Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2019 г. N 1730-р
"Об утверждении регионального плана мероприятий ("дорожной карты") "Комплекс мер по созданию и внедрению системы долговременного ухода за гражданами старшего поколения и инвалидами в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2022 годы"
В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года":
1. Утвердить прилагаемый региональный план мероприятий ("дорожную карту") "Комплекс мер по созданию и внедрению системы долговременного ухода за гражданами старшего поколения и инвалидами в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2022 годы".
2. Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) (Волкова Е.А.) и Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия) (Борисова Е.А.) обеспечить реализацию утвержденного регионального плана мероприятий.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) обеспечить исполнение регионального плана мероприятий.
4. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Балабкину О.В.
Председатель Правительства |
В. Солодов |
Утвержден
распоряжением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 26 декабря 2019 г. N 1730-р
Региональный план мероприятий
("дорожная карта") "Комплекс мер по созданию и внедрению системы долговременного ухода за гражданами старшего поколения и инвалидами в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2022 годы"
1. Общее описание
Реализация регионального плана мероприятий ("дорожной карты") "Комплекс мер по созданию и внедрению системы долговременного ухода за гражданами старшего поколения и инвалидами в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2022 годы" (далее - региональная "дорожная карта") направлена на создание условий для увеличения продолжительности жизни, сохранения или восстановления способности граждан старшего поколения к самообслуживанию, физической и функциональной активности, вне зависимости от посторонней помощи в повседневной жизни на основе межведомственного взаимодействия организаций социального обслуживания населения и здравоохранения Республики Саха (Якутия). Для достижения указанной цели необходимо определить механизмы совершенствования порядка выявления граждан старшего поколения и инвалидов, нуждающихся в предоставлении социальных и медицинских услуг, совершенствования критериев оценки обстоятельств, ухудшающих условия жизнедеятельности граждан, в целях создания условий для наиболее полного и своевременного удовлетворения потребностей этих граждан в социальных и медицинских услугах в рамках системы долговременного ухода, а также продолжить совершенствование механизмов межведомственного взаимодействия медицинских организаций и организаций социального обслуживания в целях улучшения условий жизнедеятельности граждан и (или) расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Система долговременного ухода - комплексная система, направленная на обеспечение каждого человека, не полностью справляющегося с самостоятельным уходом, системой поддержки самого высокого качества с наивысшим возможным уровнем независимости, автономии, участия в деятельности, самореализации и человеческого достоинства (определение Всемирной организации здравоохранения). Для каждого человека с выявленными дефицитами подбирается оптимальный набор услуг, помощи и технологий для их компенсации, адресуемый как самому нуждающемуся, так и сопровождающему его лицу. В рамках системы долговременного ухода гражданин получает своевременную необходимую помощь и услуги в соответствии с индивидуальными объективно оцененными потребностями.
В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и реализации задачи "Увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни" в рамках регионального проекта Республики Саха (Якутия) "Старшее поколение" приказом Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) (далее - Минтруд РС (Я)) и Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) (далее - Минздрав РС (Я)) от 19 июля 2019 г. N 944-ОД, от 23 июля 2019 г. N 01-07/980 "О разработке комплекса мер по внедрению системы долговременного ухода в Республике Саха (Якутия)". Этим приказом утвержден состав межведомственной комиссии и определен перечень организаций социального и медицинского обслуживания, участвующих в пилотном проекте по реализации мероприятий региональной "дорожной карты" в 2020 году:
1) государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Республиканский комплексный центр социального обслуживания" в г. Якутске, в том числе филиалы в Хангаласском улусе (районе), в Верхнеколымском улусе (районе);
2) государственное автономное учреждение Республики Саха (Якутия) "Республиканская клиническая больница N 3";
3) государственное автономное учреждение Республики Саха (Якутия) "Медицинский центр г. Якутска".
Приказом Минздрава РС (Я) от 30 июля 2019 г. N 01-07/1013 и Минтруда РС (Я) от 1 августа 2019 г. N 991-ОД "О разработке плана маршрутизации маломобильных, дементных граждан старшего поколения между организациями социального обслуживания населения и организациями системы здравоохранения в Республике Саха (Якутия)" утвержден состав межведомственной комиссии по разработке плана маршрутизации.
Медико-социальная помощь в Республике Саха (Якутия)
По данным отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (далее - отделение Пенсионного фонда РФ по РС (Я)) на 1 января 2019 года численность лиц пенсионного возраста в республике составляла 276 201 человек, что составляет 28,6% населения, из них услугами охвачены 7 406 человек - 2,7% (на 31 декабря 2010 года численность лиц пенсионного возраста в республике - 183 800 человек, или 19,4% населения, из них: получателей социальных услуг - 1 547 человек, или 0,8%; на 1 января 2016 года - 268 100 человек, или 27,9%, из них услугами охвачено - 3 610, что составляет 1,3%).
По данным отделения Пенсионного фонда РФ по РС (Я) по состоянию на 1 января 2019 года общая численность инвалидов в республике составила 58 472 человека, в том числе детей-инвалидов 6 531, с ростом на 0,6% к 1 января 2017 года. Из них инвалидов нетрудоспособного возраста - 30 270 человек (51,8%).
В Республике Саха (Якутия) функционирует 21 государственная организация стационарного социального обслуживания, в том числе 5 психоневрологических интернатов на 1076 койко-мест, 15 домов-интернатов для престарелых и инвалидов на 1303 койко-мест, 1 детский дом-интернат для умственно отсталых детей на 175 койко-мест.
В государственных стационарных организациях социального обслуживания психоневрологического профиля на базе высвобожденных площадей организованы 2 тренировочные квартиры (государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Якутский психоневрологический интернат", государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Республиканский дом-интернат для умственно отсталых детей"), социально-бытовые комнаты, которые представляют собой специально подготовленное и оборудованное помещение.
В настоящее время имеющаяся коечная мощность стационарных учреждений удовлетворяет потребности пожилого населения Республики Саха (Якутия). В то же время прогнозируется скрытая потребность в стационарном обслуживании с учетом существующей проблемы в применении механизма выявления одиноких граждан пожилого возраста, нуждающихся в долговременном уходе.
В структуре государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканский комплексный центр социального обслуживания" и государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Управление социальной защиты населения" в районах действуют следующие подразделения:
39 отделений социального обслуживания на дому;
2 отделения срочного социального обслуживания;
3 отделения дневного пребывания.
Достигнут 100% охват граждан, получивших социальные услуги в организациях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в организации социального обслуживания населения. Самыми востребованными услугами являются социальные услуги, предоставляемые на дому: в 2018 году социальные услуги на дому получили 5 801 человек, что в сравнении с 2016 годом больше в 1,1 раза.
В 2015 году социальные услуги по всем формам обслуживания получили 16 794 гражданина пожилого возраста и инвалида, в 2017 году услуги получили 17 480 граждан пожилого возраста и инвалидов (общее количество граждан пожилого возраста и инвалидов, получающих социальные услуги, выросло в сравнении с 2015 годом).
Мероприятия по поэтапному обеспечению доступа социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - НКО), осуществляющих деятельность в сфере социальной защиты и социального обслуживания, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление услуг в социальной сфере, включены в государственную программу Республики Саха (Якутия) "Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2018 - 2022 годы", утвержденную Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2017 г. N 2235.
Развитие рынка по предоставлению социальных услуг негосударственными организациями путем обеспечения государственного заказа в сфере социального обслуживания, выплата компенсаций поставщикам социальных услуг, состоящим в реестре поставщиков социальных услуг, но не участвующим в выполнении государственного задания являются одним из механизмов расширения доступности и повышения качества социальных услуг.
По итогам 2019 года прогнозируется достижение 38% показателя, исчисленного как доля количества негосударственных поставщиков социальных услуг в общем количестве организаций социального обслуживания всех форм собственности.
По состоянию на 1 ноября 2019 года в реестре поставщиков социальных услуг в Республике Саха (Якутия) состоят 40 негосударственных учреждений, из них 18 - социально ориентированные некоммерческие организации, 16 индивидуальных предпринимателей и 6 обществ с ограниченной ответственностью. В предоставлении социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам принимают участие 12 негосударственных пансионатов, оказывающих услуги более 269 гражданам.
Действующая сеть организаций социального обслуживания учитывает особенности сельских территорий Республики Саха (Якутия) и позволяет обеспечить нуждающимся гражданам равную доступность к социальным услугам вне зависимости от места проживания путем развития мобильных социальных служб в сельской местности. Для оказания социальных услуг гражданам пожилого возраста, инвалидам, проживающим в отдаленных населенных пунктах Республики Саха (Якутия), в каждом муниципальном районе и городском округе, имеющим отдаленные поселки, организована деятельность выездных мобильных бригад. На сегодня в республике действуют 24 мобильные бригады в 23 районах республики и в г. Якутске, к 2024 году планируется организация 38 мобильных бригад, охватывающих все районы республики.
Для реализации задачи по проведению дополнительного скрининга лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности изданы совместный приказ Минздрава РС (Я) от 28 марта 2019 г. N 01-07/449 и Минтруда РС (Я) от 27 марта 2019 г. N 337-ОД "Об утверждения положения о комплексных мобильных бригадах для оказания неотложных социальных, медико-социальных и срочных социальных услуг на дому маломобильным гражданам старшего поколения, в том числе для осуществления доставки лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности в медицинские организации" и приказ Минздрава РС (Я) от 1 апреля 2019 г. N 01-07/474 "О проведении дополнительных скринингов на выявление отдельных социально значимых неинфекционных заболеваний у лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности Республики Саха (Якутия)".
В рамках организации медицинской помощи гражданам старшего поколения, проживающим в сельской местности, включая закупку в регионах автомобилей для перевозки таких лиц в медицинские организации для проведения профилактических осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения, лиц старше трудоспособного возраста, у которых выявлены заболевания и патологические состояния, а также проведения дополнительных скринингов на выявление отдельных социально значимых неинфекционных заболеваний, оказывающих вклад в структуру смертности населения предоставлены иные межбюджетные трансферты на приобретение автотранспорта в целях осуществления доставки лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации на 2019 г. в размере 19,9 млн. рублей.
В целях повышения уровня качества жизни граждан старшего поколения, профилактики социального одиночества, утери социальных контактов и сокращения очередности в учреждениях стационарного и нестационарного социального обслуживания принят Закон Республики Саха (Якутия) от 21 февраля 2013 г. 1159-З N 1229-IV "Об организации приемных семей для граждан пожилого возраста в Республике Саха (Якутия)".
Приемная семья - стационарозамещающая форма социального обслуживания, жизнеустройства граждан старшего поколения в семью, созданная на основании трехстороннего договора (заключенного между управлениями социальной защиты населения, гражданином старшего поколения и кандидатом) о создании приемной семьи, предусматривающая совместное проживание гражданина старшего поколения и гражданина, осуществляющего уход.
Гражданину, осуществляющему уход за гражданином старшего поколения, устанавливается и выплачивается ежемесячная денежная выплата, которая на 2019 год составляет 20 098,0 рублей на руки с учетом налоговых вычетов.
В 2018 году в 28 районах республики было создано 180 приемных семей для граждан старшего поколения. Всего в 2019 году выделено 220 квот на создание приемных семей, фактически охвачено проживанием в приемной семье 200 граждан старшего поколения.
С 1993 года на базе государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканский комплексный центр обслуживания" функционирует дневное социально-реабилитационное отделение "Эрчим" для граждан старшего поколения. Технология направлена на повышение качества жизни одиноко проживающих граждан пенсионного возраста и инвалидов, оказание помощи семьям, осуществляющим уход за людьми с ограниченными возможностями здоровья. Данная технология включает в себя предоставление социальных услуг, в том числе медицинское обслуживание, досуговые программы и психолого-социальную поддержку. За 2018 год организовано 15 заездов с охватом 365 человек.
Одним из ключевых факторов активного долголетия является создание условий для продолжения трудовой деятельности представителей старшего поколения. Положительный опыт "Школы третьего возраста г. Якутска", созданной в 2012 году дал толчок развитию таких школ в районах республики. В начале 2019 г. "Школы третьего возраста" организованы в 9 районах республики.
На обучение граждан старшего поколения навыкам пользования компьютером, сетью Интернет и другим компьютерным технологиям, в том числе организацию для пожилых граждан компьютерных классов и клубов с привлечением волонтеров и ветеранских организаций, за 2018 год направлено 0,6 млн. рублей, в том числе за счет субсидии из Пенсионного фонда Российской Федерации 0,1 млн. рублей, государственного бюджета 0,5 млн. рублей. В 15 организациях социального обслуживания населения прошли обучение 726 граждан старшего поколения.
Медицинская помощь гражданам пожилого возраста оказывается в рамках территориальной Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 05 февраля 2019 г. N 18 (далее - территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи) по всем видам: первичная медико-санитарная помощь, специализированная, в том числе высокотехнологичная, скорая, в том числе скорая специализированная, паллиативная.
Потребность в амбулаторно-поликлинической помощи у лиц пожилого и старческого возраста в 2-4 раза выше, а потребность в стационарной помощи по отдельным видам специализированной помощи (кардиология, эндокринология, пульмонология, урология, офтальмология, неврология, психиатрия, онкология) в 1,5-3 раза выше, чем у людей трудоспособного возраста.
Таблица 1
Объем медицинской помощи пациентам старше трудоспособного возраста в амбулаторных условиях за 2015 - 2018 гг.
Показатель |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Динамика 2015 - 2018 гг., % |
Число посещений, всего |
8 231 172 |
7 970 970 |
7 995 001 |
8 255 504 |
0,30 |
из них у лиц старше трудоспособного возраста |
908 051 |
892 407 |
967 310 |
1 074 217 |
18,3 |
Удельный вес |
11,0% |
11,2% |
12,1% |
13% |
18,2 |
Число посещений на 1 жителя |
8,6 |
8,3 |
8,3 |
8,6 |
0 |
Число посещений на 1 жителя старше трудоспособного возраста |
6,3 |
5,9 |
6,1 |
6,5 |
3,2 |
Примечание: данные здесь и далее предоставлены государственным бюджетным учреждением Республики Саха (Якутия) "Якутский республиканский информационно-аналитический центр"
За период 2015 - 2018 гг. в Республике Саха (Якутия) зарегистрировано в среднем 960,5 тысяч посещений у врачей поликлиник пациентами старше трудоспособного возраста (таблица 1), что составило в среднем 11,8% от общего числа посещений всего населения. Отмечается увеличение доли посещений пациентами старше трудоспособного возраста в их общем числе с 11,0% в 2015 г. до 13,0% в 2018 г., числа посещений на 1 жителя указанного возраста с 6,3 до 6,5. Однако меньшая величина числа посещений на 1 жителя старше трудоспособного возраста в сравнении с числом посещений жителей всех возрастов (6,5 и 8,6 соответственно на 1 жителя), небольшой удельный вес в общей численности посещений (11-13%) свидетельствуют о неудовлетворенной потребности граждан старшего поколения в оказании амбулаторной медицинской помощи.
По мере старения населения возрастает потребность посещений пациентов врачами на дому. Доля посещений на дому пациентов старших возрастных групп составила в 2018 г. 20,3% от общего числа посещений на дому (100 152 посещения). Однако за 2015 - 2018 гг. отмечается снижение абсолютного числа посещений на дому (таблица 2), как у всего населения, так и у населения старше трудоспособного возраста (на 12,4% и 11,3% соответственно), а также числа посещений на 1 жителя (на 13,6% и 21,8% соответственно): на одного пациента старше трудоспособного возраста приходилось 0,78 посещений на дому в 2015 г. и в 2018 г. - 0,61 посещений на дому. Учитывая маломобильность граждан наиболее старшего возраста, это невысокий показатель, демонстрирующий небольшой охват медицинским наблюдением маломобильных пациентов старших возрастных групп в амбулаторных условиях.
Таблица 2
Объем медицинской помощи пациентам старше трудоспособного возраста на дому за 2015 - 2018 гг.
Показатель |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Динамика 2015 - 2018 гг., % |
Число посещений на дому, всего |
563 628 |
528 643 |
501 158 |
493 844 |
-12,4 |
из них у лиц старше трудоспособного возраста на дому |
112 921 |
106 908 |
94 891 |
100 152 |
-11,3 |
Доля посещений на дому лиц старше трудоспособного возраста |
20,0% |
20,2% |
18,9% |
20,3% |
1,5 |
Число посещений на дому на 1 жителя |
0,59 |
0,54 |
0,52 |
0,51 |
-13,6 |
Число посещений на дому на 1 жителя старше трудоспособного возраста |
0,78 |
0,67 |
0,60 |
0,61 |
-21,8 |
Необходимо отметить, по данным экспертных оценок фактическая обращаемость за медицинской помощью населения старшего возраста почти вдвое ниже потребности в ней. Это объясняется как отсутствием необходимости оформления нетрудоспособности, так и особенностями течения хронических заболеваний, склонных к ремиссии, своеобразием психофизического состояния больных данного возраста (ограничение подвижности). Кроме того, многие пациенты привыкают к своим недугам и нередко расценивают их как неизбежные спутники старости.
При анализе посещений населения старше трудоспособного возраста врачей-специалистов отмечается, что граждане старшего поколения составляют треть посещений от общего их числа только у кардиолога (39,3%), онколога (37,5%), эндокринолога (32,1%). Каждый пятый на приеме участкового врача-терапевта и врача общей практики (семейного) является пациентом старше трудоспособного возраста. Врачи-психиатры, неврологи характеризуются небольшой долей посещений лиц старшего поколения (5,7% и 8,9% соответственно).
