Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Барнаульской
городской Думы
от 25 марта 2011 г. N 491
Отчет
о работе Счетной палаты города Барнаула за 2010 год
Годовой отчет о работе Счетной палаты подготовлен в соответствии со статьей 1 Положения о Счетной палате города Барнаула, утвержденного решением городской Думы от 08.08.2008 N 795, в рамках задач, определенных Положением о Счетной палате, связанных с законностью планирования и исполнения бюджета города, управления и распоряжения муниципальной собственностью.
1. Общие сведения о деятельности Счетной палаты города Барнаула
Счетная палата города Барнаула (далее - Счетная палата) является постоянно действующим контрольным органом местного самоуправления, подотчетным и подконтрольным Барнаульской городской Думе.
Штатная численность работников Счетной палаты составляет 9 человек, в том числе: председатель, 2 аудитора, 4 инспектора, главный специалист - главный бухгалтер и ведущий специалист по вопросам кадров и делопроизводства.
Организация работы Счетной палаты строилась на принципах, являющихся базовыми для функционирования деятельности контрольного органа и определенных Положением о Счетной палате: законности, объективности, независимости, гласности и плановости.
Контрольно-ревизионная и экспертно-аналитическая деятельность осуществлялась в соответствии с планом работы, утвержденным решением городской Думы от 27.11.2009 N 224. При составлении плана работы были учтены предложения, инициированные от имени депутатов постоянными комитетами городской Думы и от имени администрации города и иных органов местного самоуправления - главой города Барнаула.
Отдельное место занимали мероприятия в рамках исполнения статьи 264.4. Бюджетного кодекса Российской Федерации, касающиеся обязательной внешней проверки годовой отчетности главных администраторов средств бюджета города, проводимой по двухэтапной схеме:
- на первом этапе проведена внешняя проверка отчетности 29 главных администраторов бюджетных средств;
- на втором этапе проведена проверка отчета об исполнении бюджета города и подготовлено заключение на него.
Дальнейшее развитие получила деятельность Счетной палаты как участника основных мероприятий, связанных с обсуждением и принятием бюджета города и утверждением отчета о его исполнении.
Важным направлением в деятельности Счетной палаты, через которую реализуется функция предварительного контроля, является экспертно-аналитическая деятельность, в процессе которой проводится экспертиза проектов решений городской Думы.
2. Основные результаты контрольной деятельности Счетной палаты
В отчетном году Счетной палатой проведено 69 контрольных мероприятий, в том числе: 12 документальных, 24 камеральных проверок и 33 экспертизы проектов нормативно-правовых актов Барнаульской городской Думы, а также подготовлено 3 аналитические записки об исполнении бюджета города в 2010 году.
В ходе контрольных мероприятий документальными и камеральными проверками охвачено 48 объектов, составлено 19 актов проверок. Общий объем проверенных средств с учетом внешней проверки отчета об исполнении бюджета города за 2009 год составил 9688,1 млн. рублей, в том числе проверено бюджетных средств на сумму 9488,5 млн. рублей. В ходе проверок установлено финансовых нарушений в сумме 763,5 млн. рублей. По материалам проверок подлежало восстановлению в бюджет 7540,8 тыс. рублей.
Устранение выявленных в ходе проверок нарушений находится на постоянном контроле Счетной палаты. Основными мерами по устранению нарушений являются: возврат (восстановление) израсходованных неправомерно бюджетных средств; взыскание задолженности по платежам в бюджет; приведение нормативных правовых актов в соответствие требованиям, исключающим условия или причины, способствовавшие возникновению нарушений в процессе формирования и исполнения бюджета, неэффективному использованию муниципального имущества; приведение бухгалтерского учета и отчетности в соответствие с действующими нормативными актами.
По результатам проверок устранено финансовых нарушений на сумму 716,3 млн. рублей: в том числе восстановлено в бюджет города 7,4 млн. рублей (из них 0,3 млн. рублей поступило в бюджет по контрольному мероприятию, проведенному в 2009 году); руководителям проверенных объектов, а также в их вышестоящие органы направлено 33 представления и 7 информационных писем, которыми внесено 186 предложений.
Информации о результатах проведенных контрольных мероприятий направлялись в городскую Думу и главе города.
Из представленных Счетной палате информаций следует, что итоги проверок обсуждены в предприятиях, организациях и учреждениях, ими разработаны и осуществляются мероприятия по выполнению предложений Счетной палаты, из которых 111 реализованы, виновные лица в количестве 11 человек привлечены к дисциплинарной ответственности, 25 работникам уменьшен размер премий на сумму 45,8 тыс. рублей.
В отчетном периоде Счетной палатой рассмотрено 33 проекта нормативных правовых актов Барнаульской городской Думы, по 21 проекту внесено 39 предложений и замечаний, из которых: 31 учтены, 4 находятся на контроле Счетной палаты, 1 проект снят с рассмотрения Думой по предложению Счетной палаты. Ряд замечаний был устранен по предложениям Счетной палаты в ходе подготовки проектов муниципальных правовых актов.
По рекомендации Счетной палаты администрацией города внесены изменения в постановление главы города от 21.02.2008 N 395 "Об утверждении Положения о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования".
На стадии текущего контроля за исполнением бюджета города Счетной палатой подготовлено 3 аналитические записки об исполнении бюджета города: за 1 квартал, 6 и 9 месяцев 2010 года. При подготовке аналитических записок использованы материалы проведенных Счетной палатой контрольных мероприятий, статистическая информация, а также данные, предоставленные органами исполнительной власти. Результаты экспертно-аналитической работы утверждены коллегией Счетной палаты, направлены главе города и в городскую Думу с рекомендациями по улучшению бюджетного процесса.
3. Контрольно-ревизионная деятельность Счетной палаты
В рамках контрольно-ревизионной деятельности Счетной палатой проведено 36 контрольных мероприятий, в том числе: 29 - по внешней проверке бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и 7 - других контрольных мероприятий в рамках последующего контроля за расходованием средств бюджета города, соблюдением установленного порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.
Три контрольных мероприятия проведены в соответствии с утвержденным городской Думой планом работы Счетной палаты: проверка исполнения бюджетного законодательства в части выполнения показателей муниципального задания в комитете по делам здравоохранения города Барнаула; проверка обоснованности и эффективности использования средств, выделенных из бюджета города комитету по образованию города Барнаула на оздоровление детей в летних загородных лагерях; проверка возмещения расходов из бюджета города на содержание объектов коммунальной инфраструктуры, переданных по договорам на эксплуатацию организациям коммунального комплекса, в комитете по учету имущества муниципальной казны города Барнаула.
Три контрольных мероприятия в течение года по решению коллегии Счетной палаты (постановление от 06.09.2010 N 1) были исключены из плана по следующим основаниям: проверки законности и эффективности управления муниципальной собственностью - пакетом акций ОАО "Культурно-развлекательный центр "Стольный град" и ОАО "Барнаул-Квартал" - в связи с продажей акций указанных обществ; проверка осуществления бюджетных полномочий комитетом по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула, как главного администратора доходов бюджета города, - в связи в проведением проверки по данному вопросу комитетом по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула в 3 квартале 2010 года.
