Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Барнаульской
городской Думы
от 26.03.2010 г. N 279
Отчет
о работе Счетной палаты города Барнаула за 2009 год
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс РФ), Уставом городского округа - города Барнаула Алтайского края с 16 октября 2008 года в городе начала работать Счетная палата города Барнаула (далее - Счетная палата), которая является постоянно действующим контрольным органом местного самоуправления, подотчетным и подконтрольным Барнаульской городской Думе (далее - городская Дума).
Структура Счетной палаты включает в себя председателя, 2 аудиторов, 4 инспекторов, главного специалиста - главного бухгалтера и ведущего специалиста по вопросам кадров и делопроизводства; всего штатная численность составляет 9 человек.
Основной состав - аудиторы и инспекторы приступили к работе с 1 января 2009 года.
Контрольно-ревизионная и экспертно-аналитическая деятельность осуществлялась с 1 января 2009 года в соответствии с планом работы, утвержденным решением городской Думы от 26.12.2008 N 46. При составлении плана работы были учтены предложения депутатов городской Думы, главы города Барнаула.
Годовой отчет о работе Счетной палаты подготовлен впервые, в соответствии со статьей 1 Положения о Счетной палате города Барнаула, утвержденного решением городской Думы от 08.08.2008 N 795 в рамках задач, определенных Положением о Счетной палате.
Основные результаты работы Счетной палаты
В отчетном году Счетной палатой проводились контрольные мероприятия, предусмотренные планом работы на 2009 год, аналитическая работа по планированию и исполнению бюджета города, управлению и распоряжению муниципальной собственностью, а также экспертная деятельность по подготовке заключений на проекты решений городской Думы по мере их поступления.
В 2009 году Счетной палатой проведена внешняя проверка отчета об исполнении бюджета города за 2008 год, 9 контрольных мероприятий, подготовлено 38 экспертных заключений на проекты решений городской Думы, 3 аналитические записки об исполнении бюджета города в 2009 году.
В ходе внешней проверки отчета об исполнении бюджета города за 2008 год проведена проверка бюджетной отчетности 26 главных администраторов средств бюджета города, в том числе 4 - с выходом на место. Отчет в целом признан Счетной палатой достоверным, но при этом установлены отдельные финансовые нарушения и недостатки.
Проведено 9 контрольных мероприятий, в ходе которых охвачено 24 объекта, составлено 18 актов проверок. Общий объем проверенных средств при проведении контрольных мероприятий (без внешней проверки отчета об исполнении бюджета города за 2008 год) в 2009 году составил 375838,8 тыс. рублей.
Результаты проведенных контрольных мероприятий свидетельствуют о том, что использование проверенных средств бюджета города и распоряжение муниципальной собственностью осуществлялось, в основном, правомерно и в соответствии с целевым назначением.
Вместе с тем, Счетной палатой в ходе проверок выявлены отдельные нарушения действующего законодательства и недостатки в работе органов местного самоуправления и проверяемых организаций на сумму 218740,2 тыс. рублей, в том числе основные из них:
нарушения и недостатки при управлении и распоряжении муниципальной собственностью (неполное или несвоевременное перечисление средств от управления и распоряжения муниципальной собственностью в бюджет города, несогласованность сделок, касающихся муниципальной собственности, с собственником) в сумме 4173,0 тыс. рублей;
нарушения при расходовании средств бюджета города (неподтвержденные, неправомерные расходы) в сумме 6035 тыс. рублей;
нецелевое использование бюджетных средств в сумме 630,6 тыс. рублей;
неэффективные расходы бюджета города в сумме 280,2 тыс. рублей;
неэффективные расходы муниципальных предприятий и хозяйственных обществ с долей муниципалитета в уставном капитале - 35,4 тыс. рублей;
расходование бюджетных средств с нарушением порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в сумме 61638,6 тыс. рублей;
нарушения действующего законодательства при осуществлении муниципальных закупок в сумме 57059,4 тыс. рублей;
нарушения правил бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности (несоответствие данных учета первичным документам, нарушения порядка учета основных средств, списания задолженности, несвоевременное отражение операций и прочее) в сумме 88888,0 тыс. рублей.
Счетной палатой в целях принятия надлежащих мер и устранения выявленных нарушений и недостатков руководителям проверенных организаций, а в отдельных случаях и руководителям вышестоящих отраслевых органов местного самоуправления, направлено 18 представлений и 1 предписание. Представления находятся на контроле Счетной палаты до устранения выявленных нарушений.
Информация о результатах проведенных контрольных мероприятий направлялись главе города и в городскую Думу, а также в отраслевые органы местного самоуправления, курирующие соответствующие направления. Копии актов проверок направлялись в прокуратуру города Барнаула.
В результате контрольных мероприятий, проведенных в 2009 году, в бюджет города возмещено 3434,9 тыс. рублей, из них нецелевое использование бюджетных средств - 630,6 тыс. рублей, излишне перечисленный налог на имущество юридических лиц - 2023,6 тыс. рублей, за незаконное использование муниципальной собственности - 780,7 тыс. рублей.
По результатам контрольных мероприятий Счетной палаты комитетом по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула и управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю проведены внеплановые проверки соблюдения законодательства о размещении муниципального заказа в органах местного самоуправления, по итогам которых вынесены предписания о недопущении выявленных нарушений в дальнейшем.
Кроме контрольно-ревизионной деятельности, носящей плановый характер, Счетной палатой в рамках предварительного контроля в течение 2009 года постоянно осуществлялась экспертно-аналитическая работа по проведению экспертизы проектов решений городской Думы в области бюджетной политики, планирования и исполнения бюджета города, управления и распоряжения муниципальной собственностью.
Данная работа осуществлялась по мере фактического поступления проектов документов, количество и объем которых невозможно заранее спланировать.
