Решение Алтайского краевого суда от 22 июня 2001 г. N 3-65/2001
(извлечение)
Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Алтайского края о признании недействительным ряда абзацев Положения о резервном фонде краевого бюджета, утвержденного постановлением представительного органа N 55 от 1 марта 1999 года, установил:
28 мая 2001 года прокурор края обратился в суд с заявлением о признании недействительными абзацев 6, 7, 8, 9 и 10 Положения о резервном фонде краевого бюджета, утвержденного постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 1 марта 1999 года за N 55, утверждая, что данный правовой акт в оспариваемой части противоречит ст. 81 Бюджетного Кодекса РФ, т.к. закрепленные в нем ситуации нельзя отнести к непредвиденным расходам.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования и дополнил их мотивацию тем, что нельзя разрешать расходование средств резервного фонда на оказание помощи правоохранительным органам, финансируемым из федерального бюджета.
Представители Алтайского краевого Совета народных депутатов Беляева Л.В., администрации Алтайского края Е.Е.П., К.Т.В. заявленные требования не признали, полагая, что прокурором дается неверное толкование ст. 81 БК РФ, в отрыве от других положений данного Кодекса.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим отклонению по следующим основаниям.
Оспариваемыми прокурором абзацами Положения о резервном фонде определены основные направления его расходования:
- материальное стимулирование и материальная помощь организациям и лицам, внесшим особый вклад в социально-экономическое развитие края (абзац 6);
- проведение юбилейных мероприятий общегосударственного и краевого значения (абзац 7);
- проведение встреч, симпозиумов, выставок и семинаров по проблемам общегосударственного и краевого значения (абзац 8);
- повышение квалификации работников органов государственной власти и финансирование исследований по социально-экономическому развитию края (абзац 9);
- оказание помощи правоохранительным органам, воинским частям, организациям, находящимся на финансировании из федерального бюджета (абзац 10).
Данное Положение принято в соответствии с требованиями ст. 81 Бюджетного кодекса РФ, в силу которой в расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления (ч. 1), размер резервного фонда не может превышать трех процентов утвержденных расходов федерального бюджета, а размер этого фонда в бюджетах субъектов РФ устанавливается органами законодательной власти субъекта РФ при утверждении бюджета на очередной финансовых год (ч. 3), порядок расходования средств резервного фонда устанавливается нормативными правовыми актами Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (ч. 5).
Приведенным положениям оспариваемая часть нормативного правового акта не противоречит. Положение о резервном фонде утверждено постановлением представительного органа края, размер резервного фонда главы исполнительной власти края утверждается ежегодно при утверждении Законов Алтайского края о бюджете края на каждый год и ежегодно законами края утверждается и информация о расходовании резервного фонда. Указанное не отрицается и прокурором.
Прокурор полагает, что оспариваемые им пункты (абзацы) Положения о резервном фонде противоречат ч.4 ст. 81 БК РФ, в силу которой средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в т.ч. на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.
По мнению прокурора, непредвиденные расходы - это расходы, вызванные только чрезвычайной ситуацией природного или техногенного характера, примерный перечень которых и приведен в ч. 4 ст. 81 БК РФ.
Данное утверждение прокурора является ошибочным.
Непредвиденные расходы - это те расходы, которые не предусмотрены в бюджете на текущий финансовый год, нерегулярные расходы. При этом не имеет значения, могли ли быть прогнозированы данные расходы (т.е. заранее запланированы и включены в бюджет) или нет. Аналогичное толкование дается и в Положении о порядке расходования средств резервного фонда Правительства России (утв. постановлением Правительства РФ 08.07.1997 года за N 838), в п. 1 которого закреплено, что резервный фонд Правительства РФ создается для финансирования непредвиденных расходов и мероприятий, не предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. В соответствии с таким толкованием закона Правительство РФ и расходует средства резервного фонда, что видно из его распоряжений N 511-р от 11.04.2001 года, N 600-р и 604-р от 27.04.2001 года, N 685-р от 16.05.2001 года.
Несостоятелен и довод прокурора, что запрещено оказывать материальную помощь правоохранительным органам, воинским частям и организациям, финансируемым из федерального бюджета.
Как уже было сказано выше, резервный фонд предназначен для непланового оказания помощи при непредвиденных ситуациях, которые могут возникнуть и у перечисленных в абзаце 10 Положения, органов. К таким непредвиденным ситуациям законодатель относит не только чрезвычайные события и стихийные бедствия, перечень таких непредвиденных ситуаций остался открытым и к ним можно отнести любую ситуацию негативно сказывающуюся на ход работы указанных органов. А в соответствии со ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон (п. "б"); социальная защита, включая социальное обеспечение (п. "ж"); кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатов, нотариат (п. "л").
Таким образом, при непредвиденных ситуациях и в указанных органах орган исполнительной власти края вправе финансировать вызванные этим непредвиденные расходы.
Учитывая изложенное, оспариваемые прокурором пункты (абзацы) Положения о резервном фонде краевого бюджета соответствуют требованиям ст. 81 БК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 191, 197 ГПК РСФСР, суд решил:
Отказать прокурору Алтайского края в удовлетворении заявления о признании недействительными абзацев 6, 7, 8, 9 и 10 Положения о резервном фонде краевого бюджета, утвержденного постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 1 марта 1999 года за N 55.
На решение в течение 10 дней может быть подана жалоба или принесен протест в Верховный Суд Российской Федерации путем подачи их через Алтайский краевой суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 22 июня 2001 г. N 3-65/2001
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании