Постановление Администрации Алтайского края от 5 февраля 2010 г. N 37
"Об утверждении краевой программы "Развитие конкуренции
в Алтайском крае" на 2010-2012 годы"
30 марта, 12 июля, 29 декабря 2010 г.
Постановлением Правительства Алтайского края от 9 января 2018 г. N 4 настоящее постановление признано утратившим силу с 10 января 2018 г.
В целях формирования конкурентной среды, создания благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности и повышения уровня жизни населения края, а также во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 N 691-р постановляю:
1. Утвердить прилагаемую краевую программу "Развитие конкуренции в Алтайском крае" на 2010-2012 годы.
2. Направить краевую программу "Развитие конкуренции в Алтайском крае" на 2010-2012 годы в Министерство экономического развития Российской Федерации.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Губернатор Алтайского края |
А.Б.Карлин |
Краевая программа
"Развитие конкуренции в Алтайском крае" на 2010-2012 годы
(утв. постановлением Администрации Алтайского края от 5 февраля 2010 г. N 37)
30 марта, 12 июля, 29 декабря 2010 г.
Паспорт
краевой программы "Развитие конкуренции в Алтайском крае"
на 2010-2012 годы
Наименование программы |
развитие конкуренции в Алтайском крае на 2010-2012 годы |
Основание для разработки программы |
распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 N 691-р; |
методические рекомендации Министерства экономического развития Российской Федерации (письмо от 24.07.2009 N 12067-АП/Д22) | |
Государственный заказчик программы |
Администрация Алтайского края |
Основные разработчики программы |
Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края, органы исполнительной власти Алтайского края |
Цели программы |
улучшение конкурентной среды, создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности и повышение уровня жизни населения края |
Задачи программы |
сокращение административных барьеров, упрощение начала и ведения предпринимательской деятельности; |
повышение информационной прозрачности деятельности органов исполнительной власти Алтайского края, организация сбора, анализа и публикация информации о региональных рынках; | |
сокращение прямого участия государственных органов и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности; | |
развитие системы государственного и муниципального заказа, в том числе расширение практики размещения государственного заказа на социальные (медицинские, образовательные) услуги на основе конкурсных процедур; | |
развитие конкуренции в приоритетных сферах предпринимательской деятельности (розничная торговля, агропродовольственный комплекс, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство) | |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели реализации программы |
доля оборота малых предприятий в общем обороте организаций; |
удельный вес занятых в малом бизнесе в общей численности занятых в экономике; | |
степень удовлетворенности граждан и организаций качеством и доступностью государственных и муниципальных услуг (по результатам социологических исследований); | |
количество утвержденных административных регламентов государственных гражданских служащих, касающихся предоставления государственных услуг; | |
Срок реализации программы |
2010-2012 годы |
Исполнители основных мероприятий программы |
Управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (по согласованию); |
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае (по согласованию); | |
Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края; | |
управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры; | |
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края; | |
Главное управление имущественных отношений Алтайского края; | |
Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности; комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике; | |
управление Алтайского края по промышленности и энергетике; | |
управление пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности Алтайского края; | |
управление Алтайского края по строительству и архитектуре; | |
управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству; | |
управление Алтайского края по транспорту, дорожному хозяйству и связи; | |
управление Алтайского края по труду и занятости населения; | |
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи; | |
управление ветеринарии Алтайского края; | |
правовой департамент Администрации края; | |
департамент Администрации края по вопросам государственной службы и кадров; | |
органы местного самоуправления (по согласованию) | |
Ожидаемые результаты реализации программы |
доведение доли занятых в малом бизнесе в общей численности занятых в экономике до 42%; |
повышение степени удовлетворенности граждан и организаций качеством и доступностью государственных и муниципальных услуг до уровня не ниже 80%; | |
доведение доли оборота малых предприятий в общем обороте организаций до 25%; | |
доведение уровня обеспеченности государственных гражданских служащих административными регламентами предоставления услуг до 100% |
1. Характеристика проблемы
и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Экономика Алтайского края за последние четыре года динамично развивается: темп прироста валового регионального продукта за указанный период составил 28%, промышленного производства - 22%, сельскохозяйственного производства - 3,2%.
Администрацией Алтайского края реализуются мероприятия по улучшению конкурентной среды, повышению инвестиционной привлекательности региона и стимулированию инвестиционной активности. Результатом этого стал рост числа занятых в малом бизнесе (в 2,1 раза за 2005-2008 годы) и заметное увеличение инвестиций в основной капитал (на 98% за аналогичный период). Для государственной поддержки ключевых отраслей экономики: сельского хозяйства, промышленности, жилищно-коммунального хозяйства, а также развития малого предпринимательства приняты краевые целевые программы, объем финансирования которых за I полугодие 2009 года составил 350 млн. руб.
Администрацией Алтайского края во взаимодействии с предпринимателями и их союзами, общественными объединениями проводится целенаправленная работа по улучшению конкурентной среды, повышению уровня информационной открытости деятельности органов исполнительной власти Алтайского края. Данная работа осуществляется в рамках административной реформы органов государственной власти и местного самоуправления, деятельности комиссии по устранению административных барьеров, выстраивания единой системы государственного и муниципального заказа, создания инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
В частности, в системе органов исполнительной власти Алтайского края осуществляется ряд мероприятий в рамках такого направления административной реформы, как стандартизация и регламентация. Всего предусмотрено принятие 141 административного регламента, в 2008 году принято 38 регламентов, за I полугодие 2009 года - 21, согласно плану проведения административной реформы в 2010 году будет завершена разработка всех административных регламентов предоставления государственных услуг. Устранение избыточных и дублирующих функций, а также четкая регламентация полномочий государственных служащих в рамках административной реформы позволит в 2010 году уменьшить долю субъектов предпринимательства, оценивающих степень вмешательства органов исполнительной власти Алтайского края в свою деятельность за последние три года как снизившуюся, до 50% (по результатам социологических исследований).
Кроме того, мероприятиями административной реформы в Алтайском крае предусмотрено создание многофункциональных центров оказания услуг, сводного реестра государственных и муниципальных услуг, единого портала государственных и муниципальных услуг.
Создание многофункциональных центров обусловлено тем, что в процесс предоставления массовых и социально значимых государственных услуг вовлечены, как правило, несколько территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Алтайского края, органов местного самоуправления и организаций. Размещение в одном офисе специалистов различных органов власти (без изменения ведомственной принадлежности) с одновременной синхронизацией предоставления взаимосвязанных государственных услуг (режим "одного окна") существенно повысит их качество при взаимодействии граждан и организаций с государственными и муниципальными органами власти.
Положительное воздействие на развитие конкуренции окажет создание единого портала государственных и муниципальных услуг, объединяющего данные о государственных и муниципальных услугах, оказываемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти Алтайского края и органами местного самоуправления (в рамках реализации Концепции единой системы информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 N 478).
В крае реализуется ряд крупных инвестиционных проектов, которые оказывают мощный мультипликативный эффект на его экономику, создавая дополнительный спрос на товары и услуги. В декабре 2006 года регион стал одним из победителей конкурса на создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2007 N 69 в Алтайском районе Алтайского края была образована особая экономическая зона туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь". В строительство объектов внутренней инфраструктуры комплекса ОЭЗ ТРТ "Бирюзовая Катунь" с момента создания по 31.12.2008 было привлечено 468 млн. рублей средств федерального бюджета. Резидентами зоны в создание туристско-рекреационных объектов было вложено 45,7 млн. рублей.
В 2007 году Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в Алтайском крае была образована игорная зона - одна из четырёх территорий в Российской Федерации, на которых с 01.07.2009 разрешено осуществление соответствующего вида деятельности. Проектом игорной зоны "Сибирская монета" предусмотрено создание на территории комплекса 15 казино, 10 крупных игорно-развлекательных комплексов, 30 гостиниц, рассчитанных на 3000 мест единовременного размещения. Финансирование внешней инфраструктуры зон планируется осуществлять за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов, а также частных инвесторов. Так, в соответствии с распоряжением Администрации Алтайского края от 03.09.2006 N 481-р с 2007 года в краевом бюджете на указанные цели ежегодно предусматриваются средства в объеме 100 млн. рублей. В 2010-2012 годах на создание туристско-рекреационной зоны "Бирюзовая Катунь" и игорной зоны "Сибирская монета" планируется направить 44,4 млрд. рублей, что позволит создать уникальный комплекс, позволяющий сочетать активный отдых, развлечения, а также проводить лечебные и восстановительные процедуры.