За 2009 год проведена экспертиза и подготовлено 38 заключений на проекты решений городской Думы, в том числе:
на годовой отчет об исполнении бюджета города за 2008 год - 1 заключение;
по внесению изменений в бюджет города на 2009 год - 2 заключения;
на проект бюджета города на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов - 1 заключение;
на проекты решений, касающихся бюджетного устройства и бюджетного процесса в городе Барнауле, - 3 заключения;
по вопросам управления и распоряжения муниципальной собственностью - 24 заключения;
по вопросам расходования бюджетных средств - 7 заключений.
Ряд нарушений был устранен по предложению Счетной палаты органами местного самоуправления уже в ходе подготовки проектов муниципальных правовых актов.
На стадии текущего контроля за исполнением бюджета города Счетной палатой подготовлено 3 аналитические записки об исполнении бюджета города: за 1 квартал, 6 и 9 месяцев 2009 года, с рекомендациями по улучшению бюджетного процесса, которые также направлены главе города и в городскую Думу.
Счетной палатой в 2009 году не проведены плановые контрольные мероприятия по соблюдению условий софинансирования и эффективности расходования средств на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в связи с реализацией Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства";
в комитете жилищно-коммунального хозяйства и УК ООО "Свой дом" по следующим причинам.
Расходование средств, выделенных в рамках указанного выше закона в октябре 2009 года было проверено государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, в ноябре-декабре 2009 года - ревизионной группой Барнаульского территориального отдела Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае.
С целью соблюдения принципа недопустимости проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же требований, предусмотренного пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Счетной палатой до окончания всех проверок контрольные мероприятия по исполнению требований Федерального закона N 185-ФЗ не проводились.
Результаты данных проверок были представлены комитетом жилищно-коммунального хозяйства в Счетную палату в январе 2010 года, которые обобщены и направлены Счетной палатой в виде информации в городскую Думу.
Контроль за соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения
проекта бюджета города, отчета о его исполнении
В рамках осуществления контроля за соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта бюджета города, отчета о его исполнении Счетной палатой в 2009 году была проведена внешняя проверка отчета об исполнении бюджета города за 2008 год, осуществлялся текущий контроль за поквартальным исполнением бюджета города на 2009 год и подготовка экспертных заключений на проекты решений городской Думы о внесении изменений в бюджет города на 2009 год, проведена экспертиза проекта бюджета города на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.
Наиболее объемным в отчетном периоде и обязательным мероприятием, согласно статье 264.4 Бюджетного кодекса РФ, была внешняя проверка отчета об исполнении бюджета города за 2008 год, проведенная в январе-апреле 2009 года.
Заключение на отчет об исполнении бюджета города за 2008 год было подготовлено на основании данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности 26 главных администраторов бюджетных средств.
Оценка достоверности отчетности об исполнении бюджета, представленной на экспертизу, проводилась методом сопоставления с данными, содержащимися в отчетности главных распорядителей бюджетных средств.
По результатам экспертизы отчет администрации города Барнаула признан достоверным, так как выявленные нарушения в ведении бюджетного учета и составлении бюджетной отчетности отдельными главными распорядителями бюджетных средств были несущественными по абсолютным значениям показателей по отношению к объему бюджета и не повлияли на итоговые значения его доходной, расходной частей и источников финансирования дефицита бюджета.
Бюджет города за 2008 год исполнен по доходам в объеме 7547372 тыс. рублей, или 96,6% от плана, по расходам - 7588074 тыс. рублей или 91,2% от плана, с дефицитом в размере 40702 тыс. рублей.
Низкие показатели исполнения бюджета города за 2008 год обусловлены, с одной стороны, недостаточным поступлением доходов в бюджет города и недоступностью кредитных ресурсов в связи со сложившейся в 2008 году экономической ситуацией, с другой стороны, неравномерностью исполнения расходной части бюджета города в течение года, приведшей к значительному увеличению потребности в финансировании расходов в 4 квартале 2008 года по сравнению с планируемой.
Счетной палатой в заключении на годовой отчет отмечалось, что в 2008 году продолжали иметь место недостатки в системе управления и распоряжения муниципальной собственностью: в прогнозном плане приватизации не указывались предполагаемые сроки приватизации, что привело к неравномерному планированию и поступлению указанных доходов.
В нарушение принципа единства кассы, установленного статьей 38.2 Бюджетного кодекса РФ и предусматривающего зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, плата за наем муниципальных жилых помещений зачислялась на расчетный счет комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, открытый в ООО КБ "Алтайкапиталбанк".
В результате в бюджет города в 2008 году недопоступило 1293,7 тыс. рублей (из 2426,4 тыс. рублей), данные средства были направлены комитетом жилищно-коммунального хозяйства на капитальный ремонт жилищного фонда, минуя единый счет бюджета города.
В нарушение ст. 162, 219 Бюджетного кодекса РФ, п. 11 решения городской Думы от 30.11.2007 N 663 "О бюджете города на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" главными распорядителями бюджетных средств было допущено неправомерное принятие бюджетных обязательств сверх утвержденных бюджетных ассигнований в размере 10350,9 тыс. рублей, что повлекло за собой образование необоснованной кредиторской задолженности.
Необоснованное отвлечение бюджетных средств в дебиторскую задолженность составило 6580,5 тыс. рублей, что является нарушением принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, установленного ст. 34 Бюджетного кодекса РФ, и ведет к образованию дополнительной нагрузки на бюджет города.
Счетной палатой было установлено неправомерное предоставление субсидий негосударственным (частным) общеобразовательным учреждениям в размере 395,3 тыс. рублей: финансирование производилось по фактическим затратам без расчетов нормативного подушевого финансирования, требуемых в соответствии с постановлением главы города.
