Решение Приморского краевого суда
от 28 мая 2019 г. по делу N 3а-104/19
Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 ноября 2019 г. N 56-АПА19-18 решение Приморского краевого суда от 28 мая 2019 г. по делу N 3а-104/19 оставлено без изменения, апелляционные жалобы Думы города Владивостока, Администрации города Владивостока Приморского края - без удовлетворения
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Ровенко П.А.
при секретаре Горовой Т.А.
с участием представителя Общества с ограниченной ответственностью "Ладыгина" Колодина Евгения Александровича,
представителя Думы города Владивостока Котлярова Максима Олеговича,
представителя Администрации города Владивостока Макаровой Ольги Руслановны,
старшего прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Приморского края Нишоновой Фаризы Алишеровны
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Ладыгина" о признании недействующим пункта 1.5.10 Приложения 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505 "Об установлении величин корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчёте арендной платы за землю в городе Владивостоке"
установил:
30 июля 2015 года Думой города Владивостока принято решение N 505 "Об установлении величин корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчёте арендной платы за землю в городе Владивостоке на 2016 год" (далее - решение Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505), которое 10 августа 2015 года было официально опубликовано в "Вестнике Думы города Владивостока" (N 33).
В Приложении 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505 были определены значения коэффициентов функционального использования и соответствующие им виды функционального использования земельных участков.
28 июля 2016 года Думой города Владивостока принято решение N 656, официально опубликованное 5 августа 2016 года в "Вестнике Думы города Владивостока" (N 42), в соответствии с которым в наименовании, по тексту и в приложениях к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505 исключены слова "на 2016 год".
Решением Думы города Владивостока от 27 июля 2017 года N 803, официально опубликованным 1 августа 2017 года в "Вестнике Думы города Владивостока" (N 53), в Приложение 2 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505 внесены изменения: исключена строка 5.
Общество с ограниченной ответственностью "Ладыгина" (далее - ООО "Ладыгина") обратилось в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании в части решения Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505, указав в обоснование своих требований, что на основании договора аренды от 1 сентября 2004 года N 04-002419-Ю-Д-2246, заключенного между Администрацией города Владивостока и Обществом с ограниченной ответственностью "Амброзия 201" (далее - ООО "Амброзия 201"), соглашения от 17 июля 2006 года о передаче прав и обязанностей по договору аренды, заключенного между ООО "Амброзия 201" и Обществом с ограниченной ответственностью "Восток-Ситистрой" (далее - ООО "Восток-Ситистрой"), а также соглашения от 7 августа 2015 года о передаче прав и обязанностей по договору аренды, заключенного между ООО "Восток-Ситистрой" и ООО "Ладыгина", административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером 25:28:010036:42, площадью 5655 кв. м, местоположение которого установлено примерно в 26 м. по направлению на север от ориентира - жилого дома, находящегося за пределами участка (почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. Ладыгина, 5), предназначенного для строительства и дальнейшей эксплуатации торгово-сервисного центра.
В настоящее время при расчёте арендной платы за пользование указанным выше земельным участком применяется коэффициент функционального использования "9", установленный в пункте 1.5.10 Приложения 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505 для земельных участков, предназначенных для строительства объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания объектов прочей непроизводственной деятельности свыше пяти лет с момента предоставления земельного участка.
До истечения пятилетнего срока применялся коэффициент функционального использования "2,5", установленный в пункте 1.5.9 Приложения 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505.
По мнению административного истца, значение повышающего коэффициента "9", указанного в пункте 1.5.10 Приложения 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505, установлено Думой города Владивостока в нарушение принципа экономической обоснованности определения арендной платы, приведённого в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582), поскольку отсутствуют какие-либо документы, содержащие анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, а также расчёт значений утверждённых коэффициентов.
Согласно статье 40 Регламента Думы города Владивостока, утверждённого решением Думы города Владивостока от 17 декабря 2008 года N 210 (в редакции решения Думы города Владивостока от 23 ноября 2017 года N 18), финансово-экономическое обоснование проекта решения Думы города Владивостока должно учитывать экономические и иные последствия от его реализации, содержать сведения: о вероятных доходах и расходах физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; о социально-экономических последствиях; о вероятных доходах в бюджет.
