Решение Алтайского краевого суда от 9 ноября 2001 г. N 3-117/2001
(извлечение)
Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям прокурора Алтайского края о признании недействительными пункта 33 Расценок за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных пунктом 6 постановления администрации Алтайского края от 19.03.1998 г. N 158 и пункта 22 Положения о краевом учреждении юстиции "Алтайский краевой центр государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного пунктом 2 постановления администрации Алтайского края от 19.03.1998 г. N 158 с последующими изменениями и дополнениями установил:
Пунктом 2 постановления администрации Алтайского края от 19.03.1998 г. N 158 "О реализации Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" утверждено Положение о краевом учреждении юстиции "Алтайский краевой центр государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пунктом 22 которого предусмотрено, что финансирование Центра государственной регистрации прав (и его филиалов) осуществляется за счет платы за регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах, поступающей на специальный счет краевого Центра и иных, не запрещенных законом источников.
Средства, получаемые Центром государственной регистрации прав и его филиалов, используются исключительно для реализации возложенных на него задач и осуществления функций по государственной регистрации прав, в том числе на материально-техническое обеспечение деятельности, обеспечение социально-бытовых условий регистраторов прав и работников, оплату труда работников Центра государственной регистрации прав, не являющихся государственными служащими, а также на создание информационного банка данных.
Пунктом 6 указанного постановления утверждены Расценки за услуги государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Пунктом 33 Расценок предусмотрено, что плата за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также плата за услуги, связанные с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним уплачивается в наличной и безналичной форме на расчетный счет краевого учреждения юстиции "Алтайский краевой центр государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Первоначально постановление администрации Алтайского края от 19.03.1998 года N 158 с утвержденными им Положением и Расценками официально опубликовано не было, однако в последующем в него вносились изменения и дополнения, которые были официально опубликованы. Абзац 1 пункта 22 Положения был опубликован в Сборнике законодательства Алтайского края за N 51, Пункт 33 Расценок опубликован в Сборнике законодательства Алтайского края за N 36(56). Абзац 2 пункта 22 Положения, не был официально опубликован и в последующем.
Прокурор Алтайского края обратился в суд с заявлениями о признании п. 22 Положения... и п. 33 Расценок... недействительными, ссылаясь на то, что перечисление платы за регистрацию прав на недвижимое имущество на специальный счет Центра, а не в бюджет субъекта Российской Федерации, противоречит действующему федеральному законодательству.
В целях более быстрого и правильного рассмотрения дела судом оба требования прокурора объединены в одно производство.
В процессе подготовки дела к судебному разбирательству прокурор уточнил требование в части признания недействительным абзаца 2 пункта 22 Расценок, указав, что поскольку порядок формирования финансовых средств Центра не соответствует федеральному законодательству, последующее распоряжение указанными средствами, закрепленное в абзаце 2 пункта 22 названного Положения, также противоречит его требованиям.
В судебном заседании прокурор О.О.А. поддержала заявленные требования.
Представитель администрации Алтайского края М.Т.М. и представители Учреждения юстиции "Алтайский краевой Центр государственной регистрации на недвижимое имущество и сделок с ним" С.Т.К. и Т.Ж.Н. с заявленными требованиями не согласны, полагая, что утверждение прокурора о необходимости зачисления платы за регистрацию прав на недвижимое имущество не основано на законе.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 31 Закона Алтайского края "О правотворческой деятельности" от 24.08.1995 года N 8-ЗС с последующими изменениями и дополнениями законы, и иные нормативные правовые акты края подлежат обязательному официальному опубликованию в течение 15 дней со дня их принятия (издания).
Согласно ст. 36 Закона, правовые акты главы администрации края и других исполнительных органов исполнительной власти края вступают в силу одновременно на всей территории края в день их официального опубликования, если этими правовыми актами не установлен более поздний срок вступления их в силу.
Как установлено в судебном заседании, постановление администрации Алтайского края от 19.03.1998 года N 158 официально опубликовано не было, иной срок вступления его в силу постановлением не предусмотрен, в последующем абзац 2 пункта 22 Положения также официально опубликован не был, в связи с чем не может рассматриваться как действующий и влекущий за собой какие-либо правовые последствия.
В силу изложенного абзац 2 пункта 22 Положения о краевом учреждении юстиции "Алтайский краевой Центр государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" подлежит признанию недействительным и не порождающим правовых последствий со дня издания без проверки по существу доводов прокурора о противоречии его нормам действующего федерального законодательства.
Эти доводы могут быть предметом судебного разбирательства после того, как нормативный правовой акт будет в установленном порядке опубликован.
Ссылка представителя учреждения юстиции "Алтайский краевой Центр государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Т.Ж.Н. на то, что указанный абзац не подлежит обязательному официальному опубликованию, так как не затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина, суд находит несостоятельным, так как в силу вышеуказанного Закона Алтайского края "О правотворческой деятельности" любой нормативно-правовой акт края вступает в силу лишь после его официального опубликования.
Что же касается требований прокурора о признании недействительными абзаца 1 пункта 22 Положения о краевом учреждении юстиции "Алтайский краевой центр государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и пункта 33 Расценок за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных соответственно пунктом 2 и 6 постановления администрации Алтайского края от 19.03.1998 г. N 158, то в этой части суд находит их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" N 122-ФЗ система государственной регистрации прав создается за счет платы за регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников.
Плата за регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним взимается в размерах, установленных субъектами Российской Федерации.
Максимальный размер платежей на территории РФ устанавливается Правительством РФ.
Средства, полученные в виде платы за регистрацию и предоставление указанной информации, используются исключительно на создание, поддержание и развитие системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, федеральным законодателем установлено три самостоятельных источника финансирования учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимость: плата за регистрацию, средства бюджета и иные не запрещенные законом источники.
