Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 6
Особенности ЭМ ГВЭ (письменная форма)
6.1. Общие требования к ГВЭ по русскому языку
ГИА в форме ГВЭ проводится для:
1) обучающихся, осваивающих образовательные программы основного общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - участники ГВЭ без ОВЗ);
2) обучающихся с ОВЗ, экстернов с ОВЗ, обучающихся - детей-инвалидов и инвалидов, экстернов - детей-инвалидов и инвалидов (далее вместе - участники ГВЭ с ОВЗ).
ГВЭ по русскому языку проводится в нескольких формах в целях учета возможностей разных категорий участников ГИА.
Участникам ГВЭ без ОВЗ предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной работы: сочинение или изложение с творческим заданием (номер экзаменационных материалов содержит литеру "А", 100-е, 400-е номера вариантов).
Для участников ГВЭ с ОВЗ разрабатываются различные виды ЭМ. Вид ЭМ выбирается индивидуально с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития.
В случае если участник ГВЭ с ОВЗ имеет сопутствующие заболевания (нарушение слуха, зрения, речи) выбор литеры ГВЭ по русскому языку определяется с учетом характеристики ЭМ.
Ниже представлено рекомендуемое распределение ЭМ в зависимости от категории нозологической группы:
Литера |
Характеристика экзаменационных материалов (ЭМ) |
Номера вариантов |
Категории участников ГВЭ |
"А" |
|
- 400-е номера вариантов (изложение с творческим заданием); - 100-е номера вариантов (сочинение). |
1. Участники ГВЭ без ОВЗ; 2. Участники ГВЭ с нарушениями опорно-двигательного аппарата; 3. Иные категории участников ГВЭ, которым требуется создание специальных условий (диабет, онкология, астма и др.). |
"С" |
ЭМ не содержат визуальных образов.
ЭМ могут быть переведены на шрифт Брайля (при необходимости) |
- 600-е номера вариантов (изложение с творческим заданием); - 300-е номера вариантов (сочинение). |
1. Слепые, поздноослепшие; 2. Слабовидящие. |
"К" |
ЭМ не содержат звуковых образов.
При оценивании экзаменационной работы с литерой "К" предусмотрены критерии, отличающиеся от критериев оценивания ЭМ с литерой "А". |
- 500-е номера вариантов (изложение с творческим заданием); - 200-е номера вариантов (сочинение). |
1. Глухие, позднооглохшие; 2. Слабослышащие; 3. С тяжелыми нарушениями речи; 4. С задержкой психического развития. |
"Д" |
Диктант с особыми критериями оценивания |
- 700-е номера вариантов (диктант) |
Участники ГВЭ с расстройствами аутистического спектра. |
В зависимости от выбора формата ГВЭ по русскому языку и литературы должна быть реализована рассадка участников экзамена по аудиториям. При организации экзамена следует учесть, что для его проведения необходимы разные аудитории для проведения сочинения, изложения с творческим заданием (аудитории, в которых изложение читается организатором; аудитории, в которых текст изложения выдается для прочтения участникам ГВЭ; аудитории, в которых осуществляется сурдоперевод текста для изложения), диктанта.
Продолжительность выполнения экзаменационной работы по русскому языку (с любой литерой) составляет 3 часа 55 минут (235 минут).
При проведении экзамена по русскому языку участник экзамена имеет право пользоваться орфографическими и толковыми словарями, позволяющими устанавливать нормативное написание слов и определять значения лексической единицы.
ГВЭ по русскому языку в форме сочинения
Комплект тем сочинений содержит четыре темы разной проблематики, сгруппированные в соответствии с определенной структурой, инструкции для участника экзамена.
Особенности сочинения с литерой "А" (100-е номера) и "С" (300-е номера):
минимально необходимый объем сочинения: 250 слов. Если в сочинении менее 200 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Особенности сочинения с литерой "К" (200-е номера):
комплект тем сочинений отличается простыми формулировками тем сочинений; минимально необходимый объем сочинения: от 100 слов. Если в сочинении менее 70 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то работа оценивается 0 баллов.
ГВЭ по русскому языку в форме изложения с творческим заданием
Изложение с творческим заданием содержит текст, творческое задание, инструкцию для участника экзамена. Текст для изложения представляет собой фрагмент статьи, очерка, рассказа философской, социальной, нравственной проблематики. Текст рассматривается как стимул для написания сочинения-рассуждения.
Творческое задание формулируется в виде вопроса, связанного с проблематикой текста. Творческое задание должно быть прочитано и записано на доске (или распечатано для каждого участника экзамена). При необходимости на доске записываются имена собственные, упомянутые в тексте изложения.
В качестве организатора проведения экзамена в форме изложения с творческим заданием привлекается специалист (например, учитель начальных классов), владеющий методикой проведения экзамена в форме изложения. Не допускается привлекать к проведению экзамена в форме изложения специалиста по русскому языку и литературе, а также специалиста, являющегося, учителем данных участников ГИА.
Особенности сжатого изложения с творческим заданием с литерами "А" (400-е номера) и "С" (600-е номера)
Примерный объем текста для изложения - 200-280 слов.
Минимально необходимый объем письменной работы в форме изложения с творческим заданием:
изложение - от 70 слов (если в изложении менее 50 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то изложение оценивается 0 баллов);
творческое задание (сочинение) - от 200 слов (если в сочинении менее 150 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то сочинение оценивается 0 баллов).
Особенности изложения с творческим заданием с литерой "К" (500-е номера)
Тексты для изложения имеют повествовательный характер с ясным содержанием и сюжетной линией, четким изложением последовательности событий, не содержат сложных рассуждений автора, большого числа действующих лиц. В текстах не используются сложные синтаксические конструкции, обилие изобразительных средств и тропов, диалектной, архаичной лексики. Участники ГВЭ выбирают вид изложения - сжатое или подробное.
Устанавливается минимально необходимый объем письменной работы в форме изложения с творческим заданием:
сжатое изложение - от 40 слов (если в изложении менее 30 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то изложение оценивается 0 баллов).
объем подробного изложения не регламентируется;
творческое задание (сочинение) - от 70 слов (если в сочинении менее 50 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то сочинение оценивается 0 баллов).
Организационные особенности проведения ГВЭ по русскому языку в форме изложения с творческим заданием
Текст для изложения читается организатором в аудитории дважды с интервалом между прочтениями текста 2,5-3 минуты:
1) для участников ГВЭ без ОВЗ;
2) иных категорий участников ГВЭ, которым требуется создание специальных условий (диабет, онкология, астма и др.).
В это время указанные участники могут работать с листами бумаги для черновиков, выданными образовательной организацией, на базе которой организован ППЭ, выписывая ключевые слова, составляя план изложения (переписывать текст изложения в листы бумаги для черновиков запрещено).
Текст для изложения выдается для чтения и проведения подготовительной работы на 40 минут (при этом прочтение текста для изложения организатором в аудитории не осуществляется) для:
1) участников экзамена с тяжелыми нарушениями речи;
2) участников экзамена с задержкой психического развития;
3) участников экзамена с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
4) слепых, слабовидящих участников экзамена;
5) глухих, позднооглоших и слабослышащих участников экзамена.
Текст для изложения для слабовидящих участников экзамена копируется в увеличенном размере в день проведения экзамена в аудитории в присутствии членов ГЭК. Текст для изложения для слепых участников экзамена оформляется рельефно-точечным шрифтом Брайля.
В это время указанные участники могут работать с листами бумаги для черновиков, выданными образовательной организацией, на базе которой организован ППЭ, выписывая ключевые слова, составляя план изложения (переписывать текст изложения в листы бумаги для черновиков запрещено).
По истечении 40 минут организатор в аудитории забирает текст для изложения, и участники экзамена приступают к написанию изложения.
Для глухих, позднооглоших и слабослышащих участников экзамена при необходимости (вместо выдачи текста для изложения на 40 минут) может быть осуществлен сурдоперевод текста для изложения (о необходимости обеспечения сурдоперевода текста для изложения сообщается во время подачи заявления на участие в ГИА).
