В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и статьей 33 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" Правительство Республики Мордовия постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в Республике Мордовия.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Республики Мордовия |
В. Сидоров |
Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в Республике Мордовия
(утв. постановлением Правительства Республики Мордовия от 22 декабря 2021 г. N 601)
1. Настоящее положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее - надзор в области охраны и использования ООПТ).
2. Предметом надзора в области охраны и использования ООПТ является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами на особо охраняемых природных территориях регионального значения и в границах их охранных зон обязательных требований в Республике Мордовия, установленных Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Мордовия в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, касающихся:
1) режима особо охраняемой природной территории;
2) особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий;
3) режима охранных зон особо охраняемых природных территорий.
3. Надзор в области охраны и использования ООПТ в соответствии с настоящим Положением осуществляется Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия (далее - Министерство).
4. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление надзора в области охраны и использования ООПТ являются:
1) Министр лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия (далее - Министр), являющийся главным государственным инспектором в области охраны окружающей среды Республики Мордовия;
2) заместитель Министра лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия Министерства (далее - заместитель Министра), в должностные обязанности которого в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по надзору в области охраны и использования ООПТ (далее - должностные обязанности), являющийся заместителем главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Мордовия;
3) начальник отдела, заместитель начальника отдела, консультанты отдела в соответствии с должностными обязанностями, являющиеся старшими государственными инспекторами в области охраны окружающей среды Республики Мордовия;
4) главные и ведущие специалисты отдела, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды Республики Мордовия.
Права и обязанности должностных лиц, уполномоченных на осуществление надзора в области охраны и использования ООПТ регламентируются Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"), в том числе в пределах установленной компетенции Министерства имеют право:
1) запрашивать в целях проверки у граждан, находящихся на особо охраняемых природных территориях регионального значения и в границах охранных зон, разрешение на право пребывания на указанных особо охраняемых природных территориях регионального значения и в границах охранных зон;
2) производить в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения и их охранных зон досмотр транспортных средств, личных вещей граждан.
5. К отношениям, связанным с осуществлением надзора в области охраны и использования ООПТ, применяются положения Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
6. Решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий вправе принимать Министр или лицо, его замещающее.
7. Должностные лица, наряду с решениями, принимаемыми в процессе и по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий, установлены Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"), в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий имеют право:
1) изымать у граждан, нарушивших законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства и соответствующие документы;
2) направлять в соответствующие органы местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки по фактам размещения объекта капитального строительства на земельном участке в границах особо охраняемой природной территории регионального значения, ее функциональной зоны или охранной зоны, режим особой охраны которых не допускает размещение объекта капитального строительства;
3) предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам надзора в области охраны и использования ООПТ вследствие нарушений установленного режима особо охраняемых природных территорий регионального значения;
4) задерживать в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения и их охранных зон граждан, нарушивших законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, и доставлять указанных граждан в правоохранительные органы.
8. Министерство осуществляет надзор в области охраны и использования ООПТ в отношении следующих объектов надзора в области охраны и использования ООПТ (далее - объекты контроля):
1) деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования в области охраны и использования ООПТ, определяемые Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", положениями об особо охраняемых природных территориях, положениями об охранных зонах особо охраняемых природных территорий, иными нормативными правовыми актами, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
2) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая воздушное пространство, водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении (и) или пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования (далее - производственные объекты).
9. Учет объектов контроля, относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, обеспечивается Министерством при ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному надзору в области охраны и использования ООПТ.
10. При осуществлении надзора в области охраны и использования ООПТ применяется система оценки и управления рисками.
11. Министерство при осуществлении надзора в области охраны и использования ООПТ относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
1) средний риск;
2) умеренный риск;
3) низкий риск.
