Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
города Барнаула
от 26.06.2009 г. N 3152
Концепция
по улучшению социально- демографической ситуации
в г. Барнауле на 2010-2015 гг.
1. Общие положения
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", закона Алтайского края от 10.10.2008 N 94-ЗС "Об утверждении краевой целевой программы "Демографическое развитие Алтайского края" на 2008-2015 годы", решения Барнаульской городской Думы от 01.02.2008 N 696 "Об утверждении Программы комплексного социально-экономического развития города Барнаула на 2008-2017 годы" разработана Концепция по улучшению социально-демографической ситуации в г. Барнауле на 2010- 2015 гг. (далее Концепция).
Концепция определяет цели, принципы, задачи и основные направления политики по улучшению демографической ситуации в городе Барнауле: увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения города.
2. Демографическая ситуация в г. Барнауле и тенденции ее развития.
В период с 2004 по 2008 годы демографическая ситуация в городе значительно изменилась. На 01.01.08 года численность населения города Барнаула составила 650,7 тыс. человек.
По районам города население составило: в Железнодорожном - 113,8, Индустриальном - 168,8, Ленинском - 149,4, Октябрьском - 98,3, Центральном - 120,4 тыс. человек.
Наблюдается изменение половозрастной структуры населения. Количество лиц 50 лет и старше превосходит количество детей от 0 до 14 лет в 1,5 раза.
Продолжается уменьшение численности лиц трудоспособного возраста. Ежегодное снижение населения трудоспособного возраста составляет в среднем четыре тысячи. В общей численности населения мужчины составляют всего 44,6%. Количество женщин фертильного возраста за последние пять лет уменьшилось на 15199 человек. Ежегодное снижение составило 3800 человек. Продолжает снижаться доля детей от 0 до 17 лет с 18,2% в 2004 году до 16,7% в 2008 году, в основном за счет подростковой группы. Уменьшение подростков и женщин фертильного возраста ограничит рост рождаемости в последующие годы.
В связи с реализацией приоритетного национального проекта "Здоровье", ориентированного, в том числе, и на повышение рождаемости, в последние годы в Барнауле наблюдается рост рождаемости с 10,1 на 1000 населения в 2006 году до 11,8 в 2008 году.
Показатель общей смертности населения в городе имеет тенденцию к снижению: в 2008 году - 12,4% (в 2004 году - 13,4%), в Алтайском крае в 2008 году - 15,0%. Несмотря на увеличение рождаемости и снижение смертности, сохраняется естественная убыль населения. В 2008 году показатель естественной убыли населения в г. Барнауле имел отрицательное значение - 0,6 (в 2007 году - 1,9).
Показатель ожидаемой продолжительности жизни населения в Алтайском крае находится на уровне Российского и в среднем составляет 66,6 (в Российской Федерации - 66,7), в том числе мужчин - 60,5 (в Российской Федерации - 60,6), женщин - 73,2 (в Российской Федерации - 73,1).
Отмечается снижение показателя смертности населения трудоспособного возраста (на 2,8%) с 5,74% в 2007 году до 5,58% в 2008 году. В прошедшем году доля умерших в трудоспособном возрасте составила 29,6% (в 2007 году - 30,2%) от общей смертности.
В структуре смертности населения трудоспособного возраста в 2008 году первое место занимают внешние причины смерти, на втором месте - болезни системы кровообращения, с увеличением их доли на 6,3%, на третьем месте - злокачественные новообразования, с ростом доли на 7,2%. Четвертое место занимают инфекционные болезни, в том числе туберкулёз, со снижением доли на 5,7 и 6,3% соответственно. На пятом месте - болезни органов пищеварения, при этом произошло увеличение их удельного веса на 6,7% по сравнению с 2007 годом, в основном за счёт увеличения в структуре доли умерших от цирроза печени на 45,9%.
На протяжении последних пяти лет в городе Барнауле отмечается снижение показателя младенческой смертности с 8,7 в 2004 году до 7,1 на 1000 живорожденных в 2008 году. В Алтайском крае показатель младенческой смертности в 2008 году составил 9,0 на 1000 живорожденных.
В структуре причин младенческой смертности около 50% занимают болезни перинатального периода, из них 70% детей страдали внутриутробной инфекцией, что является слабоуправляемой причиной.
Среди факторов, влияющих на уровень младенческой смертности, - ухудшение здоровья девушек-подростков, а также беременных женщин и родильниц. Высокий уровень экстрагенитальной патологии и заболеваний, передающихся половым путем, приводят к внутриутробному поражению плода, в том числе внутриутробному инфицированию.
