Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к приказу
министерства здравоохранения Тульской области
от 19.12.2019 N 847-осн
План занятий в Школе
Темы занятий в 1-м триместре (проводится не менее 2-х занятий)
Занятие 1.
1. Физиологические изменения в организме женщины, периоды беременности.
2. Роль плаценты и амниотических вод.
3. Развитие плода по месяцам беременности, его реакции на внешние раздражители.
4. Рациональное питание.
5. Спорт во время беременности (полезные и вредные тренировки).
Занятие 2.
1. Влияние алкоголя, курения, наркотических и токсических веществ на здоровье плода.
2. Влияние неблагоприятных факторов на плод (производственных, инфекционных, лекарственных, радиационных и др.).
3. Рекомендации по режиму труда, в том числе домашней работы и отдыха.
4. Личная гигиена
5. Половая жизнь.
6. Необходимость выполнения медицинского обследования во время беременности.
7. Обучение беременных тестам для оценки развития беременности и состояния плода.
8. Обучение комплексу физических упражнений.
Занятие 1. Продолжительность 1 час, перерыв 5-10 мин.
Цель занятия: дать информацию о беременности и внутриутробного развития плода.
После занятий беременные должны знать: какие изменения происходят в организме беременной женщины. Причину повышенной психоэмоциональной лабильности, изжоги, запоров и пр. Как развивается плод и меры для сохранения его здоровья. Как рационально питаться, значение витаминов, макро- и микроэлементов в профилактике заболеваний внутриутробного плода. Для чего измеряют давление. Сколько можно прибавить в весе за неделю, месяц, беременность.
Должны уметь: рационально питаться. Строить и выполнять режим дня. Измерять артериальное давление. Контролировать диурез.
Вводная часть.
Знакомство и представление. Определение цели обучения. При наличии анкеты, ее заполнение.
Теоретическая часть.
Сведения об изменениях, происходящих в системах организма беременной. Развитие плода по месяцам. Определение артериального давления. Режим дня, дневной сон. Личная гигиена. Рациональное питание. Полезные и "вредные" продукты. Значение белков, жиров и углеводов, витаминов (А, группы В, С, фолиевой кислоты и др.), макро- (кальций, калий, натрий, фосфор, магний и др.) и микроэлементов (железо, медь, цинк, селен, йод и др.).
Учебный материал: таблица, фильм "Чудо жизни" и др., памятки.
Перерыв 5-10 мин.
Проверка полученных беременными знаний:
как измерить артериальное давление.
Что такое рациональное питание (принцип умеренности, сбалансированности, разнообразия, режима).
В каких продуктах содержатся витамины, макро- и микроэлементы.
Демонстрация и выполнение практических навыков.
Демонстрация пирамиды питания для беременной женщины.
Демонстрация видеофильма "Чудо жизни".
Измерение артериального давления.
Составление рациона на день, неделю.
Вопросы, ответы, пожелания.
Занятие на дом: составить режим дня, дневной рацион.
Занятие 2. Продолжительность 1 час. Перерыв 5-10 мин.
Цель занятия: дать информацию о влиянии образа жизни и факторов внешней среды на беременность и здоровье внутриутробного плода, обучение комплексу физических упражнений, контроль за водным режимом, весом.
После занятий беременные будут знать:
что такое здоровый образ жизни. Какое вредное влияние на плод оказывает употребление алкоголя и курение. Какой надо соблюдать режим дня
Профессиональные вредности. Какие и для чего проводят медицинские исследования во время беременности. Комплекс физических упражнений.
Должны уметь: вести здоровый образ жизни. Соблюдать режим дня. Выполнять комплекс физических упражнений. Контролировать вес.
Вводная часть.
Определение базовых знаний о здоровом образе жизни, факторах внешней среды, выяснение мотивации у беременных к продолжению обучения.
Теоретическая часть.
Основные составляющие здорового образа жизни (питание, физическая активность, отказ от вредных привычек, личная гигиена). Факторы внешней среды (воздух, вода, температура, влажность, электромагнитное излучение, радиация и др.). Режим дня. Личная гигиена. Физическая культура.
Технические средства и учебный материал: телевизор, DVD плеер, фильм "Чудо жизни" и др., таблицы, памятки.
Проверка полученных беременными знаний:
факторы здорового образа жизни и их выполнение присутствующими.
Наличие вредных профессиональных и бытовых факторов (вибрация, радиация, загазованность, влажность, запыленность, курение в квартире мужа или родственников, тяжелый труд, работа с компьютером и пр.).
Режим дня. Комплекс утренней гимнастики.
Демонстрация и выполнение практических навыков:
измерение артериального давления.
Выполнение комплекса физических упражнений.
Заключение 1-го цикла занятий в "школе материнства".
Вопросы, ответы, пожелания.
Темы занятий в III триместре беременности
(проводится не менее 4 занятий)
Занятие 1 (при необходимости, можно провести 2 занятия).
