Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Правительства
Тюменской области
от 24 декабря 2019 г. N 530-п
Положение
о порядке формирования и утверждения списков, выдачи свидетельств и предоставления социальных выплат гражданам, проживающим на сельских территориях, - участникам мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках государственной программы "Комплексное развитие сельских территорий"
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок формирования и утверждения списков, выдачи свидетельств и предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, в том числе путем участия в долевом строительстве, гражданам, проживающим и работающим на сельских территориях либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства на сельские территории и работать там.
1.2. Уполномоченным органом по реализации порядка формирования и утверждения списков, выдачи свидетельств и предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, в том числе путем участия в долевом строительстве, гражданам, проживающим и работающим на сельских территориях либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства на сельские территории и работать там, является Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области (далее - уполномоченный орган).
Информация об уполномоченном органе размещается на Официальном портале органов государственной власти Тюменской области https://admtyumen.ru.
1.3. Социальные выплаты гражданам, проживающим на сельских территориях, предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета Тюменской области и (или) местных бюджетов.
1.4. Социальные выплаты не предоставляются гражданам, а также членам их семей, ранее реализовавшим право на улучшение жилищных условий на сельских территориях с использованием средств социальных выплат или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджета Тюменской области и (или) местных бюджетов, предоставленных на улучшение жилищных условий.
Социальные выплаты на улучшение жилищных условий на сельских территориях не предоставляются гражданам, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.5. В настоящем Положении:
а) под гражданином понимается физическое лицо, являющееся гражданином Российской Федерации. К членам семьи гражданина в целях настоящего Положения относятся постоянно проживающие (зарегистрированные по месту жительства) совместно с ним его супруга (супруг), а также дети, в том числе усыновленные, и родители. Другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи гражданина, если они вселены им в жилое помещение по месту его жительства. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи этого гражданина в судебном порядке;
б) под агропромышленным комплексом понимается деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей, признанных таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, а также деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 3 указанного Федерального закона, при условии, что доля дохода от реализации этой продукции в доходе указанных организаций и индивидуальных предпринимателей составляет не менее 70 процентов за календарный год;
в) под социальной сферой понимаются организации независимо от их организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги на сельских территориях в области здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта;
г) под сельскими территориями понимаются сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, сельские населенные пункты, рабочие поселки, входящие в состав городских округов (за исключением города Тюмени). Перечень таких сельских населенных пунктов и рабочих поселков, входящих в состав городских округов, на территории Тюменской области установлен в приложении N 1 к настоящему Положению.
Понятия, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, установленных в приложении N 3 к Государственной программе.
1.6. Право на получение социальных выплат имеют:
а) гражданин, постоянно проживающий на сельских территориях (подтверждается регистрацией в установленном порядке по месту жительства) и при этом:
осуществляющий деятельность по трудовому договору или индивидуальную предпринимательскую деятельность в сфере агропромышленного комплекса, или социальной сфере, или в организациях, осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных (основное место работы), на сельских территориях (непрерывно в организациях одной сферы деятельности в течение не менее одного года на дату включения в сводные списки участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, - получателей социальных выплат, формируемые в соответствии с пунктом 2.25 настоящего Положения) (далее соответственно - участники мероприятий, сводный список). Форма сводного списка утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
имеющий собственные и (или) заемные средства в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 1.14 настоящего Положения, а также средства, необходимые для строительства (приобретения) жилья сверх установленного размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности. В качестве собственных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий";
признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях настоящего Положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления, по месту их постоянного жительства (регистрация по месту жительства) на основании статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий;
б) гражданин, изъявивший желание постоянно проживать на сельских территориях и при этом:
осуществляющий деятельность по трудовому договору или индивидуальную предпринимательскую деятельность в сфере агропромышленного комплекса, или социальной сфере, или в организациях, осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных (основное место работы) на сельских территориях;
переехавший на сельские территории в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в которых гражданин работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в сфере агропромышленного комплекса, или социальной сфере, или в организациях, осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных (основное место работы), из другого муниципального района или городского округа (за исключением городского округа, на территории которого находится административный центр соответствующего муниципального района);
имеющий собственные и (или) заемные средства в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 1.14 настоящего Положения, а также средства, необходимые для строительства (приобретения) жилья сверх установленного размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности. В качестве собственных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий";
проживающий на сельских территориях в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в который гражданин изъявил желание переехать на постоянное место жительства, на условиях найма, аренды, безвозмездного пользования либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
зарегистрированный по месту пребывания в соответствии с законодательством Российской Федерации на сельских территориях в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в который гражданин изъявил желание переехать на постоянное место жительства;
не имеющий в собственности жилого помещения (жилого дома) на сельских территориях в границах муниципального района (городского округа), в который гражданин изъявил желание переехать на постоянное место жительства.
1.7. Условием использования гражданином социальной выплаты является осуществление гражданином не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты трудовой или предпринимательской деятельности на сельской территории, в которой было построено (приобретено) жилье за счет средств социальной выплаты.
В случае несоблюдения гражданином данного условия уполномоченный орган истребует в судебном порядке от получателя социальной выплаты средства в размере предоставленной социальной выплаты.
1.8. Гражданин, которому предоставляется социальная выплата, может ее использовать:
а) на строительство жилого дома (создание объекта индивидуального жилищного строительства), реконструкцию путем пристраивания жилого помещения к имеющемуся жилому дому (социальная выплата на реконструкцию может быть использована гражданином, указанном в подпункте "а" пункта 1.6 настоящего Положения) на сельских территориях, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома;
б) на участие в долевом строительстве жилых домов (квартир) на сельских территориях;
в) на приобретение жилого помещения (жилого дома) на сельских территориях. Социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер), а также на приобретение жилого помещения (жилого дома), в котором гражданин постоянно проживает (зарегистрирован по месту пребывания (месту жительства);
1.9. Жилое помещение (жилой дом), на строительство (приобретение) которого предоставляется социальная выплата, должно быть:
а) пригодным для постоянного проживания;
б) обеспечено централизованными или автономными инженерными системами (электроосвещение, водоснабжение, водоотведение, отопление, а в газифицированных районах также и газоснабжение);
в) не меньше размера, равного учетной норме площади жилого помещения в расчете на 1 члена семьи, установленной органом местного самоуправления.
В случае пристраивания жилого помещения к имеющемуся жилому дому общая площадь жилого дома с учетом пристраиваемого жилого помещения не должна быть меньше размера, равного учетной норме площади жилого помещения в расчете на одного члена семьи, установленной органом местного самоуправления.
1.10. Соответствие жилого помещения указанным в пункте 1.9 настоящего Положения требованиям устанавливается комиссией, созданной органом местного самоуправления, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом".
1.11. В случае привлечения гражданином для строительства (приобретения) жилья в качестве источника софинансирования жилищного кредита, в том числе ипотечного, полученного в кредитной организации, и (или) займа, привлеченного у юридического лица, социальная выплата может быть направлена на уплату первоначального взноса, на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту (займу) при условии признания гражданина на дату заключения соответствующего кредитного договора (договора займа) имеющим право на получение социальной выплаты в соответствии с пунктом 1.6 настоящего Положения и включения его в список граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, формируемый органом местного самоуправления.
Использование социальной выплаты на уплату иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным кредитам (займам) не допускается.
В случае использования социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредиту (займу) на строительство (приобретение) жилья размер социальной выплаты ограничивается суммой остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование кредитом (займом).
Предоставление социальной выплаты на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту (займу) на строительство (приобретение) жилья осуществляется на основании справки кредитной организации (заимодавца), предоставившей гражданину кредит (заем), об остатке суммы основного долга и остатке задолженности по выплате процентов за пользование кредитом (займом).
1.12. Социальная выплата не может быть направлена на уплату первоначального взноса, на погашение основного долга и уплату процентов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), по которым в рамках государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" предоставляется субсидия из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу "ДОМ.РФ" на возмещение недополученных доходов кредитных организаций, акционерного общества "ДОМ.РФ".
1.13. Право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья на сельских территориях, не являющимся ценной бумагой, по форме, установленной в приложении N 2 к настоящему Положению (далее - свидетельство). Срок действия свидетельства составляет один год с даты выдачи, указанной в свидетельстве. В случае частичного предоставления социальной выплаты в соответствии с пунктом 2.26 настоящего Положения срок действия свидетельства продлевается на срок, равный периоду со дня предоставления первой части социальной выплаты до дня предоставления социальной выплаты в полном объеме.
1.14. Расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. метра - для одиноких граждан, 42 кв. метра - на семью из двух человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей три и более человек), и стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на сельских территориях в границах Тюменской области, утвержденной уполномоченным органом на очередной финансовый год, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Тюменской области, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на I квартал очередного финансового года.
Стоимость 1 кв. метра общей площади жилья на сельских территориях в границах Тюменской области утверждается уполномоченным органом на основании средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья в Тюменской области, утвержденной Главным управлением строительства Тюменской области.
1.15. В случае если фактическая стоимость 1 кв. метра общей площади построенного (приобретенного) жилья меньше стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, определенной уполномоченным органом размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической стоимости 1 кв. метра общей площади жилья.
В случае если общая площадь построенного (приобретенного) жилья меньше размера, установленного для семей разной численности, но больше учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической площади жилья.
1.16. В случае предоставления социальной выплаты на завершение ранее начатого строительства жилого дома размер социальной выплаты ограничивается остатком сметной стоимости строительства жилого дома.
1.17. Получатель социальной выплаты вправе осуществить строительство (приобретение) жилья сверх установленного пунктом 1.14 настоящего Положения размера общей площади жилого помещения при условии оплаты им за счет собственных и (или) заемных средств стоимости строительства (приобретения) части жилья, превышающей указанный размер.
1.18. Жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в течение одного года со дня выдачи свидетельства.
В случае частичного предоставления социальной выплаты в соответствии с пунктом 2.26 настоящего Положения срок оформления жилого помещения в общую собственность всех членов семьи исчисляется со дня перечисления социальной выплаты гражданину на банковский счет, открытый в кредитной организации, в полном объеме.
В случае использования для софинансирования строительства (приобретения) жилья ипотечного жилищного кредита (займа) допускается оформление построенного (приобретенного) жилого помещения в собственность одного из супругов или обоих супругов. При этом лицо (лица), на чье имя оформлено право собственности на жилое помещение, представляет в орган местного самоуправления заверенное в установленном порядке обязательство переоформить после снятия обременения построенное (приобретенное) жилое помещение в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок не позднее шести месяцев со дня погашения ипотечного договора (займа).
В случае использования для софинансирования строительства (приобретения) жилья средств (части средств) материнского (семейного) капитала оформление построенного (приобретенного) жилого помещения в собственность осуществляется в порядке, установленном Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий".
В случае реализации и (или) передачи гражданином в аренду третьим лицам жилого помещения (жилого дома) в течение 5 лет со дня оформления права собственности средства в размере предоставленной социальной выплаты истребуются у получателя социальной выплаты в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Контроль за соблюдением гражданином указанного требования осуществляется уполномоченным органом.
2. Порядок формирования и утверждения списков
2.1. Гражданин подает в орган местного самоуправления по месту жительства или пребывания следующие документы:
2.1.1. Заявление по форме, установленной приложением N 3 к настоящему Положению, в котором указываются сведения о гражданине и всех членах его семьи, претендующих на получение социальной выплаты.
2.1.2. Копии страниц паспортов заявителя и совершеннолетних членов семьи с информацией о фамилии, имени, отчестве, семейном положении и регистрации по месту жительства.
Указанные документы, не предоставляются гражданами, определенными в подпункте "б" пункта 2.18 настоящего Положения, если указанные документы были предоставлены ими ранее в целях участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
2.1.3. Копии документов, подтверждающие родственные отношения между лицами, указанными в качестве членов семьи (свидетельства о заключении брака, свидетельства о рождении (усыновлении)).
2.1.4. Свидетельство о регистрации по месту жительства (для детей, не достигших 14 лет).
2.1.5. Копии трудовой книжки (для работающих по трудовым договорам) или копии документов, содержащих сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и копию налоговой отчетности за год, предшествующий году подачи заявления, указанного в пункте 2.1.1 настоящего Положения, с отметкой налогового органа, подтверждающую фактическое осуществление гражданином предпринимательской деятельности (для граждан, осуществляющих индивидуальную предпринимательскую деятельность).
2.1.6. Документ, подтверждающий признание заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий, вне зависимости от постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (копия решения органа местного самоуправления о признании гражданина (семьи, части семьи) нуждающимися в улучшении жилищных условий) (для лиц, постоянно проживающих на сельских территориях);
2.1.7. Свидетельство о регистрации по месту пребывания - для лиц, указанных в подпункте "б" пункта 1.6 настоящего Положения, и членов их семей.
2.1.8. Договор найма (аренды, безвозмездного пользования) жилого помещения, иные документы, подтверждающие основания проживания по месту пребывания (соглашение с собственником, заключаемое в момент заселения или проживания в жилом помещении; соглашение с собственником, заключаемое на основании судебного решения; договор пожизненного содержания с иждивением; договор поднайма; завещательный отказ) (для лиц, указанных в подпункте "б" пункта 1.6 настоящего Положения.
2.1.9. Копия разрешения на строительство жилого дома (разрешения на реконструкцию - при намерении возводить пристраиваемое жилое помещение) или копия уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке - при намерении гражданина направить социальную выплату на строительство жилого дома (пристраивание жилого помещения).
2.1.10. Смета на строительство, согласованная органом местного самоуправления, в которой должен содержаться перечень работ, материалов и оборудования, необходимых для строительства жилого дома (пристраиваемого жилого помещения), с указанием их стоимости - при намерении гражданина направить социальную выплату на строительство жилого дома (пристраивание жилого помещения).
2.1.11. Схема строительства жилого дома (пристраиваемого жилого помещения), подписанная застройщиком, с указанием размера и площади строящегося жилого дома - при намерении гражданина направить социальную выплату на строительство жилого дома (пристраивание жилого помещения).
Указанный документ, не предоставляется гражданами, определенными в подпункте "б" пункта 2.18 настоящего Положения, если указанные документы были предоставлены ими ранее в целях участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
2.1.12 Копии документов, подтверждающих наличие у заявителя собственных и (или) заемных средств в размере, установленном пунктом 1.6 настоящего Положения.
В качестве документов, подтверждающих наличие собственных и (или) заемных средств, по выбору гражданина представляются копии одного или нескольких документов:
2.1.12.1. Справок о заработной плате работающих членов семьи гражданина за шесть месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления.
2.1.12.2. Справок о получаемых ежемесячных социальных выплатах, включая пенсии, стипендии, пособия за шесть месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления.
2.1.12.3. Справок банка о размере кредита, который банк готов предоставить гражданину для приобретения (строительства) жилья, с указанием цели и срока его предоставления.
2.1.12.4. Выписок банка о наличии собственных денежных средств, находящихся на счетах гражданина.
2.1.12.5. Акта обследования строящегося жилого дома (пристраиваемого жилого помещения), составленного по формам, установленным приложениями N 4, 5 к настоящему Положению.
2.1.12.6. Ценных бумаг.
2.1.12.7. Государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (с предоставлением сведений о состоянии финансовой части лицевого счета лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки).
2.1.12.8. Договора о внесении задатка по договору на приобретение (строительство) жилья и документов, подтверждающих оплату задатка.
Документы, указанные в подпунктах 2.1.12.3, 2.1.12.4, 2.1.12.7 (в части сведений о состоянии финансовой части лицевого счета лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки) настоящего пункта, должны быть выданы не ранее 30 календарных дней до дня обращения гражданина в орган местного самоуправления.
2.2. В случае наличия начатого строительства жилого дома для первоочередного получения социальных выплат в соответствии с подпунктом "в" пункта 2.18 настоящего Положения дополнительно представляются следующие документы:
2.2.1. Для последующего составления органом местного самоуправления акта обследования строящегося жилого дома (пристраиваемого жилого помещения), подтверждающего не менее 30 процентов готовности строящегося жилого дома - копии правоустанавливающих документов на земельный участок.
2.2.2. В случае строительства путем долевого участия - договор долевого участия, условиями которого предусмотрена передача объекта долевого строительства участнику долевого строительства не позднее одного года со дня предоставления указанного договора в орган местного самоуправления.
2.3. Граждане признаются имеющими собственные и (или) заемные средства в размере 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 1.14 настоящего Положения, а также средства, необходимые для строительства жилья сверх установленного пунктом 1.14 настоящего Положения размера общей площади жилого помещения, если они представили документы, подтверждающие, что они располагают доходами и (или) денежными средствами в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, а также стоимости сверх установленного пунктом 1.14 настоящего Положения размера общей площади жилого помещения.
В случае подтверждения наличия собственных средств Актом обследования строящегося жилого дома (пристраиваемого жилого помещения) гражданин признается имеющим собственные средства в порядке, установленном пунктами 4.6.2, 4.6.3 настоящего Положения. При этом наличие средств, необходимых для строительства жилья сверх установленного пунктом 1.14 настоящего Положения размера общей площади жилого помещения, подтверждается иными документами, указанными в пункте 2.1.12 настоящего Положения.
В случае представления документов, указанных в подпунктах 2.1.12.1 и 2.1.12.2 пункта 2.1.12 наличие собственных средств считается достаточным, если сумма потенциальных доходов за расчетный период больше части расчетной (средней) стоимости жилья, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, не менее чем на сумму потенциальных расходов семьи за расчетный период.
В качестве расчетного периода принимается двенадцать полных календарных месяцев, предшествующих представлению документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Положения.
Сумма потенциальных доходов определяется как произведение суммы среднего месячного дохода семьи на количество месяцев расчетного периода.
В сумму среднемесячного дохода семьи включаются доходы, полученные всеми членами семьи за соответствующие двенадцать месяцев.
Сумма потенциальных расходов семьи определяется как произведение двукратного размера прожиточного минимума семьи для соответствующей демографической группы, определяемого в целях государственной социальной поддержки малоимущей семьи, на количество месяцев расчетного периода и количество членов семьи.
2.4. Копии документов представляются вместе с оригиналами для удостоверения их идентичности (о чем производится отметка лицом, осуществляющим прием документов) либо заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
2.5. Документы, указанные в пунктах 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3 (в части свидетельства об усыновлении), 2.1.5 (в части трудовой книжки и копии налоговой отчетности), 2.1.8, 2.1.10, 2.1.11, подпунктах 2.1.12.1, 2.1.12.2 (в части стипендий), 2.1.12.3, 2.1.12.4, 2.1.12.6, 2.1.12.8 пункта 2.1.12, пункте 2.2.2 настоящего Положения являются обязательными для представления заявителем (с учетом положений абзаца второго пункта 2.1.12 настоящего Положения).
2.6. Документы, указанные в пунктах 2.1.3 (в части свидетельств о заключении брака и о рождении), 2.1.4, 2.1.5 (в части документа, содержащего сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя), 2.1.6, 2.1.7, 2.1.9, подпунктах 2.1.12.2 (в части ежемесячных социальных выплат, пособий, получаемых через Фонд социального страхования Российской Федерации, ГАУ ТО Центры занятости населения, и пенсий, получаемых через Пенсионный фонд Российской Федерации), 2.1.12.5, 2.1.12.7 пунктах 2.1.12 (с учетом положений абзаца второго пункта 2.1.12 настоящего Положения), 2.2.1 настоящего Положения могут направляться по желанию заявителя.
При отсутствии указанных документов, орган местного самоуправления запрашивает в рамках Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в том числе посредством автоматизированной системы межведомственного электронного взаимодействия:
документы, указанные в пункте 2.1.3 настоящего Положения - из Управления записи актов гражданского состояния Тюменской области;
документы, указанные в пунктах 2.1.4, 2.1.7 настоящего Положения - из Министерства внутренних дел Российской Федерации;
документ, указанный в пункте 2.1.5 (в части документа, содержащего сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя) настоящего Положения - из Федеральной налоговой службы;
документы, указанные в пунктах 2.1.6, 2.1.9, подпункте 2.1.12.5 пункта 2.1.12 настоящего Положения - из соответствующих органов местного самоуправления;
документы, указанные в подпункте 2.1.12.2 пункта 2.1.12 (в части социальных выплат, пособий) настоящего Положения - из Главного управления Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, ГАУ ТО Центр занятости населения;
документы, указанные в подпунктах 2.1.12.2 (в части пенсий), 2.1.12.7 пункта 2.1.12 настоящего Положения - из Пенсионного фонда Российской Федерации;
документы, указанные в пункте 2.2.1 настоящего Положения - из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
2.7. За предоставление недостоверной информации в органы местного самоуправления граждане несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Под недостоверной информацией понимается наличие в содержании представленных документов сведений, не соответствующих действительности.
2.8. Орган местного самоуправления регистрирует принятые документы в день их поступления в журнале регистрации документов с указанием дня и времени поступления. В случае если документы были представлены при личном обращении, выдает гражданину расписку о принятых документах. В случае поступления документов по почте орган местного самоуправления в срок не позднее одного рабочего дня со дня регистрации документов направляет гражданину уведомление о принятых документах.
2.9. В срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня регистрации документов, орган местного самоуправления рассматривает предоставленные документы, осуществляет их проверку на предмет соответствия содержащейся в них информации условиям предоставления социальных выплат, установленным пунктом 1.6 настоящего Положения.
В случае представления документов в соответствии с подпунктом 2.2.1 пункта 2.2 настоящего Положения орган местного самоуправления в срок, установленный абзацем первым настоящего пункта осуществляет обследование строящегося жилого дома (пристраиваемого жилого помещения) с выездом по месту строительства и составляет Акт обследования строящегося жилого дома (пристраиваемого жилого помещения) по формам, установленным приложениями N 4 или N 5 к настоящему Положению.
2.10. В целях всестороннего и объективного рассмотрения представленных документов и их проверки, при выявлении противоречий по содержанию между документами, для уточнения информации, указанной в представленных документах, орган местного самоуправления в течение срока, установленного пунктом 2.9 настоящего Положения, обращается с запросом в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления и организации, в том числе с выездом к месту проживания граждан. При этом срок рассмотрения документов продлевается на 15 рабочих дней со дня окончания срока, установленного пунктом 2.9 настоящего Положения, а все материалы по выявленным и устраненным противоречиям и произведенным уточнениям приобщаются к учетному делу гражданина, формируемому в соответствии с пунктом 2.15 настоящего Положения.