В связи с внесением этих изменений в план работы были дополнительно включены 4 контрольных мероприятия: проверка эффективности управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципального унитарного предприятия "Барнаулавтодор" г. Барнаула; ревизия финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия "Специализированная похоронная служба" г. Барнаула; проверка осуществления бюджетных полномочий в комитете по учету имущества муниципальной казны города Барнаула, как главного администратора доходов бюджета города; проверка исполнения представления Счетной палаты города Барнаула об устранении нарушений, выявленных в ходе внешней проверки бюджетной отчетности за 2009 год в комитете по образованию города Барнаула (первые две проверки внесены в план по предложению исполняющего обязанности главы города).
3.1. Контроль за соблюдением установленного порядка подготовки
и рассмотрения отчета об исполнении бюджета города
Во исполнение требований Бюджетного кодекса РФ, Счетной палатой в январе-мае 2010 года проведена внешняя проверка отчета об исполнении бюджета города за 2009 год, в ходе которой проведена проверка бюджетной отчетности 29 главных администраторов средств бюджета города, в том числе 5 - с выходом на место.
Бюджет города исполнен по доходам в объеме 7404705,8 тыс. рублей или 99,1% от плана, по расходам - 7313348,7 тыс. рублей или 95,2% от плана, с превышением доходов над расходами на 91357,1 тыс. рублей. Основные параметры бюджета города исполнены в меньшем объеме по сравнению с исполнением бюджета города за 2008 год: по доходам - на 1,9%, расходам - на 3,6%.
Низкие показатели исполнения бюджета города за 2009 год связаны с сокращением объема поступлений доходов в бюджет города и недоступностью кредитных ресурсов в связи со сложившейся экономической ситуацией.
Сокращение доходных источников повлекло недофинансирование отдельных расходов, связанное с проведением мероприятий по экономии бюджетных средств, применением регрессивной ставки по единому социальному налогу и доведением предельных объемов финансирования.
В ходе проверки установлены отдельные финансовые нарушения и недостатки на общую сумму 680974,7 тыс. рублей:
- в ряде случаев администрирование отдельных видов доходов производилось с нарушениями бюджетного законодательства. План по доходам от оказания платных услуг бюджетными учреждениями утвержден с нарушением требований статей 20, 41 Бюджетного кодекса РФ, порядка применения бюджетной классификации в РФ в размере 1832,0 тыс. рублей в части применения кодов бюджетной классификации. При исполнении бюджета города имело место значительное отклонение показателя фактического исполнения бюджета от планового: по арендной плате за земли после разграничения государственной собственности за землю, по доходам от реализации муниципального имущества, что не отвечает требованиям статьи 37 Бюджетного кодекса РФ в части реалистичности расчётов доходов бюджета. В нарушение статьи 160.1 Бюджетного кодекса РФ не всеми главными администраторами доходов представлялись сведения для составления проекта бюджета города;
- финансирование расходов на обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры и массового спорта с 01.01.2009 до 02.10.2009 осуществлялось без утвержденных расходных обязательств в объеме 6577,0 тыс. рублей, что противоречит пункту 2 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ;
- установлены случаи несвоевременного внесения изменений в сводную бюджетную роспись;
- неэффективное расходование бюджетных средств, произведенное комитетом по учету имущества муниципальной казны города Барнаула на погашение пени за просрочку арендных платежей, составило 50,0 тыс. рублей;
- в нарушение статей 162, 219 Бюджетного кодекса РФ, пункта 11 решения городской Думы о бюджете, отдельными главными распорядителями бюджетных средств и их подведомственными получателями бюджетных средств допущено принятие бюджетных обязательств сверх утвержденных бюджетных ассигнований в размере 1985,8 тыс. рублей, что привело к образованию необоснованной кредиторской задолженности, из них 78,0% приходится: на комитет по культуре города Барнаула (36,0%), комитет по делам здравоохранения города Барнаула (21,0%), комитет по образованию администрации Центрального района города Барнаула (21,0%);
- нарушения порядка применения бюджетной классификации в Российской Федерации: комитетом по дорожному комплексу, благоустройству и озеленению - 700,7 тыс. рублей на проведение мероприятий по развитию зеленых зон города и комитетом по делам здравоохранения города Барнаула - на централизованное приобретение медицинского оборудования, автомобилей для учреждений здравоохранения города в рамках городской целевой программы "Основные направления развития здравоохранения г. Барнаула на 2007-2009 гг." - 3078,3 тыс. рублей;
- объем бюджетных ассигнований на реализацию целевых программ превысил объем, указанный в паспортах программ, на 271939,3 тыс. рублей. Несвоевременная актуализация целевых программ главными распорядителями бюджетных средств свидетельствует о неисполнении принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, предусмотренного статьей 34 Бюджетного кодекса РФ, который требует увязки финансирования с ожидаемыми результатами. Целевым программам не были присвоены уникальные коды целевых статей и (или) видов расходов бюджетной классификации, что не отвечает требованиям пункта 4 статьи 21 Бюджетного кодекса РФ. Расчет эффективности целевых программ за 2009 год произведен заказчиками 10 целевых программ с нарушением порядка, утвержденного администрацией города;
- в нарушение статьи 110.2 Бюджетного кодекса РФ в программе муниципальных гарантий по заимствованиям, осуществляемым на ремонт, модернизацию и расширение производства, утвержденной решением городской Думы о бюджете на 2009 год в размере 350000,0 тыс. рублей, не были определены принципалы (или их категории);
- необоснованное отвлечение бюджетных средств в дебиторскую задолженность составило 950,5 тыс. рублей, что ведет к образованию дополнительной нагрузки на бюджет города. Наибольшее отвлечение бюджетных средств допущено комитетом жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула - 564,5 тыс. рублей;
- проведенными проверками бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств установлены отдельные нарушения порядка ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности на сумму 43861,1 тыс. рублей. Годовая бюджетная отчетность главных администраторов бюджетных средств недостаточно полно и информативно раскрывала особенности исполнения бюджета города за 2009 год.
Сложилась также дебиторская задолженность по единому социальному налогу в связи с начислением пособий по временной нетрудоспособности в размере 5478,9 тыс. рублей, которая подлежала перечислению в бюджет города.
По итогам внешней проверки годового отчета Счетной палатой направлено представление об устранении выявленных нарушений органу, организующему исполнение бюджета города - комитету по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула, а также 20 представлений главным распорядителям бюджетных средств, допустившим нарушения бюджетного законодательства.
В целях устранения выявленных нарушений в ходе внешней проверки отчета об исполнении бюджета города за 2009 год подготовлено распоряжение администрации города от 08.06.2010 N 158 "О мерах по устранению нарушений, выявленных Счетной палатой города Барнаула" с указанием сроков устранения нарушений и ответственных исполнителей.