Каждый житель республики старше трудоспособного возраста по данным за 2017 год (таблица 3) в среднем обращался к врачу-терапевту 1,7 раза, каждый второй обращался к офтальмологу, каждый третий - к врачу общей практики (семейному врачу), каждый четвертый - к кардиологу и эндокринологу, каждый пятый - к онкологу. Учитывая, что в среднем у каждого жителя старших возрастных групп регистрируется 6-8 заболеваний, это недостаточные показатели по охвату специализированной амбулаторной медицинской помощью граждан старшего поколения республики.
Таблица 3
Характеристика посещений населением Республики Саха (Якутия) врачей-специалистов по возрастным группам (в т. ч. на дому) в 2017 г.
Врачи-специалисты |
Всего посещений |
Число посещений старше трудоспособного возраста |
Число посещений на дому |
||||||||
абс. ч. |
% от общего числа |
на 1 чел. старше трудоспособного |
всего |
старше трудоспособного |
75 лет и старше |
||||||
Гериатр |
2 281 |
2 281 |
100 |
0,01 |
381 |
381 |
275 |
||||
Кардиолог |
99 802 |
39 254 |
39,3 |
0,24 |
13 |
2 |
0 |
||||
Невролог |
300 747 |
26 835 |
8,9 |
17 |
1444 |
877 |
418 |
||||
Общей практики |
302 246 |
56 183 |
18,6 |
0,36 |
30859 |
5860 |
1919 |
||||
Онколог |
91 062 |
34 158 |
37,5 |
0,22 |
141 |
102 |
34 |
||||
Офтальмолог |
435 199 |
107 008 |
24,6 |
0,68 |
504 |
239 |
101 |
||||
Психиатр |
227 452 |
13 078 |
5,7 |
0,08 |
2197 |
765 |
148 |
||||
Терапевт участковый |
1 381 577 |
268 177 |
19,4 |
1,7 |
18022 0 |
72103 |
29896 |
||||
Эндокринолог |
114 028 |
36 556 |
32,1 |
0,23 |
23 |
5 |
2 |
В связи с развитием гериатрической сети отмечается рост посещений у врача-гериатра. Так, в 2016 г. у врача-гериатра было всего 48 посещений, из них гражданами 75 лет и старше - 25, посещений на дому не зарегистрировано. В 2018 году у врачей-гериатров было 4 727 посещений и 323 посещения на дому. Тем не менее, это крайне низкие объемы амбулаторных медицинских услуг по профилю "гериатрия".
Ежегодно проводятся профилактические осмотры населения, в том числе диспансеризация определенных групп населения, а именно комплекс медицинских мероприятий диагностического и лечебного характера, направленных на профилактику, выявление и лечение хронических неинфекционных заболеваний и их факторов риска. В 2018 г. профосмотры прошли 49343 человека (30,0% от общего числа лиц старше трудоспособного возраста). По результатам профосмотров 64,7% жителей республики старше трудоспособного возраста (31 931 чел.) были отнесены к III группе здоровья, то есть к категории нуждающихся в установлении диспансерного наблюдения или в оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи. При этом доля пожилых лиц, отнесенных ко II группе здоровья, то есть не имеющих хронических неинфекционных заболеваний, но имеющих факторы риска развития таких заболеваний, составила 22,9% (11 292 чел.). Доля пожилых граждан, отнесенных к I группе здоровья, то есть не имеющих хронических неинфекционных заболеваний и факторов риска развития таких заболеваний, составила 12,4% (6120 чел.).
Таблица 4
Объемы профилактических осмотров и диспансеризации определенных групп взрослого населения за 2015 - 2018 гг.
Показатель |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Динамика 2015 - 2018 гг., % |
Число граждан старше трудоспособного возраста, прошедших профилактические осмотры и диспансеризацию |
нет данных |
нет данных |
нет данных |
49 343 |
- |
в том числе прошедшие диспансеризацию определенных групп взрослого населения |
19561 |
10066 |
19811 |
22485 |
14,9 |
в том числе лица старше 60 лет, прошедшие I этап ДОГВН |
нет данных |
нет данных |
16599 |
20071 |
20,9 |
в том числе лица старше 60 лет, прошедшие II этап ДОГВН |
нет данных |
нет данных |
4259 |
4746 |
11,4 |
Число граждан старше трудоспособного возраста, у которых выявлены заболевания, находящихся под диспансерным наблюдением (ф. 12) |
74857 |
79647 |
76562 |
95472 |
27,5 |
Доля лиц старше трудоспособного возраста, у которых выявлены заболевания и патологические состояния, находящихся под диспансерным наблюдением |
51,8 |
52,7 |
48,6 |
58,1 |
12,2 |
Число лиц старше трудоспособного возраста, у которых выявлены заболевания и патологические состояния, находящихся под диспансерным наблюдением (таблица 4), составило в 2018 г. 95472 человек (рост с 74857 в 2015 г. на 27,5%). Доля лиц старше трудоспособного возраста, у которых выявлены заболевания и патологические состояния, находящихся под диспансерным наблюдением, увеличилась на 12,2% с 51,8% в 2015 г. до 58,1% в 2018 г.
Невысокий охват профилактическими осмотрами (30,0%), доля прошедших I этап диспансеризации (12,2%) и II этап (2,9%) от общей численности населения старше трудоспособного возраста, отражают недостаточную профилактическую работу среди населения старших возрастных групп.
Что же касается оказания медицинской помощи в стационарных условиях, то по данным за 2018 г. в стационарах республики пролечено 72206 пациентов старше трудоспособного возраста, что составило 31,0% от общего числа пролеченных.
Таблица 5
Динамика показателей оказания медицинской помощи в стационарных условиях населению Республики Саха (Якутия) старше трудоспособного возраста за 2015 - 2018 гг.
Показатель |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г.* |
Динамика 2015 - 2018 гг., % |
Пролечено пациентов старше трудоспособного возраста |
64751 |
65744 |
68 363 |
72206 |
11,5 |
из них умерло |
1192 |
1196 |
1 371 |
1678 |
40,8 |
Летальность в стационаре, % |
1,8 |
1,8 |
2,0 |
2,3 |
27,8 |
Пролечено на 1 жителя РС (Я) старше трудоспособного возраста |
0,45 |
0,43 |
0,43 |
0,44* |
-2,2 |
* - данные предварительные
В динамике за 2015 - 2018 гг. наблюдается увеличение числа выписанных пациентов старше трудоспособного возраста (на 11,5%), при этом выросла и летальность на 27,8% с 1,8% в 2015 г. до 2,3% в 2018 г. в связи с более тяжелыми формами заболеваний контингента госпитализированных пациентов. Необходимо также отметить тенденцию к снижению уровня госпитализации с 0,45 на 1 жителя старше трудоспособного возраста в 2015 г. до 0,44 в 2018 г., что свидетельствует о тенденции снижения доступности стационарной медицинской помощи гражданам старшего поколения.
Почти половина пролеченных в 2018 г. в стационарах республики пациентов старше трудоспособного возраста (41,5%) госпитализирована по поводу сердечно-сосудистых заболеваний, на втором месте - госпитализации по поводу болезней органов дыхания (8,2%), на третьем месте - по поводу новообразований (8,0%).
Наблюдается рост числа геронтологических (гериатрических) коек в 12 раз с 7 в 2016 г. до 85 в 2018 г. и, соответственно, числа пролеченных на этих койках пациентов (в 9,5 раза).
Таблица 6
Оказание гериатрической помощи пациентам старше трудоспособного возраста в стационарных условиях
Год |
Койки |
Количество коек |
Выписано |
Умерло |
|||
2016 |
Всего |
8867 |
65744 |
1196 |
|||
геронтологические |
7 |
137 |
0 |
||||
2017 |
Всего |
8872 |
68363 |
1371 |
|||
геронтологические |
43 |
1005 |
11 |
||||
2018 |
Всего |
8882 |
70528 |
1678 |
|||
геронтологические |
85 |
1299 |
4 |
||||
Динамика 2016 - 2018 гг. |
Всего |
|
|
|
|||
геронтологические |
|
|
|
Данные об объемах медицинской помощи свидетельствуют о необходимости расширения амбулаторно-поликлинической помощи пациентам пожилого и старческого возраста. Как показали специальные исследования, в настоящее время при планировании объема поликлинической врачебной помощи населению 60 лет и старше можно исходить из расчета 6,9-7,2 посещения в год на одного человека. С возрастом из-за общей слабости и ограничения подвижности старого человека медицинскую помощь следует оказывать преимущественно на дому.
Постепенное увеличение объемов медико-социальной помощи пожилым людям на амбулаторном уровне может рассматриваться в качестве альтернативы экстренной медицинской помощи, так как позволяет существенно сократить количество пожилых пациентов в стационарах экстренной помощи и снизить демографическую нагрузку, обусловленную старением населения, на бюджеты всех уровней. Для пожилых людей исключительную важность имеют сложившиеся социальные связи (фактор низкой социальной мобильности), поэтому, для большинства таких пациентов, при наличии социально стабильного окружения, пребывание в домашних условиях психологически более комфортно и является предпочтительным при получении адекватной комплексной медико-социальной помощи.
2. Цель региональной "дорожной карты"
Целью региональной "дорожной карты" является увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 64,4 лет к 2024 году.
По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) "Здоровая жизнь" - количество лет, которые родившийся человек может прожить без серьезных хронических или возрастных заболеваний.
Период реализации с 2020 по 2022 гг. до полного внедрения системы долговременного ухода в Республике Саха (Якутия).
Целевая категория - граждане, признанные нуждающимися в долговременном уходе в зависимости от степени самообслуживания.
3. Задачи региональной "дорожной карты"
Основной задачей региональной "дорожной карты" является системная поддержка и повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Республике Саха (Якутия) при получении ими социальных услуг и медицинской помощи, что позволит создать систему долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, включающую сбалансированные социальное обслуживание и медицинскую помощь. Для этого необходимо решение следующих задач:
1. Организация подготовительных мероприятий по внедрению системы долговременного ухода.
2. Создание в республике единой информационной системы долговременного ухода (ЕИС ДУ), обеспечивающей хранение необходимой информации о получателях долговременного ухода и координации деятельности по оказанию услуг гражданам старшего поколения.
3. Организация пилотного проекта по внедрению системы долговременного ухода.
4. Повышение квалификации, подготовка лиц, осуществляющих уход по системе долговременного ухода ("сиделка" (помощник по уходу)).
5. Совершенствование предоставления социальных услуг.
6. Совершенствование предоставления медицинской помощи.
7. Развитие и поддержка семейного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами.
8. Привлечение негосударственного сектора к предоставлению социальных и медицинских услуг в организациях социального обслуживания, учреждениях здравоохранения.
Выполнение задач осуществляется в рамках реализации перечня мероприятий по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, включающих сбалансированные социальное обслуживание и медицинскую помощь согласно приложению к настоящему региональному плану мероприятий ("дорожной карте").