2.11. В течение пяти рабочих дней со дня регистрации документов орган местного самоуправления запрашивает, в том числе посредством автоматизированной системы межведомственного электронного взаимодействия Тюменской области, документы, указанные в пункте 2.6 настоящего Положения.
Срок рассмотрения указанных документов составляет пять рабочих дней со дня поступления материалов от всех органов.
2.12. При отсутствии оснований для отказа во включении в списки, установленных в пункте 2.14 настоящего Положения, орган местного самоуправления в течение срока, указанного в пункте 2.9 настоящего Положения, с учетом сроков, установленных пунктами 2.10, 2.11 настоящего Положения, готовит и направляет гражданину письменное уведомление о том, что он имеет право на получение социальной выплаты и подлежит включению в списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, на очередной финансовый год и плановый период.
2.13. В случае наличия оснований для отказа орган местного самоуправления в течение срока, указанного в пункте 2.9 настоящего Положения, с учетом сроков, установленных пунктами 2.10, 2.11 настоящего Положения, готовит и направляет гражданину письменное уведомление об отказе во включении его в списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат.
2.14. Основаниями для отказа во включении граждан в списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, являются:
несоответствие гражданина условиям, установленным пунктом 1.6 настоящего Положения;
представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 2.5 настоящего Положения;
отсутствие подтверждающей информации, поступившей из органов, указанных в пункте 2.6 настоящего Положения, в случае запроса документов, представление которых в соответствии с пунктом 2.6 настоящего Положения предусмотрено по желанию заявителя;
выявление органом местного самоуправления недостоверной информации, содержащейся в документах, представленных гражданином.
При выявлении недостоверной информации, содержащейся в представленных документах, органы местного самоуправления возвращают их гражданину с указанием причин возврата. Повторное обращение с заявлением в органы местного самоуправления допускается после устранения оснований для отказа в порядке, установленном настоящим Положением.
2.15. На каждого гражданина, подлежащего включению в списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, орган местного самоуправления заводит учетное дело, в котором должны содержаться копии всех документов, являющихся основанием для включения гражданина в списки участников, копия выданного свидетельства и копии документов, подтверждающих использование социальной выплаты.
2.16. Орган местного самоуправления ежегодно, в срок до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, на очередной финансовый год и плановый период. В списки включаются граждане, подавшие документы в срок до 1 мая года, предшествующего планируемому, в отношении которых отсутствуют основания для отказа во включении в списки, установленные в пункте 2.14 настоящего Положения.
2.17. Списки граждан формируются согласно следующей очередности:
а) граждане, работающие по трудовым договорам или осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность в сфере агропромышленного комплекса на сельских территориях, а также работающие в организациях, осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);
б) граждане, работающие по трудовым договорам или осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере на сельских территориях, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);
в) граждане, работающие по трудовым договорам или осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность в сфере агропромышленного комплекса на сельских территориях, а также работающие в организациях, осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений;
г) граждане, работающие по трудовым договорам или осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере на сельских территориях, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений.
2.18. В каждой из указанных в пункте 2.17 настоящего Положения групп граждан очередность определяется в хронологическом порядке по дате подачи заявления в соответствии с пунктом 2.1.1 настоящего Положения с учетом первоочередного предоставления социальных выплат:
а) гражданам, имеющим 3 и более детей;
б) гражданам, ранее включенным в списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках ведомственной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", и не реализовавшим свое право на получение социальной выплаты;
в) гражданам, начавшим строительство жилых домов (квартир), в том числе путем участия в долевом строительстве, за счет собственных (заемных) средств в размере, указанном в пункте 1.6 настоящего Положения.
В этом случае право на предоставление социальных выплат имеют граждане, имеющие начатое строительство, подтвержденное:
- актом обследования строящегося жилого дома (пристраиваемого жилого помещения), подтверждающим не менее 30 процентов готовности строящегося жилого дома, составленным органом местного самоуправления по формам, установленным приложениями N 4 или N 5 к настоящему Положению;
- договором долевого участия, условиями которого предусмотрена передача объекта долевого строительства участнику долевого строительства в срок, указанный в пункте 2.2.2 настоящего Положения.
2.19. Орган местного самоуправления направляет сформированные списки в уполномоченный орган до 10 июня года, предшествующего планируемому. Списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, предоставляются в электронном виде, составляются с указанием реквизитов, необходимых для составления списков по форме, установленной приложением N 6 к настоящему Положению.
2.20. Ежегодно граждане подтверждают свое согласие на участие в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан в рамках Государственной программы. Подтверждение осуществляется посредством предоставления в орган местного самоуправления заявления по форме, установленной приложением N 7 к настоящему Положению, в срок не позднее 1 мая года, следующего за годом подачи заявления, с приложением копий документов в соответствии с пунктом 2.1.12 настоящего Положения, подтверждающих наличие у заявителя собственных и (или) заемных средств в размере, установленном пунктом 1.6 настоящего Положения, а также копии налоговой отчетности за год, предшествующий году подачи заявления, с отметкой налогового органа, подтверждающую фактическое осуществление гражданином предпринимательской деятельности (для граждан, осуществляющих индивидуальную предпринимательскую деятельность).
В случае намерения гражданина направить социальную выплату на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту (займу), в том числе ипотечному, направленному на строительство (приобретение) жилья (участие в долевом строительстве жилых домов (квартир), в качестве подтверждения наличия собственных и (или) заемных средств по желанию гражданина представляется договор кредита (займа), в том числе ипотечного, при соблюдении требований, установленных пунктом 1.11 настоящего Положения.
В случае изменения обстоятельств, имеющих значение для расчета размера предоставления социальной выплаты, включения граждан в ту или иную группу очередности, первоочередного предоставления социальных выплат (изменение состава семьи (изменение семейного положения), смена места жительства, увольнение, смена места работы, смена способа улучшения жилищных условий), граждане в течение одного месяца со дня изменения обстоятельств информируют об этом орган местного самоуправления путем подачи заявления по форме, установленной приложением N 7 к настоящему Положению, к которому прикладываются документы, свидетельствующие об изменении указанных обстоятельств.
В случае наличия начатого строительства жилого дома, в том числе путем участия в долевом строительстве, с целью предоставления социальных выплат в первоочередном порядке в соответствии с пунктом 2.18 настоящего Положения, гражданин прикладывает к указанному заявлению документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения.
По гражданам, переехавшим на сельскую территорию и зарегистрированным по месту пребывания, орган местного самоуправления самостоятельно один раз в три месяца запрашивает из Министерства внутренних дел Российской Федерации по автоматизированной системе межведомственного электронного взаимодействия Тюменской области сведения о регистрации граждан по месту пребывания.
Орган местного самоуправления регистрирует заявления, предусмотренные настоящим пунктом, в день их поступления в журнале регистрации документов с указанием дня и времени поступления. В случае если документы были представлены при личном обращении, орган местного самоуправления выдает гражданину расписку о принятых документах. В случае поступления документов по почте орган местного самоуправления в срок не позднее одного рабочего дня со дня регистрации документов направляет гражданину уведомление о принятых документах.
2.21. Орган местного самоуправления в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления организует проверку предоставленных сведений на предмет соответствия условиям предоставления социальных выплат, установленным пунктом 1.6 настоящего Положения, приобщает представленные документы и сведения к учетному делу гражданина и учитывает их при формировании списков граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат на соответствующий финансовый год и плановый период.
В случае изменения способа улучшения жилищных условий орган местного самоуправления осуществляет перемещение гражданина в соответствующую группу очередности по дате подачи заявления, указанного в пункте 2.20 настоящего Положения.
В случае рождения у гражданина третьего и последующих детей, наличия у гражданина иных обстоятельств, указанных в пункте 2.18 настоящего Положения, дающих право на первоочередное предоставление социальной выплаты, орган местного самоуправления осуществляет перемещение гражданина внутри соответствующей группы очередности с учетом даты подачи заявления, указанного в пункте 2.20 настоящего Положения.
2.22. В случае неподтверждения гражданином согласия на участие в мероприятиях по улучшению жилищных условий в рамках Государственной программы в соответствии с пунктом 2.20 настоящего Положения либо выявившегося в результате подтверждения несоответствия гражданина условиям предоставления социальной выплаты, установленным пунктом 1.6 настоящего Положения, орган местного самоуправления не включает его в соответствующую группу очередности списков граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат на планируемый период, и в срок со дня окончания срока, установленного для подтверждения согласия на участие в программе, до 1 июня текущего года готовит и направляет гражданину письменное уведомление о том, что он не подлежит включению в указанные списки на соответствующий финансовый год и плановый период.
Повторная подача заявления о включении гражданина в списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат возможна в порядке, установленном настоящим Положением. При этом включение в группы очередности осуществляется по дате подачи повторного заявления.
2.23. Граждане, подавшие в срок до 1 мая года, предшествующего планируемому, заявления на включение их в списки участников мероприятий Государственной программы в соответствии с пунктом 2.1.1 настоящего Положения и включенные в списки изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, формируемые органом местного самоуправления, в целях подтверждения сведений о трудоустройстве, указанных в заявлении, представляют в орган местного самоуправления в срок до 1 декабря справку с места работы, подписанную работодателем, подтверждающую трудоустройство работника у указанного работодателя.
В случае если по состоянию на 1 декабря года, предшествующего планируемому, гражданин не работает на сельской территории в соответствующей сфере либо непредставления указанной справки гражданин исключается органом местного самоуправления из списков изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат и не подлежит включению в сводные списки граждан - участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках Государственной программы, утверждаемые уполномоченным органом.
2.24. Орган местного самоуправления в срок до 10 декабря года, предшествующего планируемому, направляет в уполномоченный орган уточненные списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат.
2.25. Уполномоченный орган со дня получения от органов местного самоуправления списков граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, в срок до 15 декабря года, предшествующего планируемому, на основании предоставленных органами местного самоуправления списков утверждает сводный список граждан - участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках Государственной программы на очередной финансовый год, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью областного бюджета, и формирует сводный список на плановый период по формам, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Очередность в сводных списках участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках Государственной программы устанавливается по дате и времени подачи заявлений в разрезе групп очередности, указанных в пункте 2.17 настоящего Положения, с учетом первоочередного предоставления социальных выплат гражданам, имеющим первоочередное право на получение социальных выплат в соответствии с пунктом 2.18 настоящего Положения. В случае совпадения даты и времени подачи заявления установление очередности участников осуществляется в алфавитном порядке.
Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня утверждения сводных списков направляет копию приказа об утверждении сводных списков в органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня получения копии приказа письменно уведомляют граждан о включении их в сводные списки участников мероприятий по улучшению жилищных условий.
2.26. Уполномоченный орган вносит изменения в сводный список, утвержденный на очередной финансовый год, с учетом размера субсидии, предусмотренного бюджету Тюменской области на очередной финансовый год на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, в рамках Государственной программы.
В случае если объем субсидии недостаточен для предоставления социальной выплаты одному получателю, в сводный список включается участник мероприятия с его согласия на условиях частичного предоставления социальной выплаты в размере, соответствующем этому объему субсидии. При формировании следующего сводного списка на соответствующий финансовый год указанный участник включается в список под номером 1 для предоставления оставшейся части социальной выплаты.
В случае несогласия гражданина на частичное получение социальной выплаты гражданин сохраняет право на участие в мероприятиях по улучшению жилищных условий в следующем году в порядке очередности.
2.27. В случае высвобождения свидетельств либо отказа гражданина от получения социальной выплаты при наличии лимитов бюджетных обязательств свидетельства подлежат выдаче гражданам, включенным в сводные списки на плановый период, в порядке очередности.
2.28. Граждане, включенные в сводные списки, не получившие социальные выплаты в текущем году, подлежат включению в сводные списки участников мероприятий по улучшению жилищных условий на очередной финансовый год и плановый период в рамках Государственной программы в следующем году с соблюдением очередности по дате подачи заявления, при условии подтверждения своего согласия на участие в мероприятиях по улучшению жилищных условий в соответствии с пунктом 2.20 настоящего Положения.
2.29. В случае если у гражданина, включенного в сводный список на очередной финансовый год, до дня выдачи свидетельства изменились обстоятельства, имеющие значение для расчета социальной выплаты (в сторону увеличения) (рождение (усыновление) ребенка, изменение семейного положения, состава семьи), гражданин вправе по своему выбору:
а) участвовать в мероприятиях по улучшению жилищных условий в рамках Государственной программы в текущем году с составом семьи, указанном в заявлении;
б) отказаться от участия в программе в текущем году и представить в орган местного самоуправления заявление по форме, установленной в приложении N 1 к настоящему Положению, с приложением документов, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, для включения его в списки согласно дате подачи заявления. В случае, если от гражданина в орган местного самоуправления ранее поступило заявление в соответствии с пунктом 2.20 настоящего Положения, включение гражданина в списки осуществляется органом местного самоуправления по дате подачи указанного заявления.
2.30. В случае изменения семейного положения, не влияющего на увеличение размера социальной выплаты, фамилии, места работы (жительства) граждан - участников сводного списка на очередной финансовый год орган местного самоуправления направляет в уполномоченный орган ходатайство о внесении соответствующих изменений в сводный список получателей социальных выплат на очередной финансовый год с приложением копий документов, подтверждающих необходимость внесения изменений.
Изменения в сводные списки на очередной финансовый год и плановый период вносятся уполномоченным органом по ходатайству органа местного самоуправления также в целях:
выдачи свидетельств гражданам, включенным в сводные списки на плановый период, в случаях, установленных пунктом 2.27 настоящего Положения;
исправления технических ошибок.
В случае изменения федерального законодательства изменения в сводные списки на очередной финансовый год и плановый период вносятся уполномоченным органом по собственной инициативе для приведения списков в соответствие с требованиями законодательства.
2.31. Граждане исключаются из сводных списков участников на очередной финансовый год и плановый период либо не подлежат включению органом местного самоуправления в списки изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с пунктом 2.28 настоящего Положения в случае:
установления органом местного самоуправления отсутствия оснований для участия гражданина в мероприятиях по улучшению жилищных условий с использованием социальных выплат, предусмотренных пунктом 1.6 настоящего Положения;
несоответствия жилого помещения, приобретенного (построенного) с помощью заемных средств, требованиям пункта 1.9 настоящего Положения;
прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности, расторжения трудового договора в организациях агропромышленного комплекса или в организациях, осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных (для участников списков по группам очередности, установленным подпунктами "а", "в" пункта 2.17 настоящего Положения) или в организациях социальной сферы (для участников списков по группам очередности, установленным подпунктами "б", "г" пункта 2.17 настоящего Положения), в случае если они не заключили трудовой договор или не организовали иную индивидуальную предпринимательскую деятельность соответственно в агропромышленном комплексе, в организациях, осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных или социальной сфере в сельской местности в течение трех месяцев;
снятия гражданина с регистрационного учета по месту пребывания;
переселения из сельских территорий;
представления не в полном объеме документов для получения свидетельства в установленные сроки в соответствии с пунктом 3.3 настоящего Положения либо отсутствия запрашиваемой информации из соответствующих органов;
отказа органа местного самоуправления в выдаче свидетельства в соответствии с пунктом 3.10 настоящего Положения;
письменного отказа гражданина от участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий в рамках Государственной программы;
неподтверждения согласия на участие в мероприятиях по улучшению жилищных условий в рамках Государственной программы, в порядке, установленном пунктом 2.20 настоящего Положения.
Повторное обращение в орган местного самоуправления с заявлением о включении в списки возможно в порядке, установленном настоящим Положением.
2.32. В случае установления обстоятельств, указанных в пункте 2.31 настоящего Положения, орган местного самоуправления:
в течение 10 рабочих дней со дня установления обстоятельств, указанных в пункте 2.31 настоящего Положения, направляет в уполномоченный орган ходатайство о внесении изменений в сводный список получателей социальных выплат на очередной финансовый год;
принимает решение о том, что граждане - участники сводного списка на плановый период, не подлежат включению в соответствии с пунктом 2.28 настоящего Положения в списки изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат на очередной финансовый год и плановый период и в течение 10 рабочих дней со дня принятия направляет указанное решение гражданину.
2.33. В списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в 2020 году включаются граждане, соответствующие условиям, установленным пунктом 1.6 настоящего Положения, и подавшие документы в органы местного самоуправления в срок по 30 декабря 2019 года.
Органы местного самоуправления формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат на 2020 год в соответствии с пунктами 2.12 - 2.19 настоящего Положения и представляют указанные списки в уполномоченный орган в срок до 20 января 2020 года.
Уполномоченный орган на основании предоставленных органами местного самоуправления списков утверждает сводный список граждан - участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках Государственной программы на 2020 год и формирует сводный список на плановый период в срок до 1 февраля 2020 года.
3. Порядок выдачи свидетельств гражданам, проживающим на сельских территориях
3.1. Вручение свидетельств гражданам осуществляется органом местного самоуправления на основании заключенного с уполномоченным органом соглашения о реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, в рамках Государственной программы, а также трехстороннего договора об обеспечении жильем гражданина с использованием на эти цели социальной выплаты между уполномоченным органом, органом местного самоуправления и гражданином.
3.2. Уполномоченный орган в течение 30 календарных дней со дня заключения с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта на улучшение жилищных условий граждан в рамках Государственной программы оформляет свидетельства, готовит проекты трехсторонних договоров об обеспечении жильем граждан с использованием на эти цели социальных выплат, подписывает со своей стороны и направляет в органы местного самоуправления.
В 2020 году уполномоченный орган оформляет свидетельства, готовит проекты трехсторонних договоров об обеспечении жильем граждан с использованием на эти цели социальных выплат, подписывает со своей стороны и направляет в органы местного самоуправления в срок до 10 февраля 2020 года.
3.3. Орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня получения договоров и свидетельств письменно уведомляет граждан, включенных в сводный список граждан на очередной финансовый год, о необходимости в течение семи календарных дней со дня получения уведомления представить в орган местного самоуправления заявление о выдаче свидетельства произвольной формы и документы, перечисленные в пунктах 2.1.2 - 2.1.5 настоящего Положения.
3.4. В случае намерения гражданина использовать социальную выплату на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) на строительство (приобретение) жилья для подтверждения наличия собственных и (или) заемных средств по желанию гражданина представляется копия договора ипотечного жилищного кредитования (займа), заверенная кредитной организацией (заимодавцем), предоставившей ипотечный жилищный кредит (заем). Наличие на праве собственности у гражданина жилого помещения, приобретенного с привлечением ипотечного кредита, не является основанием для отказа в выдаче свидетельства.
3.5. Граждане в срок не позднее семи календарных дней со дня получения уведомления о необходимости представления заявления и документов для выдачи свидетельства представляют в орган местного самоуправления заявление о выдаче свидетельства и документы, предусмотренные пунктом 3.3 настоящего Положения.
При этом применяются положения пунктов 2.5, 2.6 настоящего Положения, устанавливающие, какие документы являются для заявителя обязательными для представления в орган местного самоуправления, а какие представляются по его желанию, а также обязанность органа местного самоуправления в установленном порядке запросить указанные документы у соответствующих органов в рамках Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в том числе посредством автоматизированной системы межведомственного электронного взаимодействия.
3.6. Орган местного самоуправления регистрирует принятое заявление о выдаче свидетельства и документы в порядке их поступления в журнале регистрации документов с указанием дня и времени поступления. В случае если документы были представлены при личном обращении, орган местного самоуправления выдает гражданам расписку о принятых документах. В случае поступления заявления и документов по почте орган местного самоуправления в срок не позднее одного рабочего дня со дня регистрации документов направляет гражданину уведомление о принятых документах.
3.7. В срок, не превышающий трех календарных дней со дня регистрации заявления о выдаче свидетельства, орган местного самоуправления рассматривает предоставленные документы, организует работу по проверке гражданина на предмет соответствия условиям предоставления социальных выплат, установленным пунктом 1.6 настоящего Положения.
3.8. В случае представления заявления без документов, направляемых по желанию гражданина, орган местного самоуправления в течение трех календарных дней со дня регистрации заявления запрашивает, в том числе посредством автоматизированной системы межведомственного электронного взаимодействия Тюменской области, из соответствующих органов требуемую информацию.
Срок рассмотрения указанной информации составляет три календарных дня со дня поступления материалов от всех органов.
3.9. В целях всестороннего и объективного рассмотрения представленных документов и их проверки, при выявлении противоречий по содержанию между документами, для уточнения информации, указанной в представленных документах, орган местного самоуправления в течение срока, установленного пунктом 3.7 настоящего Положения, обращается с запросом в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления и организации, в том числе с выездом к месту проживания гражданина и членов его семьи. При этом срок рассмотрения документов продлевается на пять календарных дней со дня окончания срока, установленного пунктом 3.7 настоящего Положения, а все материалы по выявленным и устраненным противоречиям и произведенным уточнениям приобщаются к учетному делу гражданина.
3.10. Основаниями для отказа в выдаче свидетельства являются непредставление в срок, установленный пунктом 3.5 настоящего Положения, или представление не в полном объеме документов, необходимых для выдачи свидетельства в соответствии с пунктами 3.3, 3.5 настоящего Положения, выявление органом местного самоуправления отсутствия оснований для участия в программе, установленных пунктом 1.6 настоящего Положения, а также отсутствие оснований для постановки в соответствующую группу очередности. В этом случае орган местного самоуправления в срок, установленный пунктом 3.7 настоящего Положения, с учетом сроков, установленных пунктами 3.8, 3.9 настоящего Положения, направляет гражданину письменное уведомление об отказе в выдаче свидетельства с указанием причин отказа.
3.11. В случае соответствия гражданина условиям, установленным пунктом 1.6 настоящего Положения, орган местного самоуправления в течение срока, установленного пунктом 3.7 настоящего Положения, с учетом сроков, установленных пунктами 3.8, 3.9 настоящего Положения, готовит и направляет ему уведомление о явке для получения свидетельства и заключения трехстороннего договора об обеспечении жильем гражданина с использованием на эти цели социальной выплаты с указанием срока явки.
3.12. Существенными условиями трехстороннего договора об обеспечении жильем гражданина с использованием на эти цели социальной выплаты являются:
а) обязательство гражданина осуществлять не менее пяти лет со дня получения социальной выплаты трудовую или предпринимательскую деятельность на сельской территории, в которой было построено (приобретено) жилье за счет средств социальной выплаты;
б) право уполномоченного органа требовать в судебном порядке от получателя социальной выплаты возврата средств в размере предоставленной социальной выплаты в случае несоблюдения гражданином обязательства, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта;
в) обязательство гражданина оформить жилое помещение в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве в срок, установленный пунктом 1.18 настоящего Положения;
г) право уполномоченного органа требовать в судебном порядке от получателя социальной выплаты возврата средств в размере предоставленной социальной выплаты в случае несоблюдения срока, установленного для оформления жилого помещения в собственность;
д) обязательство гражданина не реализовывать и (или) не передавать построенное (приобретенное) жилое помещение (жилой дом) в аренду третьим лицам в течение 5 лет со дня оформления права собственности;
е) право уполномоченного органа истребовать у получателя социальной выплаты денежные средства в размере предоставленной социальной выплаты в судебном порядке в случае не выполнения обязательства, предусмотренного подпунктом "д" настоящего пункта.
3.13. Граждане в течение двух календарных дней со дня получения свидетельства представляют его в кредитную организацию для заключения договора банковского счета и открытия банковского счета, предназначенного для зачисления средств социальной выплаты.
4. Порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья и предоставления отчетности
4.1. Уполномоченный орган заключает с кредитной организацией соглашение о порядке обслуживания социальных выплат, в котором предусматриваются основания для заключения договора банковского счета с гражданами, условия зачисления социальной выплаты на банковский счет и ее списания, а также ежеквартальное предоставление информации о количестве открытых и закрытых банковских счетов по обслуживанию социальных выплат.
4.2. Кредитная организация в течение двух календарных дней после открытия банковского счета гражданином направляет в уполномоченный орган заявку на перечисление бюджетных средств на банковский счет, предназначенный для зачисления социальной выплаты.
Уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней после получения заявки от кредитной организации перечисляет бюджетные средства на банковские счета получателей социальных выплат и уведомляет получателей социальных выплат о поступлении денежных средств на их банковские счета (в том числе с использованием электронных средств связи при указании получателем электронного адреса в заявлении).
4.3. Кредитная организация социальные выплаты с банковского счета гражданина по распоряжению гражданина перечисляет:
4.3.1. Исполнителю (подрядчику), указанному в договоре подряда на строительство жилого дома для гражданина.
4.3.2. На счет эскроу, открытый гражданином, являющимся участником долевого строительства жилого дома (квартиры), для расчетов по договору участия в долевом строительстве, оформленном в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
4.3.3. Продавцу, указанному в договоре купли-продажи, на основании которого осуществлена государственная регистрация права собственности на приобретаемое жилое помещение.
4.3.4. Продавцу, указанному в договоре купли-продажи материалов, оборудования для строительства жилого дома собственными силами гражданина.
4.3.5. Кредитной организации или юридическому лицу, указанным в кредитном договоре (договоре займа) о предоставлении гражданину кредита (займа) на строительство (приобретение) жилья, в том числе ипотечного.
4.4. До представления договоров, указанных в пункте 4.3 настоящего Положения, в кредитную организацию граждане направляют копии указанных договоров в орган местного самоуправления для осуществления проверки на соответствие сведений, указанных в них, сведениям, содержащимся в свидетельствах, и требованиям, установленным в разделе 1 настоящего Положения.
Орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня поступления договора от гражданина осуществляет его проверку.
В случае соответствия сведений, указанных в договоре, сведениям, содержащимся в свидетельстве, и требованиям, установленным в разделе 1 настоящего Положения, орган местного самоуправления в течение срока, указанного в абзаце втором настоящего пункта, возвращает копию договора с отметкой о проверке гражданину для последующего представления копии договора в кредитную организацию.
В случае выявления в результате проверки несоответствия сведений, указанных в договоре, сведениям, содержащимся в свидетельстве, и требованиям, установленным в разделе 1 настоящего Положения, орган местного самоуправления в течение срока, указанного в абзаце втором настоящего пункта, направляет гражданину уведомление о том, что договор не соответствует сведениям, содержащимся в свидетельстве, и требованиям, установленным в разделе 1 настоящего Положения.
4.5. Для оплаты приобретаемого жилого помещения гражданин представляет в кредитную организацию договор на приобретение жилого помещения, переход права собственности по которому зарегистрирован в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости, и документ, подтверждающий соответствие приобретаемого помещения установленным требованиям, полученный в порядке, установленном пунктом 1.10 настоящего Положения.
4.6. При строительстве жилого дома (возведении пристраиваемого жилого помещения):
4.6.1. Граждане в течение срока действия свидетельства представляют в орган местного самоуправления для составления акта обследования строящегося жилого дома (пристраиваемого жилого помещения):
копии правоустанавливающих документов на земельный участок;
смету на строительство, согласованную органом местного самоуправления, в которой должен содержаться перечень работ, материалов и оборудования, необходимых для строительства жилого дома (пристраиваемого жилого помещения), с указанием их стоимости (уточненную при необходимости);
схему строительства жилого дома (пристраиваемого жилого помещения), подписанную застройщиком, с указанием размера и площади строящегося жилого дома (уточненную при необходимости).
При этом применяются положения пунктов 2.5, 2.6 настоящего Положения, устанавливающие, какие документы являются для заявителя обязательными для представления в орган местного самоуправления, а какие представляются по его желанию, а также обязанность органа местного самоуправления в установленном порядке запросить указанные документы у соответствующих органов в рамках Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в том числе посредством автоматизированной системы межведомственного электронного взаимодействия.
Орган местного самоуправления в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня представления указанных документов, осуществляет обследование строящегося жилого дома (пристраиваемого жилого помещения) с выездом по месту строительства и составляет Акт обследования строящегося жилого дома (пристраиваемого жилого помещения) по формам, установленным приложениями N 4 или N 5 к настоящему Положению.
4.6.2. Жилой дом считается имеющим 30-процентную готовность при 100-процентном устройстве фундамента жилого дома и 100-процентном строительстве наружных стен жилого дома.
Акт обследования строящегося жилого дома, подтверждающий не менее 30 процентов готовности строящегося жилого дома, составляется органом местного самоуправления по форме, установленной приложением N 4 к настоящему Положению. Акт обследования пристраиваемого жилого помещения, подтверждающий расходы гражданина на сумму не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства пристраиваемого помещения от сметы строительства, составляется органом местного самоуправления по форме, установленной приложением N 5 к настоящему Положению.
4.6.3. При строительстве жилого дома гражданин признается имеющим собственные средства в размере не менее 30 процентов от расчетной стоимости жилья, планируемого к строительству, в случае 30-процентной готовности строящегося жилого дома в соответствии с актом обследования строящегося жилого дома.
При реконструкции жилого дома путем пристраивания жилого помещения граждане признаются имеющими собственные средства в размере не менее 30 процентов от расчетной стоимости жилья, планируемого к строительству, в случае произведения расходов по возведению пристраиваемого жилого помещения на сумму не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства пристраиваемого помещения от сметы строительства согласно акту обследования пристраиваемого жилого помещения, в котором перечисляются и к которому прикладываются заверенные в соответствии с пунктом 2.4 настоящего Положения копии документов, подтверждающие расходы гражданина по пристраиванию жилого помещения.
