Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Сценарии социально-экономического развития Северодвинска
Сценарии реализации Стратегии Северодвинска 2030 учитывают состояние и динамику макроэкономических параметров, прогнозируемых Министерством экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, и установленной им базовой траектории экономического роста, мезоэкономических параметров, прогнозируемых на долгосрочный период в Архангельской области и муниципальном образовании "Северодвинск".
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования "Северодвинск" до 2030 года сформирован в двух вариантах: базовом и консервативном (постановление Администрации Северодвинска от 16.08.2019 N 319-па).
С учетом влияния внешних и внутренних факторов, региональных тенденций развития, а также макроэкономических условий, характерных для развития российской экономики, рассматриваются три сценария социально-экономического развития муниципального образования "Северодвинск" в долгосрочной перспективе: базовый, диверсификационный и пессимистический. Данные сценарии предусматривают достижение различных значений ключевых показателей социально-экономического развития до 2030 года.
Перспективы развития Северодвинска зависят от государственной политики по реализации программы вооружений Российской Федерации в части строительства атомных подводных кораблей и решений в направлении освоения Арктических территорий, в первую очередь, нефтегазовых месторождений.
Выбор целевого сценария реализации Стратегии Северодвинска 2030 обусловлен наиболее комфортными и просматриваемыми перспективами в отношении загрузки северодвинских предприятий гособоронзаказом и отсутствием фактической определенности в отношении перспективной загрузки предприятий заказами на производство гражданской продукции.
Базовый сценарий предполагает сохранение поступательных темпов роста промышленного производства за счет выполнения градообразующими предприятиями Северодвинска государственного оборонного заказа в соответствии с государственной программой вооружений на 2016-2020 годы, 2018-2027 годы и реализации Стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года. В связи с тем, что спецификой деятельности градообразующих предприятий Северодвинска является цикличность военного заказа, базовый сценарий включает после 2027 года диверсификационную составляющую по участию северодвинских предприятий в строительстве сооружений для освоения шельфовых месторождений Арктической зоны Российской Федерации и выполнения заказов в рамках обеспечения деятельности Северного морского пути.
Диверсификационный сценарий направлен на достижение паритета между гражданской и военной продукцией к 2030 году. Такая задача поставлена Президентом Российской Федерации перед АО "Объединенная судостроительная корпорация". Решение данной задачи АО "ОСК" планирует обеспечить путем реализации программ по производству пассажирского и ледокольного транспорта, шельфовой техники, плавучих электростанций и экспортной продукции, включая поставку исследовательских судов для высокотехнологичных работ. Данный сценарий учитывает постепенное сокращение программы государственного вооружения Российской Федерации и переход градообразующих предприятий Северодвинска на производство гражданской продукции при условии обеспечения крупными заказами от государственных корпораций.
Пессимистический сценарий подразумевает сокращение государственной программы вооружения Российской Федерации и отсутствие мер государственной поддержки по обеспечению загрузки градообразующих предприятий. Город Северодвинск утратит основу экономического благополучия и при благоприятной экономической ситуации сможет остаться жилым сектором с набором необходимых услуг обеспечения жизнедеятельности для областного центра. В связи с крайне неблагоприятным изменением социально-экономической ситуации данный сценарий в Стратегии Северодвинска 2030 не рассматривается.
Базовый и диверсификационный сценарии обеспечивают стабильное социально-экономическое развитие муниципального образования "Северодвинск" и реализацию задач Стратегии Северодвинска 2030 по основным приоритетным направлениям развития.
В долгосрочной перспективе социально-экономического развития муниципального образования "Северодвинск" выбран за основу базовый сценарий развития, который предусматривает следующие тенденции:
высокую степень развития человеческого капитала за счет перехода к экономике развития, основой которой станет создание условий для комфортного проживания на территории муниципального образования;
ускорение темпов экономического развития за счет реализации имеющихся и потенциальных преимуществ, формирования благоприятного инвестиционного климата;
рост доли непроизводственных отраслей;
сбалансированное пространственное развитие, основанное на развитии центров притяжения населения, в том числе формирование новых, повышение качества инфраструктуры, пространственной интеграции с другими территориями;
активная демографическая политика, направленная на стимулирование рождаемости (поддержка семей с детьми) и сокращение смертности (активное долголетие).
2.1. Прогнозирование основных социально-экономических параметров развития Северодвинска
Основные социально-экономические параметры развития Северодвинска определены в рамках разработки долгосрочного прогноза социально-экономического развития муниципального образования "Северодвинск" до 2030 года. Долгосрочный прогноз разработан в целях определения и формирования направлений развития муниципального образования в долгосрочной перспективе и является основой при формировании Стратегии Северодвинска 2030.
Долгосрочный прогноз учитывает достигнутый уровень социально-экономического развития муниципального образования "Северодвинск" на 2019 год, среднесрочный период прогноза социально-экономического развития на 2020-2022 годы и перспективы развития муниципального образования "Северодвинск" на период до 2030 года, определенные сценарными условиями развития экономики Российской Федерации на долгосрочный период.
Основным приоритетом экономического развития муниципального образования "Северодвинск" на долгосрочный период являются тенденции экономического развития, основанные на позитивной динамике результатов деятельности градообразующих предприятий.
Промышленное производство
Основными производителями промышленной продукции Северодвинска (обрабатывающие производства) являются судостроительные и судоремонтные предприятия, входящие в состав АО "Объединенная судостроительная корпорация". Объемы промышленной продукции судостроительных предприятий определяют динамику промышленного производства по Северодвинску и по Архангельской области в целом.
Долгосрочный прогноз социально-экономического развития муниципального образования "Северодвинск" на период до 2030 года выполнен с учетом показателей, утвержденных производственными программами градообразующих предприятий.
Специфика деятельности предприятия АО "ПО "Севмаш" отражается на основных макроэкономических показателях развития территории. По прогнозной оценке в 2019 году объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами увеличится на 12,8% по сравнению с 2018 годом. В 2020 году прогнозируется увеличение объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами - (обрабатывающие производства) в действующих ценах по отношению к оценке 2019 года в 2,5 раза. Изменения показателя носят неравномерный характер в силу привязки объемов продукции к дате передачи заказчику продукции судостроения.
Выполнение плана реализации государственных программ вооружений обеспечивает загрузку производственных мощностей градообразующих предприятий Северодвинска. Снижение объемов работ по линии государственного оборонного заказа в ближайшие несколько лет не предполагается.
Учитывая необходимость достижения к 2030 году паритета гражданской и военной продукции, северодвинскими предприятиями АО "ОСК" прорабатываются вопросы об участии в строительстве заводов сжиженного природного газа проекта СПГ-2 (ПАО "НОВАТЭК") и ледостойкой стационарной платформы (ЛСП-А) для месторождения "Каменномысское-море" (ПАО "Газпром").
Демография, труд
Сформировавшиеся тенденции естественного и миграционного движения предопределяют дальнейшее сокращение численности постоянного населения Северодвинска. По предварительной оценке численность жителей муниципального образования "Северодвинск" за 2019 год сократится на 0,7 тыс. человек и на 1 января 2020 года составит 182,6 тыс. человек. Снижение численности городского населения в прогнозируемом периоде составит 0,3%-0,4% в год. Сельское население продолжит сокращаться более высокими темпами. Среднегодовой темп снижения сельского населения составляет 1,4% - 1,6% в год.
По прогнозу за период с 2020 года по 2030 год численность жителей муниципального образования "Северодвинск" сократится на 7,6 тыс. человек и по состоянию на конец 2030 года составит 175,0 тыс. человек.
Ожидается, что при сокращении общей численности населения Северодвинска за 2020-2030 годы на 4,2%, численность трудовых ресурсов сократится на 0,8% (на 0,9 тыс. человек). Сохранение численности трудовых ресурсов на фоне общего сокращения численности населения Северодвинска связано с повышением общеустановленного пенсионного возраста в рамках реформирования пенсионной системы Российской Федерации.
