Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением
Правительства
Кировской области
от 20.12.2019 N 688-п
Государственная программа
Кировской области "Развитие отраслей промышленного комплекса"
Паспорт
государственной программы Кировской области "Развитие отраслей промышленного комплекса"
Ответственный исполнитель Государственной программы |
министерство промышленной политики Кировской области |
Соисполнители Государственной программы |
министерство имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области, министерство лесного хозяйства Кировской области |
Наименования подпрограмм |
отсутствуют |
Наименования проектов |
региональный проект "Создание условий для повышения производительности труда на предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики Кировской области"; региональный проект "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики Кировской области"; региональный проект "Развитие несырьевого неэнергетического экспорта промышленных товаров Кировской области" |
Цель Государственной программы |
повышение конкурентоспособности и наукоемкости отраслей промышленного комплекса Кировской области |
Задачи Государственной программы |
создание условий для комплексного развития и дальнейшего наращивания компетенций в приоритетных базовых отраслях обрабатывающей промышленности; обеспечение роста производительности труда на предприятиях обрабатывающих производств Кировской области; создание и развитие промышленных парковых зон интенсивного развития |
Срок реализации Государственной программы |
2020 - 2024 годы |
Целевые показатели эффективности реализации Государственной программы |
индекс производства по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" по полному кругу организаций-производителей; темп роста производительности труда на предприятиях обрабатывающих производств; количество созданных рабочих мест в парковых зонах интенсивного развития |
Ресурсное обеспечение Государственной программы |
общий объем финансирования - 2457273,6 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 325173,0 тыс. рублей; средства областного бюджета - 375382,6 тыс. рублей; налоговые расходы - 52500,0 тыс. рублей; средства внебюджетных источников финансирования - 1704218,0 тыс. рублей. |
1. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Основой экономического потенциала Кировской области является промышленное производство, занимающее в объеме валового регионального продукта наибольшую долю. Ведущая роль принадлежит обрабатывающим производствам, стабильная работа которых и в будущем будет обеспечивать значительную долю налоговых поступлений в доходах регионального бюджета.
По состоянию на 31.12.2018 индекс промышленного производства в Кировской области по обрабатывающим отраслям промышленности превысил аналогичный показатель Российской Федерации и составил 107,0% (в Приволжском федеральном округе - 102,0%, в Российской Федерации - 102,6%), объем отгруженных товаров обрабатывающих производств составил более 220 млрд рублей, что составляет 112% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Обрабатывающие производства занимают наибольшую долю (более 80%) в структуре промышленности Кировской области.
Ведущими отраслями обрабатывающих производств в Кировской области являются: "Машиностроение", "Производство химических веществ и химических продуктов", "Производство металлургическое", "Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения", "Производство резиновых и пластмассовых изделий", "Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, в т.ч. в биотехнологии", "Легкая промышленность" (производство кожи и изделий из кожи, производство одежды, производство текстильных изделий), "Производство социально значимых товаров (индустрия детских товаров, реабилитационная индустрия и народные художественные промыслы)".
1.1. Ведущим сегментом обрабатывающих производств является машиностроительный комплекс, включающий следующие виды экономической деятельности:
производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования;
производство компьютеров, электронных и оптических изделий;
производство электрического оборудования;
производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки;
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов;
производство прочих транспортных средств и оборудования;
производство прочих готовых изделий;
ремонт и монтаж машин и оборудования.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области, по состоянию на 31.12.2018 количество предприятий (в т.ч. субъектов малого и среднего предпринимательства), осуществляющих деятельность по вышеперечисленным видам экономической деятельности, составляет более тысячи предприятий.
По состоянию на 31.12.2018 в машиностроительной отрасли было занято 31525 человек (36,1% от общей численности работников обрабатывающих производств Кировской области).
Фундаментом машиностроения являются предприятия оборонно-промышленного комплекса Кировской области. На территории Кировской области работают 13 предприятий, включенных в сводный реестр предприятий оборонно-промышленного комплекса (далее - предприятия ОПК).
Динамика основных показателей экономической деятельности предприятий в машиностроительной промышленности Кировской области представлена в таблице 1.
Таблица 1
Наименование показателя |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||
значение показателя |
в % к 2015 году |
значение показателя |
в % к 2016 году |
значение показателя |
в % к 2017 году |
|
Отгрузка по фактическим (чистым) видам экономической деятельности (млрд. рублей) |
54,2 |
102,5 |
57,1 |
105,4 |
61,2 |
107,2 |
Среднесписочная численность (тыс. человек) |
22,5 |
96,3 |
31,4 |
139,6 |
31,5 |
100,3 |
Средняя заработная плата (тыс. рублей) |
28,8 |
109,2 |
30,9 |
107,3 |
33,3 |
107,8 |
Производительность труда (млрд рублей / тыс.человек) |
2,4 |
104,3 |
1,8 |
75,0 |
1,9 |
105,5 |
Основными проблемами в машиностроительной промышленности являются:
высокая доля устаревшего оборудования;
нехватка высококвалифицированных кадров;
недостаток компетенций;
ориентированность предприятий ОПК на выпуск продукции специального назначения;
высокие риски инвестиций для вступления на рынки с новыми продуктами:
малый опыт работы предприятий ОПК в рыночной экономике;
относительно низкая производительность труда, слабое развитие кооперации.
1.2. Химическая промышленность Кировской области представлена производством минеральных удобрений, отдельных марок фторполимерной продукции и фторкаучуков.
На территории Кировской области по состоянию на 31.12.2018 осуществляли деятельность в сфере производства химических веществ и химических продуктов 84 предприятия.
Динамика основных показателей экономической деятельности предприятий в сфере химической промышленности Кировской области представлена в таблице 2.
Таблица 2
Наименование показателя |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||
значение показателя |
в % к 2015 году |
значение показателя |
в % к 2016 году |
значение показателя |
в % к 2017 году |
|
Отгрузка по фактическим (чистым) видам экономической деятельности (млрд. рублей) |
39,7 |
89,9 |
41,8 |
105,3 |
50,7 |
121,3 |
Среднесписочная численность(тыс. человек) |
4,5 |
97,8 |
7,2 |
160,0 |
6,4 |
88,9 |
Средняя заработная плата (тыс. рублей) |
37,6 |
125,3 |
37,5 |
99,7 |
39,4 |
105,1 |
Производительность труда (млрд. рублей / тыс.человек) |
8,8 |
93,6 |
5,8 |
65,9 |
7,9 |
136,2 |
Объем экспорта химической промышленности (млн. долларов США) |
403,5 |
70,3 |
484,8 |
120,1 |
492,6 |
101,6 |
Основными проблемами химической промышленности являются:
использование импортного сырья и технологий вместо отечественных;
низкий спрос внутреннего рынка на продукцию малотоннажной химии;
высокая стоимость энергоресурсов;
расположение головных офисов крупных предприятий за пределами Кировской области.
Для ускоренного развития химической промышленности необходимо:
углубление существующей технологической цепочки переработки сырья;
повышение добавленной стоимости региональной продукции;
расширение номенклатуры и снижение себестоимости производимой продукции;
внедрение наукоемких и ресурсосберегающих технологий;
продвижение инвестиционного потенциала предприятий химической промышленности в целях создания особых режимов ведения предпринимательской деятельности;
расширение экспорта продукции.
1.3. Металлургическая промышленность Кировской области представлена производством профильных прокатов, используемых в различных отраслях промышленности.
На территории Кировской области по состоянию на 31.12.2018 осуществляли деятельность в сфере металлургического производства 20 предприятий.
Динамика основных показателей экономической деятельности предприятий в сфере металлургической промышленности Кировской области представлена в таблице 3.
Таблица 3
Наименование показателя |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||
значение показателя |
в % к 2015 году |
значение показателя |
в % к 2016 году |
значение показателя |
в % к 2017 году |
|
Отгрузка по фактическим (чистым) видам экономической деятельности (млрд. рублей) |
14,5 |
114,4 |
16,7 |
115,2 |
18,8 |
112,5 |
Среднесписочная численность (тыс. человек) |
3,7 |
98,4 |
3,9 |
105,4 |
3,7 |
94,8 |
Средняя заработная плата (тыс. рублей) |
33,1 |
113,3 |
35,7 |
107,8 |
39,2 |
109,8 |
Наименование показателя |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||
значение показателя |
в % к 2015 году |
значение показателя |
в % к 2016 году |
значение показателя |
в % к 2017 году |
|
Производительность труда (млрд. рублей / тыс.человек) |
3,9 |
116,3 |
4,3 |
110,2 |
5,1 |
118,0 |
Объем экспорта металлургической промышленности (млн. долларов США) |
38,7 |
291,0 |
42,8 |
110,6 |
67,8 |
158,4 |
Основной проблемой металлургической промышленности является высокая стоимость энергоресурсов.
Для ускоренного развития металлургической промышленности необходимо:
внедрение наукоемких и ресурсосберегающих технологий;
расширение номенклатуры и ассортимента продукции;
расширение экспорта продукции;
внедрение современных экологически безопасных технологий.
1.4. Производство резиновых и пластмассовых изделий в Кировской области представлено выпуском шин для легковых автомобилей, синтетических материалов для низа обуви, резиновых технических изделий, гранулированных композиций из термоэластопластов, резиновых компаундов общего и специального назначения на основе каучуков, а также пластмассовых изделий санитарно-технических нужд.
На территории Кировской области по состоянию на 31.12.2018 осуществляли деятельность в сфере производства резиновых и пластмассовых изделий 142 предприятия.
Динамика основных показателей экономической деятельности предприятий в сфере производства резиновых и пластмассовых изделий Кировской области представлена в таблице 4.
Таблица 4
Показатель |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||
значение показателя |
в % к 2015 году |
значение показателя |
в % к 2016 году |
значение показателя |
в % к 2017 году |
|
Отгрузка по фактическим (чистым) видам экономической деятельности (млрд. рублей) |
9,3 |
117,9 |
9,8 |
105,3 |
10,1 |
103,0 |
Среднесписочная численность (тыс. человек) |
4,8 |
98,6 |
4,6 |
95,8 |
4,5 |
97,8 |
Средняя заработная плата (тыс. рублей) |
31,3 |
123,2 |
30,7 |
98,1 |
33,3 |
107,5 |
Производительность труда (млрд. рублей / тыс.человек) |
1,9 |
118,7 |
2,1 |
110,5 |
2,2 |
104,8 |
1.5. Промышленность Кировской области в сфере лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, в т.ч. в биотехнологии, представлена производством импортозамещающих и инновационных лекарственных препаратов, направленных на профилактику и терапию социально значимых заболеваний. Ключевыми направлениями являются изготовление современных вакцин, а также орфанных лекарственных препаратов и препаратов по борьбе с онкологическими заболеваниями, лекарственных препаратов, применяемых в педиатрии, гастроэнтерологии, кардиологии, неврологии, аллергологии, дерматологии, для лечения инфекционных заболеваний, а также антисептических препаратов. Кроме того, предприятиями фармацевтической отрасли Кировской области осуществляется производство биологически активных веществ и ветеринарных препаратов.
На территории Кировской области по состоянию на 31.12.2018 производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, осуществляли 11 отраслевых предприятий.
Динамика основных показателей экономической деятельности предприятий в отрасли производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, представлена в таблице 5.
Таблица 5
Наименование показателя |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||
значение показателя |
в % к 2015 году |
значение показателя |
в % к 2016 году |
значение показателя |
в % к 2017 году |
|
Отгрузка по фактическим (чистым) видам экономической деятельности (млрд. рублей) |
4,1 |
125,0 |
5,0 |
121,9 |
7,5 |
150,0 |
Среднесписочная численность (тыс. человек) |
1,0 |
125,1 |
1,2 |
120,0 |
1,4 |
116,6 |
Средняя заработная плата (тыс. рублей) |
31,1 |
111,8 |
33,5 |
107,7 |
34,7 |
103,5 |
Производительность труда (млрд. рублей / тыс. человек) |
4,1 |
99,9 |
4,2 |
102,4 |
5,4 |
128,6 |
Основными проблемами в сфере лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, в т.ч. в биотехнологии, являются:
использование импортного сырья и технологий вместо отечественных;
нехватка и отток квалифицированных кадров.
Для ускоренного развития производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, необходимо:
развитие сотрудничества с зарубежными странами;
использование мер государственной поддержки;
продвижение инвестиционного потенциала предприятий промышленности в сфере лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, в целях создания особых режимов ведения предпринимательской деятельности на территории их размещения;
расширение номенклатуры и ассортимента продукции.
1.6. Легкая промышленность Кировской области включает три подотрасли, объединяющих 258 предприятий: текстильного, швейного производства; производства кожи, изделий из кожи, обуви; производства меховых изделий.
На территории Кировской области по состоянию на 31.12.2018 количество предприятий по подотраслям составило: производство текстильных изделий - 32 единицы; производство одежды, в том числе меховых изделий,- 175 единиц; производство кожи и изделий из кожи - 51 единица. Было занято 8 101 работников, что составляло 9,3% от общей численности работников перерабатывающих производств Кировской области.
Основными территориями размещения предприятий, определяющих промышленную и экономическую политику легкой промышленности (кожевенная и обувная подотрасль), являются город Киров и Слободской район Кировской области, которые имеют наибольший удельный вес в общем объеме производимой продукции легкой промышленности Кировской области (56%).
Динамика основных показателей экономической деятельности предприятий в отрасли легкой промышленности представлена в таблице 6.
Таблица 6
Наименование показателя |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||
значение показателя |
в % к 2015 году* |
значение показателя |
в % к 2016 году |
значение показателя |
в % к 2017 году |
|
Отгрузка по фактическим (чистым) видам экономической деятельности (млрд. рублей) |
7,05 |
- |
7,51 |
106,5 |
7,53 |
100,2 |
Среднесписочная численность (тыс. человек) |
7,1 |
- |
5,5 |
77,5 |
8,1 |
147,3 |
Средняя заработная плата (тыс. рублей) |
16,4 |
- |
18,0 |
109,7 |
19,0 |
105,5 |
Производительность труда (млрд. рублей / тыс.человек) |
0,99 |
- |
1,37 |
138,3 |
0,96 |
70,0 |
______________________________
* Нет данных в связи с началом действия с 2017 года новой редакции классификатора ОКВЭД-2.
Основными приоритетными направлениями развития легкой промышленности Кировской области, обладающими сравнительно конкурентоспособной продукцией, являются кожевенная, обувная, а также меховая подотрасли.
