ожидаемых результатов деятельности базовых отраслей экономики края объем валового регионального продукта по итогам года ожидается и пределах 290,5 млрд. рублей, его реальный объем уменьшится к уровню 2008 года примерно на 3,8%.
Характеристика вариантов развития Алтайского края
на период до 2012 года
Сценарные условия выполнены в двух вариантах. Различия в вариантах базируются на изменении масштабов государственной поддержки приоритетных направлений социально-экономического развития в 2010 - 2012 годах, уровне дефицита федерального и регионального бюджетов, а также на возможности адаптации хозяйствующих субъектов в условиях кризиса.
Вариант 1 (консервативный) отражает развитие экономики в условиях затянувшегося кризиса, стагнации производства вследствие продолжающегося сокращения инвестиционного спроса, включая государственные инвестиции, при слабом росте потребительского спроса из-за низких темпов роста доходов населения. Среднегодовой темп прироста валового регионального продукта за 2010 - 2012 годы составит 2,6%, инвестиций - 6,9%, реальных располагаемых доходов населения - 1,8%.
Вариант 2 (умеренно оптимистичный) предполагает оживление в экономике (начиная с 2011 года) вследствие менее существенного сокращения государственных инвестиций на финансирование проектов в сфере энергетики, транспорта, образования, здравоохранения, а также расширения банковского кредитования и более быстрого восстановления доходов населения. Среднегодовой прирост инвестиций может составить в 2010 - 2012 годах 14,4%, реальных располагаемых доходов населения - 5,5%, валового регионального продукта - 4,9%.
В качестве основного для разработки параметров краевого бюджета на 2010-2012 годы предлагается второй вариант прогноза.
Сценарии социально-экономического развития Алтайского края на среднесрочную перспективу формируются под влиянием внешних и внутренних условий (факторов).
К внешним условиям (факторам), оказывающим наибольшее воздействие на социально-экономические процессы в Алтайском крае, относятся параметры инфляции, уровень роста цен и тарифов на услуги естественных монополий, динамика обменного курса рубля, налоговые условия, а также антикризисные меры Правительства Российской Федерации, включая мероприятия, направленные на рост заработной платы работников бюджетной сферы, улучшение пенсионного обеспечения и социального обслуживания граждан.
В качестве внутренних условий (факторов) учитывается демографическая ситуация, эффективность реализации мер, предусмотренных антикризисной программой Алтайского края, реализация крупных инвестиционных проектов, в первую очередь "Комплексное развитие Алтайского Приобья", создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь", игорной зоны, а также осуществление мероприятий по оптимизации бюджетной сферы Алтайского края.
Внешние условия (факторы), формирующие сценарии
социально-экономического развития Алтайского края
Наиболее важным внешним фактором прогноза социально-экономического развития края являются показатели инфляции. Тенденция к опережающему росту цен на сельскохозяйственные и продовольственные товары, сформировавшаяся в 2007 - 2008 годах, в текущем году заметно ослабла. По итогам года основной вклад в прирост потребительских цен внесут непродовольственные товары и платные услуги, цены на которые могут возрасти примерно на 14,5%; прирост цен на продовольственные товары не превысит 11%. Общий уровень инфляции в Алтайском крае в 2009 году оценивается примерно 113,2% по отношению к декабрю 2008 года, что на 1,2 процентных пункта выше показателя, предложенного в параметрах прогноза Российской Федерации.
В 2010 - 2012 годах инфляция по-прежнему будет находиться под воздействием спросовых ограничений. Инфляционная динамика в прогнозируемом периоде будет соответствовать целевому уровню инфляции в целом по России: в пределах 110% в 2010 году, 108% в 2011 году и 107% в 2012 году.
В целях сдерживания роста издержек и цен тарифная политика в отношении естественных монополий в 2010-2012 годах будет ужесточена по сравнению с проводимой в докризисный период.
Приоритетной задачей тарифной политики в 2010 - 2012 годах является ограничение темпов роста тарифов субъектов естественных монополий при сохранении надежности и качества снабжения потребителей товарами и услугами субъектов естественных монополий. Реализация указанной задачи будет осуществляться на основе оптимизации операционных расходов субъектов естественных монополий и повышения энергоэффективности экономики.
Базой для формирования прогноза предельного роста тарифов на товары (услуги) естественных монополий на 2010 - 2012 годы является оценка их деятельности в 2009 году.
Основными факторами роста цен и тарифов на электроэнергию в 2010 - 2012 годах являются рост цен на топливо, либерализация рынка электрической энергии и учет выпадающих доходов энергоснабжающих организаций.
Важным фактором роста конечных цен на электроэнергию для потребителей является увеличение доли свободного (нерегулируемого) рынка, цены на котором в среднем выше, чем в регулируемом секторе. Доля электроэнергии, отпускаемой по свободным (нерегулируемым) ценам, повысится с 30% от всей отпущенной электроэнергии в 2009 году до 53% в 2010 году и до 76% в 2011 и 2012 годах.
Наиболее важным для экономики представляется ограничение роста регулируемых тарифов на электроэнергию в 2010 году. Параметры роста регулируемых тарифов субъектов электроэнергетики определены исходя из оптимизации постоянных затрат в сторону снижения. Дополнительно учтены потери, связанные с изменением правил технологического присоединения для малого бизнеса и населения согласно действующему законодательству, выпадающие доходы по оплате потерь электроэнергии в электрических сетях по нерегулируемым (свободным) ценам, а также затраты на содержание бесхозяйных электрических сетей.
Исходя из этих условий рост регулируемых тарифов на электроэнергию на 2010 год в среднем по Алтайскому краю предполагается в размере 105 %, в том числе для населения - 100-110%, в последующие годы ежегодный прирост составит не более 10%.