Прогнозируется, что в период с 2020 года по 2023 год численность занятых в экономике возрастет до 90,5 тыс. человек, а в последующие годы постепенно начнет снижаться и в 2030 году составит 89,2 тыс. человек. Рост численности работающих в 2020-2023 годах связан с планируемым увеличением численности работающих на градообразующих предприятиях, входящих в состав АО "Объединенная судостроительная корпорация".
В долгосрочном периоде прогнозируется постепенное изменение структуры занятости: сокращение численности работников крупных организаций и рост занятости в малом и среднем предпринимательстве.
Под влиянием демографических процессов сокращения численности населения, а также в связи с высокой потребностью экономики Северодвинска в работниках прогнозируется снижение показателей безработицы. По оценке уровень официально регистрируемой безработицы к экономически активному населению на конец 2019 года составит 0,64%. В долгосрочном периоде 2020-2030 годов уровень официально регистрируемой безработицы прогнозируется в пределах 0,51% - 0,53%.
В прогнозируемом периоде ожидается, что темп роста заработной платы будет опережать темп роста инфляции - ежегодный рост номинально начисленной среднемесячной заработной платы в 2020-2030 годах и составит в среднем 6,7%. За весь период (2030 год к 2019 году) номинальный рост заработной платы составит 202,8%, а абсолютный прирост - 60 122 рублей. Рост реальной заработной платы за весь период (2030 год к 2019 году) ожидается на уровне 132,5%.
Росту заработной платы в долгосрочном периоде будут способствовать устойчивый рост производительности труда работников, а также сохранение гарантий государства по ежегодному установлению минимального размера оплаты на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения и индексации заработной платы работников организаций бюджетной сферы.
Инвестиции, строительство
На долгосрочный период до 2030 года прогнозируется положительная динамика инвестиций в основной капитал, которая определяется реализацией государственных программ за счет средств федерального бюджета, направленных на мероприятия по модернизации и техперевооружению производственных мощностей градообразующих предприятий. В рамках реализации национальных проектов запланированы мероприятия с вложением инвестиций в объекты социальной сферы, жилищного строительства, транспортной инфраструктуры, благоустройства, экологии.
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2030 году составит 141,0% к уровню 2018 года в сопоставимых ценах.
Строительство жилищного фонда в Северодвинске в долгосрочном периоде до 2030 года будет развиваться за счет строительства коммерческого жилья. Реализация жилищной программы для работников оборонных предприятий продолжится до 2024 года. В рамках национального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" планируется строительство социального жилья в Восточном районе города.
В период с 2020 года по 2022 год планируется ежегодный объем ввода жилья на уровне 100 тыс. кв. м, с 2023 года по 2030 год ожидается сокращение объемов ввода жилья по городу до 60 тыс. кв. м в год. Обеспеченность населения Северодвинска жильем должна достигнуть к 2025 году 25,1 кв. м на человека, в 2030 году - 28,1 кв. м на человека.
Потребительский рынок
Потребительский рынок является одной из важнейших сфер экономической деятельности, обеспечивающей жизнедеятельность и благополучие населения. Ситуация на потребительском рынке Северодвинска определяется тенденциями общими для Российской Федерации и имеет специфические территориальные особенности.
Рост потребительских цен по прогнозу Минэкономразвития России за 2019 год ожидается на уровне предыдущего года - 4,3% (2017 год - 2,5%). В 2020-2030 годах инфляция прогнозируется на уровне 4,0% в условиях постепенного повышения реальных доходов и роста потребления населением товаров и услуг.
В 2020-2030 годах среднегодовые темпы роста реальных располагаемых доходов в целом по Российской Федерации составят от 1,7% до 2,6%. Повышению в долгосрочной перспективе реальных располагаемых доходов населения будет способствовать устойчивый экономический рост, стабильный и низкий уровень инфляции, постепенное увеличение пенсионного обеспечения и социальных выплат, повышение уровня оплаты труда.
В Архангельской области, в том числе в Северодвинске, в прогнозируемом периоде ежегодный рост реальных доходов населения предполагается на уровне 1,1%-2,4%.
В долгосрочной перспективе динамика потребительского спроса будет в целом соответствовать траектории доходов населения. Среднегодовые темпы роста оборота розничной торговли в целом по Российской Федерации в 2020-2030 годах составят 1,9%-3,0% в базовом варианте развития экономики.