1. Календарные сроки наступления родов.
2. Подготовка к поступлению в родильный дом.
3. I, II и III периоды родов, их продолжительность.
4. Приемы обезболивания родов.
5. Естественные роды и кесарево сечение.
6. Партнерские роды.
7. Аутотренинг и точечный самомассаж для укрепления психоэмоционального состояния в родах.
Занятие 2.
1. Совместное пребывание с новорожденным.
2. Грудное вскармливание.
3. Послеродовая гигиена, уход за швами.
4. Питание и соблюдение водного режима.
5. Гимнастика в послеродовом периоде.
6. Послеродовая контрацепция.
Занятие 3.
1. Подготовка и гигиена "уголка" ребенка в семье.
2. Анатомо-физиологические особенности новорожденного.
3. Грудное вскармливание. Техника прикладывания ребенка к груди.
4. Правила ухода за ребенком. Туалет ребенка.
5. Профилактические прививки.
6. Домашняя аптечка.
7. Правила безопасного ухода за малолетними детьми в домашних условиях.
8. Новорожденный и домашние животные.
Занятие 4.
1. Социальные и юридические аспекты материнства. Меры государственной поддержки семей, предоставляемые в Тульской области в связи с рождением и воспитанием детей (проводят сотрудники министерства труда и социальной защиты Тульской области).
2. Особенности психоэмоционального состояния беременной.
3. Роль семьи в психологической и физической поддержке женщины во время беременности, родов и после рождения ребенка.
4. Подготовка старших детей к появлению в доме новорожденного. Как вести себя со старшими детьми, чтобы не вызывать у них ревность и неприятие малыша.
4. Консультирование и оказание социальной помощи женщинам, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, испытывающих физическое и психическое насилие (проводятся совместно со специалистами государственного учреждения социального обслуживания населения Тульской области "Кризисный центр помощи женщинам").
5. Формирование связи "Мать-дитя", принятие роли материнства; способности отождествлять себя с ролью матери в социокультурном пространстве, восстановление и укрепление социального окружения мамы и ребенка; готовности женщины к рождению ребенка, снижению уровня тревожности в ситуации родов (проводятся совместно со специалистами государственного учреждения социального обслуживания населения Тульской области "Кризисный центр помощи женщинам").
6. Порядок регистрации рождения и установления отцовства, усыновления. Выбор имени новорожденному и порядок его присвоения. Рейтинг популярных имен.
7. Возможность получения государственных услуг в электронном виде.
8. О возможности осуществления регистрации рождения в торжественной обстановке. Об опыте проведения торжественных мероприятий, посвященных Дню защите детей, Международному дню матери.
9. О порядке взаимодействия органов ЗАГС с Кризисным центром помощи женщинам (применение медиативных форм при урегулировании семейных конфликтов).
Занятие 1. Продолжительность 1 час, перерыв 5-10 мин
(занятие при возможности и желании участников,
проводится совместно с будущими отцами).
Цель занятия: дать информацию о сроках наступления родов, подготовки к поступлению в родильный дом, предвестниках и периодах родов, партнерских родах, аутотренинге.
После занятий беременные должны знать:
специализацию родильных домов.
Что такое предвестники, схватки и потуги.
Сколько времени продолжаются роды.
Приемы аутотренинга.
Должны владеть:
приемом обезболивания в родах.
Техникой дыхания.
Уметь выбрать позу во время родов, как правильно тужиться.
Вводная часть. Знакомство с группой и определение мотивации присутствующих в обучении.
Теоретическая часть. Специализированные родильные дома Тульской области. Нормальные (физиологические) роды. I, II, III периоды, биомеханизм родов, схватки и потуги Пальцевой самомассаж. Диафрагмальное дыхание. Контроль за мышцами передней брюшной стенки, тазового дна, нижних конечностей, приемы расслабления. Родовые позы. Продолжается отработка и закрепление практических навыков.
Технические средства и учебный материал: таблицы, фантомы, памятки.
Перерыв 5-10 мин.
Проверка полученных беременными знаний:
задать вопросы по пройденному материалу.
Что такое предвестники, схватки и потуги.
Что необходимо делать при отхождении околоплодных вод.
Сколько продолжается I, II и III период родов. Демонстрация и выполнение практических навыков.
Выполнять потуги и диафрагмальное дыхание.
Выполнять самомассаж в области таза и поясничного отдела.
Участие будущего отца в I периоде родов.
Вопросы, ответы, пожелания.
Беременным дается домашнее задание поведения в родах для закрепления полученных навыков.
Занятие 2. Продолжительность 1 час, перерыв 5-10 мин.
Цель занятия: представление информации о совместном пребывании с новорожденным, об инволюции (обратном развитии) матки, гигиене послеродового периода, лактации, водном режиме и питании, уходу за швами, послеродовой гимнастике и контрацепц
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.