Приложение
к региональному плану мероприятий
("дорожной карте") "Комплекс мер
по созданию и внедрению системы
долговременного ухода за гражданами
старшего поколения и инвалидами
в Республике Саха (Якутия)
на 2020 - 2022 годы"
Перечень
мероприятий по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, включающих сбалансированные социальное обслуживание и медицинскую помощь
N |
Мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Срок реализации |
Вид документа |
Ожидаемый результат |
Описание |
1. |
Организация подготовительных мероприятий по внедрению системы долговременного ухода |
|||||
1.1. |
Проведение мониторинга региональных нормативных правовых актов с целью совершенствования механизмов межведомственного взаимодействия и реализации полномочий в рамках внедрения системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в республике |
Минтруд РС (Я), Минздрав РС (Я) |
2020 |
Принятие нормативных правовых актов по внесению изменений |
Нормативно-правовая база по системе долговременного ухода |
Внесение изменений в действующие нормативные правовые акты |
1.2. |
Утверждение Порядка межведомственного взаимодействия в связи с реализацией полномочий в рамках системы долговременного ухода |
Минтруд РС (Я), Минздрав РС (Я) |
01.06.2020 |
Совместный приказ |
Маршрутизация граждан в рамках системы долговременного ухода |
|
1.3. |
Мониторинг услуг и технологий в сфере социального обслуживания и их совершенствование в рамках системы долговременного ухода |
Минтруд РС (Я) |
01.03.2020 |
Приказ |
Механизмы оказания услуг в рамках системы долговременного ухода |
Утверждение порядка оказания социальных услуг, стандартов социальных услуг, технологий обслуживания, тарифов на соответствующие услуги |
1.4. |
Определение механизмов финансирования функционирования системы долговременного ухода в республике: федеральный бюджет, софинансирование затрат из регионального бюджета, социальное страхование, финансирование медицинских услуг из средств ОМС, финансирование дополнительных социальных и медицинских услуг получателями ДУ и лицами, осуществляющими уход |
Минтруд РС (Я), Минздрав РС (Я) |
01.07.2020 |
Аналитическая записка |
Определение источников финансирования |
|
1.5. |
Разработка порядка проведения типизации при составлении индивидуальной программы предоставления социальных услуг, предусмотренной Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" |
Минтруд РС (Я), Минздрав РС (Я) |
01.07.2020 |
Совместный приказ |
Разработанная методика определения степени и типа нуждаемости в уходе |
|
1.6. |
Информирование граждан о системе долговременного ухода, правах пожилых граждан на получение соответствующих услуг |
Минтруд РС (Я), Минздрав РС (Я) |
2020-2022 |
Размещенная информация в СМИ - не менее 2 раз в год |
Информирование населения |
|
2. |
Создание в республике единой информационной системы долговременного ухода (ЕИС ДУ), обеспечивающей хранение необходимой информации о получателях долговременного ухода и координации деятельности по оказанию услуг гражданам старшего поколения |
|||||
2.1. |
Создание координационного центра в сфере социального обслуживания, организация и контроль деятельности |
Минтруд РС (Я) |
2020-2024 |
Приказ о создании координационного центра |
Создание координационного центра |
|
2.2. |
Выявление на территории республики граждан, нуждающихся в долговременном уходе |
Минтруд РС (Я), Минздрав РС (Я) |
2020-2024 |
База данных |
Сведения о гражданах, нуждающихся или обслуживаемых в рамках системы долговременного ухода |
Организация подомовых обходов, в том числе участковыми службами учреждений здравоохранения, в рамках выездов "Мобильной бригады", анализа информации о получателях государственных социальных услуг и сведений учреждений здравоохранения и др. |
2.3. |
Определение перечня организаций социального обслуживания, учреждений здравоохранения, участвующих в организации системы долговременного ухода в республике |
Минтруд РС (Я), Минздрав РС (Я) |
2020-2022 |
База данных |
Перечень организаций |
Создание и ведение базы данных организаций координационным центром |
2.4. |
Организация работы бесплатной "горячей линии" в области долговременного ухода |
Минтруд РС (Я) |
2020 |
Горячая линия на базе ресурсного центра "Победа" |
Активное выявление граждан, нуждающихся в долговременном уходе |
|
2.5. |
Внедрение короткого опросника "Возраст - не помеха" для граждан пожилого возраста в электронном виде для проведения скрининга на предмет наличия старческой астении |
Минздрав РС (Я) |
2020 |
Наличие электронного опросника "Возраст - не помеха" |
Активное выявление граждан на предмет наличия старческой астении |
|
2.6. |
Разработка и внедрение дистанционного медицинского контроля витальной функции, местоположения и активности пользователя инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов |
Минздрав РС (Я) |
2021 |
Внедрение круглосуточного дистанционного медицинского контроля за здоровьем участника Великой Отечественной войны на пилотных участках |
Повышение качества оказания медицинской помощи ветеранам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов |
|
2.7. |
Предоставление в территориальные социальные службы информации о лицах пожилого и старческого возраста, нуждающихся в оказании медико-социальной помощи |
Минздрав РС (Я) |
2020-2022 |
Обновление базы данных |
Формирование полного списка граждан, нуждающихся в социальном обслуживании |
|
3. |
Организация пилотного проекта по внедрению системы долговременного ухода |
|||||
3.1. |
Определение пилотных организаций социального и медицинского обслуживания |
Минтруд РС (Я), Минздрав РС (Я) |
01.02.2020 |
Совместный приказ |
|
|
3.2. |
Разработка временного порядка проведения типизации |
Минтруд РС (Я), Минздрав РС (Я) |
01.03.2020 |
Совместный приказ |
|
|
3.3. |
Оценка индивидуальной нуждаемости в предоставлении социальных услуг получателей социальных услуг организаций-пилотов |
Минтруд РС (Я) |
25.01.2020 |
Акты типизации |
Определение индивидуальной потребности |
|
3.4. |
Оценка потребности в специалистах для обеспечения долговременного ухода |
Минтруд РС (Я), Минздрав РС (Я) |
01.02.2020 |
Аналитическая записка |