12. Объекты контроля относятся к следующим категориям риска в рамках осуществления надзора в области охраны и использования ООПТ:
1) категория среднего риска - деятельность контролируемых лиц в границах: государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов;
2) категория умеренного риска - деятельность контролируемых лиц в границах охранных зон: государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов;
3) категория низкого риска - деятельность контролируемых лиц, которая может повлиять на: охранные зоны государственных природных заказников, охранные зоны памятников природы, охранные зоны дендрологических парков и ботанических садов.
13. Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с пунктом 12 настоящего Положения к категориям среднего, умеренного, низкого риска, подлежат отнесению к категориям значительного, среднего, умеренного риска соответственно при наличии одного из следующих решений, вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта к категории риска:
1) постановление о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, юридическому лицу, его должностным лицам, индивидуальному предпринимателю, гражданину за совершение на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах административного правонарушения, предусмотренного статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указанными в части 1 статьи 23.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного должностными лицами Министерства или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами Министерства;
2) обвинительный приговор, предусматривающий признание должностного лица организации, индивидуального предпринимателя, гражданина виновным в совершении преступления, предусмотренного статьями 250 - 252, 254 - 262 Уголовного кодекса Российской Федерации.
14. Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с пунктом 12 настоящего Положения к категориям среднего, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям среднего, умеренного, низкого риска соответственно при отсутствии в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта к категории риска, вступивших в законную силу решений, предусмотренных пунктом 12 настоящего Положения, и одновременном соблюдении требований законодательства об особо охраняемых природных территориях и в области охраны окружающей среды.
Министерство ведет перечни объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска.
15. В зависимости от присвоенной категории риска периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий составляет:
1) для категории среднего риска - 1 раз в 4 года;
2) для категории умеренного риска - 1 раз в 5 лет.
Для категории низкого риска плановые проверки не проводятся.
16. Министерство может проводить следующие виды плановых контрольных надзорных мероприятий:
1) инспекционный визит;
2) рейдовый осмотр;
3) документарная проверка;
4) выездная проверка.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.
17. Министерство может проводить следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) профилактический визит;
5) консультирование.
18. Министерство осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в Республике Мордовия.
19. Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации, а также через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
20. Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики Министерства осуществления надзора в области охраны и использования ООПТ, утверждается и размещается в государственной автоматизированной информационной системе "Управление" (далее - информационная система "Управление") не позднее 1 марта и подлежит публикации на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок, не превышающий 15 календарных дней со дня представления доклада посредством информационной системы "Управление".
21. Министерство выдает предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, в соответствии со статьей 49 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", если иной порядок не установлен федеральным законом.
Учет предостережений осуществляется Министерством путем ведения журнала учета предостережений (на бумажном носителе либо в электронном виде) по форме, обеспечивающей учет указанной информации.
Контролируемое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в Министерство возражение в отношении указанного предостережения в срок не позднее 20 рабочих дней со дня получения им предостережения. Возражение в отношении предостережения рассматривается Министерством в течение 20 рабочих дней со дня его получения. Контролируемому лицу направляется ответ с информацией в течение 5 рабочих дней от даты подписания решения о согласии или несогласии с возражением. В случае несогласия с возражением указываются соответствующие обоснования.
22. Профилактический визит проводится уполномоченным должностным лицом Министерства в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется о его правах и обязанностях, а также об особенностях организации и осуществления надзора в области охраны и использования ООПТ, проводимого в отношении объекта контроля.
Профилактический визит проводится в порядке, определенном статьей 52 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Обязательный профилактический визит проводится в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в области охраны и использования ООПТ.
В ходе профилактического визита (обязательного профилактического визита) контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к используемым им объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении контролируемого лица, исходя из отнесения к категории риска.
В ходе профилактического визита (обязательного профилактического визита) уполномоченным должностным лицом Министерства может осуществляться консультирование контролируемого лица в порядке, установленном статьей 50 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Срок проведения профилактического визита (обязательного профилактического визита) не может превышать 1 рабочий день. По ходатайству уполномоченного должностного лица Министерства, проводящего профилактический визит, Министр (заместитель Министра) может продлить срок проведения профилактического визита не более чем на 3 рабочих дня.