При утверждении бюджета города на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов устранены следующие выявленные Счетной палатой нарушения: в части применения кодов бюджетной классификации в доходной и расходной частях бюджета города; присвоены уникальные коды целевых статей по вновь принятым долгосрочным целевым программам; утверждена программа муниципальных гарантий в разрезе принципалов, запланированы ассигнования на их исполнение.
Решением городской Думы от 02.10.2009 N 196 утверждены расходные обязательства на обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры и массового спорта.
Бюджетные средства, необоснованно отвлеченные в 2009 году в дебиторскую задолженность, а также дебиторская задолженность по единому социальному налогу в связи с начислением пособий по временной нетрудоспособности возмещены в бюджет и учтены при осуществлении расчетов в 2010 году в сумме 6052,8 тыс. рублей.
Устранены нарушения порядка ведения бюджетного учета, составления бюджетной отчетности на сумму 35493,6 тыс. рублей.
Всего устранено финансовых нарушений, выявленных внешней проверкой бюджетной отчетности, на сумму 675673,7 тыс. рублей.
За ненадлежащее исполнение бюджетного процесса и допущенные нарушения вынесены дисциплинарные взыскания 5 работникам органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также понижен размер премии 17 работникам органов местного самоуправления на сумму 27,7 тыс. рублей.
3.2. Контроль за использованием средств бюджета города и эффективностью
управления и распоряжения муниципальной собственностью
В результате 7 проведенных контрольных мероприятий по использованию средств бюджета города и распоряжению муниципальной собственностью выявлены отдельные нарушения действующего законодательства и недостатки в работе органов местного самоуправления и проверяемых организаций на сумму 82549,6 тыс. рублей, в том числе:
нарушения, связанные с управлением и распоряжением муниципальной собственностью - 4344,5 тыс. рублей, из них неполное перечисление средств от управления и распоряжения муниципальной собственностью в бюджет города - 184,0 тыс. рублей;
неправомерное и необоснованное расходование средств бюджета города - 584,6 тыс. рублей, в том числе завышение объемов выполненных работ - 108,2 тыс. рублей;
неэффективные расходы бюджета города - 26976,5 тыс. рублей;
расходование бюджетных средств с нарушением порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в сумме 6651,3 тыс. рублей;
прочие нарушения (невнесение корректировок в муниципальные задания, несоблюдение требований отдельных муниципальных правовых актов и т.п.) - 43992,7 тыс. рублей.
В целях принятия надлежащих мер и устранения выявленных нарушений и недостатков руководителям проверенных организаций, руководителям вышестоящих отраслевых органов местного самоуправления Счетной палатой направлено 12 представлений. Информация об исполнении представлений поступает в Счетную палату в установленные сроки, как правило, в течение месяца после направления представления.
Устранение отдельных нарушений требует более длительных сроков.
Представления находятся на контроле Счетной палаты до устранения выявленных нарушений.
По итогам указанных 7 контрольных мероприятий устранено финансовых нарушений на сумму 40365,2 тыс. рублей, в том числе восстановлено в бюджет города 1111,4 тыс. рублей.
Кроме этого, в 2009 году в рамках выборочной проверки уплаты в бюджет города земельных платежей под объектами недвижимого имущества, приватизированного из муниципальной собственности за 2007-2008 годы, Счетной палатой были направлены материалы в УФНС России по Алтайскому краю для использования в контрольной работе. По информации УФНС России по Алтайскому краю, полученной в мае 2010 года, земельный налог по проверяемым объектам недвижимости поступил в бюджет города в полном объеме - 235,2 тыс. рублей.
По вопросу использования средств бюджета города проведено 4 контрольных мероприятия. Нарушения, выявленные Счетной палатой в ходе контрольных мероприятий, сводятся к следующему:
расходование средств бюджета города в отдельных случаях осуществляется с нарушением порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации;
допускается неправомерное, необоснованное и неэффективное использование бюджетных средств;
несоблюдение требований отдельных муниципальных правовых актов.
Проверкой обоснованности и эффективности использования средств, выделенных из бюджета города комитету по образованию города Барнаула (далее - Комитет) на оздоровление детей в летних загородных лагерях в 2009, 2010 годах установлено следующее.
Услуги по оздоровлению детей в летних загородных лагерях согласно утвержденным постановлениями администрации города реестрам в 2009 году оказывали 15, в 2010 году 16 загородных лагерей пригородной зоны г. Барнаула.
Всего на базе загородных оздоровительных лагерей в 2009 году отдохнуло 11 258 детей, в 2010 году - 13 038 детей.
Средняя стоимость путевки в загородные оздоровительные лагеря установлена на 2009, 2010 годы в размере 8000,00 рублей.
Изменилась составляющая расходов на оплату стоимости путёвки. В 2010 году расходы на оплату стоимости путевки за счет средств бюджета города увеличились с 10% в 2009 году до 35% в 2010 году. В бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год не предусматривались средства на оздоровление детей. За счет средств краевого бюджета предоставлялась мера государственной поддержки для граждан, проживающих на территории Алтайского края и имеющих детей в возрасте от 7 до 15 лет включительно, в виде компенсации 50% средней стоимости путевки. Родительская доля сохранилась на уровне 2009 года - 15%.
В 2009 году Комитету из бюджета города на оздоровление детей в летних загородных лагерях было выделено 10274,6 тыс. рублей, в 2010 году по состоянию на 01.07.2010 - 4245,1 тыс. рублей.
В ходе проверки Счетной палатой выявлено нарушений и недостатков на сумму 8457,2 тыс. рублей.
Установлено, что Комитетом в 2009 году за счет средств бюджета города были произведены необоснованные расходы в сумме 242,7 тыс. рублей, из них 175,7 тыс. рублей на содержание лагерей, переданных по договорам безвозмездного пользования ссудополучателям и 67,0 тыс. рублей расходов произведено без наличия нормативного акта, подтверждающего правомерность производимых расходов.
Выявлено незаконное расходование средств бюджета города в сумме 33,6 тыс. рублей. Не подтверждена документально обоснованность предоставления субсидий из бюджета города юридическим лицам.
С нарушением Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ Комитетом произведены расходы на проведение оздоровительной кампании детей на общую сумму 5920,2 тыс. рублей.
В 2009 году доведенные муниципальные задания не соответствовали требованиям утвержденного порядка формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания.
Финансирование расходов на обеспечение выполнения муниципального задания в 2009 году осуществлялось в соответствии с бюджетными сметами учреждений без учета выполнения натуральных показателей.
При изменении общего объема средств бюджета города, запланированного на выполнение муниципального задания, корректировки в муниципальное задание не вносились.
Так, в ходе встречной проверки в муниципальном автономном образовательном учреждении дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный центр "Каникулы" установлено, что общий объем средств бюджета города, запланированный на выполнение муниципального задания данным учреждением в 2010 году, составил 9521,9 тыс. рублей согласно уточненной сводной бюджетной росписи, что на 2260,7 тыс. больше объема утвержденного муниципального задания (7261,2 тыс. рублей).
При планировании натурального показателя муниципального задания для автономного учреждения "Каникулы" Комитетом в муниципальное задание включен объем муниципальных услуг, рассчитанный исходя из плановой наполняемости загородных оздоровительных лагерей, без выделения количества детей работников муниципальных бюджетных учреждений, подлежащих субсидированию в размере 35% от утвержденной стоимости путевки за счет средств бюджета города.
Объем муниципального задания в стоимостном выражении Комитетом определен без расчета стоимости единицы муниципальной услуги в пределах общего объема предусмотренных средств.
В отчетах о выполнении муниципального задания за 1 и 2 квартал отсутствует выполнение натурального показателя, а также отсутствует раздельный учет произведенных расходов на оказание стоимости муниципальной услуги и на возмещение затрат по содержанию имущества по источникам финансирования расходов (бюджетные и внебюджетные средства).
Счетной палатой города Барнаула направлено представление Комитету, в результате:
- необоснованно произведенные расходы за счет средств бюджета города в сумме 242,7 тыс. рублей возмещены в полном объеме в бюджет города;
- незаконно израсходованные средства на предоставление субсидий в сумме 33,6 тыс. рублей перечислены в бюджет города;
- расходы на возмещение затрат на оказание муниципальных услуг по летнему оздоровлению детей приведены в соответствие с бюджетной классификацией Российской Федерации;
- устранены нарушения в муниципальных заданиях на оказание услуг в сфере дополнительного образования - организацию загородного отдыха детей и подростков подведомственным учреждениям.
Проверка законности и целевого использования средств бюджета города, выделяемых комитету по делам здравоохранения города Барнаула на обеспечение выполнения муниципальных заданий подведомственными учреждениями здравоохранения, показала следующее.
Органом, уполномоченным в сфере управления здравоохранением в городе, является комитет по делам здравоохранения города Барнаула (далее - Комитет).
На территории города Барнаула медицинская помощь в 2009 году оказывалась 42 медицинскими учреждениями, в 2010 году - 41 медицинским учреждением.
Муниципальное задание, доведенное Комитетом подведомственным учреждениям, по форме соответствует требованиям бюджетного законодательства.
Плановый объём бюджетных ассигнований на выполнение муниципального задания в 2009 году составил 940923,9 тыс. рублей, в 2010 году - 948578,0 тыс. рублей.
Согласно отчетным данным, финансирование на исполнение муниципального задания за 2009 год составило 934784,5 тыс. рублей, в том числе за счет средств бюджета города - 844 370,1 тыс. рублей или 99,3% от планового показателя, средств краевого бюджета - 90414,4 тыс. рублей или 100% от уточненного плана, за 1 квартал 2010 года исполнение стоимостного показателя составило 227942,2 тыс. рублей, в том числе за счет средств бюджета города - 210 044,6 тыс. рублей или 24,1% от плана, утвержденного на 2010 год (871 709,0 тыс. рублей), за счет краевого бюджета - 17897,6 тыс. рублей или 23,3% от плана.
В общем объеме финансирования расходов на здравоохранение средства территориального фонда обязательного медицинского страхования на оказание медицинских услуг в 2009 году и в 1 квартале 2010 года составили 58%.
Натуральные показатели (годовое количество койко-дней, посещений, коек, вызовов и литров крови) запланированы в муниципальном задании в целом по деятельности учреждения, осуществляемой за счет всех источников финансирования, большую часть из которых составляют средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования.
Муниципальным заданием на 2009, 2010 годы для медицинских учреждений доведены единые стандарты качества, но без учета специфики их деятельности, что не позволяет оценить степень достижения того или иного показателя качества в конкретном учреждении.
Кроме того, учреждениям доведены показатели, которые рассчитываются в зависимости от количества жителей города и характеризуют деятельность сферы здравоохранения в городском округе.
Проверкой установлено, что в муниципальном задании не отражено пообъектное распределение расходов на капитальный ремонт и (или) приобретение и модернизацию оборудования на 2009 год по 2 учреждениям здравоохранения на сумму 824 тыс. рублей, на 2010 год - по 33 муниципальным учреждениям здравоохранения на сумму 35853,0 тыс. рублей. Данное распределение производилось Комитетом по каждому учреждению, но не нашло отражения в муниципальном задании.
В течение 2009 года не вносились изменения в муниципальное задание, при этом Комитетом как главным распорядителем бюджетных средств вносились изменения в сметы расходов бюджетных учреждений, в том числе изменяющие общий объем расходов учреждения и расходов на выполнение муниципального задания. Объём нарушений составил 5055,1 тыс. рублей.
Нарушались сроки предоставления отчетов о выполнении муниципальных заданий. В составе ежеквартальных отчетов учреждений о выполнении муниципального задания отсутствуют пояснительные записки о результатах выполнения муниципального задания.
В разрезе учреждений здравоохранения за 2009 год отмечается либо невыполнение, либо значительное перевыполнение планового объема услуг в натуральном выражении. Меры финансового воздействия за невыполнение установленных муниципальным заданием натуральных показателей Комитетом в отношении учреждений, допустивших невыполнение, не принимались.
Учитывая то, что муниципальные услуги в натуральных показателях имеют разные источники финансирования (средства федерального, краевого бюджетов, бюджета города, государственных фондов социального страхования, обязательного медицинского страхования, доходов от оказания платных услуг), полная стоимость медицинской услуги в муниципальном задании не рассчитана, муниципальные учреждения здравоохранения финансируются на содержание учреждения за счет средств бюджета города практически по смете расходов, вне зависимости от результатов выполнения количественных показателей муниципального задания.
Проведёнными встречными проверками в 3 учреждениях здравоохранения (МУЗ "Городская больница N 5", МУЗ "Родильный дом N 1", МУЗ "Стоматологическая поликлиника N 3") по вопросу достоверности отчетных данных по выполнению показателей муниципального задания за 2009 год, 1 квартал 2010 года, в МУЗ "Стоматологическая поликлиника N 3" установлено занижение отчетных показателей за 2009 год на 252 посещения, за 1 квартал 2010 года - на 239 посещений в результате допущенных арифметических ошибок.
По результатам контрольного мероприятия Комитету направлено представление Счетной палаты города Барнаула.
Комитетом учтены и приняты к исполнению выявленные нарушения при доведении муниципальных заданий.
Реформирование системы финансирования здравоохранения в городе с целью осуществления оплаты медицинской помощи по результатам деятельности, переходу на одноканальное финансирование муниципальных учреждений связано с принятием на уровне субъекта Российской Федерации нормативных правовых документов. В настоящее время не решенным остаётся вопрос установления зависимости финансирования расходов на выполнение муниципальных услуг от результатов выполнения натуральных показателей.
Проверка возмещения расходов из бюджета города на содержание объектов коммунальной инфраструктуры, переданных по договорам на эксплуатацию организациям коммунального комплекса, в комитете по учету имущества муниципальной казны города Барнаула проведена с целью определения обоснованности возмещения расходов из бюджета города на указанные цели.
Субсидии из бюджета города на объекты коммунальной инфраструктуры предоставлялись комитетом по учету имущества муниципальной казны города Барнаула (далее - Комитет) на возмещение:
- эксплуатационных расходов на бесхозяйные объекты;
- расходов на капитальный ремонт бесхозяйных объектов.
Отсутствие утвержденных расценок и нормативов затрат на содержание (эксплуатацию) объектов коммунальной инфраструктуры, переданных по договорам на эксплуатацию, не позволило проверить обоснованность планирования субсидий в проверяемом периоде.
В 2009 году Комитетом фактически принято и оплачено работ по содержанию бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры на общую сумму 36174,3 тыс. рублей (в том числе: капитальный ремонт - 12967,7 тыс. рублей, эксплуатация - 23206,6 тыс. рублей), с учетом погашения кредиторской задолженности за 2008 год в сумме 5142,8 тыс. рублей оплачено 41317,1 тыс. рублей.
По состоянию на 01.10.2010 Комитетом оплачено - 37977,0 тыс. рублей, в том числе капитальный ремонт - 21071,9 тыс. рублей (70% от плана), эксплуатация - 16905,1 тыс. рублей (95% от плана). Удельный вес расходов на капитальный ремонт в 2010 году увеличился на 26%.
Установлено несоблюдение сроков предоставления организациями - получателями субсидий актов об оказании услуг по эксплуатации объектов с приложением расшифровки видов услуг. В 2009 году в большинстве случаев расшифровки к актам предоставлялись не по видам услуг, а по статьям затрат (материалы, заработная плата, отчисления на социальное страхование, прочие расходы).
Комитетом осуществлялась только документальная проверка ежемесячно представляемых организациями документов для возмещения затрат по эксплуатации бесхозяйных объектов без проверки объемов оказанных услуг.
Объем необоснованно предоставленных субсидий из бюджета города составил 200,1 тыс. рублей в результате несвоевременного предоставления комитетом по управлению муниципальной собственностью города Барнаула решений о передаче объектов на баланс Комитета и отсутствия нормативной базы, регламентирующей порядок эксплуатации объектов, на которые зарегистрировано право муниципальной собственности, но которые не переданы в аренду, в том числе в 2009 году - 151,3 тыс. рублей, в 2010 году - 48,8 тыс. рублей.
К неэффективным расходам средств бюджета города отнесены затраты на эксплуатацию бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, переданных обслуживающим организациям по договорам на эксплуатацию, в размере 26976,5 тыс. рублей. В соответствии с требованиями Федерального закона 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" указанные расходы должны учитываться в тарифе соответствующих обслуживающих организаций.
В результате установленного несоответствия объемов выполненных работ по капитальному ремонту тепловой сети по ул. Гоголя, 242-б получателем субсидии МУП "Энергетик" г. Барнаула излишне предъявленная и оплаченная стоимость выполненных работ составила 108,2 тыс. рублей.
С нарушением Указаний о порядке применения бюджетной классификации Комитетом были произведены расходы в объеме 731,1 тыс. рублей.
Проверкой стоимости выполненных работ по прокладке трубопровода методом прокола с помощью установок горизонтально-направленного бурения и проходческих машин с тяговым усилием 40 Кн установлено существенное расхождение количества фактически отработанных машино-часов по сравнению с утвержденными Государственными элементными сметными нормами на строительные работы.
Счетной палатой города Барнаула направлено представление Комитету, по итогам реализации восстановлено в бюджет города установленное завышение объемов выполненных работ в сумме 108,2 тыс. рублей, Комитетом начата работа с краевым автономным учреждением "Алтайский региональный центр ценообразования в строительстве" по разработке индивидуальных расценок на проведение работ установками горизонтально-направленного бурения, учтены замечания, касающиеся применения бюджетной классификации в бюджете города на 2011 год, установлен регламент взаимодействия с комитетом по управлению муниципальной собственностью города Барнаула, в котором определены сроки предоставления решений о движении имущества муниципальной казны.
Проверка исполнения представления Счетной палаты, проведенная в комитете по образованию города Барнаула об устранении нарушений, выявленных в ходе внешней проверки бюджетной отчетности за 2009 год, показала выполнение данным комитетом всех требований, изложенных в представлении.
В сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью контрольными мероприятиями в отчетном периоде было охвачено 2 муниципальных унитарных предприятия - МУП "Барнаулавтодор" г. Барнаула и МУП "Специализированная похоронная служба" г. Барнаула (в последнем из них - проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности) и комитет по учету имущества муниципальной казны города Барнаула, являющийся одним из главных администраторов доходов бюджета города от реализации муниципального имущества.
В ходе проведения проверок были установлены отдельные факты несоблюдения требований нормативных правовых актов в области управления и распоряжения муниципальной собственностью.
Проверкой эффективности управления и распоряжения муниципальным имуществом, проведенной в МУП "Барнаулавтодор" г. Барнаула (далее - МУП "БАД" или предприятие), Счетной палатой отмечена неустойчивая динамика основных производственных и финансовых показателей. Объем проверенных средств составил 89347,0 тыс. рублей.
Выручка от реализации (доходы) за 2009 по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилась на 111883,0 тыс. рублей (на 63,2%) и составила 65225,0 тыс. рублей, за 6 месяцев 2010 года она составила 24123,0 тыс. рублей, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась на 4400,0 тыс. рублей (на 22,3%).
Себестоимость выполненных работ (расходы) за 2009 год по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилась на 120834,0 тыс. рублей (на 64,5%) и составила 66447,0 тыс. рублей, за 6 месяцев 2010 года она составила 25888,0 тыс. рублей, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилась на 4206,0 тыс. рублей (на 14,0%).
Убыток от продаж за 2009 год по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился на 8951,0 тыс. рублей (на 88%) и составил 1223,0 тыс. рублей, за 6 месяцев 2010 года убыток составил 1765,0 тыс. рублей, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился в 5,9 раз.
Чистая прибыль за 2009 год по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась на 4668,0 тыс. рублей и составила 1139,0 тыс. рублей, за 6 месяцев 2010 года она составила 687,0 тыс. рублей, за аналогичный период прошлого года складывался убыток в размере 8059,0 тыс. рублей.
Активы предприятия за 2009 год уменьшились на 30553,0 тыс. рублей (на 56,2%), в основном, за счет снижения дебиторской задолженности по расчетам c покупателями и заказчиками. Чистые активы предприятия по состоянию на 31.12.2009 значительно превышают уставный капитал. Собственный капитал увеличился в 6 раз. Это положительно характеризует динамику изменения имущественного положения предприятия.
Вместе с тем, за 2009 год из четырех соотношений, характеризующих наличие ликвидных активов у предприятия, выполняется два - предприятие неспособно погасить наиболее срочные обязательства за счет высоколиквидных активов. Три показателя, характеризующие платежеспособность (коэффициенты текущей (общей) ликвидности, быстрой (промежуточной) ликвидности и абсолютной ликвидности), существенно ниже общепринятого значения - у предприятия недостаточно активов, которые можно в сжатые сроки перевести в денежные средства, чтобы погасить краткосрочную кредиторскую задолженность.
С начала 2010 года общий объем дебиторской и кредиторской задолженности увеличился. По состоянию на 01.07.2010 сумма превышения кредиторской задолженности над дебиторской увеличилась на 7721,0 тыс. рублей по сравнению с 01.01.2010 и составила 19292,0 тыс. рублей. Данный показатель отрицательно характеризует деятельность предприятия, так как создаются предпосылки для возникновения просроченной кредиторской задолженности и необходимости привлечения дополнительных финансовых источников.
В 2010 году наблюдается снижение коэффициента использования техники на 8% по сравнению с 2009 годом.
В ходе проверки были установлены финансовые нарушения и недостатки на общую сумму 1444,8 тыс. рублей.
С нарушением Бюджетного кодекса РФ утвержден Устав предприятия в части источников формирования имущества предприятия, несвоевременно вносились изменения в Устав предприятия.
На предприятии не разработана и не утверждена руководителем учетная политика. Бухгалтерская отчетность и учет не в полной мере соответствуют требованиям действующего законодательства по бухгалтерскому учету; нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности составили 475,6 тыс. рублей.
После признания утратившим силу постановления администрации города от 17.03.2006 N 505 "Об организации движения в период весенней и осенней распутицы и перевозке крупногабаритного и тяжелого груза по дорогам г. Барнаула", предусматривающего взимание МУП "БАД" денежных средств за выдачу пропусков для движения по городу грузового автотранспорта и разрешений на перевозку крупногабаритного и тяжелого груза, данное предприятие продолжало до 19.08.2010 года получать доходы за выдачу разрешений на перевозку крупногабаритного и тяжелого груза. В результате МУП "БАД" незаконно получено доходов в размере 542,9 тыс. рублей.
С нарушением статьи 101 Трудового кодекса РФ при отсутствии утвержденного перечня должностей с ненормированным рабочим днем предприятием производились доплаты водителям служебных автомобилей за ненормированный рабочий день в сумме 90,4 тыс. рублей.
Предприятием без согласования крупной сделки с собственником имущества - комитетом по управлению муниципальной собственностью города Барнаула приобретено имущество на сумму 105,0 тыс. рублей.
Без наличия необходимых оснований производилась выплата компенсации за использование личных мобильных телефонов в сумме 19,8 тыс. рублей и личного автотранспорта в производственных целях в сумме 38,4 тыс. рублей.
За проверяемый период предприятием недоперечислены доходы в виде 10% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, в сумме 5,9 тыс. рублей. Кроме этого, МУП "БАД" не производились исчисления и уплата в бюджет города платы за негативное воздействие на окружающую среду. При фактическом использовании земельного участка предприятием бюджет города недополучил доходы в виде земельных платежей.
При незначительных оборотах денежных средств на расчетных счетах в 2 коммерческих банках предприятием произведены расходы на оплату их услуг в сумме 11,5 тыс. рублей, которые являются неэффективными.
МУП "БАД" недополучило доходы в размере 61,9 тыс. рублей за выполнение работ ненадлежащего качества.
Предприятием не принимались меры к реализации списанного муниципального имущества.
Комитетом по управлению муниципальной собственностью города Барнаула переданы МУП "БАД" основные средства на обслуживание, в связи с чем они учитываются на забалансовых счетах предприятия, что не соответствует требованиям действующего законодательства.
Учредителями предприятия - комитетом по дорожному комплексу, благоустройству и озеленению и комитетом по управлению муниципальной собственностью города Барнаула недостаточно обеспечивался контроль за эффективным использованием муниципального имущества; за полнотой перечисления в бюджет города администрируемых доходов; за своевременностью предоставления отчетов руководителя предприятия; за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия: не утверждалась бухгалтерская отчетность и отчеты, показатели экономической эффективности деятельности предприятия.
По результатам контрольного мероприятия проведено совещание у главы администрации города с участием отраслевых комитетов органов местного самоуправления; направлены представления Счетной палаты МУП "БАД", комитету по дорожному комплексу, благоустройству и озеленению, комитету по управлению муниципальной собственностью города Барнаула и комитету по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула.
По итогам проверки МУП "БАД" основные нарушения и замечания устранены, отдельные - находятся на контроле в Счетной палате; в бюджет города перечислено 704,1 тыс. рублей, в том числе: незаконно полученные средства за выдачу разрешений на перевозку крупногабаритного и тяжелого груза в сумме 542,9 тыс. рублей, недоперечисленная 10% прибыль - 5,9 тыс. рублей, плата за негативное воздействие на окружающую среду - 155,3 тыс. рублей.
За неудовлетворительную организацию работы по контролю за финансово-хозяйственной деятельностью МУП "БАД" главному бухгалтеру комитета по дорожному комплексу, благоустройству и озеленению уменьшен размер ежемесячной премии на 10% за февраль 2011 года.
В ходе ревизии финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия "Специализированная похоронная служба" г. Барнаула" (далее - МУП "СПС" или предприятие) проверенный объем средств составил 209455,0 тыс. рублей.
Динамика основных производственных показателей предприятия положительна.
Доходы предприятия в 2009 году увеличились по сравнению с 2008 годом на 1247,2 тыс. рублей (на 1,7%) и составили 75 299,3 тыс. рублей, за 9 месяцев 2010 года доходы составили 63 257,6 тыс. рублей (108,1% от суммы доходов по основным видам деятельности за аналогичный период 2009 года).
Расходы предприятия за 2009 год увеличились по сравнению с 2008 годом на 3564,5 тыс. рублей (на 5%) и составили 74227,9 тыс. рублей, за 9 месяцев 2010 года расходы составили 60291,7 тыс. рублей.
Активы предприятия за два года увеличились на 7 577 тыс. рублей или на 85,8%. Чистые активы в 95,4 раза превышают уставный капитал.
Собственный капитал на 31.12.2009 года составил 9 539,0 тыс. руб., в сравнении с началом года увеличился в 6,2 раза, на 30.09.2010 года увеличился на 6 411,0 тыс. руб. или на 67% в сравнении с началом года.
Чистая прибыль в 2009 году снизилась на 2562,0 тыс. рублей (на 91,2%) к уровню 2008 года. Однако, по итогам деятельности за 9 месяцев 2010 года получена прибыль в сумме 2 009,0 тыс. рублей, что на 24% выше прибыли, полученной за аналогичный период 2009 года.
Вместе с тем, за 2009 год 2 показателя, характеризующие платежеспособность: коэффициент текущей (общей) ликвидности и быстрой (промежуточной) ликвидности не соответствуют норме. Из четырёх соотношений, характеризующих соотношение активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения, выполняется два: предприятие неспособно погасить наиболее срочные обязательства за счёт высоколиквидных активов (денежных средств и краткосрочных финансовых вложений), которые составляют только 48% от необходимой величины. При этом все коэффициенты имеют положительную динамику.
В целом, это положительно характеризует динамику изменения имущественного и финансового положения МУП "СПС".
В ходе ревизии в МУП "СПС" установлено финансовых нарушений и недостатков на сумму 2899,7 тыс. рублей.
Бухгалтерская отчетность и учет на предприятии не в полной мере соответствуют требованиям действующего законодательства по бухгалтерскому учету в части правильности отражения хозяйственных операций, полноты, соответствия взаимосвязанных показателей. В результате нарушения в бухгалтерском учете и отчетности составили 791,5 тыс. рублей.
За проверяемый период МУП "СПС" произведены расходы на оплату штрафов и пени за нарушение трудового и налогового законодательства в сумме 1 479,0 тыс. рублей, которые являются неэффективным использованием денежных средств. Предприятием без согласования крупной сделки с собственником имущества - комитетом по управлению муниципальной собственностью города Барнаула приобретено имущество на сумму 445,3 тыс. рублей.
МУП "СПС" допускались факты излишних выплат по заработной плате на сумму 33,2 тыс. рублей; производились необоснованные расходы на горюче-смазочные материалы и на оплату ремонтных работ на сумму 93,7 тыс. рублей; необоснованно принимались к учёту расходы подотчётных лиц по приобретению материальных запасов и оплату административных штрафов на сумму 2,7 тыс. рублей. Все это привело к снижению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и, соответственно, недоперечислению доходов в бюджет города в виде 10% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, в сумме 7,9 тыс. рублей. Кроме этого, несоблюдение предприятием установленных сроков перечисления 10% прибыли в бюджет города повлекло начисление Счетной палатой неустойки в размере 14,8 тыс. рублей.
Имели место факты неправильно начисленной амортизации основных средств на сумму 30,2 тыс. рублей.
Предприятием не осуществлялся контроль за своевременным поступлением арендных платежей по заключаемым им договорам аренды объектов муниципальной собственности; пеня за несвоевременное перечисление арендной платы арендаторами составила 1,3 тыс. рублей.
При отсутствии надлежащего контроля со стороны администратора арендной платы за землю - комитета по земельным ресурсам и землеустройству МУП "СПС" использовало для осуществления своей деятельности земельный участок на безвозмездной основе, без договорных отношений.
Комитетом жилищно-коммунального хозяйства как учредителем данного предприятия недостаточно осуществлялся контроль за финансово-хозяйственной деятельностью МУП "СПС": бухгалтерская отчётность, отчёты предприятия, показатели экономической деятельности предприятия ими не утверждались.
Несвоевременно вносились изменения в Устав предприятия, что свидетельствует о недостаточном контроле со стороны комитета по управлению муниципальной собственностью за исполнением принятых решений.
В ходе проведения ревизии отмеченные нарушения, в большинстве своем, устранены.
Счетной палатой направлено представление руководителям МУП "СПС", комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, комитета по управлению муниципальной собственностью города Барнаула и комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула.
В бюджет города перечислены доходы в сумме 22,8 тыс. рублей. Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству города заключен договор аренды с МУП "СПС" за пользование земельным участком с годовой суммой аренды 368,6 тыс. рублей.
За допущенные нарушения финансово-хозяйственной деятельности 5 работников МУП "СПС" привлечено к дисциплинарной и материальной ответственности; за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей понижен размер премии за январь 2011 года 2 работникам комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула на 20%.
В ходе проверки осуществления бюджетных полномочий в комитете по учету имущества муниципальной казны города Барнаула (далее - Комитет) как главного администратора доходов бюджета города за 2009 год и 9 месяцев 2010 года объем проверенных средств составил 1230,4 тыс. рублей.
Комитет является главным администратором доходов бюджета города по доходам от реализации материальных запасов, находящихся в собственности городских округов. Данные доходы формируются от сдачи на металлолом пришедшего в негодность имущества муниципальной казны, образовавшегося по объектам коммунальной инфраструктуры.
Реализация металлолома осуществляется Комитетом на основании договоров поставки, заключаемых с организациями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных и (или) цветных металлов. Оплата за реализованный металлолом по договорам поставки производится с Комитетом несвоевременно, с нарушением установленных сроков. При этом договорами не предусмотрены санкции за ненадлежащее исполнение обязательств.
В нарушение пункта 2.2. Порядка составления и ведения кассового плана исполнения бюджета города в текущем финансовом году, утверждённого приказом комитета по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула от 16.01.2008 N 8, Комитетом не соблюдались сроки предоставления сведений в горфинкомитет по распределению администрируемых доходов с понедельной детализацией.
Счетной палатой города Барнаула направлено представление Комитету, в результате в договоры поставки включены условия, предусматривающие ответственность организаций за несвоевременную оплату Комитету денежных средств за металлолом.
4. Экспертно-аналитическая деятельность Счетной палаты
Важным направлением, реализующим контрольные функции Счетной палаты, является экспертно-аналитическая деятельность.
В ходе экспертно-аналитической деятельности Счетной палатой проводился анализ соответствия проектов решений действующему законодательству, нормативной и методической базе, рассматривались расчеты, экономические, финансовые и иного рода обоснования.
В течение 2010 года аналитическая деятельность Счетной палаты была также направлена на совершенствование количественного и качественного учета выявленных контрольными мероприятиями нарушений бюджетного законодательства и финансовой дисциплины, а также учета и контроля за восстановлением в бюджет средств, использованных с нарушением действующего законодательства.
В отчетном периоде Счетной палатой подготовлено 33 заключения на проекты решений городской Думы, в том числе:
на годовой отчет об исполнении бюджета города за 2009 год - 1 заключение;
по внесению изменений в бюджет города на 2010 год - 5 заключений;
на проект бюджета города на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов - 2 заключения;
на проекты решений, касающихся бюджетного устройства и бюджетного процесса в городе Барнауле, - 4 заключения;
по вопросам управления и распоряжения муниципальной собственностью - 8 заключений;
по вопросам расходования бюджетных средств - 13 заключений.
Цель данной работы - предупредить возможные нарушения до принятия правовых актов. По 21 проекту внесено 39 предложений и замечаний, из которых: 31 учтены, 4 находятся на контроле Счетной палаты, 1 проект снят с рассмотрения городской Думой по предложению Счетной палаты, в заключениях на 6 проектов указано на необходимость внесения изменений в ранее принятые правовые акты. Ряд замечаний был устранен по предложениям Счетной палаты в ходе подготовки проектов муниципальных правовых актов.
Основным мероприятием в сфере последующего контроля стала подготовка заключения на проект решения городской Думы "Об исполнении бюджета города за 2009 год, расходовании резервного фонда". При подготовке заключения на отчет администрации города об исполнении бюджета были использованы материалы внешних проверок годовой бюджетной отчетности 29 главных администраторов бюджетных средств и бюджетной отчетности исполнения бюджета города в комитете по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула.