Проведенными проверками бюджетной отчетности 26 распорядителей и получателей бюджетных средств выявлены отдельные нарушения порядка ведения бюджетного учета, порядка списания просроченной задолженности, несоответствия отдельных форм бюджетной отчетности требованиям инструкции по их заполнению. Ряд нарушений был устранен в ходе проведения внешней проверки.
Подтверждая достоверность отчета об исполнении бюджета города за 2008 год в целом, Счетной палатой было предложено администрации города принять ряд соответствующих мер по устранению выявленных недостатков в планировании бюджета города и его исполнении.
Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике города, комитету по образованию города Барнаула, комитету жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, управлению по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Ленинского района и комитету по транспорту, организации дорожного движения и связи были направлены представления об устранении выявленных нарушений.
По итогам заключения на годовой отчет администрацией города принято распоряжение от 25.05.2009 N 125 "О мерах по устранению нарушений, выявленных Счетной палатой города Барнаула" с указанием нарушений, ответственных исполнителей и сроков выполнения мероприятий.
В соответствии с планом мероприятий закрыт расчетный счет комитета жилищно-коммунального хозяйства, плата за наем муниципального жилищного фонда зачисляется в доходы бюджета города. Постановлением администрации города утвержден норматив подушевого финансирования расходов на оплату коммунальных услуг в негосударственных учреждениях образования.
С целью недопущения принятия бюджетных обязательств сверх утвержденных бюджетных ассигнований принят приказ комитета по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула "Об утверждении Порядка учета принятых бюджетных обязательств получателей средств бюджета города Барнаула".
Образовавшаяся в 2008 году необоснованная кредиторская задолженность в размере 10350,9 тыс. рублей была погашена в 2009 году путем оптимизации текущих расходов. Дебиторская задолженность, сложившаяся на 01.01.2009, учтена при осуществлении расчетов в 2009 году.
Устранены нарушения порядка ведения бюджетного учета, составления бюджетной отчетности на сумму 28034,9 тыс. рублей.
Приведен в соответствие с бюджетным законодательством приказ комитета по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула "Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета города, бюджетных росписей главных распорядителей средств бюджета города (главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета города)".
Несмотря на большой объем проведенной администрацией города работы, отдельные замечания, отмеченные в заключении на отчет об исполнении бюджета города за 2008 год, не были устранены в 2009 году.
Как показала экспертно-аналитическая и контрольная работа Счетной палаты, объемы финансирования большинства городских целевых программ не приведены в соответствие с утвержденным бюджетом города в 2009 году.
По итогам поквартального исполнения бюджета города за 2009 год Счетной палатой было подготовлено 3 аналитические записки: за 1 квартал, 6 месяцев и 9 месяцев 2009 года, в которых обращалось внимание на невыполнение плана по доходам от реализации муниципального имущества, неравномерность финансирования расходов и недостаточность бюджетных ассигнований на реализацию нормативных публичных обязательств и было предложено главным администраторам доходов бюджета города принять исчерпывающие меры по выполнению плана по закрепленным доходным источникам, обеспечить снижение муниципального долга по состоянию на 01.01.2010 года и выполнение публичных нормативных обязательств в полном объеме.
Аналогичные рекомендации были даны администрации города в экспертном заключении на проект решения городской Думы о внесении изменений в бюджет города на 2009 год, рассматриваемый городской Думой в июне 2009 года.
В экспертном заключении на проект решения городской Думы "О бюджете города на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", подготовленном в ноябре 2009 года, Счетной палатой было отмечено сокращение объема доходов и расходов бюджета города на 2010-2011 годы по сравнению с ранее утвержденными.
При экспертизе проекта бюджета особое внимание было уделено обоснованности корректировки утвержденных параметров бюджета на 2010-2011 годы, так как в соответствии с Бюджетным кодексом РФ в условиях среднесрочного планирования проект решения о бюджете утверждался путем изменения параметров планового периода утвержденного бюджета и добавления к ним параметров второго года планового периода проекта бюджета.
Экспертиза проекта бюджета на 2010-2012 годы позволила сделать вывод о том, что в условиях продолжающегося влияния экономической ситуации на наполняемость бюджета города, предлагаемое уменьшение объема доходов и расходов оправдано.
По оценке Счетной палаты поступление налоговых доходов запланировано с учетом прогнозных показателей социально-экономического развития города на 2010-2012 годы, показатели по налоговым доходам рассчитаны в соответствии с действующим законодательством и реальны к выполнению.
При формировании расходной части бюджета города на 2010-2012 годы учитывались основные задачи бюджетной политики и приоритеты бюджетных расходов, изложенные в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ.
По итогам экспертизы расходной части отмечены как недостатки:
в проекте на 2010 год и на плановый период 2011-2012 годов сохраняются расходы на возмещение недополученных доходов организациям жилищно-коммунального хозяйства в связи с регулированием цен и тарифов, относимые распоряжением Правительства РФ от 11.09.2008 N 1313-р к неэффективным;
не в полной мере реализуется программно-целевой метод планирования бюджета, предусмотренный статьями 69.2 и 174.2 Бюджетного кодекса РФ;
в проекте решения не представилось возможным определить объем средств на реализацию 7 утвержденных целевых программ в связи с тем, что уникальные коды целевых статей для данных программ не предусмотрены, их перечень и объем в проекте не нашли отражения.
Счетная палата считает целесообразным при проектировании бюджета города на трехлетний период одновременно производить инвентаризацию и корректировку городских целевых программ, давать прогноз их завершения, либо продления, что предусматривается принципами бюджетирования, ориентированного на результат.
В заключении также отмечалось отсутствие утвержденного предельного объема расходов на обслуживание муниципального долга на 2011-2012 годы в текстовой части проекта решения в нарушение статьи 111 Бюджетного кодекса РФ и несоответствие программы муниципальных гарантий требованиям статьи 110.2 Бюджетного кодекса РФ в части указания категорий и (или) наименования принципалов.
