Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Правительства
Астраханской области
от 19.12.2019 N 534-Пр
2. Характеристики показателей долга Астраханской области
По состоянию на 01.01.2017 долговая нагрузка на бюджет Астраханской области составила 29,5 млрд рублей или 135,4 процента к доходам бюджета Астраханской области без учета безвозмездных поступлений. По состоянию на 01.01,2016 долг Астраханской области составлял 26,1 млрд рублей или 111,4 процента к доходам бюджета Астраханской области без учета безвозмездных поступлений.
Мероприятия, проводимые Правительством Астраханской области, направленные на мобилизацию доходов, оптимизацию расходов и сокращение долговой нагрузки на бюджет Астраханской области, позволили начиная с 2017 года изменить негативную тенденцию по увеличению долга Астраханской области.
По состоянию на 01.01.2018 долг Астраханской области составил 27,8 млрд рублей или 97,4 процента к доходам бюджета Астраханской области без учета безвозмездных поступлений за 2017 год.
Сокращение долга Астраханской области в абсолютном выражении за 2017 год составило 1,74 млрд рублей.
По состоянию на 01.01.2019 долг Астраханской области составил 22,2 млрд рублей или 65,2 процента к доходам бюджета Астраханской области без учета безвозмездных поступлений за 2018 год.
Сокращение долга Астраханской области в абсолютном выражении за 2018 год составило 5,55 млрд рублей.
По итогам 2018 года Астраханская область сократила долг на 20 процентов и заняла 9 место среди субъектов Российской Федерации, осуществивших наибольшее сокращение долга в абсолютном выражении.
В соответствии с дополнительными соглашениями к соглашениям о предоставлении бюджету Астраханской области из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета Астраханской области, заключенными между Министерством финансов Российской Федерации и Астраханской областью 25.12.2017 (далее - соглашения о реструктуризации) и утвержденными Законом Астраханской области от 21.02.2018 N 9/2018-ОЗ "Об утверждении заключения дополнительных соглашений", Астраханской области надлежит обеспечить параметры долга Астраханской области в соответствии с условиями соглашений о реструктуризации, приведенные в таблице 1.
Таблица 1
Параметры
долга Астраханской области в соответствии с условиями соглашений о реструктуризации
Наименование показателя |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
Соотношение общего объема долга Астраханской области к собственным доходам, в % |
98,0 |
94,0 |
86,0 |
74,0 |
64,0 |
55,0 |
45,0 |
Соотношение объема долга Астраханской области по кредитам кредитных организаций к собственным доходам, в % |
46,0 |
46,0 |
46,0 |
45,0 |
46,0 |
45,0 |
45,0 |
Объем дефицита бюджета Астраханской области, в % |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
Кроме того, в соответствии с пунктом 11 Правил проведения в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 N 1531 (далее - Правила), Астраханская область приняла на себя обязательства ежегодно, в течение 14 рабочих дней после утверждения закона о бюджете Астраханской области, представлять в Министерство финансов Российской Федерации выписку из Закона Астраханской области "О бюджете Астраханской области на очередной финансовый год и плановый период" с указанием суммы средств, направляемых на погашение реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам и (или) уплату процентов за рассрочку, а также обеспечить ежегодное снижение на 1 января 2021 года, на 1 января 2022 года, на 1 января 2023 года, на 1 января 2024 года и на 1 января 2025 года не менее чем на 2 процента показателя доли государственного долга субъекта Российской Федерации от объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2020-2024 годы соответственно.
Структура долга Астраханской области и расходы на обслуживание долга Астраханской области в 2017-2018 годах и на среднесрочную перспективу до 2021 года представлены в таблице 2.