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо уведомляет Министерство не позднее, чем за 5 рабочих дней до дня его проведения.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом Министерство, направивший уведомление о проведении обязательного профилактического визита, не позднее чем за 3 рабочих дня до дня его проведения.
При профилактическом визите (обязательном профилактическом визите) контролируемым лицам не выдаются предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
23. Консультирование осуществляется должностными лицами по телефону, письменно, посредством видеоконференцсвязи, на личном приеме в сроки, определенные Министром (заместителем Министра), либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия. При проведении консультирования осуществляется аудио - (видео-) запись в порядке, установленном пунктом 36 настоящего Положения.
24. Время консультирования по телефону, посредством видеоконференцсвязи, на личном приеме одного контролируемого лица (его представителя) не может превышать 10 минут.
25. Консультирование, в том числе письменное, осуществляется по вопросам соблюдения обязательных требований в области использования и охраны ООПТ, а также:
1) режима особо охраняемой природной территории;
2) особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий;
3) режима охранных зон особо охраняемых природных территорий.
26. В случае поступления 5 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного Министром (заместителем Министра).
27. В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия указываются сведения, установленные частью 1 статьи 64 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
28. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.
Способы фиксации доказательств должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований.
29. Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио-и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается должностным лицом, уполномоченным на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, самостоятельно.
30. Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
31. Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.
32. Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований.
33. Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
34. Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
35. Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
36. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в Министерство информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случаях:
1) введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части;
2) административного ареста;
3) избрания в отношении подозреваемого в совершении преступления физического лица меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, запрете определенных действий, заключения под стражу, домашнего ареста.
37. Надзор в области охраны и использования ООПТ осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) инспекционный визит;
2) рейдовый осмотр;
3) документарная проверка;
4) выездная проверка;
5) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
6) выездное обследование.
38. Наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование проводятся без взаимодействия с контролируемым лицом.
39. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля;
5) инструментальное обследование.
40. Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника объекта контроля.
41. Срок проведения инспекционного визита в 1 месте осуществления деятельности контролируемого лица либо на 1 объекте контроля не может превышать 1 рабочий день.
42. Контролируемые лица или их представители обязаны обеспечить беспрепятственный доступ должностного лица, уполномоченного на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, на объект контроля.
43. Инспекционный визит проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
44. Внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3 - 5 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
45. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) досмотр;
3) опрос;
4) получение письменных объяснений;
5) истребование документов;
6) отбор проб (образцов);
7) инструментальное обследование;
8) испытание;
9) экспертиза.
46. Досмотр осуществляется должностным лицом, уполномоченным на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи. Досмотр в отсутствие контролируемого лица или его представителя может осуществляться только в случаях наличия у контрольного органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) жизни, здоровью граждан, окружающей среде с обязательным применением видеозаписи.
47. Рейдовый осмотр проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
48. Рейдовый осмотр может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3 - 5 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
49. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов;
3) экспертиза.
50. В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Министерства, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, Министерство направляет в адрес контролируемого лица требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. В течение 10 рабочих дней со дня получения данного требования контролируемое лицо обязано направить в Министерство указанные в требовании документы.
51. В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо выявлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Министерства документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, информация об ошибках, о противоречиях и несоответствии сведений направляется контролируемому лицу с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения. Контролируемое лицо, представляющее в Министерство пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Министерства документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), вправе дополнительно представить в Министерство документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
52. При проведении документарной проверки Министерство не вправе требовать у контролируемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены Министерством от иных органов.
53. Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления Министерством контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в Министерство, а также период с момента направления контролируемому лицу информации Министерства о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Министерства документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в Министерство.
54. Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
55. Документарная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
56. Проведение документарной проверки, предметом которой являются сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
57. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) досмотр;
3) опрос;
4) получение письменных объяснений;
5) истребование документов;
6) отбор проб (образцов);
7) инструментальное обследование;
8) испытание;
9) экспертиза.
58. Выездная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
59. Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов и 15 часов для микропредприятия.
60. В ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований проводится анализ данных об объектах контроля, имеющихся у Министерства, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.
61. Выявленные в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направляются уполномоченному должностному лицу Министерства для принятия решений в соответствии со статьей 60 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
62. В ходе выездного обследования проводится оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
63. Выездное обследование может проводиться по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта контроля, при этом не допускается взаимодействие с контролируемым лицом.
64. В ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах могут осуществляться:
1) осмотр;
2) отбор проб (образцов);
3) инструментальное обследование (с применением видеозаписи);
4) испытание;
5) экспертиза.
65. Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица.
66. Срок проведения выездного обследования одного объекта контролируемого лица (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать 1 рабочий день.
67. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
68. Правом на досудебное обжалование решений Министерства, действий (бездействия) его должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
69. Жалоба на действие (бездействие) Министра (заместителя Министра) рассматривается в судебном порядке.
70. Жалоба на решение Министерства, действия (бездействие) его должностных лиц при осуществлении надзора в области охраны и использования ООПТ рассматривается Министром (заместителем Министра).
71. Жалоба подается по форме в соответствии со статьей 41 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
72. Уполномоченные должностные лица Министерства на рассмотрение жалобы должны обеспечить передачу в подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности сведений о ходе рассмотрения жалоб.
73. Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным должностным лицом Министерства в срок не более 20 рабочих дней со дня ее регистрации. Заявителю направляется ответ с информацией о рассмотрении жалобы в течение 3 дней от даты подписания решения об удовольтворении# или неудовольтворении# жалобы.
74. Министерство вправе запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Контролируемое лицо вправе представить указанные информацию и документы в течение 5 рабочих дней с момента направления запроса. Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса о представлении дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, до момента получения их уполномоченным органом, но не более чем на 5 рабочих дней с момента направления запроса. Неполучение от контролируемого лица дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
75. Не допускается запрашивать у контролируемого лица, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.
76. Лицо, подавшее жалобу, до принятия итогового решения по жалобе вправе по своему усмотрению представить дополнительные материалы, относящиеся к предмету жалобы.
77. Гражданин, не осуществляющий предпринимательской деятельности, являющийся контролируемым лицом, информируется о совершаемых должностными лицами Министерства и принимаемых решениях путем направления ему документов на бумажном носителе в случае направления им в адрес Министерства уведомления о необходимости получения документов на бумажном носителе либо отсутствия у Министерства сведений об адресе электронной почты контролируемого лица и возможности направить ему документы в электронном виде через единый портал государственных и муниципальных услуг (в случае, если лицо не имеет учетной записи в единой системе идентификации и аутентификации либо если оно не завершило прохождение процедуры регистрации в единой системе идентификации и аутентификации). Указанный гражданин вправе направлять Министерству документы на бумажном носителе.
78. Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения и (или) совершенного действия (бездействия) возлагается на Министерство, решение и (или) действие (бездействие) должностного лица которого обжалуются.
79. По итогам рассмотрения жалобы Министр (заместитель Министра) принимает одно из следующих решений:
1) оставляет жалобу без удовлетворения;
2) отменяет решение Министерства полностью или частично;
3) отменяет решение Министерства полностью и принимает новое решение;
4) признает действия (бездействие) должностных лиц Министерства незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
80. Решение Министерства, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете контролируемого лица на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональном портале государственных и муниципальных услуг в срок не позднее 1 рабочего дня со дня его принятия.
81. Ключевые показатели вида контроля и их целевые значения для надзора в области охраны и использования ООПТ составляют:
доля устраненных нарушений из числа выявленных нарушений обязательных требований: 70%.
доля выполнения плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год: 100%.