В 2008 году Администрация Алтайского края выступила с инициативой придания отдельным регионам статуса особо значимых аграрных территорий и подготовила соответствующий проект. Концепция закона и инвестиционный проект прошли необходимые согласования и получили одобрение Минсельхоза России, правительственной комиссии по вопросам агропромышленного комплекса, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Общая сумма инвестиционных вложений в реализацию проекта планируется в размере 590,7 млрд. рублей: из них 40% - это государственные средства, которые будут направлены на формирование производственной инфраструктуры, на субсидирование отдельных видов затрат на осуществление инвестиционных проектов, и 60% - частные инвестиции. В рамках выполнения мероприятий программы "Комплексное развитие Алтайского Приобья" предусмотрено более 80 инвестиционных проектов. При этом 19 из них (общей стоимостью 34,5 млрд. рублей) уже представлены в Минсельхоз России для последующей передачи в государственную корпорацию "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)". В качестве первоочередных Администрацией Алтайского края определены пять проектов в области сельского хозяйства общей стоимостью 19,1 млрд. рублей.
Для повышения инвестиционной привлекательности региона Администрацией Алтайского края ведется реестр приоритетных инвестиционных проектов, проводятся презентации экономического потенциала Алтайского края, органы исполнительной власти Алтайского края активно участвуют в выставочно-конгрессных мероприятиях, форумах, конференциях, издаются информационно-аналитические издания.
Существенное влияние на экономику региона в целом и формирование конкурентной среды в частности оказывает размещение государственных и муниципальных заказов. В последние четыре года в Алтайском крае осуществлялась последовательная централизация объема государственных и муниципальных закупок путем создания и функционирования уполномоченного органа исполнительной власти. Итогом его работы в 2006-2009 годах стало размещение государственных и муниципальных заказов почти на 32 млрд. рублей и экономия более 1,7 млрд. рублей бюджетных средств. Только в 2009 году через уполномоченный орган Алтайского края было размещено заказов на 10,7 млрд. рублей, экономия бюджетных средств составила свыше 667 млн. рублей, что в 1,3 раза превысило уровень 2008 года.
Последовательное совершенствование уполномоченным органом структуры размещения заказов и увеличение в ней в 2009 году в 1,4 раза по отношению к 2008 году доли электронных аукционов отразились на эффективности размещения государственных заказов, рост уровня которой составил 5,9%, на 2 процентных пункта превысив значение данного показателя в 2008 году. Проведение электронных аукционов существенно увеличило число участников и обеспечило значительное ускорение процесса размещения заказов. Высокий уровень конкуренции, возможность дистанционного участия поставщиков, прямая и прозрачная процедура определения победителя, низкие издержки на организацию торгов, отсутствие административного воздействия на ход их проведения и возможности поставщиков договариваться между собой обеспечили заметно большую экономию бюджетных средств по сравнению с другими способами размещения заказов.
В результате развитие краевой системы государственных закупок сопровождается интенсивным расширением круга участников размещения заказов и ужесточением конкурентной борьбы за поставку товаров бюджетным организациям: в 2009 году количество участников одной закупочной процедуры возросло в 1,4 раза к уровню 2008 года. По результатам подведения итогов проекта "Национальный рейтинг прозрачности закупок", осуществляемого при поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы, в 2009 году Алтайский край получил высшую оценку в номинации "гарантированная прозрачность" и занял второе место после столицы России.
Развитие краевой системы государственных закупок сопровождается интенсивным расширением круга участников размещения заказа и ужесточением конкурентной борьбы за поставку товаров бюджетным организациям: по итогам I полугодия 2009 года количество участников одной закупочной процедуры (практически по всем способам размещения заказа) возросло в 1,5-1,9 раза к соответствующему периоду 2008 года. По итогам 2008 года Министерством экономического развития Российской Федерации Алтайскому краю была присвоена высшая оценка среди региональных заказчиков по такому показателю, как прозрачность размещения государственного заказа.
Одним из ключевых факторов повышения конкурентоспособности российской экономики, улучшения состояния конкурентной среды является развитие малого предпринимательства. В крае с 2005 года действуют программы развития малого предпринимательства, направленные на создание инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, оказание финансово-кредитной, информационной помощи. В 2008 году из краевого бюджета в рамках программы поддержки малого предпринимательства выделено 74,3 млн. рублей, общая сумма финансирования составила 154,9 млн. руб. В 2009 году с учетом средств, привлеченных из федерального бюджета, общая сумма составит более 325,6 млн. руб.
В Алтайском крае работает центр поддержки предпринимательства, который наряду с информационно-консультационными центрами, функционирующими во всех муниципальных районах и городских округах включен в единую сеть, создан бизнес-инкубатор в городе Барнауле, в ближайшее время бизнес-инкубаторы откроются в городе Бийске, затем в Алтайском и Немецком национальном районах края. Для увеличения объемов кредитования малого предпринимательства функционирует гарантийный фонд, осуществляется субсидирование банковских процентных ставок по привлеченным кредитам. В 2009 году внедрены новые формы поддержки малого бизнеса: выделяются гранты начинающим предпринимателям, сформирован фонд микрофинансирования.
Одним из факторов, сдерживающих развитие предпринимательской деятельности, является отсутствие доступа к государственному и муниципальному имуществу. В настоящее время Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае, Главным управлением имущественных отношений Алтайского края ведутся реестры государственного имущества, подлежащего приватизации, свободных помещений, которые могут быть сданы в аренду, размещаются извещения о проведении конкурсов и аукционов по продаже земли и сдаче ее в аренду, а также приняты регламенты предоставления данных государственных услуг. Внедряется ряд новых услуг, в частности, уведомление граждан и юридических лиц посредством СМС-сообщений о готовности документов, о наличии задолженности по арендной плате.
С переходом экономики на инновационный путь развития требуется изменение качественных характеристик трудовых ресурсов. Высокий профессиональный уровень управленческих кадров, компетентность и инновационность принимаемых решений должны стать одним из факторов повышения конкурентоспособности экономики региона. С этой целью в Алтайском крае последовательно выстраивается система взаимодействия образовательных учреждений различного уровня с работодателями в вопросах обучения и переподготовки кадров, создания соответствующих ресурсных центров.
Вместе с тем опросы руководителей предприятий и предпринимателей свидетельствуют о наличии следующих барьеров в организации и развитии бизнеса:
отсутствие достоверной информации о рынках;
недостаток информации о формах и объемах государственной поддержки предпринимателей;
длительность процедуры оформления и получения государственной поддержки;
длительность процедуры оформления разрешительных документов, лицензий, получения государственной регистрации;
трудности в привлечении финансовых ресурсов для развития бизнеса (короткие (до года) сроки кредитных договоров, жесткие требования к гарантиям и залоговому обеспечению, высокие процентные ставки);
наличие значительного количества проверок.
Кроме того, следует отметить, что на отдельных рынках товаров и услуг присутствует целый ряд ограничений развития конкуренции.
Постановлением Администрации Алтайского края от 29 декабря 2010 г. N 589 в раздел 2.1 настоящей Программы внесены изменения
2.1. Агропродовольственный комплекс
Рынок сельскохозяйственной продукции в Алтайском крае характеризуется достаточно высоким уровнем конкуренции, что обусловлено большим числом участников, каждый из которых занимает незначительную долю рынка, отсутствием барьеров при вхождении на рынок и низкой дисперсией цен на реализуемую продукцию. В целом производством сельскохозяйственной продукции занимаются более 700 сельскохозяйственных организаций, 4892 крестьянских (фермерских) хозяйства, около 448 тысяч личных подсобных хозяйств. В структуре валовой продукции сельского хозяйства в среднем в 2005-2009 годах доля крупных и средних сельхозорганизаций составляла около 43%, малых форм хозяйствования - 57%. В общем объеме производства зерновых и зернобобовых культур основная часть приходится на сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства (соответственно 69,2% и 30,8%). В хозяйствах населения производится более 95% выращиваемого в крае картофеля, 87% овощей, более 50% молока и 67% скота и птицы на убой. Количество участников аграрного рынка за последние годы существенно не изменилось. Основная часть сельскохозяйственной продукции реализуется на рынке (около 98% молока и более 80% зерна и мяса). Структура сбыта сельскохозяйственной продукции объясняется различной эффективностью каналов продажи (сложившимися ценами и условиями взаиморасчетов).
Оценка конкурентности рынка на основе ранжирования муниципальных районов края по показателю выручки от реализации 1 тонны основной сельскохозяйственной продукции приведена в таблице 1 (значение ранжированного ряда выше 0,5). Данные, отраженные в таблице, позволяют определить уровень конкурентности сельскохозяйственного рынка как высокий.
Таблица 1. Группировки районов по уровню конкурентности рынка*
Значение ранжированного ряда (коэффициент отношения цены реализации сельскохозяйственной продукции предприятиями района к максимальной цене реализации в районе) |
Количество районов (единиц) |
||
Зерновые и зернобобовые культуры |
Скот и птица в живом весе |
Молоко |
|
0,5 |
5 |
6 |
4 |
0,6 |
|
26 |
|
0,7 |
22 |
16 |
|
0,8 |
24 |
12 |
21 |
0,9-1,0 |
9 |
|
35 |
Итого |
60 |
60 |
60 |
* На основе ранжирования цены реализации сельскохозяйственной продукции.
Рынок молока и зерна характеризуется более высоким уровнем конкуренции, чем рынок мяса: среднее значение коэффициента показателя выручки в расчете на 1 тонну молока составляет 0,87, зерновых - 0,85, мяса скота и птицы - 0,63 единицы. Значительная дифференциация цен на рынке мяса скота и птицы края объясняется значительной концентрацией объемов производства в частном секторе, наличием посреднических структур и различных каналов сбыта, в то время как основная доля молока и зерна реализуется через перерабатывающие предприятия. Кроме того, на выравнивание цен на рынке зерновых культур повлияло проведение интервенционных торгов.
В частности, на рынке закупа зерна в Алтайском крае значительный сегмент занимают наиболее крупные зерноперерабатывающие предприятия, но вместе с тем доля отдельного хозяйствующего субъекта невелика. Удельный вес остальных участников рынка не превышает 1,5-2,0%. Распределение основного объема закупа зерна между небольшим количеством предприятий создает для последних возможность осуществлять согласованные действия, ограничивающие конкуренцию, что обусловливает необходимость постоянного мониторинга цен на рынке закупа зерна, в том числе и со стороны Федеральной антимонопольной службы.
Важным элементом инфраструктуры рынка зерна является деятельность элеваторов и хлебоприемных пунктов. Несмотря на то, что большинство элеваторов в Алтайском крае ориентировано на обслуживание нескольких районов, занимающихся производством зерна, в отдельных сельских районах возможно появление доминирующих хозяйствующих субъектов. Для выявления таких районов и своевременного предупреждения злоупотреблений доминирующим положением хозяйствующими субъектами необходим постоянный мониторинг рынка услуг по хранению зерна в регионе.
Ввиду повышения спроса на сельскохозяйственную продукцию в последние годы заметно вырос интерес хозяйствующих субъектов края - потенциальных инвесторов к аренде и приобретению земельных участков, невостребованного имущества для организации производства продукции сельского хозяйства. Кроме того, с целью повышения капитализации и устойчивости финансово-хозяйственной деятельности организаций активно идет формирование и приобретение долей пайщиков. В связи с этим создание эффективной и прозрачной системы распространения информации о свободных участках и невостребованном имуществе рассматривается как одно из условий для успешного развития бизнеса.
Дополнительным фактором, оказывающим влияние на состояние конкурентной среды, является различный уровень подготовки специалистов и руководителей хозяйств к осуществлению и планированию финансово-хозяйственной деятельности, особенно в вопросах маркетинга, логистики, бизнес-планирования, бухгалтерского учета, применения энерго-, ресурсосберегающих технологий.
Сельхозтоваропроизводители края не испытывают конкуренции со стороны товаропроизводителей других регионов. Ввоз зерна в Алтайский край в 2007-2008 годах в сравнении с 2006 годом сократился втрое и составил всего 2% от общего объема зерновых ресурсов. В последние три года доля ввозимых продуктов в общем объеме молока и молокопродуктов составляет около 1%, мяса и мясопродуктов - около 8%. В то же время наблюдается тенденция повышения объемов вывоза указанной продукции за пределы края. За последние три года вывоз молока и молокопродуктов составлял четверть от всего объема произведенной продукции, мяса и мясопродуктов - около 9%.
В целом в отношении продовольственного обеспечения Алтайский край является самодостаточным регионом: ежегодно перерабатывается порядка 2,5 млн. тонн зерна, 1,6 млн. тонн молока, 72 тыс. тонн мяса. В последние годы мощности алтайских производителей активно модернизировались, значительные средства были вложены в развитие местных брендов. Как результат, продукция под торговыми марками "Алейка", "Мельник", "Алтай-батюшка", "Гранмулино", "Алмак", "Ламбер", "Плавыч" и другими стала пользоваться спросом на территории всей страны.
Мощности пищевых и перерабатывающих предприятий Алтайского края позволяют выпускать продукты питания в объемах, превышающих потребности населения региона. Ежегодно из края вывозится 70% муки и жирных сыров, 85% круп, 30% животного масла, 50% сухих молочных продуктов, 60% макаронных изделий, 25% алкогольных напитков. К продуктам регионального рынка можно отнести цельномолочную продукцию, колбасные изделия, мясные деликатесы и полуфабрикаты, хлеб и хлебобулочные изделия. Показатели вывоза этих продуктов в другие регионы незначительны.
В настоящее время наблюдается тенденция роста объемов ввоза целого ряда продуктов питания, обусловленная появлением в крае крупных федеральных и межрегиональных торговых сетей с отлаженными логистическими схемами и своей ассортиментной матрицей. Упаковка, фасовка, сроки поставок продукции алтайских производителей не всегда соответствуют требованиям данных торговых сетей. Кроме того, ими практикуется сбор дополнительных средств с товаропроизводителей за продажу продукции (плата за "вход", бонус за "полку" и т.д.), что затрудняет приход в торговые сети малых предприятий и предпринимателей, сельхозтоваропроизводителей.
Таким образом, барьерами для развития конкуренции на агропродовольственном рынке являются следующие факторы:
неэффективный менеджмент и бизнес-планирование;
отсутствие информации о наличии свободной земли и невостребованного имущества для организации сельскохозяйственной деятельности;
недостаточная развитость инфраструктуры, обеспечивающей закуп, хранение сельскохозяйственного сырья и продовольствия, наличие большого количества посреднических структур;
доминирующее положение перерабатывающих предприятий на отдельных локальных товарных рынках, создающее угрозу осуществления согласованных действий, ограничивающих конкуренцию, и требующее постоянного мониторинга со стороны Федеральной антимонопольной службы;
отсутствие единой информационной системы, содержащей сведения о ценах реализации и закупа сельскохозяйственного сырья, продуктов питания, условиях поставки и взаимных расчетов;
несовершенство инструментов экономического регулирования, в том числе налоговой политики, таможенного и тарифного регулирования естественных монополий, планирования, государственных закупок.
В целях снижения барьеров входа на рынок сельскохозяйственной продукции необходимо решить следующие задачи:
развить систему сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
расширить доступ сельских товаропроизводителей к перечню нормативных правовых актов, регламентирующих порядок предоставления государственных услуг;
обеспечить доступность объектов недвижимости, прежде всего земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для реализации инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе;
обеспечить взаимодействие с сельхозтоваропроизводителями, представителями отраслевых ассоциаций (союзов) в целях выявления и устранения препятствий для осуществления предпринимательской деятельности на селе.
Постановлением Администрации Алтайского края от 29 декабря 2010 г. N 589 в раздел 2.2 настоящей Программы внесены изменения
2.2. Розничная торговля
Благоприятная экономическая конъюнктура и устойчивый рост денежных доходов населения в последние годы способствовали увеличению потребительского спроса, а также ускорению развития розничного товарооборота и платных услуг населению. За 2006-2007 гг. абсолютный объем товарооборота увеличился в 1,3 раза: с 105,6 млрд. руб. до 132,9 млрд. руб., среднегодовой прирост в сопоставимых ценах составил 17,5%.
В 2008 году наметились тенденции активизации торговли на розничных рынках и ярмарках. При общем приросте оборота розничной торговли, который составил 12% к уровню 2007 года, объемы продаж на рынках увеличились на 34,3%, в то время как обороты продаж субъектов торговой стационарной сети - всего на 7,4%. Торговля на рынках по-прежнему играет большую роль в обеспечении населения мясом скота и птицы, плодоовощной продукцией, одеждой и обувью.
За этот период созданы и получили развитие крупные многофункциональные торговые центры площадью от 5 до 30 тыс. кв. м и гипермаркеты. Активно строились супермаркеты, торговые комплексы, магазины самообслуживания, а также небольшие предприятия "шаговой доступности".
В настоящее время в крае работают четыре федеральные торговые сети: "Пятерочка" (15 объектов), "Холидей" (7 объектов), "Патэрсон" (4 объекта), "Лента" (1 объект). Сохраняют свои позиции и ведущие алтайские сетевые компании - "Мария-Pa" (в крае - 99 объектов), "Аникс" (77 объектов), "Хелми" (15 объектов), "Раздолье" (16 объектов). Кроме того, практически в каждом муниципальном образовании развиваются местные сетевые структуры, осуществляющие реализацию продовольственных товаров (102 торговые организации).
Расширение сетевой торговли, характеризующейся высоким уровнем насыщенности рынка товарами и предоставляемыми услугами, при условии сохранения позиций магазинов "шаговой доступности", реализующих продовольственные товары повседневного спроса, способствует усилению конкуренции в розничном секторе продовольственного рынка.
По итогам I полугодия 2009 года количество магазинов в крае составило свыше 12 570 объектов (торговая площадь - 1 млн. 196 тыс. кв. м), при этом обеспеченность торговыми площадями сложилась на уровне 480 кв. м на 1 тыс. жителей. Кроме того, торговая инфраструктура края представлена 47 розничными рынками, из которых 5 являются сельскохозяйственными, 3 - специализированными. В первом полугодии 2009 года открыто 200 новых объектов стационарной торговли, в том числе 3 новых розничных рынка (один из них - сельскохозяйственный).
Учитывая значительный туристический потенциал региона, органы исполнительной власти Алтайского края особое внимание уделяют развитию придорожной торговли, общественного питания. Для этого рядом муниципальных образований проведены конкурсы на комплексное освоение земельных участков для строительства объектов придорожного сервиса.
Основными барьерами в развитии конкурентной среды являются:
отсутствие эффективной логистики товарных потоков;
отсутствие опыта в создании и продвижении брэндов;
несоответствие образовательных стандартов, использующихся при подготовке рабочих кадров, современным профессиональным стандартам отрасли;
отсутствие адекватной инфраструктуры снабжения товарами торговых комплексов.
В целом, несмотря на активное формирование разветвленной региональной торговой сети и приход крупных федеральных торговых компаний ни один субъект не занимает доминирующего положения на рынке, более того, активно открываются специализированные продовольственные и непродовольственные магазины, в которых представлена продукция местных производителей, вводятся в эксплуатацию новые рынки. Таким образом, рынок розничной торговли Алтайского края достаточно конкурентен, вследствие чего не отнесен к приоритетам региональной программы развития конкуренции.
Постановлением Администрации Алтайского края от 29 декабря 2010 г. N 589 в раздел 2.3 настоящей Программы внесены изменения
2.3. Строительство
В строительном комплексе края осуществляют деятельность 2,2 тыс. строительных, более 100 проектных организаций и 134 предприятия по производству строительных материалов, подавляющее количество которых (96%) находится в частной собственности. В большей части организаций (порядка 97%) численность работников не превышает 100 человек. За последние три года количество организаций строительного комплекса увеличилось в 1,6 раза, что является свидетельством формирования высококонкурентного рынка. При этом количество малых и средних организаций (с численностью занятых менее 100 человек) за этот период времени выросло в 1,7 раза. Выручка строительных организаций в 2007-2009 гг. увеличилась в 1,7 раза, в том числе находящихся в частной собственности - в 1,8 раза, в государственной собственности - в 1,6 раза. В целом строительный комплекс региона удовлетворяет спрос на строительные услуги. По данным проверок ФАС России, в Алтайском крае не выявлено доминирующего положения ни одного предприятия строительной отрасли.
За 2005-2008 годы объем выполненных строительных работ увеличился в 2 раза, вместе с тем начиная со второго полугодия 2008 года и в текущем году наблюдается снижение объемов строительных работ, обусловленное негативным влиянием мирового финансового кризиса, которое выразилось в падении платежеспособного спроса на жилье, уменьшении количества выданных ипотечных кредитов, увеличении процентных ставок по кредитам для строительных организаций, повышении требований к залоговому обеспечению. Кроме того, сдвигаются сроки реализации инвестиционных проектов, а также строительства инфраструктурных объектов.
Финансовое состояние строительного комплекса края остается напряженным: всего два десятка организаций из почти 2,2 тысячи предприятий в состоянии собственными силами выполнить объем работ стоимостью более 100 млн. рублей. Строительные организации не имеют достаточных финансовых ресурсов для осуществления непрерывного технического перевооружения производства, которое необходимо для достижения высокого уровня конкурентоспособности. Удельный вес основных фондов строительства в общей структуре основных фондов края неуклонно снижается. За последние пять лет их величина сократилась более чем в 2 раза, с истекшим сроком службы работают свыше 85% буровых машин, более 70% бульдозеров и кранов на пневмоколесном ходу, почти 50% экскаваторов.
Значительный износ производственного оборудования, постоянное повышение стоимости заемных ресурсов, недостаточное использование новых материалов и технологий обусловливают относительно высокую себестоимость 1 кв. м жилья. Несмотря на то, что цена 1 кв. м жилья в городе Барнауле ниже, чем в ряде других региональных центров Западной Сибири, уровень доступности построенного жилья для различных групп населения остается низким.
Кроме того, согласно опросам строительных организаций отсутствие документов территориального планирования муниципальных образований, длительная процедура выделения и согласования земельных участков для жилищного строительства, их крайне низкая обеспеченность инфраструктурой являются значительными барьерами для конкуренции, в особенности для малых строительных организаций и новых участников строительного рынка.
Таким образом, основными барьерами для развития конкуренции в строительной отрасли являются:
ограниченные возможности доступа строительных организаций к заемным ресурсам;
высокий уровень износа техники и оборудования строительных организаций;
недостаток необходимых для строительства земель населенных пунктов, обеспеченных инженерной инфраструктурой;
недостаток средств местных бюджетов, направляемых на финансирование работ по подготовке градостроительной документации;
дефицит кадров профессиональных градостроителей.
В целях снижения барьеров входа на рынок предоставления строительных услуг необходимо решить следующие задачи:
создать четкий и прозрачный механизм предоставления земельных участков в целях строительства;
обеспечить земельные участки, предназначенные для строительства, необходимой инженерной и дорожной инфраструктурой;
активизировать процессы обновления основных фондов строительных организаций и предприятий стройиндустрии;
завершить до 2012 года разработку схем территориального планирования муниципальных образований.
Постановлением Администрации Алтайского края от 29 декабря 2010 г. N 589 в раздел 2.4 настоящей Программы внесены изменения
2.4. Жилищно-коммунальное хозяйство
В процессе структурного реформирования жилищно-коммунального хозяйства созданы условия для выделения предоставления услуг по организации водоснабжения, водоотведения, по обеспечению электричеством, теплом, газом, по управлению жилищным фондом и его обслуживанию, по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов, техническому обслуживанию лифтового хозяйства в отдельные виды бизнеса. Уровень конкуренции в различных сферах деятельности дифференцирован: рынок услуг по обслуживанию жилищного фонда является высококонкурентным, а рынок услуг по электро-, газо-, теплоснабжению, как правило, характеризуется невысоким уровнем конкуренции, в особенности в сельской местности.
Одним из наиболее высококонкурентных рынков является рынок управления многоквартирными домами. На сегодняшний день данные услуги предоставляют 169 организаций, около 90% которых - частные. В их управлении находится около 16 тысяч домов, из них около 1 тысячи домов перешли в управление по результатам открытых конкурсов, проведенных органами местного самоуправления г. Барнаула, г. Белокурихи, г. Бийска. Немаловажное значение в демонополизации рынка жилищных услуг и развитии конкуренции имеет создание жилищных объединений граждан (ТСЖ, ЖСК). За последние полтора года в 1,7 раза увеличилось количество ТСЖ. По состоянию на 01.08.2009 в крае зарегистрировано 638 ТСЖ и 69 ЖСК, в управлении которых находится 3278 домов и 2 поселка индивидуальной застройки, где проживают свыше 200 тыс. человек.
