Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу от 23 июля 2018 г.
N 10-n-1058/09-ОД-151/01-09/197
Концепция
персонифицированного финансирования системы дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югры
1. Общие положения
1.1. Введение персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, в том числе достижение к 2020 году показателя в 50% детей, охваченных дополнительным образованием с использованием персонифицированного финансирования, предусмотрено паспортом приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. N 11) и направлено на обеспечение доступности дополнительного образования детей, обеспечение к 2020 году охвата не менее 70 - 75% детей в возрасте от 5 до 18 лет, качественными программами дополнительного образования.
Под персонифицированным финансированием понимается механизм финансового обеспечения дополнительного образования, обеспечивающий поддержку мотивации, свободу выбора и построения образовательной траектории участников дополнительного образования путем закрепления за ними определенного объема средств (размер персонифицированного обязательства) и их передачи организации (индивидуальному предпринимателю), реализующей дополнительную общеобразовательную программу, после выбора этой программы потребителем.
1.2. Целью внедрения системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей является предоставление детям формализованного права получать интересующее их (востребованное, качественное и соответствующее ожиданиям детей и семей) дополнительное образование без ограничения возможности выбора организации (индивидуального предпринимателя), реализующей соответствующую образовательную программу.
2. Основные принципы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
В основе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей лежат следующие принципы:
2.1. Равный доступ детей к получению сертификата на обучение по дополнительным общеобразовательным программам.
2.2. Свобода выбора ребенком и его семьей любой дополнительной общеобразовательной программы, реализуемой на территории проживания.
2.3. Право ребенка в любой момент поступить (при открытом наборе на программу) на обучение или сменить дополнительную общеобразовательную программу, по которой он проходит обучение.
2.4. Информационная открытость и простота получения информации о порядке получения сертификатов, перечне исполнителей образовательных услуг и реализуемых ими дополнительных общеобразовательных программах, порядке реализации сертификата и иных параметрах функционирования модели персонифицированного финансирования.
2.5. Равный доступ исполнителей образовательных услуг не зависимо от организационно-правовой формы к системе персонифицированного финансирования, наличие понятного и прозрачного механизма финансового обеспечения реализации ими дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с сертификатами;
2.6. Принцип персональной закрепленности средств за получателем сертификата, в том числе именная принадлежность сертификата и запрета (отсутствия возможности) передачи третьим лицам или монетизации.
2.7. С учетом целей и принципов персонифицированного финансирования выделяются критерии персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (приложение к Концепции персонифицированного финансирования системы дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре).
3. Система персонифицированного финансирования дополнительного образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - система ПФДО)
3.1. Система ПФДО в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре предусматривает:
реализацию механизма персонифицированного финансирования услуг дополнительного образования в качестве альтернативы механизму государственного (муниципального) задания, введение Сертификата дополнительного образования детей;
закрепление гарантий по оплате выбираемых услуг дополнительного образования в системе персонифицированного финансирования за детьми в возрасте от 5 до 18 лет;
обеспечение равного доступа к бюджетным средствам государственных, муниципальных и негосударственных организаций, включенных в систему персонифицированного финансирования услуг дополнительного образования;
реализацию дополнительных общеобразовательных программ, соответствующих социально-экономическому и технологическому автономного округа;
увеличение числа негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих дополнительные общеобразовательные программы;
управление качеством дополнительного образования посредством учета результатов независимой оценки качества и показателей удовлетворенности потребителей при включении государственных, муниципальных и негосударственных организаций в систему персонифицированного финансирования;
увеличение численности детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительными общеобразовательными программами, доли детей, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы технической и естественнонаучной направленностей.
3.2. Система ПФДО - это совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечивающих реализацию персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории всех муниципальных районов и городских округов Ханты-Мансийского автономного округа - Югра.
3.3. Элементами системы ПФДО являются:
нормативные правовые акты федерального, регионального и муниципального уровней, методические рекомендации и иные документы, регламентирующие введение системы ПФДО и развитие системы дополнительного образования;
участники системы ПФДО;
автоматизированная информационная система "Портал персонифицированного финансирования дополнительного образования детей".