1.6.1. Основными проблемами кожевенной и обувной подотрасли являются:
неравные условия осуществления предпринимательской деятельности, присутствие на внутреннем рынке дешевой фальсифицированной продукции;
нехватка квалифицированных кадров.
Для ускоренного развития кожевенной и обувной подотрасли необходимо:
развитие кожевенно-обувного кластера;
создание на территории Кировской области производств, повышающих добавленную стоимость продукции предприятий.
1.6.2. Основными проблемами меховой подотрасли являются:
кризис перепроизводства меховых изделий на внутреннем и внешнем рынках;
неравные условия осуществления предпринимательской деятельности, присутствие на внутреннем рынке дешевой фальсифицированной меховой продукции;
высокая доля устаревшего оборудования;
нехватка квалифицированных кадров, в том числе специалистов в области дизайна и специалистов, владеющих современными методами продаж.
Для ускоренного развития меховой подотрасли необходимо:
поддержка и развитие предприятий с полным производственным циклом;
научное обеспечение меховой подотрасли единственным в Российской Федерации Всероссийским научно-исследовательским институтом охотничьего хозяйства и звероводства;
развитие сырьевой базы меховой подотрасли.
1.7. Кировская область является одной из базовых областей Российской Федерации по заготовке и обработке древесины. По объему заготовки древесины и производству пиломатериалов Кировская область занимает пятое место в Российской Федерации. В Приволжском федеральном округе Кировская область занимает второе место по запасам древесины (после Пермского края), а по объему производства пиломатериалов - первое место.
Лесопромышленный комплекс обеспечивает не только потребности Кировской области в древесине и продукции переработки древесины, но и поставляет ее на экспорт и в другие субъекты Российской Федерации.
В Кировской области деревообработкой занимаются более 1600 предприятий и организаций различной организационно-правовой формы, на которых занято около 30 тыс. работников.
В последние годы в Кировской области отмечается устойчивый рост объемов заготовки древесины. В 2017 году было заготовлено 8,4 млн куб. метров древесины, что составило 49,5% от расчетной лесосеки. В 2018 году заготовлено 10,4 млн куб. метров древесины, или 61,2% от расчетной лесосеки.
Динамика основных показателей экономической деятельности предприятий лесоперерабатывающей отрасли представлена в таблице 7.
Таблица 7
Наименование показателя |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||
значение показателя |
в % к 2015 году |
значение показателя |
в % к 2016 году |
значение показателя |
в % к 2017 году |
|
Отгрузка по фактическим (чистым) видам экономической деятельности (млрд. рублей) |
8,3 |
- |
8,4 |
101,2 |
18,4 |
219,0 |
Среднесписочная численность (тыс. человек) |
11,9 |
- |
10,2 |
85,7 |
11,1 |
108,8 |
Средняя заработная плата (тыс. рублей) |
16,2 |
- |
20,4 |
125,9 |
21,4 |
104,9 |
Производительность труда (млрд.рублей / тыс.человек) |
0,7 |
- |
0,8 |
114,3 |
1,7 |
212,5 |
Объем экспорта (млн. долларов США) |
146,5 |
106,9 |
168,3 |
114,9 |
208,1 |
123,7 |
На территории Кировской области реализуются четыре приоритетных инвестиционных проекта, включенные в перечень приоритетных инвестиционных проектов в соответствии с Положением о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Общий объем инвестиций по четырем реализуемым приоритетным инвестиционным проектам составляет свыше 10,4 млрд рублей, в 2018 году уплачено налоговых платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации 645,427 млн. рублей, в том числе в областной бюджет - 449,881 млн. рублей, создано 3,8 тыс.рабочих мест. Для реализации инвестиционных проектов выделено 3,2 млн. куб. метров древесины.
Все вышеуказанные инвестиционные проекты направлены на глубокую переработку древесины: производство строганного погонажа, большеформатной фанеры, деревянное домостроение. При этом решается вопрос трудоустройства работников монопрофильных поселений, препятствующего снижению уровня жизни, увеличению безработицы, оттоку наиболее квалифицированных специалистов и молодежи.
1.8. Основными направлениями индустрии социально значимых товаров в Кировской области являются: разработка и производство наукоемких медицинских изделий, производство протезной и ортопедической продукции, производство детских игрушек и народные художественные промыслы.
Одним из основных факторов для успешного развития промышленного производства в Кировской области является наличие доступной производственной инфраструктуры.
На территории города Вятские Поляны Вятскополянского района Кировской области с 2013 года успешно функционирует промышленный парк, созданный в соответствии с распоряжением Правительства Кировской области от 06.06.2013 N 160 "О создании парковой зоны интенсивного развития". В соответствии с распоряжением Правительства Кировской области от 31.10.2014 N 47 "О создании парковой зоны" на территории деревни Слободино Юрьянского района Кировской области создан промышленный парк "Слободино".
Целью создания промышленных парков является оказание поддержки малому и среднему предпринимательству по локализации их производств. За счет строительства инфраструктуры и введения налоговых преференций производится снижение административных барьеров, обеспечиваются благоприятные условия для ведения бизнеса. Кроме того, функционирование промышленных парков обеспечивает развитие конкурентоспособных, экспортоориентированных и импортозамещающих технологий, производства товаров и услуг.
Функционирование промышленного парка на территории города Вятские Поляны Вятскополянского района Кировской области и промышленного парка "Слободино" на территории деревни Слободино Юрьянского района Кировской области планируется продолжить.
Кроме того, планируется проведение организационных мероприятий по увеличению числа парковых зон интенсивного развития на территории Кировской области.
С учетом задач, отраженных в Стратегии социально-экономического развития Кировской области, в рамках Государственной программы предлагается аккумулировать мероприятия, направленные:
на диверсификацию производства предприятий ОПК;
на обеспечение развития машиностроительного комплекса;
на обеспечение развития лесоперерабатывающей промышленности;
на обеспечение развития легкой промышленности;
на обеспечение развития химической промышленности;
на обеспечение развития металлургии;
на обеспечение развития промышленности в сфере производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, в т. ч. в биотехнологии;
на обеспечение развития производства социально значимых товаров;
на развитие промышленных парков.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации Государственной программы, сроки реализации Государственной программы
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы сформированы на основании следующих положений:
Федерального закона Российской Федерации от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации";
Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика";
распоряжения Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 207-р (об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года);
Закона Кировской области от 05.05.2016 N 648-ЗО "О промышленной политике в Кировской области";
постановления Правительства Кировской области от 27.07.2004 N 11/163 "О мерах по реализации Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" на территории Кировской области";
Стратегии социально-экономического развития Кировской области.
Целью Государственной программы является повышение конкурентоспособности и наукоемкости отраслей промышленного комплекса Кировской области.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
создание условий для комплексного развития и дальнейшего наращивания компетенций в приоритетных базовых отраслях обрабатывающей промышленности;
обеспечение роста производительности труда на предприятиях обрабатывающих производств Кировской области;
создание и развитие промышленных парковых зон интенсивного развития.
Целевыми показателями эффективности реализации Государственной программы являются:
индекс производства по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" по полному кругу организаций-производителей;
темп роста производительности труда на предприятиях обрабатывающих производств;
количество созданных рабочих мест в парковых зонах интенсивного развития.
Сведения о целевых показателях эффективности реализации Государственной программы приведены в приложении N 1.
Методика расчета значений целевых показателей эффективности реализации Государственной программы приведена в приложении N 2.
Срок реализации Государственной программы: 2020 - 2024 годы.
3. Обобщенная характеристика отдельных мероприятий, проектов Государственной программы
Достижению цели и решению задач Государственной программы будет способствовать выполнение комплекса отдельных мероприятий и региональных проектов.
3.1. На решение задачи "Создание условий для комплексного развития и дальнейшего наращивания компетенций в приоритетных базовых отраслях обрабатывающей промышленности" направлена реализация отдельных мероприятий:
"Диверсификация производства предприятий оборонно-промышленного комплекса, расположенных на территории Кировской области";
"Содействие промышленным предприятиям Кировской области в получении государственной поддержки";
"Обеспечение развития машиностроительного комплекса";
"Обеспечение развития отрасли легкой промышленности";
"Обеспечение развития химической отрасли промышленности";
"Обеспечение развития металлургической промышленности";
"Обеспечение развития промышленности в сфере производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, в т. ч. в биотехнологии";
"Обеспечение развития лесоперерабатывающей промышленности";
"Обеспечение развития производства социально значимых товаров";
"Обеспечение реализации Государственной программы и прочие мероприятия в области промышленной политики";
регионального проекта "Развитие несырьевого неэнергетического экспорта промышленных товаров Кировской области".
3.1.1. В рамках отдельного мероприятия "Диверсификация производства предприятий оборонно-промышленного комплекса, расположенных на территории Кировской области" планируется:
рассмотрение и участие в проведении оценки научных, технических и конструкторских решений при разработке и организации выпуска высокотехнологичной, конкурентоспособной и импортозамещающей продукции в рамках деятельности Совета главных конструкторов Кировской области в целях выполнения поручения Президента Российской Федерации по диверсификации производства предприятий;
осуществление работы научно-технического совета при министерстве промышленной политики Кировской области в части рассмотрения и подготовки предложений предприятиям по поддержке научно-технических и инновационных программ и проектов в сфере промышленности.
