Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 ноября 2019 г. N 56-АПА19-20
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Котович Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Теплоэнергетическая компания" о признании не действующим постановления департамента по тарифам Приморского края от 02 декабря 2015 г. N 56/1 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на тепловую энергию (мощность), для потребителей акционерного общества "Теплоэнергетическая компания" (котельная "Центральная") городского округа Большой Камень на период с 2016 по 2018 годы" (в редакции постановления департамента по тарифам Приморского края от 06 декабря 2017 г. N 68/8) в части по апелляционной жалобе акционерного общества "Теплоэнергетическая компания" на решение Приморского краевого суда от 06 июня 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей акционерного общества "Теплоэнергетическая компания" Борзовой Ю.В., Нигматулина А.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
акционерное общество "Теплоэнергетическая компания" (далее - АО "Теплоком", общество) обратилось в Приморский краевой суд с заявлением о признании недействующим постановления департамента по тарифам Приморского края от 02 декабря 2015 г. N 56/1 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на тепловую энергию (мощность), для потребителей акционерного общества "Теплоэнергетическая компания" (котельная "Центральная") городского округа Большой Камень на период с 2016 по 2018 годы" (в редакции постановления департамента по тарифам Приморского края от 06 декабря 2017 г. N 68/8) в части изменений в приложение 2 "Тарифы на тепловую энергию (мощность)", внесенных постановлением от 06 декабря 2017 г. N 68/8.
Решением Приморского краевого суда от 06 июня 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, регулирующих данные правоотношения, и принять новое решение об удовлетворении заявления.
Относительно апелляционной жалобы и дополнения к ней департамент по тарифам Приморского края и прокуратура Приморского края представили отзыв и возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, дополнениям к ней, отзыве и возражениях на нее, заслушав объяснения представителей административного истца, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075, которым утверждены в том числе Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении, а также приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 N 760-э "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения".
Согласно пунктам 4, 5.1 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность) и тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям.
Статьей 7 названного закона установление тарифов, в том числе на тепловую энергию (мощность), отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
Департамент по тарифам Приморского края (далее - департамент по тарифам) согласно пункту 2 части 1 Положения о департаменте по тарифам Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 06 августа 2007 г. N 214-па, является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) в том числе в сфере теплоснабжения на территории Приморского края.
Постановлением департамента по тарифам от 02 декабря 2015 г. N 56/1 установлены тарифы на тепловую энергию (мощность) для потребителей АО "Теплоком" (котельная "Центральная") на период регулирования с 2016 по 2018 годы согласно приложению N 2.
Постановлением департамента по тарифам от 06 декабря 2017 г. N 68/8 в указанное приложение внесены изменения, а именно скорректированы тарифы на 2017 год, которые составили с 01 января по 30 июня - 2 841,36 руб./Гкал, с 01 июля про 31 декабря - 2 841,36 руб./Гкал; на 2018 год с 01 января по 30 июня - 2 799,64 руб./Гкал, с 01 июля по 31 декабря - 2 799,64 руб./Гкал.
В обоснование заявленного требования общество указало, что оспариваемое постановление от 02 декабря 2015 г. N 56/1 (в редакции постановления от 06 декабря 2017 г. N 68/8) противоречит нормативным правовым актам, регулирующим правоотношения в сфере теплоснабжения, имеющим большую юридическую силу. По мнению заявителя, органом регулирования при установлении тарифа необоснованно не учтены в полном объеме расходы общества на приобретение жидкого топлива, а также расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, не противоречит федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Расчет затрат по названным статьям расходов произведен органом регулирования в соответствии с нормативными актами в сфере государственного регулирования тарифов на тепловую энергию.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает ошибочными выводы суда первой инстанции относительно обоснованности расчета расходов на приобретение жидкого топлива, произведенного органом регулирования согласно подпункту "в" пункта 28 Основ ценообразования.
Пунктом 33 Основ ценообразования предусмотрено, что расходы на топливо относятся к расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности.
В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии: 1) удельный расход топлива на производство 1 Г кал тепловой энергии; 2) плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение; 3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.
При этом плановая (расчетная) цена на топливо в силу пункта 37 Основ ценообразования определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования, согласно подпунктам "а", "б", "в" которого используются источники информации о ценах (тарифах) и расходах, в следующем порядке: а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); цены на природный газ; предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей; динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).
Названные источники применяются последовательно, при этом отказ от определения планируемых цен в соответствии с одним источником информации подразумевает невозможность его использования и необходимость перехода к следующему источнику.
При установлении тарифов для АО "Теплоком" по котельной "Центральная" экспертами департамента по тарифам Приморского края проведена корректировка расходов на приобретение энергетических ресурсов на третий год долгосрочного периода регулирования (2018 год).
Согласно материалам дела плановая (расчетная) стоимость мазута на 20172018 год определена обществом исходя из фактически сложившейся цены топлива, установленной договором от 23 октября 2017 г. N 38-10/17, заключенным с ООО "УссурНефтеПродукт", по результатам закупочной процедуры - запроса предложений на право заключения договора на поставку мазута М-100 для нужд АО "Теплоком".
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, Судебная коллегия исходит из следующего.
Пунктом 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) определено, что договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
Согласно пункту 4 указанной статьи торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.
Исходя из анализа действующего законодательства торги представляют собой способ заключения договора, содержащий правовой механизм, обеспечивающий определенный порядок в действиях организатора и конкуренцию среди участников торгов с целью выявления победителя, предложение которого может быть признано лучшим среди других.
В этой связи положения Гражданского кодекса, регулирующие проведение торгов могут применяться к иным торгово-закупочным процедурам, основанным на конкурентном отборе контрагента, предложение которого в наибольшей степени удовлетворяет потребностям заказчика.
Учитывая изложенное, торгами, исходя из норм гражданского законодательства, могут быть признаны закупочные процедуры, по своей правовой природе отвечающие определению "аукцион" или "конкурс", вне зависимости от наименования.
Так, частью 3 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) (в редакции от 07 июня 2017 г.) предусматривались иные помимо конкурса и аукциона способы закупки, с обязательным указанием в положении о закупках порядка проведения закупок указанным способом.
Согласно пункту 3.1 части 3 статьи 3 Закон о закупках (в действующей редакции) конкурентные закупки осуществляются в том числе в виде запроса предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пункту 3.1 части 3 статьи 3 Закон о закупках" имеется в виду "части 3.1 статьи 3 Закон о закупках"
В соответствии с пунктом 22 статьи 3.2 Закона о закупках, введенной в действие Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. N 505-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и вступившей в силу с 01 июля 2018 г., под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурсной закупки, заявка на участи в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Поскольку действующим законодательством определено, что запрос предложений является формой торгов, то указанное не исключает возможности отнесения данного вида конкурентной закупки к форме торгов и до введения в действие статьи 3.2 Закона о закупках.
Учитывая изложенное, способ определения расходов на приобретение жидкого топлива, предложенный обществом с учетом требований подпункта "б" пункта 28 Основ ценообразования является обоснованным.
Вместе с тем Судебная коллегия соглашается вывод суда первой инстанции относительно исключения из состава необходимой валовой выручки на 2018 год расходов по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, в заявленной обществом сумме, поскольку из представленных в материалы дела документов невозможно определить размер затрат, связанных с обслуживанием займов по котельной "Центральная".
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Приморского краевого суда от 06 июня 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Теплоэнергетическая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 ноября 2019 г. N 56-АПА19-20
Текст определения опубликован не был