Прогноз роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных
монополий в 2009 - 2012 гг. (в среднем за год к предыдущему году, %)
|
2009 оценка |
Прогноз |
||
2010 |
2011 |
2012 |
||
Электроэнергия: |
|
|
|
|
регулируемые тарифы на розничном рынке для всех категорий потребителей |
114,1 |
101,1-105 |
- |
- |
регулируемые тарифы для населения, индексация с января |
123,4 |
100-110 |
110 |
110 |
Тепловая энергия |
114,2 |
110,0-112,0 |
112-114 |
109-111 |
Газ природный, реализуемый населению |
121,0 |
127,4 |
120,8 |
116 |
Железнодорожные перевозки грузов |
112,4 |
112,3 |
109,2 |
107 |
Пассажирские перевозки железнодорожным транспортом (регулируемые тарифы) |
122 |
110 |
110 |
110 |
С 2011 года государственное регулирование тарифов на электрическую энергию (мощность) сохранится только для населения и в естественно-монопольном сетевом секторе, доля которых в расчете тарифов на электроэнергию на розничном рынке составляет примерно 33%.
Параметры роста внутренних цен на газ в прогнозный период определялись исходя из необходимости выравнивания показателей доходности от поставок газа на внутренний и внешний рынки, а также покрытия экономически обоснованных издержек на добычу и транспортировку газа и минимально необходимого объема инвестиций.
Также учитывалась необходимость постепенного выравнивания образовавшихся "перекосов" между ценами на газ, уголь, мазут и улучшения структуры топливного баланса с целью стимулирования роста потребления угля и других видов топлива в условиях дефицита газа на внутреннем рынке.
Исходя из указанных факторов рост регулируемых оптовых цен на газ на 2010 - 2012 годы предполагается в размере 15% в год (с января) для всех категорий потребителей, кроме населения. Для населения планируется проводить повышение цен два раза в год: на 5% с 1 января и на 15% с 1 апреля.
Розничные цены на газ природный, реализуемый населению края, рассчитаны исходя из прогнозных параметров роста оптовых цен, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и платы за снабженческо-сбытовые услуги, утверждаемых Федеральной службой по тарифам.
Рост регулируемых тарифов на тепловую энергию (производство, передача и сбыт) в 2010 году в среднем по Алтайскому краю составит 110-112%, в 2011 году - 112-114% и в 2012 году - 109-111%. Прогнозируемый рост тарифов на тепловую энергию учитывает рост затрат на топливо (уголь, мазут, природный газ), рост цен на электрическую энергию. Затраты на оплату труда планируются без роста, т.е. на уровне 2009 года. При этом прочие операционные затраты проектируются со снижением 10% к уровню 2009 года.
Ограничение роста цен на тепловую энергию позволит также ограничить рост расходов граждан на оплату услуг ЖКХ, в которых доля тепловой энергии составляет более 50%.
Вместе с тем в условиях существенного ограничения цен на тепловую энергию вероятно снижение рентабельности теплоснабжающих организаций и возникновение выпадающих доходов. Для обеспечения требуемого уровня инвестиций в теплоснабжении будет осуществляться переход к установлению долгосрочных тарифов, что позволит стимулировать энергосбережение, повышение эффективности производства и передачи тепловой энергии, а также позволит увеличить объем частных инвестиций.
На железнодорожные перевозки рост тарифов в регулируемом секторе также ограничивается необходимостью покрытия эксплуатационных издержек и минимально необходимых средств на проведение ремонтных работ на поддержание инфраструктуры. В прогнозный период индексация тарифов на грузовые железнодорожные перевозки не превысит в среднем: в 2010 году - 12,3%, в 2011 и 2012 годах - 9,2 и 7% соответственно. Предельный среднегодовой рост тарифов на пассажирские железнодорожные перевозки в дальнем следовании в регулируемом секторе не превысит в среднем 10% ежегодно.
Прогноз изменения тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи учитывает необходимость обеспечения доступности данных услуг в сложившихся экономических условиях, а также доведение указанных тарифов до уровня экономически обоснованных затрат с учетом нормативной прибыли. В прогнозный период планируется прирост тарифов на услуги телеграфной связи в размере 25% ежегодно. На услуги почтовой связи прирост тарифов за 2010 - 2012 годы составит 31%; на услуги по предоставлению местных телефонных соединений с учетом абонентской линии - 29%; на услуги по предоставлению междугородных телефонных соединений и внутризоновых телефонных соединений в связи с обострением конкуренции на рынке предоставления услуг междугородней телефонной связи тарифы не изменятся; на услуги по предоставлению доступа к сети местной телефонной связи планируется ежегодное снижение тарифов до 10% ежегодно.
Политика Правительства Российской Федерации по увеличению заработной платы в бюджетных отраслях в прогнозный период предусматривает осуществлять# ее индексацию в меру роста индекса потребительских цен.
В 2010 году Правительством Российской Федерации предусмотрены меры, направленные на повышение размера пенсий. Базовая часть трудовых пенсий в прогнозный период будет индексироваться темпами, которые позволят поддерживать социальную пенсию на уровне прожиточного минимума пенсионера. С 1 января 2010 года пенсионные права граждан, приобретенные до 2002 года, предполагается дополнительно проиндексировать на 10%. Кроме того, планируется дополнительная индексация пенсий в размере 1% за каждый год стажа, заработанный до 1991 года. В результате средний размер трудовых пенсий в 2010 году вырастет почти в 1,5 раза по сравнению с текущим периодом. В целом за 2010 - 2012 годы средний размер трудовой пенсии увеличится в 1,8 раза.
Внутренние условия (факторы) для формирования
вариантов социально-экономического развития
В 2010 - 2012 годах социально-экономическое развитие Алтайского края будет формироваться под влиянием:
скорости выхода экономики из кризиса;
эффективности адаптации хозяйствующих субъектов в условиях кризиса и повышения потенциала их конкурентоспособности;
динамики инвестиционной активности хозяйствующих субъектов и объемов государственных инвестиций;
эффективности реализации мер антикризисной политики Администрации края.