3.1.2. В рамках отдельного мероприятия "Содействие промышленным предприятиям Кировской области в получении государственной поддержки" планируется:
проведение с руководителями предприятий Кировской области консультаций, совещаний, семинаров, круглых столов по вопросам развития промышленного потенциала Кировской области;
оказание содействия промышленным предприятиям Кировской области по взаимодействию с региональными и федеральными органами исполнительной власти по всем возникающим вопросам, в том числе по формам и срокам государственной поддержки;
проведение с промышленными предприятиями Кировской области консультаций по вопросам подачи заявок на конкурсный отбор в федеральные министерства и ведомства (гранты, субсидии, льготные займы);
обеспечение деятельности некоммерческой организации "Государственный фонд развития промышленности Кировской области" (далее - региональный фонд), оказывающей финансовую поддержку субъектам деятельности в сфере промышленности на территории Кировской области за счет средств областного бюджета, а также за счет иных источников в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Региональному фонду предоставляется субсидия из областного бюджета в виде имущественного взноса на следующие цели:
на финансовую поддержку субъектов деятельности в сфере промышленности, осуществляемую путем выдачи льготных заемных средств по программам софинансирования с федеральным государственным автономным учреждением "Российский фонд технологического развития" (далее - Российский фонд развития промышленности);
на осуществление текущей деятельности.
Порядок определения объема и предоставления субсидии из областного бюджета региональному фонду утверждается Правительством Кировской области.
3.1.3. В рамках отдельного мероприятия "Обеспечение развития машиностроительного комплекса" планируется:
ведение реестра субъектов деятельности в сфере машиностроения;
осуществление мониторинга состояния и развития машиностроительного комплекса, подготовка ежеквартального отчета по показателям финансово-экономической деятельности предприятий машиностроительного комплекса;
осуществление мониторинга текущей и прогнозирование будущей потребности предприятий машиностроительного комплекса в рабочих, инженерных и гуманитарных специальностях, формирование предложений по совершенствованию программ обучения на базе профессиональных образовательных организаций;
содействие предприятиям машиностроительного комплекса в проведении мероприятий по продвижению продукции на внешние рынки.
3.1.4. В рамках отдельного мероприятия "Обеспечение развития отрасли легкой промышленности" планируется:
организация регулярного обмена информацией, необходимой для обеспечения деятельности общественных организаций, контрольно-надзорных органов, органов исполнительной власти Кировской области в рамках шестистороннего соглашения в части взаимодействия по вопросам выявления, предупреждения и пресечения фактов незаконного введения в гражданский оборот промышленной продукции;
ведение реестра субъектов деятельности в сфере легкой промышленности;
осуществление мониторинга состояния и развития отрасли легкой промышленности, подготовка ежеквартального отчета по показателям финансово-экономической деятельности предприятий легкой промышленности;
осуществление мониторинга текущей и прогнозирование будущей потребности отрасли легкой промышленности в рабочих, инженерных и гуманитарных специальностях, формирование предложений по совершенствованию программ обучения на базе профессиональных образовательных организаций;
продвижение инвестиционного потенциала отрасли легкой промышленности, в том числе путем целевого поиска перспективных инвесторов;
содействие предприятиям легкой промышленности в проведении мероприятий по продвижению продукции на внешние рынки.
3.1.5. В рамках отдельного мероприятия "Обеспечение развития химической отрасли промышленности" планируется:
разработка концепции развития химической отрасли промышленности Кировской области;
ведение реестра субъектов деятельности в химической отрасли промышленности;
осуществление мониторинга состояния и развития химической отрасли промышленности, подготовка ежеквартального отчета по показателям финансово-экономической деятельности предприятий химической отрасли промышленности;
осуществление мониторинга текущей и прогнозирование будущей потребности химической отрасли промышленности в рабочих, инженерных и гуманитарных специальностях, формирование предложений по совершенствованию программ обучения на базе профессиональных образовательных организаций;
продвижение инвестиционного потенциала химической отрасли промышленности, в том числе путем целевого поиска перспективных инвесторов;
содействие предприятиям химической отрасли промышленности в проведении мероприятий по продвижению продукции на внешние рынки.
3.1.6. В рамках отдельного мероприятия "Обеспечение развития металлургической промышленности" планируется:
разработка концепции развития металлургической отрасли промышленности Кировской области;
осуществление мониторинга состояния и развития металлургической отрасли промышленности, подготовка ежеквартального отчета по показателям финансово-экономической деятельности предприятий металлургической отрасли промышленности;
осуществление мониторинга текущей и прогнозирование будущей потребности металлургической отрасли промышленности в рабочих, инженерных и гуманитарных специальностях, формирование предложений по совершенствованию программ обучения на базе профессиональных образовательных организаций;
продвижение инвестиционного потенциала металлургической отрасли промышленности, в том числе путем целевого поиска перспективных инвесторов;
содействие предприятиям металлургической отрасли промышленности в проведении мероприятий по продвижению продукции на внешние рынки.
