Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Думы
города Бийска Алтайского края
от 26.10.2010 г. N 184
Городская целевая программа комплексного развития систем
коммунальной инфраструктуры г. Бийска Алтайского края на 2011-2015 годы
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Городская целевая программа комплексного развитие систем коммунальной инфраструктуры города Бийска Алтайского края на 2011-2015 годы (далее - Программа) |
||||||||||||
Основание для разработки Программы |
- Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", - Решение Думы города Бийска от 27 декабря 2007 года N 298 "Об утверждении Стратегии развития города Бийска до 2025 года" |
||||||||||||
Заказчик Программы |
Администрация города Бийска Алтайского края |
||||||||||||
Основные разработчики программы |
- отдел промышленности и энергетики Администрации города Бийска, - управление стратегического развития и экономики Администрации города Бийска, - МУП г. Бийска "Водоканал", - МУ "Управление ЖКХ, Б и ДХ Администрации города Бийска", - муниципальное автономное учреждение "Центр развития наукограда" |
||||||||||||
Сроки реализации Программы |
2011-2015 годы |
||||||||||||
Цель Программы |
Основной целью программы является создание условий для приведения коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания в городе Бийске. Целями Программы являются: - повышение эффективности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения города; - модернизация объектов коммунальной инфраструктуры; - обеспечение потребностей развивающегося производственного комплекса и жилищного строительства коммунальными услугами |
||||||||||||
Исполнители основных мероприятий |
Структурные подразделения Администрации города Бийска Алтайского края, организации коммунального комплекса города Бийска |
||||||||||||
Объемы и источники финансирования |
Общий объем финансирования - 3036,7 млн. руб., в т.ч. по годам:
|
||||||||||||
Ожидаемые конечные результаты от реализации программы |
Реализация Программы позволит обеспечить достижение следующих результатов: - повышение надежности функционирования систем коммунальной инфраструктуры; - ликвидация неэффективных, аварийных и полностью изношенных объектов коммунального хозяйства; - повышение качества предоставляемых коммунальных услуг; - дальнейшая активизация жилищного строительства; - снижение себестоимости производства, транспортировки услуг; - обеспечение инженерной инфраструктурой участков, определённых для вновь строящегося жилого фонда; - улучшения экологической ситуации города Бийска |
||||||||||||
Система контроля за реализацией программы |
Текущее управление реализацией Программы осуществляется Администрацией города Бийска Алтайского края, контроль за исполнением программы осуществляется Думой города Бийска |
1. Введение
На начало 2010 года в городе Бийске проживало 220,5 тыс. человек (8,9% населения Алтайского края).
Город расположен в центре крупнейшего материка Евразия на юго-восточной окраине Западно-Сибирской равнины в 163 км к юго-востоку от Барнаула. Координаты города - 52° 30' с.ш. и 84° 55' - 85° 20' в.д. Город располагается на сравнительно узкой правобережной террасе реки Бия и круто поднимающемся склоне Бийско-Чумышской возвышенности, а также по левой стороне реки до ленточного бора.
Природные условия городских районов и пригородной зоны создают сложные инженерные условия в размещении инженерных сетей и сооружений систем водоснабжения.
Летом климат в Бийске обычно жаркий, среднеувлажнённый, а зимой умеренно-холодный и сухой. Среднегодовое количество осадков - 569 мм, наибольшее количество их приходится на теплые месяцы года. Толщина снежного покрова - 38 см.
В соответствии с перспективными планами строительства доступного жилья в Бийске предполагается ежегодное строительство и ввод в эксплуатацию многоквартирного жилья на уровне от 90 тыс. кв. м. до 140 тыс. кв. м. Суммарный ввод жилья по 2015 годы должен составить 690 тыс. кв. м. Основные площади под перспективную застройку расположены в районе ул. Привокзальная, ул. Пугачева, ул. Ленинградская, ул. Матросова, ул. Фрунзе, ул. Разина, ул. Спекова, ул. Ломоносова, ул. Социалистическая, ул. Декабристов, ул. Кутузова.
Городская целевая программа "Развитие и модернизация коммунальной инфраструктуры на 2010-2015 годы" предусматривает повышение качества предоставления коммунальных услуг, обеспечение необходимыми коммуникациями земельных участков, отведенных под перспективную жилую застройку, стабилизацию и снижение удельных затрат в структуре тарифов и ставок оплаты для населения, выработку мер по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, улучшение экологической обстановки.
Программа направлена на обеспечение надежного и устойчивого обслуживания потребителей коммунальными услугами надлежащего качества, снижение сверхнормативного износа объектов инженерной инфраструктуры, модернизацию этих объектов путем внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий, приборов учета, разработку и внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования организаций коммунального комплекса, привлечение средств внебюджетных источников.
Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Бийска на 2011 - 2015 годы является одним из важнейших инструментов реализации Стратегии социально-экономического развития города Бийска до 2025 года и Комплексной программы социально-экономического развития города Бийска на 2008-2017 годы, а также Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
В настоящее время потребители города Бийска обеспечены всеми видами коммунальных услуг в полном объеме.
2.1. Водоснабжение и водоотведение
В городе сложившаяся система водоснабжения является бездефицитной. Для обеспечения потребителей города услугами водоснабжения используются водоводы и разводящие сети общей протяженностью 276,5 км, в том числе внутриквартальные - 109,3 км. Часть эксплуатирующихся сетей водоснабжения имеет износ 68-70% и требует замены для осуществления надежного и качественного водоснабжения потребителей.
Кроме реконструкции объектов водоснабжения, необходимо переутверждение и упорядочение использования подземных вод с обеспечением надежной охраны их от загрязнения.
Водоотведение, транспортировка сточных вод осуществляется по системе самотечных и напорных коллекторов. Для перекачки стоков эксплуатируются 35 канализационных насосных станций (КНС), из которых три КНС находятся в п. Сорокино и Молодежный. Сточные воды заречной части города в коллектор перекачиваются по дюкеру через реку Бия. Канализационные сети города имеют амортизационный износ 75 %.
Городские канализационные очистные сооружения (КОС) расположены на правом берегу р. Бия, их производительность составляет 80 тыс. м/сутки. КОС были построены в 1966 году и на настоящий момент имеют 68-70% амортизационного износа.
Очистные сооружения (КОС) п. Сорокино построены в 1987 году, их техническое состояние удовлетворительное. Производительность КОС п. Сорокино - 3 тыс. м/ сутки.
На текущий момент пропуск сточных вод через городские КОС составляет 47 тыс. м/сутки, в п. Сорокино - 1,0 тыс. м/сутки.
Основной проблемой систем водоснабжения и водоотведения города является плохое техническое состояние объектов водоснабжения и водоотведения, связанное с износом коммуникаций, которые не отвечают нормативным требованиям. Следовательно, для дальнейшего развития города, обеспечения потребителей качественными коммунальными услугами в полном объеме и возможности присоединения к системам водоснабжения и водоотведения требуется проведение ремонта и реконструкции основных сооружений систем водоснабжения и водоотведения. Для улучшения экологической обстановки в городе необходимо проведение реконструкции коллекторов и канализационных сетей, реконструкция КНС и городских очистных сооружений, что позволит повысить качество очистки сбрасываемых сточных вод, а также удалить остаточные соединения фосфора, вызывающие вместе с соединениями азота "цветение" водоемов.
2.2. Теплоснабжение
Для обеспечения потребителей города услугами теплоснабжения используется 270 км тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении и 10 ПНС.
Теплоэнергетический комплекс города представлен 40 источниками теплоснабжения. Основными источниками теплоэнергии города являются ТЭЦ-1 ООО "Бийскэнерго" и 36 малых котельных, принадлежавших ранее МУП г. Бийска "Теплоэнергия". Остальные котельные принадлежат различным организациям и ведомствам.
Мощность существующих источников теплоснабжения составляет 2042,4 Гкап/час. Установленная тепловая мощность ООО "Бийскэнерго" - 1840 Гкал/час, суммарная установленная мощность малых котельных - 157 Гкал/час.
За 2009 год произведено 2129,26 тыс. Гкал тепловой энергии, отпущено 1848,64 тыс. Гкал теплоэнергии, в том числе: населению - 997,4 тыс. Гкал, на производственные нужды - 547,88 тыс. Гкал, организациям, финансируемым из бюджета - 166,91 тыс. Гкал, прочим организациям - 136,46 тыс. Гкал.
Следует заметить, что более 88% мощности и почти 88% протяженности сетей малых котельных приходятся на 8 котельных Заречья (NN 6, 10, 30, 34, 35, 39, 40, 41). Полностью теплоснабжение района Заречье обеспечивается за счет 18 малых котельных.
На сегодняшний день в Бийске ситуация в производстве тепловой энергии сложилась таким образом, что стоимость теплоэнергии, произведенной ТЭЦ 1 ООО "Бийскэнерго", ниже стоимости теплоэнергии, произведенной малыми котельными в 2,9 раза.
В соответствии с действующими на 2010 год тарифами стоимость тепловой энергии, отпускаемой потребителям ЗАО "Бийскэнергосбыт", составила 675,33 руб./Гкал без учета НДС.
Стоимость тепловой энергии, отпускаемой потребителям малыми котельными, составила 1985,53 руб./Гкал без учета НДС.
Потребители оплачивают услуги теплоснабжения по тарифам ЗАО "Бийскэнергосбыт", вследствие чего из городского бюджета населению, получающему услуги теплоснабжения от малых котельных, выплачивается социальная помощь в качестве компенсации разницы в стоимости производства теплоэнергии. Таким образом, город заинтересован в снижении себестоимости производства теплоэнергии на малых котельных путем проведения реконструкции теплосетей и переоснащения котельных с подключением их к газовой сети. Кроме того, следует ликвидировать неэффективные котельные и переключить потребителей к модернизированным котельным либо к центральному отоплению там, где это возможно.
Несмотря на серьезную ремонтную кампанию последних лет, сетевое хозяйство Бийска находится не в лучшем состоянии, требуется серьезная модернизация тепловых сетей и оптимизация гидравлических режимов. Требуется развитие теплоэнергетической системы Бийска, которая в силу своей изношенности и бессистемности не соответствует стратегии развития города и препятствует его росту.
От состояния тепловых сетей зависит жизнеобеспечение всего города, и для их приведения в надлежащее состояние требуются серьезные инвестиции.
На сегодняшний день износ фондов в коммунальном хозяйстве достиг 63%. Срок эксплуатации трубопроводов тепловых сетей составляет 7-10 лет и у большинства малых котельных (28 из 36 рассматриваемых котельных) степень износа теплосетей составляет 100%, степень износа теплосетей ООО "БийскэнергоТеплоТранзит" превышает 60%, что снижает надежность и устойчивость систем инженерного оборудования. Из-за ветхости теплосетей и тепломагистралей значительно превышены нормативы потери энергоресурсов. Потери в тепловых сетях ООО "БийскэнергоТеплоТранзит" в целом по городу составляют 16,9%. Потери в сетях малых котельных превышают 11,4% (точные данные отсутствуют, поскольку приборами учета оборудованы только четыре котельные NN 6; 30; 35; 40). Имеет место перерасход топлива в котельных из-за плохой водоподготовки или ее отсутствия и не отлаженного процесса горения, также на некоторых котельных установлены котлы, не соответствующие ГОСТу, изготовленные несертифицированными производителями. Загрузка отдельных котельных колеблется в пределах 30%, из-за недогруженности производственных мощностей и несоответствующих условий работы котлов их КПД заметно ниже возможного. Мощности ООО "Бийскэнерго" по производству тепловой энергии на сегодняшний день также задействованы лишь на 30%. Кроме того, требуется проведение комплексной проверки работы тепловых сетей. Вследствие изменения свойств сетей с течением времени, изменения схем теплоснабжения на территории потребителей и несогласованного применения различных материалов трубопроводов, произошло разрегулирование системы. Для восстановления оптимальных режимов требуется проведение гидравлического расчета.
2.3. Сбор и утилизация ТБО
Проблемы обращения с бытовыми отходами занимают одно из центральных мест в области охраны окружающей среды и здоровья людей. Всего за год на территории города от жилой зоны и предприятий образуется чуть более 400 тыс. куб. м твердых бытовых отходов.
Предприятием ООО "Спецобслуживание" осуществляется вывоз более 300 тыс. куб. м твердых бытовых отходов.
Согласно санитарным и технологическим нормам и правилам, при организации работ по санитарному благоустройству используется планово-регулярная система очистки жилых территорий, которая в свою очередь предусматривает регулярный вывоз бытовых отходов из жилых домов без заявок с установленной периодичностью. Для удаления отходов используется специальный мусоровозный транспорт, обеспечивающий хорошие санитарные условия удаления, вывоз отходов по четкому плану и маршрутному графику с закреплением мусоровозов за определенной группой зданий, охват всех домовладений независимо от их ведомственной принадлежности.
Из эксплуатируемых контейнерных площадок для сбора отходов 196 не благоустроены, 800 контейнеров на контейнерных площадках требуют замены. Также существует проблема вывоза твердых бытовых отходов из мусорокамер (шахт) в связи с отсутствием 494 контейнеров в них.
Недостаток специальной техники по вывозу мусора (дефицит составляет около 50% от необходимого количества) и высокий уровень износа имеющихся мусоровозов приводит к срывам графиков вывоза отходов.
Недостатками системы сбора твердых бытовых отходов в жилищном фонде, ухудшающими санитарное состояние территорий, являются организационные методы сбора крупногабаритных предметов домашнего обихода. Данные отходы накапливаются вблизи контейнерной площадки бестарным образом и собираются от мест складирования в контейнер объемом 7,6 куб. м методом ручной погрузки по мере накопления.
Таким образом, для улучшения внешнего облика города Бийска и его привлекательности, улучшения экологической обстановки необходимо благоустройство контейнерных площадок с установкой новых контейнеров, а также контейнеров на колесах в шахты. Для обеспечения бесперебойной работы предприятия, а, следовательно, обеспечения потребителей качественными услугами в полном объеме нужно восполнить дефицит специальной техники по вывозу мусора.
Кроме того, технологические карты действующего в настоящее время полигона захоронения ТБО исчерпали свои возможности. Для дальнейшей эксплуатации действующего полигона необходима рекультивация старых технологических карт и строительство новых.
Изложенное свидетельствует о потребности в Программе, которая позволит предпринимать координированные действия по развитию систем коммунальной инфраструктуры города.
3. Основные цели и задачи программы
Основной целью данной Программы является повышение качества и надежности предоставления коммунальных услуг населению, возможность обеспечения наращивания и модернизации коммунальной инфраструктуры в местах существующей застройки для увеличения объемов жилищного строительства, снижение издержек на эксплуатацию коммунальной инфраструктуры и обеспечение безопасных условий проживания путем улучшения экологической обстановки на территории города Бийска.
Цели и задачи настоящей Программы определяются, исходя из необходимости оптимального сочетания долгосрочных целей социально-экономического развития жилищно-коммунального хозяйства города Бийска с постановкой задач, реально выполнимых в период 2011-2015 г.г.
Основные цели программы:
- повышение устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения;
- улучшение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг при одновременной оптимизации затрат на их предоставление;
- повышение уровня благоустройства города Бийска;
- обеспечение необходимой коммунальной инфраструктурой перспективных объектов строительства;
- определение количества и стоимости строительства и (или) реконструкции объектов инженерной инфраструктуры.
Основные задачи программы:
- разработка и внедрение в практику правовых, финансовых и организационных механизмов, осуществляющих комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры;
- реконструкция и модернизация технологического оборудования систем коммунальной инфраструктуры;
- повышение эффективности коммунальной инфраструктуры путем оптимизации производственных процессов;
- привлечение финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения реконструкции и модернизации объектов коммунального хозяйства;
- определение видов коммунальных сетей и объектов инженерно-технического обеспечения, строительство которых планируется вести в счет платы за подключение;
- определение стоимости строительства объектов коммунальной инфраструктуры для жилой застройки по укрупненным показателям и модернизации существующего инженерно-технологического оборудования и сетей.
4. Характеристика коммунальной инфраструктуры города Бийска
4.1. Водоснабжение
Система водоснабжения города - централизованная, объединяющая производственно-питьевую и противопожарную системы, обеспечивающая хозяйственно-питьевые нужды, полив зеленых насаждений, покрытий и т.д. Кроме того, в городе сформировались отдельные системы производственного водоснабжения предприятий, базирующиеся на двух источниках (подземные, поверхностные).
Источником водоснабжения города Бийска являются подземные воды Бийского месторождения, которые используются на хозяйственно-питьевые, противопожарные, поливочные и производственные нужды.
Схема включает комплекс водозаборных сетей и сооружений, обеспечивающих подъем воды из источника, очистку и транспортировку ее к потребителям.
Водоводы и разводящие сети имеют общую протяженность 276,5 км, в том числе внутриквартальные -109,3 км. Сети и сооружения морально и физически устарели, их износ достигает 68%.
По данным МУП г. Бийска "Водоканал", суточный расход водопотребления составляет 43200 м3/сут. в зимний период, в летний 52200 м3/сут., в том числе производительность водозаборов составляет: в зимний период водозабор N 1 - 37700 м3/сут., водозабор N 2 - 4200 м3/сут., водозабор N 3 - 800 м3/сут., локальные скважины - 500 м3/сут.; соответственно в летний период: водозабор N 1 - 45200 м3/сут., водозабор N 2 - 5100 м3/сут., водозабор N 3 - 1000 м3/сут., локальные скважины - 1200 м3/сут.
Подземные артезианские воды от скважин водозабора N 1 подаются на станцию обезжелезивания, затем поступают в резервуары чистой воды и от насосной станции второго подъема подаются в городскую сеть нижней зоны и на станцию 3-го подъема. Вода из скважин водозабора N 2 подается также на станцию обезжелезивания насосами, затем подается в резервуары чистой воды и насосами станции 2-го подъема в городскую сеть, которая закольцована с водопроводной сетью водозабора N 1.
От водозабора N 3 вода подается на станцию обезжелезивания, за тем в резервуары чистой воды и насосами 2-го подъема в сеть п. Сорокино и Молодежный.
В связи с перепадами отметок существующего рельефа территории и этажности застройки подача воды предусматривается повысительными насосными станциями (см. таблицу 1).
Таблица 1.
Перечень повысительных насосных станций
N п/п |
Адрес ПНС |
Производительность, Тыс. м3 / сутки |
1 |
ул. Петрова, 12а |
1,2 |
2 |
ул. Ленинградская, 33 |
2,2 |
3 |
ул. Социалистическая, 58 |
2,3 |
4 |
ул. Ударная, 25 |
2,3 |
5 |
ул. Мартьянова, 59 |
1,6 |
6 |
ул. Митрофанова, 29 |
1,0 |
7 |
ул. Красноармейская, 144 |
2,4 |
8 |
ул. Гастелло, 4 |
1,0 |
9 |
ул. Прибыткова, 1 |
2,1 |
10 |
ул. Кутузова, 9 |
2,1 |
11 |
ул. Репина, 14 |
2,4 |
12 |
ул. Горького, 69 |
2,4 |
13 |
ул. Мухачева, 258 |
2,4 |
Водозабор N 1 расположен на о. Нижнем, о. Верхнем реки Бия. В состав сооружений входят 25 скважин максимальной производительностью 78 тыс. м3/сутки, станция обезжелезивания производительностью 80 тыс. м3/сутки, три резервуара по 2000 м3 каждый, насосная станция второго подъема производительностью 120 тыс. м3/сутки, лаборатория - хлораторная, лабораторно-бытовой корпус, котельная. Общая площадь сооружений о. Верхнего составляет 2,8 Га, о. Нижнего 17,6 Га.
Водозабор N 2 расположен по ул. Социалистической. В состав сооружений входят семь скважин максимальной производительностью 16 тыс. м3/сутки, насосная станция второго подъема производительностью 32,6 тыс. м3/сутки, два резервуара чистой воды емкостью по 800 м3 каждый. Площадь водозабора составляет 3,3 га. Насосная станция третьего подъема расположена на ул. Дорожная. На площадке размещаются два резервуара чистой воды емкостью по 10000 м3 каждый и два по 1000 м3, насосная станция производительностью 30 тыс. м3/сутки. Общая площадь станции третьего подъема составляет 4,7 Га.
Водозабор N 3 расположен в п. Сорокино по ул. Майская, 20. В состав сооружений входят пять артезианских скважин максимальной производительностью 3,3 тыс. м3/сутки, насосная станция второго подъема мощностью 8,0 тыс. м3/сутки, резервуар чистой воды емкостью 600 м3. Площадь водозаборной площадки составляет 0,7 Га.
Имеются одиночные скважины в селах Одинцово, Жаворонково, Фоминское, поселках Новый и Нефтебаза, на ул. Малоугреневская, Мостостроителей. Рассматриваемая территория в гидрогеологическом отношении приурочена к Бийскому месторождению подземных вод, Знаменскому водоносному горизонту. Подземные воды Бийского месторождения эксплуатируются на трех разведанных участках с общими эксплуатационными запасами 316,1 тыс. м3/сутки, утвержденными ГКЗ СССР на верхнеолигаценовый, нижнемиоценовый водоносный горизонт. Режимная сеть наблюдений состоит из 7 скважин.
Качество подземных вод по результатам проводимых лабораторных исследований по физическим свойствам отвечает требованиям СанПин 2.1.4.559-96 для вод хозяйственно-питьевого назначения. Отмечается отклонение от нормы содержания марганца, железа. По бактериологическим показателям воды здоровые.
Установлены зоны санитарной охраны: 1-го пояса 50 м от скважин, 2-го пояса - 2500 м, 3-го пояса 9432 -14495 м. (по данным МУП г. Бийска "Водоканал").
4.2. Водоотведение
В городе имеется централизованная бытовая раздельная система канализации.
Канализование, транспортировка сточных вод осуществляется по системе самотечных и напорных коллекторов. Для перекачки стоков эксплуатируются 35 канализационных станций, из которых три КНС находятся в п. Сорокино и Молодежный. Канализационные сети имеют амортизационный износ 75-78%.
Сточные воды заречной части города по дюкеру через реку Бия перекачиваются в коллектор, проходящий по ул. Советской, в который поступают стоки от Центральной части города, 23 микрорайона, Северо-Западного микрорайона, Привокзального района, промышленных предприятий, сбрасываются в самотечный коллектор по ул. 2-я Зеленая и поступают на КНС-12. В КНС-12 поступают также стоки от микрорайона "Зеленый Клин". От КНС-12 стоки перекачиваются на КОС. От бассейна канализования п. Химик, Стройматериалов, ЗКПД, МЭЗ сточные воды КНС-8 перекачиваются на КОС. От п. Строитель, Химик и предприятий по ул. Социалистическая, Васильева, кварталов АБ стоки КНС - 5, 6, 7, 22, 23 перекачиваются на КОС города.
В п. Сорокино и Молодежный сточные воды на КОС подаются тремя насосными станциями по системе самотечения и напорных коллекторов.
Городские канализационные очистные сооружения на правом берегу реки Бия, западнее жилой застройки, расположены в районе п. Вихоревка. Производительность КОС составляет 80 тыс. м3/сутки, построены они в 1966 г. Сооружения имеют 68-70 % амортизационного износа.
На текущий момент пропуск сточных вод через городские КОС составляет 47 тыс. м3/сутки, в п. Сорокино - 1,0 тыс. м3/сутки.
Протяженность канализационных коллекторов составляет 56,3 км, уличной сети 35,5 км.
Локальные системы канализации с отведением сточных вод на поля фильтрации имеет Бийский аэропорт.
Сточные воды с предприятий ФГУП ФНПЦ "Алтай", ФКЦ "Бийский олеумный завод", ФГУП "Сибприбормаш" поступают на очистные сооружения ЗАО "Бийские промышленные воды", далее на консольный сброс. Самостоятельным является сброс с очистных сооружений МУП г. Бийска "Водоканал" п. Сорокино в р. Обь.
Сброс очищенных стоков от жилой застройки и предприятий производится в р. Бия по совместному выпуску. В поселках городского округа КОС нет.
Системы водоснабжения поселков, использующих подземные источники, находятся в зоне возможных загрязнений фильтратом недостаточно очищенных или неочищенных сбросов поселков городского округа.
Для всех объектов оборудованных системой водоснабжения, обязательным условием является наличие КОС.
4.3. Теплоснабжение
В настоящее время сложилась следующая ситуация с теплоснабжением города Бийска. Балансовая тепловая мощность источников теплоснабжения (на 2009 год) составляет 2042,4 Гкал/час при подключенной тепловой нагрузке 1916,8 Гкал/час (из них 55,09 Гкал/час малые котельные).
На 90% теплоснабжение осуществляется централизованно от ТЭЦ-1 ООО "Бийскэнерго" установленной мощностью 1840 Гкал/час, остальная часть тепловой мощности обеспечивается 36 малыми котельными суммарной мощностью 157 Гкал/час, а также прочими котельными, принадлежащими разным организациям и ведомствам суммарной мощностью 45,4 Гкал/час.
Для транспортировки и распределения тепла в городе построено 270 км тепловых сетей от всех источников теплоснабжения (в двухтрубном исполнении). Эксплуатацией основной части тепловых сетей занимается:
ООО "БийскэнергоТеплоТранзит", на обслуживании которого находятся магистральные и квартальные тепловые сети от ТЭЦ-1 и 10 насосно-подкачивающих станций (ПНС). Общая протяженность магистральных тепловых сетей ООО "БийскэнергоТеплоТранзит" составляет 16,1 км, протяженность внутриквартальных сетей составляет 176,8 км. Степень износа теплосетей превышает 60%;
- 36 малых котельных с распределительными теплосетями суммарной протяженностью 62,20 км, в том числе надземной прокладки 14,15 км. Степень износа теплосетей составляет более 80%. При котельных N 6 и N 30 расположены один и три центральных тепловых пункта соответственно.
Остальные тепловые сети эксплуатируются различными ведомственными организациями и предприятиями.
Нормативные показатели тепловых потерь через изоляцию трубопроводов не должны превышать в среднем 15-17% количества передаваемого тепла, но фактические потери из-за неудовлетворительного состояния тепловых сетей и изоляции трубопроводов в 2-3 раза превышают норму.
Система теплоснабжения г. Бийска от ТЭЦ-1 и котельных характеризуется низким техническим уровнем. Особенно это касается малых котельных. Из-за отсутствия высококачественного оборудования и плохой оснащенности приборами учета и контроля (приборами учета оснащены котельные NN 6, 30, 35, 40), автоматическими регуляторами, возникают сверхнормативные утечки теплоэнергии и теплоносителя.
Высокие потери сетевой воды ведут к снижению давления в сети, в результате чего из-за недостаточных располагаемых напоров страдают удаленные от теплоисточника потребители.
Основными проблемами теплоснабжения города являются:
затраты средств городского бюджета на компенсацию разницы в стоимости производства теплоэнергии произведенной малыми котельными;
- значительный износ внутриквартальных сетей теплоснабжения и теплотехнического оборудования центральных тепловых пунктов;
- отсутствие технической возможности подключения дополнительных тепловых нагрузок в районе массовой застройки города.
- низкий КПД локальных источников теплоэнергии и неполная загруженность ТЭЦ.
Основной задачей плана развития магистральных тепловых сетей является реконструкция сетей правобережной части города с увеличением их пропускной способности и подключение перспективных потребителей.
В Программе предусмотрены мероприятия, направленные на долгосрочное развитие системы централизованного теплоснабжения города Бийска и модернизации котельных с подключением их к системе газоснабжения.
Перечень предлагаемых мероприятий по развитию системы теплоснабжения города Бийска представлен в перечне мероприятий городской целевой программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Бийска Алтайского края на 2011-2015 годы (Приложение).
Ликвидация нерентабельных малых котельных частично решает задачу по снижению расходов средств городского бюджета на компенсацию разницы в тарифах ЗАО "Бийскэнергосбыт" и малых котельных. Также эти мероприятия решают задачи модернизации и оптимизации режимов теплоснабжения; ликвидацию дефицита тепловой энергии по зонам теплоснабжения, подключение объектов нового жилищного строительства и улучшают экологическую обстановку в городе.
Развитие системы теплоснабжения города в перспективе до 2015 года должно предусматривать: перевод котельных на газ с ликвидацией неэффективных котельных;
- модернизацию и оптимизацию режимов теплоснабжения (с учетом объединения сетей модернизируемых и ликвидируемых котельных), а также снижение потерь тепловой энергии и оснащение приборами учета теплоэнергии;
- развитие тепловых сетей с увеличением диаметров в наиболее узких местах в районах массовой застройки. Суммарная величина тепловой нагрузки перспективного подключения потребителей по техническим условиям и заявкам по состоянию на 03.03.2009 составляет 47,13 Гкал/час;
- строительство магистральных тепловых сетей и повысительных (понизительных) насосных станций для перераспределения нагрузок для более экономичного использования располагаемых мощностей;
Основой для развития системы теплоснабжения потребителей, кроме развития магистральных тепловых сетей, являются мероприятия по реконструкции центральных тепловых пунктов. Выполнение объема работ по реконструкции позволит повысить надежность теплоснабжения потребителей, появляется возможность подключения тепловых нагрузок новых потребителей.
4.4. Сбор и утилизация ТБО
Существующая система утилизации отходов в городе Бийске ограничивается только их захоронением. Инфраструктура утилизации отходов представлена единичным предприятием - ООО "Спецобслуживание".
Действующий полигон захоронения ТБО не имеет надежного изолирующего покрытия и ограждения, отсутствуют водоотводящие осушительные траншеи и наблюдательные контрольные скважины. Имеются случаи возгораний. В результате наносится значительный ущерб природной среде. Происходит загрязнение почвенного покрова элементами свинца, мышьяка, серебра, висмута, цинка, кадмия, ртути, меди и другими.
В водную среду мигрируют аммиак, нитраты, нитриты, кальций, железо, литий и другие. Воздух загрязняют образующиеся при разложении отходов углекислый газ, метан, сероводород, аммиак и бензол.
Значительные объемы образования отходов, неудовлетворительное состояние мест их захоронения свидетельствуют о том, что для повышения эффективности управления отходами необходимо создать в городе Бийске эффективную, организованную органами исполнительной власти систему управления отходами. В настоящее время управление отходами в городе Бийске осуществляется на основе разрозненных мероприятий, главным образом в виде реакции на аварийное загрязнение отходами земель и городских территорий.
Для города Бийска приоритетным направлением действий органов управления в сфере обращения с отходами является извлечение из отходов вторичного сырья, организация производства продукции из него, а также в значительном снижении экологической нагрузки на окружающую среду за счет сокращения объема ТБО, вывозимого на полигон, и применения современных технологий организации его захоронения.
Таким образом, в настоящее время созданы основания для создания и функционирования общегородской системы обращения с отходами производства и потребления. Вместе с тем, необходимо отметить, что эффективность осуществляемых видов деятельности в сфере сбора, переработки и утилизации отходов недостаточна для достижения основной цели создания этой системы - обеспечения требования экологической безопасности г. Бийска.
5. Механизм реализации программы
Настоящая Программа направлена на консолидацию финансовых ресурсов для модернизации коммунальной инфраструктуры города Бийска. В реализации мероприятий программы предусматривается участие Администрации Алтайского края, Администрации города Бийска и организаций коммунального комплекса города Бийска.
В целях организации выполнения настоящей Программы необходимо разработать:
- график модернизации головных инженерных сооружений и сетей коммунального назначения г. Бийска на 2011-2015 годы с определением источников финансирования;
- технические задания на разработку инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
На основании утвержденной программы организации коммунального комплекса разрабатывают пообъектную проектно-сметную документацию, которая проходит экспертизу в установленном порядке. Стоимость разработки и экспертизы проектно-сметной документации учитывается в общем объеме финансовых потребностей для реализации настоящей Программы.
Одной из важнейших задач Администрации города Бийска является организация конкурсов на размещение муниципальных заказов по реализации программных мероприятий.
6. Ресурсное обеспечение Программы
С целью реализации настоящей Программы планируется привлечь собственные средства организаций коммунального комплекса и средства, полученные в качестве платы за подключение к инженерным сетям, а также инвестиционной составляющей к тарифу за коммунальные услуги.
Объемы финансирования мероприятий по развитию систем коммунальной инфраструктуры в городе Бийске представлены в Приложении.
Всего на реализацию городской целевой программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Бийска Алтайского края на 2011-2015 годы" потребуется затратить 3036,7 млн. рублей, в том числе по годам:
|
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Итого |
Водоснабжение |
15,1 |
104,6 |
92,6 |
83,9 |
85,6 |
381,8 |
Водоотведение |
250,5 |
119 |
268,4 |
209,6 |
195,7 |
1043,2 |
Теплоснабжение |
239,31 |
431,47 |
269,2" |
264,5 |
276,09 |
1480,58 |
Утилизация ТБО |
55 |
52,8 |
7 |
8,8 |
7,5 |
131,1 |
Итого |
559,9 |
707,9 |
637,2 |
566,8 |
564,9 |
3036,7 |
7. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
Программа носит социальный характер и ее успешная реализация позволит:
- улучшить условия проживания горожан Бийска;
- увеличить объемы производства теплоэнергии;
- обеспечить бесперебойное снабжение заречной части города тепловой энергией и горячим водоснабжением;
- снизить себестоимость производства тепловой энергии;
- ликвидировать критический уровень износа основных фондов;
- уменьшить отрицательное влияние объектов энергетики на экологическую обстановку.
- решить задачу по снижению объемов выплат социальной помощи из бюджета города на компенсацию разницы в стоимости производства теплоэнергии на малых котельных;
- улучшить качество коммунального обслуживания потребителей, обеспечить надежность работы систем теплоснабжения, комфортность и безопасность условий проживания граждан;
- повысить эффективность работы организаций коммунального комплекса и снизить затраты на представление услуг теплоснабжения;
- повысить хозяйственную самостоятельность организаций коммунального хозяйства и их ответственность за качество обслуживания потребителей;
- обеспечить эффективное сочетание хозяйственной самостоятельности конкурирующих предприятий с развитием предпринимательской активности и защитой интересов потребителей;
- создать экономический механизм, стимулирующий экономное использование организациями энергетических и материальных ресурсов и сокращение нерационального потребления теплоэнергии и газа при гарантированном и бесперебойном их предоставлении, сокращение потребности в бюджетных субсидиях на поддержку источников теплоснабжения и на развитие мощностей организаций коммунального комплекса;
- разработать проекты инвестиционных программ организаций коммунального комплекса с расчетом финансовых потребностей;
- определить тариф на подключение к системам коммунальной инфраструктуры города.
8. Контроль за реализацией программы
Администрация города Бийска ежегодно представляет в Думу города Бийска, одновременно с отчетом об исполнении бюджета города за соответствующий финансовый год, отчет о ходе реализации Программы.
Управление реализацией программы осуществляется заказчиком в лице Администрации города Бийска, который:
- осуществляет общую координацию и мониторинг работ в рамках программы;
- организует формирование нормативной базы;
- решает вопросы внебюджетного финансирования программы;
- организует работу по реализации программы в пределах своих полномочий;
- контролирует соблюдение сроков и очередности строительства и модернизации объектов теплоснабжения;
- разрабатывает предложения по более эффективным методам решения задач. Контроль за исполнением программы осуществляется Думой города Бийска.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.