|
|
3.5. |
Уведомление работников об изменении должности |
Минтруд РС (Я), Минздрав РС (Я) |
01.02.2020 |
|
Соблюдение условий трудового законодательства |
|
3.6. |
Обучение сотрудников, которые будут привлечены к системе долговременного ухода, организаций-пилотов |
Минтруд РС (Я), Минздрав РС (Я) |
01.03.2020 |
|
Соответствие специалистов квалификационным требованиям |
|
3.7. |
Внесение изменений в штатные расписания организаций-пилотов |
Минтруд РС (Я), Минздрав РС (Я) |
01.04.2020 |
Утвержденные штатные расписания |
Обеспечение специалистами по уходу |
|
3.8. |
Проведение пилотного проекта по долговременному уходу |
Минтруд РС (Я), Минздрав РС (Я) |
01.04.202001.10.2020 |
|
|
|
3.9. |
Оценка реализации пилотного проекта по долговременному уходу |
Минтруд РС (Я), Минздрав РС (Я) |
15.10.2020 |
Аналитическая записка |
|
|
4. |
Повышение квалификации, подготовка лиц, осуществляющих уход по системе долговременного ухода ("сиделка" (помощник по уходу)) |
|||||
4.1. |
Создание "Школы ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами" на базе ресурсного центра "Победа" |
Минтруд РС (Я) |
01.07.2020 |
|
"Школа ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами" на базе ресурсного центра "Победа" |
Создание центра по обучению и оценке компетенций персонала, осуществляющего уход |
4.2. |
Определение дополнительной потребности в специалистах (медицинский персонал, социальные работники) для реализации системы долговременного ухода, в том числе требований к их квалификации |
Минтруд РС (Я), Минздрав РС (Я) |
01.07.2020 |
|
Оценка потребности в специалистах |
|
4.3. |
Организация обучения и повышения квалификации сотрудников организаций социального обслуживания, осуществляющих уход |
Минтруд РС (Я) |
2020-2022 |
Сертификаты о прохождении обучения |
Удельный вес работников организаций социального обслуживания населения, работающих в системе долговременного ухода за гражданами и инвалидами старшего поколения, повысивших профессиональный уровень, от общей численности работников, работающих в системе долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами: 2020 - 15%; 2021 - 18%; 2022 - 20% |
В 2020 году повышение квалификации сотрудников организаций социального обслуживания, участвующих в пилотном проекте. Полное обучение обученными тренерами штатного персонала, осуществляющего уход в "Школе ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами", также на базе государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутский медицинский колледж" |
4.4. |
Организация и проведение конференций, семинаров, мастер-классов, обмена опытом и др. форм обучения по вопросам оказания медицинской и социальной помощи гражданам старшего поколения |
Минздрав РС (Я) |
2019-2022 |
|
Проведено конференций: 2020 - 1; 2021 - 0; 2022 - 0; 2023 - 1; 2024 - 0 |
|
4.5. |
Проведение выездного сертификационного цикла по специальности "гериатрия" |
Минздрав РС (Я), главный внештатный гериатр Минздрава РС (Я) |
2020 |
|
Проведено циклов: 2020 - 1 |
|
4.6. |
Создание учебного модуля по гериатрической службе для среднего медицинского персонала и врачей с районов и города Якутска |
Главный внештатный гериатр Минздрава РС (Я), Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Якутский медицинский колледж |
2020-2022 |
|
Учебный модуль по гериатрической службе для среднего медицинского персонала и врачей с районов и города Якутска |
|
4.7. |
Межведомственное взаимодействие с целью стажировки на рабочем месте на базе гериатрического центра, лечебно-реабилитационного центра государственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканская клиническая больница N 3" по основам ухода за маломобильными гражданами старшего поколения членами семей, гражданами, осуществляющими социальное обслуживание |
Главный внештатный гериатр Минздрава РС (Я) |
2020-2022 |
Отчет |
Основы ухода за маломобильными гражданами старшего поколения членами семей, гражданами, осуществляющих социальное обслуживание |
|
4.8. |
Внесение изменений в штатные расписания организаций социального обслуживания |
Минтруд РС (Я) |
2020-2021 |
Утвержденные штатные расписания |
Введение должности "сиделка (помощник по уходу)" |
|
5. |
Совершенствование предоставления социальных услуг |
|||||
5.1. |
Оценка индивидуальной нуждаемости граждан в предоставлении социальных услуг |
Минтруд РС (Я), Минздрав РС (Я) |
2020-2021 |
База данных |
Внесение сведений в базу данных |
Типизация всех граждан, обслуживаемых и проживающих в организациях социального обслуживания, а также граждан, потенциально нуждающихся по информации учреждений здравоохранения |
5.2. |
Разработка Индивидуальных программ предоставления социальных услуг (ИППСУ) с учетом индивидуальной нуждаемости в уходе по результатам проведенной типизации |
Минтруд РС (Я) |
2020-2021 |
Разработанные ИППСУ |
Внесение изменений в ИППСУ по итогам типизации |
|
5.3. |
Организация предоставления социальных услуг на основании ИППСУ |
Минтруд РС (Я) |
2020-2022 |
ИППСУ |
Доля граждан, для которых разработана ИППСУ от общего количества нуждающихся в долговременном уходе (%): 2020 - 12; 2021 - 16; 2022 - 100 |
|
5.4. |
Организация выездных мультидисциплинарных бригад (организаций социального обслуживания и здравоохранения) для каждого получателя долговременного ухода с целью оптимального предоставления услуг и оказания помощи на дому, в стационарах и полустационарах социального обслуживания |
Минтруд РС (Я), Минздрав РС (Я) |
2020-2022 |
Отчет о выездах |
Количество выездов по Республике Саха (Якутия): 2020 - 3; 2021 - 3; 2022 - 3 |
|
5.5. |
Реализация технологий сопровождаемого проживания, включая совместное проживание получателей долговременного ухода, с лицами, осуществляющими уход (ЛОУ) |
Минтруд РС (Я) |
2020 |
Приказ |
Внедрение технологии сопровождаемого проживания |
|
5.6. |
Развитие института приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов согласно Закону Республики Саха (Якутия) от 21.02.2013 1159-З N 1229-IV "Об организации приемных семей для граждан пожилого возраста в Республике Саха (Якутия)" |
Минтруд РС (Я) |
2020-2024 |
|
Ликвидация очередности, повышение качества предоставляемых услуг |