В заключении на годовой отчет Счетной палатой сделан вывод о том, что выявленные нарушения и замечания не повлияли на достоверность показателей представленного отчета "Об исполнении бюджета города за 2009 год, расходовании резервного фонда", в связи с чем было рекомендовано городской Думе принять к рассмотрению и утвердить отчет, а также даны предложения администрации города по совершенствованию бюджетного процесса: повысить качество планирования доходов бюджета города; проводить работу по обеспечению эффективности расходования средств бюджета города, в том числе инвестиционных расходов, целевых программ; осуществлять контроль за состоянием дебиторской и кредиторской задолженности; не допускать принятия бюджетных обязательств сверх утверждённых ассигнований, отвлечения бюджетных средств в дебиторскую задолженность.
По итогам поквартального исполнения бюджета города за 2010 год Счетной палатой были подготовлены 3 аналитические записки, в которых было предложено: рассмотреть вопрос о корректировке плановых показателей доходной части бюджета города; главным администраторам доходов бюджета города принять меры по погашению имеющейся задолженности в бюджет города; главным распорядителям бюджетных средств обеспечить исполнение предусмотренных бюджетных ассигнований на 2010 год; уменьшить бюджетные ассигнования на обслуживание муниципального долга, на изготовление технической документации (комитету по строительству, архитектуре и развитию города и комитету по земельным ресурсам и землеустройству), на предоставление единовременных компенсационных выплат отдельным категориям граждан, осуществивших газификацию домовладений; внести изменения в адресную инвестиционную программу города в части уменьшения плана по расходам на улучшение жилищных условий молодых семей (в части городских средств).
С учетом предложений Счетной палаты плановые показатели доходной части бюджета города были скорректированы в 2010 году в сторону увеличения на общую сумму 876623,5 тыс. рублей. Уменьшены плановые расходы на обслуживание муниципального долга на 96613,7 тыс. рублей (96,6%), на предоставление единовременных компенсационных выплат отдельным категориям граждан, осуществивших газификацию домовладений на 2500,0 тыс. рублей (в 2,7 раза), по расходам на улучшение жилищных условий молодых семей (в части городских средств) на 14217,0 тыс. рублей. За счет уменьшения плана по расходам на изготовление технической документации и на погашение кредиторской задолженности расходы на общегосударственные вопросы сокращены на 16,4% от утвержденного плана на 2010 год.
По проектам решений городской Думы, касающихся внесения изменений в бюджет города на 2010 год, учтены также рекомендации Счетной палаты о необходимости включения в бюджет расходов на исполнение вновь принятых публичных нормативных обязательств на общую сумму 2000,0 тыс. рублей.
Одним из вопросов, предложенных для решения Счетной палатой в 2010 году администрации города, является соблюдение принципа подведомственности расходов бюджета, предусмотренного статьей 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. С 2011 года в бюджете города средства на содержание учреждений культуры, являющихся ранее получателями администраций районов города, предусмотрены комитету по культуре администрации города. Работа по оптимизации ведомственной структуры расходов продолжается.
Центральной частью экспертно-аналитической деятельности в процессе предварительного контроля являлась подготовка заключений на проекты решений "О бюджете города на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов", которые рассматривались в двух чтениях. В рамках экспертно-аналитических исследований проектов проанализированы основные характеристики бюджета, распределение расходов по разделам классификации расходов бюджетной системы, текстовые части проектов, состояние нормативно-методической базы их формирования, соответствие требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, основным направлениям бюджетной и налоговой политики.
В заключении на проект бюджета в I чтении Счетной палатой были даны рекомендации по увеличению плана по отдельным видам доходных источников, принятию мер к сокращению неэффективных расходов бюджета города, корректировке объема средств, выделяемых на реализацию долгосрочных целевых программ, и устранению отдельных замечаний и недостатков.
По итогам экспертизы проекта бюджета города во II чтении, с учетом устранения замечаний, Счетной палатой сделан вывод о том, что проект бюджета в целом соответствует требованиям бюджетного законодательства и дает основание предложить городской Думе принять к рассмотрению данный проект.
5. Информационная и иная деятельность Счетной палаты
Отчеты и информация о результатах контрольных мероприятий оперативно направлялись главе города Барнаула, в городскую Думу, отраслевые комитеты администрации города. Результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий рассматривались на коллегиях Счетной палаты и совещаниях с участием представителей отраслевых комитетов и руководителей проверяемых организаций.
В соответствии с Положением о Счетной палате города Барнаула отчет о работе Счетной палаты за 2009 год представлен Барнаульской городской Думе и опубликован в газете "Вечерний Барнаул".
В целях совершенствования контрольной и экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты использовались: рекомендации государственного научно-исследовательского института системного анализа Счетной палаты Российской Федерации по организации проведения контрольных мероприятий на стадиях планирования и исполнения бюджета муниципального образования; утвержденный Президиумом Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации (АКСОР) классификатор нарушений и недостатков, допускаемых участниками бюджетного процесса; информационный сборник АКСОР и другие методические материалы АКСОР.
В течение года Счетная палата получала периодические подписные издания: научно-практический журнал "Вестник АКСОР", журналы: "Бюджет", "Финансы", "Советник бухгалтера бюджетной сферы", "Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности", "Справочник кадровика" и другие.
Председатель и аудиторы Счетной палаты приняли участие в видеоконференции по итогам работы АКСОР за 2009 год и задачам на 2010 год, проведенной председателем Президиума АКСОР С.В. Степашиным (в марте 2010 года), на которой большое внимание уделялось финансовым проблемам регионов и муниципальных образований, сложившимся в экономике из-за финансового кризиса.
В 2010 году Счетной палатой осуществлялось постоянное взаимодействие по вопросам текущей деятельности с городской Думой, администрацией города и другими органами местного самоуправления, Счетной палатой Алтайского края. Председатель Счетной палаты принимает участие в работе городской Думы и ее постоянных комитетов, является членом коллегии администрации города и членом Совета по противодействию коррупции при администрации города Барнаула.
Работники Счетной палаты принимали участие в онлайн-семинарах, проводимых ООО "Гарант-Сервис Алтай" по вопросам изменений в законодательстве.
Информация по итогам работы Счетной палаты за 2010 год направлена в Счетную палату Алтайского края по запросу Ассоциации контрольно-счетных органов России.
Решением городской Думы от 26.11.2010 N 418 утвержден план работы Счетной палаты на 2011 год, в соответствии с которым определены направления деятельности. Приоритетным направлением остается экспертно-аналитическая деятельность по подготовке заключений на проекты решений городской Думы на стадии предварительного контроля.
Настоящий отчет о работе Счетной палаты города Барнаула за 2010 год рассмотрен Коллегией Счетной палаты 9 марта 2011 года (протокол N 1).
Председатель Счетной палаты |
О.М. Магель |
<< Назад |
||
Содержание Решение Барнаульской городской Думы от 25 марта 2011 г. N 491 "Об отчете о работе Счётной палаты города Барнаула за 2010... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.