3.4. Перечень нормативных правовых актов, методических рекомендаций, программ, соглашений, концепций и иных документов, регламентирующих Систему ПФДО:
1) Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ;
2) Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
3) Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
4) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р;
5) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 N 729-р;
6) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 N 1008 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
7) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2015 N 1040 "Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением";
8) Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 N 413-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на плановый период до 2030 года" (приложение 19);
9) Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.08.2016 N 1224 "Об утверждении правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";
10) Правовые акты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, распорядительные акты органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, устанавливающие общие принципы получения услуг дополнительного образования на основе системы ПФДО, в том числе устанавливающие категории получателей услуг дополнительного образования, их количество, закрепляющие объем финансовых гарантий по оплате получаемых услуг дополнительного образования.
3.5. Участники системы ПФДО
Участниками системы ПФДО являются:
1) Исполнительные органы государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, обеспечивающие установление общих принципов системы ПФДО на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
2) Органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, обеспечивающие единые принципы системы ПФДО на территории муниципальных районов, городских округов.
3) Региональный уполномоченный орган - исполнительный орган государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа, определенный в качестве исполнителя региональной программы персонифицированного финансирования (Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, далее - Депобразования и молодежи Югры).
4) Муниципальный уполномоченный орган - орган местного самоуправления муниципального района, городского округа, определенный в качестве исполнителя муниципальной программы персонифицированного финансирования.
5) Оператор персонифицированного финансирования - участник системы ПФДО, уполномоченный Депобразования и молодежи Югры на осуществление методического, информационного сопровождения системы ПФДО, проведение добровольной сертификации дополнительных общеобразовательных программ, ведение реестров участников системы ПФДО, проведение независимой оценки качества в рамках системы ПФДО, осуществление управления системой ПФДО (региональный оператор).
6) Региональная уполномоченная организация - участник системы ПФДО, уполномоченный Депобразования и молодежи Югры на ведение реестра детей - участников системы ПФДО, осуществление платежей по договорам об обучении, заключенным между детьми - участниками системы ПФДО и поставщиками образовательных услуг, включенными в реестр поставщиков услуг дополнительного образования (плательщик).
7) Муниципальная уполномоченная организация - участник системы ПФДО, уполномоченный органом местного самоуправления муниципального района или городского округа на ведение реестра детей - участников системы ПФДО, осуществление платежей по договорам об обучении, заключенным между родителями (законными представителями) детей - участников системы персонифицированного финансирования и поставщиками образовательных услуг, включенными в реестр поставщиков услуг дополнительного образования (плательщик).
8) Поставщики образовательных услуг - образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, индивидуальные предприниматели, реализующие дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (поставщик).
9) Дети в возрасте от 5 до 18 лет, проживающие на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и являющиеся обучающимися образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, - получатели услуг (обучающиеся).
10) Родители (законные представители) участников системы ПФДО, указанных в подпункте 9.
3.6. Автоматизированная информационная система "Портал персонифицированного финансирования дополнительного образования детей"
Автоматизированная информационная система "Портал персонифицированного финансирования дополнительного образования детей" (далее - АИС "Портал ПФДО") - информационная система, используемая с целью автоматизации процедур выбора детьми - участниками системы ПФДО - поставщиков услуг дополнительного образования, образовательных программ, ведения учета использования сертификатов дополнительного образования, осуществления процедур добровольной сертификации образовательных программ и иных процедур, предусмотренных системой.
АИС "Портал ПФДО" позволяет вести учёт контингента в организациях, предоставляющих услуги дополнительного образования и расчёт финансирования на возмещение затрат организаций.
3.6.1. Роли пользователей в АИС "Портал ПФДО":
Каждый пользователь имеет в АИС "Портал ПФДО" своё назначение в зависимости от роли.
1) Администратор устанавливает глобальные настройки (общие настройки АИС "Портал ПФДО") и является единственным пользователем, обеспечивающим техническое сопровождение АИС "Портал ПФДО".
2) Региональный оператор имеет следующие права пользователя:
- сертификация программ персонифицированного финансирования;
- установка региональных настроек;
- установка/одобрение муниципальных настроек;
- одобрение включения в реестр поставщиков (организаций, предоставляющих услуги дополнительного образования);
- формирование и редактирование реестра плательщиков (организаций, распределяющих средства на получение дополнительного образования: местное управление образованием, СОНКО или благотворительный фонд);
- изменение паролей плательщиков;
- общий контроль над соблюдением правил ПФДО.
Учётная запись регионального оператора создается одна на регион.
3) Плательщик, организация, распределяющая средства на получение дополнительного образования, обладает следующими правами пользователя:
- ведение реестра сертификатов (создание, редактирование, удаление сертификатов);
- заключение соглашений с поставщиками о компенсации расходов;
- ведение реестров предпрофессиональных, значимых и общеразвивающих программ, состоящих на муниципальном задании;
- изменение пароля сертификата.
