В целях развития креативной экономики в Республике Саха (Якутия):
1. Утвердить Концепцию развития креативной экономики Республики Саха (Якутия) до 2025 года согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Министерству инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия) (Семенов А.А.), Министерству культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) (Куприянов Ю.С.) в трехмесячный срок со дня принятия настоящего распоряжения разработать и внести на рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия) план мероприятий (действий) по реализации Концепции развития креативной экономики Республики Саха (Якутия) до 2025 года.
3. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Бычкова К.Е.
Председатель Правительства |
В. Солодов |
Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Саха (Якутия)
27 декабря 2019 г. N 1736-р
Концепция
развития креативной экономики Республики Саха (Якутия) до 2025 года
I. Общие положения
Концепция развития креативной экономики Республики Саха (Якутия) (далее - Концепция) разработана АО "Корпорация развития Республики Саха (Якутия)" в целях формирования единого системного подхода к реализации Закона Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 г. 2077-З N 45-VI "О Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года" и Указа Главы Республики Саха (Якутия) N 145 от 27 октября 2018 г. "О стратегических направлениях социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)" в части развития креативной экономики и создания благоприятных условий для коммерциализации творческого потенциала.
Глобальные тенденции выдвигают на первый план культурные ресурсы и творчество как одну из основ современной экономики. Творческий, креативный подход дает возможность находить новые уникальные решения в стремительно меняющемся мире. В целях перехода от сырьевой зависимости многие страны взяли курс на переориентацию экономики и использование в качестве основного ресурса человеческого капитала. Конкурентную борьбу за человеческий капитал выигрывают те страны и города, которые могут предложить наиболее благоприятную среду для творчества и реализации креативного потенциала. Мировой опыт в данном контексте весьма многообразен, и страны практикуют различные инструменты поддержки креативной экономики.
В последние годы мировая экономика претерпела большие изменения. Расширение на глобальном уровне рынков присутствия компаний и растущее мировое потребление товаров и услуг оказало значительное влияние на темпы экономического роста государств и качество ведения бизнеса. Становление нового пути развития мировой экономики повлекло за собой существенные сдвиги в ее отраслевой структуре, а также в самом спектре производимых товаров и услуг. В постиндустриальной экономике трансформируются вкусы и спрос потребителей на различные продукты. Постоянный поиск новых путей извлечения прибыли привел к тому, что успех экономики в целом стал во многом зависеть от креативности бизнеса, а также его способности подстраиваться под быстро изменяющуюся среду.
Ускорение технологического развития мировой экономики; усиление в мировом масштабе конкурентной борьбы за высококвалифицированные кадры и рынки присутствия, определяющие конкурентоспособность экономических систем, - являются главными экономическими вызовами, с которыми сталкиваются все участники экономического процесса в регионах Российской Федерации и зарубежных стран. В этих условиях креативная экономика стала одним из важнейших направлений инновационного развития. Экономические системы, в основе развития которых лежит творческое начало человека, его навыки и талант, оригинальная идея создания качественно нового подхода к продукту, становятся одним из самых актуальных векторов развития экономики.
Задачи интеграции экономики Республики Саха (Якутия) в глобальную экономическую систему и расширения внешнеэкономической деятельности местных компаний предопределяют необходимость наращивания их конкурентных преимуществ.
Развитие креативной экономики может внести ощутимый вклад в повышение конкурентоспособности крупных и государственных компаний, развитие малого и среднего предпринимательства, реализацию творческого потенциала населения и расширить рынок занятости, а также может способствовать росту экспортных поступлений, улучшению имиджа региона, открыть путь к инклюзивному и устойчивому экономическому росту, выполнять важную функцию в повышении благосостояния общества, улучшения качества жизни в целом. Кроме того, успешные территории сегодня нельзя представить без уникального набора современных творческих и технологических бизнесов и насыщенной культурной жизни. Креативная экономика одновременно является и инструментом привлечения туристов и высококвалифицированных кадров, и эффективным способом развития территорий и решения социальных проблем. К примеру, за последние 3 года более 60% молодых людей с высшим образованием, переехавших из республики в другие субъекты Российской Федерации, выбрали г. Санкт-Петербург в качестве постоянного места жительства. При этом, согласно итогам исследований "Креативный капитал глобальных городов 2018 г.", Санкт-Петербург обладает наибольшим креативным человеческим капиталом (индекс креативности - 79,03) со значительным отрывом от остальных исследованных городов России (2 место - г. Краснодар - 53,61).
II. Основные понятия и предпосылки развития креативной экономики Республики Саха (Якутия)
Согласно подходу, выработанному АО "Корпорация развития Республики Саха (Якутия)", креативная экономика представляет собой экосистему взаимодействия креативных индустрий и отраслей экономики вне креативных индустрий, способствующую повышению конкурентоспособности предприятий, улучшению качества конечной продукции, их продвижению на рынках присутствия, увеличению объемов продаж и масштабированию их деятельности.