3.1.7. В рамках отдельного мероприятия "Обеспечение развития промышленности в сфере производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, в т.ч. в биотехнологии" планируется:
ведение реестра субъектов деятельности в сфере производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, в т.ч. в биотехнологии;
осуществление мониторинга состояния и развития отрасли в сфере производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, подготовка ежеквартального отчета по показателям финансово-экономической деятельности предприятий в сфере производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, в т.ч. в биотехнологии;
осуществление мониторинга текущей и прогнозирование будущей потребности отрасли в сфере производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, в т.ч. в биотехнологии, в рабочих, инженерных и гуманитарных специальностях, формирование предложений по совершенствованию программ обучения на базе профессиональных образовательных организаций;
продвижение инвестиционного потенциала в сфере производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, в т.ч. в биотехнологии, путем целевого поиска перспективных инвесторов;
содействие предприятиям в сфере производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, в т.ч. в биотехнологии, в продвижении продукции на внешние рынки.
3.1.8. В рамках отдельного мероприятия "Обеспечение развития лесоперерабатывающей промышленности" планируется:
осуществление отбора заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области лесопереработки;
осуществление контроля за исполнением поквартального графика и обязательств инвестора по созданию объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры путем проведения выездных проверок;
формирование и актуализация базы данных лесопромышленных организаций Кировской области;
оказание предприятиям лесоперерабатывающей отрасли содействия в проведении выставочно-ярмарочной деятельности;
осуществление организационной поддержки предприятий лесоперерабатывающей отрасли в проведении совещаний, конференций, круглых столов.
3.1.9. В рамках отдельного мероприятия "Обеспечение развития производства социально значимых товаров" планируется:
ведение реестра о субъектах деятельности в сфере производства социально значимых товаров;
осуществление мониторинга состояния и развития отрасли в сфере производства социально значимых товаров;
осуществление мониторинга текущей и прогнозирование будущей потребности предприятий в сфере производства социально значимых товаров в рабочих специальностях.
3.1.10. В рамках отдельного мероприятия "Обеспечение реализации Государственной программы и прочие мероприятия в области промышленной политики" планируется:
финансирование содержания министерства промышленной политики Кировской области;
осуществление лицензионного контроля за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов;
координация деятельности органов исполнительной власти Кировской области в сфере банкротства организаций, расположенных на территории Кировской области, а также организованное обеспечение деятельности межведомственной комиссии по координации деятельности органов исполнительной власти Кировской области в сфере банкротства организаций, расположенных на территории Кировской области;
организационное обеспечение деятельности региональной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Кировской области.
3.1.11. Региональный проект "Развитие несырьевого неэнергетического экспорта промышленных товаров Кировской области" реализуется в рамках федерального проекта "Промышленный экспорт", входящего в состав национального проекта "Международная кооперация и экспорт", и направлен на увеличение объема экспорта несырьевых неэнергетических промышленных товаров Кировской области путем повышения доступности мер поддержки экспорта для промышленных предприятий Кировской области.
В рамках реализации регионального проекта "Развитие несырьевого неэнергетического экспорта промышленных товаров Кировской области" планируется:
проведение регионального квалификационного отбора организаций для предоставления государственной поддержки в целях реализации корпоративных программ повышения конкурентоспособности (далее - КППК);
формирование перечня производителей Кировской области, подавших заявки на предоставление мер поддержки, направленных на повышение конкурентоспособности производимой продукции;
заключение Министерством промышленности и торговли Российской Федерации соглашений с производителями промышленной продукции Кировской области, участвующими в реализации КППК.
3.2. На решение задачи "Обеспечение роста производительности труда на предприятиях обрабатывающих производств Кировской области" направлена реализация отдельного мероприятия "Повышение престижа рабочих и инженерных профессий", а также региональных проектов "Создание условий для повышения производительности труда на предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики Кировской области" и "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики Кировской области".
3.2.1. В рамках отдельного мероприятия "Повышение престижа рабочих и инженерных профессий" планируется:
участие работников предприятий в отраслевых конкурсах профессионального мастерства "Инженер года", "Лучший газорезчик", "Новаторство в промышленности", "Лучший наставник на предприятии";
популяризация профессий в отрасли легкой промышленности, проведение конкурсов "Модный город", "Зимние забавы", "Лучшая швея";
проведение ежегодных церемоний награждения победителей и участников отраслевых конкурсов профессионального мастерства, вручение дипломов и памятных знаков.
3.2.2. Региональный проект "Создание условий для повышения производительности труда на предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики Кировской области" реализуется в рамках федерального проекта "Системные меры по повышению производительности труда", входящего в состав национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости", и направлен на стимулирование предприятий базовых несырьевых отраслей экономики к повышению производительности труда, повышению уровня компетентности управленческих кадров для увеличения производительности труда и формированию системы экспертной поддержки повышения производительности труда на предприятиях - участниках регионального проекта.
