Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к муниципальной программе
"Совершенствование муниципального
управления и реализация национальной
политики в городе Барнауле"
Подпрограмма
"Совершенствование взаимодействия органов местного самоуправления с некоммерческим сектором и реализация национальной политики в городе Барнауле"
Паспорт
подпрограммы "Совершенствование взаимодействия органов местного самоуправления с некоммерческим сектором и реализация национальной политики в городе Барнауле" (далее - Подпрограмма)
Соисполнитель Программы (ответственный исполнитель Подпрограммы) |
Комитет общественных связей и безопасности администрации города Барнаула |
Участники Подпрограммы |
Органы местного самоуправления города Барнаула; некоммерческие организации; национально-культурные объединения; Общественная палата города Барнаула; Совет женщин при главе города Барнаула; органы территориального общественного самоуправления |
Цель Подпрограммы |
Привлечение населения к решению вопросов развития города через институты гражданского общества, реализация государственной национальной политики |
Задачи Подпрограммы |
Совершенствование механизмов взаимодействия органов местного самоуправления и некоммерческих организаций; обеспечение условий для эффективной реализации государственной национальной политики в городе Барнауле; комплексное развитие территориального общественного самоуправления в городе Барнауле |
Перечень мероприятий Подпрограммы |
Мероприятия Подпрограммы представлены в приложении 5 к Программе |
Показатели Подпрограммы |
Количество социально значимых проектов, реализованных на территории города некоммерческими организациями; количество мероприятий, направленных на гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений и развитие национальных культур в городе Барнауле; доля населения, принимающая участие в мероприятиях, организованных и проведенных в органах территориального общественного самоуправления |
Сроки и этапы реализации Подпрограммы |
2020-2024 годы |
Объемы финансирования Подпрограммы |
Объем финансирования Подпрограммы за счет всех источников в 2020-2024 годах составляет 169025,5 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 33805,1 тыс. рублей; 2021 год - 33805,1 тыс. рублей; 2022 год - 33805,1 тыс. рублей; 2023 год - 33805,1 тыс. рублей; 2024 год - 33805,1 тыс. рублей, в том числе за счет средств бюджета города Барнаула - 79025,5 тыс. рублей: 2020 год - 15805,1 тыс. рублей; 2021 год - 15805,1 тыс. рублей; 2022 год - 15805,1 тыс. рублей; 2023 год - 15805,1 тыс. рублей; 2024 год - 15805,1 тыс. рублей, в том числе за счет внебюджетных источников - 90000,0 тыс. рублей: 2020 год - 18000,0 тыс. рублей; 2021 год - 18000,0 тыс. рублей; 2022 год - 18000,0 тыс. рублей; 2023 год - 18000,0 тыс. рублей; 2024 год - 18000,0 тыс. рублей. Реализация мероприятий в рамках Подпрограммы в части финансирования из средств бюджета города Барнаула является расходным обязательством городского округа - города Барнаула Алтайского края. Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению в соответствии с решением Барнаульской городской Думы о бюджете города Барнаула на очередной финансовый год и на плановый период |
Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы |
Реализация на территории города 95 социально значимых проектов некоммерческими организациями; увеличение количества мероприятий, организованных и проведенных национально-культурными объединениями, до 204 в год; увеличение до 25% доли населения, принимающего участие в мероприятиях, организованных и проведенных в органах ТОС |
1. Общая характеристика сферы реализации Подпрограммы
Сферой реализации Подпрограммы являются вопросы привлечения населения к решению вопросов развития города через институты гражданского общества, реализация государственной национальной политики.
Взаимодействие органов местного самоуправления с институтами гражданского общества можно охарактеризовать как динамично развивающийся процесс, имеющий определенные тенденции.
За последние 10 лет в городе Барнауле произошли серьезные изменения, вследствие которых сложились благоприятные условия для развития социального партнерства между организациями, действующими в различных секторах экономики, и организациями общественного сектора как равноправных участников этого партнерства.
В городе Барнауле с 2007 по 2013 годы нормативно были закреплены эффективные принципы поддержки органами местного самоуправления становления институтов гражданского общества.
В целях эффективного взаимодействия с некоммерческими организациями, в рамках Концепции развития и взаимодействия органов местного самоуправления общественными и иными некоммерческими организациями до 2010 года, утвержденной постановлением администрации города от 13.09.2007 N 2845, долгосрочной целевой программы "Развитие общественных инициатив в г. Барнауле на 2010-2012 гг.", утвержденной постановлением администрации города от 23.11.2009 N 5214, и позднее в рамках подпрограммы "Содействие развитию гражданского общества в городе Барнауле на 2015-2021 годы" муниципальной программы "Совершенствование муниципального управления и развитие гражданского общества в города Барнауле на 2015-2021 годы", утвержденной постановлением администрации города от 05.08.2014 N 1671, стал применяться конкурсный механизм оказания финансовой поддержки.
Продолжили работу общественные советы и управленческие формирования: Общественная палата города Барнаула, Совет женщин при главе города Барнаула, Градостроительный совет, Координационный совет по ТОС в городе Барнауле.
Общественные формирования занимаются защитой прав человека через проведение общественной экспертизы и общественного контроля, что способствует прозрачности и эффективности работы органов местного самоуправления, выступает катализатором реализации обратной связи между гражданами и органами власти. Это, в свою очередь, способствует возникновению у населения чувства патриотизма и гражданской ответственности, формированию активной жизненной позиции, развитию новых форм самоорганизации и самоуправления.
Некоммерческий сектор вносит вклад не только в удовлетворение потребностей населения, но и в создание благоприятного делового климата, стабильности экономического развития города.
В сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации с 2008 года в городе Барнауле выстроена система взаимодействия с представителями национально-культурных объединений.
Регулирование межнациональных отношений и создание условий для взаимодействия с диаспорами в решении конфликтных ситуаций среди представителей разных народов, минимизации националистских и экстремистских проявлений среди молодежи, а также востребованность в оказании поддержки национально-культурным объединениям в вопросе сохранения истории, культуры, традиций и языка является важнейшим фактором в реализации государственной национальной политики.
На территории города Барнаула на 01.01.2019 осуществляет деятельность 31 национально-культурное объединение в различных организационно-правовых формах - организации, автономии, клубы, представляющие 17 национальностей.
После издания Указа Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года" принято решение Барнаульской городской Думы от 31.08.2018 N 175 "Об утверждении Положения о полномочиях органов местного самоуправления города Барнаула по разработке и осуществлению мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории города Барнаула, реализацию прав коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов". Постановлением администрации города от 14.08.2014 N 1671 "Об утверждении муниципальной программы "Совершенствование муниципального управления и развитие гражданского общества в городе Барнауле на 2015-2021 годы" заложены основы оказания финансовой поддержки в сфере реализации государственной национальной политики.
С 2010 года на содействие сохранению самобытности народов, населяющих город Барнаул и Алтайский край, выделено около 1 млн. 300 тыс. рублей на реализацию 18 проектов и программ.
Среди населения ведется популяризация культуры и традиций различных народов, проживающих на территории города Барнаула.
Прививая чувство толерантности, руководителям организаций рекомендуется принимать участие в мероприятиях других национальностей. Это в большинстве своем находит положительный отклик и становится действенной мерой профилактики экстремизма на ранней стадии.
Ведется последовательная работа по определению форм и методов взаимодействия органов местного самоуправления с национально-культурными объединениями.
Все формы и методы направлены на создание условий для культурной деятельности национально-культурных объединений, сохранение истории, традиций и языков разных народов.
В результате многолетнего взаимодействия, на территории города сохраняется атмосфера мира и согласия, среди населения ведется популяризация культуры и традиций различных народов, проживающих на территории муниципалитета.
За 10 лет регулирования межнациональных отношений и взаимодействия с национально-культурными объединениями удалось:
увеличить количество зарегистрированных национально-культурных объединений с 23 до 31;
создать условия для осуществления деятельности шести центров национальных культур;
увеличить ежегодное количество мероприятий, проводимых национально-культурными объединениями с 30 до 100, и совместных с администрацией города Барнаула с 10 до 70;
предоставить возможность национально-культурным объединениям привлекать бюджетные средства для ведения уставной деятельности путем участия в конкурсах на соискание грантов и субсидий.
С каждым годом совершенствуется механизм выстраивания отношений с органами ТОС и включения их в партнерские отношения с властью по решению вопросов местного значения.
Используя накопленный опыт, органы ТОС применяют различные формы работы с населением и расширяют охват социально значимых сфер жизнедеятельности.
Институт ТОС в городе Барнауле представляет собой 30-летний опыт работы. Система состоит из 71 органа ТОС. Охват границами ТОС составляет около 96% населения.
Современная система органов ТОС построена по инициативе населения и при поддержке органов местного самоуправления.