Указанные предпосылки будут определять как уровень, так и устойчивость темпов экономического роста. Валовой региональный продукт в 2010 году по сравнению с оценкой 2009 года может составить 102 - 103,8%, его номинальный объем прогнозируется в размере 322 - 329 млрд. рублей. В 2011 - 2012 годах темп роста ВРП заметно усилится, и к концу прогнозного периода восстановится характерная для края динамика. В 2011 году реальный объем ВРП увеличится к уровню 2010 года на 2,5 - 4,6%, а в 2012 году - на 3,4% - 6,2% соответственно по вариантам прогноза. Достижение верхней границы возможно при реализации бюджетных мер антикризисной политики и повышении их эффективности.
Более весомый вклад в прирост ВРП внесут виды деятельности, относящиеся к услугам, динамика которых в течение всего периода будет превышать темпы развития производственных видов деятельности. Динамичному развитию рынка услуг будет способствовать создание в крае особой экономической зоны туристско-рекреационного типа и игорной зоны.
В сфере производства товаров серьезный вклад в прирост ВРП ожидается от сельского хозяйства в связи с началом реализации проекта "Комплексное развитие Алтайского Приобья". Прогнозируется эффективное развитие вида деятельности "Строительство", темп роста которого на протяжении прогнозного периода будет ежегодно превышать средний темп роста ВРП в 2 и более раза.
В достижении параметров роста валового регионального продукта, соответствующих второму варианту развития, особая роль отводится повышению инвестиционной активности. Кроме того, прогнозируется рост вклада заработной платы и предпринимательского дохода в формирование валового регионального продукта. Удельный вес фонда оплаты труда в объеме ВРП возрастет с 32,0% в 2009 году до 33-35% в 2012 году.
В прогнозный период экономический рост будет связан с решением следующих важнейших задач:
стабилизация экономической ситуации в рамках реализации мероприятий антикризисной программы, разработанной Администрацией края, в первую очередь, мероприятий инвестиционной направленности;
проведение активной социальной политики, направленной на более широкое привлечение бюджетных и частных ресурсов к решению социальных задач и способствующей росту денежных доходов населения, необходимых для восстановления потребительского спроса;
восстановление докризисных темпов инвестиционной активности за счет реализации крупномасштабных инвестиционных проектов, федеральных и региональных программ при условии эффективного использования бюджетных инвестиций.
Инвестиционная политика
Прогноз инвестиций в 2010 - 2012 годах основан на реализации инвестиционных проектов и целевых программ, входящих в состав комплексной программы социально-экономического развития Алтайского края и соответствующих ее среднесрочному периоду.
Реализация антикризисных мер и бюджетное финансирование государственных капитальных вложений будет одним из факторов приостановки тенденции спада в инвестиционной сфере в 2010 году и последующего роста. Прирост общего объема инвестиций в основной капитал прогнозируется преимущественно за счет видов деятельности с высокой долей бюджетного финансирования (транспорт, образование, здравоохранение, предоставление коммунальных услуг и жилищное строительство). В целом за три прогнозных года объем инвестиций в основной капитал по первому варианту в 2012 году возрастет в сопоставимых ценах в 1,2 раза к уровню 2009 года и может составить примерно 73 млрд. рублей; по второму варианту - в 1,5 раза (89,5 млрд. рублей).
По прогнозу в 2012 году более 65% общего объема инвестиций будет распределяться по 4 основным видам экономической деятельности: сельское хозяйство; операции с недвижимым имуществом, обрабатывающие производства, транспорт и связь. Предполагается, что в указанных секторах экономики продолжится реализация начатых проектов и программ, финансирование которых осуществляется как из государственных источников, так и за счет частных средств, а также начнется реализация ряда новых проектов.
В среднесрочной перспективе планируется реализация ряда крупных инвестиционных проектов в приоритетных секторах экономики края.
В сельском хозяйстве края ключевое значение придается проекту "Комплексное развитие Алтайского Приобья", предусматривающего придание Алтайскому краю статуса особо значимой аграрной территории. Общая сумма инвестиционных вложений в рамках проекта предполагается в объеме 590,7 млрд. рублей, из которых 40% - государственные вложения, направленные на формирование производственной и социальной инфраструктуры, на субсидирование затрат по реализации проектов, 60% - частные инвестиции. В рамках данного проекта предусмотрена реализация более 80 инвестиционных проектов как в области сельского хозяйства, так и в сельхозмашиностроении, энергетике, производственной инфраструктуре. Причем 19 из них начнут реализовываться в ближайшие три года: строительство птицеводческого комплекса, ряда животноводческих комплексов, тепличного комплекса по выращиванию овощей и цветочных культур в Первомайском районе и другие проекты. С учетом усиления государственной поддержки, связанной с реализацией мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, объем инвестиционных вложений в отрасль за 2010 - 2012 годы возрастет более чем в 2 раза.
Среди обрабатывающих производств реализация наиболее крупных инвестиционных проектов предполагается в машиностроительном комплексе края, в производстве пищевой продукции, в стройиндустрии и лесопереработке.
В производстве пищевых продуктов в рамках проекта "Комплексное развитие Алтайского Приобья" планируется реконструкция Ребрихинского мелькомбината в современное предприятие по глубокой комплексной переработке пшеницы стоимостью 8,5 млрд. рублей.
В производстве транспортных средств и оборудования крупнейшим является проект модернизации ОАО "Алтайвагон", который предполагает дальнейшее развитие как Рубцовского филиала, производящего крупное литье, так и головного предприятия, создание на его базе сибирского испытательного центра вагоностроения (ИЦ "Сибирь"). Общая стоимость проекта составляет свыше 6,0 млрд. рублей.