В рамках регионального проекта "Создание условий для повышения производительности труда на предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики Кировской области" планируется:
предоставление льготных займов, направленных на разработку и внедрение на предприятиях Кировской области перспективных технологий;
предоставление налоговых преференций предприятиям - участникам регионального проекта;
организация нефинансового стимулирования внедрения передовых управленческих, организационных и технологических решений для повышения производительности труда в Кировской области;
разработка и внедрение программ обучения управленческих кадров в Кировской области, направленных на формирование навыков управления предприятием, а также управления в условиях организационных трансформаций;
обучение управленческих кадров, вовлеченных в реализацию регионального проекта;
реализация программы внедрения автоматизации и использования цифровых технологий для предприятий - участников регионального проекта;
предоставление предприятиям мер финансовой поддержки в части предоставления займов (субсидий) на приобретение специализированного программного обеспечения для предприятий - участников регионального проекта;
проведение инжиниринга технологических процессов в приоритетных отраслях обрабатывающей промышленности Кировской области с целью автоматизации и увеличения производительности труда.
3.2.3. Региональный проект "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики Кировской области" реализуется в рамках федерального проекта "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях", входящего в состав национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости".
В рамках регионального проекта "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики Кировской области" планируется:
разработка программ повышения производительности труда на предприятиях - участниках регионального проекта;
внедрение программ обучения, влияющих на повышение производительности труда в Кировской области;
обеспечение ежегодного обучения сотрудников предприятий - участников регионального проекта инструментам повышения производительности труда;
подготовка локальных тренеров предприятий - участников регионального проекта;
создание Регионального центра компетенций в сфере производительности труда (далее - РЦК);
3.3. На решение задачи "Создание и развитие промышленных парковых зон интенсивного развития" направлена реализация отдельных мероприятий "Создание и управление парковыми зонами интенсивного развития" и "Налоговые расходы".
3.3.1. В рамках отдельного мероприятия "Создание и управление парковыми зонами интенсивного развития" планируется:
управление парковой зоной интенсивного развития,расположенной на территории города Вятские Поляны Вятскополянского района Кировской области;
управление парковой зоной "Слободино", расположенной на территории деревни Слободино Юрьянского района Кировской области;
создание условий развития промышленных парков.
3.3.2. В рамках отдельного мероприятия "Налоговые расходы" предусмотрено предоставление в соответствии с законодательством Кировской области налоговых льгот резидентам и управляющим компаниям парковых зон, участникам специального инвестиционного контракта, а также проведение оценки эффективности предоставленных налоговых льгот.
Сведения об отдельном мероприятии "Налоговые расходы" в сфере реализации Государственной программы приведены в приложении N 3.
4. Ресурсное обеспечение Государственной программы
Общий объем финансирования Государственной программы в 2020 - 2024 годах составляет 2457273,6 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 325173,0 тыс. рублей;
средства областного бюджета - 375382,6 тыс. рублей;
налоговые расходы - 52500,0 тыс. рублей;
средства внебюджетных источников финансирования - 1704218,0 тыс. рублей.
Привлечение средств федерального бюджета планируется в рамках государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика".
Объем ежегодных расходов, связанных с финансовым обеспечением Государственной программы за счет областного бюджета, устанавливается законом Кировской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Внебюджетными источниками финансирования мероприятий Государственной программы являются средства промышленных предприятий Кировской области и средства Российского фонда развития промышленности.
Направлением финансирования Государственной программы являются "Прочие расходы".
Ресурсное обеспечение Государственной программы приведено в приложении N 4.
5. Анализ рисков реализации Государственной программы и описание мер управления рисками
На результаты реализации Государственной программы могут оказать существенное влияние негативные факторы. Анализ рисков реализации Государственной программы и описание мер управления рисками представлены в таблице 8.
Таблица 8
Негативные факторы |
Способы минимизации рисков |
Низкая заинтересованность предприятий базовых несырьевых отраслей экономики в участии в региональных проектах |
необходимость определения приоритетных направлений финансирования |
Недостаточное финансирование Государственной программы за счет средств областного и (или) федерального бюджета |
Необходимость привлечения внебюджетных средств для реализации Государственной программы |
6. Участие муниципальных образований Кировской области в реализации Государственной программы
В рамках отдельных мероприятий "Содействие промышленным предприятиям Кировской области в получении государственной поддержки" и "Повышение престижа рабочих и инженерных профессий" планируется участие предприятий базовых отраслей обрабатывающей промышленности.
В рамках отдельного мероприятия "Содействие промышленным предприятиям Кировской области в получении государственной поддержки" и регионального проекта "Создание условий для повышения производительности труда на предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики Кировской области" принимает участие Российский фонд развития промышленности.
В рамках отдельного мероприятия "Содействие промышленным предприятиям Кировской области в получении государственной поддержки" предоставляются льготные заемные средства предприятиям обрабатывающей промышленности по программам "Проекты развития" и "Комплектующие изделия".
В рамках отдельного мероприятия "Создание и управление парковыми зонами интенсивного развития" принимает участие акционерное общество "Корпорация развития Кировской области".
В рамках регионального проекта "Создание условий для повышения производительности труда на предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики Кировской области" региональным фондом предоставляются льготные займы, направленные на разработку и внедрение на предприятиях Кировской области перспективных технологий.
Прогнозируемый объем расходов за счет средств из внебюджетных источников приведен в приложении N 4.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.