4.6.4. При строительстве жилого дома (пристраивании жилого помещения) размер социальной выплаты ограничивается остатком сметной стоимости строительства жилого дома, определяемой органом местного самоуправления при обследовании строящегося жилого дома (пристраиваемого жилого помещения).
4.7. Для перечисления социальной выплаты исполнителю (подрядчику), указанному в договоре подряда, гражданин не позднее срока, установленного в абзацах первом, втором пункта 1.18 настоящего Положения, представляет в банк:
копию договора (-ов) строительного подряда (на выполнение отдельных строительных работ) с отметкой о проверке органом местного самоуправления. В договоре строительного подряда указываются реквизиты свидетельства (серия, номер, дата выдачи, орган, выдавший свидетельство) и банковского счета, на который будут перечисляться денежные средства по оплате этого договора;
копии документов, подтверждающих объем и стоимость выполненных строительных работ, включенных в смету, с отметками о проверке органом местного самоуправления.
4.8. Для перечисления социальной выплаты продавцу, указанному в договоре купли-продажи материалов, оборудования, гражданин не позднее срока, установленного в абзацах первом, втором пункта 1.18 настоящего Положения, представляет в банк:
копию договора (-ов) на приобретение соответствующих материалов, оборудования, используемых при строительстве жилого дома, включенных в смету, с отметкой о проверке органом местного самоуправления;
счет (-а) на оплату.
В течение 10 рабочих дней со дня перечисления платежа продавцу, указанному в договоре купли-продажи материалов, оборудования, гражданин представляет в орган местного самоуправления документы, подтверждающие приобретение (поставку) указанных материалов, оборудования (акты приема-передачи, товарные накладные).
4.9. Для оплаты договора долевого участия гражданин представляет в кредитную организацию договор участия в долевом строительстве жилых домов (квартир), зарегистрированный в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в котором указывается реквизиты свидетельства (серия, номер, дата выдачи, орган, выдавший свидетельство) и банковского счета, на который будут перечисляться денежные средства по оплате этого договора.
4.10. При намерении гражданина использовать социальную выплату на уплату первоначального взноса, а также на погашение основного долга и уплату процентов по жилищному кредиту (займу), в том числе ипотечному, на строительство (приобретение) жилья гражданин представляет в кредитную организацию:
копию договора жилищного кредитования (займа), в том числе ипотечного, заверенную кредитной организацией (заимодавцем), предоставившей кредит (заем);
копию договора купли-продажи жилого помещения либо договора участия в долевом строительстве жилых домов (квартир дома);
документ, подтверждающий соответствие приобретаемого помещения установленным требованиям - при приобретении жилья;
справку кредитной организации (заимодавца), выдавшей кредит (заем), об остатке основного долга и остатке задолженности по выплате процентов за пользование кредитом (займом);
копию выписки из Единого государственного реестра недвижимости, удостоверяющей право собственности, на приобретенное (построенное) жилое помещение на всех членов семьи (в случае, если право собственности всех членов семьи на приобретенное (построенное) помещение зарегистрировано) либо заверенное в установленном порядке обязательство переоформить после снятия обременения построенное (приобретенное) жилое помещение в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок, установленный в трехстороннем (двустороннем) договоре, заключенном между органом местного самоуправления, работодателем и гражданином (между органом местного самоуправления и индивидуальным предпринимателем);
акт обследования строящегося жилого дома (пристраиваемого жилого помещения), составленный органом местного самоуправления - при строительстве жилого дома (пристраивании жилого помещения).
Размер социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредиту (займу) на строительство (приобретение) жилья ограничивается суммой остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование кредитом (займом).
4.11. В течение двух рабочих дней со дня перечисления сумм социальной выплаты гражданин предоставляет в орган местного самоуправления банковскую выписку, заверенную кредитной организацией, содержащую информацию о проведенных операциях по счету гражданина с указанием суммы и даты совершения операции.
4.12. В случаях, требующих пересчета социальной выплаты, орган местного самоуправления в течение срока, указанного в абзаце втором пункта 4.4 настоящего Положения, направляет в уполномоченный орган письмо о необходимости проведения пересчета с приложением копий документов, являющихся основанием для осуществления пересчета:
договора на приобретение жилья, выписки из Единого государственного реестра недвижимости, удостоверяющей право собственности - при приобретении жилого помещения;
акта обследования строящегося жилого дома (пристраиваемого жилого помещения), схемы строительства жилого дома (пристраиваемого жилого помещения) - при строительстве жилого дома (пристраивании жилого помещения);
договора о долевом участии в строительстве - при долевом участии в строительстве.
В случае возникновения необходимости пересчета социальной выплаты после регистрации права собственности на построенное жилое помещение дополнительно к документам, указанным в абзаце третьем настоящего пункта, представляется выписка из Единого государственного реестра недвижимости, удостоверяющая право собственности на построенное жилое помещение.
Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня поступления письма от органа местного самоуправления издает приказ о пересчете социальной выплаты и в течение трех рабочих дней со дня издания приказа направляет заверенную копию приказа в кредитную организацию при наличии средств социальной выплаты на счете получателя и соответствующий орган местного самоуправления.
В случае пересчета социальной выплаты после регистрации права собственности на построенное жилое помещение уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня издания приказа о пересчете социальной выплаты направляет гражданину уведомление о пересчете социальной выплаты и необходимости возврата части социальной выплаты в областной бюджет с указанием платежных реквизитов.
Получатель социальной выплаты в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления производит возврат денежных средств в областной бюджет по платежным реквизитам, указанным в уведомлении о пересчете социальной выплаты.
В случае невозврата денежных средств в установленный срок уполномоченный орган взыскивает с гражданина денежные средства в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.13. В случаях, повлекших высвобождение денежных средств (отказ от свидетельства, окончание срока действия свидетельства, пересчет социальной выплаты в соответствии с пунктом 4.12 настоящего Положения, исключение из списка участников, ограничение строительства остатком сметной стоимости в соответствии с пунктом 4.6.4 настоящего Положения), орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня возникновения события, повлекшего высвобождение денежных средств, уведомляет об этом уполномоченный орган.
Уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления направляет в кредитную организацию уведомление о возврате неиспользованных денежных средств с банковского счета владельца свидетельства в областной бюджет.
Кредитная организация в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления производит возврат денежных средств в уполномоченный орган по реквизитам, указанным в уведомлении.
4.14. В случае если социальная выплата была перечислена гражданину не в полном размере и счет, предназначенный для перечисления социальной выплаты, закрыт, оставшаяся часть денежных средств по заявлению гражданина перечисляется на иной расчетный счет, открытый им в кредитной организации.
4.15. В течение 10 рабочих дней со дня перечисления (выдачи) социальной выплаты с банковского счета гражданина в соответствии с пунктом 4.3 настоящего Положения кредитная организация направляет в уполномоченный орган подлинник свидетельства с отметкой о произведенной оплате (выдаче социальной выплаты), где оно хранится в течение 5 лет.
4.16. Органы местного самоуправления ведут реестры выданных свидетельств по форме, установленной приложением N 8 к настоящему Положению.
4.17. Органы местного самоуправления ежемесячно, не позднее первого числа месяца, следующего за отчетным, представляют в уполномоченный орган отчетность в соответствии с заключенным соглашением.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.