В стройиндустрии предполагается реализация двух крупных проектов: строительство нового высокотехнологичного завода по производству цемента в Локтевском районе мощностью 1 млн. тонн цемента в год (стоимость проекта 9,4 млрд. рублей) и второй очереди производства цементного завода в Заринском районе (1,7 млрд. рублей), что позволит последнему также производить до 1 млн. тонн цемента в год. Продолжится строительство предприятия по выпуску пиломатериалов для домостроения в г. Камне-на-Оби и реализация ряда проектов по производству продукции для домостроения.
Один из крупнейших инвестиционных проектов в промышленной сфере - создание энергетического кластера, основным элементом которого является строительство конденсационной электрической станции (КЭС) мощностью 675 МВт и увеличение объема добычи угля до 2,7 млн. тонн в год на Мунайском угольном разрезе. В добывающем секторе промышленности в среднесрочной перспективе планируется также строительство Корбалихинского, Степного, Таловского рудников и Захаровского горно-обогатительного комбината с общим объемом инвестиций более 10 млрд. рублей.
В сфере туризма и развлечений предполагается продолжить реализацию проектов создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь" и игорной зоны "Сибирская монета".
В соответствии с перечнем объектов внутренней инфраструктуры ОЭЗ ТРТ "Бирюзовая Катунь", подлежащих строительству, реконструкции и капитальному ремонту в 2009 - 2010 годах, на строительство внутренней инфраструктуры туристско-рекреационной зоны в Алтайском крае в указанный период будет направлено более 4,4 млрд. рублей за счет бюджетов всех уровней. Это самый большой объём бюджетных средств, выделяемых на туристическую зону, по сравнению с другими туристическими зонами России. В течение 2009 года начнется строительство производственно-эксплуатационной базы с административно-бытовым корпусом и котельной, внутриплощадочных дорог, электрических и газораспределительных сетей и сетей хозяйственно-бытовой канализации.
Резидентами ОЭЗ ТРТ "Бирюзовая Катунь" в соответствии с Соглашением о создании на территории Алтайского района Алтайского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа к 2013 году предполагается освоить около 3,2 млрд. рублей на проектирование и строительство туристических объектов. Проектом планировки туристической зоны "Бирюзовая Катунь" предусмотрено создание 15 гостиничных комплексов в среднем на 200 мест размещения туристов, а также объектов развлечения, спортивно-оздоровительного и экстремального направления, сервисной инфраструктуры.
В рамках создания игорной зоны "Сибирская монета" по проекту планировки предполагается построить 15 казино, 10 крупных игорно-развлекательных комплексов, 30 гостиниц на 3000 мест. К концу 2012 года будет завершено строительство основных объектов преимущественно за счет средств частных инвесторов. Возможность бюджетного финансирования строительства внутренней инфраструктуры зоны будет определена после 2010 года. Учитывая общую границу игорной зоны и особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, объекты внешней инфраструктуры планируются и строятся одновременно для двух зон.
Развитие транспортной инфраструктуры Алтайского края будет осуществляться в соответствии с подпрограммой "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)", федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)", а также в рамках необходимого финансирования инфраструктурного обустройства особых экономических зон. В прогнозируемом периоде за счет средств федерального бюджета планируется осуществить строительство зала прилета для обслуживания VIP-пассажиров в аэропорту г. Барнаула; реконструкцию аэропортового комплекса в г. Бийске; строительство автомобильной дороги "Нижняя Каянча - "Сибирская монета", "Алтайское - Ая - Нижняя Каянча - "Бирюзовая Катунь" и мостового перехода через р. Катунь у села Ая.
Инвестиции на строительство и приобретение жилья в прогнозируемый период будут поддерживаться спросом со стороны населения. С учетом собственных средств населения на строительство и приобретение жилья, средств бюджетов всех уровней, а также за счет привлечения внебюджетных источников на стимулирование строительства и реализацию жилищных программ к 2012 году планируется довести ввод жилья до 750 тыс. кв. м по первому варианту и до 1000 тыс. кв. м - по второму. Предполагается диверсификация финансовых механизмов строительства и приобретения жилья для граждан с различной платежеспособностью и кредитоспособностью, государственная поддержка социально уязвимых категорий населения в улучшении жилищных условий в пределах установленных государственных стандартов, дальнейшее развитие ипотечного жилищного кредитования. Дополнительные инвестиции могут быть привлечены из Инвестиционного фонда Российской Федерации на строительство жилых комплексов в городах Барнауле и Бийске на общую сумму около 15 млрд. рублей.
В структуре источников финансирования в 2009 и 2010 годах будут преобладать привлеченные средства, в первую очередь, бюджетные. По мере выхода из кризиса в источниках инвестиций преобладающими постепенно будут становиться собственные средства предприятий и кредиты банков.
Наиболее эффективной антикризисной мерой стимулирования инвестиционной активности хозяйствующих субъектов является государственная поддержка инвесторов. В предстоящий период сохранятся все существующие виды государственной поддержки реального сектора экономики Алтайского края: лизинг техники и оборудования для отраслей реального сектора экономики; субсидирование части банковской процентной ставки, в том числе по инновационным проектам; субсидирование налога на имущество и налога на прибыль. Кроме того, будет продолжена работа по привлечению финансовых ресурсов федерального бюджета через федеральные целевые программы, федеральную адресную инвестиционную программу, приоритетные национальные проекты, Инвестиционный фонд Российской Федерации, институты особых экономических зон, венчурных фондов, бизнес-инкубаторов и технопарков.
В 2009 году планируется завершить разработку краевой целевой программы "Улучшение инвестиционного климата в Алтайском крае", реализация которой в последующие годы будет способствовать созданию благоприятных условий для привлечения в край инвестиций.
Инновационная политика
Сценарии социально-экономического развития предполагают усиление инновационной ориентации промышленного сектора, сельского хозяйства и сферы услуг, особенно второй вариант, что в условиях дестабилизации экономики может стать одним из основных источников повышения конкурентоспособности продукции и услуг Алтайского края.