Общемировая и российская практика в классификацию креативных индустрий включает такие сферы, как:
реклама и маркетинг (маркетинговые и рекламные агентства, связь с общественностью);
искусство и культура (фотография, киноиндустрия, визуальное искусство, исполнительское искусство, искусство и антиквариат, ремесла, литература, библиотеки, музеи, галереи, культурное наследие, фестивали и культурные инициативы);
дизайн (архитектура, интерьерный дизайн, графический дизайн, промышленный дизайн, мода, коммуникационный дизайн, дизайн среды, производство ювелирных изделий);
медиа и коммуникации (издательское дело, телевидение и радио, фильмы и видео, звукозапись, СМИ);
цифровые технологии (дизайн и проектирование веб-сайтов и программного обеспечения, компьютерное программирование, дизайн приложений, ИТ-стратегии и планирование).
Креативные индустрии формируют предложение на создание добавленной стоимости, содействуют увеличению узнаваемости территорий, внедрению значительно улучшенных маркетинговых методов в компаниях, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использовании новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представление и продвижение на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий, направленных на более полное удовлетворение нужд потребителей, открытие новых рынков сбыта с целью повышения объемов продаж.
Креативные индустрии являются поставщиками технологических инноваций, представляющих собой конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового либо усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке; нового либо усовершенствованного процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности.
Готовность предприятий к потреблению продукции креативных индустрий и способность креативных индустрий производить конкурентную продукцию в наибольшей степени предопределяет формирование экосистемы креативной экономики.
2.1. Креативная экономика как инструмент развития малого и среднего предпринимательства
Итоги проводимых межрегиональных исследований по проблемам предпринимательской активности среди населения и ее готовности к риску указывают на лидирующие позиции республики в сфере развития предпринимательской деятельности. Данный факт подтверждают и итоги последних бизнес-переписей в стране, согласно которым Республика Саха (Якутия) входит в топ 5 субъектов Российской Федерации по количеству как зарегистрированных, так и действующих субъектов малого и среднего предпринимательства на душу населения. В 2015 году этот показатель по республике составил 47 зарегистрированных и 33 действующих субъекта малого и среднего предпринимательства на 1000 человек населения, когда как по России в целом эти показатели составляли 35 и 24 соответственно.
Однако при лидирующих количественных показателях предпринимательской активности населения на современном этапе развития наблюдается значительное отставание качественных характеристик предпринимательства, проявляющееся в незначительном числе экспорто-ориентированных компаний, доля которых в общем числе предприятий составляет лишь 0,36%. Одним из сдерживающих факторов развития внешнеэкономической деятельности местных компаний служит структура распределения субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Саха (Якутия) по видам экономической деятельности с преобладанием наиболее распространенных в мире простых (несложных) сфер ведения бизнеса: как оптовая и розничная торговля, строительство, транспорт, сельское хозяйство, которые характерны для подавляющего большинства субъектов Российской Федерации и развивающихся стран.
Одновременно анализ малого и среднего предпринимательства, проведенный АО "Корпорация развития Республики Саха (Якутия)", указывает на увеличение числа местных компаний, осуществляющих свою деятельность на территории республики в формате сетей. Подобная экономическая модель неизбежно приводит к более активной борьбе за внутренние рынки присутствия, результатом которой является выживание и масштабирование более эффективных и конкурентоспособных участников экономического процесса. К примеру, за последние годы количество компаний, масштабирующих свой бизнес, в два раза уступает числу предприятий, у которых произошел обратный процесс. Растет и доля федеральных и международных сетевых компаний в республике, на сегодняшний день объективно являющихся более эффективными и конкурентоспособными и постепенно вытесняющими местные компании с традиционных рынков присутствия. Кроме прочего, немаловажным фактором рисков является растущее влияние электронных торговых площадок, которые в современных условиях цифровизации экономики становятся неотъемлемой частью жизнедеятельности человека.
Внутренний рынок потребления в республике в последние годы в реальном выражении практически не вырос: темп роста расходов домашних хозяйств в 2017 и в 2018 годах составил 105,8% и 100,8% соответственно, при уровне инфляции в 4,4% и 2,7% соответственно. Как результат, в наиболее распространенной сфере предпринимательства - торговле численность субъектов малого и среднего предпринимательства в республике за последние 2 года сократилась на 10,4%, а за последние 8 лет - на 18%.
Условия растущей конкуренции на российской и международной арене, незначительного роста внутреннего рынка потребления и интеграции экономики республики в глобальную экономическую систему предопределяют необходимость внедрения более активных и действенных мер государственной политики в области содействия в расширении рынков присутствия местных компаний на внешнем рынке и роста их конкурентоспособности, как наиболее эффективного инструмента экономического развития.
Примеры местных компаний, осуществляющих свою деятельность за пределами республики, создают предпосылки для расширения государственной политики в области содействия внешнеэкономической деятельности. Ряд обрабатывающих компаний и компаний, предоставляющих персональные услуги, активно развивающихся на территориях других субъектов Российской Федерации и зарубежных стран, расширяют горизонты ведения внешнеэкономической деятельности, смещая фокус развития субъектов малого и среднего предпринимательства на внутренний российский рынок.
Местные предприятия, субъекты малого и среднего предпринимательства, взаимодействуя с креативными индустриями (маркетинговыми компаниями, творческими платформами и др.) на различных этапах собственного развития, смогли сформировать свое уникальное предложение на рынке товаров и услуг и масштабировать свой бизнес за пределы республики, создавая качественную конкуренцию на российских и международных рынках.