|
5.7. |
Внедрение систем материального стимулирования социальных работников (сиделок) за достижение высоких результатов в работе по социальному обслуживанию |
Минтруд РС (Я) |
2020 |
Приказ |
Утвержденная система материального стимулирования |
|
5.8. |
Внедрение стационарозамещающей технологии "Заботливый сосед" |
Минтруд РС (Я) |
2020 |
Нормативный правовой акт |
|
Изучение опыта Ленинградской области, внедрение практики |
6. |
Совершенствование предоставления медицинской помощи |
|||||
6.1. |
Проведение комплексной гериатрической оценки пациентов 60 лет и старше в медицинских организациях |
Минздрав РС (Я) |
2019-2022 |
Акт проведения комплексной оценки |
Комплексная гериатрическая оценка пациентов 60 лет и старше в МО |
|
6.2. |
Организация исполнения в медицинских организациях индивидуального плана лечебных и реабилитационных мероприятий для пациентов 60 лет и старше |
Минздрав РС (Я) |
2019-2022 |
Акт выездных проверок |
Исполнение индивидуальных планов лечебных и реабилитационных мероприятий |
|
6.3. |
Направление анкет комплексной гериатрической оценки и индивидуальных планов лечебных и реабилитационных мероприятий в территориальные социальные службы |
Минздрав РС (Я) |
2020-2022 |
Анкеты комплексной гериатрической оценки и индивидуальные планы лечебных и реабилитационных мероприятий |
Исполнение индивидуальных планов лечебных и реабилитационных мероприятий |
|
6.4. |
Оказание паллиативной медицинской помощи на дому гражданам старшего поколения, нуждающимся в долговременном уходе. Медицинский патронаж |
Минздрав РС (Я) |
2021-2024 |
Календарь посещений |
Охват медицинским патронажем - 100% |
Организация регулярного посещения получателей социальных услуг на дому, не имеющих возможности регулярного посещения медицинских организаций, медицинскими работниками из прикрепленных медицинских организаций амбулаторного звена |
6.5. |
Использование телемедицинских технологий при оказании медико-социальных услуг |
Минздрав РС (Я) |
2020-2022 |
Отчет |
Телемедицинская технология |
|
6.6. |
Оснащение гериатрических кабинетов и гериатрических участков в медицинских организациях в соответствии с приказом Минздрава России от 29.01.2016 N 38н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю "гериатрия" |
Минздрав РС (Я) |
2020 |
|
Соответствие требованиям, улучшение качества медицинской помощи |
|
6.7. |
Оснащение и дооснащение медицинским оборудованием кабинетов паллиативной амбулаторной помощи |
Минздрав РС (Я) |
2019-2020 |
|
Соответствие требованиям, улучшение качества медицинской помощи |
|
6.8. |
Обеспечение инвазивными и неинвазивными лекарственными препаратами, средствами ухода при оказании паллиативной медицинской помощи |
Минздрав РС (Я) |
2019-2020 |
|
Повышение качества медицинской помощи |
|
7. |
Развитие и поддержка семейного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами |
|||||
7.1. |
Обучающие занятия по уходу в трех форматах: очная - групповая, очная - индивидуальная (включающая выход на дом для обучения) и дистанционная, с использованием сети Интернет, функционирующая в соответствии с действующими методическими рекомендациями системы долговременного ухода |
Минздрав РС (Я), Минтруд РС (Я) |
2020-2024 |
Отчет |
Повышение грамотности у родственников по вопросам ухода за гражданами старшего поколения и инвалидами, повышение качества предоставления медико-социальных услуг |
Привлечение к обучающим занятиям по уходу специалистов медицинских организаций, федеральных учреждений медико-социальной экспертизы |
7.2. |
Организация деятельности действующих пунктов проката технических средств реабилитации |
Минтруд РС (Я) |
2020-2024 |
|
Прокат технических средств реабилитации |
|
7.3. |
Создание условий для временного размещения получателей социальных услуг на дому на базе стационарных учреждений |
Минтруд РС (Я) |
2020-2024 |
Путевка на временное поступление в стационарное учреждение |
Организация "отпуска от ухода" для ухаживающих родственников |
|
8. |
Привлечение негосударственного сектора к предоставлению социальных и медицинских услуг в организациях социального обслуживания, учреждениях здравоохранения |
|||||
8.1. |
Привлечение социально ориентированных некоммерческих и негосударственных организаций, а также благотворителей и добровольцев к деятельности по предоставлению медико-социальных услуг гражданам |
Минтруд РС (Я), Минпред РС (Я), Минздрав РС (Я) |
2020-2024 |
|
Удельный вес негосударственных организаций социального обслуживания, в общем количестве организаций социального обслуживания всех форм собственности: 2019 - 38%; 2020 - 12,4%; 2022 - 13,6% |
|
8.2. |
Предоставление микрозаймов и поручительств действующим и вновь созданным субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным в реестр поставщиков социальных услуг в Республике Саха (Якутия) |
Минпред РС (Я), Минтруд РС (Я) |
2020-2024 |
|
Развитие конкурентноспособности, улучшение качества предоставляемых услуг, повышение доступности предоставляемых услуг |
Через МКК "Фонд развития предпринимательства Саха (Якутия)" на конкурсной основе и в заявительном порядке |
8.3. |
Образовательная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и их работников |
Минпред РС (Я), Минтруд РС (Я) |
2020-2024 |
|
Улучшение качества предоставляемых услуг |
По линии автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Бизнес-школа Республики Саха (Якутия)", включенных в реестр поставщиков социальных услуг в Республике Саха (Якутия) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2019 г. N 1730-р "Об утверждении регионального плана мероприятий ("дорожной карты") "Комплекс мер по внедрению и развитию системы долговременного ухода за гражданами старшего поколения и инвалидами, нуждающимися в уходе, на 2020 - 2024 годы"
Текст распоряжения опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 августа 2023 г. N 686-р
Подпункт "б" подпункта 2 пункта 1 названного распоряжения распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 г.
Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 14 октября 2022 г. N 982-р
Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2022 г. N 554-р