В целом проект бюджета города на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов был признан Счетной палатой соответствующим требованиям бюджетного законодательства с учетом изложенных замечаний и рекомендаций.
По итогам экспертизы программа муниципальных заимствований была скорректирована, уточнены источники внутреннего финансирования дефицита бюджета города, утвержден предельный объем расходов на обслуживание муниципального долга на 2011-2012 годы, присвоены уникальные коды целевых статей трем долгосрочным целевым программам.
Главными распорядителями бюджетных средств определены количественные показатели результатов использования средств бюджета города на 2010-2012 годы, характеризующие эффективность работы.
Контроль за законностью и эффективностью управления и распоряжения
муниципальной собственностью
В сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью, являющейся одним из основных источников неналоговых доходов бюджета города Барнаула, контрольными мероприятиями было охвачено поступление в бюджет города средств от приватизации муниципальной собственности, в том числе продажа из хозяйственного ведения муниципальных предприятий, уплата в бюджет города земельных платежей по объектам недвижимого имущества, приватизированного из муниципальной собственности за 2007-2008 годы, средства бюджета города в виде взносов в уставные капиталы хозяйственных обществ.
Контрольными мероприятиями были установлены отдельные факты несоблюдения требований нормативных правовых актов в области управления и распоряжения муниципальной собственностью.
К существенным проблемам в отчетном периоде следует отнести низкую дисциплину соблюдения требований нормативных правовых актов города, а в ряде случаев - отсутствие необходимых распорядительных документов или их несоответствие федеральному законодательству.
Проверкой поступлений в бюджет города средств от приватизации объектов муниципальной собственности (в рамках выполнения прогнозного плана приватизации объектов муниципальной собственности на 2008-2010 годы, утвержденного решением городской Думы от 30.11.2007 N 667) за 2008 год и 5 месяцев 2009 года установлено следующее.
Средства от приватизации объектов муниципальной собственности поступили в бюджет города в 2008 году в объеме 142 582 тыс. рублей, за 5 месяцев 2009 года - 6805 тыс. рублей.
Продажа муниципального имущества в 2008 году осуществлялась комитетом по управлению муниципальной собственностью и организациями по договорам доверительного управления, в 2009 году - только комитетом.
Проверка показала, что средства от продажи объектов муниципальной собственности поступили в бюджет города в полном объеме согласно договорам купли-продажи, отчетам доверительных управляющих и платежным поручениям. Допускались отдельные случаи перечисления средств позднее срока, указанного в договорах.
В ходе проверки выявлены отдельные нарушения и недостатки при работе с муниципальной собственностью.
В нарушение Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", решения городской Думы от 27.08.2002 N 259 "Об утверждении Положения о порядке приватизации объектов муниципальной собственности" в плане приватизации на 2008, 2009 годы отсутствовали предполагаемые сроки приватизации, что затрудняло планирование доходной части бюджета города. Объекты недвижимого имущества, предлагаемые к продаже, были недостаточно охарактеризованы.
В нарушение статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в Перечень муниципального имущества, предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (утвержден постановлением главы города от 31.12.2008 N 4488) было включено 11 объектов, ранее включенных в прогнозный план приватизации на 2008 -2010 годы.
В нарушение установленного порядка приватизации объектов муниципальной собственности в городе Барнауле, не утвержден годовой отчет об итогах приватизации за 2008 год.
Снятие с учета проданных объектов муниципального имущества в комитете по учету имущества муниципальной казны города Барнаула производилось несвоевременно, в результате чего комитетом был излишне уплачен налог на имущество организаций в сумме 50,9 тыс. рублей.
По итогам проверки Счетной палатой направлены представления об устранении выявленных нарушений в адрес руководителей комитета по управлению муниципальной собственностью города Барнаула и комитета по учету имущества муниципальной казны города Барнаула.
В результате в октябре 2009 года была принята новая редакция прогнозного плана приватизации на 2009-2010 годы, учитывающая предложения Счетной палаты в отношении исключения 11 объектов из прогнозного плана приватизации и приведения его в соответствие с действующим законодательством.
Комитетом по учету имущества муниципальной казны города Барнаула восстановлен в бюджет города излишне уплаченный налог на имущество в сумме 50,9 тыс. рублей.
В феврале 2010 года городской Думой рассмотрен и утвержден отчет об итогах приватизации муниципальной собственности за 2009 год.
Проверкой целевого использования средств от продажи объектов недвижимости из хозяйственного ведения МУП ЖЭУ N 47 "Строитель" г.Барнаула" установлено, что на основе рыночной оценки произведена продажа 3 объектов на сумму 3562'0,0 тыс.рублей из 5 разрешенных решением Барнаульской городской Думы от 22.07.2008 N 791 "О согласовании продажи объектов недвижимости из хозяйственного ведения муниципального унитарного предприятия "ЖЭУ N 47 "Строитель" г.Барнаула". Средства поступили в полном объеме на расчетный счет предприятия.
Решением предусматривалось перечисление средств от продажи объектов в бюджет города после уплаты обязательных платежей, связанных с продажей объектов, и погашения кредиторской задолженности предприятия, сложившейся по состоянию на 01.01.2006.
МУП ЖЭУ N 47 "Строитель" произведены обязательные платежи, связанные с продажей объектов, в размере 6258,7 тыс. рублей и оплата кредиторской задолженности - 11681,4 тыс. рублей. Соответственно, в бюджет города следовало перечислить 17679,9 тыс. рублей.
Фактически предприятием перечислено в бюджет города 14000 тыс. рублей, что на 3679,9 тыс. рублей меньше необходимого.