Таблица 2
Структура
долга Астраханской области и расходы на обслуживание долга Астраханской области в 2017-2018 годах и на среднесрочную перспективу до 2021 года
млн рублей | |||||
Вид долгового обязательства |
Период |
||||
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
|
Кредиты кредитных организаций |
12 539,5 |
7 748,0 |
3 796,5 |
3 796,5 |
3 796,5 |
Бюджетные кредиты из |
15 217,4 |
14 456,6 |
13 695,7 |
12 173,9 |
9 130,5 |
федерального бюджета |
|
|
|
|
|
Итого: |
27 756,9 |
22 204,6 |
17 492,2 |
15 970,4 |
12 927,0 |
Соотношение общего объема долга к собственным доходам, в % |
97,4 |
65,2 |
47,0 |
41,4 |
31,5 |
Соотношение кредитов кредитных организаций к собственным доходам, в % |
44,0 |
22,8 |
10,2 |
9,8 |
9,2 |
Отношение расходов на обслуживание долга к расходам бюджета Астраханской области, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
5,7% |
1,9% |
0,6% |
0,7% |
0,7% |
Рост объема долга Астраханской области до 2017 года был обусловлен необходимостью исполнения расходных обязательств Астраханской области в условиях резкого снижения налоговых поступлений в бюджет Астраханской области. В связи с этим при неизменном объеме долга Астраханской области в условиях сокращения налоговых и неналоговых доходов относительная величина долга Астраханской области увеличивалась.
Состояние бюджета Астраханской области и необходимость сокращения долговой нагрузки Астраханской области осложняются изменениями налогового законодательства Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 30.09.2013 N 268-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер налогового и таможенно-тарифного стимулирования деятельности по добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации" (далее - Закон от 30.09.2013 N 268-ФЗ) утвержден новый порядок налогообложения морских месторождений углеводородного сырья, дата начала промышленной добычи углеводородного сырья на которых приходится на период с 01.01.2016. Налог на прибыль при освоении данных месторождений в полном объеме поступает в бюджет Российской Федерации.
Кроме того, Законом от 30.09.2013 N 268-ФЗ в Налоговый кодекс Российской Федерации были внесены изменения, устанавливающие с 01.01.2014 льготу по налогу на имущество организаций недропользователям морских месторождений углеводородного сырья, в результате чего бюджет Астраханской области недополучил за период 2014-2016 годов порядка 5000,0 млн рублей.
В связи с проведением в соответствии с Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" налогового манёвра в нефтегазовом секторе произошел рост налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, в результате чего снизилась налоговая база по налогу на прибыль организаций нефте- и газодобывающих компаний.
Для компенсации выпадающих доходов Астраханская область вынуждена была осуществлять заимствования, которые повлекли увеличение долга Астраханской области.
Расходы на обслуживание долга Астраханской области по итогам 2017 года составили 1791 млн рублей или 6,6 процента к расходам бюджета Астраханской области, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Расходы на обслуживание долга Астраханской области по итогам 2018 года составили 725,9 млн рублей или 1,9 процента к расходам бюджета Астраханской области, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Снижение расходов на обслуживание долга Астраханской области в 2017-2018 годах обусловлено исполнением бюджета Астраханской области со значительным профицитом, что позволило направить средства на погашение кредитов кредитных организаций (за 2017-2018 гг. кредиты кредитных организаций сокращены с 14 000 до 7 748 млн рублей или на 7152 млн рублей).
В целях сокращения расходов на обслуживание долга Астраханской области проводится работа с банками-кредиторами путем направления обращений с предложением о снижении процентных ставок по действующим кредитным договорам.
По итогам 2017 года средневзвешенная ставка снижена с 11,76 процента годовых (с начала года) до 8,99 процента годовых на 01.01.2018. По итогам 2018 года средневзвешенная ставка снижена с 8,99 процента годовых (с начала года) до 8,22 процента годовых на 01.01.2019.
Таким образом, средневзвешенная процентная ставка по кредитам кредитных организаций по итогам 2018 года составляла менее значения - ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации (далее - Банк России), увеличенной на 1 процент.
По итогам 9 месяцев 2019 года Астраханской областью с целью экономии расходов на обслуживание долга Астраханской области произведено погашение всех кредитов кредитных организаций.
Указанные мероприятия по сокращению стоимости кредитных ресурсов проводятся с целью реализации пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации по вопросам управления государственным долгом субъектов Российской Федерации от 07.10.2017 N Пр-2048, а также пункта 11 Правил.
На момент погашения кредитов кредитных организаций средневзвешенная процентная ставка по кредитам кредитных организаций составляла 8,22 процента годовых.
Погашение кредитов кредитных организаций осуществлялось за счет временно свободного остатка средств на счетах бюджета Астраханской области.
Средства, направленные на погашение долга Астраханской области, учтены в законе Астраханской области о бюджете Астраханской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов в составе расходной части бюджета.
Таким образом, для осуществления утвержденных расходов бюджета в декабре 2019 года Астраханская область будет вынуждена привлечь на пополнение остатков средств бюджета Астраханской области кредиты кредитных организаций в объеме 3 796,5 млн рублей.