В то же время, данные требования Регламента Думы города Владивостока при принятии решения Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505 не были соблюдены, надлежащим образом оформленное финансово-экономическое обоснование указанного нормативного правового акта отсутствует.
С учётом изложенного, ООО "Ладыгина" просило суд признать не действующим со дня принятия пункт 1.5.10 Приложения 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505, установивший значение коэффициента функционального использования "9" для земельных участков, имеющих вид функционального использования "для строительства объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания объектов прочей непроизводственной деятельности свыше пяти лет с момента предоставления земельного участка".
Определениями Приморского краевого суда от 19 марта 2019 года и от 7 мая 2019 года к участию в настоящем административном деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация города Владивостока и Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края соответственно.
В судебное заседание представитель Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался судом, в связи с чем, руководствуясь статьёй 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя указанного заинтересованного лица.
Представитель ООО "Ладыгина" Колодин Е.А. в судебном заседании просил суд удовлетворить административные исковые требования по основаниям и доводам, указанным в административном исковом заявлении. Дополнительно представитель административного истца пояснил, что установленный пунктом 1.5.10 Приложения 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505 коэффициент функционального использования "9" является повышающим по отношению к базовому коэффициенту функционального использования для земельных участков, предоставленных для строительства объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания объектов прочей непроизводственной деятельности на период в течение первых пяти лет включительно с момента их предоставления, установленного в пункте 1.5.9 Приложения 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505 в размере "2,5". Более высокий коэффициент применяется в случае, если арендатор не завершил строительство объекта в пятилетний срок. Установление оспариваемого административным истцом коэффициента без наличия необходимого экономического обоснования нарушает принцип, приведённый в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582, приводит к необоснованному увеличению для ООО "Ладыгина" размера арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером 25:28:010036:42. Вопрос о возможном взыскании понесённых по делу судебных расходов будет рассмотрен административным истцом после вступления решения суда в законную силу.
Представитель Думы города Владивостока Котляров М.О. в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении административного искового заявления, указав на то, что решение Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505 утверждено представительным органом муниципального образования с соблюдением компетенции и установленного порядка, данный нормативный правовой акт был опубликован в официальном печатном издании. Имеющееся финансово-экономическое обоснование, подписанное главой города Пушкарёвым И.С., содержащее вывод о том, что установление корректирующих и функциональных коэффициентов не требует дополнительных затрат на его реализацию из бюджета Владивостокского городского округа, составлено надлежащим образом и полностью отражает всю необходимую информацию. Иных финансово-экономических обоснований проекта решения Думы города Владивостока не имеется. Земельный участок с кадастровым номером 25:28:010036:42, предоставленный административному истцу в аренду, предназначен для строительства и дальнейшей эксплуатации торгово-сервисного центра. Для расчёта размера арендной платы в первые пять лет использования земельного участка под строительство объекта недвижимости применялся коэффициент функционального использования "2,5", предусмотренный пунктом 1.5.9 Приложения 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505. Поскольку административный истец до настоящего момента не завершил строительство торгово-сервисного центра, при расчёте арендной платы применяется повышенный коэффициент функционального использования "9", который должен стимулировать арендатора на максимально быстрое строительство объекта недвижимости и введение его в эксплуатацию. Данный коэффициент был изначально установлен постановлением главы Администрации города Владивостока от 10 марта 2006 года N 292 "Об установлении величин коэффициента функционального назначения, применяемого при расчёте арендной платы за землю в городе Владивостоке", а в дальнейшем он также устанавливался решениями Думы города Владивостока от 24 ноября 2009 года N 396, от 19 июня 2013 года N 124, от 17 июня 2014 года N 306, которые действовали с 2010 года по 2014 год, в 2014 году и в 2015 году соответственно.