Среднегодовые темпы роста оборота розничной торговли Северодвинска в 2020-2030 годах прогнозируются на уровне общероссийских - 102,4% по базовому варианту с увеличением до 103,1% в 2030 году.
В 2020-2030 годах потребительские расходы домашних хозяйств будут расти, опережая динамику доходов населения. Поддержку потребительскому спросу будет по-прежнему оказывать потребительское кредитование, но с учетом уже имеющейся долговой нагрузки населения возможности его существенного расширения будут ограничены.
Малое и среднее предпринимательство
Сектор малого и среднего предпринимательства Северодвинска за период с 2016 года по 2018 год имел тенденцию к снижению как количества малых и средних предприятий, так и количества индивидуальных предпринимателей.
С учетом политики государства, направленной на улучшение условий для создания и развития малого и среднего предпринимательства, реализации национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы" в прогнозируемом периоде до 2030 года планируется сохранение количества малых и средних предприятий на уровне 2 245 единиц по консервативному варианту и увеличение до 2539 единиц по базовому варианту.
К 2030 году планируется достижение значения показателя 9 800 субъектов малого и среднего предпринимательства с увеличением на 75% или на 4,2 тысячи предпринимателей, с ростом к 2024 году на 34% или за 6 лет на 2 тысячи предпринимателей. Стабильности предпринимательства в муниципальном образовании "Северодвинск" будут способствовать мероприятия по вовлечению в предпринимательскую деятельность и существенная трансформация практик информационной, консультационной, имущественной и финансовой поддержки начинающим и уже действующим предпринимателям в направлении индивидуальной работы с каждым субъектом предпринимательства.
2.2. Ожидаемые результаты реализации базового сценария социально-экономического развития Северодвинска
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования "Северодвинск" на долгосрочный период до 2030 года
Показатели |
Единица измерения |
Отчет |
Оценка |
Прогноз |
||||||||||||
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
||
Демография, труд |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Численность постоянного населения (среднегодовая) - всего |
тыс. человек |
185,6 |
184,7 |
183,8 |
183,0 |
182,3 |
181,6 |
180,9 |
180,2 |
179,5 |
178,9 |
178,2 |
177,5 |
176,8 |
176,1 |
175,3 |
Темп роста к предыдущему году |
% |
99,4 |
99,5 |
99,5 |
99,6 |
99,6 |
99,6 |
99,6 |
99,6 |
99,6 |
99,6 |
99,6 |
99,6 |
99,6 |
99,6 |
99,6 |
Численность трудовых ресурсов (в среднегодовом исчислении) |
человек |
112700 |
112430 |
112350 |
111980 |
111880 |
111660 |
111410 |
111600 |
111430 |
111540 |
111630 |
111740 |
111930 |
111430 |
111080 |
Среднегодовая численность занятых в экономике |
человек |
89480 |
89500 |
89960 |
90180 |
90530 |
90400 |
90000 |
90050 |
89830 |
89740 |
89700 |
89620 |
89630 |
89430 |
89150 |
Численность населения старше трудоспособного возраста |
человек |
47250 |
47996 |
48642 |
48590 |
47925 |
47255 |
46605 |
45360 |
44665 |
44035 |
43325 |
42580 |
41840 |
42700 |
43500 |
Учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от производства |
человек |
6120 |
6150 |
6200 |
6300 |
6350 |
6430 |
6550 |
6700 |
6800 |
7000 |
7200 |
7420 |
7700 |
7700 |