За счет оставшихся средств предприятием произведены расходы на погашение задолженности перед ОАО "Барнаульская горэлектросеть" сверх сложившейся на 01.01.2006 - 3336,9 тыс. рублей и на покупку автомобиля для аварийной службы предприятия - 343,0 тыс. рублей.
Неэффективные расходы предприятия на оценку непроданного объекта составили 15,0 тыс. рублей.
Счетной палатой было направлено представление руководителю МУП ЖЭУ N 47 "Строитель" с предложением перечислить в бюджет города средства от продажи объектов недвижимости в размере 3679,9 тыс. рублей, осуществлять контроль за состоянием кредиторской задолженности.
В бюджет города в 2009 году восстановлено 343,0 тыс. рублей, израсходованных предприятием на покупку автомобиля.
По результатам проверки проведено совещание у первого заместителя главы администрации города с участием Счетной палаты, по итогам которого 2 оставшихся непроданных объекта исключены из хозяйственного ведения МУП ЖЭУ N 47 "Строитель" и поставлены на учет имущества муниципальной казны города. В феврале 2010 года данные объекты были исключены решением городской Думы из списка объектов, согласованных для продажи МУП ЖЭУ N 47 "Строитель".
Результаты выборочной проверки уплаты в бюджет города земельных платежей по объектам недвижимого имущества, приватизированного из муниципальной собственности за 2007-2008 годы показали, что один из основных принципов земельного законодательства - платность использования земли, в отдельных случаях не соблюдается.
За период с 2007 года по сентябрь 2009 года осуществлена продажа 121 объекта недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, общей площадью 45,9 тыс. кв.м., из которых 117 объектов расположены в жилых домах или являются встроенно-пристроенными к жилым домам, 4 объекта - отдельно стоящими зданиями.
Итоги выборочной проверки свидетельствуют, что земельный налог по данным участкам не исчислялся по причине отсутствия правоустанавливающих документов собственников на земельные участки, что, в свою очередь, связано с тем, что земельные участки не были сформированы и в отношении них не был проведен государственный кадастровый учет, предусмотренный Земельным кодексом Российской Федерации.
Установлены случаи неплатежей земельного налога на оформленные в собственность земельные участки под отдельно стоящими зданиями в размере 29,1 тыс. рублей.
Формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, и проведение их кадастрового учета в городе осуществляется комитетом по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула, комитетом по архитектуре и развитию города в соответствии с утвержденным графиком. На данные цели в бюджете города на 2010 год предусмотрено 4,4 млн. рублей.
Счетной палатой было рекомендовано комитету по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула, как органу местного самоуправления, уполномоченному осуществлять муниципальный земельный контроль, произвести проверки земельных участков на предмет использования их без правоустанавливающих документов, а также обеспечить выполнение запланированных работ по формированию и проведению государственного кадастрового учета земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, что позволит, в конечном итоге, увеличить налоговый потенциал по земельному налогу.
В ходе взаимодействия с налоговыми органами перечень объектов недвижимого имущества, приватизированного из муниципальной собственности в 2007-2008 годах, направлен УФНС по Алтайскому краю в налоговые органы города для использования в контрольной работе.
Проверка законности и эффективности управления муниципальной собственностью - пакетом акций открытого акционерного общества "Комбинат школьного питания - Глобус" показала, что руководством общества недостаточно обеспечивалась эффективность деятельности предприятия, целью создания которого, согласно уставу, является получение прибыли.
Акционерное общество "Комбинат школьного питания - Глобус" учреждено путем приватизации муниципального унитарного предприятия "Комбинат школьного питания" г.Барнаула с уставным капиталом 23252,0 тыс. рублей, состоящим из 23252 именных обыкновенных бездокументарных акций номинальной стоимостью одной акции 1,0 тыс. рублей. В 2009 году уставный капитал общества увеличен в связи с изменением кадастровой стоимости земельных участков до 35335,0 тыс. рублей.
Основными видами деятельности общества являются:
- производство и реализация продуктов питания в школьных столовых города (90 школьных столовых);
- производство и реализация продуктов питания в открытой сети, розничная торговля (кафе "Стадион", бар, торговые точки, буфеты в учреждениях здравоохранения и т.п.).
Формирование цен на продукцию, реализуемую в столовых общеобразовательных учреждений, осуществлялось в соответствии с постановлением администрации Алтайского края от 20.08.2003 N 429 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги" (в ред. постановления от 02.11.2004 N 566).
Объем чистой прибыли за 2008 год составил 1,0 тыс. рублей (в 2007 году - 362 тыс. рублей), допущено увеличение кредиторской задолженности на 19,3% по сравнению с предшествующим годом. При этом следует отметить, что в 2008 году расширена сфера обслуживания предприятия и сокращен убыток от основной деятельности на 972 тыс. рублей, по состоянию на 01.01.2009 составивший 440 тыс. рублей.
Не в полной мере соблюдается нормальное соотношение активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения. Основные показатели, характеризующие платежеспособность, имеют неудовлетворительное значение. Коэффициент быстрой (промежуточной ликвидности) существенно ниже общепринятого значения.
В нарушение решения городской Думы от 10.06.2005 N 138 "Об утверждении Положения о порядке управления муниципальным имуществом г. Барнаула", комитет по управлению муниципальной собственностью города Барнаула, в лице которого представлен единственный учредитель и владелец всех акций общества - муниципальное образование городской округ - город Барнаул, в 2008 году не принимал участия в работе органов управления ОАО "КШП - Глобус" через своего представителя, соответственно, отчеты о деятельности представителя главе города не представлялись.
В ходе проверки выявлены отдельные нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в 2008 году на общую сумму 10389,6 тыс. рублей. Неэффективные расходы общества на оплату консультационно-информационных услуг сторонними организациями при наличии в штате сотрудников, в обязанности которых входит выполнение работ, аналогичных существу оказанных услуг, составили 20,4 тыс. рублей.
