Распоряжение Управления делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области
от 27 января 2016 г. N 7-Р
"Об утверждении Порядка осуществления Управлением делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области внутреннего финансового аудита"
16 сентября, 9 декабря 2019 г.
В соответствии с пунктом 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Московской области от 26.03.2014 года N 192/8 "Об утверждении Порядка осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета Московской области, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета Московской области, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета Московской области внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и Порядка осуществления ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Московской области":
1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления Управлением делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области внутреннего финансового аудита.
2. Организационному управлению Управления делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области обеспечить размещение настоящего распоряжения на сайте Управления делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя начальника Управления делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области А.В. Круглова.
Начальник Управления делами Губернатора |
Р.Н. Мамедов |
Порядок изменен. - Распоряжение Управления делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области от 9 декабря 2019 г. N 148-Р
Утвержден
распоряжением Управления делами
Губернатора Московской области
и Правительства Московской области
27.01.2016 N 7-Р (в редакции
распоряжения Управления делами
Губернатора Московской области
и Правительства Московской области
от 9 декабря 2019 г. N 148-Р)
Порядок
осуществления Управлением делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области внутреннего финансового аудита
16 сентября, 9 декабря 2019 г.
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет правила осуществления Управлением делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области (далее - Управление делами) внутреннего финансового аудита (далее - Порядок).
II. Организация внутреннего финансового аудита
2. Внутренний финансовый аудит осуществляется Контрольно-ревизионным отделом Управления делами на основе принципа функциональной независимости.
Объектами внутреннего финансового аудита являются структурные подразделения, должностные лица Управления делами, уполномоченные на организацию и выполнение внутренних бюджетных процедур и (или) на осуществление внутреннего финансового контроля (далее - объект аудита).
Внутренняя бюджетная процедура - процесс, операция, направленные на формирование документа и (или) совершение действия, необходимого для реализации бюджетного полномочия Управления делами.
3. Ответственность за организацию внутреннего финансового аудита несет Управляющий делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области (далее - Управляющий делами).
4. Целями внутреннего финансового аудита являются:
1) оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка предложений по его организации;
2) подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
3) повышение качества финансового менеджмента.
5. В ходе оценки надежности внутреннего финансового контроля и качества осуществления внутренних бюджетных процедур в обязательном порядке анализируются результаты контрольных действий в отношении операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), связанных с коррупционными рисками.
В соответствии с настоящим Порядком под коррупционным риском понимается возможность злоупотребления должностными обязанностями в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества, услуг имущественного характера, имущественных прав для должностных лиц, осуществляющих соответствующие бюджетные процедуры (операции) (в частности, операции в сфере закупок, операции с активами и обязательствами), либо третьих лиц, состоящих с ними в близком родстве или свойстве.
6. Предметом внутреннего финансового аудита является:
1) организация и осуществление Управлением делами внутреннего финансового контроля;
2) исполнение бюджетных полномочий Управлением делами;
3) осуществление финансового менеджмента, а также исполнение решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента;
4) бюджетная отчетность и порядок ведения бюджетного учета, в том числе отражение операций с активами и обязательствами в бюджетном учете и бюджетной отчетности (полнота и правильность) Управления делами;
5) меры по повышению результативности и экономности использования средств бюджета Московской области.
7. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых аудиторских проверок в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым Управляющим делами (далее - план внутреннего финансового аудита) и внеплановых аудиторских проверок.
Плановые аудиторские проверки проводятся на основании годового плана внутреннего финансового аудита, утверждаемого локальным актом Управления делами.
Внеплановые аудиторские проверки назначаются по решению Управляющего делами, оформляемому приказом о проведении аудита.
8. Должностные лица Контрольно-ревизионного отдела Управления делами вправе осуществлять подготовку заключений:
по вопросам обоснованности и полноты документов Управления делами, направляемых в Министерство экономики и финансов Московской области в целях составления и рассмотрения проекта бюджета Московской области;
заключений о достоверности бюджетной отчетности;
заключений о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.
9. Аудиторские проверки проводятся по месту нахождения Контрольно-ревизионного отдела Управления делами на основании представленных по его запросу (письменному или устному) информации и материалов (камеральные проверки).
10. Аудиторские проверки в зависимости от их характера, объема, а также сложности и специфики деятельности объектов аудита проводятся:
1) должностным лицом Контрольно-ревизионного отдела Управления делами;
2) группой должностных лиц Контрольно-ревизионного отдела Управления делами (далее - аудиторская группа), под руководством должностного лица Контрольно-ревизионного отдела Управления делами (далее - руководитель аудиторской группы).
11. Должностные лица Контрольно-ревизионного отдела Управления делами при проведении аудиторских проверок имеют право:
1) запрашивать и получать у объекта аудита на основании мотивированного запроса в письменной форме документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию о результатах проведения внутреннего финансового контроля (далее - аудиторский запрос).
Аудиторский запрос должен содержать четкое изложение поставленных вопросов, перечень необходимых к истребованию документов, материалов и информации, срок их представления.
Срок представления документов, информации и материалов устанавливается в аудиторском запросе и исчисляется с даты получения такого запроса.
При невозможности представить истребуемые документы, информацию и материалы объект аудита обязан представить письменное объяснение с обоснованием причин невозможности их представления;
2) посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
3) привлекать в соответствии с законодательством Российской Федерации независимых экспертов для проведения экспертиз, а также вносить предложения Управляющему делами по привлечению сотрудников иных структурных подразделений Управления делами для принятия участия в изучении отдельных вопросов аудиторской проверки.
12. Должностные лица Контрольно-ревизионного отдела Управления делами при проведении аудиторских проверок обязаны:
1) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
2) проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;
3) знакомить руководителя (уполномоченное должностное лицо) объекта аудита с копией приказа о назначении аудиторской проверки, программой аудиторской проверки, а также с результатами контрольных мероприятий (актом).
III. Планирование внутреннего финансового аудита
13. План внутреннего финансового аудита представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.
По каждой аудиторской проверке в плане внутреннего финансового аудита указываются объект аудита, тема аудиторской проверки, проверяемый период, срок проведения аудиторской проверки, ответственные исполнители.
14. При планировании аудиторских проверок учитываются:
1) степень обеспеченности Контрольно-ревизионного отдела Управления делами ресурсами (трудовыми, материальными);
2) реальность сроков проведения аудиторских проверок;
3) равномерность нагрузки на должностных лиц Контрольно-ревизионного отдела Управления делами;
4) объем резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.
15. Темы аудиторских проверок формируются исходя из целей внутреннего финансового аудита, определенных в пункте 4 настоящего Порядка, и ранжируются в плане внутреннего финансового аудита с учетом следующих критериев отбора, приведенных в порядке убывания их значимости:
1) объем бюджетных ассигнований, предусмотренный по направлениям расходов бюджета, объем поступлений в бюджет по доходному источнику, закрепленному за Управлением делами (за исключением поступлений в бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о таможенном деле), а также объем активов (обязательств) объекта аудита на конец отчетного финансового года;
2) существенность нарушений (недостатков), выявленных органами государственного финансового контроля за период времени, прошедший с даты предыдущей аудиторской проверки;
3) период времени, прошедший с даты предыдущей аудиторской проверки (в случае если указанный период превышает 3 года, аудиторская проверка в отношении соответствующего направления включается в план в обязательном порядке);
4) полнота и своевременность исполнения аудиторских рекомендаций, выданных по результатам предыдущих аудиторских проверок;
5) наличие изменений бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, принятых в течение проверяемого периода;
6) опыт и квалификация должностных лиц, осуществляющих операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
7) состояние организации внутреннего финансового контроля.
16. План внутреннего финансового аудита составляется должностными лицами Контрольно-ревизионного отдела Управления делами и утверждается Управляющим делами на год в текущем финансовом году не позднее 25 декабря и размещается в течение пяти рабочих дней после утверждения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Управления делами.
17. В случае необходимости изменения объекта аудита, темы аудиторской проверки, проверяемого периода, срока проведения аудиторской проверки, ответственного исполнителя, а также исключения запланированной проверки, в план внутреннего финансового аудита вносятся изменения не позднее чем за десять рабочих дней до начала проведения проверки, в отношении которой вносятся такие изменения.
Информация о внесении изменений в план внутреннего финансового аудита не позднее следующего рабочего дня после принятия соответствующего решения размещается в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Управления делами.
Решение о внесении изменений в план внутреннего финансового аудита принимается Управляющим делами на основании мотивированного обращения ответственного исполнителя.
IV. Проведение аудиторских проверок
18. Аудиторская проверка проводится в соответствии с приказом Управляющего делами (далее - приказ о проведении аудита), программой аудиторской проверки, составляемой должностными лицами Контрольно-ревизионного отдела Управления делами, по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
19. В приказе о проведении аудита указываются:
1) наименование объекта аудита;
2) фамилии, имена, отчества (при наличии), должности лиц, осуществляющих аудиторскую проверку;
3) основание проведения аудиторской проверки (пункт плана внутреннего финансового аудита, на основании которого проводится аудиторская проверка, основание для проведения внеплановой аудиторской проверки);
4) проверяемый период;
5) тема аудиторской проверки;
6) даты начала и окончания проведения аудиторской проверки.
20. Программа аудиторской проверки утверждается приказом о проведении аудита.
Программа аудиторской проверки должна содержать:
1) наименование объектов аудита;
2) тему аудиторской проверки;
3) перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки;
4) сроки проведения аудиторской проверки;
5) перечень лиц, ответственных за проверку вопросов.
21. Внеплановые аудиторские проверки проводятся:
1) по результатам рассмотрения отчета о внутреннем финансовом контроле;
2) по результатам рассмотрения информации о выявленных нарушениях правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, за совершение которых применяются меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (информация, представляемая Управляющему делами не позднее одного рабочего дня, следующего за днем обнаружения нарушений);
3) при наличии информации о нарушении бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе по результатам проведенных проверок органами государственного финансового контроля;
4) в иных случаях.
22. Срок проведения аудиторской проверки составляет 30 рабочих дней.
При назначении проверки Управляющим делами может быть установлен сокращенный срок проведения аудиторской проверки.
23. Установленный срок проведения аудиторской проверки может быть продлен, но не более чем на 30 рабочих дней в случае:
1) необходимости проведения анализа и проверки дополнительных документов;
2) получения в ходе проведения аудиторской проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии в деятельности объекта аудита нарушений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требующей дополнительного изучения;
3) наличия обстоятельств непреодолимой силы, признаваемых гражданским законодательством Российской Федерации, препятствующих проведению аудиторской проверки.
24. Аудиторская проверка может быть приостановлена в случае:
1) организации и проведении экспертиз;
2) необходимости проведения внеплановой аудиторской проверки;
3) непредставления (неполного представления) объектом аудита документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторской проверки;
4) воспрепятствования объектом аудита проведению аудиторской проверки и (или) уклонения его от проведения аудиторской проверки;
5) временной нетрудоспособности должных лиц (должностного лица), осуществляющих проведение аудиторской проверки.
На период приостановления аудиторской проверки течение ее срока прерывается.
После устранения причин приостановления аудиторской проверки ее проведение возобновляется.
25. Решение о продлении срока проведения, приостановлении, возобновлении аудиторской проверки принимается Управляющим делами и оформляется соответствующим приказом.
26. Объект аудита уведомляется о решениях, указанных в пункте 25 настоящего Порядка, в срок не позднее трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
27. Аудиторская проверка проводится путем выполнения инспектирования, наблюдения, запроса, подтверждения, пересчета, аналитических процедур.
28. В ходе аудиторской проверки в том числе изучаются:
1) в целях оценки надежности внутреннего финансового контроля:
наличие и полнота нормативного регулирования Управлением делами вопросов организации и осуществления внутреннего финансового контроля;
организация планирования внутреннего финансового контроля, в том числе порядок формирования карты внутреннего финансового контроля;
содержание квалификационных требований к профессиональным знаниям, навыкам и опыту работы, необходимым для исполнения должностных обязанностей лиц, организующих и осуществляющих внутренние бюджетные процедуры, указанных в должностных регламентах, должностных инструкциях, соответствие их квалификации установленным требованиям;
укомплектованность структурных подразделений, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;
разграничение между должностными лицами обязанностей по осуществлению внутренних бюджетных процедур и ответственности за их результаты;
доведение до должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры, информации, необходимой для выполнения внутренних бюджетных процедур;
учет результатов внутреннего финансового контроля при принятии решений о стимулировании должностных лиц или применении к ним мер ответственности;
своевременность заполнения журнала учета результатов внутреннего финансового контроля;
учет результатов проведения контрольных мероприятий органами государственного финансового контроля и результатов проведения аудиторских проверок при формировании (актуализации) карты внутреннего финансового контроля;
наличие (отсутствие) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), в отношении которых контрольные действия не осуществлялись, с указанием обоснований отсутствия такого контроля;
наличие (отсутствие) контрольных действий, выполненных более чем один раз и не имеющих результатов контроля;
наличие (отсутствие) излишних операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) и (или) излишних применяемых контрольных действий;
объем реализованных объектом аудита предложений и рекомендаций по результатам ранее проведенных аудиторских проверок.
Проведение оценки надежности внутреннего финансового контроля осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденными Министерством финансов Российской Федерации;
2) в целях подготовки предложений по организации внутреннего финансового контроля:
организация работы по обмену опытом, повышению квалификации и переподготовке должностных лиц, отвечающих за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур;
использование практики периодического подведения итогов осуществления внутреннего финансового контроля за прошедшие периоды и принятия решений по изменению процедур внутреннего финансового контроля;
понимание должностными лицами значимости осуществления внутреннего финансового контроля;
применение автоматизированных информационных систем в процедурах внутреннего финансового контроля;
3) в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности:
непрерывность ведения бюджетного учета;
укомплектованность должностными лицами подразделений, ведущих бюджетный учет и формирующих бюджетную отчетность, квалификация таких лиц;
наличие и практика разрешения разногласий в отношении ведения бюджетного учета между руководителем объекта аудита и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бюджетного учета;
наличие и актуальность учетной политики, соответствие ее установленным требованиям законодательства Российской Федерации, частота и причины ее корректировки;
правильность и своевременность оформления и принятия к учету первичных учетных документов;
включение в показатели бюджетной отчетности информации, основанной на регистрации не имевших места фактов хозяйственной жизни (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства), мнимого или притворного объекта бюджетного учета в регистрах бюджетного учета;
правильность и своевременность ведения регистров бюджетного учета, частота и правильность внесения в них исправлений, соответствие их требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих ведение бюджетного учета;
соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований к проведению инвентаризации активов и обязательств;
соответствие состава форм и показателей бюджетной отчетности требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих составление и представление бюджетной отчетности, ее составление на основе данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета;
наличие (отсутствие) случаев неверного отражения событий, хозяйственных операций в бюджетной отчетности или их преднамеренного исключения из нее;
организация хранения документов бюджетного учета и бюджетной отчетности;
надежность и эффективность ИТ-контролей, включая контроли, направленные на защиту информационной системы бюджетного учета и отчетности от несанкционированных изменений, неавторизованного использования, повреждения и потери данных;
наличие случаев отражения в учете отдельных хозяйственных операций в результате распоряжения руководителя объекта аудита;
наличие (отсутствие) обстоятельств, которые оказывают или могут оказать влияние на достоверность бюджетной отчетности объекта аудита, в том числе степень надежности контроля объекта аудита за соблюдением подведомственными организациями требований к составлению и представлению бюджетной отчетности;
4) в целях повышения качества финансового менеджмента:
соответствие кассовых расходов плану-графику финансового обеспечения государственной (муниципальной) программы, непрограммных расходов бюджета;
качество обоснований изменений в сводную бюджетную роспись, бюджетную роспись;
полнота обоснования расходов на достижение заданных результатов, включая объективность и достоверность показателей непосредственных и конечных результатов, в случае их наличия;
полнота обоснования причин возникновения неиспользованных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств в случае их наличия;
обоснованность объектов закупок, в том числе обоснованность начальных (максимальных) цен контрактов;
равномерность принятия и исполнения обязательств по государственным контрактам с учетом особенностей выполняемых функций и полномочий;
обоснованность выбора способов размещения государственных закупок с целью достижения экономии бюджетных средств;
обоснованность показателей государственного задания на оказание (выполнение) государственных услуг (работ) исходя из объема государственных услуг (работ) в соответствии с социальными гарантиями и обязательствами государства;
сопоставление расходов на оказание государственных услуг (выполнения работ) с качественными и количественными характеристиками их предоставления;
отклонение стоимости единицы государственной услуги (работы), оказанной в рамках государственного задания, от стоимости единицы услуги на платной основе по одинаковым видам услуг;
прозрачность и обоснованность методики по определению стоимости государственных услуг (работ);
сопоставление плановых и фактических расходов на оказание государственных услуг (выполнение работ);
наличие, объем и структура дебиторской задолженности, в том числе просроченной;
наличие, объем и структура кредиторской задолженности, в том числе просроченной;
обоснованность расчетов при принятии решения об осуществлении капитальных вложений объема эксплуатационных расходов, необходимых для содержания объекта недвижимого имущества после ввода его в эксплуатацию или его приобретения;
наличие порядка оплаты труда, определяющего зависимость уровня оплаты труда от результативности профессиональной служебной деятельности и предусматривающего осуществление выплат премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
29. В ходе аудиторской проверки, вне зависимости от цели ее проведения исследуется:
1) организация и проведение внутреннего финансового контроля в отношении аудируемой бюджетной процедуры;
2) применение автоматизированных информационных систем объектом аудита при осуществлении аудируемой бюджетной процедуры, включая наделение правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем;
3) наличие конфликта интересов у должностных лиц, принимающих участие в осуществлении аудируемой бюджетной процедуры.
30. Для достижения целей аудиторской проверки применяются различные методы аудита, а также их комбинации в зависимости от целей аудиторской проверки, временных ограничений и ограничений в ресурсах.
31. При проведении аудиторской проверки формируется рабочая документация.
Документация по аудиторской проверке должна содержать:
1) документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
2) сведения о предмете, сроках и результатах проведения аудиторской проверки;
3) документы о выполнении отдельных процедур аудиторской проверки с указанием исполнителей и времени выполнения;
4) перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета, бюджетной отчетности, иных документов, изучение которых было осуществлено в ходе аудиторской проверки;
5) письменные заявления и объяснения, полученные от объекта аудита (должностных лиц объекта аудита);
6) копии обращений, направленные органам государственного финансового контроля, экспертам, третьим лицам, и полученные от них сведения;
7) копии первичных учетных и иных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;
8) акт аудиторской проверки.
32. По результатам проверки участником аудиторской группы, проводившим изучение вопроса, указанного в программе аудиторской проверки, составляется и подписывается справка, представляется руководителю аудиторской группы.
Справки прилагаются к акту аудиторской проверки, а информация, изложенная в них, учитывается при составлении акта аудиторской проверки.
Участник аудиторской группы, подписавший справку по отдельным вопросам программы проверки, несет персональную ответственность за полноту и правильность оформления справки и выводов, содержащихся в ней, достоверность ее результатов и соблюдение установленных сроков.
33. Результаты проведения внутреннего финансового аудита оформляются актом аудиторской проверки по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
Акт аудиторской проверки составляется в двух экземплярах и подписывается лицами, проводившими аудиторскую проверку.
Срок оформления акта аудиторской проверки составляет семь рабочих дней со дня завершения аудиторской проверки.
34. В акте аудиторской проверки отражаются:
1) вопросы согласно программе аудиторской проверки;
2) характеристика деятельности объекта аудита;
3) характер и состояние систем бюджетного учета и отчетности;
4) методы, используемые в процессе осуществления внутреннего финансового аудита;
5) информация, отражающая процесс составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, правильность отражения активов и обязательств на счетах бюджетного учета;
6) подтверждение достоверности бюджетной отчетности;
7) информация о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях;
8) оценка надежности внутреннего финансового контроля;
9) информация о соответствии порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета;
10) выводы об экономности и результативности использования бюджетных средств;
11) выводы о результатах внутреннего финансового аудита исходя из целей осуществления внутреннего финансового аудита, указанных в пункте 4 настоящего Порядка.
35. Один экземпляр акта аудиторской проверки приобщается к документации по аудиторской проверке и хранится в Контрольно-ревизионном отделе Управления делами. Второй экземпляр акта аудиторской проверки вручается руководителю объекта аудита в срок не позднее трех рабочих дней со дня его подписания способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты его направления (получения).
В течение десяти рабочих дней со дня получения акта аудиторской проверки объект аудита вправе представить письменные возражения по фактам, изложенным в акте аудиторской проверки, которые приобщаются к документации по аудиторской проверке.
36. По результатам ознакомления акт аудиторской проверки подписывается руководителем объекта аудита.
37. В случае непредставления возражений по акту аудиторской проверки в течение десяти рабочих дней со дня его получения считается, что акт аудиторской проверки принят без возражений.
Должностные лица Контрольно-ревизионного отдела Управления делами в течение пяти рабочих дней со дня получения письменных возражений по акту аудиторской проверки рассматривают обоснованность этих возражений, подготавливают по ним письменное заключение в двух экземплярах, один из которых вручается объекту аудита, второй приобщается к документации по аудиторской проверке.
V. Реализация результатов аудиторских проверок
38. На основании акта аудиторской проверки составляется отчет о результатах аудиторской проверки по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку, содержащий в том числе:
1) информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых остаточных бюджетных рисках - рисках, остающихся после применения контрольных действий в ходе внутреннего финансового контроля;
2) информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объекта аудита, результаты рассмотрения возражений со стороны объекта аудита в случае их наличия;
3) выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля, рекомендации по повышению его эффективности;
4) выводы о достоверности бюджетной отчетности;
5) выводы о соответствии ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Министерством финансов Российской Федерации, достоверности и полноте бюджетной отчетности;
6) выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карту внутреннего финансового контроля;
7) предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств, в том числе предложения по установлению ограничений (нормативов) в правовых актах Управления делами, регулирующих внутренние бюджетные процедуры, которым сопутствуют коррупционные риски, риски неэффективного использования бюджетных средств.
Отчет о результатах аудиторской проверки составляется руководителем аудиторской группы не позднее двадцати рабочих дней со дня подписания им акта аудиторской проверки.
39. Отчет о результатах аудиторской проверки с приложением акта аудиторской проверки представляется для рассмотрения Управляющему делами.
40. По результатам рассмотрения отчета о результатах аудиторской проверки Управляющим делами принимает решение о:
1) принятии мер по устранению выявленных нарушений и недостатков (при необходимости - о разработке плана по устранению выявленных нарушений и недостатков и мониторинга его выполнения) в соответствии с рекомендациями, указанными в отчете о результатах аудиторской проверки;
2) необходимости внесения изменений в существующие процессы осуществления бюджетных процедур Управлением делами;
3) внесении изменений в карту внутреннего финансового контроля;
4) проведении служебных проверок;
5) реализации предложений по повышению экономности и результативности использования средств бюджета Московской области;
6) направлении материалов в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, уполномоченный на осуществление внутреннего государственного финансового контроля, правоохранительные органы в случае наличия фактов, содержащих признаки административного правонарушения, преступления;
7) недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций.
41. Мониторинг выполнения плана по устранению недостатков и нарушений, выявленных по результатам аудиторских проверок, включает следующие процедуры:
1) получение от объекта аудита информации о выполнении плана по устранению недостатков и нарушений, выявленных по результатам аудита, и ее анализ, включая анализ причин невыполнения мероприятий плана;
2) оценка действий объекта аудита по устранению выявленных недостатков, совершенствованию внутреннего финансового контроля, подготовка и представление Управляющему делами заключения о результатах мониторинга плана по устранению недостатков и нарушений, выявленных по результатам аудиторской проверки.
42. Информация о результатах аудиторской проверки размещается в течение пяти рабочих дней с даты подписания сторонами акта аудиторской проверки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Управления делами.
VI. Составление и представление отчетности о результатах внутреннего финансового аудита
43. Должностные лица Контрольно-ревизионного отдела Управления делами обеспечивают составление годовой отчетности о результатах осуществления ими внутреннего финансового аудита (далее - отчетность) и представление ее Управляющему делами.
Отчетность составляется не позднее 30 января года, следующего за отчетным.
Отчетность включает в себя сведения о результатах внутреннего финансового аудита в табличной форме и пояснительную записку, составляемые по формам согласно приложению 4 к настоящему Порядку.
Отчетность должна содержать информацию, полученную в результате аудиторских проверок, в том числе сведения о характере и видах выявленных нарушений, предложениях и рекомендациях, направленных объектам аудита по результатам проведенных аудиторских проверок, принятых мерах, а также об оценке исполнения бюджетных полномочий Управления делами, об оценке надежности внутреннего финансового контроля, достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, предложения по повышению качества финансового менеджмента, в том числе о повышении результативности и экономности использования средств бюджета Московской области, информацию о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.
44. Годовая отчетность представляется на рассмотрение Управляющему делами в срок не позднее трех рабочих дней со дня ее подписания должностным лицом Контрольно-ревизионного отдела Управления делами.
45. По результатам рассмотрения отчетности Управляющий делами принимает решения, направленные на совершенствование внутреннего финансового контроля, реализацию предложений по повышению качества финансового менеджмента, в том числе о повышении результативности и экономности использования средств бюджета Московской области.
Приложение 1 изменено. - Распоряжение Управления делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области от 9 декабря 2019 г. N 148-Р
Приложение N 1
к Порядку
(с изменениями от 9 декабря 2019 г.)
(ФОРМА)
Программа аудиторской проверки
_________________________________________________________________________
(тема аудиторской проверки, наименование объектов аудита)
N |
Вопрос, подлежащий изучению в ходе аудиторской проверки |
ФИО лица, ответственного за проверку вопроса |
Сроки проведения проверки |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
Приложение 2 изменено. - Распоряжение Управления делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области от 9 декабря 2019 г. N 148-Р
Приложение N 2
к Порядку
(с изменениями от 9 декабря 2019 г.)
(ФОРМА)
АКТ
по результатам аудиторской проверки
______________________________________________________
(тема аудиторской проверки, наименование объекта
аудиторской проверки, проверяемый период)
г. _________________ "____" ____________ 20__ г.
На основании _______________________________________________________
(пункт Плана внутреннего финансового аудита Управления делами
Губернатора Московской области и Правительства Московской
области на 20____ год)
в соответствии с ________________________________________________________
(номер и дата приказа Управления делами Губернатора Московской
области и Правительства Московской области о проведении аудита)
группой в составе:
Фамилия, инициалы руководителя группы аудита (руководитель аудиторской
группы) - должность руководителя аудиторской группы,
Фамилия, инициалы участника аудиторской группы - должность участника
аудиторской группы,
и т.д.
проведена аудиторская проверка
_________________________________________________________________________
(тема аудиторской проверки, наименование объекта аудиторской проверки)
_________________________________________________________________________
(проверяемый период)
Срок проведения аудиторской проверки: ___________________________________
Методы проведения аудиторской проверки: _________________________________
_________________________________________________________________________
В ходе проведения аудиторской проверки установлено следующее.
По вопросу N 1 __________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(краткое изложение результатов аудиторской проверки в разрезе исследуемых
вопросов со ссылкой на прилагаемые к акту документы)
По вопросу N 2 __________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Руководитель аудиторской группы
_________________________ _____________ ____________________
(должность) (подпись) (инициалы и фамилия)
"____" _____________ 20___ г.
Участник аудиторской группы
_________________________ _____________ ____________________
(должность) (подпись) (инициалы и фамилия)
"____" _____________ 20 ___ г.
С актом ознакомлен(а):
_________________________ _____________ ____________________
(должность руководителя (подпись) (инициалы и фамилия)
объекта аудита)
"____" _____________ 20___ г.
Приложение 3 изменено. - Распоряжение Управления делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области от 9 декабря 2019 г. N 148-Р
Приложение N 3
к Порядку
(с изменениями от 9 декабря 2019 г.)
(ФОРМА)
ОТЧЕТ
о результатах аудиторской проверки
_________________________________________________________________________
(полное наименование объекта аудиторской проверки)
1. Основание для проведения аудиторской проверки: _______________________
_________________________________________________________________________
(реквизиты приказа о назначении аудиторской проверки, N пункта плана
внутреннего финансового аудита, основание для проведения внеплановой
аудиторской проверки)
2. Тема аудиторской проверки: ___________________________________________
3. Проверяемый период: __________________________________________________
4. Срок проведения аудиторской проверки: ________________________________
5. Цель аудиторской проверки: ___________________________________________
6. Вид аудиторской проверки: ____________________________________________
7. Перечень вопросов, изученных в ходе аудиторской проверки:
7.1. ____________________________________________________________________
7.2. ____________________________________________________________________
7.3. ____________________________________________________________________
8. По результатам аудиторской проверки установлено следующее:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(кратко излагается информация о выявленных в ходе аудиторской проверки
недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении),
об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых
бюджетных рисках, по порядку в соответствии с нумерацией вопросов
Программы аудиторской проверки)
9. Возражения руководителя (иного уполномоченного лица) объекта аудита,
представленные по результатам рассмотрения акта аудиторской проверки:
_________________________________________________________________________
(указывается информация о наличии или отсутствии возражений; при
наличии возражений указываются реквизиты документа (возражений)
(номер, дата, количество листов)
10. Выводы:
10.1. ___________________________________________________________________
(излагаются выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля)
10.2. ___________________________________________________________________
(излагаются выводы о достоверности бюджетной отчетности и соответствии
ведения бюджетного учета объектами аудита методологии
и стандартам бюджетного учета)
11. Предложения и рекомендации:
_________________________________________________________________________
(излагаются предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений
и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению
изменений в карты внутреннего финансового контроля и (или) предложения
по повышению экономности и результативности использования бюджетных
средств)
Приложения:
1. Акт проверки _________________________________________________________
(полное наименование объекта аудиторской проверки)
на ____ л. в 1 экз.
2. Возражения к Акту проверки
_________________________________________________________________________
(полное наименование объекта аудиторской проверки)
на ____ л. в 1 экз.
Ответственный исполнитель
_______________________ ____________ __________________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
"____" ________________ 20___ г.