В качестве ключевого направления инновационной политики в среднесрочной перспективе рассматривается развитие новых организационно-экономических форм, позволяющих эффективно задействовать инновационный потенциал наукограда для развития региона. Прогнозируемое развитие Межрегионального центра нанотехнологий и инноваций (г. Бийск) будет осуществляться по следующим направлениям:
развитие нанотехнологий двойного назначения на предприятиях оборонно-промышленного комплекса;
исследования в области наноматериалов и нанотехнологий;
применение нанотехнологий предприятиями биофармацевтического кластера;
нанотехнологии для сельского хозяйства.
Задачи развития Алтайского биофармацевтического кластера в среднесрочной перспективе определяются в соответствии с основными положениями, обозначенными в проекте стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года:
развитие современной производственной базы, соответствующей стандартам GMP, позволяющей с высокой эффективностью производить лекарственные субстанции и готовые лекарственные формы на их основе;
производство и вывод на рынок дженериков;
разработка и производство инновационных препаратов для импортозамещения и инновационных препаратов, конкурентоспособных на мировых рынках.
Перспективы инновационного развития Алтайского края связаны и с расширением спектра инструментов поддержки регионального уровня. Важное место здесь отводится сотрудничеству с ведущими научными фондами России, проведению на территории региона конкурса инновационных проектов, развитию информационной базы инноваций, которая облегчит поиск объектов производства и технологий для обеспечения инновационного процесса.
В 2010 - 2012 годах планируется продолжить формирование основных элементов инновационной инфраструктуры, в том числе строительство бизнес-инкубатора инновационного типа в г. Бийске, центра высокотехнологичной медицинской помощи в г. Барнауле (медицинского кластера), оснащение Центра коллективного пользования в г. Бийске научным оборудованием.
Созданные для активизации и развития инновационной деятельности условия позволят обеспечить повышение уровня инновационной активности предприятий края за 2009 - 2012 годы не менее чем на 2,8 процентных пункта.
Промышленность
Индекс промышленного производства в 2010 - 2012 годах может составить по 1 консервативному варианту 108,5%. С учетом эффекта от реализации антикризисных мер, предусмотренных для стабилизации ситуации в промышленности края и повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, индекс достигнет 113,0%, что соответствует второму варианту прогноза. Объем отгруженных товаров собственного производства возрастет к 2012 г. до 215 -224 млрд. рублей.
В обрабатывающем секторе, определяющем основу промышленного производства, наиболее динамично будут развиваться виды деятельности, ориентированные на внутренний рынок и использующие местные ресурсы: производство пищевых продуктов (за 2010 - 2012 годы прирост составит по вариантам 12,6 - 16,2%), производство прочих неметаллических изделий (8,7 - 16,2%), обработка древесины и производство изделий из дерева (9,6 - 14,1%). На высоком уровне прогнозируется прирост производства машин и оборудования (10,1 - 20,8%) и производства транспортных средств и оборудования, основу которого составляет вагоностроение (9,2 - 18,9%). В целом в обрабатывающем секторе объем отгруженной промышленной продукции за 2010 - 2012 годы планируется увеличить на 9,8 - 14,8% в сопоставимых ценах.
В прогнозный период сохранится тенденция опережающего роста добывающего сектора промышленности (на 14,4% по первому и на 21,0% по второму вариантам за 2010 - 2012 годы) за счет дальнейшего освоения месторождений полиметаллических руд и увеличения добычи нерудных строительных материалов.
Умеренными темпами прогнозируется развитие сектора промышленности, включающего производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 2,5 - 5,3% за три года. В среднесрочном периоде продолжится работа по внедрению энергосберегающих технологий, строительству газотурбинных станций, газификации края, созданию собственной угледобывающей отрасли.
Прогнозируемые объемы промышленного производства в крае будут обеспечиваться реализацией мероприятий, предусмотренных ведомственной целевой программой "Развитие промышленного производства в Алтайском крае" на 2009 - 2012 годы, а также выполнением комплекса антикризисных мер, в том числе:
проведение мониторинга системообразующих и социально значимых предприятий региона и своевременное принятие антикризисных мер;
предоставление из краевого бюджета субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по привлекаемым инвесторами банковским инвестиционным кредитам и другие формы государственной поддержки промышленных предприятий;
содействие повышению доступности финансовых ресурсов путем предоставления государственных гарантий Алтайского края;
содействие предприятиям оборонно-промышленного комплекса в получении ими государственного заказа;
содействие в привлечении средств федерального бюджета на развитие г. Бийска как наукограда Российской Федерации и реализацию ведомственной целевой программы развития промышленного производства;
содействие продвижению продукции в другие регионы Российской Федерации и на внешние рынки через участие в выставках - ярмарках и др.
Сельское хозяйство
В среднесрочной перспективе предусматривается более благоприятный сценарий развития сельского хозяйства. В настоящее время приняты отдельные ведомственные целевые программы по развитию сельского хозяйства: молочного и мясного животноводства, производства сахарной свеклы, потребительской кооперации, пчеловодства, сельского туризма, что позволит увеличить государственную поддержку отрасли, решить ряд актуальных проблем. Прогнозируемый прирост объемов производства сельскохозяйственной продукции в 2012 году по отношению к оценке 2009 года может составить по вариантам от 3,9% до 11,4%. В большей степени второй вариант предусматривает ускоренную интенсификацию сельскохозяйственного производства в результате реализации в полном объеме мер, определенных Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы и соответствующими целевыми программами Алтайского края, а также зависит от масштабов реализации проекта "Комплексное развитие Алтайского Приобья", одобренного Правительством Российской Федерации, в рамках которого предусмотрены новые направления государственной поддержки:
развитие внутрихозяйственных оросительных систем;
субсидирование из федерального бюджета части затрат сельхозтоваропроизводителей на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования;
восстановительные работы в лесозащитных полосах;
субсидирование части затрат сельхозтоваропроизводителей на оформление земельных участков, развитие рынка земли.