По результатам проверки Счетной палатой направлены представления ОАО "КШП - Глобус" и комитету по управлению муниципальной собственностью города Барнаула.
Согласно информации комитета по управлению муниципальной собственностью города Барнаула, в июне 2009 года проведено собрание акционеров, на котором утвержден годовой отчет и годовая бухгалтерская отчетность ОАО "КШП - Глобус" за 2008 год, избраны совет директоров и ревизионная комиссия, утверждена аудиторская организация.
Комитетом по управлению муниципальной собственностью подготовлен проект распоряжения администрации города об утверждении типовой формы отчета о деятельности представителя комитета в органах управления и ревизионных комиссиях открытых акционерных обществ, часть акций которых находится в собственности города.
Проверкой эффективности управления и распоряжения муниципальным имуществом МУП "Дорожник" Индустриального района города Барнаула за 2008 год и 8 месяцев 2009 года установлено следующее.
Учет основных средств, находящихся в муниципальной собственности и переданных МУП "Дорожник" по договору на обслуживание, осуществляется на забалансовых счетах предприятия в нарушение требований законодательства о бухгалтерском учете.
При отсутствии надлежащего контроля со стороны главного администратора арендной платы за землю - комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула, МУП "Дорожник" с 19.07.2007 по 12.01.2009 для осуществления своей деятельности использовался земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, без оформления договора аренды, что привело к потерям бюджета города в сумме 212,7 тыс. рублей.
В нарушение утвержденных правил размещения рекламы в городе Барнауле, предусматривающих заключение договоров аренды муниципального имущества на основе торгов в форме аукциона, проводимого администрацией города или уполномоченными ею организациями, руководителем предприятия в 2009 году были заключены договоры на размещение рекламы на объектах муниципальной собственности, в результате чего в бюджет города недопоступило 225,0 тыс. рублей.
Руководством МУП "Дорожник" допускалось заключение сделок без согласования с собственником муниципального имущества в случаях, предусматривающих такое согласование, на сумму 15,0 тыс. рублей.
Счетной палатой установлено несвоевременное перечисление части прибыли по итогам деятельности предприятия за 2008 год в размере 11,3 тыс. рублей.
Отмечено также недостаточно эффективное использование транспортных средств МУП "Дорожник". Для более эффективного использования дорожной и коммунальной техники и осуществления контроля за достижением поставленного результата, Счетной палатой было предложено разработать и утвердить показатели, характеризующие эффективность ее работы.
По результатам контрольного - мероприятия направлены представления Счетной палаты МУП "Дорожник", комитету по дорожному комплексу, благоустройству и озеленению, комитету по управлению муниципальной собственностью города Барнаула и комитету по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула.
По итогам проверки МУП "Дорожник" перечислено в бюджет города 437,7 тыс. рублей за пользование земельным участком, объектами муниципальной собственности для размещения рекламы.
Контроль за законным, целевым и эффективным использованием
средств бюджета города
В современной экономической ситуации особое внимание уделялось контролю за рациональным использованием имеющихся финансовых ресурсов, эффективным расходованием бюджетных средств.
Нарушения, выявленные Счетной палатой в ходе контрольных мероприятий за использованием средств бюджета города, сводятся к следующему:
не осуществлялась актуализация целевых программ по объему средств и показателям результативности в связи с изменением объема расходов на их реализацию в бюджете города, что свидетельствует о несоблюдении принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, предусмотренного статьей 34 Бюджетного кодекса РФ;
расходование средств бюджета города в отдельных случаях осуществлялось с нарушением порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации;
допускалось нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств;
отмечены нарушения порядка ведения бюджетного учета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств бюджета города.
Проверкой эффективности и целевого использования средств, выделенных комитету по физической культуре и спорту города Барнаула на реализацию городской целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в г.Барнауле на 2007-2008 г.г." установлено следующее.
Объем средств бюджета города, выделенных в 2008 году комитету по физической культуре и спорту города Барнаула на реализацию городской целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в г.Барнауле на 2007-2008 г.г." составил 11150,5 тыс. рублей, что более чем в 2 раза превышает объем финансирования по паспорту программы.
При анализе фактического исполнения программных мероприятий за 2008 год, установлено, что при общем увеличении расходов по отдельным мероприятиям наблюдается снижение произведенных финансовых затрат по сравнению с утвержденной программой.
По направлениям целевой программы неисполнение сложилось по мероприятиям, связанным с пропагандой и популяризацией физической культуры и спорта, в том числе проведение спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий в районах города и открытых первенств районов города по видам спорта.
Счетной палатой отмечена неритмичность финансирования программных мероприятий. Наибольшая доля расходов пришлась на 4 квартал 2008 года - 5481,5 тыс. рублей (49,2 % от годового объема вместо первоначально планируемого 28,6 %), что свидетельствует о некачественном планировании расходов в течение отчетного периода.
Проверкой установлено перераспределение средств между программными мероприятиями на сумму 235,5 тыс. рублей. Сумма средств, использованных на спортивные мероприятия, не предусмотренные программой, составила 433,8 тыс. рублей. С нарушением указаний о порядке применения бюджетной классификации произведены расходы в размере 67,5 тыс. рублей.
Организациями - получателями средств финансовой поддержки и субсидий на реализацию мероприятий в области развития физической культуры и спорта в представленных отчетах не подтверждены должным образом расходы в объеме 5983,0 тыс. рублей, не представлены отчеты о расходовании средств на сумму 53,9 тыс. рублей.
Проверкой эффективности расходования средств бюджета города на реализацию целевой программы и выполнения целевых индикаторов и показателей эффективности установлено, что количественный учет установленных индикаторов и показателей эффективности комитетом по физической культуре и спорту города Барнаула практически не велся, установлено несоответствие отдельных сводных отчетных данных комитета о выполнении целевых индикаторов данным, представленным администрациями районов города, сельских и поселковых администраций.
