Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика проблемы, обоснование
решения проблемы программно-целевыми методами
Городская целевая программа "Молодежь Наукограда Бийск" на 2011-2013 годы (далее - Программа) направлена на увеличение вклада молодого поколения в социально-экономическое, политическое, культурное развитие города путем перевода молодежи из пассивного потребителя общественных благ в активного субъекта социально-экономических отношений, максимального использования инновационного потенциала молодых граждан в интересах общества, обеспечения должного уровня конкурентоспособности молодежи города Бийска.
Целевая группа Программы - молодые граждане, в том числе молодые семьи, молодежные и общественные объединения города Бийска.
В ходе реализации Программы будет завершен процесс формирования инфраструктуры молодежной политики города, способствующей становлению институтов гражданского общества в молодежной среде.
За последние 4 года роль молодого поколения в жизни города Бийска серьезно возросла. Отношение к молодежи меняется: она (молодёжь) стала рассматриваться не как проблема, а как ресурс. От молодых людей во многом зависят темпы и характер общественного развития. Именно поэтому в реализации молодежной политики города Бийска появляются новые приоритеты: на первый план все больше выходит не проведение разовых календарных мероприятий, а создание эффективных механизмов включения молодежи в созидательную деятельность.
Городская целевая программа "Молодёжь Наукограда Бийск" на 2009-2010 годы" позволила значительно повысить активность молодёжи города в участии в социальных проектах, активизировать деятельность молодёжных общественных организаций и учреждений, работающих с молодёжью в краевых конкурсах социальных проектов на предоставление грантов в области молодёжной политики.
Благодаря развитию грантовой системы в области молодёжной политики города Бийска с 2009 по 2010 годы было поддержано 50 социально-значимых проектов на сумму 1 миллион 90 тысяч рублей за счёт средств бюджета города. Помимо этого, собственные средства грантополучателей составили практически 1 миллион 600 тысяч рублей.
Около 40 проектов получили краевые гранты от Управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи в размере от 30 до 99 тысяч рублей.
Прослеживаются положительные тенденции в развитии молодёжного парламентаризма. Некоторые из депутатов молодёжного парламента стали общественными помощниками Депутатов Алтайского краевого законодательного собрания. В 2009 году в составе городского молодёжного парламента была создана палата работающей молодёжи, состоящей из молодых специалистов предприятий города.
С 2009 года в Бийске стали проводиться молодёжные парламентские школы.
Открытость Администрации и Думы города для молодежи - это ни что иное, как один из элементов развития молодежного участия. То, что молодые люди вступают в диалог с представителями Администрации и Думы города, чувствуют внимание к своим интересам, вносит немалый вклад в развитие конструктивного диалога между молодежью и органами власти города. А если смотреть на вещи более широко, без подобных форм взаимодействия вряд ли возможно воспитать у молодежи ответственное отношение к своему городу. Только когда молодые люди увидят, что они в этом городе - не лишние, что в них заинтересованы, с их мнением считаются, их поддерживают и в них нуждаются, - только после этого можно ожидать от них ответного желания вносить вклад в жизнь своего города.
Увеличилось количество молодёжных мероприятий, проводимых на территории города Бийска за счёт средств краевого бюджета ("Феста 2009", региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы молодёжной политики, краевой семинар-совещание для специалистов органов по делам молодёжи, зональный этап спартакиады среди военно-патриотических клубов восточной зоны и другие).
С 2010 года в городе появился проект "Золотой кадровый резерв Наукограда Бийск", что позволило выявить наиболее талантливые и инициативные молодые кадры, создать условия для их трудоустройства, выслушать их авторские наработки по решению социально-экономических проблем.
Благодаря комплексным программно-целевым методам в городе Бийске за последние 3 года снизился уровень подростков, больных наркоманией. Если в 2007 году было зарегистрировано 7 подростков, больных наркоманией, то в 2009 году - 1 подросток.
Кроме этого, за последние 3 года в городе Бийске не выявлен ни один новый случай заболевания подростков наркоманией. Эпизодический приём наркотиков среди подростков по отношению к 2007 году сократился в 7 раз. За 5 лет благодаря межведомственному взаимодействию удалось снизить на 46% количество преступлений и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. С 305 правонарушений в 2005 году до 141 правонарушения в 2009 году.
Несмотря на положительные изменения, следует усилить работу с молодёжью в различных микрорайонах города, дополнить современными направлениями и формами работы молодёжный центр "Родина", создать дополнительные условия и возможности для участия специалистов, работающих с молодёжью в выездных обучающих семинарах и форумах, проводимых за пределами Алтайского края, что создаст дополнительные импульсы для движения новых идей молодёжи к результату.
Городская целевая программа "Молодёжь Наукограда Бийск" на 2011-2013 годы сохраняет традиционные, значимые и крупные мероприятия для молодёжи. Вместе с тем, программа направлена на развитие дополнительных форм (в виде дополнительных социальных муниципальных заказов, ресурсных и информационных площадок) по развитию важных направлений в области молодёжной политики.