Организация профилактической работы с подростками по вопросам сохранения репродуктивного здоровья, планирования семьи, проведения дородовой подготовки, раннего выявления и лечения женщин с хронической экстрагенитальной патологией является главным резервом снижения младенческой смертности.
Второй причиной младенческой смертности являются врожденные аномалии, удельный вес которых за пять лет увеличился в 1,5 раза.
Уровень смертности обусловлен также высоким уровнем заболеваемости населения, распространенностью алкоголизма, наркомании, табакокурения. В связи с этим в городе проводится активная работа по предупреждению вредных привычек среди детей и подростков. В 2008 году показатель зарегистрированных подростков с зависимостью от наркотических веществ уменьшился в 1,7 раза и составил 38,2 на 100 тыс. подросткового населения, но остался выше среднестатистического показателя по Российской Федерации в 1,4 раза (Российская Федерация в 2007 году - 26,5 на 100 тыс. подросткового населения). За период с 2007 по 2008 годы в городе Барнауле сохранялась тенденция снижения распространенности алкоголизма среди подростков, данный показатель уменьшился в 1,2 раза и составил 23,9 на 100 тыс. подросткового населения (Российская Федерация в 2007 году - 32,5 на 100 тыс. подросткового населения).
Здоровый образ жизни, регулярные занятия физической культурой и спортом являются одним из способов предупреждения сердечно-сосудистых заболеваний. В 2008 году увеличился удельный вес систематически занимающихся физической культурой и спортом до 21,4%. Несмотря на проводимую в городе работу по пропаганде занятий физической культурой и спортом, ведению здорового образа жизни, сохраняется низкий уровень мотивации среди населения к сохранению здоровья.
Наблюдается устойчивое снижение роли семьи в социализации детей. Увеличивается количество случаев насилия в семье, в том числе в отношении детей, что приводит к совершению побегов подростков из дома и, как следствие, к росту числа беспризорных и безнадзорных детей. Ежегодно выявляется более 500 таких детей (в 2008 году - 523 ребенка). Не уменьшается число социальных сирот. В интернатных учреждениях города Барнаула воспитывается 370 детей.
Все это требует коренных изменений в отношении семейной политики и демографической политики города Барнаула и подтверждает необходимость принятия данной Концепции.
3. Цели, задачи и основные направления Концепции.
Основной целью демографической политики города Барнаула является стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, повышение качества жизни и увеличение продолжительности жизни.
Приоритетными направлениями демографической политики являются: повышение жизненного уровня, увеличение рождаемости и снижение смертности населения. Также сокращению масштабов убыли населения, омоложению его возрастного состава может способствовать миграционная политика.
3.1. Повышение жизненного уровня населения г. Барнаула, занятости трудоспособных граждан. Рост доходов семей и обеспечение установленных законодательством социальных гарантий.
Задачи:
- осуществление мер, направленных на увеличение материального уровня семей, в первую очередь семей с детьми;
- сдерживание процессов имущественного расслоения населения;
- снижение численности незанятого населения трудоспособного возраста;
- формирование на муниципальном уровне системы минимальных социальных стандартов и социальных гарантий населению;
- адресная социальная поддержка нуждающихся семей, исходя из их материального положения.
Первоочередные меры:
- повышение уровня заработной платы, снижение численности населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума;
- оказание полного спектра услуг органами занятости населения безработным гражданам, содействие предпринимательской инициативе этой категории граждан;
- осуществление целевых мероприятий для обеспечения занятости безработных женщин;
- внедрение специальных программ, позволяющих женщинам получить новые профессии в случае их перевода (высвобождения) с рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями труда на новые рабочие места;
- обеспечение развития временной занятости, гибких графиков рабочего времени, надомного труда для граждан, имеющих малолетних детей;
- создание условий предоставления гарантий материальной поддержки малообеспеченным семьям для качественного медико-социального обслуживания, дифференцирование размеров, форм и периодичности оказания социальной помощи в зависимости от причин нуждаемости граждан (временное отсутствие работы, болезнь, ограничение трудоспособности, низкие доходы и др.);
- проведение мероприятий по улучшению материального положения малообеспеченных многодетных, неполных семей, семей, имеющих детей-инвалидов, хронически больных детей, созданию условий для воспитания в семье и социализации в обществе детей-инвалидов, совершенствованию системы профессионального обучения детей с ограниченными возможностями, профилактике детской беспризорности и безнадзорности;
- обеспечение потребности семей в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольных образовательных организаций (государственных, частных), повышение доступности и качества их услуг, в том числе на основе принятия стандартов оказываемых услуг, стимулирования развития гибких форм предоставления услуг по уходу и воспитанию детей в зависимости от их возраста.