доля отмененных результатов контрольных (надзорных) мероприятий: 0%.
доля отмененных в судебном порядке постановлений по делам об административных правонарушениях от общего количества вынесенных Министерством постановлений, за исключением постановлений, отмененных на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: 5%.
82. Основным ключевым показателем (показателем результативности, отражающим уровень безопасности охраняемых законом ценностей, выражающимся в минимизации причинения им вреда (ущерба)) является размер ущерба окружающей среде, причиненного при эксплуатации объектов негативного воздействия на окружающую среду исчисляемый в миллионах рублей за отчетный год, определяемый путем суммирования значений ущерба, нанесенного хозяйствующими субъектами при эксплуатации объектов негативного воздействия на окружающую среду, рассчитанных в установленном порядке по результатам осуществления контрольных (надзорных) мероприятий в рамках регионального государственного экологического контроля (надзора) в отчетном году (), определяемый по формуле (млн. руб.):
, где:
83. Основным индикативным показателем является показатель, отражающий эффективность регионального государственного экологического контроля (надзора) с учетом задействованных трудовых, материальных и финансовых ресурсов, учитывающий расходы на контрольно-надзорную деятельность, поступления в бюджеты различных уровней денежных средств от уплаты начисленного ущерба и административных штрафов, в также вложения в ресурсосбережение и природоохранные мероприятия на территории Республики Мордовия, определяемый по формуле (доли):
84. Дополнительными индикативными показателями являются индикативные показатели, характеризующие различные аспекты контрольно-надзорной деятельности (В), а именно:
1) индикативный показатель, характеризующий непосредственное состояние подконтрольной сферы, а также негативные явления, на устранение которых направлена контрольно-надзорная деятельность (В.1), определяемый по формуле (ед.):
При значении показателя В.1 от 1 до 3 состояние поднадзорной сферы характеризуется как "удовлетворительное", при значении показателя В.1 более 3 - "неудовлетворительное";
2) индикативные показатели, характеризующие качество проводимых мероприятий в части их направленности на устранение потенциального вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (В.2), включая:
В.2.1 - количество проведенных мероприятий (показатель учитывает суммарное количество мероприятий, проведенных в отношении контролируемых лиц);
В.2.2 - количество природопользователей, допустивших нарушения, в результате которых причинен вред (ущерб) или была создана угроза его причинения, выявленные в результате проведения контрольно-надзорных мероприятий (ед./год);
В.2.3 - доля природопользователей (от общего количества проверенных природопользователей), допустивших нарушения, в результате которых причинен вред (ущерб) или была создана угроза его причинения, выявленных в результате проведения контрольно-надзорных мероприятий (процент);
В.2.4 - количество природопользователей, которые устранили нарушения, выявленные в результате проведения контрольно-надзорных мероприятий (ед./год);
В.2.5 - доля природопользователей (от общего количества проверенных природопользователей), которые устранили нарушения, выявленные в результате проведения контрольно-надзорных мероприятий (процент);
В.2.6 - доля контролируемых лиц (от общего числа проверенных в отчетном периоде контролируемых лиц), допустивших повторные нарушения, ставшие фактором причинения вреда (ущерба), представляющие непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) или являющиеся грубыми нарушениями (процент);
В.2.7 - количество заявлений (обращений) с указанием фактов нарушений, поступивших от физических и юридических лиц, сообщений органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации с указанием фактов нарушений (ед./год);
В.2.8 - общее количество заявлений (обращений), по результатам рассмотрения которых Министерством не проводились контрольный (надзорные) мероприятия в связи с перенаправлением;
В.2.9 - количество штатных единиц Министерства, задействованных при организации и осуществлении государственного экологического контроля, прошедших в течение последних 3 лет программы переобучения или повышения квалификации;