7750 |
Уровень регистрируемой безработицы |
% |
0,65 |
0,55 |
0,61 |
0,64 |
0,58 |
0,53 |
0,51 |
0,51 |
0,51 |
0,51 |
0,51 |
0,51 |
0,51 |
0,51 |
0,51 |
Среднесписочная численность работников организаций |
тыс. человек |
78980 |
79100 |
79760 |
80155 |
80770 |
80760 |
80350 |
80100 |
79280 |
78590 |
77950 |
77220 |
76630 |
75680 |
74850 |
Темп роста к предыдущему году |
% |
99,5 |
100,2 |
100,8 |
100,5 |
100,8 |
100,0 |
99,5 |
99,7 |
99,0 |
99,1 |
99,2 |
99,1 |
99,2 |
98,8 |
98,9 |
Фонд заработной платы работников организаций |
млн рублей |
45018,3 |
48436,2 |
52931,9 |
56274,5 |
60356,0 |
64523,6 |
68407,7 |
72703,9 |
76840,7 |
81310,1 |
86081,6 |
91027,2 |
96200,0 |
101150,2 |
106551,4 |
Темп роста к предыдущему году |
% |
107,8 |
107,6 |
109,3 |
106,3 |
107,5 |
106,9 |
106,0 |
106,3 |
105,7 |
105,8 |
105,9 |
105,7 |
105,7 |
105,1 |
105,3 |
Среднемесячная заработная плата одного работника |
рублей |
47499,7 |
51028,4 |
55303,3 |
58505,9 |
62271,4 |
66579,6 |
70927,7 |
75639,0 |
80770,0 |
86217,0 |
92027,0 |
98234,0 |
104616,0 |
111379,0 |
118628,0 |
Темп роста к предыдущему году |
% |
108,4 |
107,4 |
108,4 |
105,8 |
106,7 |
106,9 |
106,6 |
106,6 |
106,8 |
106,7 |
106,7 |
106,7 |
106,5 |
106,5 |
106,5 |
Промышленное производство |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами - обрабатывающие производства, темп роста к предыдущему году |
% |
50,8 |
504,9 |
44,0 |
107,8 |
240,2 |
100,2 |
202,2 |
71,8 |
102,7 |
71,9 |
76,8 |
129,4 |
119,8 |
79,6 |
76,7 |
Инвестиции, строительство |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования |
млн рублей |
8 487,2 |
9 295,7 |
9731,4 |
10738,0 |
11 704,4 |
12699,3 |
13715,3 |
14716,5 |
15731,9 |
16770,2 |
17843,5 |
18949,8 |
20067,8 |
21231,8 |
22442,0 |
Индекс физического объема инвестиций к предыдущему году в сопоставимых ценах |
% |
97,7 |
110,2 |
99,7 |
105,0 |
104,8 |
104,2 |
103,7 |
103,1 |
102,6 |
102,2 |
102,1 |
102,0 |
101,8 |
101,7 |
101,6 |
Ввод в действие жилых домов |
кв. м общей площади |
42 700 |
49 677 |
67 682 |
68627 |
95742 |
111401 |
103242 |
60000 |
60698 |
51410 |
54660 |
57058 |
60612 |
63331 |
67223 |
Потребительский рынок |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оборот розничной торговли |
млн рублей |
38 686,6 |
40 766,1 |
42 880,0 |
44442,4 |
47169,2 |
50358,2 |
52545,3 |
58022,9 |
62228,4 |
66524,9 |
71166,4 |
76204,5 |
81438,4 |
87115,0 |
93186,6 |
Индекс физического объема оборота розничной торговли |
% к пред. году |
100,0 |
101,4 |
102 |
103,6 |
102,4 |
102,8 |
103,5 |
103,0 |
103,1 |
102,9 |
103,0 |
103,1 |
102,9 |
103,0 |
103,1 |
Малое и среднее предпринимательство |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Количество малых и средних предприятий, включая микропредприятия (на конец года) |
единиц |
2453 |
2354 |
2030 |
2030 |
2050 |
2071 |
2112 |
2165 |
2215 |
2266 |
2318 |
2371 |
2426 |
2482 |
2539 |
Количество индивидуальных предпринимателей (на конец года) |
единиц |
4747 |
4560 |
3582 |
3694 |
3960 |
4300 |
4641 |
4994 |
5325 |
5614 |
5916 |
6233 |
6566 |
6915 |
7261 |
Численность работников малых и средних предприятий, включая микропредприятия |
человек |
10740 |
10020 |
9980 |
9650 |
9360 |
9100 |
8900 |
9100 |
9200 |
9400 |
9600 |
9800 |
10000 |
10200 |
10400 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.