Представитель Администрации города Владивостока Макарова О.Р. полагала, что оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется, поскольку пункт 1.5.10 Приложения 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505 действующему законодательству не противоречит и не нарушает прав, свобод и законных интересов ООО "Ладыгина". Арендная плата в городе Владивостоке исчисляется из размера кадастровой стоимости земельного участка, следовательно принцип экономической обоснованности коэффициента функционального использования "9" подтверждается результатами проведённой государственной кадастровой оценки земельных участков. Установление данного повышающего коэффициента имеет цель сократить количество объектов незавершённого строительства, расположенных на территории города Владивостока. По мнению представителя заинтересованного лица, финансово-экономическое обоснование проекта решения Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505, подписанное главой города Пушкарёвым И.С., составлено в соответствии с требованиями действующего законодательства и обоснованно отражает то, что принимаемый нормативный правовой акт не требует дополнительных затрат со стороны бюджета Владивостокского городского округа при его реализации.
Выслушав объяснения представителя ООО "Ладыгина" Колодина Е.А., представителя Думы города Владивостока Котлярова М.О., представителя Администрации города Владивостока Макаровой О.Р., а также заключение старшего прокурора отдела прокуратуры Приморского края Нишоновой Ф.А., полагавшей, что имеются основания для признания нормативного правового акта представительного органа муниципального образования не действующим в оспариваемой административным истцом части с момента вступления в силу судебного решения, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых примёнен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
К вопросам местного значения городского округа отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа (пункт 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Исходя из подпункта 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Частью 3 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ установлено, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.
Пункты 2, 4 и 5 Муниципального правового акта от 5 марта 2008 года N 17-МПА "Методика расчёта арендной платы за пользование земельными участками на территории города Владивостока", принятого Думой города Владивостока 28 февраля 2008 года, предусматривали, что коэффициенты функционального использования и корректирующие коэффициенты, применяемые при расчёте арендной платы, устанавливаются Думой города Владивостока по предложению главы города Владивостока. Непосредственно арендная плата рассчитывалась по формуле:
Апл = Ас х Скд, где
"Ас" - ставка арендной платы, а "Скд" - кадастровая стоимость земельного участка. В свою очередь, ставка арендной платы представляла собой произведение значений ставки земельного налога (Сзн), коэффициента функционального использования (Кфи) и корректирующего коэффициента (Ккор).
Аналогичные положения содержат в себе пункты 2.4, 2.5 и 2.6 действующего в настоящее время Муниципального правового акта от 10 августа 2015 года N 208-МПА "Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Владивостокского городского округа, предоставленные в аренду без торгов", принятого Думой города Владивостока 30 июля 2015 года.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решение Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505, официально опубликованное 10 августа 2015 года в печатном издании - "Вестник Думы города Владивостока" (N 33), установило на 2016 год величины коэффициентов функционального использования и корректирующих коэффициентов, применяемых при расчёте арендной платы за землю в городе Владивостоке.
Пунктом 1 решения Думы города Владивостока от 28 июля 2016 года N 656, которое вступило в силу со дня его официального опубликования 5 августа 2016 года в "Вестнике Думы города Владивостока" (N 42), в наименовании, по тексту и в приложениях к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505 исключены слова "на 2016 год".
Позже, из Приложения 2 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505 решением Думы города Владивостока от 27 июля 2017 года N 803, вступившим в силу со дня его официального опубликования 1 августа 2017 года в "Вестнике Думы города Владивостока" (N 53), была исключена строка 5, ранее определявшая размер корректирующего коэффициента "0,05" за пользование земельными участками, предоставленными для строительства объектов физической культуры и спорта на период строительства до четырёх лет.
Из содержания имеющихся в материалах дела выписок из протоколов заседаний Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года, от 28 июля 2016 года и от 27 июля 2017 года следует, что указанные выше решения Думы города Владивостока принимались участвовавшими в соответствующих заседаниях депутатами единогласно и при наличии необходимого кворума.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Думой города Владивостока при принятии решения от 30 июля 2015 года N 505 и при последующем внесении в него изменений были соблюдены: требования действующего законодательства, устанавливающие полномочия данного представительного органа муниципального образования; форма и вид нормативного правового акта; порядок принятия нормативного правового акта; правила введения оспариваемого нормативного правового акта в действие, включая порядок его опубликования и вступления в силу.
