Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Алтайского краевого
Законодательного Собрания
от 01.03.2011 г. N 75
Стратегия
ограничения потребления табака в Алтайском крае на 2011-2015 годы
31 марта 2014 г.
Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 31 марта 2014 г. N 194 в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Введение
Стратегия ограничения потребления табака в Алтайском крае на 2011-2015 годы (далее - Стратегия) разработана в соответствии с Федеральным законом от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", в развитие основных положений Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 1563-р, и включает в себя основные направления деятельности по снижению уровня распространенности табакокурения среди населения и ликвидации разрушительных последствий потребления табака для здоровья жителей Алтайского края.
Потребление табака является существенной угрозой для здоровья населения Российской Федерации и Алтайского края. По данным Всемирной организации здравоохранения, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации ежегодно в нашей стране от болезней, связанных с потреблением табака, погибают от 350 до 500 тысяч граждан. Курят 39,1 процента (43,9 миллиона человек) взрослого населения Российской Федерации, 33,4 процента несовершеннолетних. Более 40 процентов россиянок курят во время беременности. Пассивному курению подвергается около 80 процентов населения. Потребление табака увеличивает риск развития болезней репродуктивной системы, тяжелых сердечно-сосудистых, бронхолегочных, онкологических, желудочно-кишечных, эндокринных заболеваний.
Для того чтобы остановить "табачную эпидемию", необходимо взаимодействие всех институтов гражданского общества, а также законодательной, исполнительной и судебной власти в вопросах разработки и реализации действенных мер по ограничению курения табака.
2. Цель, задачи и принципы Стратегии
2.1. Целью Стратегии является создание условий для защиты здоровья населения Алтайского края от губительных последствий потребления табака и пассивного курения путем реализации мер, направленных на ограничение потребления табака и уменьшение его воздействия на человека.
Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 31 марта 2014 г. N 194 в пункт 2.2 настоящего приложения внесены изменения
2.2. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
развитие нормативной правовой базы в области ограничения потребления табака;
разработка и внедрение эффективных методов лечения, профилактики табачной зависимости и последствий потребления табака;
усиление антитабачной пропаганды;
ограничение доступности табачных изделий;
защита некурящих людей от табачного дыма;
проведение научных исследований по изучению последствий потребления табака и разработка мер по снижению наносимого им ущерба здоровью человека;
организация и обеспечение системы мониторинга распространенности и последствий употребления табака;
создание и использование эффективных механизмов реализации политики противодействия потреблению табака.
Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 31 марта 2014 г. N 194 в пункт 2.3 настоящего приложения внесены изменения
2.3. Основными принципами реализации Стратегии являются:
главенство права граждан на обладание наивысшим уровнем здоровья, признание права граждан на свободный от табачного дыма воздух и на защиту от вредного воздействия окружающего табачного дыма;
приоритетность защиты здоровья граждан над интересами табачной промышленности;
системный подход в решении задач, связанных с ограничением потребления табака;
взаимодействие органов государственной власти, институтов гражданского общества, граждан в осуществлении мер, направленных на снижение потребления табака и минимизацию ущерба, наносимого им здоровью граждан;
использование результатов научных исследований при разработке и реализации мер по борьбе с табаком;
информационная открытость и независимость оценки результатов реализации Стратегии.
3. Основные направления деятельности по реализации Стратегии
3.1. Развитие нормативной правовой базы в области ограничения потребления табака в Алтайском крае.
Деятельность в этом направлении заключается в разработке и принятии нормативных правовых актов Алтайского края, направленных на ограничение потребления табака на территории края.
Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 31 марта 2014 г. N 194 в пункт 3.2 настоящего приложения внесены изменения
3.2. Просвещение и информирование населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма.
Повышение осведомленности граждан о рисках для здоровья, вероятности инвалидности и преждевременной смерти от длительного потребления табака мотивирует их отказаться от табака. В связи с этим основными целями формирования открытой и доступной системы информирования населения о вреде табака являются:
повышение уровня знаний граждан о риске развития тяжелых хронических заболеваний у человека в результате потребления табака и пассивного курения;
разъяснение особенностей влияния табака на детский организм, причин необходимости организации повышенной защиты детей, подростков, молодежи и беременных женщин от потребления табака;
создание положительного примера некурящей семьи, разъяснение влияния потребления табака родителями на приобщение детей и подростков к потреблению табака;
разъяснение населению методов, используемых табачными компаниями для привлечения различных групп населения к потреблению табака и поддержанию их приверженности данной привычке;
разрушение имиджа табака как современного и модного атрибута жизни;
подготовка работников здравоохранения, образования, социальной сферы, средств массовой информации для осуществления разъяснительной работы среди населения о негативных последствиях потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма;
разработка и реализация медиапроектов, направленных на повышение мотивации к отказу от потребления табака среди различных групп населения и выбору здорового образа жизни;
привлечение институтов гражданского общества к информированию населения о вреде табакокурения, вредном воздействии окружающего табачного дыма и развитию мотивации к отказу от потребления табака и табачных изделий;
развитие инфраструктуры и потенциала организаций, отвечающих за санитарное просвещение, совершенствование методов их работы.
Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 31 марта 2014 г. N 194 в пункт 3.3 настоящего приложения внесены изменения
3.3. Защита граждан от воздействия окружающего табачного дыма.
К числу мер по защите от воздействия окружающего табачного дыма относится организация зон, свободных от табачного дыма, которая гарантирует обеспечение прав всех граждан на чистый воздух и мотивирует курящих людей бросить курить.
Обязательным является строгое соблюдение требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области ограничения потребления табака, а именно в части полного запрета курения табака в определенных местах, помещениях, ряде территорий.
Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 31 марта 2014 г. N 194 в пункт 3.4 настоящего приложения внесены изменения
3.4. Организация медицинской помощи населению, направленной на отказ от потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака.
В данном направлении предполагается реализация комплекса мероприятий:
оказание медицинской помощи населению, направленной на профилактику потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака на основе стандартов медицинской помощи и в соответствии с порядком оказания медицинской помощи, включение данного вида услуг в территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
открытие кабинетов лечения никотиновой зависимости в медицинских организациях края;
создание бесплатной доступной консультативной телефонной линии по оказанию помощи, направленной на отказ от курения;
использование в медицинской практике эффективных методов и средств лечения табачной зависимости и последствий потребления табака;
информирование населения об эффективных методах отказа от потребления табака и о медицинских организациях, оказывающих соответствующую помощь;
организация обучения медицинских работников современным методам оказания медицинской помощи, направленной на отказ от потребления табака.
Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 31 марта 2014 г. N 194 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Мониторинг и оценка эффективности реализации Стратегии
Для осуществления эффективной антитабачной политики, реализации мер, направленных на снижение потребления табака, а также обоснования необходимых ресурсов должна быть сформирована система мониторинга и оценки эффективности реализации Стратегии, которая предусматривает:
проведение научных медико-профилактических и социально-экономических исследований по изучению причин и последствий потребления табака и воздействия окружающего табачного дыма;
определение перечня показателей (индикаторов) распространенности и уровня потребления табака, установление критериев результативности мер, направленных на борьбу с табакокурением;
организацию деятельности по сбору и анализу данных о распространенности и последствиях потребления табака, о состоянии здоровья населения края;
отражение в медицинской документации записей об отношениях пациента к потреблению табака и соответствующих данных в формах статистического учета и отчетности.
Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 31 марта 2014 г. N 194 в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения
5. Механизм и участники реализации Стратегии
Для достижения цели Стратегии формируется система управления, координации и контроля за ходом выполнения мероприятий по ограничению потребления табака в Алтайском крае, которая предполагает:
формирование плана основных мероприятий по реализации Стратегии и разработку в соответствии с ним планов профильных органов государственной власти Алтайского края;
создание эффективной организационной модели для осуществления мер по ограничению потребления табака;
создание механизма мониторинга и оценки эффективности реализации Стратегии;
организацию и обеспечение деятельности координационного совета по борьбе против потребления табака при Главном управлении Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности.
Основными участниками реализации Стратегии являются органы государственной власти Алтайского края, органы местного самоуправления, организации и учреждения, деятельность которых способствует сохранению здоровья населения и снижению распространенности потребления табака, эксперты, а также непосредственно граждане, проживающие в Алтайском крае.
Ответственными за координацию деятельности по реализации Стратегии является Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности.
В процессе реализации Стратегии соответствующие органы государственной власти представляют в координационный совет по борьбе против потребления табака сведения о фактически достигнутых значениях целевых ориентиров в отношении ограничения потребления табака. Данная информация доводится до сведения Губернатора Алтайского края, депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания, населения Алтайского края.
Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 31 марта 2014 г. N 194 в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения
6. Ожидаемые результаты
и индикаторы реализации Стратегии
Результатами реализации мероприятий Стратегии к началу 2016 года должны стать:
снижение распространенности потребления табака среди населения Алтайского края на 15 процентов (с 59 процентов в 2010 году до 44 процентов в 2015 году);
уменьшение доли женщин, продолжающих курить во время беременности с 38 процентов в 2010 году до 15 процентов в 2015 году;
увеличение доли пациентов, включенных в регистры неинфекционных заболеваний, получивших медицинскую помощь, совет по отказу от курения, с 68 процентов в 2010 году до 83 процентов в 2015 году;
снижение доли граждан, подвергающихся воздействию окружающего табачного дыма, на 50 процентов с достижением полной защиты от воздействия окружающего табачного дыма на территориях, предусмотренных статьей 12 Федерального закона от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака";
повышение осведомленности населения о рисках для здоровья, связанных с потреблением табака, и охват антитабачной пропагандой 90 процентов населения Алтайского края.
7. Заключение
Осуществление политики ограничения потребления табака в Алтайском крае полностью соответствует национальным интересам Российской Федерации и является необходимым условием повышения уровня здоровья населения, стабилизации демографической ситуации, успешного социально-экономического развития региона.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 1 марта 2011 г. N 75 "Об утверждении Стратегии ограничения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.