Поскольку средства бюджета указаны федеральным законодателем в качестве одного из трех самостоятельных источников финансирования Учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество, то это обстоятельство также позволяет суду сделать вывод о том, что плата за регистрацию, являясь другим источником финансирования, не является источником формирования доходной части бюджета края.
Как установлено в судебном заседании, постановлением администрации Алтайского края от 19.03.1998 г. N 158 утверждены Положение о краевом учреждении юстиции "Алтайский краевой центр государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Расценки за услуги государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Пунктом 22 Положения... предусмотрено, что финансирование Центра государственной регистрации (и его филиалов) осуществляется за счет платы за регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах, поступающей на специальный счет краевого Центра и иных, не запрещенных законом источников.
Средства, получаемые Центром государственной регистрации прав и его филиалов, используются исключительно для реализации возложенных на него задач и осуществления функций по государственной регистрации прав, в том числе на материально-техническое обеспечение деятельности, обеспечение социально-бытовых условий регистраторов прав и работников, оплату труда работников Центра государственной регистрации прав, не являющихся государственными служащими, а также на создание информационного банка данных.
Пунктом 33 Расценок... предусмотрено, что плата за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также плата за услуги, связанные с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним уплачивается в наличной и безналичной форме на расчетный счет краевого учреждения юстиции "Алтайский краевой центр государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Установленный указанными нормами Положения и Расценок порядок, при котором плата за услуги, связанные с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним на расчетный счет краевого Центра по регистрации прав недвижимости соответствует действующему федеральному законодательству.
Ссылка прокурора на то, что плата за регистрацию и предоставление платных услуг относится к неналоговым видам дохода в силу п. 4 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающего, что к неналоговым доходам относятся в том числе и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации является несостоятельной, так как плата за регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах платными услугами не являются, поскольку в силу ч. 4 ст. 11 Федерального закона полученные средства используются исключительно на создание, поддержание и развитие системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с чем не носят налогового характера и не обладают признаками налога и сбора и подлежат уплате лишь в случае обращения собственника за регистрацией своего права, что в полной мере отвечает требованиям Федерального закона по этому вопросу.
Кроме того, в соответствии со ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", учреждение юстиции "Алтайский краевой Центр государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является государственным органом, а не бюджетной организацией, и соответственно не подпадает под действие указанной прокурором статьи.
Не является состоятельной и ссылка прокурора на то, что плата за государственную регистрацию отнесена к одному из источников образования доходов бюджета в силу ст. 10 Федерального закона "О бюджетной классификации РФ" от 15.08.1996 г. N 115-ФЗ, так как в указанной статье и Приложении N 2 "Классификация доходов бюджетов Российской Федерации" плата за государственную регистрацию как источник формирования доходной части бюджета отсутствует.
Ссылка прокурора на то, что п. 33 Расценок и п. 22 Положения противоречит п. 1 ст. 120 ГК РФ, в соответствии с которой создание и финансирование собственником учреждений для осуществления управленческих или иных функций некоммерческого характера является необоснованной, так как пунктом 3 указанной статьи особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.
Таким федеральным законом, определяющим особенности правового положения Центра государственной регистрации прав на недвижимое имущество и является Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которым плата на государственную регистрацию прав и сделок с недвижимым имуществом определена внебюджетным источником финансирования системы органов госрегистрации прав на недвижимое имущество.
Довод прокурора о том, что поступление средств непосредственно на расчетный счет учреждения юстиции не позволит осуществлять контроль за использованием этих средств, не может быть принят судом во внимание, так как это обстоятельство само по себе не является основанием для зачисления платы за регистрацию прав на недвижимое имущество в бюджет края, а контроль за поступлением и использованием указанных средств достигается не только лишь путем их зачисления в бюджет края.
Ссылка прокурора в заявлении на ст. 1069 ГК РФ, в соответствии с которой якобы, на бюджете субъекта Российской Федерации лежит обязанность по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий учреждения юстиции "Алтайский краевой Центр государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не может быть принята судом во внимание, так как в силу указанной статьи возмещение расходов производится за счет соответствующей казны, а не за счет средств казны субъекта Российской Федерации, как это указывает прокурор.
Доказательств того, что учреждение юстиции "Алтайский краевой Центр государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является органом субъекта Российской Федерации и на казну субъекта Российской Федерации возложена обязанность по возмещению ущерба, причиненного его незаконными действиями, прокурором не представлено.
Доводы представителей учреждения юстиции "Алтайский краевой Центр государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" о том, что в целях обеспечения государственных гарантий зарегистрированных прав в учреждении юстиции образован и действует гарантийный резервный фонд, денежные средства которого имеют целевое назначение и используются на выплату денежных сумм лицам, чьи права нарушены вследствие незаконных действий Центра, прокурором не опровергнуты.
С учетом изложенного, заявления прокурора в указанной части удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.191, 197, 239 ГПК РСФСР, суд решил:
Заявление прокурора Алтайского края удовлетворить частично.
Признать абзац 2 пункта 22 Положения о краевом учреждении юстиции "Алтайский краевой Центр государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 19.03.1998 года N 158 недействительным и не порождающим правовых последствий со дня издания.
В удовлетворении заявления прокурора о признании недействительными абзаца 1 пункта 22 Положения о краевом учреждении юстиции "Алтайский краевой Центр государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и пункта 33 Расценок за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных соответственно пунктом 2 и 6 постановления администрации Алтайского края от 19.03.1998 г. N 158, отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ через Алтайский краевой суд в течение 10 дней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 9 ноября 2001 г. N 3-117/2001
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании