Введение
Настоящие Методические рекомендации разработаны с целью обеспечения выполнения требований федеральных авиационных правил "Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21" (ФАП-21), пункта 21.183 раздела Н "Удостоверение о приемке".
1. Общие положения
1.1 Удостоверение о приемке
1.1.1 Удостоверение о приемке (УП) - документ, удостоверяющий соответствие экземпляра воздушного судна (ВС) типовой конструкции и годность к летной эксплуатации.
1.1.2 УП выдается на вновь изготовленный экземпляр ВС Независимой инспекцией (НИ) на основании заявки предприятия-изготовителя при наличии действующего Сертификата типа, если экземпляр ВС:
- соответствует типовой конструкции;
- успешно прошел проверки и испытания, предусмотренные техническими условиями (ТУ) на изделие;
- изготовлен на производстве, которое одобрено в соответствии с разделами F и G ФАП-21.
1.1.3 УП дает право на летную эксплуатацию ВС с установленными для него ограничениями и действителен в течение 2 месяцев со дня выдачи.
1.1.4 Наличие УП на экземпляр ВС является необходимым условием для последующего оформления постоянного сертификата летной годности.
1.1.5 При поставке предприятием-изготовителем нового ВС на экспорт УП на экземпляр экспортируемого ВС является необходимым условием для выдачи Росавиацией экспортного сертификата в порядке, установленном ФАП-21.
1.1.6 Окончательное решение по разногласиям в толковании настоящих Методических рекомендаций принимает Росавиация.
1.2 Действие УП
1.2.1 УП действительно в течение указанного в нем срока со дня его выдачи до тех пор, пока эксплуатация и техническое обслуживание проводятся в соответствии с ограничениями и требованиями эксплуатационной документации, а также отсутствуют причины, приостанавливающие срок действия УП, перечисленные в п. 1.2.2.
1.2.2 Действие УП приостанавливается или прекращается в случаях:
a) приостановки действия или аннулирования Сертификата типа;
b) приостановки действия или аннулирования Аттестата о годности воздушного судна к эксплуатации;
c) авиационного происшествия или повреждения воздушного судна, которые привели к нарушению его летной годности;
d) утери УП.
2. Выдача УП
2.1 УП выдается, если на всех стадиях производства созданы необходимые и достаточные условия для подтверждения НИ соответствия экземпляра ВС типовой конструкции и годности к эксплуатации.
2.2 Определение соответствия экземпляра ВС типовой конструкции осуществляется в процессе предъявительских (этап службы качества изготовителя) и приемо-сдаточных работ (этап НИ). При этом к приемо-сдаточным работам допускается ВС и его составные части, прошедшие с положительными результатами предъявительские проверки и испытания в порядке, установленном действующей нормативно-технической документацией (НТД).
2.3 Подтверждением соответствия экземпляра ВС типовой конструкции является подписание НИ соответствующих документов, установленных действующей НТД и настоящими Методическими рекомендациями.
2.4 На этапе изготовления изделий, частей, деталей и агрегатов, выполнения монтажных работ, технологических процессов, отработки систем, вплоть до окончания производственного цикла работ по цеху окончательной сборки ВС, документом, удостоверяющим их соответствие типовой конструкции, отраженной в конструкторской и технологической документации, является подписанное (при отсутствии несоответствий) представителем НИ заключение по каждой позиции перечня предъявлений. Приемочные работы проводятся НИ при получении от службы качества предприятия извещения о предъявлениях к приемке.
Перечень предъявлений, охватывающий весь производственный цикл, утверждает руководитель НИ.
В перечень предъявлений в обязательном порядке должны входить:
- особо ответственные элементы конструкции;
- особо ответственные технологические процессы;
- сборочные работы по монтажу компонентов класса 2;
- процессы по отработке систем и операций в цехе окончательной сборки ВС;
- отработки систем, включающих компоненты класса 3, категории А, в соответствии с перечнем утвержденным разработчиком ВС.
Порядок представления и формы документов, указанных в данном пункте, определены действующей НТД или могут быть разработаны предприятием-изготовителем ВС по согласованию с НИ.
2.5 При завершении приемо-сдаточных работ, указанных в п. 2.4, для определения готовности ВС к эксплуатации должны быть проведены предъявительские и приемо-сдаточные испытания ВС по утвержденной в установленном порядке программе.
Приемо-сдаточные испытания проводятся НИ после получения от службы качества изготовителя извещения о предъявлении ВС на приемо-сдаточные испытания.
При положительных результатах приемо-сдаточных испытаний НИ подписывает заключение, удостоверяя тем самым достигнутый уровень соответствия летно-технических характеристик экземпляра ВС типовой конструкции.
Готовность экземпляра ВС к эксплуатации удостоверяется НИ подписанием предъявления ВС к приемке по "готовности к эксплуатации", подтверждающим, что ВС прошло весь цикл приемо-сдаточных испытаний, укомплектовано эксплуатационной документацией, удовлетворяющей требованиям НТД и соответствующей типовой конструкции.
Одновременно руководитель НИ подписывает раздел формуляра ВС "Свидетельство о приемке".
Порядок представления и формы документов, указанных в данном пункте, определены действующей НТД.
2.6 НИ осуществляет приемку комплекта имущества, прикладываемого к ВС согласно части "Комплектность" ТУ, после получения от службы качества изготовителя генерального извещения.
При положительных результатах приемки комплекта имущества, прикладываемого к ВС, НИ подписывает заключение, подтверждая этим факт комплектности и соответствия имущества конструкторской и эксплуатационной документации и годность его к эксплуатации.
Порядок представления и формы документов, указанных в данном пункте, определены действующей НТД.
2.7 После подписания предприятием-изготовителем и владельцем акта сдачи-приемки ВС и комплекта имущества, служба качества предприятия-изготовителя оформляет и направляет руководителю НИ:
- генеральное извещение о готовности ВС к окончательной приемке по форме согласно Приложению 1 данных Методических рекомендаций;
- заявку на выдачу УП по форме Приложения 2 данных Методических рекомендаций;
К Заявке прилагаются:
1. Карта технического осмотра ВС (лист подготовки ВС к полету);
2. Акт сдачи-приемки ВС владельцу.
Одновременно НИ представляется на согласование оформленный единый отчетный документ - дело изделия, согласно п. 21.125 (а) (11) раздела F ФАП-21.
2.8 Окончательно принятым НИ считается экземпляр ВС, соответствующий типовой конструкции, информация о которой содержится в ТУ и Дополнениях к ним, выдержавший приемо-сдаточные и периодические испытания, прошедший проверку полноты и качества оформления сопроводительной документации и реализации на нем требований директив летной годности, укомплектованный эксплуатационной документацией, запасными частями, инструментом и принадлежностями, а в случаях, предусмотренных ТУ, с тарой, в упакованном и законсервированном виде.
2.9 Руководитель НИ, рассмотрев представленные материалы и убедившись, что причины, препятствующие выдаче УП, отсутствуют, согласовывает дело изделия и выдает владельцу ВС УП по форме Приложения 3 данных Методических рекомендаций, удостоверив тем самым соответствие экземпляра ВС типовой конструкции и годность к эксплуатации.
3. Оформление УП
Форма УП приведена в Приложении 3.
Правила заполнения УП
N - указывается порядковый номер выданного УП.
Тип воздушного судна - вносятся данные согласно строке "Изделие" Сертификата типа или Дополнения к Сертификату типа. Для ВС, имеющих аттестат о годности самолета к эксплуатации, - вносятся данные согласно строке "Наименование ВС" аттестата.
Категория воздушного судна - вносятся данные согласно карте данных к Сертификату типа (транспортная, нормальная, акробатическая). Для ВС, имеющих аттестат о годности самолета к эксплуатации, - вносятся данные согласно строке "Тип ВС" аттестата.
Сертификат типа N - указывается номер Сертификата типа и дата его выдачи.
Сертификат одобрения производственной организации N - указывается номер и дата выдачи соответствующего документа.
Предприятие-изготовитель - указывается наименование предприятия-изготовителя ВС.
Заводской номер воздушного судна - указывается полный заводской номер, указанный в формуляре ВС.
Масса воздушного судна (пустого), кг:
масса пустого ВС, кг |
записываются величины, |
|
центровка |
указанные в формуляре ВС |
Государственный и регистрационный опознавательные знаки - указываются знаки согласно заявке на выдачу УП.
Владелец данного экземпляра воздушного судна - указывается наименование юридического лица согласно заявке на выдачу УП.
Срок действия Удостоверения о приемке - указываются день, месяц и год окончания действия документа.
Руководитель Независимой инспекции - ставится подпись и указываются фамилия и инициалы руководителя НИ, а также номер свидетельства Росавиации о делегировании полномочий НИ.
М.П. - ставится печать НИ.
Дата - указываются день, месяц и год выдачи УП владельцу ВС.
При необходимости разрешается помещать (печатать) дополнительный текст (особенности данного экземпляра ВС) на оборотной стороне УП. В этом случае в строке справа ставится сноска - *, внизу листа записывается "* - см. на обороте". Текст на оборотной стороне заверяется подписью и печатью руководителя НИ.
УП заполняется машинописным текстом.
И.о. начальника Управления |
Т.В. Бровченко |
Заместитель руководителя Росавиации |
А.А. Новгородов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации о порядке выдачи Удостоверения о приемке на экземпляр воздушного судна гражданской авиации (утв. Федеральным агентством воздушного транспорта 6 декабря 2019 г.)
Текст методических рекомендаций опубликован не был