Исходя из прогноза процентной ставки по действующим и вновь привлекаемым кредитам кредитных организаций, а также объема долга Астраханской области расходы на обслуживание долга Астраханской области по итогам 2019 года составят менее 400 млн рублей или 0,6 процента к расходам бюджета Астраханской области, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Фактический объем долга в 2018 году и прогноз объема долга Астраханской области на 2019-2021 годы, а также удельный вес долговых обязательств в разрезе сроков действия долговых обязательств представлен в таблице 3.
Таблица 3
Фактический объем
долга Астраханской области за 2018 год и прогноз объема долга Астраханской области на 2019-2021 годы, а также удельный вес долговых обязательств в разрезе сроков действия долговых обязательств
млн рублей | ||||||||
Срок |
2018 год |
Прогноз 2019 |
Прогноз 2020 |
Прогноз 2021 |
||||
Объем долга |
Удельный вес (%) |
Объем долга |
Удельный вес (%) |
Объем долга |
Удельный вес (%) |
Объем долга |
Удельный вес (%) |
|
1 год |
500,0 |
2,3% |
2 296,5 |
13,1% |
2 296,5 |
14,4% |
0,0 |
0,0% |
2 года |
43,0 |
0,2% |
1 500,0 |
8,6% |
1 500,0 |
9,4% |
2 200,0 |
17,0% |
3 года |
3 605,0 |
16,2% |
0,0 |
0,0% |
0,0 |
0,0% |
1 596,5 |
12,4% |
4 года |
2 200,0 |
9,9% |
0,0 |
0,0% |
0,0 |
0,0% |
0,0 |
0,0% |
5 лет |
1 400,0 |
6,3% |
0,0 |
0,0% |
0,0 |
0,0% |
0,0 |
0,0% |
свыше 5 лет |
14 456,6 |
65,1% |
13 695,7 |
78,3% |
12 173,9 |
76,2% |
9 130,5 |
70,6% |
Итого: |
22 204,6 |
100,0 |
17 492,2 |
100,0 |
15 970,4 |
100,0 |
12 926,9 |
100,0 |
По состоянию на 01.01.2019 в структуре долга Астраханской области доля бюджетных кредитов в общем объеме долга Астраханской области составила 65,1 процента, на аналогичную дату 2018 года - 54,8 процента.
Прогнозируется, что по итогам исполнения бюджета Астраханской области за 2019 год объем долга Астраханской области по состоянию на 01.01.2020 составит 17 492,2 млн рублей или 47,0 процента к доходам бюджета Астраханской области без учета безвозмездных поступлений за 2019 год.
В структуре долга Астраханской области доля бюджетных кредитов в общем объеме долга Астраханской области по итогам 2019 года составит 78,3 процента.
Исходя из параметров соглашений о реструктуризации Астраханская область обязана ежегодно погашать реструктуризированную задолженность, в том числе: в 2018 и 2019 годах по 760,9 млн рублей или по 5 процентов от суммы основного долга, сложившегося на 01.01.2018, в 2020 году - 1521,7 млн рублей или 10 процентов от суммы основного долга, сложившегося на 01.01.2018, в 2021-2024 годах по 3043,5 млн рублей или по 20 процентов от суммы основного долга, сложившегося на 01.01.2018.
В целях сохранения устойчивости бюджетной системы Астраханской области и обеспечения сбалансированности бюджета Астраханской области, сокращения долговой нагрузки на бюджет Астраханской области на территории Астраханской области реализуется план мероприятий по оздоровлению государственных финансов Астраханской области на 2018-2021 годы, утвержденный распоряжением Правительства Астраханской области от 20.04.2018 N 199-Пр (далее - план).
Реализация плана позволит оздоровить государственные финансы Астраханской области, повысить качество управления государственными и муниципальными финансами, эффективность и результативность бюджетных расходов.
По итогам реализации плана в 2017 году бюджетный эффект от мобилизации доходов и оптимизации расходов бюджета Астраханской области составил 304,7 млн рублей, в 2018 году - 2563,7 млн рублей. Ожидаемый бюджетный эффект от реализации плана: в 2019 году - 754,5 млн. рублей в 2020 году - 678,0 млн рублей, в 2021 году - 750,2 млн рублей.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Астраханской области от 19 декабря 2019 г. N 534-Пр "О внесении изменения в распоряжение Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.