Использование творческого потенциала креативных индустрий, как качественно нового инструмента конкурентной борьбы на внешнем и внутреннем рынке товаров и услуг, является наиболее эффективным примером развития бизнеса. Об этом свидетельствует и растущий объем мирового рынка товаров и услуг креативной продукции, который увеличился с 208 млрд долларов в 2002 году до 509 млрд в 2015 году.
Одновременно вывод продукции самих креативных индустрий на внешний рынок также является перспективным направлением развития внешнеэкономической деятельность республики. Объем экспорта креативных индустрий в России за несколько лет вырос в полтора раза. Продукция креативных индустрий республики - кинофильмы, компьютерные игры, ювелирные изделия уже сегодня являются лидерами международного рынка.
2.2. Креативная экономика как инструмент развития крупных предприятий, в том числе коммерческих предприятий с участием государства
Креативная интенсивность как драйвер развития экономики
Растущее влияние федеральных и международных сетевых компаний на внутренний рынок товаров и услуг влечет за собой рост конкуренции для крупных предприятий республики, включая коммерческие предприятия с участием государства. К примеру, в структуре базовых несырьевых отраслей экономики (к базовым несырьевым отраслям экономики относятся следующие виды экономической деятельности: обрабатывающее производство, строительство, транспорт, сельское хозяйство) более половины занимают крупные коммерческие предприятия с участием Республики Саха (Якутия).
Анализ практики применения инноваций в крупных компаниях показывает, что наличие в компании собственного креативного человеческого капитала оказывает определяющее влияние на принятие решения о внедрении инноваций. Под собственным креативным человеческим капиталом следует понимать уровень креативной интенсивности предприятия.
Креативная интенсивность - доля креативных занятий в общем числе занятых.
Развитие экосистемы креативной экономики во многом предопределяет увеличение креативной интенсивности местных предприятий вне креативных индустрий. В настоящее время в российской практике научных исследований практически отсутствует опыт измерения и анализа креативной интенсивности. Международная же практика измерения креативной интенсивности представлена опытом Великобритании, где методология исследований социально-демографических процессов в стране, включая перепись населения, позволяет выявить подробную структуру распределения занятых в экономике, включая долю креативных занятий в общей структуре занятости населения по отдельно взятым отраслям экономики.
Совместные исследования АО "Корпорация развития Республики Саха (Якутия)" и ГАУ "Центр стратегических исследований при Главе Республики Саха (Якутия)" показывают, что в настоящее время креативная интенсивность отдельно взятых местных предприятий с участием государства составляет в среднем 1% от общего числа работников. Для сравнения, в Великобритании креативная интенсивность отраслей экономики вне креативных индустрий составляет 3%.
Немаловажным фактором качественного повышения креативной интенсивности является структурированный и системный подход подбора и расстановки кадров, учитывающий специфику отрасли и своевременность принятия решения о наращивании в предприятиях собственного креативного человеческого капитала, который позволит достигнуть качественно новый и конкурентный уровень развития.
Наращивание собственного креативного капитала особенно актуально для местных предприятий, находящихся в условиях растущей конкуренции на рынках присутствия. К примеру, на современном этапе развития авиаотрасли республики для авиакомпаний республики вопрос повышения конкурентоспособности является вопросом не расширения и развития, а практически выживания и сохранения текущих рынков присутствия. Происходящая интеграция республики в глобальную экономическую систему неизбежно приведет к росту конкуренции во всех сферах жизнедеятельности.
Анализ спроса на российском и международном рынке труда отражает растущий спрос на такие базовые креативные занятия как: креативные директора и директора по маркетингу, бизнес-аналитики, ИТ-специалисты, специалисты по маркетингу, брендингу, дизайну, развитию и другие.
Ярким тому примером может служить активное наращивание собственного креативного человеческого капитала в отечественной и зарубежной авиаотрасли и предприятиях розничной торговли, где структура вакансий от 20 до 50% состоит из базовых креативных занятий. У таких лидеров российского рынка как авиакомпания "S7" или розничной сети "Магнит" структура спроса на креативные занятия отличается многообразием новых форм и направлений креативных занятий: архитекторы решений в области информационных технологий, аналитики данных, специалисты по большим данным и разработке алгоритмов, специалисты по визуальному оформлению, дизайнеры, менеджеры партнерских проектов, бизнес-аналитики по моделированию торгового пространства и многие другие. Увеличивая свою креативную интенсивность, они сумели сформировать уникальное предложение и создать свое конкурентное преимущество.
В международной практике учета занятости населения выделяют более 2 тысяч занятий, относящихся к креативным (творческим). Укрупненные группировки креативных занятий включают в себя такие направления как: директора по маркетингу и продажам; директора по рекламе и связям с общественностью; специалисты по связям с общественностью; менеджеры рекламных аккаунтов и креативные директора; специалисты по маркетингу; директора по информационным технологиям и телекоммуникациям; ИТ бизнес-аналитики; архитекторы и проектировщики систем; программисты и специалисты по разработке программного обеспечения; специалисты по веб-дизайну и разработке; продюсеры и режиссеры; фотографы; операторы аудиовизуальной и радиовещательной техники; архитекторы; градостроители; архитектурные технологи; специалисты по архитектуре и градостроительству; дизайнеры; кузнецы и ремесленники; журналисты; редакторы газет и журналов; библиотекари; архивариусы; авторы; писатели и переводчики; актеры; артисты и ведущие; танцоры и хореографы; музыканты и др.
В современных рыночных условиях применение нестандартных креативных (творческих) идей и решений в бизнесе и менеджменте позволяет компаниям оставаться конкурентоспособными. Ключевая роль базовых креативных занятий заключается в создании добавленной стоимости, повышения конкурентоспособности предприятий и как следствие масштабирования их сферы экономической деятельности. Кроме того, анализ сферы деятельности базовых креативных занятий по масштабированию, увеличению объемов продаж, продвижению и расширению рынков сбыта позволяет осознать их роль в предприятиях, как основного катализатора начала активного взаимодействия предприятий с креативными индустриями: происходит взаимодействие с представителями креативных занятий и вне компаний: фотографами, продюсерами, режиссерами, переводчикам, журналистами, музыкантами, артистами (PR акции, съемки клипов и прочее) и как следствие внедрение маркетинговых инноваций.
В настоящее время в республике наблюдается значительное отставание местных компаний по уровню инновационной активности в части маркетинга. В 2018 году удельный вес организаций, осуществлявших маркетинговые инновации в республике, составил 1,2% при среднероссийском уровне в 1,3%. Среди субъектов Российской Федерации Республика Саха (Якутия) занимает по данному индикатору 33 место. Наибольшая инновационная активность в части маркетинга наблюдается в таких регионах как Чувашская Республика (5,3%), Рязанская область (3,6%), Новгородская область (3,2%), г. Санкт-Петербург (3,1%), Тюменская область (2,8%), Республика Татарстан (2,4%).
Признание местными компаниями необходимости наращивания собственной креативной интенсивности позволит ускорить создание уникальной экосистемы креативной экономики. Такая экосистема, предлагая большие возможности для масштабирования бизнеса и повышения их конкурентоспособности, принципиально расширит возможности крупных предприятий республики, включая коммерческие предприятия с участием государства.
Значение креативных индустрий в экосистеме креативной экономики
В век современных технологий и растущей конкуренции в России и в мире идет тенденция развития креативных индустрий как нового вида предпринимательской деятельности. Продукция креативных индустрий, основанных на креативных способностях, творчестве и нестандартных инновационных решениях, показывает опережающий рост спроса на международном уровне, создавая новый глобальный рынок. Креативные индустрии все чаще рассматриваются как важный драйвер экономического роста, позволяющий многим странам и компаниям встроиться в международные цепочки добавленной стоимости и одновременно решить ряд социальных и культурных проблем.
Креативные индустрии республики уже сегодня являются активными участниками экономических процессов не только в республике, но и в целом по стране и в мире. Их общий вклад в экономику республики оценивается в 1,7% от общего валового регионального продукта. Средний по миру вклад креативных индустрий в экономику оценивается в 6,6%, в развитых странах варьируется от 8 до 12%, что указывает на наличие отставания республики в развитии креативных индустрий.
Творческие платформы, архитектурные и проектные организации, ИТ-компании, маркетинговые агентства, рекламные и полиграфические компании, фото и видео студии, телевидение, дизайнерские студии, культурные индустрии, музыканты и артисты, средства массовой информации и медиа, вносят свой вклад не только в социально-культурное развитие республики, но и в ее экономическое развитие.
Специфика продукции креативных индустрий указывает не только на возможности создания новых и качественный рост существующих собственных рынков креативных товаров и услуг, но и на их существенное влияние на уровень конкурентоспособности предприятий вне креативных индустрий. Концентрируя в себе наибольшую креативную интенсивность, креативные индустрии становятся участниками создания цепочки добавленной стоимости для всех участников экономического процесса.
Способность креативных индустрий создавать конкурентные креативные решения для компаний во многом определяет не только их собственный успех, но и создание качественной экосистемы креативной экономики. Несмотря на целый ряд проблем, креативные индустрии в республике показывают рост. К примеру, в период с 2017 по 2019 год при общем снижении численности индивидуальных предпринимателей в республике на 4,6%, численность индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере креативных индустрий, выросла на 5,4%. Данный прирост обеспечен в основном за счет увеличения числа:
технологических предпринимателей из сферы разработки компьютерного программного обеспечения. Развитие и широкое применение информационных технологий всеми слоями общества является глобальной тенденцией мирового развития. Отрасль информационных технологий Республики Саха (Якутия) является одной из наиболее динамически развивающихся отраслей экономики, и ее развитие важнейшая стратегическая задача научно-технического, инновационного и социально-экономического развития республики;
дизайнеров, маркетинговых и рекламных агентств ввиду увеличения спроса на креативные решения не только в республике, но и в целом по России. По данным Комиссии экспертов Ассоциации коммуникационных агентств России суммарный объем рекламы в средствах ее распространения за вычетом НДС в России за 2018 год составил почти 469 млрд рублей, что на 12% больше, чем годом раньше. Объем сегмента маркетинговых услуг превысил 115 млрд рублей, что на 12% больше, чем в 2017 году. С учетом рекламных бюджетов, израсходованных на создание креативных решений, на производство рекламной продукции и на оплату услуг рекламных агентств, суммарный объем российского рынка маркетинговых коммуникаций составил примерно 810-830 млрд рублей.
Кроме того, в республике появляются новые инфраструктурные и финансовые формы поддержки креативных индустрий, в таких сферах как: информационные технологии и производство компьютерных игр, киноиндустрия, производство ювелирных изделий, которые на сегодняшний день являются локомотивом развития креативных индустрий республики.