3.2. Повышение рождаемости и укрепление семьи.
Задачи:
- повышение престижа благополучной семьи, переход от социальных норм малодетности к социальным нормам среднедетности и многодетности (3-4 ребенка в семье);
- создание для семей условий жизнедеятельности, обеспечивающих возможность воспитания в них нескольких детей;
- повышение общественной значимости труда родителей по воспитанию детей;
- повышение ценности семьи и брака, значимости семейных ценностей, традиций.
Первоочередные меры:
- сохранение и укрепление репродуктивного здоровья мужчин и женщин, развитие службы планирования семьи, решение проблемы бесплодия в браке, невынашивания ребенка, создание специализированной службы детских урологов-андрологов;
- осуществление семейной политики, ориентированной не только на социальную помощь семьям с детьми, но и на содействие в формировании и реализации внутреннего потенциала семей, способных успешно выполнять свои основные функции;
- создание условий для повышения доступности жилья для семей с детьми, в первую очередь, для молодых семей с детьми, многодетных семей за счет расширения строительства доступного жилья, отвечающего потребностям семей с детьми, с одновременным строительством объектов социальной инфраструктуры; реализации региональных программ обеспечения жильем молодых семей, разработки системы дополнительных мер, направленных на обеспечение жильем малоимущих граждан с детьми, нуждающихся в жилых помещениях, включая меры по расселению семей с детьми из неприспособленных и ветхих жилых помещений, первоочередному предоставлению жилья детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в семьях опекунов (попечителей), приемных семьях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; развития системы адресной помощи при оплате жилищно-коммунальных услуг в зависимости от состава и материального положения семьи;
- повышение эффективности расходования бюджетных средств, направленных на решение социальных проблем, с использованием механизма муниципального социального заказа и др.;
- обеспечение благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей путем предоставления новых дополнительных форм поддержки семьям, имеющим детей;
- дальнейшее развитие системы социального обслуживания семей с детьми: расширение сети учреждений, объема и совершенствования качества услуг (психологических, медицинских, педагогических, юридических);
- организация работы по созданию социальной рекламы, направленной на пропаганду семейного образа жизни, семейных ценностей и положительного опыта жизнедеятельности благополучных семей с несколькими детьми;
- усиление взаимодействия с религиозными организациями по вопросам духовного и нравственного просвещения населения, прежде всего, формирования репродуктивной ориентации и укрепления семьи, предупреждения абортов;
- объединение и координация действий органов муниципальной власти, общественных объединений, религиозных и благотворительных организаций по пропаганде здорового образа жизни и возрождению системы массового санитарно-гигиенического просвещения при активной поддержке средств массовой информации.
3.3. Снижение смертности и увеличение продолжительности жизни.
Задачи:
- повышение престижа здорового человека, пропаганда здорового образа жизни семьи;
- снижение уровня младенческой смертности;
- снижение смертности трудоспособного населения;
- улучшение качества жизни инвалидов и людей пожилого возраста.