Сдерживающим фактором развития конкуренции в жилищной сфере является высокий уровень износа фонда, который по состоянию на начало 2009 года составлял 62,5%. Износ жилого фонда в совокупности с низким уровнем его инвентаризации, ветхостью инженерных сетей существенно осложняет планирование затрат управляющих компаний и ТСЖ на капитальный и текущий ремонт, приводит к частым отказам последних от управления жилым фондом. Определенная доля жилищного фонда с высоким уровнем износа управляется муниципальными компаниями жилищно-коммунального хозяйства, что неблагоприятно сказывается на уровне конкуренции.
Кроме того, сами управляющие компании и ТСЖ не обладают профессионально подготовленными кадрами, инструментом и технологиями для проведения необходимых работ и оказания всего спектра услуг, а их неустойчивое финансовое состояние и недостаточная активность жильцов не позволяют привлекать для этих целей специализированные организации. В муниципальных образованиях края слабо развита система аудита и оценки качества услуг управляющих компаний, ТСЖ, население не обладает достаточной информацией о работе управляющих компаний, своих правах и обязанностях в данной сфере.
Существенными барьерами для входа новых организаций на рынок жилищных услуг являются:
высокая доля муниципальных организаций, осуществляющих управление жилищным фондом;
пассивная позиция органов местного самоуправления (в том числе являющихся собственниками муниципального имущества) в вопросах управления многоквартирными домами;
формальное отношение к выбору способа управления домами со стороны собственников помещений, их неготовность осуществлять возложенные жилищным законодательством полномочия по управлению жилищным фондом;
высокий уровень износа жилищного фонда;
отсутствие на данном рынке квалифицированных специалистов;
непрозрачность рынка жилищных услуг для населения и бизнеса.
В коммунальном хозяйстве также проходит структурная реорганизация системы предоставления услуг, ориентированная на привлечение в отрасль эффективного собственника, в том числе путем предоставления в аренду муниципального имущества. На сегодняшний день совокупная стоимость имущества, переданного по договорам аренды, составляет свыше 6 млрд. рублей. Процесс этот значительно активизировался за последние два года: в 2008 году прирост количества частных организаций, ведущих работу в коммунальном комплексе, составил 17,8%, за I полугодие текущего года - 13,6%. В целом по краю данные услуги предоставляют 676 организаций (при этом 46% - частные), из них в сфере теплоснабжения - 324 организации (частные - 43,8%), водоснабжения (отведения) - 537 (частные - 45%), электроснабжения - 17 (частные - 70,6%), газоснабжения - 4 (100% частные).
Несмотря на существенный рост количества частных компаний в этой сфере, в ряде муниципальных районов края коммунальные услуги предоставляются муниципальными унитарными предприятиями, занимающимися всеми видами деятельности: тепло-, водоснабжение, канализование, прочие услуги. Факторами, сдерживающими приход частных инвесторов в эту отрасль, являются износ коммунальных сетей, невысокая доля оплаты населением коммунальных услуг, а также несоответствие между уровнем установленного тарифа и затратами на предоставление данных услуг (ввиду практики сдерживания тарифов для сохранения социальной стабильности в отдельных муниципальных образованиях, непропорциональной организации системы ЖКХ и высокой протяженности сетей, использования устаревшего оборудования и технологий).
Таким образом, ключевыми факторами, препятствующими развитию конкуренции в жилищно-коммунальном хозяйстве, являются:
оказание коммунальных услуг администрациями сельсоветов, муниципальными унитарными предприятиями;
износ основных фондов организаций коммунального хозяйства, прежде всего сетевых организаций;
высокая капиталоемкость оказываемых услуг и невысокий уровень инвестиций в данную сферу;
тяжелое финансовое состояние предприятий отрасли;
краткосрочная передача муниципальных объектов коммунального назначения в пользование (аренду) субъектам малого и среднего бизнеса вследствие отсутствия регистрации права собственности на такие объекты;
отсутствие информации о деятельности органов местного самоуправления при передаче объектов коммунального назначения в управление хозяйствующим субъектам.
В целях устранения барьеров доступа на рынок предоставления жилищно-коммунальных услуг необходимо решить следующие задачи:
создать равные условия для деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
ввести в сфере управления жилищным фондом саморегулирование;
снизить уровень износа основных фондов коммунального назначения посредством использования концессионных и лизинговых механизмов;
обеспечить информационную открытость процедур проведения конкурсов (аукционов) по передаче в пользование хозяйствующим субъектам муниципальных объектов жилищно-коммунального хозяйства.
2.5. Развитие конкуренции в сфере автомобильных перевозок
В Алтайском крае перевозку пассажиров на основании лицензии выполняют около 1100 хозяйствующих субъектов, в том числе более 800 индивидуальных предпринимателей, на 4350 автобусах. Более 11 тыс. предприятий и предпринимателей осуществляют деятельность по перевозке грузов и пассажиров, не подлежащую лицензированию.
Сеть автобусных маршрутов охватывает все города и районные центры, а также 1254 малых населенных пункта края. Всего в крае насчитывается 886 маршрутов общей протяженностью свыше 73 тыс. км. В трех городах кроме автомобильного транспорта перевозки пассажиров выполняет наземный электрический транспорт (на его долю приходится более 40% городских перевозок); в г. Барнауле это трамваи и троллейбусы, в г. Бийске - трамваи и в г. Рубцовске - троллейбусы. Всего в крае насчитывается 18 трамвайных и 9 троллейбусных маршрутов общей протяженностью 186 км и 104 км соответственно.
По территории края проходят 53 межрегиональных автобусных маршрута, по которым обеспечивается беспересадочное автобусное сообщение с соседними регионами Сибири (Омская, Томская, Новосибирская, Кемеровская области, Красноярский край и Республика Алтай), а также 43 международных автобусных маршрута, связывающие Алтайский край и другие регионы Сибири с Республикой Казахстан (города Семипалатинск, Усть-Каменогорск, Жезкент, Павлодар, Алма-Ата, Караганда), Республикой Киргизстан (г. Бишкек) и Федеративной Республикой Германия (г. Фрайбург).
Осуществление муниципальных и межмуниципальных перевозок производится согласно закону Алтайского края от 12.09.2007 N 91-ЗС "Об организации транспортного обслуживания населения в Алтайском крае" на основании государственных или муниципальных контрактов.
Основные проблемы в развитии автомобильных и междугородних перевозок:
крайне высокая нагрузка на дорожную инфраструктуру, снижающая пропускную способность транспортных путей и одновременно повышающая уровень аварийности движения;
высокий уровень износа эксплуатируемого автомобильного парка для пассажирских перевозок;
незаконное предпринимательство в сфере автомобильных и грузовых перевозок.
За последние годы в развитии данной сферы наметились определенные положительные тенденции: благодаря программе обновления парка автомобильной и коммунальной техники муниципальных образований с использованием субсидий из федерального бюджета заметно ускорились темпы приобретения новых автобусов (в 2009 году - более 200 автобусов), активно осуществляется модернизация транспортной системы края. Эффективно взаимодействует с общественными объединениями и органами исполнительной власти Алтайского края Ассоциация "Автомобильные перевозчики Алтая", которая участвует в проводимых органами государственной власти и местного самоуправления конкурсах на осуществление перевозок пассажиров, экспертизе принимаемых Администрацией края нормативных правовых актов. Реализуемый в настоящее время комплекс мер не требует дополнительных усилий по развитию конкуренции на рынке автомобильных и пассажирских перевозок.
2.6. Рынок нефтепродуктов
Ускорение автомобилизации населения, увеличение количества и дальности автомобильных поездок привели к росту объемов потребления нефтепродуктов. При этом на оптовом рынке наблюдается тенденция усиления влияния вертикально интегрированных нефтяных компаний - ОАО "Роснефть-Алтайнефтепродукт" и ОАО "Газпромнефть-Алтай", на долю которых приходится до 80% объема хранения нефтепродуктов. Указанные предприятия оказывают заметное влияние на объемы оптовой торговли нефтепродуктами.
Розничный сектор регионального рынка нефтепродуктов характеризуется высоким уровнем конкурентности: на рынке присутствует большое число субъектов разных организационно-правовых форм собственности. С 1999 по 2009 годы количество автозаправочных станций в крае увеличилось на 125 и составляет на сегодняшний день 630 объектов. Наибольшее количество АЗС осуществляют реализацию нефтепродуктов в городах Барнауле (97), Бийске (35) и Рубцовске (27). В последние три года темпы строительства новых АЗС существенно снижены, что свидетельствует о достаточном насыщении данного сектора рынка. При этом активно продолжается реконструкция действующих объектов, расширяется сфера оказываемых на них услуг, в том числе не связанных с реализацией нефтепродуктов (мойка транспортных средств, услуги кафе, гостиниц, торговля сопутствующими товарами).