При этом требует отдельного внимания развитие креативных индустрий по таким направлениям как:
архитектура, как отрасль креативных индустрий с наибольшим вкладом в валовую добавленную стоимость республики, которая за счет более гибкого и доступного рынка имеет большой потенциал для дальнейшего ускоренного развития;
маркетинг, реклама и медиа, как драйверы развития несырьевого сектора экономики, выполняющие роль сопровождения в продвижении и масштабировании местных компаний;
дизайн является наиболее динамично развивающейся и растущей креативной индустрией.
Анализ российской и международной практики поддержки креативных индустрий показывает, что к наибольшему эффекту приводит объединение разных направлений креативных индустрий в единые кластеры. Объединение и концентрация на единой площадке представителей креативных занятий из различных областей способно создать уникальные предложения на существующих рынках товаров и услуг или создавать совершенно новые рынки, способствуя тем самым увеличению конкурентоспособности конечной продукции.
Многообразие креативных индустрий, их развитие и способность создавать конкурентную продукцию формируют важнейшие предпосылки для развития экосистемы креативной экономики и коммерциализации творческого потенциала населения. По состоянию на начало 2019 года 53,7% юридических лиц и индивидуальных предпринимателей республики, осуществляющих свою деятельность в сфере креативных индустрий, приходилось на город Якутск, создавая наибольший потенциал для развития креативной экономики.
Город Якутск, являясь столицей и одновременно крупнейшей административно-территориальной единицей республики, концентрируя в себе наибольшее количество креативных индустрий республики и их многообразие, является пионером развития креативных индустрий республики и объединения их в единые кластеры. Практика развития территориальных креативных кластеров требует дальнейшего распространения в районах и городах республики.
В российской и международной практике креативные индустрии являются важнейшим компонентом не только роста конкурентоспособности местных компаний, но и основным фактором роста узнаваемости и конкурентоспособности территорий. Развитие и поддержка креативных индустрий, создание креативных пространств и кластеров в районах и городах республики позволит создать инновационную среду и уникальный облик территории. Известные российские и международные практики успешных преображений промышленных зон в креативные пространства в первую очередь создают предпосылки для дальнейшей реализации проектов креативных кластеров в промышленных районах республики.
Крупные промышленные районы республики в настоящее время имеют наибольший потенциал развития креативной экономики. По состоянию на 1 января 2019 года 17% индивидуальных предпринимателей, занятых в сфере креативных индустрий, сконцентрированы в таких промышленных районах, как Нерюнгринский, Мирнинский, Алданский, Хангаласский, Ленский. Структура распределения юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в сфере креативных индустрий, характеризируется преобладанием предприятий из сферы музыки, исполнительского и изобразительного искусства и имеет более равномерное распределение по районам.
В республике осуществляют деятельность 1506 юридических лиц, представителей креативных индустрий, где наибольшую долю занимают организации и предприятия из сферы музыки, исполнительского и изобразительного искусства, совокупная доля которых в общем числе креативных индустрий - юридических лиц составляет 27,7%. Организации и предприятия из сферы музыки, исполнительского и изобразительного искусства (дома культуры, концертные площадки и др.), принадлежащие государственным структурам, занимают особое место в перечне публичных культурных центров районов и городов и координируют деятельность полупрофессиональных и самодеятельных коллективов в сфере культуры и искусства, объединяясь по функциональному принципу, либо по преимуществу одной из функций: концертной, выставочной, театральной и просветительско-образовательной, главной особенностью которых является некоммерческая публичность. При этом, в век современных технологий, в России и в мире идет тенденция отхода на второй план "классических форм" культурных пространств, на смену которым приходят креативные индустрии как новый вид предпринимательской деятельности.
III. Цели и задачи развития креативной экономики Республики Саха (Якутия)
Стратегической целью развития креативной экономики является обеспечение высоких темпов роста несырьевых отраслей экономики Республики Саха (Якутия).
Для достижения стратегической цели настоящая Концепция предусматривает решение следующих основных задач до 2025 года:
1. Создание и развитие экосистемы развития креативной экономики через:
увеличение креативной интенсивности в несырьевом секторе экономики (по видам экономической деятельности сельское хозяйство, обрабатывающая промышленность, строительство, транспорт, торговля и услуги) до 3%;
развитие креативных индустрий и увеличение их вклада в валовый региональный продукт до 2%.
2. Создание условий, включая инфраструктурные, для развития и коммерциализации творческого потенциала населения республики через обучение креативным и предпринимательским навыкам до 10 тысяч детей и взрослых.
3. Создание условий для расширения рынков присутствия местных компаний на российском и международном уровне через активизацию инновационной деятельности предприятий в области маркетинга и увеличение доли организаций, занимающихся маркетинговыми инновациями до 10%.
IV. Ключевые направления развития креативной экономики
Исходя из предпосылок развития креативной экономики, экосистема креативной экономики формируется через взаимосвязанную систему компонентов: креативная интенсивность предприятий республики вне креативных индустрий и развитие креативных индустрий.
Настоящая Концепция выделяет следующие ключевые направления развития креативной экономики в Республике Саха (Якутия).
