Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
города Алатыря
Чувашской Республики
от 25 декабря 2019 г. N 927
Паспорт
муниципальной программы города Алатыря Чувашской Республики "Совершенствование потребительского рынка и системы защиты прав потребителей города Алатыря Чувашской Республики"
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
- |
отдел экономики администрации города Алатыря Чувашской Республики |
Соисполнители муниципальной программы |
- |
отсутствуют |
Подпрограммы муниципальной программы |
- |
отсутствуют |
Цели муниципальной программы |
- |
повышение социально-экономической эффективности потребительского рынка и системы защиты прав потребителей; создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на качественные товары и услуги; |
Задачи муниципальной программы |
- |
совершенствование координации и правового регулирования в сфере потребительского рынка и защиты прав потребителей; обеспечение доступности услуг торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства на потребительском рынке; стимулирование производства и реализации качественных и безопасных товаров (работ, услуг) на потребительском рынке; формирование эффективной и доступной системы обеспечения защиты прав потребителей; |
Целевые индикаторы и показатели муниципальной программы |
- |
достижение к 2036 году следующих целевых индикаторов и показателей: обеспечение населения площадью стационарных торговых объектов на 1000 жителей - 800 кв. метров; обеспечение населения площадью нестационарных торговых объектов на 10000 жителей - 10,2 единицы; создание новых рабочих мест на объектах потребительского рынка - 25 единиц; введение новых объектов потребительского рынка - 10 единиц; количество обращений населения по вопросам нарушения прав потребителей - 35 единиц. |
Объем бюджетных ассигнований программы |
- |
в пределах бюджетных ассигнований на ведение основной деятельности. |
Этапы и сроки реализации муниципальной программы |
- |
2019 - 2035 годы |
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы |
- |
Реализация мероприятий муниципальной программы позволит обеспечить: повышение качества жизни населения путем повышения качества оказываемых услуг розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; увеличение инвестиций в сферу потребительского рынка и услуг; повышение уровня знаний населения в сфере защиты своих прав (уменьшение количества обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей). |
1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, анализ текущего состояния потребительского рынка и сферы услуг, прогноз развития
Потребительский рынок - активно развивающаяся сфера экономики города Алатыря.
Потребительский рынок находится в непосредственной зависимости от других рынков, влияет на денежные доходы, платежеспособность населения, регулирует товарно-денежные отношения, способствует конкурентоспособности отечественных товаров и всего рыночного механизма, поэтому создание условий эффективного развития потребительского рынка, совершенствование механизма его регулирования являются одной из важнейших составляющих экономической политики города.
Состояние розничной торговли и сферы услуг в значительной мере определяется показателями социально-экономического развития города Алатыря.
С каждым годом в городе растет количество предприятий, оказывающих услуги торговли. По состоянию на 01.01.2019 на территории города Алатыря функционируют 296 объектов розничной торговли, их которых 120 - по реализации продовольственной группы товаров, 151 - по реализации непродовольственной группы товаров, 38 - смешанные. Обеспеченность населения торговой площадью в торговых объектах на 1000 человек составляет 1131,0063 кв. м. (норматив 455 кв. м.). Также в сфере потребительского рынка функционирует 102 объектов по оказанию бытовых услуг населению, 45 объектов общественного питания (в том числе закрытого типа) с числом посадочных мест 3176.
В городе представлены практически все типы торгующих организаций - от крупных торговых комплексов до магазинов "шаговой доступности".
На сегодняшний день в городе функционируют 2 ярмарки, 22 торговых комплексов. Ежегодно проводится ярмарка "Дары осени" по реализации сельскохозяйственной продукции с размещением торговых площадок в разных районах города.
Реализуется комплекс мер, направленных на сдерживание роста цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости. В еженедельном режиме проводится мониторинг цен на социально значимые продукты питания в предприятиях розничной торговли города.
Анализ состояния и тенденций развития потребительского рынка и сферы услуг в городе Алатыре позволяет обозначить основные проблемы этого сектора экономики, решение которых требует применения программных методов.
Недостаточное развитие конкурентной среды не позволяет эффективно использовать рыночные механизмы для повышения качества товаров и услуг, их ценовой и территориальной доступности.
Необходимо решать вопросы по размещению объектов сферы услуг, борьбе с контрафактной продукцией, регулированию оборота алкогольной продукции.
Сложившийся в настоящее время в городе Алатыре рынок услуг характеризуется недостаточным уровнем их качества, наличием диспропорций в развитии отдельных видов, ориентированных в основном на потребителей с невысокими доходами.
Несовершенство статистического учета и отсутствие законодательной базы для учета вновь открываемых объектов не позволяют в полной мере производить анализ развития сферы потребительского рынка в городе и Чувашской Республике в целом.
Реализация мероприятий муниципальной программы в сфере потребительского рынка позволит решить обозначенные проблемы в сфере потребительского рынка и услуг.
В основе муниципальной программы лежат положения, ориентированные на улучшение обслуживания населения города Алатыря путем создания условий для обеспечения доступности и качества розничной торговли, оказываемых населению платных услуг, в том числе общественного питания и бытового обслуживания.
К 2036 году обеспеченность населения площадью стационарных торговых объектов на 1000 жителей должна составлять не менее 800 кв. метров; обеспечение населения площадью нестационарных торговых объектов на 10000 жителей - 10,2 единицы; ежегодное создание новых рабочих мест на объектах потребительского рынка не менее 25 единиц и введение новых объектов потребительского рынка не менее 10 единиц. Каждый район города должен быть в обязательном порядке обеспечен объектом торговли. В жилых массивах города планируются формирование специальных торговых зон, расширение сети магазинов так называемой шаговой доступности, развитие мобильной (развозной) торговли и мобильных пунктов оказания бытовых услуг населению города.
Приоритетными направлениями реализации муниципальной программы "Совершенствование потребительского рынка и системы защиты прав потребителей города Алатыря Чувашской Республики" являются:
- обеспечение реализации Плана мероприятий по реализации в Чувашской Республике Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. N 2733, предусматривающего совершенствование системы организации нестационарной, ярмарочной торговли, обеспечение качества и безопасности реализуемых товаров и оказываемых услуг; повышение профессионального мастерства работников и культуры обслуживания в организациях потребительского рынка;
- повышение доступности для всех слоев населения продуктов питания, расширение сети объектов потребительского рынка с экологически чистой и безопасной продукцией;
- повышение профессионализма специалистов сферы потребительского рынка;
- развитие новых видов услуг, ориентированных на спрос населения;
- открытие "магазинов будущего", основанных на передовых технологиях (нанометки, наноупаковки; оптическое распознавание продуктов; мобильный шопинг; терминалы оплаты без кассира), которые обеспечат поступательное развитие розничной торговли в целом;
- повышение уровня знаний населения в сфере защиты своих прав.
Программное решение существующих проблем позволит обеспечить качественно новый, более цивилизованный облик потребительского рынка и сферы услуг, будет способствовать поддержанию высоких темпов развития потребительского рынка и сферы услуг, увеличению предложения товаров и услуг, позволит создать новые рабочие места, обеспечить значительную часть поступлений в бюджеты различных уровней.
2. Приоритеты в сфере реализации муниципальной программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов муниципальной программы, сроков и контрольных этапов реализации муниципальной программы
Приоритеты муниципальной политики в сфере потребительского рынка и защиты прав потребителей определены Законом Чувашской Республики от 13 июня 2010 года N 39 "О государственном регулировании торговой деятельности в Чувашской Республике и о внесении изменений в статью 1 Закона Чувашской Республики "О розничных рынках", Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 июня 2018 года N 254.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона следует читать как "от 13 июля 2010 г."
Основными целями муниципальной программы являются повышение социально-экономической эффективности потребительского рынка и сферы услуг, создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на качественные товары и услуги.
Для достижения поставленных в муниципальной программе целей необходимо выполнение следующих задач:
- совершенствование координации и правового регулирования в сфере потребительского рынка и защиты прав потребителей;
- обеспечение доступности услуг торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
- повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства на потребительском рынке;
- стимулирование производства и реализации качественных и безопасных товаров (работ, услуг) на потребительском рынке;
- формирование эффективной и доступной системы обеспечения защиты прав потребителей.
Состав индикаторов (показателей) муниципальной программы определен необходимостью выполнения основных целей и задач муниципальной программы:
- обеспечение населения площадью стационарных торговых объектов на 1000 жителей;
- обеспечение населения площадью нестационарных торговых объектов на 10000 жителей;
- создание новых рабочих мест на объектах потребительского рынка;
- введение новых объектов потребительского рынка;
- количество обращений населения по вопросам нарушения прав потребителей.
Состав индикаторов (показателей) муниципальной программы с указанием конкретных значений представлен в приложении N 1.
Реализация комплекса мероприятий, предусмотренных муниципальной программой, позволит обеспечить:
- повышение качества жизни населения путем повышения качества оказываемых услуг розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;
- увеличение инвестиций в сферу потребительского рынка и услуг;
- повышение уровня знаний населения в сфере защиты своих прав (уменьшение количества обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей).