Учётная запись плательщика создается только из кабинета оператора.
4) Поставщик, организация, предоставляющая услуги дополнительного образования, обладает следующими правами пользователя:
- подача программы на сертификацию региональным оператором;
- подача программы на внесение в муниципальный реестр предпрофессиональных, значимых и общеразвивающих программ;
- инициация заключения, продления или расторжения договора об образовании с обучающими, имеющими сертификат учёта, либо сертификат ПФ.
Учётная запись поставщика может быть создана оператором, либо зарегистрирована извне, самостоятельно, но при этом она должна быть одобрена региональным оператором.
5) Обучающийся, обладатель сертификата (либо родитель (законный представитель) обучающегося), обладает следующими правами пользователя:
- инициация заключения, или расторжения договора об образовании с поставщиком на определенную программу;
- изменение данных сертификата;
- изменение данных своей учётной записи;
- просмотр программ и организаций, доступных для образования; Учётная запись сертификата создается плательщиком.
6) Сертификат дополнительного образования.
Обучающийся (в АИС "Портал ПФДО - Сертификат) может заключить договор на обучение только с поставщиком, который имеет соглашение о возмещении расходов с плательщиком, выдавшим сертификат.
Сертификат - именной документ на электронном (в отдельных случаях бумажном) носителе, удостоверяющий право обладателя сертификата услуг получить в определенном объеме и на определенных условиях услуги по реализации дополнительных общеобразовательных программ и право исполнителя получить из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации средства на финансирование затрат, связанных с оказанием услуги.
Сертификат представляет собой гарантию государства по компенсации расходов или части расходов поставщиков услуг дополнительного образования.
7) Поставщики. Поставщиками являются:
юридические лица, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам для детей на основании соответствующей лицензии;
индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ непосредственно или с привлечением педагогических работников в соответствии с требованиями статьи 32 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Контроль за ведением реестра поставщиков осуществляет региональный оператор.
8) Программы.
Образовательные программы могут быть нескольких видов:
- дополнительные общеразвивающие программы с определенной стоимостью ("Программы ПФ");
- дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и физической культуры и спорта.
Дополнительные общеразвивающие программы должны соответствовать Региональным требованиям к разработке и проектированию дополнительных общеобразовательных программ, утверждаемым приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и физической культуры и спорта должны соответствовать Федеральным государственным требованиям, утверждаемым Министерством образования и науки Российской Федерации (после реорганизации - Министерство просвещения Российской Федерации), Министерством культуры Российской Федерации и Министерством спорта Российской Федерации.
Каждая программа плательщиком должна быть отнесена в реестр программ, реализуемых по муниципальному заданию, либо сертифицирована региональным оператором, только в этом случае поставщик сможет начать набор на программу.
Программа может состоять из отдельных модулей.
Под модулем понимается законченная единица дополнительной общеобразовательной программы, формирующая одну или несколько определенных компетенций, обладающая контролем знаний и умений обучаемых на выходе. Год обучения по дополнительной общеобразовательной программе не является модулем.
Модульная программа - это совокупность и последовательность модулей, направленных на овладение определенными компетенциями, необходимыми для освоения дополнительной общеобразовательной программы.
В каждой программе (модуле) создаются группы обучения, указываются расписание и место проведения занятий.
9) Документооборот
В АИС "Портал ПФДО" при подаче заявки на дополнительную общеобразовательную программу формируются заявления.
При одобрении заявки формируется договор, который хранится в системе в течение трёх лет после окончания действия договора.
Договор можно продлить или расторгнуть заранее по инициативе любой из сторон (сертификат, поставщик).
АИС "Портал ПФДО" позволяет вычислить сумму образования, сгенерировать приложения к счетам по оплате образовательных услуг.
В АИС "Портал ПФДО" возможна загрузка и выгрузка данных в формате электронных таблиц.
10) На стартовой странице АИС "Портал ПФДО":
- предоставлена возможность получить информацию о возможности получения сертификата дополнительного образования в разделе "Узнать, где получить сертификат" и в дальнейшем осуществить выбор программы в личном кабинете
- предоставлена возможность ознакомиться с инструкциями по работе в личных кабинетах
- размещены видеоинструкции и видеоролики по работе в системе и в целом по реализации.
11) Техническое сопровождение АИС "Портал ПФДО" осуществляется администратором.
12) Информационно-консультационное сопровождение АИС "Портал ПФДО" осуществляется региональным оператором.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.