Пункт 1.5.10 Приложения 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505 предусматривает, что при расчёте арендной платы за земельные участки, предназначенные для строительства объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания объектов прочей непроизводственной деятельности свыше пяти лет с момента предоставления земельного участка, значение коэффициента функционального использования составляет "9".
По делу также установлено, что 1 сентября 2004 года между Администрацией города Владивостока и ООО "Амброзия 201" был заключен договор аренды N 04-002419-Ю-Д-2246 на срок до 31 августа 2029 года в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:030036:42; площадью 5655 кв. м; категория земель: земли населённых пунктов; разрешённое использование: для строительства и дальнейшей эксплуатации торгово-сервисного центра; местоположение которого установлено примерно в 26 м. по направлению на север от ориентира - жилого дома, находящегося за пределами участка (почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. Ладыгина, 5).
17 июля 2006 года между ООО "Амброзия 201" и ООО "Восток-Ситистрой" заключено соглашение, в соответствии с которым прежний арендатор передал новому арендатору в полном объёме свои права и обязанности по договору аренды земельного участка от 1 сентября 2004 N 04-002419-Ю-Д-2246.
Соглашением от 7 августа 2015 года ООО "Восток-Ситистрой" передало свои права и обязанности по указанному выше договору аренды земельного участка с кадастровым номером 25:28:030036:42 ООО "Ладыгина", о чём в Единый государственный реестр недвижимости 27 августа 2015 года внесена регистрационная запись N 25/001/005/2015-8125/1.
Согласно имеющему в материалах дела расчёту задолженности по договору аренды от 1 сентября 2004 N 04-002419-Ю-Д-2246, составленному 21 января 2019 года Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края, начиная с 8 декабря 2016 года арендная плата ООО "Ладыгина" рассчитывается с применением коэффициента функционального использования "9", установленного пунктом 1.5.10 Приложения 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505.
Обосновывая свои административные исковые требования, административный истец ссылается на то, что представительный орган муниципального образования установил величину соответствующего коэффициента в нарушение принципа экономической обоснованности.
Согласно пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К числу таких принципов, в частности, относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учётом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учётом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 11 мая 2004 года N 209-О и от 28 февраля 2017 года N 424-О, орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.
Ставки арендной платы, а также используемые для её расчёта коэффициенты должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определённому уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Таким образом, при принятии нормативного правового акта, устанавливающего величины корректирующих и функциональных коэффициентов, применяемых при расчёте величины арендной платы, должны производиться оценка местоположения и градостроительной ценности земельных участков, а также анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
В свою очередь, соблюдение принципа экономической обоснованности при установлении перечисленных коэффициентов должно быть доказано путём представления со стороны административного ответчика соответствующих документов.
Приобщённые к материалам дела по ходатайству представителя Думы города Владивостока пояснительная записка и финансово-экономическое обоснование к проекту решения Думы города Владивостока "Об установлении корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчёте арендной платы за землю в городе Владивостоке", подписанные главой города Владивостока Пушкарёвым И.С., определяли лишь цели принятия и структуру данного нормативного правового акта, а также содержали указание на то, что принятие нормативного правового акта не потребует дополнительных затрат на его реализацию из бюджета Владивостокского городского округа.
В то же время, представленные со стороны административного ответчика документы, подготовленные как до принятия оспариваемого решения Думы города Владивостока, так и до принятия проектов решений представительного органа муниципального образования, которыми позже в него были внесены изменения, не содержат доказательств того, что Думой города Владивостока и главой города Владивостока, который внёс проект указанного нормативного правового акта на рассмотрение, производились какой-либо анализ и оценка экономических факторов влияющих на уровень доходности земельных участков, а также расчёты в целях экономического обоснования установленной величины коэффициента функционального использования.