Первоочередные меры:
- сокращение уровня смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы за счет создания комплексной системы профилактики факторов риска, ранней диагностики с применением передовых технологий, внедрения образовательных программ, направленных на предупреждение развития указанных заболеваний;
- улучшение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения, оказывающих помощь, в том числе экстренную, больным, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, оснащение и кадровое обеспечение учреждений здравоохранения в соответствии со стандартами качества, создание необходимых служб в муниципальных учреждениях здравоохранения, повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи, развитие системы восстановительного лечения и реабилитации больных;
- сокращение уровня смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий за счет повышения качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, а также за счет повышения оперативности, качества оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на всех ее этапах;
- сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда;
- сокращение уровня смертности от самоубийств за счет повышения эффективности профилактической работы по предупреждению суицидов с гражданами из групп риска;
- сокращение уровня смертности от онкологических заболеваний за счет внедрения программ профилактики и скрининговых программ раннего выявления онкологических заболеваний;
- сокращение уровня смертности от ВИЧ/СПИДа и туберкулеза за счет совершенствования программ профилактики и лечения этих заболеваний, применения новых инновационных технологий лечения;
- внедрение специальных программ для населения старших возрастных групп;
- повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, новорожденным детям за счет развития семейно ориентированных перинатальных технологий, снижающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов, укрепления материально-технического и кадрового обеспечения службы материнства и детства в соответствии со стандартами оснащения родовспомогательных учреждений;
- обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи по восстановлению репродуктивного здоровья, в том числе вспомогательных репродуктивных технологий, снижение доли рабочих мест с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда в целях сохранения репродуктивного здоровья;
- проведение профилактических мероприятий в целях раннего выявления нарушений состояния здоровья детей и подростков, обеспечение доступности первичной медико-санитарной, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детям, совершенствование системы оказания реабилитационной помощи детям и подросткам, усиление профилактической работы по предупреждению алкоголизма, наркомании, табакокурения, нежелательной беременности;
- развитие системы оказания медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях, организация качественного горячего питания школьников и учащихся учреждений начального профессионального образования, в том числе бесплатного питания для детей из малообеспеченных семей, обязательность занятий физической культурой во всех типах образовательных учреждений;
- формирование у различных групп населения мотивации для ведения здорового образа жизни путем повышения информированности граждан через средства массовой информации, привлечения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, организации отдыха и досуга;
- проведение мероприятий, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя, регулирование производства, продажи и потребления алкогольной продукции, осуществление в образовательных учреждениях профилактических программ, с целью предупреждения употребления алкоголя и табачных изделий детьми и подростками;
- проведение реабилитационных мероприятий для лиц с ограниченными возможностями для обеспечения максимальной социализации инвалидов;
- разработка мер, направленных на сохранение здоровья и продление трудоспособного периода жизни пожилых людей, развитие геронтологической помощи.
3.4. Оптимизация миграционных процессов.
Задачи:
- содействие активизации миграционных процессов, способствующих демографическому развитию города;
- обеспечение интересов демографического развития при разработке и реализации на территории г. Барнаула миграционных программ и мероприятий;
- создание условий для приема и размещения мигрантов, стимулирование личного участия мигрантов в процессе адаптации к существующему социально-экономическому положению;
- улучшение социально-бытовых условий пребывания беженцев и вынужденных переселенцев на территории г. Барнаула. Первоочередные меры:
- создание необходимых условий для прибывающих мигрантов, в том числе беженцев и вынужденных переселенцев;
- контроль за миграционными потоками на территории г. Барнаула;
- оказание содействия в переподготовке и повышении квалификации мигрантов, обучении основам предпринимательства и самозанятости;
- разработка механизма обеспечения прибывающих в г. Барнаул семей с детьми жильем для временного и постоянного проживания, в том числе за счет средств мигрантов, средств городского бюджета на строительство и приобретение готового жилья, жилищных субсидий.
4. Информационное обеспечение реализации Концепции.
Информационное обеспечение реализации Концепции предполагает использование данных государственной статистики, итогов переписи населения, данных социологических исследований.
Важнейшую роль в реализации информационного обеспечения Концепции должны играть средства массовой информации через:
- регулярное освещение в средствах массовой информации таких тем, как здоровый образ жизни, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью членов семьи, формирование имиджа "успешный человек - здоровый человек", повышение общественного престижа благополучной семьи с несколькими детьми;
- совместное с органами власти и подведомственными им структурами информирование населения о возможных опасностях для жизни и здоровья, связанных с наиболее распространенными заболеваниями, эпидемической обстановкой, появлением на рынке опасных для здоровья товаров, а также о мерах по предупреждению вредных воздействий на здоровье человека, в том числе с использованием образовательных программ.
5. Механизмы реализации Концепции.
Реализацию Концепции предполагается осуществлять путем:
1. Включения задач и мероприятий, призванных улучшить демографическую ситуацию, в действующие и разрабатываемые нормативные документы на территории города.
В муниципальные целевые программы:
- "Основные направления развития муниципального здравоохранения на 2007-2009 гг."
- "Основные направления развития образования в г. Барнауле на 2010-2014 гг.";
- "Культура Барнаула (2007-2009 гг.)";
- "Развитие физической культуры и массового спорта в г. Барнауле на 2010 2014 гг.";
- "Молодежь Барнаула (2007-2010 гг.)";
в постановления администрации города: "О мерах социальной поддержки населения г. Барнаула", "Об организации летнего оздоровительного отдыха детей";
2. Учета задач демографической политики при формировании городского бюджета, концентрации финансовых и материальных ресурсов для реализации основных задач демографической политики при разработке отраслевых Программ, привлечения дополнительных внебюджетных средств на эти цели.