Приложение 4 изменено. - Распоряжение Управления делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области от 9 декабря 2019 г. N 148-Р
Приложение N 4
к Порядку
(с изменениями от 9 декабря 2019 г.)
ОТЧЕТНОСТЬ
о результатах осуществления внутреннего финансового аудита
/--------\
| Коды |
|--------|
Дата | |
|--------| /---------\
Глава по | | | Коды |
БК | | |---------|
|--------| Дата | |
по | | |---------|
ОКТМО | | | | Наименование главного
|--------| | | распорядителя (распорядителями)
| | | | средств бюджета Московской
\--------/ | | области, главного
| | администратора
(администратора) | | доходов
бюджета Московской | | области,
главного | | администратора
(администратора) | | источников
финансирования | | дефицита
бюджета Московской Глава по БК | | области _______________________
|---------|
Наименование бюджета по ОКТМО | | _______________________________
|---------|
Периодичность: годовая | |
\---------/
1. Общие сведения о результатах внутреннего финансового аудита
Наименование показателя |
Значения показателя |
1 |
2 |
Штатная численность лиц, уполномоченных на проведение внутреннего финансового аудита, человек |
|
из них: фактическая численность |
|
Количество проведенных аудиторских проверок, единиц |
|
в том числе в отношении системы внутреннего финансового контроля |
|
достоверности бюджетной отчетности |
|
экономности и результативности использования бюджетных средств |
|
иных тем |
|
Количество аудиторских проверок, предусмотренных в плане внутреннего финансового аудита на отчетный год, единиц |
|
из них: |
|
количество проведенных плановых аудиторских проверок в отношении главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета Московской области, главного администратора (администратора) доходов бюджета Московской области, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета Московской области |
|
количество проведенных плановых аудиторских проверок в отношении подведомственных распорядителей средств бюджета Московской области, получателей средств бюджета Московской области, администраторов доходов бюджета Московской области, администраторов источников финансирования дефицита бюджета Московской области |
|
Количество проведенных внеплановых аудиторских проверок, единиц |
|
из них: |
|
количество проведенных внеплановых проверок в отношении главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета Московской области, главного администратора (администратора) доходов бюджета Московской области, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета Московской области |
|
количество проведенных внеплановых аудиторских проверок в отношении подведомственных распорядителей средств бюджета Московской области, получателей средств бюджета Московской области, администраторов доходов бюджета Московской области, администраторов источников финансирования дефицита бюджета Московской области |
|
Количество направленных рекомендаций по повышению эффективности внутреннего финансового контроля, единиц |
|
из них: |
|
количество исполненных рекомендаций |
|
Количество направленных предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств, единиц |
|
из них: |
|
количество исполненных предложений |
|
2. Сведения о выявленных нарушениях и недостатках, тыс. руб.
N |
Наименование показателя |
Количество (единиц) |
Объем |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Нецелевое использование бюджетных средств |
|
|
2 |
Иные нарушения при использовании бюджетных средств (кроме нецелевого использования) |
|
|
3 |
Несоблюдение порядка, целей и условий предоставления средств из бюджета (субсидий, инвестиций), предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями |
|
|
4 |
Нарушения процедур составления и исполнения бюджета по расходам, установленных бюджетным законодательством |
|
|
5 |
Нарушения правил ведения бюджетного учета |
|
|
6 |
Нарушения порядка составления бюджетной отчетности |
|
|
7 |
Нарушения порядка администрирования доходов бюджета |
|
|
8 |
Нарушения в сфере закупок в части обоснования закупок и исполнения контрактов |
|
|
9 |
Нарушения установленных процедур и требований по осуществлению внутреннего финансового контроля |
|
|
10 |
Прочие нарушения и недостатки |
|
|
Пояснительная записка
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Ответственный исполнитель ____________ ___________________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
"____" _________________ 20__ г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Управления делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области от 27 января 2016 г. N 7-Р "Об утверждении Порядка осуществления Управлением делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области внутреннего финансового аудита"
Текст распоряжения опубликован на сайте Управления делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области (http://ud.mosreg.ru) 29 января 2016 г.
Распоряжением Управления делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области от 28 февраля 2020 г. N 19-Р настоящее распоряжение признано утратившим силу с 28 февраля 2020 г. Действие названного распоряжения распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Управления делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области от 9 декабря 2019 г. N 148-Р
Распоряжение Управления делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области от 16 сентября 2019 г. N 120-Р
Распоряжение Управления делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области от 18 ноября 2016 г. N 77-Р