Обучение креативным и предпринимательским навыкам детей, обучающихся в образовательных учреждениях общего среднего образования
Общемировая тенденция роста спроса на креативные занятия одновременно является и индикатором растущего спроса на креативные и творческие решения в бизнесе и развитии территорий. Формирование экосистемы креативной экономики во многом зависит от качества человеческого капитала, включая навыки и компетенции креативных занятий, которые на современном этапе развития экономики лежат в основе инновационной активности и являются неотъемлемой частью развития новых экономических систем. Необходимо формирование нового видения развития творчества, как способа коммерциализации таланта и творческих навыков человека.
К примеру, новым витком в развитии киноиндустрии республики, помимо фестивальных и конкурсных успехов местных кинопроектов, может стать их коммерческий успех на российском и международном уровне. Успешные коммерческие кинопроекты на сегодня локализованы на внутреннем региональном рынке. Ключевую роль в построении устойчивой экосистемы креативной экономики играют существующие на территории образовательные учреждения. Их роль заключается не просто в предоставлении высококвалифицированной рабочей силы, но и в распространении знаний и идей, которые помогают стимулировать инновационную активность и масштабировать экономику республики за ее пределы.
Расширение обучающих программ в образовательных учреждениях по креативным и предпринимательским навыкам позволит внести существенный вклад в развитие креативной экономики. Как показывают итоги исследования АО "Корпорация развития Республики Саха (Якутия)", доля индивидуальных предпринимателей в возрасте 20-24 года в общей численности населения в исследованных 5 поколениях предпринимателей в среднем составляла 1,6%, тогда как в возрастной группе 45-49 лет этот показатель равнялся 8,3%. Одним из факторов позднего осознания выпускниками образовательных учреждений и перехода к предпринимательству является отсутствие базовых знаний и навыков в области предпринимательства. К примеру, наиболее востребованными навыками для креативных занятий являются "навыки продаж", "навыки переговоров", "навыки презентации", что свидетельствует о тесной взаимосвязи креативных и предпринимательских навыков. Об этом свидетельствует и наиболее емкое в этом плане определение термина креативная экономика, которая была озвучена Национальным фондом науки, технологий и искусства Великобритании, как тех видов экономической деятельности, которые связаны с использованием творческих талантов в коммерческих целях. Кроме того, креативные навыки проявляются в способности решать нестандартные задачи при постоянно меняющихся вводных данных и умении находить лучшие решения, которые востребованы во все времена и во всех сферах жизнедеятельности человека. Наиболее благоприятным периодом для развития креативности, в том числе яркого самовыражения и проявления творческих возможностей, принято считать дошкольный и школьный возраст. Поэтому отдельного внимания требует обучение креативным и предпринимательским навыкам с ранних лет в форме дополнительного образования (кружков и секций) в учреждениях общего среднего образования. Активизация креативности происходит лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Все начинается с создания креативной среды, способствующей формированию и развитию у детей креативных и мягких навыков, где креативность проявляется через личностные ощущения, размышления, знания, чувствования, действия.
Расширение образовательных программ в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования в части подготовки кадров по направлениям "маркетинг и рыночная аналитика", "бизнес-аналитика", "бренд-менеджмент", "цифровой дизайн" и др.
Существует естественная связь между бизнесом и университетами, где главная функция университета - это создание новых знаний, а функция креативного бизнеса - это нахождение способов применения этих знаний во благо общества и экономики через инновации. Системообразующими образовательными учреждениями в этом являются крупнейшие национальные университеты, в том числе ФГБОУ ВО "Арктический государственный институт культуры и искусств" и ФГБОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет М.К. Аммосова", где требуется расширение образовательных программ по подготовке востребованных кадров в области креативных индустрий и креативных занятий в традиционных отраслях экономики.
Кроме того, существующие практики открытия бизнес-инкубаторов также требуют расширения и внедрения во всех образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования. Практико-ориентированное образование и создание условий для коммерциализации своего таланта и освоения навыков предпринимательства позволит не только подготовить востребованные кадры для рыночной экономики, но и поспособствует раскрытию таланта студентов, даст возможность их самореализации. Обучение креативным и предпринимательским навыкам позволит оставаться выпускникам конкурентоспособными в современных быстроменяющихся условиях автоматизации производства и сокращения доли работы человека.
Создание на территории городов и районов республики инфраструктуры в форме креативных кластеров, арт-резиденций, иных форм современных творческих пространств для развития креативных индустрий
Содействие развитию форматов творческих пространств в виде креативных кластеров, хабов, арт-резиденций в регионе приводит к объединению представителей креативных индустрий в одном месте, позволяя создавать нетворкинг и неформальные взаимодействия, которые могут сыграть ключевую роль в установлении бизнес партнерств в смежных секторах. Одним из эффективных механизмов решения данной задачи является предоставление льготных условий в неиспользуемых имущественных комплексах, к примеру, пустых заводах и складах, ранее использующихся в производственных целях, помещениях библиотек и домов культуры, малым креативным бизнесам, индивидуальным творческим инициативам, которые зачастую в начале пути имеют трудности в покрытии расходов, связанных с арендой площадей. Такое решение поспособствует наплыву потока креативного сообщества, которое способно придать новую жизнь потерявшим ценность зданиям и создавать новые культурно-социальные объекты в районах и городах республики, делая их более привлекательными для работы и жизни других людей. Одновременно креативное сообщество влияет и на облик территорий, делая более привлекательными для жизни, что в свою очередь притягивает больше креативных людей, которые делают среду более комфортной.