Сдерживающими факторами развития рынка нефтепродуктов являются большие финансовые затраты на приобретение земельных участков и собственно строительство новых автозаправочных станций, а также рост цен на нефтепродукты.
На рынке услуг в сфере аэропортового и наземного обслуживания авиасудов, включая их заправку горюче-смазочными материалами, в городе Барнауле работает ОАО "Авиапредприятие "Алтай", на долю которого приходится 100% данного товарного рынка, вследствие чего предприятие внесено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%.
С учетом незначительных (в сравнении с крупнейшими аэропортами Сибири) объемов авиаперевозок уровень конкуренции в области удовлетворения продуцируемого спроса на горюче-смазочные материалы в силу своей специфичности остается низким, вследствие чего данная деятельность является предметом регулирования антимонопольного законодательства.
2.7. Рынок фармацевтической продукции
По данным за I полугодие 2009 года в Алтайском крае насчитывалось 417 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами через сеть аптек и аптечных пунктов (1050 объектов). Из них 11,5% находятся в государственной и муниципальной собственности, остальные 88,5% - в частной.
В городах Барнауле, Бийске, Рубцовске, Новоалтайске на рынке имеются доминирующие хозяйствующие субъекты: аптечные сети ООО "Первая помощь" - 59 аптечных учреждений, ЗАО "Алтайвитамины" - 22 аптечных учреждения, ООО "Аптечная сеть "Эвалар" - 19 аптечных учреждений, ООО "Губернский лекарь" - 12 аптечных учреждений. В муниципальных районах края доминирует АКГУП "Аптеки Алтая". Необходимо отметить, что аптечные учреждения государственной формы собственности имеют производственные отделы, выполняют социальные функции, отпускают наркотические и психотропные препараты, размещают свою сеть в труднодоступных районах края.
Основными проблемами в развитии конкурентной среды в данной сфере являются невысокий уровень платежеспособности населения, недостаток подготовленных торговых помещений, низкая или отрицательная доходность деятельности государственных и муниципальных учреждений, дефицит квалифицированных специалистов - провизоров и фармацевтов, особенно в сельской местности.
Для повышения уровня доступности населению, организациям и индивидуальным предпринимателям государственных услуг в сфере здравоохранения в 2009 году приняты 7 административных регламентов.
В целях недопущения ограничения конкуренции при проведении государственных закупок применяются: открытый аукцион, открытый аукцион в электронной форме и запрос котировок цен. Лоты формируются в полном соответствии с рекомендациями Минэкономразвития России (в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения), анатомо-терапевтически-химической классификацией лекарственных средств, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения.
Соблюдение условий равного доступа товаропроизводителей к проводимым конкурсам и аукционам, расширение практики применения открытых аукционов при поставке фармацевтической продукции, а также реализация запланированных фармацевтическими предприятиями края инвестиционных проектов в рамках Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года последовательно развивают конкуренцию в данной сфере.
С учетом достаточно высокой степени конкуренции и складывающейся на рынке продаж фармацевтической продукции ситуации, характеризующейся ростом количества аптек и аптечных сетей, данный рынок не является приоритетным для включения в региональную программу развития конкуренции.
Постановлением Администрации Алтайского края от 29 декабря 2010 г. N 589 часть 2 настоящей Программы дополнена разделом 2.8
2.8. Рынок связи
Число операторов связи в регионе весьма значительно (121 оператор, 240 лицензий). За один год в крае на рынок выходят от 3 до 7 новых продавцов, в основном, в сегменте "электросвязь".
Несмотря на значительное количество участников рынка, коэффициент концентрации составляет в среднем 85%, при этом доля одного из них несопоставимо больше долей остальных. Доминирующее положение на территории региона на рынке связи занимают традиционные операторы общедоступной почтовой и электросвязи, так как владеют сетями, благодаря которым организуется доступ. Рынок оценивается как высококонцентрированный, с тенденцией к снижению до 75% за счет технологической взаимозаменяемости услуг связи, и является умеренно концентрированным только в сегменте "подвижная радиотелефонная связь" (коэффициент концентрации - от 40%).
Планы участников рынка свидетельствуют о расширении и модернизации существующих сетей, организации их по иным технологиям, предоставлении конвергентных услуг.
Барьеры входа на рынок услуг связи могут быть:
1. административными. Услуги связи являются лицензируемым видом деятельности и основной барьер - процедура получения лицензии. Причем в сегментах рынка, где услуги организуются с использованием технологий беспроводного доступа, в качестве барьеров отмечаются длительные сроки получения разрешений на использование радиочастот. Согласование, осуществляемое ФГУП "ГРЧЦ" и ФГУП "Воентелеком", может занимать до 3 лет, а его стоимость может составлять около 200 000 руб.
Во всех сегментах связи в качестве административных барьеров на местном уровне выявлены процедуры согласования размещения средств связи на земельных участках, на (в) зданиях, сооружениях; получение разрешительных документов на строительство линейно-кабельных сооружений.
Сложности возникают при согласовании размещения средств связи в зданиях гражданского назначения, в том числе жилого фонда: собственники помещений предъявляют необоснованные требования по ремонту, обслуживанию или отказывают в размещении средств связи;
2. экономическими. Все участники рынка, не являющиеся компаниями холдинга "Связьинвест" и филиалами государственных унитарных предприятий, отмечают высокий уровень первоначальных затрат как при создании собственной сети связи (доля затрат на строительство, ввод в эксплуатацию и эксплуатацию - 60-80% от доходов), так и при использовании сети связи другого оператора (затраты только на аренду каналов - 15-25% от доходов, при этом отмечается значительный рост тарифов традиционных операторов на пользование инфраструктурой связи (местами для размещения средств связи) и на использование сетевых ресурсов (абонентских линий связи).
Также отмечается установление доминирующими операторами "заградительных" тарифов на услуги по пропуску трафика, высокие тарифы на присоединение сетей.
Для развития конкуренции на рынке основным препятствием является ограниченность инфраструктуры, используемой для организации услуг. Цены, устанавливаемые за использование сетевых ресурсов и инфраструктуры, не способствуют развитию справедливой конкуренции, в том числе ценовой.
Учитывая то, что вопросы регулирования относятся к компетенциям федерального уровня, данный рынок в настоящее время не является приоритетом региональной программы конкуренции.
Постановлением Администрации Алтайского края от 29 декабря 2010 г. N 589 часть 2 настоящей Программы дополнена разделом 2.9
2.9. Рынок здравоохранения
В Алтайском крае функционирует 57 государственных, 140 муниципальных и 650 негосударственных (включая индивидуальных предпринимателей и частные клиники) лечебных учреждений. В реализации территориальной программы государственных гарантий в 2010 году участвуют 57 государственных и 140 муниципальных лечебных учреждений (с долей в общем объеме оказания услуг - 99%), 8 негосударственных (с долей в общем объеме оказания услуг - 1%). Несмотря на последовательный рост объема оказываемых негосударственными учреждениями и предпринимателями услуг, сдерживающими факторами развития данного рынка является отсутствие одноканального финансирования и полного тарифа на медицинскую услугу.
3. Основная цель и задачи программы
Цель программы - улучшение конкурентной среды, создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности и повышение уровня жизни населения края.
Задачи программы:
сокращение административных барьеров, упрощение начала и ведения предпринимательской деятельности;
повышение информационной прозрачности деятельности органов исполнительной власти Алтайского края, организация сбора, анализа и публикация сведений о региональных рынках;
сокращение прямого участия государственных органов и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности;
развитие системы государственного и муниципального заказа, в том числе расширение практики размещения государственного заказа на социальные (медицинские, образовательные) услуги на основе конкурсных процедур;
развитие конкуренции в приоритетных сферах предпринимательской деятельности (розничная торговля, агропродовольственный комплекс, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство).
4. Перечень программных мероприятий
Достижение цели и решение задач, поставленных программой, будет осуществляться в рамках реализации следующих блоков мероприятий:
создание благоприятных условий для начала и развития бизнеса;
создание равных условий доступа хозяйствующих субъектов к информации, к получению государственной поддержки;
сокращение прямого участия государственных органов и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности, повышение эффективности антимонопольной защиты законных интересов хозяйствующих субъектов и населения;
совершенствование системы государственного и муниципального заказа;
развитие конкуренции в приоритетных сферах экономики края.
Перечень программных мероприятий приведен в приложении.