Как уже указывалось выше, в Приложении 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505 фактически введена дифференциация коэффициентов функционального использования в зависимости от срока нахождения земельного участка в аренде. Так, в случае с земельными участками, предназначенными для строительства объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания объектов прочей непроизводственной деятельности, коэффициент функционального использования равный "2,5" применяется в течение первых пяти лет с момента предоставления земельного участка (пункт 1.5.9 Приложения 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505), тогда как свыше указанного срока применяется коэффициент функционального использования равный "9" (пункт 1.5.10 Приложения 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505).
Однако сама по себе длительность срока строительства объекта недвижимости либо периода аренды земельных участков не может служить необходимым экономическим обоснованием для увеличения величины соответствующего коэффициента, поскольку она не отражает изменение доходности земельных участков.
Доводы представителей Думы города Владивостока и Администрации города Владивостока о том, что имеющаяся разница величин коэффициентов функционального использования земельных участков, предназначенных для одной и той же цели, направлена на стимулирование арендатора к уменьшению сроков строительства объектов недвижимости, являются необоснованными.
Пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 года) было предусмотрено, что в случае, если по истечении трёх лет с даты предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства, за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не введён в эксплуатацию построенный на таком земельном участке объект недвижимости, арендная плата за такой земельный участок устанавливается в размере не менее двукратной налоговой ставки земельного налога на соответствующий земельный участок, если иное не установлено земельным законодательством.
Из буквального толкования указанной нормы следует, что законодатель предусматривал повышенную ставку арендной платы за нарушение сроков жилищного строительства, тогда как каких-либо иных повышенных платежей за земельные участки, предоставленные под строительство иных объектов недвижимости, не относящееся к жилищному, в случае превышения сроков строительства федеральное законодательство не содержит.
Таким образом, нарушение сроков строительства объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания объектов прочей непроизводственной деятельности не может рассматриваться как основание для повышения арендной платы за пользование земельным участком, предоставленным под такое строительство (если повышение арендной платы происходит без учёта принципа экономической обоснованности), в противном случае подобное повышение следует рассматривать как санкцию за нарушение сроков строительства, мерой ответственности за несвоевременное освоение земельного участка, что не предусмотрено земельным законодательством.
Ссылки административного ответчика на то, что ранее постановлением главы Администрации города Владивостока и решениями Думы города Владивостока также устанавливался коэффициент функционального использования, аналогичный указанному в оспариваемом пункте 1.5.10 Приложения 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505, в связи с чем составление в 2015 году экономического обоснования проекта нормативного правового акта не требовалось, отклоняются судом, поскольку принятые ранее нормативные правовые акты не действуют и не являются предметом рассмотрения в рамках настоящего спора.
Ввиду таких обстоятельств суд приходит к выводу, что отсутствие необходимого экономического обоснования расчёта коэффициента функционального использования "9", определённого пунктом 1.5.10 Приложения 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505, а также установление этого коэффициента в качестве повышающего для арендатора, который осуществляет строительство объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания объектов прочей непроизводственной деятельности свыше пяти лет с момента предоставления земельного участка, противоречит требованиям действующего земельного законодательства.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и о признании оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
При указанных обстоятельствах пункт 1.5.10 Приложения 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505 подлежит признанию недействующим.
Исходя из разъяснений, приведённых в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50) учитывая, что оспариваемая правовая норма применялась и на её основании были реализованы права граждан и организаций, суд приходит к выводу о необходимости признания её недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.
Принимая решение об удовлетворении административного искового заявления, суд, с учётом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, пункта 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50, считает необходимым опубликовать сообщение о данном решении в официальном печатном издании Думы города Владивостока в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
решил:
административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "Ладыгина" об оспаривании в части нормативного правового акта представительного органа муниципального образования удовлетворить.
Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 1.5.10 Приложения 1 к решению Думы города Владивостока от 30 июля 2015 года N 505 "Об установлении величин корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчёте арендной платы за землю в городе Владивостоке".
Опубликовать сообщение о принятом судом решении в официальном печатном издании Думы города Владивостока в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалобы, апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Приморского краевого суда |
П.А. Ровенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 28 мая 2019 г. по делу N 3а-104/19
Текст решения опубликован не был