Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Министерства
просвещения
Российской Федерации
от 17 декабря 2019 г. N Р-138
Методические рекомендации по созданию центров цифрового образования детей "IT-куб" в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование"
1. Общие положения
Настоящие методические рекомендации по созданию центров цифрового образования детей "IT-куб" в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" (далее соответственно - методические рекомендации, Центры, федеральный проект), разработаны в целях обеспечения исполнения федерального проекта, в том числе в целях установления требований к результатам использования субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта по созданию Центров.
Методические рекомендации направлены на обеспечение единых организационных и методических условий создания и функционирования Центров в субъектах Российской Федерации, в том числе в рамках софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта по созданию Центров.
Требования, приведённые в настоящих методических рекомендациях, являются минимальными. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местные органы самоуправления) при реализации мероприятий по созданию и функционированию Центров вправе обеспечивать требования, превышающие установленные настоящими методическими рекомендациями.
Целью создания Центров является создание среды, обеспечивающей ускоренное освоение обучающимися актуальных и востребованных знаний, навыков и компетенций в сфере информационных и коммуникационных технологий, в том числе за счёт создания образовательной инфраструктуры.
Организационно-техническое, методическое и информационное сопровождение создания в субъектах Российской Федерации Центров осуществляет федеральное государственное автономное учреждение "Фонд новых форм развития образования", являющееся частью ведомственного проектного офиса национального проекта "Образование" (далее - Федеральный оператор).
2. Порядок создания Центра
Высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации рекомендуется издать распорядительный акт, утверждающий:
- регионального координатора, под которым понимается уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или региональный ведомственный проектный офис, обеспечивающий создание и функционирование Центров, включая финансирование услуг дополнительных общеобразовательных программ, а также осуществление общей межведомственной координации деятельности Центров на территории субъекта Российской Федерации;
- комплекс мер (дорожную карту) по созданию и функционированию Центра (далее - комплекс мер) согласно Приложению N 1 к настоящим методическим рекомендациям;
- концепцию создания и функционирования Центра (далее - концепция).
Комплексом мер признаётся план мероприятий на очередной год и двухлетний плановый период, предусматривающий мероприятия по созданию и функционированию Центра, включающий в том числе:
- мероприятия, направленные на создание и открытие Центра;
- мероприятия, направленные на обеспечение функционирования Центра;
- мероприятия по ежегодному непрерывному повышению профессионального мастерства преподавательского состава и руководителей Центра;
- мероприятия, направленные на лицензирование образовательной деятельности Центра.
В концепции отражаются основные характеристики Центра, в том числе:
- организационно-правовая модель Центра. Допускается создание Центра как отдельного юридического лица (в том числе в форме государственного (муниципального) учреждения или иной некоммерческой организации), или создание обособленного структурного подразделения в составе существующей организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам;
- предполагаемое месторасположение Центра (адрес, площадь помещений (не менее 600 кв. м), транспортная доступность для населения), проект зонирования;
- определение не менее шести направлений реализации образовательных программ Центра;
- перечень показателей создания и функционирования Центра в соответствии с Приложением N 2 к настоящим методическим рекомендациям,
в том числе:
- охват занятиями по дополнительным общеобразовательным программам, реализуемым Центром, не менее 400 обучающихся в год за счёт средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации;
- вовлечение не менее 1500 детей в мероприятия и олимпиады, проводимые Центром;
- перечень партнёров Центра (в том числе партнёров в части интеллектуальной деятельности, лидеров технологических индустриальных процессов и иных);
- расчёт затрат консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на реализацию комплекса мер на текущий год и плановый период (с разбивкой по годам);
- иные параметры в соответствии с положениями настоящих методических рекомендаций.
При достижении минимальных показателей создания и функционирования Центра, приведённых в Приложении N 2 к настоящим методическим рекомендациям, организация имеет возможность осуществлять дополнительный приём обучающихся, в том числе за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников.
3. Организация образовательного процесса Центра
Обязательными направлениями образовательных программ ("кубами") являются:
- "Программирование на Python";
- "Мобильная разработка";
- "Разработка VR/AR-приложений".
Вариативными (определяемыми по выбору) направлениями образовательных программ ("кубами") являются:
- "Системное администрирование";
- "Программирование на Java";
- "Кибергигиена и работа с большими данными";
- "Основы алгоритмики и логики";
- "Программирование роботов".
Перечень вариативных направлений образовательных программ может дополняться Федеральным оператором.
Региональный координатор определяет перечень образовательных программ Центра из трёх обязательных программ и не менее трёх вариативных программ.
Региональный координатор и (или) Центр вправе инициировать новое направление образовательных программ с учётом специфики субъекта Российской Федерации. При этом реализация образовательной программы в рамках такого направления возможна после разработки и согласования образовательной программы с Федеральным оператором, но не позже чем за три месяца до начала образовательного процесса в Центре.
Центром обеспечивается утверждение образовательных программ в соответствии с выбранными направлениями на основе предоставляемых Федеральным оператором методических материалов ("тулкитов") по каждому направлению.
При наборе обучающихся в группы необходимо учитывать возрастные требования к реализуемым образовательным программам Центра, указываемые в методических материалах ("тулкитах").
Основной формой работы в Центре является индивидуальная деятельность. Групповая деятельность возможна в малых группах в зависимости от реализуемых образовательных проектов.
Минимальная длительность образовательной программы, реализуемой в Центре, определяется методическими материалами ("тулкитами"), но составляет не менее 72-х академических часов.
Методическая поддержка реализации образовательных программ в Центрах осуществляется Федеральным оператором, в том числе на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - айтикуб.рф.