3. Постоянного мониторинга, анализа демографических процессов и корректировки на их основе конкретных мер демографической политики.
6. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Динамика важнейших целевых индикаторов
эффективности реализации Концепции
Целевой индикатор |
Единица измерения |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Общий коэффициент рождаемости |
на 1000 человек населения |
11,5 |
11,4 |
11,3 |
11,2 |
11,0 |
11,0 |
Индекс детности - количество детей, которое воспроизведет 1 женщина в течение всего фертильного возраста |
коэффициент |
1,30 |
1,32 |
1,34 |
1,36 |
1,38 |
1,40 |
Удельный вес детей 1 группы здоровья в общем количестве детей |
процент |
8,5 |
8,7 |
9,0 |
9,2 |
9,5 |
9,7 |
Первичный выход на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет (включительно) |
на 10 тыс. детского населения |
15,6 |
15,4 |
15,2 |
15,0 |
14,8 |
14,6 |
Охват всеми видами медицинских осмотров декретированных категорий работников |
процент |
|
88,8 |
90,0 |
90,2 |
90,4 |
90,5 |
Коэффициент младенческой смертности |
на 1000 детей, родившихся живыми. |
7,5 |
7,5 |
7,4 |
7,4 |
7,3 |
7,2 |
Коэффициент материнской смертности |
на 100 тыс. родившихся живыми |
25,0 |
24,6 |
23,5 |
22,4 |
21,3 |
20,0 |
Коэффициент смертности населения в трудоспособном возрасте |
на 1000 человек соответствующего возраста |
5,3 |
5,3 |
5,25 |
5,25 |
5,2 |
5,1 |
Общий коэффициент смертности |
на 1000 человек населения |
12,2 |
12,2 |
12,2 |
12,1 |
12,1 |
12,0 |
Коэффициент естественного прироста (убыли) населения |
на 1000 человек населения |
-0,7 |
-0,8 |
-0,9 |
-0,9 |
-1,1 |
-1,0 |
Доля детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) по их содержанию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей от 3 до 7 лет |
% |
89,4 |
89,4 |
89,5 |
89,6 |
90,0 |
90,0 |
Доля детей, оставшихся без попечения родителей, в общем количестве детей, проживающих на территории муниципального образования |
% |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
1,19 |
1,19 |
1,18 |
Удельный вес детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью, в общем количестве детей-сирот и детей без попечения родителей |
% |
65,0 |
66,0 |
67,0 |
68,0 |
69,0 |
70,0 |
Численность детей, находящихся в интернатных учреждениях |
человек |
365 |
330 |
320 |
310 |
290 |
280 |
Количество пострадавших женщин на производстве |
человек на 1000 женщин, занятых на производстве |
2,2 |
2,2 |
2,2 |
2,1 |
2,1 |
2,0 |
Уровень регистрируемой безработицы среди трудоспособных женщин, в том числе женщин 20-29 лет |
% % |
2,0 1,3 |
1,4 1,1 |
1,1 1,0 |
1,0 0,9 |
0,9 0,9 |
0,9 0,8 |
Удельный вес женщин, имеющих малолетних детей в общем числе безработных граждан, завершивших обучение по направлениям службы занятости |
% |
25,0 |
25,0 |
25,0 |
25,0 |
25,0 |
25 г0 |
Уровень трудоустройства женщин в результате прохождения профессионального обучения |
% |
95,0 |
95,0 |
95,0 |
95,0 |
95,0 |
95,0 |
Обеспеченность спортивными сооружениями |
кв. м на 10000 человек населения |
13810 |
13900 |
14000 |
14400 |
14400 |
14400 |
Удельный вес населения, систематически занимающегося физкультурой и спортом, в общей численности населения |
% |
21,7 |
21,8 |
21,9 |
22,0 |
22,1 |
22,1 |
Удельный вес граждан, получивших адресную материальную помощь от числа поставленных на учет |
совместно с районами, %
городской бюджет, % |
95,5 |
96,5 |
97,0 |
97,5 |
98,0 |
98,0 |
15,7 |
15,7 |
15,7 |
15,7 |
15,7 |
15,7 |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации города Барнаула от 26 июня 2009 г. N 3152 "Об утверждении Концепции по улучшению социально-демографической... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.