В.2.10 - доля государственных инспекторов Министерства, прошедших в течение последних 3 лет программы переобучения или повышения квалификации, от общего числа штатных государственных инспекторов Министерства;
В.2.11 - доля природопользователей, у которых была изменена категория риска в результате внедрения риск-ориентированного надзора (относительно базовой);
3) индикативные показатели, характеризующие количественные параметры проведенных мероприятий (В.3), включая:
В.3.1. - общее количество контролируемых лиц (объектов) с учетом данных портала "Программно-техническое обеспечение ведения учета объектов НВОС" (ед.);
В.3.2 - штатная численность государственных инспекторов Министерства (ед.);
В.3.3 - общее количество проверок (ед./год);
В.3.3.1 - общее количество плановых проверок (ед./год);
В.3.3.2 - общее количество внеплановых проверок (ед./год);
В.3.3.3 - общее количество выездных проверок (ед./год);
В.3.3.4 - общее количество документарных проверок (ед./год);
В.3.3.5 - общее количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных без взаимодействия с контролируемыми лицами (ед./год);
В.3.3.6 - общее количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с использованием дистанционных методов наблюдения (ед./год);
В.3.3.7 - общее количество объектов при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которых выявлены нарушения природоохранных требований (ед./год);
В.3.3.8 - общее количество объектов, при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которых не выявлены нарушения природоохранных требований (ед./год);
В.3.3.9 - доля нарушений, выявленных в отчетном периоде при проведении плановых контрольных (надзорных) мероприятий, повлекших нанесение ущерба или приведших к возникновению вероятности нанесения ущерба окружающей среде (процент);
В.3.3.10 - доля нарушений, выявленных в отчетном периоде при проведении внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, повлекших нанесение ущерба или приведших к возникновению вероятности нанесения ущерба окружающей среде (процент);
В.3.3.11 - доля проверок, на результаты которых поданы жалобы (процент);
В.3.3.12 - общее количество проверок, проведенных совместно с другими органами (ед./год);
В.3.3.13 - количество проверок, проведенных с привлечением экспертных организаций и экспертов (ед./год);
В.3.3.14 - доля заявлений Министерства, направленных в органы прокуратуры, о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, в согласовании которых было отказано (процент);
В.3.3.15 - доля проверок, результаты которых были признаны недействительными (процент);
В.3.3.16 - доля проверок, проведенных с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам выявления которых государственные инспекторы Министерства, осуществившие такие проверки, привлечены к дисциплинарной, административной ответственности (процент);
В.3.3.17 - доля плановых и внеплановых проверок, которые не удалось провести в связи с отсутствием проверяемого лица по месту нахождения (жительства), указанному в государственных информационных ресурсах, в связи с отсутствием руководителя организации, иного уполномоченного лица, в связи с изменением статуса проверяемого лица, в связи со сменой собственника производственного объекта, в связи с прекращением осуществления проверяемой сферы деятельности (процент);
В.3.3.18 - доля выявленных при проведении проверок правонарушений, связанных с неисполнением предписаний (процент);
В.3.3.19 - количество проверок, по результатам которых материалы о выявленных нарушениях переданы в уполномоченные органы для возбуждения уголовных дел (ед./год);
В.3.3.20 - сумма наложенных административных штрафов по нарушениям, выявленным по результатам проверок (тыс. рублей);
В.3.3.20.1 - сумма наложенных административных штрафов при проведении контрольных (надзорных) мероприятий вне объектов надзора (граждане, неустановленные лица, а также при эксплуатации объектов, не поставленных на учет в установленном порядке) (тыс. рублей);
В.3.3.20.2 - сумма наложенных административных штрафов на должностных лиц (тыс. рублей);
В.3.3.20.3 - сумма наложенных административных штрафов на индивидуальных предпринимателей (тыс. рублей);
В.3.3.20.4 - сумма наложенных административных штрафов на юридических лиц (тыс. рублей);
В.3.3.21 - сумма взысканных административных штрафов (тыс. рублей);