Нумерация разделов программы приводится в соответствии с источником
3. Оценка эффективности реализации программы
Таблица 2. Важнейшие целевые индикаторы эффективности
реализации программы
Целевой индикатор |
Единица измерения |
Значение индикатора по годам |
||
|
|
2010 год |
2011 год |
2012 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Доля оборота малых предприятий в общем обороте организаций |
% |
35 |
37 |
40 |
Удельный вес занятых в малом бизнесе в общей численности занятых в экономике |
% |
43 |
45 |
47 |
Степень удовлетворенности граждан и организаций качеством и доступностью государственных и муниципальных услуг (по результатам социологических исследований) |
% |
не ниже 70% |
не ниже 75% |
не ниже 80% |
Обеспеченность государственных гражданских служащих административными регламентами, касающимися предоставления государственных услуг |
% |
100 |
100 |
100 |
4. Система управления реализацией программы
Государственным заказчиком программы является Администрация Алтайского края.
Исполнителями программы являются:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (по согласованию);
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае (по согласованию);
Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края;
управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры;
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края;
Главное управление имущественных отношений Алтайского края;
Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности;
комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике;
управление Алтайского края по промышленности и энергетике;
управление пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности Алтайского края;
управление Алтайского края по строительству и архитектуре;
управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству;
управление Алтайского края по транспорту, дорожному хозяйству и связи;
управление Алтайского края по труду и занятости населения;
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи;
управление ветеринарии Алтайского края;
правовой департамент Администрации края;
департамент Администрации края по вопросам государственной службы и кадров;
органы местного самоуправления (по согласованию).
Исполнители обеспечивают:
выполнение мероприятий программы;
подготовку предложений по корректировке программы на соответствующий год;
формирование бюджетных заявок на финансирование мероприятий программы;
подготовку обоснований для отбора первоочередных мероприятий, финансируемых в рамках реализации программы, за отчетный год.
Межведомственную координацию и оценку реализации программы осуществляет межведомственная рабочая группа по разработке краевой программы "Развитие конкуренции в Алтайском крае" на 2010 - 2012 годы и мониторингу ее реализации.
Государственным заказчиком - координатором реализации программы выступает управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры. Управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры ежеквартально, в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляет в Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края отчет о выполнении настоящей краевой программы.
Постановлением Администрации Алтайского края от 12 июля 2010 г. N 304 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
"Развитие конкуренции
в Алтайском крае"
на 2010-2012 годы
Перечень программных мероприятий
30 марта, 12 июля 2010 г.
N п/п |
Содержание мероприятия |
Индикатор выполнения мероприятия |
Значение индикатора |
Ответственные исполнители |
|||||||||||||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
||||||||||
Сокращение административных барьеров, упрощение начала и ведения предпринимательской деятельности | |||||||||||||||||
1 |
Размещение сведений о государственных и муниципальных услугах в информационной системе "Реестр государственных и муниципальных услуг" |
количество сведений о государственных и муниципальных услугах, размещенных в информационной системе "Реестр государственных и муниципальных услуг", единиц |
47 |
70 |
100 |
120 |
Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края; органы исполнительной власти Алтайского края; органы местного самоуправления (по согласованию) |
||||||||||
2 |
Создание в крае многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" |
количество многофункциональных центров, созданных в муниципальных образованиях, единиц |
- |
- |
- |
1 |
органы исполнительной власти Алтайского края |
||||||||||
3 |
Разработка и утверждение административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), в том числе: оказания государственной поддержки в виде субсидирования части банковской процентной ставки по кредитам, привлекаемым субъектами малого и среднего предпринимательства; проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; рассмотрения вопросов о предоставлении организациям отдельных форм государственной поддержки (в виде субсидирования банковской процентной ставки по привлекаемым кредитам, субсидирования налога на имущество, прибыль) |
доля государственных услуг, в отношении которых утверждены административные регламенты их предоставления и стандарты государственных услуг |
48 |
100 |
- |
- |
органы исполнительной власти Алтайского края; департамент Администрации края по вопросам государственной службы и кадров |
||||||||||
4 |
Внедрение механизмов оценки проектов нормативных правовых актов, подготавливаемых органами государственной власти всех уровней и органами местного самоуправления, через обеспечение предварительного их согласования с представителями отраслевых общественных объединений |
количество нормативных правовых актов, согласованных с представителями отраслевых общественных объединений, единиц |
- |
10 |
20 |
30 |
органы исполнительной власти Алтайского края; органы местного самоуправления (по согласованию) |
||||||||||
5 |
Подготовка докладов о доступе малых предприятий и предпринимателей к инженерной инфраструктуре (электроснабжение, водоснабжение, газоснабжение) |
количество докладов в год, единиц |
1 |
2 |
4 |
12 |
управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры; управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству; управление Алтайского края по промышленности и энергетике; органы местного самоуправления (по согласованию) |
||||||||||
6 |
Размещение в СМИ, Интернете информации об имуществе, не используемом учреждениями и унитарными предприятиями для выполнения уставной деятельности, с целью предоставления его в аренду |
частота обновлений информации об имуществе, количество раз в год |
1 |
2 |
4 |
12 |
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае (по согласованию); Главное управление имущественных отношений Алтайского края; органы местного самоуправления (по согласованию) |
||||||||||
7 |
Подготовка докладов о разработке мер по развитию конкуренции в сфере розничной торговли |
количество докладов в год, единиц |
1 |
2 |
4 |
12 |
управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры; управление пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности Алтайского края; Главное управление сельского хозяйства Алтайского края; Управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (по согласованию); органы местного самоуправления Алтайского края |
||||||||||
Повышение информационной прозрачности деятельности органов исполнительной власти Алтайского края, организация сбора, анализа и публикация информации о региональных рынках | |||||||||||||||||
1 |
Размещение информации об основных показателях социально-экономического развития края |
удовлетворенность населения информационной открытостью органов исполнительной власти Алтайского края, процент от числа опрошенных |
44 |
46 |
48 |
52 |
Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края |
||||||||||
2 |
Размещение информации о реализации комплексных программ социально-экономического развития края, муниципальных образований |
|
|
|
|
|
Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края; органы местного самоуправления (по согласованию) |
||||||||||
3 |
Размещение инвестиционных паспортов Алтайского края, муниципальных образований |
|
|
|
|
|
Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края; органы местного самоуправления (по согласованию) |
||||||||||
4 |
Подготовка информационных буклетов, брошюр о развитии края, его экономике и социальной сфере |
динамика оценки хозяйствующими субъектами уровня информационной открытости органов власти Алтайского края, темп роста доли положительных оценок в общем количестве оценок, процентов |
100 |
114 |
109 |
108 |
органы исполнительной власти Алтайского края; органы местного самоуправления (по согласованию) |
||||||||||
5 |
Размещение сведений о региональных рынках, потребностях в товарах и услугах, ценах на сырье и продукцию |
|
|
|
|
|
Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края; органы исполнительной власти Алтайского края |
||||||||||
6 |
Размещение на официальных сайтах Администрации края, органов исполнительной власти Алтайского края нормативных правовых актов |
|
|
|
|
|
органы исполнительной власти Алтайского края |
||||||||||
7 |
Размещение информации о номенклатуре и объемах товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Алтайского края |
|
|
|
|
|
Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края |
||||||||||
8 |
Обеспечение информационной доступности сведений о государственном и муниципальном имуществе, запланированном к приватизации в текущем году |
|
|
|
|
|
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае (по согласованию); Главное управление имущественных отношений Алтайского края |
||||||||||
9 |
Формирование информационного портала малого и среднего предпринимательства |
создание порталов, единиц |
- |
- |
- |
1 |
управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры; КГУ "Алтайский бизнес-инкубатор" (по согласованию) |
||||||||||
10 |
Подготовка для Губернатора Алтайского края ежегодного сводного доклада о состоянии конкуренции в Алтайском крае и размещение его в Интернете |
количество проанализированных товарных рынков, единиц |
5 |
7 |
9 |
11 |
управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры; соответствующие органы исполнительной власти Алтайского края (по согласованию) |
||||||||||
Сокращение случаев ограничения конкуренции со стороны государственных органов и органов местного самоуправления | |||||||||||||||||
1 |
Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства в части запрета органам государственной власти Алтайского края, органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействовать), которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции |
количество подготовленных докладов о соблюдении антимонопольного законодательства органами власти, единиц |
- |
1 |
2 |
4 |
Управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (по согласованию) |
||||||||||
2 |
Контроль за сохранением единого экономического пространства, обеспечением равных конкурентных условий хозяйственной деятельности, сокращением количества барьеров (в любых их формах) для движения товаров и капиталов |
количество подготовленных докладов об обеспечении равных конкурентных условий хозяйственной деятельности, единиц |
- |
1 |
2 |
4 |
Управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (по согласованию) |
||||||||||
Совершенствование системы государственного и муниципального заказа | |||||||||||||||||
1 |
Расширение практики использования электронных аукционов при размещении государственного (муниципального) заказа |
удельный вес государственного и муниципального заказа, размещенного посредством электронных аукционов (по количеству лотов, размещенных уполномоченным органом Алтайского края), процентов |
61,8 |
62 |
70 |
75 |
Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края |
||||||||||
2 |
Развитие конкуренции на рынке государственного (муниципального) заказа посредством предоставления организациям информации о потребностях краевых государственных заказчиков в различных видах продукции, информирования о продукции алтайских товаропроизводителей государственных, муниципальных заказчиков других регионов, издания методических рекомендаций поставщикам (подрядчикам, исполнителям), работающим в системе государственного и муниципального заказа, проведения конкурсов на присвоение звания лучшего поставщика продукции по государственному заказу Алтайского края; ежемесячного направления в адрес Алтайской торгово-промышленной палаты информации о закупочных процедурах, планируемых к проведению |
среднее количество участников одной закупочной процедуры (по данным уполномоченного органа Алтайского края), единиц |
7,6 |
8 |
10 |
12 |
Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края; Главное управление сельского хозяйства Алтайского края; управление Алтайского края по промышленности и энергетике; управление пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности Алтайского края; управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры; управление Алтайского края по строительству и архитектуре |
||||||||||
Развитие конкуренции в приоритетных сферах экономики Алтайского края | |||||||||||||||||
Агропродовольственный комплекс | |||||||||||||||||
1 |
Создание единой информационной базы, содержащей сведения о наличии в муниципальных районах земель, объектов недвижимости, предполагаемых к использованию в целях развития инвестиционной деятельности |
доля муниципальных районов, разместивших сведения в единой информационной базе в общем их числе, процентов |
- |
80 |
100 |
100 |
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края; органы местного самоуправления (по согласованию) |
||||||||||
2 |
Создание единой информационной базы, содержащей сведения о порядке и условиях государственной поддержки сельского хозяйства |
доля нормативных правовых актов федерального и краевого уровня, предусматривающих оказание государственной поддержки сельского хозяйства и размещенных в единой информационной базе, в общем количестве нормативных правовых актов, процентов |
- |
80 |
100 |
100 |
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края; органы местного самоуправления (по согласованию) |
||||||||||
3 |
Поддержка развития системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов путем субсидирования части затрат на уплату процентов по привлекаемым кредитам в рамках ведомственной целевой программы "Развитие сельского хозяйства Алтайского края" на 2008-2012 годы и использования средств Алтайского гарантийного фонда для обеспечения обязательств сельскохозяйственных потребительских кооперативов |
количество созданных кооперативов, единиц |
55 |
60 |
65 |
70 |
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края; органы местного самоуправления (по согласованию) |
||||||||||
4 |
Организационная и финансовая поддержка обучения и повышения квалификации руководителей и специалистов сельского хозяйства в рамках ведомственной целевой программы "Развитие сельского хозяйства Алтайского края" на 2008-2012 годы |
доля руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций, повысивших квалификацию или прошедших переподготовку в течение года, процент от общей численности |
10 |
11 |
12 |
13 |
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края; органы местного самоуправления (по согласованию) |
||||||||||
5 |
Осуществление постоянного мониторинга состояния рынков сельскохозяйственной продукции с целью пресечения антиконкурентных действий со стороны их участников |
количество рынков сельскохозяйственной продукции, единиц |
2 |
3 |
4 |
5 |
Управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю |
||||||||||
Строительство | |||||||||||||||||
1 |
Повышение комфортности жилья и его доступности для населения Алтайского края |
коэффициент доступности жилья (соотношение средней рыночной стоимости квартиры общей площадью 54 кв. м и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из 3 человек), лет |
4,99 |
4,61 |
4,10 |
3,68 |
Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края; управление Алтайского края по строительству и архитектуре; органы местного самоуправления (по согласованию) |
||||||||||
2 |
Обеспечение земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, необходимой инфраструктурой |
доля участков, обеспеченных необходимой инфраструктурой, в общем количестве предоставляемых участков, процент |
- |
10 |
15 |
20 |
органы местного самоуправления (по согласованию); управление Алтайского края по строительству и архитектуре |
||||||||||
3 |
Обеспечение муниципальных образований документами территориального планирования (схемы и генеральные планы) |
доля утвержденных документов территориального планирования (схемы и генеральные планы) в общем количестве необходимых согласно действующему законодательству документов, процент |
2 |
7 |
50 |
100 |
органы местного самоуправления (по согласованию) |
||||||||||
4 |
Разработка документов территориального планирования для создания условий развития территории Барнаульской агломерации |
доля выполненных работ по подготовке схемы территориального планирования Барнаульской агломерации, процент |
- |
30 |
100 |
100 |
управление Алтайского края по строительству и архитектуре |
||||||||||
Жилищно-коммунальное хозяйство | |||||||||||||||||
1 |
Приватизация муниципальных унитарных предприятий, осуществляющих деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства |
доля муниципальных унитарных предприятий в общем количестве предприятий жилищно-коммунального хозяйства, процент |
42 |
35 |
25 |
15 |
органы местного самоуправления (по согласованию) |
||||||||||
2 |
Разработка и утверждение программы комплексного развития объектов коммунальной инфраструктуры |
доля муниципальных районов, городских округов, в которых утверждены программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры, процент |
- |
25 |
100 |
100 |
органы местного самоуправления (по согласованию) |
||||||||||
3 |
Проведение инвентаризации, оценка и регистрация права собственности на объекты коммунального назначения |
|
|
|
|
|
|||||||||||
4 |
Разработка и утверждение методики проведения конкурсных процедур по отбору хозяйствующих субъектов для управления объектами коммунального назначения (в том числе на основе концессионных соглашений) |
количество заключенных концессионных соглашений, единиц |
0 |
5 |
15 |
20 |
управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству; органы местного самоуправления (по согласованию) |
||||||||||
5 |
Повышение уровня открытости рынка жилищно-коммунальных услуг посредством публикации информации о его состоянии и основных участниках в Интернете |
доля муниципальных районов, городских округов, размещающих информацию о местных рынках жилищного, коммунального хозяйства, в общем количестве муниципальных образований, процент |
- |
10 |
40 |
60 |
управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству; органы местного самоуправления (по согласованию) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях улучшения конкурентной среды, создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности и повышения уровня жизни населения края принята Программа, задачами которой являются сокращение административных барьеров, упрощение начала и ведения предпринимательской деятельности; повышения информационной прозрачности деятельности органов исполнительной власти Алтайского края, организация сбора, анализа и публикация информации о региональных рынках, сокращение прямого участия государственных органов и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности, развитие системы государственного и муниципального заказа, в том числе расширение размещения государственного заказа на социальные услуги на основе конкурсных процедур, развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, развитие конкуренции в приоритетных сферах предпринимательской деятельности.
В результате реализации Программы к концу 2012 года предполагается увеличение доли продукции субъектов малого предпринимательства в валовом региональном продукте до 33%, повышение степени удовлетворенности граждан и организаций качеством и доступностью государственных и муниципальных услуг до уровня не ниже 80%, доведение доли выручки малых предприятий, вышедших на рынок в течение последних 3 лет и получивших государственную поддержку, до 0,8%, доведение уровня обеспеченности государственных гражданских служащих административными регламентами предоставления услуг до 100%.
Постановление Администрации Алтайского края от 5 февраля 2010 г. N 37 "Об утверждении краевой программы "Развитие конкуренции в Алтайском крае" на 2010-2012 годы"
Текст постановления опубликован в Сборнике законодательства Алтайского края, февраль 2010 г. N 166, с.122
Постановлением Правительства Алтайского края от 9 января 2018 г. N 4 настоящее постановление признано утратившим силу с 10 января 2018 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Алтайского края от 29 декабря 2010 г. N 589
Постановление Администрации Алтайского края от 12 июля 2010 г. N 304
Постановление Администрации Алтайского края от 30 марта 2010 г. N 123