4. Требования к имущественному комплексу Центра
Имущественный комплекс Центра может находиться в государственной, муниципальной или частной собственности.
Центр должен располагаться на площади не менее 600 кв. м из расчёта:
- площади помещений для реализации каждого образовательного направления - не менее 40 кв. м;
- площади иных функциональных зон (в том числе лекторий и/или зоны групповой работы, шахматная зона, входная группа ("ресепшн"), преподавательская), технических помещений (серверная) - не менее 200 кв. м;
- иные помещения, в том числе нефункциональные зоны общего пользования - не менее 160 кв. м.
Помещения Центра должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей", утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41, для организаций, в которых реализуются дополнительные общеобразовательные программы; Своду правил СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"; Своду правил СП 138.13330.2012 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования" и иным действующим нормативным правовым актам, определяющим требования к организации дополнительного образования детей, в том числе в части формирования специальных условий для получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами.
Зонирование и дизайн-проектирование помещений в Центре осуществляется в соответствии со спецификой образовательных направлений, а также с учётом руководства по брендированию Центров, утверждаемого Федеральным оператором.
Дизайн-проект Центра подлежит согласованию с Федеральным оператором.
Обязательным является размещение логотипа Центра на фасаде здания, в зоне входной группы ("ресепшн"), в помещениях, где осуществляется образовательная деятельность, и иных функциональных зонах.
Рекомендуется осуществлять зонирование помещений согласно современным и актуальным стандартам зонирования офисных и общественных пространств (открытые пространства, энергосберегающие технологии, использование возможностей для написания на стенах и другие).
5. Требования к комплектованию набора средств обучения и воспитания для оснащения Центра
Минимально необходимые функциональные и технические требования и минимальное количество средств обучения и воспитания для создания и функционирования Центра (далее - инфраструктурный лист) определяются региональным координатором на основе примерного перечня средств обучения и воспитания для создания и функционирования Центра, приведённого в Приложении N 4 к настоящим методическим рекомендациям, а также примерного типового инфраструктурного листа, определяемого федеральным оператором. Количество оборудования должно производиться из расчета 12 учеников и 1 преподаватель для каждого направления образовательных программ.
Региональный координатор обеспечивает согласование инфраструктурного листа с Федеральным оператором в соответствии с регламентом, определяемым Федеральным оператором.
При проведении закупок средств обучения и воспитания из инфраструктурного листа для оснащения Центра рекомендуется отдавать предпочтение оборудованию отечественных производителей при эквивалентных технологических характеристиках.
При осуществлении государственных и муниципальных закупок необходимо руководствоваться актуальными нормами законодательства Российской Федерации,
в том числе:
- о предоставлении приоритета товарам российского происхождения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами";
- об ограничениях на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
- о применении национального режима при осуществлении закупок, установленными Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- об учёте требований антимонопольного законодательства в части обеспечения повышения эффективности, исключения ограничения круга поставщиков и поставляемого оборудования, повышения результативности осуществления закупок, обеспечения прозрачности, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, в том числе планирование начальных (максимальных) цен исходя из рыночных цен товаров в соответствующем субъекте Российской Федерации.
6. Требования к кадровому составу Центра
Примерный перечень категорий и должностей для формирования штатного расписания Центра, необходимого для реализации целей и задач, приведён в Приложении N 3 к настоящим методическим рекомендациям*.
Педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых Центром) и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам**.
Центры вправе привлекать к реализации дополнительных общеобразовательных программ лиц, получающих высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки", в случае рекомендации аттестационной комиссии и соблюдения требований, предусмотренных квалификационными справочниками***.
Должности, введённые в штатное расписание, как по категориям должностей, так и по количеству штатных единиц должны обеспечивать реализацию целей и задач Центра.
Расчёт штата педагогического персонала производится в соответствии с количеством образовательных программ Центра и количеством групп обучающихся по каждому направлению.
Штат административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала должен составлять не более 30% от штата педагогического персонала образовательной организации. Кроме того, выполнение отдельных функций и разовых работ может осуществляться юридическими и физическими лицами, привлекаемыми по договорам в соответствии с действующим законодательством.
Федеральный оператор ежегодно обеспечивает проведение программ повышения квалификации в формате образовательных сессий для работников Центров, участие в которых является обязательным.
7. Требования к финансовому обеспечению Центра
Финансовое обеспечение функционирования Центра включает затраты в соответствии с Общими требованиями к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых, дополнительного профессионального образования для лиц, имеющих или получающих среднее профессиональное образование, профессионального обучения, применяемых при расчёте объёма субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением, утверждёнными приказом Минпросвещения России от 20 ноября 2018 г. N 235, и включает в том числе:
- оплату труда работников Центра с учётом обеспечения уровня средней заработной платы не ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие образовательные организации;
- расходы на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, аренду помещения (в случае аренды), коммунальные расходы;
- приобретение основных средств и материальных запасов, в том числе расходных материалов, для обеспечения реализации образовательных программ в объеме, необходимом для непрерывной реализации образовательного процесса;
- командировочные расходы, в том числе расходы на направление на дополнительное профессиональное образование сотрудников, участие обучающихся и их наставников в олимпиадах и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсах, мероприятиях.
При формировании бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) на очередной год и плановый период необходимо предусматривать бюджетные ассигнования в объёме, необходимом для финансового обеспечения функционирования всех Центров на территории субъекта Российской Федерации (в том числе созданных и функционирующих ранее), в том числе с учётом соответствующей индексации.
______________________________
* Наименование должностей может быть изменено согласно номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678.
** Пункт 15 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённого приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196.
Пункт 3.1 профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых", утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 298н.
*** Пункт 9 раздела 1 Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.