В России существует множество примеров развития творческих пространств. Примером может послужить дизайн-завод "Флакон" - лучший креативный кластер Москвы по версии kudago.com в 2016 году, развивающий самый широкий круг проектов в области актуальных форм творчества, образования и креативных индустрий. "Флакон" объединяет на своей территории сообщество людей, основная деятельность которых - креатив и дизайн во всех своих проявлениях. Образованный в 2009 году дизайн-завод превратился в эпицентр культурной жизни столицы и значительно повысил привлекательность окружающего района. Дизайн-завод возник на территории бывшего хрустально-стекольного завода и стал пионером в ревитализации промышленной зоны за пределами исторической застройки Москвы. Изначальное отсутствие рамок во многом обусловило его специфику. "Флакон" стал мощной платформой для развития молодых проектов, самовыражения творческих личностей и реализации социокультурных инициатив.
Еще одним успешным примером может послужить творческий кластер столицы России "Центр дизайна "Артплэй", показывающий стабильный финансовый результат в условиях серьезной конкуренции, основу успеха которой составляет целенаправленный и последовательный подбор арендаторов, обеспечивающий синергетический экономический эффект.
Ярким примером развития креативных кластеров в Якутии служит креативная платформа "Пространство", осуществляющая свою деятельность на территории города Якутска, где резидентами являются фотографы, дизайнеры, видеографы. Одновременно, реализуя и коммерциализируя творческий потенциал резидентов под единым кластером, креативная платформа "Пространство" на сегодня, брендируя и разрабатывая креативные решения для местных компаний, способствует росту узнаваемости местных компаний, их четкому позиционированию на рынке, и повышению конкурентоспособности, масштабированию и продвижению.
Развитие финансовых механизмов инвестирования в человеческий капитал, направленное на повышение креативной интенсивности экономики республики
В динамично развивающихся странах наблюдается тенденция активного внедрения финансовых инструментов для стимулирования развития креативной экономики. Для многих стран поддержка и культивация креативной экономики является стратегическим ходом, способствующим переходу от "сырьевой зависимости". Сегодня креативная экономика в мире растет опережающими темпами, показывая рост даже во время экономических спадов. К примеру, в развитых странах доля креативных индустрий в экономике составляет от 5 до 9%. В России сегодня меры государственной поддержки, в основном направленные на развитие креативных индустрий, находятся на стадии зарождения и носят децентрализованный характер. Лучшие мировые практики указывают на необходимость создания в республике новых инструментов финансовой поддержки креативной экономики.
Главным ресурсом креативной экономики является человек - его умения, знания, навыки и талант, способные двигать экономику к новым вершинам. Именно поэтому одним из ключевых направлений развития креативной экономики является вклад в развитие человеческого капитала республики. Необходимо дальнейшее развитие государственных финансовых механизмов поддержки творческого потенциала населения, не только как формы сохранения и развития культуры и творчества в республике, но и как основного двигателя экономики.
V. Системообразующие проекты
Для становления креативной экономики АО "Корпорация развития Республики Саха (Якутия)" разработан ряд проектов, которые являются опорными точками для развития креативной экономики в республике:
1. Парк будущих поколений - проект, задающий новые стандарты по преображению общественных территорий в республике в комфортные пространства круглогодичного использования с отражением национальной идентичности. Трансформацию общественного пространства планируется реализовать на площади 2.4 га на территории 79 квартала в городе Якутске.
Ключевым функциональным наполнением Парка будущих поколений является образовательный центр нового типа, направленный на развитие навыков будущего у детей и молодежи, повышение компетенций представителей креативных индустрий. Форматы, проводимые в Парке будущих поколений, включают в себя однодневные ed-пробы, воркшопы, мастер-классы, краткосрочные образовательные программы с подключением местных и внешних экспертов. В дальнейшем предполагается внедрение форматов образовательного центра Парка будущих поколений в районах и городах республики.
Вместе с тем Парк будущих поколений предусматривает открытые современные площадки, в том числе амфитеатр, универсальную выставочную зону, многофункциональный трансформируемый зрительный зал для проведения общественных мероприятий, досуга и развлечений. В зданиях также предусмотрены коворкинг, библиотека и другие открытые зоны для реализации авторской продукции и изобретений студенческих предпринимательских инициатив.
Данный проект вошел в топ 5 проектов, одобренных членами Наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив под председательством Президента Российской Федерации В.В. Путина, для дальнейшей поддержки в реализации. Строительство Парка будущих поколений запланировано к 2022 году.
Создание современного общественного пространства с образовательным компонентом способствует раскрытию творческого потенциала жителей республики, трансформации общественных территорий в комфортные с учетом климатических условий современные пространства, которые станут новым узнаваемым символом города и туристическим центром притяжения.
2. Подготовка будущих кадров креативной экономики. ФГБОУ ВО "Арктический государственный институт культуры и искусств" и ФГБОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет М.К. Аммосова" играют роль системообразующих университетов в республике по подготовке кадров не только для креативных индустрий, но и в целом в повышении креативной интенсивности в республике. Креативные индустрии сегодня объединяют творчество, науку, и предпринимательство. Расширение образовательных программ по обучению креативным и предпринимательским навыкам в образовательных учреждениях является требованием современности.