В.3.3.22 - отношение суммы взысканных административных штрафов к общей сумме наложенных административных штрафов (процент);
В.3.4 - общее количество мониторинговых мероприятий, осуществляемых в рамках контрольно-надзорной деятельности (ед./год);
В.3.4.1 - общее количество выездных обследований (ед./год);
В.3.4.1.1 - количество выездных обследований, в результате которых выявлены нарушения природоохранных требований (ед./год);
В.3.4.1.2 - количество выездных обследований, в результате которых не выявлены нарушения природоохранных требований (ед./год);
В.3.5 - количество административных расследований по фактам правонарушений, выявленных в рамках проведения мониторинговых мероприятий (ед./год);
В.3.5.1 - количество административных расследований по фактам правонарушений, по результатам которых были наложены административные наказания (ед./год);
В.3.5.2 - доля административных расследований, по результатам которых были наложены административные наказания (процент);
В.3.5.3 - общая сумма штрафов, наложенных по результатам административных расследований (тыс. рублей);
В.3.5.4 - общая сумма уплаченных (взысканных) административных штрафов, наложенных по результатам административных расследований (тыс. рублей);
В.3.5.5 - отношение суммы взысканных административных штрафов к общей сумме административных штрафов, наложенных по результатам проведения административных расследований (процент);
В.3.6 - общее количество производств по делам об административных правонарушениях, возбужденных протоколом об административном правонарушении без проведения административного расследования (ед./год);
В.3.6.1 - количество постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении от показателя В.3.6 (ед./год);
В.3.6.2 - количество постановлений о назначении административных наказаний, наложенных по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, от показателя В.3.6 (ед./год);
В.3.6.3 - количество административных наказаний, по которым административный штраф был заменен предупреждением, от показателя В.3.6 (ед./год);
В.3.6.4 - общая сумма наложенных штрафов по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях по показателю В.3.6 (тыс. рублей);
В.3.6.5 - общая сумма уплаченных (взысканных) штрафов по показателю В.3.6 (тыс. рублей);
В.3.6.6 - отношение суммы взысканных штрафов к общей сумме наложенных административных штрафов по показателю В.3.6 (процент);
В.3.6.7 - средняя продолжительность производства по одному делу об административном правонарушении (дн.);
В.3.6.8 - среднее число должностных лиц, задействованных в производстве по одному делу об административном правонарушении (чел.);
В.3.7. - деятельность по предоставлению государственных услуг;
В.3.7.1 - количество рассмотренных заявлений (ед./год);
В.3.7.1.1 - количество рассмотренных заявлений, по которым приняты решения об отказе в предоставлении государственной услуги (ед./год);
В.3.7.1.2 - количество рассмотренных заявлений, по которым государственная услуга был предоставлена (ед. /год);
В.3.7.2 - средний срок рассмотрения заявления о предоставлении государственной услуги (дн.);
В.3.8 - профилактические мероприятия, включая предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, в том числе:
В.3.8.1 - количество проведенных публичных мероприятий (ед./год);
В.3.8.2 - количество вынесенных предостережений (ед./год);
В.3.8.3 - количество контролируемых лиц, в отношении которых проведены профилактические мероприятия (ед./год);
В.3.8.4 - доля контролируемых лиц, в отношении которых проведены профилактические мероприятия, от общего количества контролируемых лиц (процент);
В.3.8.5 - доля объектов контроля, которым были направлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, от общего количества объектов контроля (процент);
В.3.8.6 - средняя продолжительность одного профилактического мероприятия (дн.);
В.3.8.7 - среднее число должностных лиц, задействованных в проведении одного профилактического мероприятия (чел.);
В.3.9 - количество заявлений (обращений) о фактах нарушений требований природоохранного законодательства, поступивших в Министерство на рассмотрение, в части, касающейся осуществления государственного экологического надзора (ед./год);
В.3.9.1 - количество заявлений (обращений) о фактах нарушений требований природоохранного законодательства, рассмотренных в установленном порядке (ед./год);