На сегодняшний день появилась возможность осуществить комплексный программный подход при работе с молодёжью.
Достижение поставленной цели Программы без использования программно-целевого метода не будет продуктивным, поскольку снизится эффективность всех механизмов включения молодёжи города Бийска в созидательную деятельность. Это может привести к нерациональному использованию бюджетных средств и, в конечном итоге, к снижению достигнутых за последние 3 года положительных изменений.
В результате отсутствия нормативного регулирования ряда вопросов и комплексного подхода к решению проблем молодежи будут развиваться негативные тенденции.
Первая тенденция - снижение интереса молодежи к инновационной, научной и творческой деятельности. Отсутствие системы выявления и продвижения талантливой молодежи, механизмов вовлечения молодежи в инновационную деятельность может существенно затруднить реализацию приоритетов по развитию города.
Вторая тенденция - низкий уровень вовлеченности молодежи в социальную практику. В настоящий момент доля молодых людей, активно участвующих в жизни общества, составляет примерно 10 процентов от общей численности молодежи. Эта тенденция проявляется во всех сферах жизни молодого человека - гражданской, профессиональной, культурной, семейной.
При сохранении такой ситуации возникает угроза восприятия социальной инфантильности как нормы, что уже через десять лет, может ограничить возможности развития города, в том числе из-за сокращения экономически активного населения.
Третья тенденция - растущая популярность идей религиозного, национального и расового неравенства, приводящая к экстремистским действиям. Подавляющее большинство насильственных преступлений экстремистской направленности совершается в стране группами молодежи и несовершеннолетних подростков, в том числе причисляющими себя к скинхедам. Это может привести не только к напряженной социальной, в том числе криминогенной, ситуации в городе, но также замедлить его экономическое развитие.
Наконец, перечисленные выше негативные тенденции усугубляются недостаточной современной инфраструктурой молодежной политики, что выражается в ряде системных проблем. Предоставляемые услуги часто не представляют интереса для современной молодежи, что приводит к низкому спросу на них. При этом оборудование, которым оснащены учреждения и организации, ограничивает возможности получения молодыми людьми актуальных навыков и использования сотрудниками современных технологий работы.
Ни одна из перечисленных тенденций не может быть локализована и ликвидирована в сфере ведения одного какого-либо органа власти - поэтому работа по их преодолению может быть проведена только программно-целевым методом, предусматривающим совместную скоординированную работу ряда структурных подразделений Администрации города, общественных организаций, граждан и других лиц, которых предлагается привлечь к реализации Программы.
В случае отказа от принятия конструктивных мер в области молодежной политики города, степень участия молодежи в социально-экономических, социокультурных и общественно-политических отношениях будет уменьшаться, что негативно отразится на темпах социально-экономического развития города.
Вариантами решения проблемы являются:
- реализация мероприятий городской молодежной политики в рамках действующей целевой Программы, а также в рамках планово-нормативного метода;
- создание единого программного механизма городской целевой Программы и финансовое обеспечение мероприятий Программы в запланированном объеме.
Основное преимущество первого варианта заключается в отсутствии необходимости формирования нового комплексного механизма и осуществления, связанных с этим дополнительных финансовых и организационных затрат.
Основные риски первого варианта заключаются в том, что подобное не обеспечит решения поставленных новых целей и задач.
Основным преимуществом второго варианта является возможность оперативно и с максимальной степенью управляемости создать новые инструменты и технологии реализации приоритетов молодежной политики, что обеспечит увеличение вклада молодежи в социально-экономическое развитие города.
Основные риски второго варианта связаны лишь со сложностью процедур объективной экспертизы и мониторинга мероприятий Программы для создания новых инструментов, управления и координации работ в области реализации молодежной политики.
Финансовое обеспечение мероприятий Программы в запланированном объеме позволит решить системные проблемы в сфере молодежной политики в установленные Программой сроки.
Сокращение финансирования Программы из бюджета приведет:
- к невозможности решения обозначенных проблем в полном объеме;
- к увеличению сроков создания системы интеграции молодых людей в социально-экономические, общественно-политические и социокультурные отношения.
Анализ преимуществ и рисков, представленных вариантов решения проблемы, позволяет сделать вывод о предпочтительности второго варианта реализации Программы. Учитывая комплексный характер имеющихся проблем и соотношение возможных рисков реализации поставленных задач, целесообразно осуществлять их решение в рамках городской целевой Программы на 2011-2013 годы с использованием программно-целевого метода бюджетного планирования, обеспечивающего реализацию комплекса мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам.
Всё это позволит динамично решать определённые проблемы в различных микрорайонах, стимулировать талантливую молодёжь города Бийска к поиску и внедрению новых форм и идей для социально-экономического развития города Бийска.
Контроль за целевым использованием бюджетных средств, планомерность деятельности, сводят к минимуму возможные риски для достижения программных целей и для выполнения поставленных задач.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.