Отдельные показатели результативности некорректно составлены, что затрудняет определение фактического значения показателя.
Согласно оценке состояния целевых индикаторов и показателей, проведенной комитетом по физической культуре и спорту за 2008 год, рассчитанной в соответствии с утвержденным постановлением администрации города порядком оценки эффективности целевых программ, итоговая оценка по задачам и целевой программе составила 9 баллов, отмечено повышение эффективности реализации программы в целом.
Однако при проведении Комитетом данной оценки состояния индикаторов было использовано условие сохранения расходов на прежнем уровне, что не соответствует действительности.
В соответствии с расчетом Счетной палаты по указанной выше методике итоговая оценка результатов целевой программы за 2008 год составила 3 балла из 21 возможных, что говорит о неэффективности программы в целом.
По итогам проверки Счетной палатой было направлено представление комитету по физической культуре и спорту города Барнаула, в результате чего были подтверждены соответствующими отчетами и копиями документов расходование средств финансовой поддержки и средств субсидии, предоставленных спортивным организациям из бюджета города в размере 6035,0 тыс. рублей; средства, не подтвержденные документально, перечислены автономным учреждением "Белая ладья" в бюджет города в размере 1,9 тыс. рублей.
Проверка целевого и эффективного использования средств, выделенных комитету по делам здравоохранения города Барнаула в 2008 году на централизованное приобретение оборудования в рамках городской целевой программы "Основные направления развития муниципального здравоохранения г. Барнаула на 2007-2009 г.г." показала следующее.
Из бюджета города комитету по делам здравоохранения города Барнаула на централизованное приобретение оборудования по указанной целевой программе за 2008 год, 6 месяцев 2009 года выделено 53675,4 тыс. рублей, что превышает утвержденный объем по программе.
Счетной палатой установлено нецелевое использование средств бюджета города, выделенных в 2008 году на централизованное приобретение медицинского оборудования в размере 577,8 тыс. рублей. Фактически данные средства были направлены на приобретение автомобиля, компьютерной техники и стульев для нужд комитета по делам здравоохранения.
С нарушением Указаний о порядке применения бюджетной классификации произведены расходы в размере 53107,6 тыс. рублей. Установлены случаи нарушения порядка ведения бюджетного учета на сумму 13574,8 тыс. рублей.
Проведенными встречными проверками в 6 учреждениях выявлен единичный случай неэффективного использования оборудования в МУЗ "Городская больница N 1" на сумму 5,7 тыс. рублей, которое не использовалось свыше 10 месяцев из-за конструктивных особенностей. Установлены случаи несвоевременного отражения в бюджетном учете операций по получению оборудования в порядке централизованного снабжения в размере 14077,6 тыс. рублей. Проведенными выборочными инвентаризациями медицинского оборудования излишков и недостач не установлено.
По итогам контрольного мероприятия направлено представление Счетной палаты города Барнаула комитету по делам здравоохранения города Барнаула, в результате чего в бюджет города восстановлено 577,8 тыс. рублей, использованных не по целевому назначению, неиспользуемое медицинское оборудование отремонтировано и применяется в работе лечебного учреждения.
В рамках контрольного мероприятия за целевым и эффективным использованием средств бюджета города, выделенных в 2008 году на охрану окружающей среды, Счетной палатой проведено две проверки: в комитете по дорожному комплексу, благоустройству и озеленению города Барнаула, являющемуся правопреемником комитета администрации города по эксплуатации дорог, благоустройству, транспорту и связи, и в администрации Центрального района города Барнаула.
Объем финансирования расходов по охране окружающей среды в 2008 году за счет средств бюджета города составил 14071,2 тыс. рублей, в том числе комитету администрации города по эксплуатации дорог, благоустройству, транспорту и связи - 11071,2 тыс. рублей, администрации Центрального района - 3000,0 тыс. рублей.
В нарушение Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" комитетом по эксплуатации дорог, благоустройству, транспорту и связи допущены нарушения на общую сумму 4500,0 тыс. рублей, в том числе случаи принятия дополнительных соглашений к муниципальным контрактам, существенно изменяющих предмет и другие условия контрактов, на сумму 1500,0 тыс. рублей.
С нарушением указаний о порядке применения бюджетной классификации комитетом произведены расходы в сумме 8463,5 тыс. рублей.
В результате выборочных контрольных обмеров установлено, что отсутствие контроля за сохранностью деревьев и кустарников привело к недостаче фактически посаженного количества деревьев в количестве 78 штук, что повлекло неэффективное расходование средств бюджета города в размере 274,5 тыс. рублей. В ходе проверки МУП "Горзеленхоз" восстановлено 15 деревьев.
При проверке администрации Центрального района установлено, что договоры на выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок, акты приемки выполненных работ не содержат полной информации об объемах и месте проведения работ. Встречная проверка в МУП "Дорожник-2" Центрального района г.Барнаула показала несоответствие единиц измерения объемов работ, указанных в актах приемки выполненных работ и первичной документации предприятия.
Это позволяет Счетной палате сделать вывод об отсутствии контроля со стороны заказчика - администрации Центрального района города Барнаула за целевым расходованием бюджетных средств, а также за выполнением муниципальных контрактов и договоров.
По результатам контрольного мероприятия Счетной палатой направлены представления комитету по дорожному комплексу, благоустройству и озеленению города Барнаула и администрации Центрального района города Барнаула об устранении и недопущении выявленных нарушений в дальнейшем.
Материалы проверки целевого и эффективного использования средств бюджета города, выделенных в 2008 году на охрану окружающей среды, направлены в правоохранительные органы.