В.3.9.2 - количество заявлений (обращений) о фактах нарушений требований природоохранного законодательства, переданных для рассмотрения по подведомственности (ед./год);
В.3.9.3 - количество заявлений (обращений) о фактах нарушений требований природоохранного законодательства, по результатам рассмотрения которых принято решение о проведении внеплановой выездной проверки (ед./год);
В.3.9.4 - количество заявлений (обращений) о фактах нарушений требований природоохранного законодательства, по результатам рассмотрения которых принято решение о проведении административного расследования (ед./год);
В.3.9.5 - количество заявлений (обращений) о фактах нарушений требований природоохранного законодательства, по результатам рассмотрения которых по фактам нарушения требований природоохранного законодательства принято решение о проведении выездного обследования без взаимодействия с контролируемыми лицами (ед./год);
В.3.9.6 - количество заявлений (обращений) о фактах нарушений требований природоохранного законодательства, по результатам рассмотрения которых принято решение о проведении профилактического мероприятия (ед./год);
В.3.9.7 - средняя продолжительность рассмотрения заявления (обращения) о фактах нарушения требований природоохранного законодательства (дн.);
В.3.9.8 - среднее число должностных лиц, задействованных при рассмотрении заявления (обращения) о фактах нарушения требований природоохранного законодательства (чел.);
4) индикативные показатели, характеризующие объем задействованных трудовых, материальных и финансовых ресурсов (В.4), включая:
В.4.1 - объем финансовых средств, выделяемых в отчетном периоде из бюджетов всех уровней на выполнение функций по контролю (надзору) и на осуществление деятельности по выдаче разрешительных документов (разрешений, лицензий), в том числе на фонд оплаты труда, с учетом начислений, командировочных расходов, расходов на проведение лабораторных анализов (исследований), накладных расходов, прочих расходов;
В.4.2 - количество штатных единиц контрольного органа, всего (ед.);
В.4.2.1 - количество штатных единиц, в должностные обязанности которых входит выполнение контрольно-надзорных функций (ед.);
В.4.3 - укомплектованность кадров (отношение средней фактической численности к штатной численности);
В.4.4 - текучесть кадров (коэффициент текучести кадров, который рассчитывается путем деления численности уволенных служащих по собственной инициативе и по соглашению сторон служебного контракта на среднесписочную численность служащих);
В.4.5 - адаптация кадров (количество лиц, впервые принятых на должности государственных инспекторов Министерства, которые были уволены в течение первого года работы, от общего количества впервые принятых на указанные должности за указанный период);
В.4.6 - кадровая стабильность (коэффициент стабильности кадров, который рассчитывается путем деления численности государственных инспекторов Министерства, работающих в должности в совокупности 3 года и более, на среднесписочную численность государственных инспекторов Министерства);
В.4.7 - качество оценки профессиональной служебной деятельности государственных инспекторов Министерства;
В.4.8 - своевременность проведения профессионального развития государственных инспекторов Министерства;
В.4.9 - оценка эффективности деятельности по профилактике коррупционных и иных правонарушений, которые могут допустить государственные инспекторы Министерства.
85. Ключевые и индикативные показатели эффективности и результативности осуществления надзора в области охраны и использования ООПТ отражаются в ежегодном докладе по результатам осуществления надзора в области охраны и использования ООПТ за отчетный период (календарный год).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Мордовия от 22 декабря 2021 г. N 601 "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в Республике Мордовия"
Вступает в силу с 27 декабря 2021 г.
Текст постановления опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 27 декабря 2021 г. N 1300202112270005, в газете "Известия Мордовии" от 30 декабря 2021 г. N 145-67
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Мордовия от 25 июля 2022 г. N 522
Изменения вступают в силу с 26 июля 2022 г.
Постановление Правительства Республики Мордовия от 1 апреля 2022 г. N 325
Изменения вступают в силу с 6 апреля 2022 г.