Реализация комплекса мероприятий позволит увеличить капитализацию сельскохозяйственного производства края и более эффективно использовать земельные ресурсы. Обеспечение высокой культуры земледелия, увеличение объемов внесения минеральных и органических удобрений, проведение мероприятий по восстановлению материально-технической базы сельскохозяйственных организаций, внедрение новых технологий позволят повысить урожайность сельскохозяйственных культур. Прирост производства зерновых культур составит 5,6%, подсолнечника - 23,4%, сахарной свеклы - 1,5 раза. В целом по продукции растениеводства темп роста за три года составит 110,2%.
В животноводстве за счет строительства и реконструкции высокотехнологичных комплексов для молочного животноводства, новых птицеводческих и свиноводческих комплексов, проведения племенной работы, повышения продуктивности сельскохозяйственных животных прогнозируемый прирост производства скота и птицы на убой (в живом весе) составит 23,6%, молока - 6,5%. В целом темп роста животноводческой продукции может составить примерно 112,8%.
Увеличение объема инвестиций в сельское хозяйство, реализация проектов быстрорастущих производств, а также поддержка крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств будут способствовать развитию конкурентоспособного сельскохозяйственного производства. Высокий мировой и внутренний спрос на зерновые создают условия для инвестирования в развитие зернового комплекса и расширения экспортных возможностей. Позитивные перемены в животноводческой отрасли, усиление интереса инвесторов, возрастающий спрос на животноводческую продукцию предполагают дальнейшее развитие отрасли, в том числе за счет строительства и введения в действие практически в каждом районе края новых комплексов в молочном скотоводстве, птицеводстве, свиноводстве.
В среднесрочной перспективе в рамках действующих программ и новых направлений государственной поддержки, предусмотренных проектом "Комплексное развитие Алтайского Приобья", предполагается увеличение объемов финансовых вложений, направленных на развитие производственной и социальной инфраструктуры села. Особое внимание будет уделено комплексному территориальному развитию, формированию нового уклада жизни сельских территорий, в рамках разрабатываемого проекта целевой программы устойчивого развития сельских поселений Алтайского края.
Потребительский рынок
Развитие потребительского рынка в прогнозный период будет определяться потребительскими расходами населения и приблизительно соответствовать динамике увеличения реальных располагаемых денежных доходов населения.
В процессе реализации варианта 1 сдерживающими рост потребления факторами будут низкие доходы населения, недостаток кредитных ресурсов. В результате оборот розничной торговли за 2010 - 2012 годы вырастет лишь на 7,6%, его объем может составить в 2012 году 253 млрд. рублей. Второй вариант прогноза предполагает ускорение темпов роста оборота розничной торговли с 102,4% в 2010 году до 108% в 2012 году, или 117,2% за прогнозный период. В среднесрочной перспективе среди имеющихся форматов торговли будут доминировать магазины "шаговой доступности", значительным спросом будут пользоваться сельскохозяйственные рынки, ярмарки "выходного дня", где будет реализовываться продукция местных перерабатывающих предприятий, фермерских хозяйств и предпринимателей. Дальнейшее развитие, в первую очередь, получат сети крупных розничных торговых структур, хорошо зарекомендовавших себя на рынке края ("Мария-Pa", "Аникс", "Хелми", "Новэкс", "Раздолье").
В 2009 году наиболее негативно последствия кризиса отразились на сфере общественного питания, где спад оценивается примерно на 37,5%. Прогнозируемый на 2010 - 2012 годы прирост оборота общественного питания на 8,2 - 13,5% не сможет возместить утраченные объемы. Умеренная динамика развития индустрии общественного питания будет поддерживаться, в основном, за счет открытия новых предприятий в составе туристических комплексов, оздоровительных центров и зон отдыха, а также в составе автодорожного сервиса.
Опережающими темпами в прогнозный период будут развиваться платные услуги. Объемы оказываемых населению края услуг могут возрасти в сопоставимых ценах за три года на 15,8 - 21,3% и составить 78 - 82 млрд. рублей.
Планируется увеличение количества и объема услуг в системе образования, медицины. С учетом создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа и игорной зоны объем туристических услуг возрастет на 25,6 - 34,1% за период, санаторно-оздоровительных - на 15,5 - 24,7%. Динамичное развитие получат сопутствующие туризму платные услуги с учетом их востребованности отдыхающими (услуги автотранспорта и связи, оздоровительные услуги, услуги предприятий по прокату, ремонту туристического снаряжения и инвентаря, фотоуслуги).
Демографические тенденции и рынок труда
В Алтайском крае в период 2010 - 2012 годов сохранится тенденция снижения численности постоянного населения. Однако при успешной реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения и мероприятий краевой целевой программы "Демографическое развитие Алтайского края" на 2008 - 2015 годы ожидается замедление темпов естественной убыли населения за счет увеличения общего коэффициента рождаемости (с 12,3 в 2008 году до 12,8 в 2012 году) и снижения уровня смертности, в том числе в результате дорожно-транспортных происшествий. Общий коэффициент смертности в прогнозном периоде не превысит 14,6.
Демографические ограничения будут во многом формировать ситуацию на рынке труда. Численность населения в трудоспособном возрасте в прогнозный период будет сокращаться за счет превышения численности граждан, достигших пенсионного возраста, над численностью граждан, вступающих в трудоспособный возраст, в результате чего сокращение численности трудовых ресурсов за три года может составить 49,2 тыс. человек.
Мировой финансовый кризис положил начало негативному влиянию на рынок труда в крае. Уровень общей безработицы (по методологии МОТ) в 2009 году может возрасти до 17,6%, уровень официальной безработицы по отношению к численности экономически активного населения - до 4,6%. При этом численность занятых оценивается в пределах 1081,7 тыс. человек.