Замечания Счетной палаты, касающиеся применения бюджетной классификации, учтены в бюджете города на 2010 год, муниципальные контракты на посадку деревьев и кустарников дополнены пунктом, в соответствии с которым в течение вегетационного периода контроль за сохранностью деревьев и кустарников обеспечивает организация, осуществляющая посадку.
Проверка эффективности и целевого использования средств, выделенных из бюджета города в 2008 году на приобретение коммунальной, дорожной и специальной техники показала, что все средства бюджета города, выделенные на эти цели в размере 62650,4 тыс. рублей были использованы по целевому назначению - комитетом по эксплуатации дорог, благоустройству, транспорту и связи, было приобретено 53 единицы техники, 28 комплектов навигационного оборудования на сумму 62 288,1 тыс. рублей и частично оплачено приобретение одной единицы техники на 362,3 тыс. рублей.
Данная техника была передана на обслуживание в муниципальные унитарные предприятия города для выполнения работ по благоустройству.
Комитетом по эксплуатации дорог, благоустройству, транспорту и связи при заключении отдельных муниципальных контрактов на поставку техники допускались нарушения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" на общую сумму 52559,4 тыс. рублей: были заключены дополнительные соглашения к муниципальным контрактам, меняющие условия оплаты (100 % предоплата вместо 30 %), не соблюдались сроки поставки техники.
В ходе встречных проверок в МУП "Барнаулавтодор" г. Барнаула и МУП "Дорожник" Ленинского района г. Барнаула Счетной палатой установлены отдельные нарушения порядка передачи и учета данной техники: несвоевременность постановки техники на учет, учет техники на сумму 49660,3 тыс. рублей осуществляется на забалансовых счетах предприятия. В МУП "Барнаулавтодор" установлен случай не начисления амортизации на технику в сумме 126,4 тыс. рублей.
По результатам проверки Счётной палатой города Барнаула направлены представления комитету по транспорту, организации дорожного движения и связи города Барнаула, являющемуся правопреемником комитета по эксплуатации дорог, благоустройству, транспорту и связи, комитету по управлению муниципальной собственностью, МУП "Барнаулавтодор" г. Барнаула и МУП "Дорожник" Ленинского района г. Барнаула.
По итогам проверки администрацией города рассматривается вопрос о порядке учета приобретенной техники в связи с созданием автономных учреждений для выполнения работ по благоустройству в районах города.
Устранение выявленных нарушений находится на дальнейшем контроле Счетной палаты города Барнаула.
Информационная и иная деятельность
В 2009 году Счетной палатой осуществлялось постоянное взаимодействие по вопросам текущей деятельности с городской Думой, администрацией города и другими органами местного самоуправления, Счетной палатой Алтайского края. Председатель Счетной палаты принимает постоянное участие в работе городской Думы и ее комитетов, является членом коллегии администрации города.
Отчеты и информация о результатах контрольных мероприятий оперативно направлялись главе города Барнаула, в городскую Думу, отраслевые комитеты. Результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий рассматривались на коллегиях Счетной палаты и совещаниях с участием представителей отраслевых комитетов и руководителей проверяемых организаций.
В соответствии с запросом прокурора города Барнаула копии актов проверок направлялись в прокуратуру города Барнаула. В январе 2010 года заключено соглашение о взаимодействии с Барнаульским городским следственным отделом следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Алтайскому краю.
В целях совершенствования контрольной и экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты использовались рекомендации государственного научно-исследовательского института системного анализа Счетной палаты Российской Федерации по организации проведения контрольных мероприятий на стадиях планирования и исполнения бюджета муниципального образования, утвержденный Президиумом Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации (АКСОР) классификатор нарушений и недостатков, допускаемых участниками бюджетного процесса, и другие методические материалы АКСОР.
В течение года Счетная палата получала периодические подписные издания: научно-практический журнал "Вестник АКСОР", Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации, журналы: "Бюджет", "Советник бухгалтера бюджетной сферы", "Справочник кадровика" и другие.
Председатель и аудиторы Счетной палаты приняли участие в видеоконференции по итогам работы АКСОР за 2008 год и задачам на 2009 год, проводимой председателем Президиума АКСОР СВ.Степашиным (в марте 2009 года), на которой большое внимание уделялось финансовым проблемам регионов и муниципальных образований в связи со сложившейся экономической ситуацией.
Совместно с председателем городской Думы и председателем комитета по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула председатель Счетной палаты принял участие в телемосте Новосибирск-Благовещенск-Москва, проведенном в мэрии города Новосибирска в рамках конференции Ассоциации сибирских и дальневосточных городов "Проблемы формирования бюджетов муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока и осуществления контроля за их исполнением в условиях финансово-экономического кризиса", состоявшейся в городе Благовещенск (в сентябре 2009 года).
Сотрудники Счетной палаты принимали участие в он-лайн семинарах, проводимых ООО "Гарант-Сервис Алтай" по вопросам изменений в законодательстве.
Направления деятельности на 2010 год определены в плане работы Счетной палаты на 2010 год, утвержденном решением городской Думы от 27.11.2009 N 224.
На 2010 год для Счетной палаты остаются актуальными вопросы контроля за соблюдением установленного порядка планирования, исполнения бюджета города и утверждения отчета о его исполнении, контроля за эффективностью управления муниципальной собственностью и полнотой поступления доходов в бюджет города, за повышением результативности бюджетных расходов в сфере здравоохранения, образования и жилищно-коммунального хозяйства.
Одним из приоритетных направлений деятельности Счетной палаты на 2010 год является экспертно-аналитическая работа по подготовке заключений на проекты решений городской Думы на стадии предварительного контроля.
Председатель Счетной палаты |
О.М.Магель |
<< Назад |
||
Содержание Решение Барнаульской городской Думы от 26 марта 2010 г. N 279 "Об отчете о работе Счетной палаты города Барнаула за 2009... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.