Структура органов ТОС включает в себя 71 ревизионную комиссию, 565 уличных комитетов и 2147 домовых комитетов. Можно отметить отработанную систему работы органов ТОС со структурными единицами.
Практика показала необходимость института территориального общественного самоуправления, являющегося одним из способов реализации инициатив населения в решении вопросов местного значения.
Председатели Советов ТОС представляют интересы населения через организацию и проведение мероприятий при взаимодействии с администрациями города Барнаула и районов. Вносят предложения при определении объектов благоустройства, берут на себя функции по газификации микрорайонов, грейдированию и отсыпке щебнем дорог, расчистке их от снега в зимний период. Оказывают содействие в проведении инвентаризации адресного хозяйства и переписи населения.
Для решения вопросов развития территорий микрорайонов ежегодно председателями органов ТОС проводится более 2,5 тысяч личных приемов, организовывается около 800 встреч населения с представителями органов местного самоуправления и депутатами различных уровней. Рассматривается более 7 тысяч обращений граждан, из которых около 80% решаются положительно.
Ведется активная работа по оказанию помощи незащищенным слоям населения. При взаимодействии с некоммерческими организациями введена практика предоставления бесплатной юридической консультации для граждан.
С 2015 года на базе органов ТОС формируются звенья Барнаульской городской общественной организации "Народная дружина "Барнаульская". Совместно с сотрудниками правоохранительных органов осуществляется патрулирование улиц, проверка по месту жительства подотчетных граждан, охрана общественного порядка при проведении массовых мероприятий.
На особом контроле в органах ТОС вопросы по благоустройству и санитарной очистке территории. Активисты ТОС ведут эколого-просветительскую работу, организуют жителей для участия в общегородских мероприятиях по санитарной очистке территории и экологических акциях.
Немаловажным вопросом является информирование населения о их деятельности и распространение позитивного опыта работы. С этой целью органам ТОС предоставлена возможность размещать информацию на официальном Интернет-сайте города и в газете "Вечерний Барнаул", а также на других информационных площадках.
Ежегодно в средствах массовой информации размещается более 400 материалов (2018 год - 486, 2017 год - 428, 2016 год - 453, 2015 год - 417) о деятельности органов ТОС. Также актуальная информация размещается на сайтах и в группах, созданных органами ТОС в социальных сетях.
Суммируя опыт работы института ТОС, можно отметить, что он является одним из способов реализации инициатив населения и играет важную роль в решении вопросов местного значения.
В городе Барнауле органами местного самоуправления выстроена система проведения мероприятий в области взаимодействия с некоммерческим сектором и реализации национальной политики. Однако необходимо максимально использовать потенциал институтов гражданского общества, развивать и совершенствовать вышеназванные направления.
Несмотря на позитивные тенденции в области развития некоммерческих организаций и реализации государственной национальной политики основными проблемами являются:
низкий уровень доверия горожан к институтам гражданского общества;
потребительское отношение населения к происходящим в городе событиям и процессам;
недостаточная информированность горожан о деятельности некоммерческих организаций;
недостаточное использование потенциала некоммерческих организаций по взаимодействию с органами местного самоуправления при оказании услуг населению;
непопулярность благотворительной и добровольческой деятельности;
угрозы подрыва межнационального мира и согласия;
отсутствие центров для реализации инициатив населения;
низкий уровень вовлечения молодежи в общественную жизнь микрорайона, города;
недостаточное использование потенциала внебюджетных источников для развития территории и реализации инициатив населения;
низкий уровень "обратной связи" между населением и органами власти.
Развитие гражданского общества является важной составляющей процесса формирования демократических институтов в современной России.
На первый план в данном направлении выходит взаимодействие органов местного самоуправления с общественными советами, органами ТОС, социально-ориентированными некоммерческими организациями в решении вопросов местного значения.
Создание условий для расширения доступа населения к информации о деятельности органов местного самоуправления, поддержка инициатив населения, повышение гражданской активности и ответственности граждан в решении социально-экономических проблем города возможно только при совместном участии власти и общества.
Вопросы общественной безопасности и противодействия экстремизму будут своевременно пресекаться и эффективно решаться при непосредственной заинтересованности представителей диаспор, проживающих на территории города Барнаула.
Реализация государственной политики в сфере развития гражданского общества поспособствует сохранению общественно-политической стабильности, последовательному переходу к более гибкой и мобильной структуре гражданского общества, дальнейшему укреплению и развитию институтов самоорганизации граждан и их включенности в процессы социально-экономического преобразования города.
2. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации Подпрограммы, цель и задачи, описание основных ожидаемых конечных результатов Подпрограммы, сроков и этапов ее реализации
2.1. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации Подпрограммы
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления относится:
участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма;
разработка и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории городского округа, реализацию прав коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов;
оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин;
оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству (волонтерству).
Основными приоритетами государственной политики в сфере взаимодействия с институтами гражданского общества и реализации национальной политики являются:
формирования демократических институтов;
обеспечение развития системы институтов гражданского общества и создание условий для реализации государственной национальной политики;
привлечение населения к взаимодействию с органами местного самоуправления через решение вопросов местного значения;
создание условий для расширения доступа населения к информации о деятельности органов местного самоуправления;
поддержка социально ориентированных НКО, повышение гражданской активности и ответственности населения в решении социально-экономических проблем.
Вышеуказанные приоритеты представлены в следующих документах:
Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях";
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
Федеральный закон от 17.06.1996 N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии";
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федеральный закон от 05.04.2010 N 40-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций";
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления";
Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года";
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 1054-р "О Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации";
закон Алтайского края от 27.12.2007 N 153-ЗС "Об основах взаимодействия органов государственной власти Алтайского края, органов местного самоуправления Алтайского края и общественных объединений, реализующих на территории Алтайского края социально значимые проекты";
решение Барнаульской городской Думы от 03.06.2011 N 550 "Об утверждении Положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Барнауле";
решение Барнаульской городской Думы от 19.12.2013 N 234 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Барнаула до 2025 года";
решение Барнаульской городской Думы от 31.08.2018 N 175 "Об утверждении Положения о полномочиях органов местного самоуправления города Барнаула по разработке и осуществлению мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории города Барнаула, реализацию прав национальных коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов".
2.2. Цель и задачи Подпрограммы
Цель Подпрограммы - привлечение населения к решению вопросов развития города через институты гражданского общества, реализация государственной национальной политики.
Для достижения цели определен ряд задач Подпрограммы:
совершенствование механизмов взаимодействия органов местного самоуправления и некоммерческих организаций;
обеспечение условий для эффективной реализации государственной национальной политики в городе Барнауле;
комплексное развитие территориального общественного самоуправления в городе Барнауле.
2.3. Конечные результаты реализации Подпрограммы
В результате реализации Подпрограммы к 2024 году предполагается:
реализация на территории города 95 социально значимых проектов некоммерческими организациями;
увеличение количества мероприятий, организованных и проведенных национально-культурными объединениями, до 204 в год;
увеличение до 25% доли населения, принимающего участие в мероприятиях, организованных и проведенных в органах ТОС.
Сведения о показателях Подпрограммы представлены в приложении 4 к Программе.
2.4. Сроки и этапы реализации Подпрограммы
Подпрограмма реализуется в течение 2020-2024 годов без деления на этапы.
3. Обобщенная характеристика мероприятий Подпрограммы
В рамках мероприятий Подпрограммы предполагается развитие мер поддержки институтов гражданского общества, органов ТОС, создание условий для оказания консультационной и методической помощи вновь зарегистрированным некоммерческим организациям и инициативным группам граждан.
Реализация мероприятий, применение конкурсных механизмов позволит усовершенствовать систему взаимодействия органов местного самоуправления с институтами гражданского общества, создать условия для вовлечения населения к решению вопросов местного значения.
Мероприятия Подпрограммы направлены на сохранение национального согласия и общественной стабильности в городе Барнауле, развитие и появление новых социально значимых проектов национально-культурных организаций и творческих союзов. Своевременное применение запланированных мер позволит усовершенствовать систему регулирования межнациональных и межконфессиональных отношений.
Достижение цели и решение поставленных задач Подпрограммы обеспечивается путем реализации мероприятий, представленных в приложение 5 к Программе.
4. Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Подпрограммы
Объем финансирования Подпрограммы за счет всех источников в 2020-2024 годах составляет 169025,5 тыс. рублей, в том числе по годам:
2020 год - 33805,1 тыс. рублей;
2021 год - 33805,1 тыс. рублей;
2022 год - 33805,1 тыс. рублей;
2023 год - 33805,1 тыс. рублей;
2024 год - 33805,1 тыс. рублей,
в том числе за счет средств бюджета города Барнаула - 79025,5 тыс. рублей:
2020 год - 15805,1 тыс. рублей;
2021 год - 15805,1 тыс. рублей;
2022 год - 15805,1 тыс. рублей;
2023 год - 15805,1 тыс. рублей;
2024 год - 15805,1 тыс. рублей,
в том числе за счет внебюджетных источников - 90000,0 тыс. рублей:
2020 год - 18000,0 тыс. рублей;
2021 год - 18000,0 тыс. рублей;
2022 год - 18000,0 тыс. рублей;
2023 год - 18000,0 тыс. рублей;
2024 год - 18000,0 тыс. рублей.
Реализация мероприятий в рамках Подпрограммы в части финансирования из средств бюджета города Барнаула является расходным обязательством городского округа - города Барнаула Алтайского края.
Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению в соответствии с решением Барнаульской городской Думы о бюджете города Барнаула на очередной финансовый год и на плановый период.
5. Анализ рисков реализации Подпрограммы и описание мер управления рисками реализации Подпрограммы
При реализации Подпрограммы необходимо учитывать следующие риски:
правовые, связанные с непринятием или несвоевременным принятием необходимых правовых актов, изменением правового регулирования;
финансовые, связанные с возникновением бюджетного дефицита
и недостаточным финансированием мероприятий Подпрограммы;
экономические, связанные с возможным ухудшением положения в экономике, высокой инфляцией, что может вызвать необоснованный рост стоимости товаров, работ, услуг, закупка которых предполагается мероприятиями Подпрограммы, а также риски, связанные с заключением муниципальных контрактов с организациями, которые окажутся неспособными исполнить обязательства по контракту.
Управление рисками должно осуществляться путем реализации следующих мер:
повышение качества планирования реализации Подпрограммы, обеспечение мониторинга ее реализации;
своевременная корректировка перечня мероприятий и показателей Подпрограммы.
6. Методика оценки эффективности Подпрограммы
Оценка эффективности Подпрограммы осуществляется в соответствии с методикой оценки эффективности муниципальных программ, утвержденной Порядком.
7. Механизм реализации Подпрограммы
Соисполнитель Программы - комитет общественных связей и безопасности администрации города Барнаула:
ежеквартально, до 07 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, предоставляет ответственному исполнителю информацию, необходимую для разработки плана реализации мероприятий Программы и плана реализации индикаторов Программы;
осуществляет реализацию мероприятий Подпрограммы, несет ответственность за достижение показателей Подпрограммы и конечных результатов ее реализации, а также за эффективность расходования бюджетных средств, предусмотренных Программой;
несет ответственность за реализацию мероприятий Подпрограммы;
ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, предоставляет ответственному исполнителю информацию, необходимую для проведения оценки эффективности Программы и подготовки ежеквартальных отчетов по Программе в модуле "Муниципальные программы" АИС в соответствии с планом реализации мероприятий Программы и планом реализации индикаторов Программы;
несет ответственность за своевременность и полноту предоставления ответственному исполнителю информации, необходимой для проведения оценки эффективности Программы и подготовки ежеквартальных отчетов по Программе в модуле "Муниципальные программы" АИС;
ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, вносит ежеквартальные отчеты по Подпрограмме в модуль "Муниципальные программы" АИС;
несет ответственность за своевременность и полноту предоставления ежеквартальных отчетов по Подпрограмме в модуле "Муниципальные программы" АИС.
Участники Подпрограммы - органы местного самоуправления, некоммерческие организации, национально-культурные объединения, Общественная палата города Барнаула, Совет женщин при главе города Барнаула, органы ТОС:
осуществляют реализацию мероприятий Подпрограммы в рамках своей компетенции, а также несут ответственность за их исполнение;
предоставляют предложения при разработке плана реализации мероприятий Программы и плана реализации индикаторов Программы в части мероприятий Подпрограммы соисполнителю, ежеквартально, до 05 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
предоставляют информацию, необходимую для проведения оценки эффективности Программы и подготовки ежеквартальных отчетов по Подпрограмме в модуле "Муниципальные программы" АИС в соответствии с планом реализации мероприятий Программы и планом реализации индикаторов Программы в части мероприятий подпрограмм соисполнителю, ежеквартально, до 08 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
несут ответственность за своевременность и полноту предоставления соисполнителю информации, необходимой для проведения оценки эффективности Программы и подготовки ежеквартальных отчетов в модуле "Муниципальные программы" АИС.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.