В 2010 - 2012 годах численность занятых, с учетом снижения уровня безработицы, будет иметь тенденцию к росту и увеличится на 6,2 - 10,9 тыс. человек. Столь умеренная динамика занятости населения во многом объясняется постепенным восстановлением экономики в целом. Кроме того, многие предприятия, оптимизировав численность персонала во время кризиса, не будут ее наращивать впоследствии.
Увеличение численности занятых предполагается как в реальном секторе экономики, так и в сфере услуг.
Уровень жизни населения
В среднесрочной перспективе ожидается восстановление тенденции повышения уровня жизни населения края.
После значительного сокращения доходов населения в 2009 году их восстановление будет идти умеренными темпами. Причем в 2010 году рост реальных располагаемых денежных доходов не прогнозируется, однако в последующие годы возможен прирост на 4 - 6,5% по первому варианту прогноза и на 6,5 - 9,5% - по второму. В целом за 2010 - 2012 годы реальные располагаемые денежные доходы населения увеличатся на 10,8 - 17,2%.
Рост денежных доходов населения будет определяться ростом оплаты труда, доходов от предпринимательской деятельности, социальных выплат, преимущественно за счет роста пенсий. С учетом реализации мер Правительства Российской Федерации по повышению пенсионного обеспечения, ежегодной индексации как базовой, так и страховой части пенсии ее средний размер к 2012 году по сравнению с 2009 годом возрастет в 1,6 раза, в реальном выражении - на 27,9%.
Заработная плата останется основным структурообразующим элементом в доходах граждан. Ее размер за три года к уровню 2009 года в номинальном выражении увеличится по первому и второму варианту соответственно в 1,4 - 1,5 раза, в реальном - на 7,4 - 18,2%. В 2010 году размер среднемесячной заработной платы одного работающего составит 11,6 - 11,8 тыс. рублей, в 2012 году - 14,7 - 16,2 тыс. рублей. Рост заработной платы будет обеспечиваться в секторах экономики, где прогнозируется высокая динамика развития: в сельском хозяйстве и пищевой промышленности, на отдельных предприятиях обрабатывающей промышленности (прежде всего, высокотехнологичные производства, выпускающие конкурентоспособную продукцию), а также в связи с переходом на новую систему оплаты труда работников бюджетной сферы края.
В результате восстановления реальных денежных доходов населения, снижения темпов роста потребительских цен, реализации мероприятий социальной политики по поддержке наименее обеспеченных категорий населения последовательно снизится уровень бедности: с 22,0% в 2009 году до 15 - 18,5% в 2012 году. Повышение качества жизни населения выразится в увеличении ее ожидаемой продолжительности до 69,5 лет (67,5 лет в 2008 году).
Риски социально-экономического развития
Рассмотренные варианты прогноза ориентируются на переход от спада к оживлению и росту экономики. Вместе с тем в экономическом развитии существуют риски, которые могут привести не только к стагнации экономики в 2010 - 2011 годах, но и к дальнейшему падению. Можно выделить следующие основные риски:
усиление инфляции;
форсированное сокращение бюджетных расходов;
сокращение инвестиционных программ в секторах экономики, связанных с созданием объектов инженерной инфраструктуры, из-за дефицита финансовых ресурсов или их неэффективного использования;
снижение темпов банковского кредитования;
отсутствие эффекта импортозамещения в условиях стабилизации курса рубля при дефиците инноваций и инвестиционных ресурсов.
Оба варианта прогноза некоторым образом учитывают возможные риски, поэтому носят достаточно консервативный характер по сравнению с ранее достигнутыми темпами и не могут в полной мере обеспечить возврат к показателям, необходимым для инновационного развития Алтайского края. За исключением сельского хозяйства, во всех вариантах прогноза экономика Алтайского края за четыре года (с 2009 до 2012 года) не достигнет уровня предыдущего четырехлетнего периода.
Интенсивность поворота экономики от спада к оживлению и экономическому росту будет определяться в значительной степени скоростью реализации основных мер государственной антикризисной политики и их результативностью, а возможность корректировки прогнозных параметров развития края в сторону увеличения может быть связана с принятием дополнительных антикризисных мер в 2010 - 2011 годах.
Приложение
к Сценарным условиям социально-
экономического развития Алтайского края
на 2010 год и на период до 2012 года
Основные показатели
прогноза социально-экономического развития Алтайского края
на 2010-2012 годы
Наименование показателя |
Единица измерения |
2008 год факт |
2009 год оценка |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2012 год в % к 2009 году |
|||||
I |
II |
I |
II |
I |
II |
|||||||
прогноз | ||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
Численность населения (среднегодовая) |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
тыс. чел. |
2502,6 |
2492,4 |
2483,9 |
|
2475,8 |
|
2468 |
|
99,0 |
|
||
Инфляция: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
на конец года |
% |
114,5 |
113,2 |
110,0 |
|
108,0 |
|
107,0 |
|
127,1 |
|
|
в среднем за год |
% |
115,2 |
114,0 |
110,8 |
|
108,7 |
|
107,4 |
|
129,4 |
|
|
Валовой региональный |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
продукт |
млн. руб. |
285656 |
290465 |
322050 |
328939 |
354859 |
369876 |
393342 |
421090 |
|
|
|
темп роста |
% |
104,2 |
96,2 |
102,0 |
103,8 |
102,5 |
104,6 |
103,4 |
