Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 5. Заключительная часть
5.1. Механизмы реализации Стратегии Северодвинска 2030
Система мер муниципального управления по реализации обозначенных стратегических целей и задач включает нормативно-правовые, финансово-экономические, инвестиционные, организационно-управленческие механизмы.
Механизмы реализации определяют взаимоувязанный комплекс мер, осуществляемых участниками реализации Стратегии Северодвинска 2030, и представляют собой систему программно-целевых и проектных документов по каждому направлению и систему стратегического управления в целом, ориентированных на повышение эффективности управления.
Реализация Стратегии Северодвинска 2030 будет осуществляться на основе системного подхода, который предполагает использование инструментов и механизмов для достижения приоритетных целей и задач. Стратегия Северодвинска 2030 станет основополагающим документом, соответствующие направления, цели и задачи которого будут отражены в рамках стратегических и программных документов муниципального образования "Северодвинск". Это позволит создать единую систему взаимосвязанных между собой целей и задач на различных уровнях и повысить эффективность стратегического планирования социально-экономического развития Северодвинска.
Особое место в механизме реализации Стратегии Северодвинска 2030 занимает применение программно-целевого метода управления. Важнейшим инструментом воздействия на комплексное развитие муниципального образования является разработка и реализация муниципальных программ в соответствии с приоритетами развития, целями и задачами, обозначенными в Стратегии Северодвинска 2030.
Механизмы программно-целевого метода позволяют наполнить целеполагание реальным ресурсным содержанием, обеспечить решение стратегических задач в конкретные сроки, создать условия для привлечения бюджетных и внебюджетных средств с учетом возможностей и рисков социально-экономического развития территории.
В рамках программно-целевого управления определены следующие инструменты:
план мероприятий по реализации Стратегии Северодвинска 2030;
муниципальные программы муниципального образования "Северодвинск";
Генеральный план муниципального образования "Северодвинск".
С целью повышения управляемости реализацией Стратегии Северодвинска 2030 и усиления ее взаимосвязанности с муниципальными программами действующие программы сгруппированы по четырем блокам приоритетных направлений развития муниципального образования.
Стратегические направления |
Муниципальные программы |
Развитие человеческого капитала |
"Развитие образования Северодвинска"; "Развитие сферы культуры муниципального образования "Северодвинск"; "Развитие физической культуры и спорта Северодвинска"; "Социальная поддержка населения Северодвинска" |
Повышение качества городской среды |
"Развитие жилищного строительства Северодвинска"; "Обеспечение комфортного и безопасного проживания населения на территории муниципального образования "Северодвинск"; "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на объектах городского хозяйства муниципального образования "Северодвинск"; "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение первичных мер пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории муниципального образования "Северодвинск"; "Охрана окружающей среды Северодвинска"; "Повышение безопасности дорожного движения муниципального образования "Северодвинск" |
Обеспечение устойчивого экономического роста |
"Экономическое развитие муниципального образования "Северодвинск" |
Обеспечение эффективности муниципального управления и развитие гражданского общества |
"Муниципальное управление Северодвинска" "Молодежь Северодвинска"; "Содействие развитию институтов гражданского общества и поддержка СОНКО" |
Для реализации Стратегии Северодвинска 2030 разрабатывается план мероприятий, обеспечивающий достижение стратегических и целевых ориентиров, с определением ответственных исполнителей, объемов финансирования, сроков и этапов выполнения мероприятий. Механизм реализации Стратегии Северодвинска 2030 предполагает наличие мониторинга и контроля, которые будут осуществляться на основе оценки комплексного анализа достижения целевых показателей и ориентиров социально-экономического развития Северодвинска, степени выполнения запланированных мероприятий в соответствии с планом мероприятий по реализации Стратегии Северодвинска 2030. Мониторинг даст возможность сверять реальные результаты с предусмотренными и при необходимости уточнять траекторию развития.
Система актуализации Стратегии Северодвинска 2030 обеспечит комплексную актуализацию целей, мероприятий и показателей. Документ будет корректироваться и актуализироваться в рамках требований федерального законодательства, а также по мере необходимости с учетом изменений внешних условий (динамики роста российской экономики, курса национальной валюты, состояния банковской системы, государственной политики по вопросам оборонно-промышленного комплекса и развития судостроения, в том числе в интересах освоения Северного морского пути и Арктической зоны России) и внутренних процессов развития Архангельской области, а также с учетом корректировки долгосрочного прогноза социально-экономического развития муниципального образования "Северодвинск" в соответствии с постановлением Администрации Северодвинска от 20.02.2019 N 52-па "Об утверждении порядков разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития муниципального образования "Северодвинск" на среднесрочный и долгосрочный периоды".
Сроки реализации Стратегии Северодвинска 2030 подразделяются на два этапа:
1 этап - 2019-2024 годы;
2 этап - 2025-2030 годы.
На каждом этапе осуществляется реализация всех целей и задач социально-экономической политики Северодвинска в соответствии с приоритетами, обусловленными макроэкономической ситуацией, внешними и внутренними факторами, а также ресурсными ограничениями и целевыми ориентирами.
На 1 этапе (2019-2024 годы) необходимо обеспечить выполнение поставленных задач по развитию человеческого капитала в рамках исполнения и реализации национальных проектов, в том числе укрепление здоровья населения, повышение качества образования, повышение эффективности мер социальной защиты населения, увеличение обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры и жильем. В области повышения качества городской среды необходимо обеспечить ликвидацию проблем в развитии транспортной и энергетической инфраструктуры, модернизацию и комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры и энергетики, энергосбережение, снижение антропогенного воздействия на окружающую среду, создание условий для внедрения технологий "Умного города", сбалансированного пространственного развития Северодвинска. Необходимо обеспечить повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг. Условием повышения качества муниципального управления станет внедрение современных методов проектного управления.
На 2 этапе (2025-2030 годы) необходимо обеспечить реализацию поставленных стратегических целей на основе устойчивого роста экономики и достижение к 2030 году запланированных показателей целей социально-экономического развития Северодвинска.
Схема
процесса разработки и реализации Стратегии Северодвинска 2030
/----------------------------\ /---------------------------\ /---------------------\
| РАБОЧИЕ ГРУППЫ | | | | |
| по основным направлениям: | | | | СОВЕТ ДЕПУТАТОВ |
|1. Социальное развитие | | ПРОЕКТНЫЙ КОМИТЕТ | | СЕВЕРОДВИНСКА |
|2. Жилье и городская среда ----- |----- |
/--------------\ |3. Экология | | | | | |
| | |4. Безопасные и качественные| | \---------------------------/ \---------------------/
| | |дороги | | |
| --5. Промышленность, наука,| | |
| | |инновации | | |
| | |6. Малое и среднее| | |
| | |предпринимательство | | |
| | \---------------------------/ | |
| | | | |
| | /-------------------\ /-----------------\ /-------------------\ /--------------\ /----------\
| УПРАВЛЕНИЕ | | Разработка | | Общественное | | Рассмотрение и | | Общественные | |Утверждение|
| ЭКОНОМИКИ - | | стратегических | | обсуждение | | корректировка | | слушания | | Стратегии |
|ПРОЕКТНЫЙ ОФИС| |направлений, целей, | | сформированных | | приоритетных | | | | |
| Органы -- задач развития |- предложений в |-направлений, целей,|- |- |
| Администрации| | муниципального | | проект Стратегии | | задач развития с | | | | |
| Северодвинска| | образования | | по приоритетным | |учетом результатов | | | | |
| | | "Северодвинск" | | направлениям | | общественного | | | | |
| | | | | | | обсуждения | | | | |
| | \--------------------/ \------------------/ \-------------------/ \--------------/ \-----------/
| | |
| | /------------------------------------------------------------\ |
| ------------ План мероприятий по реализации Стратегии -----------------|
| | \------------------------------------------------------------/ |
| | |
| | /------------------------------------------------------------\ |
| ------------ Мониторинг и актуализация Стратегии -----------------/
\--------------/ \------------------------------------------------------------/
5.2 Показатели мониторинга и оценка реализации проектов
Для количественной оценки степени реализации социально-экономической политики муниципального образования в Стратегии Северодвинска 2030 устанавливаются показатели достижения целей для каждой из целей социально-экономического развития муниципального образования "Северодвинск". Целевые показатели представляют абсолютные и относительные количественные значения, сформированные исходя из необходимости достижения ожидаемых результатов и прогнозируемых параметров социально-экономического развития муниципального образования "Северодвинск" в долгосрочном периоде с учетом ресурсных ограничений и рисков. Значения показателей за 2018 год являются базовыми.
Перечень целевых показателей социально-экономического развития муниципального образования "Северодвинск" приведен в таблице.
5.3. Оценка финансовых результатов, необходимых для реализации Стратегии Северодвинска 2030
Для финансового обеспечения реализация Стратегии Северодвинска 2030 планируется использование нескольких источников: средства федерального бюджета, средства областного бюджета, средства местного бюджета, внебюджетные источники.
При этом часть проектов синхронизирована с региональными (национальными) проектами и государственными программами. Привлечение средств регионального бюджета для реализации Стратегии Северодвинска 2030 планируется осуществлять в соответствии с действующим порядком финансирования государственных программ Архангельской области, региональной адресной инвестиционной программой на соответствующий год.
Проекты, предусматривающие модернизацию механизмов муниципального управления, предполагается осуществить без целевого финансирования в рамках участия в реализации федеральных и региональных проектов.
Важнейшим финансовым ресурсом для реализации Стратегии являются внебюджетные средства, которые могут привлекаться на принципах государственно-(муниципально-) частного партнерства. Используя механизмы муниципально-частного партнерства, планируется реализация проектов в области строительства жилья и объектов социальной инфраструктуры, образования, городского транспорта и благоустройства городской среды.
В качестве дополнительных источников финансового обеспечения мероприятий по реализации Стратегии могут рассматриваться программы крупных компаний, предусматривающие мероприятия, направленные на комплексное развитие муниципального образования "Северодвинск". Средства внебюджетных источников предусматриваются на внедрение проектов, реализуемых за счет средств частных инвесторов, государственных компаний.
Предварительная оценка объемов финансирования мероприятий Стратегии Северодвинска на 2019-2030 годы составляет порядка 23 млрд рублей (в ценах 2019 года).
Необходимым условием является активное вовлечение населения в местное самоуправление и бюджетный процесс в целях развития общественной инфраструктуры муниципального образования "Северодвинск" на основе местных инициатив и с привлечением средств населения и субъектов предпринимательства.
Предполагается, что проекты на условиях софинансирования должны быть направлены на решение вопросов местного значения, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и содержать мероприятия по развитию (за исключением капитального строительства и реконструкции) следующих типов объектов общественной инфраструктуры муниципального образования "Северодвинск":
- объекты благоустройства и озеленения территории муниципального образования, в том числе дворовые территории;
- детские игровые площадки и комплексы;
- спортивные площадки и комплексы;
- места массового отдыха;
- автомобильные дороги местного значения.
Финансирование таких проектов планируется осуществлять за счет средств областного и местного бюджетов, жителей муниципального образования "Северодвинск", индивидуальных предпринимателей, юридических лиц в рамках законодательства Российской Федерации. Кроме финансового участия население может принимать трудовое участие в реализации проектов, направленных на развитие общественной инфраструктуры муниципального образования "Северодвинск".
Средства, предусмотренные на осуществление мероприятий Стратегии, подлежат ежегодной корректировке исходя из финансовых возможностей бюджетов и с учетом изменений в законодательстве.
Успешная реализация Стратегии зависит от эффективности системы управления ее реализацией, подразумевающей концентрацию ресурсов на основных направлениях развития муниципального образования, активное взаимодействие органов местного самоуправления, бизнеса и общества.
Реализацию плана мероприятий Стратегии в части создания объектов социальной, жилищно-коммунальной, инженерной, транспортной инфраструктуры целесообразно осуществлять за счет распределения между публичными и частными участниками задач, возможностей и рисков, включая механизмы муниципально-частного партнерства. Необходимо обеспечить построение эффективного сотрудничества и партнерских отношений власти, бизнеса и общества по всем направлениям развития муниципального образования. Финансово-экономический механизм может быть задействован в сочетании бюджетных и частных инвестиций в соответствующие программно-проектные формы по различным направлениям. Используя принципы муниципально-частного партнерства, можно интенсивно привлекать ресурсы предпринимательства, создавая новые рабочие места и увеличивая долю инвестиционных средств для развития территории.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.