Эффект от реализации муниципальной программы выражается в повышении качества жизни населения, создании дополнительных рабочих мест на вновь строящихся объектах потребительского рынка.
Совокупность мероприятий, предусмотренных муниципальной программой, обеспечит внедрение современных передовых технологий в сфере услуг и прирост доли объектов, предлагающих прогрессивные методы продажи и новые виды услуг.
Эффективность муниципальной программы также обусловлена улучшением здоровья населения путем повышения качества и безопасности реализуемых товаров и оказываемых услуг, повышением уровня знаний населения о защите своих прав, а также снижением стоимости основных видов продовольственных товаров путем сокращения звеньев товародвижения и т.д.
Достижение к 2035 году показателей, предусмотренных муниципальной программой позволит увеличить поступление налогов в бюджеты всех уровней и обеспечить вклад в увеличение валового регионального продукта.
Сроки реализации муниципальной программы - 2019 - 2035 годы.
3. Характеристика основных мероприятий муниципальной программы
Муниципальная программа предусматривает реализацию основных мероприятий, которые направлены на реализацию поставленных целей и задач муниципальной программы в целом и включают пять основных мероприятий.
Основное мероприятие 1 "Совершенствование государственной координации и правового регулирования в сфере потребительского рынка и услуг", предусматривает:
- совершенствование нормативно-правового обеспечения в сфере потребительского рынка, внесение необходимых изменений в нормативные правовые акты города Алатыря Чувашской Республики;
- организацию проведения мониторинга розничных цен и представленности социально значимых продовольственных товаров;
- обновление информации о состоянии и перспективах развития потребительского рынка на официальном сайте города Алатыря в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт города Алатыря).
Основное мероприятие 2 "Развитие инфраструктуры и оптимальное размещение объектов потребительского рынка и сферы услуг", предусматривает:
- формирование и ведение реестров организаций потребительского рынка, проведение мониторинга обеспеченности населения города Алатыря Чувашской Республики площадью торговых объектов;
- разработку и утверждение на муниципальном уровне схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, поддержание данной схемы в актуальном состоянии.
Основное мероприятие 3 "Развитие конкуренции в сфере потребительского рынка", предусматривает:
- организацию и проведение выставок, ярмарок товаров и услуг, в том числе сезонных сельскохозяйственных ярмарок "Дары осени";
- повышение уровня информированности субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров, работ и услуг о состоянии конкурентной среды и деятельности по содействию развитию конкуренции;
- создание условий для развития конкуренции на социально значимых рынках города Алатыря.
Основное мероприятие 4 "Развитие эффективной и доступной системы защиты прав потребителей", предусматривает:
- организацию информационно-просветительской деятельности в области защиты прав потребителей посредством печати, на радио, телевидении, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- организацию правовой помощи гражданам в сфере защиты прав потребителей в органах местного самоуправления, общественных объединениях потребителей, координацию работы отраслевых органов и структурных подразделений администрации города Алатыря, общественных объединений потребителей с гражданами по вопросам защиты их прав;
- организация и проведение совещаний, круглых столов и иных мероприятий по вопросам защиты прав потребителей;
- проведение мероприятий по повышению правовой грамотности населения (в том числе детей) в сфере защиты прав потребителей на базе учебных, библиотечных учреждений, многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;
- анализ работы органов местного самоуправления города Алатыря с населением по вопросам защиты прав потребителей;
- проведение "горячих линий" по вопросам защиты прав потребителей;
- предоставление консультационной поддержки организациям и индивидуальным предпринимателям по вопросам обеспечения защиты прав потребителей.
Обобщенная характеристика реализуемых основных мероприятий муниципальной программы представлена в приложении N 2.
4. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной программы
Финансирование муниципальной программы предусмотрено в пределах бюджетных ассигнований на ведение основной деятельности.
Объемы финансирования муниципальной программы уточняются при формировании бюджета города Алатыря на очередной финансовый год и плановый период.
5. Анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками реализации программы
Риск неуспешной реализации муниципальной программы при исключении форс-мажорных обстоятельств оценивается как минимальный. Вместе с тем, существует риск неполучения требуемых средств на реализацию муниципальной программы. В этом случае не будут осуществлен ряд мероприятий муниципальной программы.
Также необходимо отметить возможные риски при реализации муниципальной программы, связанные с совершенствованием нормативного обеспечения деятельности, что в целом может привести к замедлению темпов развития сферы потребительского рынка и системы защиты прав потребителей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.