106,2 |
108,1 |
115,3 |
|
Объем отгруженной промышленной продукции |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
млн. руб. |
181655 |
155535 |
170735 |
172631 |
188423 |
192085 |
208712 |
217312 |
|
|
||
Индекс промышленно- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
го производства, |
% |
103,1 |
91,5 |
102,2 |
103,4 |
102,9 |
103,7 |
103,2 |
105,4 |
108,5 |
113,1 |
|
в том числе по видам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
деятельности: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
добыча полезных ископаемых |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
млн. руб. |
3095,2 |
2830 |
3100 |
3151 |
3389 |
3500 |
3740 |
3955 |
|
|
||
темп роста |
% |
131,6 |
95,5 |
104,8 |
106,6 |
104,0 |
105,6 |
105,0 |
107,5 |
114,4 |
121,0 |
|
обрабатывающие производства |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
млн. руб. |
154664,1 |
123963,9 135694 |
137506 |
|
149725 |
153172,6 |
166045 |
173652 |
|
|
||
темп роста |
% |
102,6 |
90,6 102,6 |
104,0 |
|
103,4 |
104,3 |
103,5 |
105,8 |
109,9 |
114,7 |
|
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
млн. руб. |
23895,9 |
28742 31942 |
31973,5 |
|
35308 |
35412,3 |
38927 |
39705 |
|
|
||
темп роста |
% |
103,5 |
97 100,3 |
100,4 |
|
100,4 |
101,2 |
101,8 |
103,6 |
102,5 |
105,3 |
|
Продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
млн. руб. |
70196 |
81416 90189 |
94201 |
|
98291 |
104308 |
106336 |
114037 |
|
|
||
темп роста |
% |
94,7 |
107,7 100,5 |
104,8 |
|
101,8 |
103,4 |
101,6 |
102,8 |
103,9 |
111,4 |
|
Инвестиции в основ- ной капитал за счет всех источников финансирования |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
млн. руб. |
55651 |
52370 56150 |
59486 |
|
62197 |
71176 |
73005 |
89510 |
|
|
||
темп роста |
% |
106,7 |
90,5 102,7 |
108,8 |
|
106,0 |
114,5 |
112,0 |
120,0 |
121,9 |
149,6 |
|
Оборот розничной торговли |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
млн. руб. |
171986 |
183230 206843 |
208267 |
|
230260 |
239527 |
253066 |
275763 |
|
|
||
темп роста |
% |
112,0 |
94,7 101,7 |
102,4 |
|
102,6 |
106,0 |
103,1 |
108,0 |
107,6 |
117,2 |
|
Оборот общественного |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
питания |
млн. руб. |
6146 |
4456 4991 |
5040 |
|
5593 |
5703 |
6207 |
6511 |
|
|
|
темп роста |
% |
112,3 |
62,5 101,0 |
102,0 |
|
103,0 |
104,0 |
104,0 |
107,0 |
108,2 |
113,5 |
|
Объем платных услуг |
млн. руб. |
43657 |
50614 57242 |
58343 |
|
66069 |
68564 |
78227 |
81929 |
|
|
|
темп роста |
% |
112,8 |
101,2 103,0 |
105,0 |
|
105,0 |
107,0 |
107,0 |
108,0 |
115,8 |
121,3 |
|
Внешнеторговый оборот, всего |
млн. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
долларов |
1971,8 |
1596 1617 |
1661 |
|
1693 |
1714 |
1752 |
1793 |
109,8 |
112,3 |
||
|
США |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в том числе: экспорт |
|
1334,8 |
1202 1220 |
1263 |
|
1292 |
1307 |
1341 |
1373 |
111,6 |
112,5 |
|
импорт |
|
637,0 |
395 397 |
399 |
|
401 |
407 |
411 |
421 |
104,2 |
106,0 |
|
Прибыль по всем видам деятельности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
млн. руб. |
36301 |
21351 21398 |
23368 |
|
22382 |
24802 |
23452 |
26133 |
109,8 |
122,4 |
||
Денежные доходы населения |
млн. руб. |
295043 |
320532 |
356047 |
357682 |
4071418 |
|
|
|
|
|
|
1 419822 |
466193 |
494863 |
145,4 |
154,4 |
||||||||
Реальные располагаемые денежные доходы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
% |
113,6 |
96,0 |
100,0 |
100,5 |
104,0 |
106,5 |
106,5 |
109,5 |
110,8 |
117,2 |
||
Средний размер трудовой пенсии (среднегодовой) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
руб. |
4058 |
5028 |
6780 |
|
|
7594 |
8319 |
|
165,5 |
|||
Прожиточный минимум |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
руб. |
4208 |
5181 |
5736 |
|
|
6235 |
6696 |
129,2 |
||||
Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
% |
19,7 |
22,0 |
22,0 |
21,3 |
21,5 |
19,5 |
18,5 |
15,0 |
|
|
||
Фонд заработной платы, всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
млн. руб. |
87872 |
93009 |
101664 |
104042 |
114768 |
121831 |
129601 |
145170 |
139,3 |
156,2 |
||
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
руб. |
9732 |
10617 |
11621 |
11764 |
13075 |
13683 |
14744 |
16238 |
139,0 |
153,0 |
||
Реальная заработная |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
плата |
% |
108,2 |
95,7 |
98,8 |
100,0 |
103,5 |
107,0 |
105,0 |
110,5 |
107,4 |
118,2 |
|
Численность работни- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ков |
тыс. чел. |
752,5 |
730,0 |
729,0 |
737,0 |
731,5 |
742,0 |
732,5 |
745,0 |
100,3 |
102,1 |
|
Численность занятого в экономике населения (среднегодовая) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
тыс. чел. |
1102,7 |
1081,7 |
1082,5 |
1083,9 |
1084,7 |
1087,2 |
1087,9 |
1092,6 |
100,6 |
101,0 |
||
Уровень безработицы: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
общей |
% |
8,4 |
17,6 |
17,5 |
17,1 |
14,2 |
13,8 |
10,3 |
10,0 |
- |
- |
|
официально зарегистрированной |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- |
|
% |
3,2 |
4,6 |
4,6 |
4,5 |
4,3 |
4,2 |
4,0 |
3,9 |
- |
- |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Администрации Алтайского края от 13 октября 2009 г. N 331-р
Текст распоряжения официально опубликован не был
Постановлением Правительства Алтайского края от 9 января 2018 г. N 4 настоящее распоряжение признано утратившим силу с 10 января 2018 г.