Практико-ориентированное образование и создание условий для коммерциализации своего таланта и освоении навыков предпринимательства позволит не только подготовить востребованные в рыночной экономике кадры, но и поспособствует раскрытию таланта студентов, даст возможность их самореализации, позволит оставаться выпускникам конкурентоспособными в современных быстроменяющихся условиях рыночной экономики.
3. Креативный кластер. Кластер представляет собой единую площадку, где концентрируются представители креативных индустрий, в том числе в сфере дизайна, информационных технологий, аудио- и видео контента, искусства и организации развлечений, издательства и др. Целью реализации проекта является создание комфортной среды для развития творческого потенциала креативных индустрий и способствование эффективному сотворчеству. Реализация проекта осуществляется в результате поэтапной реконструкции производственного или иного объекта.
Практика других креативных кластеров показывает, что создание креативных кластеров в отдаленных от городского центра районах приводит к ревитализации и преображению всего квартала в крупный культурно-досуговый эпицентр. Ожидаемые сроки реализации проекта - 2021 год. Реализация данного проекта приведет к созданию благоприятного взаимодействия креативных индустрий и отраслей вне креативных индустрий, способствуя тем самым увеличению маркетинговых инноваций и появлению уникальных конкурентоспособных продукций.
4. Фонд поддержки креативных индустрий и талантов (далее - Фонд) представляет собой инструмент инвестирования в человеческий капитал, направленный на повышение креативной интенсивности экономики республики. На первоначальном этапе деятельность Фонда планируется фокусировать на проведении образовательных программ в городах и районах республики, направленных на повышение компетенций и навыков креативных занятий, а также их привитию с раннего возраста с участием ведущих экспертов России и зарубежья.
Направления образовательных программ будут определяться в зависимости от компетенций и навыков, необходимых с учетом востребованности и перспективности креативных занятий на рынке труда. Привлечение ведущих экспертов способствует решению изолированности республики от центров компетенций, а также привитию актуальных полезных навыков и компетенций будущему поколению. Результатом работы Фонда будет являться повышение компетенций и навыков до 10 тысяч человек к 2025 году.
VI. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Реализация Концепции обеспечит к 2025 году следующие результаты: расширение рынков присутствия предприятий республики на российском и международном уровне;
активизация инновационной активности предприятий республики за счет повышения их креативной интенсивности;
создание условий для формирования и развития предпринимательских навыков;
обеспечение общедоступности креативных и предпринимательских навыков;
создание условий для успешной трансформации общественных пространств в комфортную среду для развития и реализации творческого потенциала каждого жителя;
разработка модели государственной поддержки креативных индустрий, способствующая продвижению товаров и услуг креативных индустрий на внешнем рынке;
внедрение эффективных механизмов стимулирования и поддержки креативных индустрий для создания ими продуктов со значительным потенциалом коммерциализации на внешнем рынке;
формирование механизмов финансовой поддержки проектов креативных индустрий.
Ключевые показатели эффективности на период до 2025 года:
N |
Наименование КПЭ |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
1 |
Доля креативных индустрий в ВРП, % |
1,70 |
1,72 |
1,79 |
1,86 |
1,93 |
2,00 |
2 |
Рост креативной интенсивности в компаниях с участием РС (Я), %, нарастающим итогом |
|
2 |
3 |
5 |
8 |
10 |
3 |
Доля организаций, занимающихся маркетинговыми инновациями, % |
2,6 |
3,9 |
5,1 |
6,4 |
7,7 |
10,0 |
4 |
Количество людей, получивших креативные и предпринимательские навыки, человек |
500 |
500 |
2500 |
2500 |
2500 |
2500 |
5 |
Креативная интенсивность экономики РС (Я), %, нарастающим итогом |
|
|
|
|
|
3 |
VII. Организационное обеспечение реализации Концепции
Организацию исполнения Концепции осуществляют Министерство инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия) и Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия).
Основной институт развития, ответственный за реализацию Концепции, АО "Корпорация развития Республики Саха (Якутия)".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Стратегической целью развития креативной экономики является обеспечение высоких темпов роста несырьевых отраслей экономики Республики Саха (Якутия).
Для достижения стратегической цели Концепция предусматривает решение следующих основных задач до 2025 года:
создание и развитие экосистемы развития креативной экономики через увеличение креативной интенсивности в несырьевом секторе экономики (по видам экономической деятельности сельское хозяйство, обрабатывающая промышленность, строительство, транспорт, торговля и услуги) до 3%, а также через развитие креативных индустрий и увеличение их вклада в валовый региональный продукт до 2%;
создание условий, включая инфраструктурные, для развития и коммерциализации творческого потенциала населения республики через обучение креативным и предпринимательским навыкам до 10 тысяч детей и взрослых;
создание условий для расширения рынков присутствия местных компаний на российском и международном уровне через активизацию инновационной деятельности предприятий в области маркетинга и увеличение доли организаций, занимающихся маркетинговыми инновациями до 10%.
Организацию исполнения Концепции осуществляют Министерство инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия) и Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия).
Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 декабря 2019 г. N 1736-р "Об утверждении Концепции развития креативной экономики Республики Саха (Якутия) до 2025 года"
Текст распоряжения опубликован не был
Настоящий документ снят с контроля