Участники экзамена, которым текст для изложения выдается на 40 минут для чтения, должны быть распределены в отдельную аудиторию. Категорически не рекомендуется распределять участников экзамена, которым текст для изложения выдается для чтения на 40 минут, в одну аудиторию вместе с участниками экзамена, которым текст для изложения зачитывается организатором.
ГВЭ по русскому языку в форме диктанта с литерой "Д" (700-е номера)
Проводится для участников ГВЭ по русскому языку с расстройствами аутистического спектра. Количество слов в диктанте 200-220.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом ГВЭ по русскому языку
Для оценки экзаменационной работы используется комплекс критериев оценивания, соответствующий определенному типу заданий: сочинение на свободную тему, изложение с творческим заданием, диктант. Для каждого из типов заданий разработаны специальные критерии. При этом общими для сочинения и изложения с творческим заданием являются критерии оценки грамотности и фактической точности речи участника ГВЭ. Для оценки экзаменационной работы в форме диктанта используются критерии оценки диктанта.**
Максимальный первичный балл за написание сочинения -17.
Максимальный первичный балл за написание изложения (сжатого или подробного) с творческим заданием - 17.
Максимальный первичный балл за написание диктанта - 17.
Результат за экзаменационную работу определяется, исходя из следующих положений:
если баллы, выставленные двумя экспертами, совпали, то эти баллы являются окончательными;
если установлено несущественное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то окончательные баллы определяется как среднее арифметическое баллов двух экспертов с округлением в соответствии с правилами математического округления;
если установлено существенное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то назначается дополнительная (третья) проверка.
Существенным расхождением в баллах, выставленных двумя экспертами, является расхождение в 8 и более баллов.
Экзаменационная работа оценивается путем сложения баллов по указанным критериям и их перевода в пятибалльную систему оценивания. Рекомендуется следующая шкала перевода суммы первичных баллов в пятибалльную систему оценивания:
Отметка по пятибалльной системе оценивания |
"2" |
"3" |
"4" |
"5" |
Первичный балл |
0-4 |
5-10 |
11-14 |
15-17 |
6.2. Общие требования к ГВЭ по математике
ГИА в форме ГВЭ проводится для:
1) участников ГВЭ без ОВЗ);
2) участников ГВЭ с ОВЗ).
ГВЭ по математике проводится в нескольких формах в целях учета возможностей разных категорий участников ГИА.
Для участников ГВЭ с ОВЗ разрабатываются различные виды ЭМ. Вид ЭМ выбирается индивидуально с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития.
В случае если участник ГВЭ с ОВЗ имеет сопутствующие формы заболеваний (нарушение слуха, зрения, речи) выбор литеры ГВЭ по математике определяется с учетом характеристики ЭМ.
Ниже представлено рекомендуемое распределение ЭМ в зависимости от категории нозологической группы:
Литера |
Характеристика экзаменационных материалов (ЭМ) |
Номера вариантов |
Категории участников ГВЭ |
"А" |
ЭМ содержат задания с развернутым ответом |
100-е номера вариантов |
1. Участникам ГВЭ без ОВЗ; 2. Глухие, позднооглохшие; 3. Слабослышащие; 4. С тяжелыми нарушениями речи; 5. С нарушениями опорно-двигательного аппарата; 6. С расстройствами аутистического спектра; 7. Иные категории участников ГВЭ, которым требуется создание специальных условий (диабет, онкология, астма и др.). |
"С" |
ЭМ не содержат визуальных образов ЭМ могут быть переведены на шрифт Брайля (при необходимости) |
300-е номера вариантов |
1. Слепые, поздноослепшие; 2. Слабовидящие. |
"К" |
ЭМ не содержат заданий с развернутым ответом. |
200-е номера вариантов |
Участники экзамена с задержкой психического развития |
Участники экзамена разных категорий могут быть распределены в одну аудиторию. В распределении обязательно указывается маркировка ЭМ.
На выполнение экзаменационной работы по математике отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Необходимые справочные материалы, содержащие основные формулы курса математики образовательной программы основного общего образования, для выполнения экзаменационной работы выдаются вместе с текстом экзаменационной работы. При выполнении заданий разрешается пользоваться линейкой.
ГВЭ по математике с литерой "А" (100-е номера вариантов) и с литерой "С" (300-е номера вариантов)
Каждый вариант экзаменационной работы содержит 12 заданий, из которых 10 заданий с кратким ответом, в которых необходимо записать ответ в виде целого числа, конечной десятичной дроби или последовательности цифр, и 2 задания с развернутым ответом.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом.
Каждое из заданий 1-10 с кратким ответом считается выполненным, если записанный ответ совпадает с верным ответом. Задания 11 и 12 оцениваются 2 баллами, если обоснованно получен верный ответ; 1 баллом, если верно построена математическая модель и получен неверный ответ из-за вычислительной ошибки или в доказательстве математического утверждения содержатся неточности, и 0 баллов в других случаях.
Задание с развернутым ответом оценивается экспертом с учетом правильности и полноты ответа. Максимальный первичный балл за задание с развёрнутым ответом - 2. К заданию приводится подробная инструкция для экспертов, в которой указывается, за что выставляется каждый балл - от нуля до максимального балла. В экзаменационном варианте перед каждым типом задания предлагается инструкция, в которой приведены общие требования к оформлению ответов.
Максимальный балл за выполнение всей работы - 14.
Задание с развернутым ответом оценивается двумя экспертами. Существенным считается расхождение в 2 и более балла оценки за выполнение задания с развернутым ответом.
Если расхождение баллов, выставленных двумя экспертами за выполнение одного из заданий 11 или 12, составляет 2 балла, то третий эксперт проверяет только ответы на те задания, которые вызвали существенное расхождение.
Если имеется расхождение баллов, выставленных двумя экспертами за выполнение заданий 11 и 12, в сумме 2 или более баллов, то третий эксперт проверяет ответы на оба эти задания.
Рекомендуется следующая шкала перевода суммы первичных баллов в пятибалльную систему оценивания:
Отметка по пятибалльной шкале |
"2" |
"3" |
"4" |
"5" |
Общий балл |
0-3 |
4-6 |
7-9 |
10-14 |
ГВЭ по математике с литерой "К" (200-е номера вариантов)
Каждый вариант содержит 10 заданий с кратким ответом, в которых необходимо записать ответ в виде целого числа, конечной десятичной дроби или последовательности цифр.
В экзаменационной работе представлены задания базового уровня сложности. Эти задания направлены на проверку освоения базовых умений и практических навыков применения математических знаний в повседневных ситуациях.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом.
Каждое из заданий 1-10 с кратким ответом считается выполненным, если записанный ответ совпадает с верным ответом.
Максимальный балл за выполнение всей работы - 10.
Рекомендуется следующая шкала перевода суммы первичных баллов в пятибалльную систему оценивания:
Отметка по пятибалльной шкале |
"2" |
"3" |
"4" |
"5" |
Общий балл |
0-2 |
3-5 |
6-8 |
9-10 |
6.3. Общие требования к ГВЭ по биологии
ГИА в форме ГВЭ проводится для:
1) участников ГВЭ без ОВЗ;
2) участников ГВЭ с ОВЗ.
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 28 заданий.
Часть 1 содержит 27 заданий, из них: 22 с выбором одного верного ответа из четырёх предложенных, все задания базового уровня сложности; 5 заданий повышенного уровня сложности с кратким ответом; 2 - с выбором трёх верных ответов из шести; 1 - на установление соответствия; 1 - на определение последовательности биологических процессов, явлений, объектов; 1 - на включение в текст пропущенных терминов и понятий.
Часть 2 содержит 1 задание, на которое следует дать развернутый ответ.
Экзаменационная работа проверяет наиболее важные умения, формируемые при изучении курса биологии.
На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут).
Дополнительные материалы и оборудование не используются.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом.
За верное выполнение каждого из заданий 1-22 выставляется 1 балл. В другом случае - 0 баллов. За верное выполнение каждого из заданий 23-27 выставляется 2 балла. Задание 28 оценивается экспертом в зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с критериями. Максимальный балл за задание 28 - 3.
Задание с развернутым ответом оценивается двумя экспертами. Существенным считается расхождение в 2 и более балла оценки за выполнение задания с развернутым ответом.
Максимальный балл за выполнение всей работы - 35.
Рекомендуется следующая шкала перевода суммы первичных баллов в пятибалльную систему оценивания:
Отметка по пятибалльной шкале |
"2" |
"3" |
"4" |
"5" |
Первичный балл |
0-8 |
9-17 |
18-26 |
27-35 |
6.4. Общие требования к ГВЭ по географии
ГИА в форме ГВЭ проводится для:
1) участников ГВЭ без ОВЗ;
2) участников ГВЭ с ОВЗ.
Каждый вариант экзаменационной работы включает в себя 22 задания: 21 задание с кратким ответом (из них 2 задания, требующих записи ответа в виде слова или словосочетания, и 19 заданий, требующих записи ответа в виде числа, последовательности цифр) и 1 задание с развернутым ответом, к которому требуется записать полный ответ на поставленный вопрос.
Экзаменационная работа проверяет наиболее важные умения, формируемые при изучении курса географии.
На выполнение экзаменационной работы по географии отводится 2 часа 30 минут (150 минут).
При выполнении заданий участники экзамена должны быть обеспечены непрограммируемыми калькуляторами и географическими атласами для 7, 8 и 9 классов (любого издательства).
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом.
За верное выполнение каждого из заданий 1-18, 20-22 выставляется 1 балл. Задания считаются выполненными верно, если верно указаны требуемые одно-два слова, цифра или последовательность цифр. Задание 19 с развёрнутым ответом оценивается 2 баллами.
Задание с развернутым ответом оценивается двумя экспертами. Существенным считается расхождение в 2 и более балла оценки за выполнение задания с развернутым ответом.
Максимальный балл за выполнение всей работы - 23.
Рекомендуется следующая шкала перевода суммы первичных баллов в пятибалльную систему оценивания:
Отметка по пятибалльной шкале |
"2" |
"3" |
"4" |
"5" |
Первичный балл |
0-9 |
10-14 |
15-19 |
20-23 |
6.5. Общие требования к ГВЭ по информатике и ИКТ
ГИА в форме ГВЭ проводится для:
1) участников ГВЭ без ОВЗ;
2) участников ГВЭ с ОВЗ.
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из трех частей и включает в себя 13 заданий.
Часть 1 содержит 6 заданий с выбором одного верного ответа из четырех предложенных.
Часть 2 состоит из 6 заданий с кратким ответом в виде цифры, последовательности цифр или букв.
Часть 3 содержит 1 задание, которое выполняется на компьютере в среде электронных таблиц.
Экзаменационная работа охватывает основное содержание курса информатики, важнейшие его темы, наиболее значимый в них материал, однозначно трактуемый в большинстве преподаваемых в школе вариантов курса информатики.
На выполнение экзаменационной работы отводится 2 часа 30 минут (150 минут).
После решения заданий частей 1 и 2 экзаменуемый сдаёт листы (бланки) для записи ответов и переходит к выполнению задания части 3. Время, отводимое на выполнение заданий частей 1 и 2, в пределах общей продолжительности экзамена не ограничивается, но рекомендуемое время - 1 час 30 минут (90 минут). На выполнение задания части 3 рекомендуется отводить 1 час (60 минут).
Задание части 3 выполняется обучающимися на компьютере (задания частей 1 и 2 выполняются обучающимися без использования компьютеров и других технических средств). На компьютере должна быть установлена знакомая участникам экзамена программа для работы с электронными таблицами. Рекомендуется проводить экзамен в двух аудиториях (проведение экзамена в одной аудитории допускается). В первой аудитории участники экзамена выполняют задания частей 1 и 2 на листах (бланках) для записи ответов, после этого сдают листы (бланки) для записи ответов и переходят в другую аудиторию (компьютерный класс) для выполнения задания части 3.
Решением задания части 3 является отдельный файл, подготовленный в электронной таблице на основе файла исходных данных, выдаваемого вместе с заданием. Участники экзамена сохраняют данный файл в каталог под именем, указанным организаторами экзамена.
При проведении экзамена по информатике и ИКТ участники экзамена пользуется компьютерной техникой, не имеющей доступ к сети "Интернет".
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом.
За верное выполнение каждого из заданий 1-12 выставляется 1 балл. Задание с выбором ответа (1-6) считается выполненным верно, если экзаменуемый указал только номер правильного ответа. Во всех остальных случаях (выбран другой ответ; выбрано два или более ответа, среди которых может быть и правильный; ответ на вопрос отсутствует) задание считается невыполненным. Задание с кратким ответом (7-12) считается выполненным верно, если верно указаны требуемая цифра, последовательность цифр или букв. За верный ответ на каждое из заданий 7-12 выставляется 1 балл. Если допущена ошибка или ответ отсутствует, то ставится 0 баллов. Задание, выполняемое на компьютере, оценивается в соответствии с критериями (2, 1 или 0 баллов).
Максимальный балл за выполнение всей работы - 14.
Задание с развернутым ответом оценивается двумя экспертами. Существенным считается расхождение в 2 и более балла оценки за выполнение задания с развернутым ответом.
Рекомендуется следующая шкала перевода суммы первичных баллов в пятибалльную систему оценивания:
Отметка по пятибалльной шкале |
"2" |
"3" |
"4" |
"5" |
Первичный балл |
0-4 |
5-8 |
9-11 |
12-14 |
6.6. Общие требования к ГВЭ по истории
ГИА в форме ГВЭ проводится для:
1) участников ГВЭ без ОВЗ;
2) участников ГВЭ с ОВЗ.
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 31 задание. Часть 1 содержит 30 заданий с кратким ответом в виде слова (словосочетания), цифры или последовательности цифр. Часть 2 содержит 1 задание с развернутым ответом.
Содержание ЭМ изменено в соответствии с линейной системой преподавания истории. Экзаменационная работа охватывает период с древнейших времён до 1914 г.
На выполнение экзаменационной работы отводится 2 часа 30 минут (150 минут).
Дополнительные материалы и оборудование не используются.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом.
Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если верно указаны цифра, последовательность цифр, слово (словосочетание). За верный ответ на каждое из заданий 1-23, 25, 27-30 выставляется 1 балл. За полный правильный ответ на каждое из заданий 24 и 26 ставится 2 балла. Если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если допущены две и более ошибки или ответ отсутствует, то ставится 0 баллов. Задание части 2 оценивается в зависимости от полноты и правильности ответа на основе специально разработанных критериев (от 0 до 3 баллов).
Задание с развернутым ответом оценивается двумя экспертами. Существенным считается расхождение в 2 и более балла оценки за выполнение задания с развернутым ответом.
Максимальный первичный балл за выполнение всей работы - 35.
Рекомендуется следующая шкала перевода суммы первичных баллов в пятибалльную систему оценивания:
Отметка по пятибалльной шкале |
"2" |
"3" |
"4" |
"5" |
Первичный балл |
0-11 |
12-19 |
20-27 |
28-35 |
6.7. Общие требования к ГВЭ по литературе
ГИА в форме ГВЭ проводится для:
1) участников ГВЭ без ОВЗ;
2) участников ГВЭ с ОВЗ.
Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей. Часть 1 включает в себя фрагмент эпического (или драматического, или лироэпического) произведения, к которому относятся 2 альтернативных задания (1 и 2) и 1 обязательное (3). Часть 2 включает в себя лирическое стихотворение (или басню), к которому относятся два альтернативных задания (4 и 5) и одно обязательное (6).
Все задания экзаменационной работы направлены на анализ проблематики художественного произведения и основных средств раскрытия авторской идеи. Предложенные задания призваны выявить особенности восприятия текста участником экзамена, а также проверить его умение высказывать краткие оценочные суждения о прочитанном.
На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут).
При проведении экзамена по литературе участник экзамена имеет право пользоваться полными текстами художественных произведений, сборниками лирики.
Художественные тексты не предоставляются индивидуально каждому участнику экзамена. Участники экзамена по мере необходимости работают с текстами за отдельными столами, на которых находятся нужные книги. При проведении экзамена необходимо подготовить книги в нескольких экземплярах для каждой аудитории (в зависимости от наполнения). Книги следует подготовить таким образом, чтобы у участника экзамена не возникало возможности работать с комментариями и вступительными статьями к художественным текстам. Организатор в аудитории должен обеспечить равные условия доступа к художественным текстам для всех участников экзамена.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом.
Оценивание выполнения заданий экзаменационной работы производится на основе специальных критериев, разработанных для двух указанных типов заданий, требующих развёрнутого ответа в различном объёме. Оценка выполнения заданий, требующих написания развёрнутого ответа, определяется экспертным путём**.
Задания с развернутым ответом оцениваются двумя экспертами.
При оценке ответа на любое из заданий 1, 2, 4, 5 существенным является расхождение в 3 или более балла. В этом случае третий эксперт проверяет ответ по всем критериям.
При оценке заданий 3 и 6 существенным является расхождение в 4 или более балла. В этом случае третий эксперт проверяет ответ по всем критериям.
Если один из экспертов поставил 0 баллов (или поставил "Х") по первому критерию любого из заданий, а другой эксперт - ненулевое значение, то третий эксперт должен проверить ответ на это задание по всем критериям.
Максимальный балл за всю работу - 28 баллов.
Рекомендуется следующая шкала перевода суммы первичных баллов в пятибалльную систему оценивания:
Отметка по пятибалльной шкале |
"2" |
"3" |
"4" |
"5" |
Первичный балл |
0-5 |
6-13 |
14-21 |
22-28 |
6.8. Общие требования к ГВЭ по обществознанию
ГИА в форме ГВЭ проводится для:
1) участников ГВЭ без ОВЗ;
2) участников ГВЭ с ОВЗ.
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 26 заданий. Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 1 задание с развернутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа 30 минут (210 минут).
Дополнительные материалы и оборудование не используются.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом.
Каждое правильно выполненное задание 1-21, 23-25 оценивается 1 баллом. Задание 22 оценивается по следующему принципу: 2 балла - нет ошибок; 1 балл - допущена одна ошибка; 0 баллов - допущено две и более ошибки. Задание 26 оценивается в зависимости от полноты и правильности ответа: за полное и правильное выполнение выставляется 2 балла; при неполном ответе - 1 балл.
Задание с развернутым ответом оценивается двумя экспертами. Существенным считается расхождение в 2 и более балла оценки за выполнение задания с развернутым ответом.
Максимальный балл за верное выполнение всех заданий работы - 28 баллов.
Рекомендуется следующая шкала перевода суммы первичных баллов в пятибалльную систему оценивания:
Отметка по пятибалльной шкале |
"2" |
"3" |
"4" |
"5" |
Первичный балл |
0-8 |
9-15 |
16-21 |
22-28 |
6.9. Общие требования к ГВЭ по физике
ГИА в форме ГВЭ проводится для:
1) участников ГВЭ без ОВЗ;
2) участников ГВЭ с ОВЗ.
Каждый вариант экзаменационной работы содержит 19 заданий, различающихся формой и уровнем сложности. В работу включено 18 заданий с кратким ответом и 1 задание с развернутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы отводится 2 часа 30 минут (150 минут).
При выполнении заданий участники экзамена должны быть обеспечены непрограммируемыми калькуляторами и линейками.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом.
Задание с кратким ответом считается выполненным, если записанный ответ совпадает с верным ответом. Задания 1, 2, 7, 10, 18 оцениваются в 2 балла, если верно указаны все элементы ответа, в 1 балл, если правильно указан хотя бы один элемент ответа, и в 0 баллов, если нет ни одного элемента правильного ответа. Задание 19 оценивается в соответствии с представленными критериями максимально в 2 балла.
Задание с развернутым ответом оценивается двумя экспертами. Существенным считается расхождение в 2 и более балла оценки за выполнение задания с развернутым ответом.
Максимальный балл за верное выполнение всех заданий работы - 25 баллов.
Рекомендуется следующая шкала перевода суммы первичных баллов в пятибалльную систему оценивания:
Отметка по пятибалльной шкале |
"2" |
"3" |
"4" |
"5" |
Первичный балл |
0-6 |
7-13 |
14-19 |
20-25 |
6.10. Общие требования к ГВЭ по химии
ГИА в форме ГВЭ проводится для:
1) участников ГВЭ без ОВЗ;
2) участников ГВЭ с ОВЗ.
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из 2 частей. Часть 1 содержит 10 заданий с кратким ответом. Ответ к каждому из заданий записывается в виде одной цифры. Часть 2 содержит 3 задания повышенного уровня сложности, из них 2 задания с кратким ответом и 1 задание с развернутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы отводится 2 часа 30 минут (150 минут).
При выполнении заданий участники экзамена должны быть обеспечены непрограммируемыми калькуляторами, периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимостей солей, кислот и оснований в воде, электрохимическим рядом напряжений металлов.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом.
Верное выполнение каждого из заданий части 1 базового уровня сложности (1-10) оценивается 1 баллом. Верное выполнение заданий части 2 повышенного уровня сложности с кратким ответом (11 и 12) максимально оценивается 2 баллами. При оценивании задания 13 эксперт на основе сравнения ответа выпускника с образцом ответа, приведенным в критериях оценивания, выявляет в ответе выпускника элементы, каждый из которых оценивается 1 баллом. Максимальная оценка за верно выполненное задание составляет 3 балла. Задания с развернутым ответом могут быть выполнены выпускниками разными способами. Поэтому приведённые в критериях оценивания образцы решений следует рассматривать лишь как возможные варианты ответа.
Задание с развернутым ответом оценивается двумя экспертами. Существенным считается расхождение в 2 и более балла оценки за выполнение задания с развернутым ответом.
Максимальный балл за всю работу - 17.
Рекомендуется следующая шкала перевода суммы первичных баллов в пятибалльную систему оценивания:
Отметка по пятибалльной шкале |
"2" |
"3" |
"4" |
"5" |
Первичный балл |
0-6 |
7-10 |
11-14 |
15-17 |
6.11. Общие требования к ГВЭ по иностранным языкам
ГИА в форме ГВЭ проводится для:
1) участников ГВЭ без ОВЗ;
2) участников ГВЭ с ОВЗ.
Экзаменационная работа по иностранным языкам (английскому, немецкому, французскому и испанскому) содержит три раздела: "Задания по чтению", "Задания по грамматике и лексике" и "Задание по письму". В работу включено 24 задания с кратким ответом и 1 задание открытого типа с развернутым ответом.
В экзаменационной работе представлены задания 1-го и 2-го уровней сложности. Задания обоих уровней в рамках экзаменационной работы не превышают требований уровня А2 (по общеевропейской шкале).
На выполнение экзаменационной работы отводится 2 часа 30 минут (150 минут).
Дополнительные материалы и оборудование не используются.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом.
Ответ на задание 1 (раздел "Задания по чтению") оценивается в 7 баллов: 1 балл выставляется за каждое верно установленное соответствие. За верное выполнение заданий 2-9 (раздел "Задания по чтению"), 10-18, 19-24 (раздел "Задания по грамматике и лексике") экзаменуемый получает 1 балл. Если в кратком ответе сделана орфографическая ошибка, ответ считается неверным. За неверный ответ или отсутствие ответа выставляется 0 баллов. Ответ на задание раздела "Задание по письму" оценивается экспертом с учётом правильности и полноты ответа. Максимальный балл за ответ на задание с развёрнутым ответом - 10.
Задание с развернутым ответом ("Задание по письму") оценивается двумя экспертами. Существенным считается расхождение в 3 и более балла оценки за выполнение задания с развернутым ответом.
Максимальный балл за всю работу - 40.
Рекомендуется следующая шкала перевода суммы первичных баллов в пятибалльную систему оценивания:
Отметка по пятибалльной шкале |
"2" |
"3" |
"4" |
"5" |
Первичный балл |
0-10 |
11-18 |
19-29 |
30-40 |
______________________________
* Согласие на обработку персональных данных несовершеннолетних лиц оформляют их родители (законные представители).
** Критерии оценивания экзаменационной работы по русскому языку в форме ГВЭ представлены в Спецификации экзаменационных материалов для проведения в 2020 году государственного выпускного экзамена по русскому языку (письменная форма) для обучающихся по образовательным программам основного общего образования, размещенной на сайте ФГБНУ "ФИПИ".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.